Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » " С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А " ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол № 3 «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «СДДТ» _______________ А.Б. Данилова Приказ № 215 от «31» августа 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа мультипликационной студии «САКВОЯЖ» модуль «Рисуем, лепим, мастерим» базовый уровень художественная направленность Срок реализации –1 год Возраст учащихся – 9-14 лет Автор-составитель: Шаврина Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории; Архангельск Год разработки 2020 Год корректировки 2021 Год корректировки 2022 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Информационная карта 3 2. Комплекс основных характеристик программы 6 2.1 Пояснительная записка 6 2.2 Учебный план 16 2.3 Учебно-тематический план 16 2.4 Содержание программы 19 2.5 Планируемые результаты и формы их проверки 24 3. Комплекс организационно-педагогических условий 25 3.1 Календарный учебный график 25 3.2 Формы аттестации и оценка образовательных результатов 30 3.3 Оценочные материалы 34 3.4 Методическое обеспечение программы 35 3.5 Условия реализации программы 39 3.6 Список информационных источников 40 2 1 2 3 4 5 6 7 7 1. Информационная карта Наименование программы Образовательная программа (услуги) (Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52)) Полное наименование Дополнительная общеобразовательная образовательной программы, в общеразвивающая программа рамках которой реализуется мультипликационной студии данная программа (услуга) «Саквояж», модуль «Рисуем, лепим, мастерим», базовый уровень Год разработки 2020 Вид деятельности по Создание персонажей и декораций для программе мультипликационных фильмов в различных техниках: рисование (гуашью, акварелью, восковыми мелками, сыпучими материалами (греча, манка, песок); конструирование (лего, оригами), перекладка (разрезная, силуэтная) Направленность Техническая дополнительного образования Аннотация (краткое описание Развитие творческих способностей содержания и иная учащихся через изготовление информация, необходимая для декораций и персонажей в различных заказчиков и получателей техниках для создания анимационных образовательных услуг) фильмов. Дети изучают технологию выполнения персонажей и декораций мультфильмов, используя анимационные технологии: рисованная перекладка, пластилиновая перекладка, рисунок сыпучими материалами, объемная анимация: предметная, кукольная, лего. Указание на уровень Базовый уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублённый)) Место реализации программы МБУ ДО «СДДТ», 3 9 10 11 12 13 14 15 16 (фактический адрес оказания услуги; при реализации программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) Возрастная категория учащихся (адресат программы) Указание на необходимость медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта (для программ физкультурно-спортивной направленности) Указание на адаптированность программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения) Режим занятий, продолжительность каждого занятия Сведения о педагогических работниках, реализующих программу (Фамилия имя отчество, квалификационная категория, образование, регалии) Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная) Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием/ без г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, Банный пер. 1-й, д. 2 9-14 лет Медицинского заключения не требуется Без адаптации 72 академических часа 1 раз в неделю по 2 академических часа Шаврина Елена Юрьевна, высшая квалификационная категория, образование высшее педагогическое Очная Объём - 72 академических часа; Очная форма – 72 академических часа. Без использования дистанционных технологий. Без использования сетевой формы Групповая форма организации 4 использования), по деятельности -72 академических часа использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная) 17 Минимальное максимальное Минимальное – 6 чел. число детей, учащихся в одной Максимальное – 12 человек группе 5 2. Комплекс основных характеристик программы 2.1. Пояснительная записка Анимация - необычное искусство, объединяющее воедино самые разные виды творчества. В переводе с латинского, анимация - «одушевление», и ее задача - вложить душу, оживить изобразительную и прикладную деятельность, литературу, музыку с помощью движения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа мультипликационной студии «Саквояж» состоит из двух модулей. Данный модуль «Рисуем, лепим, мастерим» имеет базовый уровень (далее – программа), отражает техническую направленность. Программа составлена на основе следующих пособий: Образовательная программа «Технология анимации»/М.И. Нагибина. – Ярославль: Перспектива, 2006; Волшебная азбука. Анимация от А до Я: учебное пособие для начального мультимедийного образования/М.И. Нагибина; художник И.П. Мурашова. – Ярославль: Перспектива, 2011. Актуальность программы обусловлена современными требованиями модернизации системы образования и соответствует основным направлениям развития мультимедийного образования в стране, современным достижениям в области медиаискусства. «Новые направления дополнительного образования должны основываться на освоении детьми и подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни, в том числе визуальные технологии: включение школьников в современные визуально-эстетические практики (видео, кино, телевидение, современное сценическое искусство, дизайн, вебдизайн и др.); сетевые технологии: участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернета и т.д. (Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)». 6 Программа отвечает социальному запросу родителей и потребности детей проявить свои знания, умения и навыки в анимационной деятельности. Возможность использования программы в других образовательных системах. Программа реализуется на базе Соломбальского Дома детского творчества. Может быть использована как дополнительная общеобразовательная программа в учреждениях дополнительного образования, как программа внеурочной деятельности в образовательных организациях, как дополнительная общеобразовательная программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных загородных лагерях. Новизна программы. Уровень сложности программы – базовый, который предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и умений. Отличительные особенности программы Современное изобразительное искусство значительно расширило свои границы: кино, телевидение, фотография, компьютерный дизайн и анимация, видео и многое другое активно вошли в нашу жизнь. Занимаясь по программе, дети делают первые шаги в мультимедийном образовании, обучаясь с помощью мультфильмов, создают авторскую анимацию, раскрывают свои творческие способности. Два разработанных модуля программы и взаимодействие двух педагогов художественной и технической направленностей дают широкие возможности детям для реализации творческих способностей в области мультипликации и художественного творчества. Программа представляет собой синтез видов деятельности, который требует для своего воплощения мастерства в самых разнообразных видах творчества: прикладное творчество, изодеятельность, техническое творчество и т.д. Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации, это предоставляет детям 9-14 лет в одной разновозрастной группе возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. 7 Цель программы: способствовать формированию творческих способностей учащихся через создание персонажей и декораций анимационных фильмов. Задачи: Предметные: формировать необходимые знания и умения по анимации (оживлению) рисунков, игрушек, предметов; способствовать формированию творческой активности (умение выразить свою идею и найти пути её воплощения); расширять знания о различных видах декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, о многообразии художественных материалов, приёмов и техник работы с ними для изготовления персонажей и декораций мультфильма. Метапредметные: мотивировать личность ребенка к познанию, творчеству, искусству; развивать образное мышление, зрительную память, мелкую моторику рук, интерес учащихся к разнообразной анимационной деятельности. Личностные: воспитывать доброе отношение друг к другу с положительным настроем на занятия; воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, плодотворное общение со сверстниками и старшими, умение работать в коллективе. Содержание программы может быть адаптировано для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучаясь мотивированного по программе, учащиеся детско-взрослого становятся образовательного членами высоко сообщества, где 8 получают широкий социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности. Адресат программы: учащиеся 9-14 лет, обучающиеся по модулю «Анимационные технологии». Осуществляется набор в студию в одну разновозрастную группу. Набор и формирование группы осуществляется без вступительных испытаний на протяжении всего учебного года, специальная подготовка не требуется, медицинское заключение не требуется, каждый учащийся предъявляет заявление родителей (законных представителей) и согласие на обработку персональных данных. Минимальное количество учащихся - 6, максимальное – 12 человек. Возрастные особенности детей 9-14 лет: В возрасте 9-10 лет формируется навык самостоятельности. Дети способны определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Так же дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности, при выполнении работ. С 11 лет характерным является стремление найти свое место среди сверстников, подростки пытаются утвердиться в новой социальной роли, стараются выйти за рамки школы в другую сферу, имеющую социальную значимость. Подросткам важно получить признание других людей. С 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими. Педагогическая целесообразность и принципы анимационного творчества прослеживаются в следующем: № 1 Признаки/ Характерные особенности анимационной принципы деятельности Современн Анимация прекрасное средство массовой информации, которое нашло свое применение в ость искусстве, рекламе и технике. Многообразие 9 2 3 анимационных технологий, предоставление ребенку самовыражения через авторское кино с возможнос тью получения продукта собственной деятельности авторского фильма. Наличие современных технических средств, внедрение их в учебный процесс делают анимацию необходимым и современным средством обучения, интересным видом деятельности Доступнос Искусство анимации доступно для каждого, стоит только включить телевизор. Все любят смотреть ть мультфильмы - малыши и взрослые. С появлением компьютерных технологий значительно увеличились возможности создания собственного мультипликационного кино. Выразительные средства мультипликации являются понятными и доступными для детского возраста, стимулируют творческую активность и раскрепощают мышление, а отсутствие возрастных ограничений дает возможность coздания разновозрастных групп (семейное кино) при работе над мультфильмом. Разноплано Анимационное творчество можно рассматривать с разных позиций: вость анимация как вид творчества в процессе выполнения рисунков (изобразительное), объемных персонажей (прикладное), моделей (техническое моделирование); анимация как средство объединения различных видов творчества (синтез литературы, рисунка, движения, музыки и т.п.); анимация как искусство создания авторского кино; анимация как технология одушевления; анимация как способ социальной адаптации к жизни в обществе (возможность поднять фильмом любую проблему); анимация как средство обучения и условие педагогического воздействия (заинтересовать анимационным учебным фильмом, научить ребенка в процессе работы над фильмом определенным знаниям, умениям, навыкам). Возможность создания различных анимационных произведений, экранизаций литературных 10 4 5 6 произведений, учебных фильмов. Воссоздание производственных моделей и технологических процессов, рекламы, сюжетов компьютерных игр. Концентри Мультипликация - искусство концентрированное, рованность имеющее собственную драматургическую специфику. Яркая выразительность героев, их изобразительная стилистика, голос, поступки помогают зрителю за короткое время мультфильма понять замысел автора. Прежде всего, это вызвано доступностью, привлека тельностью и неповторимостью жанра. Во многом сжатая форма анимационных произведений продиктована трудоемкостью и сложностью из готовления мультфильма, но эта краткость даст возможность получения ребенком значительной информации в сжатом виде и возможность быстрого обмена полученной информацией с друзьями. Данные преимущества мультипликации можно и нужно использовать в качестве новой технологии для приобщения детей к искусству, в процессе эстетического воспитания, обучения в школе и внеклассной работе. Индивидуа Индивидуальность анимации заключается в возможности самовыражения с использованием льность разнообразных видов творческой деятельности. Анимация - это особое состояние в изображении действительности при помощи слова и кисти, звука и движения, и здесь у каждого персонажа свой реальный мир, который живет и двигается. Мир, в котором открываются новые границы реальности, совпадающие с возможностями человеческого воображения, поэтому реальность происходящего может быть изменена в каждом случае индивидуально. Комплексн Анимационное творчество дает возможность ребенку проявить свои способности в литературе (написание ость сценария), рисовании и различных видах прикладного искусства (создание персонажей), музыке (звуковое сопровождение), речевом развитии (озвучивание ролей), технике (работа с компьютерами, различным 11 7 оборудованием). Используя в комплексе эти традиционные виды искусства, детям предоставляется возможность получить совершенно новое современное художественное произведение, проявить свое экранное творчество - создать анимационный фильм. Это значит, что у педагогов имеется возможность объединить их все в одном обобщающем виде искусства мультипликации. Социальна Одной из задач педагогики стала необходимость научить ребенка находить свое место в жизни и я общении, т.е. углубить социализацию личности, значимость развить чувство причастности к окружающему миру. Источником причастности становится общая деятельность, опыт межличностного взаимодействия, в нашем случае, - процесс работы над анимационным фильмом, возможность самовыражения личности, решение средствами анимации серьезных, общественно-значимых проблем. В процессе проведения занятий педагогом используются современные образовательные и воспитательные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве – совместная развивающая деятельность, в группе, команде, взаимозависимость и взаимопомощь членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; здоровьесберегающая технология - организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся; личностно-ориентированная технология (задания, позволяющие обеспечить комфортные условия развития личности), направленная на формирование креативных, коммуникативных, общекультурных компетенций; система инновационной оценки «портфолио»: способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. 12 Срок реализации программы: 1 год: 36 учебных недель. Объём программы: 72 академических часа. Этапы реализации программы: 1 модуль – 16 недель, 32 академических часа; 2 модуль – 20 недель, 40 академических часов. Этапы реализации программы: 1 модуль - «Мульт-изо»: с сентября по декабрь. 2 модуль – «Мульт-фантазия» реализуется с января по май. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий - 2 академических часа (2 х 45 мин). Формы организации образовательного процесса предполагают проведение занятий коллективно (всей группой 6-12 человек), малыми группами (3-4 человека), индивидуально. Формы проведения занятий: игра-путешествие, вводные занятия, практические занятия, комбинированные занятия, тематические просмотры, выполнение творческой работы малыми группами и др. Форма обучения: очная. Структура занятия представлена в «Методическом обеспечении программы» (см. п. 3.4). Реализация содержания программы строятся на основе общей схемы: 1. Беседа с детьми на определенную тему, побуждение их к высказыванию своих мыслей, своего мнения. 2. Игры и упражнения по теме занятия. Главной задачей в данном случае является обучение детей делать выбор, проявлять инициативу, творчество, развитие ответственности и умения договариваться друг с другом. 3. Обсуждение сюжета будущего мультфильма. Педагог с детьми обсуждают главных героев, их действия, главную мысль мультфильма. Рисуется эскиз героев и декораций, раскадровка - дети совместно выстраивают логическую цепочку сюжета и зарисовывают ее. Выбираются материалы и техника для создания мультфильма. 13 4. Дети знакомятся с материалами и техниками изготовления персонажей и декораций мультфильма. Творческие работы выполняются в плоскостных и обьемных техниках. Применяется широкий выбор материалов (бумага, картон, пластилин, сыпучие материалы, бросовый материал, природный материал и т.д). 7. Просмотр готового творческого продукта – мультфильма всей группой, можно с привлечением родителей, обсуждение результатов работы. 8. На итоговых занятиях, дети демонстрируют работы своим родителям. Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5. Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3. Нормативно-правовое обоснование программы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение от 4.09.2014 № 1726 – p). 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196). 5. Порядок образовательную применения деятельность, организациями, электронного осуществляющими обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт 14 развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства 2.4.3648-20 «Санитарно- просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06) 8. Санитарные правила СП эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202). 11. Устав МБУ ДО «СДДТ» 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 13. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 15 2.2. Учебный план № Название раздела Всего часов 1 2 Модуль «Мульт-изо» Модуль «Мульт-фантазия « Итого часов по программе (объём программы) 32 40 72 2.3. Учебно-тематический план № 1 2 3 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 6 Количество часов Название раздела Всего Теори Прак я тика Модуль «Мульт-изо» Вводное занятие 2 1 1 Эскиз (персонажи, 2 1 1 декорации) Раскадровка 2 1 1 Формы организации занятий Игра-путешествие Беседа, Беседа, практическая работа Изготовление персонажей и декораций для создания мультфильмов в технике 2 1 1 Беседа, показ аппликационная приемов перекладка выполнения работы, в технике 4 0 4 эксперимент, пластилиновая практическая перекладка работа в технике 10 0 10 рисованная перекладка Рисованная анимация Оживающий фон 4 0 4 Беседа, показ приемов выполнения работы Рисунок сыпучими 4 0 4 Практическая материалами работа с сыпучими материалами: манкой, гречей, песком Итоговое занятие 2 1 1 анкетирование, по изучению 1-го собеседование, 16 модуля показ творческих работ; портфолио достижений Итого: 1 2 3 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 5.3 32 5 27 Модуль «Мульт-фантазия» Вводное занятие 2 1 1 Игра-путешествие Знакомство с 2 1 1 Беседа, видами и практическая технологией работа изготовления декораций Знакомство с 2 1 1 Рассказ, материалами и практическая инструментами, работа технологией выполнения персонажей для создания мультфильмов в технике обьемная анимация Изготовление персонажей и декораций для создания мультфильмов В технике 8 0 8 Беседа, рисованная эксперимент, перекладка практическая работа В технике 4 0 4 пластилиновая перекладка Изготовление персонажей и декораций для создания мультфильмов Объёмная 4 1 3 Беседа, анимация: практическая предметная работа, экскурсия в Архангельский театр кукол Объёмная 4 0 4 Практическая анимация: лепка работа с использованием пластилина Объёмная 12 1 11 Практическая анимация: работа кукольная (лего) 17 6 Итоговое занятие по итогам 2-го модуля 2 1 1 Итого: Итого по программе 40 6 34 72 11 61 Промежуточная аттестация учащихся по итогам 2-го модуля: анкетирование, собеседование, тестирование; показ творческих работ 18 2.4. Содержание программы Модуль «Мульт-изо» 1. Вводное занятие Знакомство с детьми. Входная диагностика. Инструктажи по охране труда, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, правилам поведения на занятиях. Форма – игра-путешествие. Основные термины и понятия. Анимация, мультипликация, сюжет, персонаж, фон. Теория. Особенности организации занятий по программе мультстудии «Саквояж», основные темы и виды практических работ. Беседа о любимых мультфильмах и их героях, о мультипликации. Практика. Просмотр анимационных фильмов. Пересказ детьми сюжета запомнившегося фильма. 2. Эскиз (персонажи, декорации). 3. Раскадровка. Основные термины и понятия: Художник-мультипликатор, эскиз, раскадровка, зарисовка. Теория. Профессии в анимации. Знакомство с терминами, отражающими художественную выразительность в изобразительном и оформительском искусстве (линейное построение, фон, светотень, форма, композиция и т.д.). Значение эскиза в творческой деятельности. Движение в анимации. Практика. способствующих Выполнение упражнений, развивающих моторику руки, свободному владению карандашом (штриховка, растушевывание, орнамент) и кистью (размывка, мазок, линия). Создание эскизов, раскадровки. 19 4. Изготовление персонажей и декораций для создания мультфильмов в техниках: аппликационная перекладка, рисованная перекладка, пластилиновая перекладка. 5. Рисованная анимация: оживающий фон, рисунок сыпучими материалами. Основные термины и понятия. Перекладка, техника перекладки. Прикладное творчество. Пейзаж, портрет, натюрморт. Виды и жанры. Жанры живописи. Пейзаж в литературе и живописи. Виды. Техника выполнения. Понятия «перспектива», «колорит», «контраст». Теория. Знакомство с материалами и инструментами, при помощи которых можно изготовить персонажей и фон мультфильма. Прикладное творчество и его роль в работе над мультфильмом. Знакомство с различными техниками перекладки: аппликационная, пластилиновая, рисованная: разрезная, силуэтная. Аппликационная перекладка. Виды, классификация, способы выполнения, материалы. Волшебные превращения природы. Развитие фантазии, с использованием для работы различных природных материалов. Знакомство с рисованной анимацией: выполнение работ в техниках оживающий фон, рисунок сыпучими материалами, альбомный метод ( Flip buk). Практика. выполненной Технология заготовки изготовления на подвижные перекладок. и Разделение неподвижные части. Выразительность героя, выполненного в технике перекладки. Отработка навыков рисования. Знакомство с технологией рисованного фильма. Создание авторских анимационных зарисовок в различных техниках по выбору учащегося. 6. Итоговое занятие по изучению 1-го модуля. 20 Промежуточная аттестация учащихся по итогам 1-го модуля: анкетирование, собеседование, показ творческих работ. Модуль «Мульт-фантазия» 1. Вводное занятие. Повторные инструктажи по охране труда, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, правилам поведения на занятиях. Форма – игра-путешествие. Основные термины и понятия. Декорации, техники объемной анимации, конструирование. Теория. Виды анимационных технологий. Практика. Просмотр анимационных зарисовок учащихся, обсуждение. 2. Знакомство с видами и технологией изготовления декораций . Теория. Эскиз декораций. Виды декораций (жесткие, мягкие, живописные). Роль декораций в мультфильме. Требования к декорациям (прочность, легкость, несложное изготовление, возможность быстро собрать и разобрать, отличные изобразительные характеристики). Материалы и инструменты, технология изготовления декораций, задника (фон). Практика. Просмотр мультфильмов, обсуждение декораций в них. Рисование эскизов декораций. 3. Знакомство с материалами и инструментами, технологией выполнения персонажей для создания мультфильмов в технике объемная анимация. Основные термины и понятия. Кукольная анимация, куклы- марионетки, оригами. Теория. Объемные персонажи в мультфильмах. Беседа о материалах и технологии изготовления персонажей для создания мультфильмов в технике объемная анимация. 21 Практика. Просмотр мультфильмов, обсуждение техник изготовления персонажей в них. Рисование эскизов персонажей в различных техниках объемной анимации. 4. Изготовление персонажей и декораций для создания мультфильмов в технике рисованная перекладка, пластилиновая перекладка. Теория. Различные техники перекладки: пластилиновая, рисованная (разрезная, силуэтная). Виды, классификация, способы выполнения, материалы. Развитие фантазии, при выполнении персонажей в технике перекладка. Практика. Изготовление плоскостных рисованных персонажей (разрезные, силуэтные) и персонажей из пластилина. Доступность и оригинальность работы в техниках рисованной и пластилиновой перекладки. Технологические приемы лепки из пластилина. Просмотр мультфильмов, созданных профессионалами и другими детьми. Создание авторских персонажей в различных техниках по выбору учащегося. 5. Изготовление персонажей и декораций для создания мультфильмов в технике объёмная анимация: предметная, лепка, кукольная (лего). Теория. Различные техники объёмной анимации: предметная, лепка, кукольная (лего). Виды, классификация, способы выполнения, материалы. Развитие фантазии, при изготовлении персонажей в техниках обьемной анимации. Знакомство с объёмной анимацией: предметная (кукольная), лепка (пластилин, соленое тесто и др.). Герои мультфильмов из пластилина. Роль лепной игрушки в анимации. Лего-мультфильм. Практика. Изготовление объемной куклы из пластилина. Доступность и оригинальность работы в технике лепки. Технологические 22 приемы объемной лепки. Геометрические признаки основы. Процесс изготовления динамических игрушек и способы соединения деталей. Детали для осуществления движения и их хранение в процессе съемки. Просмотр мультфильмов, созданных профессионалами и другими детьми. Создание авторских персонажей в различных техниках по выбору учащегося. 4. Итоговое занятие по изучению 2-го модуля. Занятие проводится по окончании 2-го модуля в конце учебного года. Проводится промежуточная аттестация учащихся по итогам года в форме анкетирования, собеседования, тестирования. По окончании учебного года занятие сопровождается показом творческих работ показом творческих работ (мультфильмов) с приглашением родителей. 23 2.5. Планируемые результаты и формы их проверки: В результате изучения курса лети должны знать: • основную анимационную терминологию; • названия инструментов и материалов (пастель, гуашь, стек и • приемы работы художественными материалами: акварель, т.д.) гуашь, карандаш, пастель; • способы обработки бумаги и бросовых материалов; • правила охраны и безопасности труда, порядок организации рабочего места. Дети должны уметь: • нарисовать эскиз персонажа, декораций; • изготовить по собственному замыслу персонажи и декорации; • обсуждать и анализировать готовый фильм. Формы проверки: портфолио мультипликационной студии «Саквояж»; портфолио каждого учащегося; собеседование; показ творческих работ; анкетирование; тестирование. 24 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Календарный учебный график № Месяц Неделя Часы Тема занятия Форма занятия Модуль «Мульт-изо» Игра-путешествие 2 Вводное занятие 2 Сентябрь 2 неделя 3 неделя 2 Эскиз 3 4 неделя 2 Раскадровка 4 Октябрь 5 неделя 2 5 6 неделя 2 6 7 неделя 2 Знакомство с техникой перекладки: изготовление персонажа в технике аппликационная перекладка Знакомство с пластилиновой перекладкой изготовление персонажа в технике пластилиновая перекладка Изготовление персонажа в технике пластилиновой 1 Беседа, практическая работа Рассказ, практическая работа Беседа, практическое занятие Форма контроля/ аттестации Наблюдение. Тестирование Собеседование. Фронтальный опрос Наблюдение Выполненная творческая работа –в технике аппликационная перекладка Беседа, просмотр Творческая работа м/фильмов, выполненных в технике пластилиновая перекладка, практическое занятие Практическое занятие Анализ творческой работы 25 7 8 неделя 2 8 9 неделя 2 9 Ноябрь 10 неделя 2 10 11 неделя 2 11 12 неделя 2 12 13 неделя 2 13 Декабрь 14 неделя 2 14 15 неделя 2 перекладки Знакомство с рисованной перекладкой. Сюжет, эскиз, раскадровка Изготовление фона и декораций в технике рисованная перекладка Изготовление фона и декораций в технике рисованная перекладка Изготовление персонажей в технике рисованная перекладка Изготовление персонажей в технике рисованная перекладка Знакомство с рисованной анимацией: оживающий фон. Эскиз Выполнение творческой работы в технике рисованной анимации: оживающий фон Рисунок сыпучими Беседа, просмотр Устный опрос. м/фильмов, выполненных Выполненная работа в технике рисованная перекладка. Практическая работа Творческая мастерская Творческая работа Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение, творческая работа Беседа, просмотр Опрос, творческая работа м/фильмов, выполненных в технике рисованная анимация, практическая работа Практическое занятие Наблюдение, творческая работа Практическая работа Наблюдение 26 15 16 неделя 2 16 17 неделя 2 2 18 Январь 19 неделя 20 неделя 19 21 неделя 2 20 Февраль 22 неделя 23 неделя 2 17 21 2 2 материалами: зарисовка манкой и гречей Рисунок сыпучими материалами: мультзарисовка песком Итоговое занятие по изучению 1 модуля Практическая работа Выполненная работа Творческий отчет Промежуточная аттестация по итогам изучения первого модуля: собеседование; анкетирование «Удовлетворённость детей занятиями в студии»; показ творческих работ, портфолио достижений Модуль «Мульт-фантазия» Вводное занятие Игра-путешествие Знакомство с видами и технологией изготовления декораций. Знакомство с материалами и инструментами, технологией выполнения персонажей для создания мультфильмов в технике объемная анимация. Рисованная перекладка: Сюжет, эскиз, раскадровка Работа по изготовлению Наблюдение Беседа, практическая работа Фронтальный опрос Творческая работа Рассказ, практическая работа Устный опрос Творческая работа Игра-занятие Наблюдение Творческая работа Творческая работа Творческая мастерская 27 22 24 неделя 2 23 25 неделя 2 24 Март 26 неделя 2 25 27 неделя 2 26 28 неделя 2 27 29 неделя 2 28 Апрель 30 неделя 2 29 31 неделя 2 декораций в технике рисованная перекладка Работа по изготовлению декораций в технике рисованная перекладка Работа по изготовлению персонажей в технике рисованная перекладка Знакомство с пластилиновой перекладкой. Изготовление эскиза и персонажей в данной технике Изготовление персонажей в технике пластилиновой перекладке Знакомство с объемной предметной анимацией. Изготовление эскиза и персонажей данной технике. Изготовление персонажей в технике объемной предметной анимации Работа в технике объемная анимация: лепка из пластилина. Замысел сюжета, создание персонажей. Изготовление персонажей в Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение, творческая работа Практическое занятие Творческая работа Практическое занятие Выполненная работа Практическое занятие Беседа, творческая работа Практическое занятие Творческая работа Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение, творческая 28 30 32 неделя 2 31 33 неделя 2 технике пластилиновая лепка Знакомство с объёмной анимацией - лего. Сюжет и раскадровка легомультфильма Изготовление фона (задник) 32 34 неделя 2 Изготовление фона (задник) Практическая работа 33 2 35 37 неделя 2 36 38 неделя 2 Изготовление персонажей и декораций Изготовление персонажей и декораций Изготовление персонажей и декораций Итоговое занятие за учебный год Практическая работа 34 Май 35 неделя 36 неделя 2 Беседа, просмотр мультфильмов в данной технике. Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическое занятие Открытое занятие работа Наблюдение, опрос Наблюдение, выполненная работа Наблюдение, выполненная работа Наблюдение, выполненная работа Наблюдение, выполненная работа Наблюдение, выполненная работа Аттестация по итогам года: собеседование; анкетирование («Анкета учащегося»); тестирование; показ творческих работ; портфолио студии 29 3.2. Формы аттестации и оценка образовательных результатов Оценка уровня сформированности у обучающихся знаний и умений, предусмотренных программой, состоит из трех этапов: 1. Текущая (в конце каждого занятия). 2. Промежуточная (по окончании 1 модуля). 3. Итоговая (проводится по окончании обучения по программе). 1. Текущий контроль осуществляется в конце каждого занятия: наблюдение, устный опрос, выполненная работа, просмотр и анализ творческой работы. 2. Промежуточный контроль осуществляется по окончании полугодия (1 модуля): собеседование, показ творческой работы, портфолио достижений, анкета «Удовлетворённость детей занятиями в студии» (см. п. 3.3). 3. Итоговый контроль по программе осуществляется в форме собеседования; показа творческих работ, анкетирования («Анкета учащегося»); тестирования; портфолио мультстудии. Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а так же с целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к мультипликационной студии «Саквояж». Разработан инструментарий по модулям, а так же система текущего контроля и протоколы фиксации результатов. 1. Теоретическая подготовка учащегося: Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; 30 Владение специальной терминологией осмысленность - и правильность использования специальной терминологии. 2. Практическая подготовка учащегося: Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) - соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий. На основе отслеживания данных результатов показателей разработан образовательной инструментарий деятельности по дополнительной общеразвивающей программе мультипликационной студии «Саквояж» (модуль «Рисуем, лепим, мастерим»). . 31 Показатели 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана, программы) Критерии Соответствие теоретических знаний программным требованиям Разделы Низкий Средний программы 1. Теоретическая подготовка учащихся По всем Владеет Владеет более разделам простыми видами сложными видами программы анимационных анимационных технологий технологий Высокий Владеет более сложными видами анимационных технологий, умеет объяснять и обучать учащихся 1.2. Владение Осмысленность и По всем Знает достаточно Анимационные Анимационные специальной правильность разделам анимационных термины термины терминологией использования программы терминов, употребляет употребляет специальной старается, осознанно и в осознанно и в терминологией использовать в полном полном речи, но соответствии с их соответствии с их допускает содержанием содержанием, неточности самостоятельно овладевает терминологией, не предусмотренной программой 2. Практическая подготовка учащихся 2.1. Практические Соответствие По всем Самостоятельно Самостоятельно Самостоятельно умения и навыки, практических разделам изготавливает изготавливает изготавливает предусмотренные умений и программы простые декорации и декорации и программой (по навыков декорации и персонажи, владеет персонажи, владеет основным разделам программным персонажи, более сложными более сложными 32 учебного плана, программы) требованиям 2.2. Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий владеет видами художественной и прикладной деятельности По всем разделам программы видами видами художественной и художественной и прикладной прикладной деятельности деятельности, приёмами работы с различными материалами Работает Работает Самостоятельно самостоятельно самостоятельно по придумывает по готовому готовому эскизу. авторские эскизу Придумывает персонажи, авторские декорации персонажи, декорации 33 3.3. Оценочные материалы Анкета учащегося ФИО ___________________________ возраст __________________ 1. Положительные стороны обучения по программе мультипликационной студии «Саквояж» (модуль «Рисуем, лепим, мастерим») (что понравилось, что было новое, чему научился (-ась) и др.) ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________ 2. Удалось ли реализовать задуманное? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________ 3. С какими трудностями ты столкнулся (-ась)? _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 4. Какие предложения? ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________ 5. Хотел (а) бы продолжить обучение в студии? ______________________________________________________________ 34 3.4. Методическое обеспечение Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, демонстрация и просмотры кино и видеоматериалов, знакомство с фотоработами и слайдами, литературным и изобразительным искусством. Все занятия строятся па творческой основе с использованием игровых ситуаций. Благодаря этому на занятиях отсутствует однообразие, скука, повышается творческий интерес к любому предлагаемому преподавателем заданию. Для успешной реализации программы необходимы методические пособия и наглядный материал: конспекты занятий с учащимися; разработки воспитательных и досуговых мероприятий для учащихся и родителей; разработки мастер-классов для педагогических работников и заинтересованных лиц; подборка литературных произведений (стихотворений, рассказов, сказок); дидактические демонстрационные материалы (пустые шаблоны и примеры раскадровок, схемы смены планов крупности и т.п.), распечатанные (нарисованные) заготовки персонажей и декораций. Перечень видео-материалов: Лев Атаманов - режиссер рисованных фильмов. «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954), полнометражный фильм «Снежная королева» (1957), рисунки Виделруна), «Котенок по имени Гав» (1977-1980, серия из четырех фильмов). Валентина и Зинаида Врумберг - режиссеры, художники, сценаристы. «Красная шапочка», «Кот в сапогах» (1938), «Сказка о царе Салтане» (1943), «Палка-выручалка» (1956), «Исполнитель желании» (1957). 35 Анатолий Резников - художник, сценарист. Серия «Приключения кота Леопольда» (1976). Александр Винокуров - художник-мультипликатор рисованных фильмов. «Маугли» (1967-1971). Владимир Дегтярев (1916-1974) - художник, режиссер. «Когда зажигаются елки» (1950), «Гадкий утёнок» (1956), «Паровозик из Ромашкова» (1967), «Новогодняя сказка» (1972). Борис Дежкин - художник, режиссер-постановщик. «Необыкновенный матч» (1955), «Шайбу, шайбу!» (1964), «Матч-реванш» (1968). Иван Иванов-Вано - режиссер рисованных и кукольных фильмов, художник, сценарист. «Мойдодыр» (1939), «Зимняя сказка» (1945), «Гусилебеди», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (1951), полнометражный «Снегурочка», (1952), «Мойдодыр» (1954), полнометражный «Двенадцать месяцев» (1956), «В некотором царстве...», «Приключения Буратино» (1959), полнометражный «Конёк-горбунок» (1975). Роман Качанов – советский режиссёр, художник и сценарист. «Варежка» (1967), « Крокодил Гена» (1969), «Чебурашка» (1971), Аврора» (1973), «Шапокляк» (1974), «Тайна третьей планеты» (1981). Вячеслав Котеночкин - художник-мультипликатор, режиссер. «Ну, погоди!» (с 1969). Эдуард Назаров - художник и режиссер. «Принцесса и людоед» (1977), «Охота» (1979), «Жил-был пес» (1982). Юрий Норштейн - режиссер рисованных и кукольных фильмов, художник. «Цапля и журавль» (1974), «Ежик в тумане» (1975), «Сказка сказок» (1979). Леонид Носырев - режиссер. «Веселая карусель», «Антошка» (1969), «Два веселых гуся» (1970), «Рыжий-рыжий-конопатый» (1972), «Не любо - не слушай» (1977), «Волшебное кольцо» (1979), «Тигренок на подсолнухе» (1981). 36 Наталья Орлова - художник-мультипликатор. «Вершки и корешки», «Конек - Горбунок», «Чудеса в решете», «Серебряное копытце», «Тайна третьей планеты». Александр Петров – режиссёр, художник, сценарист «Кот в колпаке», «Добро пожаловать», « Корова» (1990), Сон смешного человека (1992), «Русалка» (1997), «Старик и море» (1999). Владимир Тарасов – режиссёр, художник рисованного кино. «Контакт» (1978). Владимир Угаров – режиссёр-художник. «Веселая карусель», «Шкатулка с секретом» (1986). Федор Хитрук – художник, режиссёр рисованных фильмов «Каникулы Бонифация» (1965), «Винни-Пух» (1969-1972). Андрей Хржановский - режиссер рисованного кино. «Дом, который построил Джек» (1976), «Осень» (1982), «Полкота» (2002). Юрий Бутырин, Алексей Лютксвич - режиссеры. Серия мультфильмов о приключении Незнайки: 7 частей по 13 мин. (1997), Леонид Шварцман - режиссер и художник. «Обезьянки - скорая помощь (1997). Александр Алексеев (Франция) - режиссер-мультипликатор, художник. «Хмель» (1951), «Истинная красота» (1953), «Нос» (по Гоголю), «Картинки с выставки» (1972). Уолт Дисней (США) - режиссер рисованных фильмов, художник и продюсер. «Пароходик Вили» (1928), серия мультфильмов о Микки Маусе (121 фильм), серия мультфильмов об утенке Дональде (126 фильмов), серия мультфильмов о псе Плуто (48 фильмов), первый полнометражный фильм «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Пиноккио» (1939), «Бемби» (1942), «Золушка», «Алиса в стране чудес» (1951), «Спящая красавица» (1959), «Винни Пух», «Книга джунглей» (1966). 37 Структура занятия: I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами и оборудованием. II этап. Основная часть. Постановка цели и задач занятия. Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний. Физкультминутка. Практическая работа группой, малой группой, индивидуально. III этап. Заключительная часть. Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия. 38 3.5. Условия реализации программы Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 2.4.4.3172-14. Оборудование кабинета: столы и стулья, стеллажи для методической литературы, литературы для обучающихся, детских изделий; стенды для выставочных работ; мольберты; магнитная доска; ноутбук. Материалы и инструменты: карандаши, линейки, кисти, ножницы, резаки, ластики, палитры, стеки, фигурные дыроколы; картон, бумага, клей ПВА, клей-карандаш, краски (акварель, гуашь), пастель, супер-клей («Титан»), цветная бумага, цветной картон; пластилин, бросовый материал: коробки изпод конфет, картон, использованные пластиковые сосуды, упаковочная бумага, зубочистки, бусины, пуговицы, шпагат, скотч и др. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). Без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы. Индивидуальные образовательные маршруты предусмотрены для учащихся с ОВЗ. 39 3.6. Список информационных ресурсов: Информационные ресурсы для педагога: 1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2008; 2. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2004; 3. Довгялло, Н. Техника и материалы в анимационном фильме. // Искусство в школе. №3. – 2007; 4. Веленский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие. Издание второе, исправленное и дополненное/ Детская киностудия «Поиск». – Новосибирск, 2010; 5. Иткин В.В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск»/ В. Иткин. – Новосибирск, 2006; 6. Иванов-Вано. Рисованный фильм// http://risfilm.narod; 7. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей/ Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007; 8. Петров А.А. Классическая анимация. Нарисованное движение. Учебное пособие. – М.: ВГИК, 2009; 9. Тихонов Е.Р. Детская студия мультипликации: рекомендации по работе с детьми (методическое пособие)/Детская киностудия «Поиск». – Новосибирск, 2010; 10. Уайтэкер Г., Халас Д. Тайминг в анимации; 11. http://www.klyaksa.net.ru – сайт учителей информатики; 12. http://www.rusedu.info – архив учебных программ; 13. http://animalife.ru/library/. - Библиотека анималайф; 40 Информационные ресурсы для учащихся и родителей: 1. Больгерт Нелли Мультстудия «Пластилин» (учебное пособие)/ Н. Больгерт, Больгерт С.Г., - М.: Робинс, 2012. – с. 63; 2. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М., 2007; 3. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008; 4. Иванов-Вано. Рисованный фильм// http://risfilm.narod; 5. Хамм Дж. Как рисовать животных/ Пер с англ. Ю.Б. Халапук; Худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 128 стр. – (Серия «Школа рисования»); 6. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 80 птиц. – Минск, 2000; 7. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 кошек. – Минск, 2000; 8. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 лошадей. – Минск, 2000; 9. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 собак. – Минск, 2000; 10. Эйлис Ли, Бадд Уоррен, Рисуем 50 сказочных персонажей. – Минск, 2000; 11. http://www.lbz.ru – сайт издательства Лаборатория Базовых Знаний; 12. http://www.klyaksa.net.ru– сайт учителей информатики; 13. http://www.rusedu.info – архив учебных программ; 14. http://animalife.ru/library/. - Библиотека анималайф. 41