100 лет со дня рождения Федора Абрамова
03.02.2020
Федор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в северной деревне Верколе
Пинежского уезда Архангельской области. Отец — Александр Степанович — скончался
очень рано, оставив многодетную семью. Маленькому Федору было два года,
старшему Михаилу не было семнадцати, когда главой семьи стала мать писателя —
Степанида Павловна, которая воспитывала детей в труде и строгости.
Детство и юность были нелегкими. В 1928 году Федор Абрамов
поступил в Веркольскую единую трудовую школу I ступени. В пятый класс его,
первого ученика, не приняли: в первую очередь брали детей бедняков, красных
партизан, а его сочли сыном середнячки. По словам самого писателя, «это была
страшная, горькая обида ребенку, для которого ученье — все». Позднее Федор
Абрамов с болью вспоминал, как пережил это испытание. Поддержала и утешала
юного Федора это время тетушка Иринья — «великая праведница. Единственная,
может быть, святая, которую он в своей жизни встречал на Земле». В пятом классе
полгода учился в Кушкопальской школе, затем в Карпогорской школе колхозной
молодежи. В 1938 году, отлично закончив Карпогорскую среднюю школу, Абрамов
поступил в один из лучших вузов страны — Ленинградский государственный
университет. Поскольку интерес к литературе у него был с самого детства, он
решил поступать на филологический факультет.
В первые дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем в
народное ополчение защищать Ленинград. Был дважды тяжело ранен, чудом остался
жив. Тяжелое время осени и зимы 1941–1942 годов он находился в блокадном
госпитале, а весной 1942 года Федора Александровича вывезли по Дороге жизни на
Большую землю, после чего он долечивался в тыловых госпиталях Вологодской и
Архангельской области. В апреле Абрамов получает отпуск по ранению и едет на
Пинежье.
Три месяца Федор Александрович преподавал в Карпогорской
школе. В родных краях ему открылась
народная трагедия — «бабья, подростковая и стариковская война в тылу». Эти
впечатления легли в основу его первого романа «Братья и сестры».
С июля 1942 года Абрамов возвращается в армию на службу в
нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения. С февраля 1943 года
по октябрь 1945 года писатель был заместителем роты в 33-м запасном стрелковом
полку Архангельского военного округа, затем помощником командира взвода
Архангельского военно-пулеметного училища. В апреле 1943 года его переводят в
отдел контрразведки «СМЕРШ», где он начинает службу с должности помощника
оперативного оперуполномоченного резерва, уже в августе становится
следователем, а в июне 1944 года — старшим
следователем отделения отдела контрразведки. За боевые заслуги был
награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону
Ленинграда», «За победу над Германией».
После демобилизации продолжил учебу в университете и, получив
диплом с отличием, поступил в аспирантуру. Критик Абрамов работает над
диссертацией по «Поднятой целине» М.А. Шолохова, публикует статьи и рецензии в
газетах. В студенческие годы ведет большую общественную и научную работу,
получает стипендию имени Сталина.
В 1951 году защитил кандидатскую диссертацию, работал на
кафедре советской литературы, в последние годы был заведующим кафедрой.
В апреле 1954 года журнал «Новый мир» печатает статью Абрамова
«Люди колхозной деревни в послевоенной прозе». Официальный литературный мир
разразился критикой в адрес автора, имя Абрамова упоминалось в негативном
контексте. Именно в то время Абрамов сформулировал свое писательское кредо,
которого придерживался всю свою жизнь: писать и говорить правду, какой бы
горькой она ни была.
В 1960 году увольняется из университета и переходит на
профессиональную писательскую работу, в октябре того же года Федора Абрамова
принимают в члены Союза писателей СССР.
Роман «Братья и сестры» печатает журнал «Нева» в 1958 году.
Критика приняла роман хорошо: к тому времени уже появилась литература,
рассказывающая достаточно правдиво о жизни деревни в военные и послевоенные
годы.
Негативные стороны жизни деревни со всей остротой показаны в
романах «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973).
Правду о жизни в деревне Абрамов показывал в рассказах,
повестях «Безотцовщина», «Вокруг да около» (принесшая автору в 1963 году
мировую известность), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька»
(1972).
В 1975 году за трилогию «Пряслины» Федор Александрович Абрамов
был удостоен Государственной премии СССР. Трилогию — а в последствии и другие
повести и рассказы Абрамова — переводили и издавали во многих странах: ГДР,
Финляндии, Польше, Японии, Норвегии, Чехословакии, Англии, Франции, США, Китае
и других.
В 1978 году вышел в свет роман «Дом» — венец тетралогии,
произведение, заставляющее задуматься не только над социальными проблемами, но
и над философско-нравственными, над основами бытия и мироздания. Эта книга по
праву считается лучшим романом Федора Абрамова.
В 70-е годы Федор Абрамов много ездил по России. Почти каждый
год выезжал в творческие командировки по приглашениям различных организаций и
издательств в зарубежные страны, вел путевые дневники, которые позднее опубликовала
Л.В. Крутикова-Абрамова.
В 1979 году 18 августа в «Пинежской правде» было опубликовано
открытое письмо Федора Абрамова к землякам «Чем живем-кормимся?» Письмо
родилось после долгих мучительных раздумий: безразличие к общественному
хозяйству, равнодушие к родной земле, пассивность, нежелание противостоять злу.
Позднее письмо было перепечатано в газете «Правда» с сокращениями и изменениями
без ведома автора, но и в таком виде оно вызвало широкий резонанс: затронутые в
нем проблемы были актуальными в масштабах всей страны.
Публицистика Абрамова не утратила своей просветительской и
провидческой силы и в наши дни. Названия статей и выступлений Абрамова весомы и
значимы: «О хлебе насущном и хлебе духовном», «Пашня живая и мертвая», «От этих
весей Русь пошла», «На ниве духовной», «Слово в ядерный век», «Самый надежный
судья — совесть», «Так что же нам делать?». «Они взывают читателя и слушателя к
прозрению, самоочищению, активному действию во имя возрождения России, народа и
человека».
В 1980 году Федор Абрамов отмечает свое шестидесятилетие:
торжества в Ленинграде, награждение орденом Ленина, встречи с читателями,
поздравления, отклики: в эти дни писатель получил 350 телеграмм, более 200
писем — от организаций, журналов, друзей, собратьев по перу и читателей.
По воспоминаниям Людмилы Владимировны Крутиковой-Абрамовой,
этот день рождения «был одним из счастливейших дней в жизни Федора Абрамова… в
день своего шестидесятилетия он наконец с радостью убедился: я писатель, меня
знают и любят».
В журналах по-прежнему появляются рассказы и повести Абрамова.
Над любимым циклом «Трава-мурава» писатель трудится с 1955 по 1982 год.
В 1982 году в журнале «Новый мир» печатается цикл «Куст
рукотворный» и несколько рассказов, в том числе «Франтик», который ранее не
пропускала цензура. Это были последние рассказы, опубликованные при жизни
писателя.
Произведения Федора Абрамова были инсценированы во многих
театрах страны. Самый лучший и долговечный спектакль «Братья и сестры» в Малом
драматическом театре — театре Европы в постановке режиссера Льва Додина в
Санкт-Петербурге.
Последние годы Федора Абрамова были посвящены работе над
произведением «Чистая книга», материал для которого писатель собирал 25 лет.
Федор Абрамов считал роман главным в своем творчестве. Замысел охватывал период
от начала 20 века до 30-х годов, главной героиней романа должна была стать
гениальная пинежская сказительница М.Д. Кривополенова — Махонька. 18 глав романа Абрамов успел написать набело.
«Чистая книга» была подготовлена Л.В. Крутиковой к публикации в 2000 году, к
80-летию писателя, и опубликована в журнале «Нева».
14 мая 1983 года Федор Абрамов скончался в Ленинграде.
19 мая Федора Абрамова похоронили в Верколе, на его любимом
угоре, возле дома, в котором он жил. Это были всенародные похороны — проститься
с писателем приехало очень много людей. И даже птицы прощались — две пары
журавлей покружились над могилой, будто уносили светлую душу Федора Абрамова
высоко-высоко в небо.
Земной путь великого русского писателя Федора Абрамова начался
и завершился в Верколе, которая была источником его вдохновения и трудов.