Содержание ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.2. Характеристика обучающихся по программе 1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы 1.4. Основные особенности программы 1.5. Формы и технологии образования детей 1.6. Объём и срок реализации программы 1.7. Режим занятий 2. ОБУЧЕНИЕ 2.1. Цель и задачи обучения 2.2. Учебный план 2.3. Содержание учебного плана 2.4. Планируемые результаты 2.5. Способы и формы определения результатов обучения 3. ВОСПИТАНИЕ 3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей 3.2. Формы и методы воспитания 3.3. Условия воспитания, анализ результатов 3.4. Календарный план воспитательной работы 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4.1. Методическое обеспечение программы 4.2. Материально-техническое обеспечение программы. Список литературы 3-4 5-7 5 5 5 6 6 7 7 8-22 8 8 15 19 19 23-33 23 25 26 31 34-37 34 35 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1 Наименование программы (услуги) 2 Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга) Год разработки Вид деятельности по программе 3 4 5 6 7 7 9 Направленность дополнительного образования Аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг) Образовательная программа (Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52)) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные танцы», базовый уровень 2023 Увеличение двигательной активности детей, повышение физических возможностей нетрадиционным способом, через танец Физкультурно-спортивная Занятия по программе проводятся с использованием разных видов фитнесаэробики (базовой аэробики, танцевальной аэробики, фитболгимнастики, силовой аэробики) и других оздоровительных технологий и методик (детской йоги, ритмической гимнастики, дыхательной гимнастики, релаксирующей гимнастики), степ аэробика, элементы чирлидинга, а также с использованием танцевальных элементов современной хореографии Указание на уровень сложности содержания Базовый уровень программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый ( углублённый)) Место реализации программы (фактический адрес оказания услуги; при реализации программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) МБДОУ Д\с №31 Адрес: 163000, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Гайдара 28 163020, Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, МБУ ДО «СДДТ» Банный переулок 1-й, д.2 5-7 лет Возрастная категория учащихся (адресат программы) 10 Указание на необходимость медицинского Медицинского заключения не требуется заключения об отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта (для программ физкультурно-спортивной направленности) 11 Указание на адаптированность программы Без адаптации для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) 12 Нормативный срок освоения программы 1 год (продолжительность обучения) 13 Режим занятий, продолжительность каждого занятия 14 Сведения о педагогических работниках, реализующих программу (Фамилия имя отчество, квалификационная категория, образование, регалии) 15 Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная) 16 Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием/ без использования), по использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная) 17 Минимальное максимальное число детей, учащихся в одной группе 1 раз в неделю по 2 академических часа; 1 академический час – 30 мин Чеканова Юлия Александровна, педагог дополнительного образования Очная Объём – 72 академических часа в год. Очная форма – 72 академических часа. Групповая форма организации деятельности – 72 академических часа. Минимальное – 5 чел. Максимальное – 25 человек 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Направленность программы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные танцы» предназначена для всестороннего, гармоничного развития детей с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширения функциональных возможностей развивающегося организма, овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. 1.2. Характеристика обучающихся по программе Дети 5-7 лет нуждаются в двигательной активности больше, чем дети младшего или среднего дошкольного возраста. Этот возраст врачи и физиологи называют «возрастом двигательной расточительности». Именно занятия танцевальным искусством помогают творчески реализовать эту потребность, ведь разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, но и мускулатуру, стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребенка. У детей 5-7 лет достаточно развиты двигательные навыки: они ритмично ходят, легко и энергично бегают, умеют скакать с ноги на ногу. Именно сейчас они способны самостоятельно определить музыку танца, подобрать соответствующий характер движения (польки, вальса, пляски.); использовать элементы народного танца в своих импровизациях. К 6 годам у ребенка хорошо развиты мышцы туловища, надо развивать и мелкие мышцы, чтобы они не остались по-прежнему слабыми. Ребенок 6 лет может выполнять движения с различной амплитудой от медленных переходить к более быстрым движениям. Дети 6-7 лет характеризуются самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Возрастает познавательная активность: их занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора, музыкальное повествование. Они не просто интересуется музыкой, а требуют музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, такие дети сознательно стремятся передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами.В этом возрасте созревают лобные доли мозга, благодаря чему ребенку удается управлять своими движениями, действием, поведением. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30-35 минут. 1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы В последнее время приоритетным направлением дополнительного образования стала физкультурно-спортивная работа. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей; отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей; в условиях технического прогресса резко снижается двигательная активность взрослых и детей. Актуальность программы «Спортивные танцы» в следующем: 1. Занятия спортивными танцами обеспечивают оптимальную физическую нагрузку, способствуют психологическому здоровью личности, помогают эмоционально «разрядиться». 2. Спортивные танцы развивают двигательную активность и позволяют легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий. 3. Занятия спортивными танцами, органично соединяющими в себе танцевальные и игровые упражнения, повышают функциональные возможности сердечнососудистой, нервной и дыхательной систем; развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений; развивают творческое воображение; подготавливают к здоровому образу жизни. Педагогическая целесообразность Разнообразные систематические занятия, проводимые под ритмичную и эмоциональную музыку, органично соединяют в себе танцевальные и игровые упражнения, которые дети могут выполнить без видимых затруднений. Это делает занятия привлекательными и позволяет не только подготовить детей к здоровому образу жизни, но и развивает их творческое воображение, способствует весёлому общению занимающихся в группе. Занятия спортивными танцами развивают концентрацию внимания, музыкальность, чувство ритма и пространства, развивают чувство уверенности в себе и повышают самооценку, способствуют расслаблению и ощущению хорошего самочувствия, вызывают эмоциональную разрядку. Регулярно посещая занятия, ребёнок становится более дисциплинированным, учится работать в коллективе и внимательно относится к окружающим. У учащихся развиваются необходимые качества для общения в группе: эмоциональная устойчивость, самостоятельность, смелость, уверенность в себе, самоконтроль, адекватная самооценка. 1.4. Основные особенности программы В основу программы «Спортивные танцы» положены нормативные требования по физической подготовке, научные и методические разработки по аэробике. Данная программа отличается от других программ тем, что занятия проводятся с использованием разных видов фитнес-аэробики (базовой аэробики, танцевальной аэробики, фитбол-гимнастики, силовой аэробики) и других оздоровительных технологий и методик (детской йоги, ритмической гимнастики, дыхательной гимнастики, релаксирующей гимнастики), степ аэробика, а также с использованием танцевальных элементов современной хореографии. Комплексы занятий разработаны с учетом возрастных и функциональных возможностей детей и варьируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (упрощение или усложнение). При выборе также учитываются желания самих детей, их инициатива и активность. Использование разнообразных средств, методов и форм проведения практических занятий позволяет добиться реализации творческого потенциала учащихся. Учащиеся находят применение полученным умениям и навыкам в различных соревнованиях, фестивалях и конкурсах. 1.5. Формы и технологии образования детей Формы занятий: Содержание раскрывается в следующих формах: Получение теоретических знаний; Практические занятия; Самостоятельная работа; Подготовка к конкурсам (коллективно и индивидуально); Анализ работ учащихся. В процессе проведения занятий педагогом используются современные образовательные и воспитательные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве – совместная развивающая деятельность, в группе, команде, взаимозависимость и взаимопомощь членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; здоровьесберегающие технологии – организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся; личностно-ориентированная технология (задания, позволяющие обеспечить комфортные условия развития личности), направленная на формирование креативных, коммуникативных, общекультурных компетенций; система инновационной оценки «портфолио»: способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. 1.6. Объём и срок реализации программы Объем программы Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 72 часа. Срок реализации программы 1 год. Сроки реализации программы – 1 год обучения. 72 академических часов в год. 1.7. Режим занятий Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 2 академических часа. Раздел 1. Выявление уровня физической подготовленности. Раздел 2.Теоретическая подготовка. Техника безопасно на занятиях, Основы базовых знаний по аэробике, степаэробике. Основы музыкальной грамоты. Запрещенные упражнения в спорте. Раздел 3. Общая физическая подготовка. Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на осанку, равновесие и ориентацию в пространстве. Упражнения из различных видов спорта. Раздел 4. Постановка хореографического номера. Знакомство с танцем «Хорошее настроение». Изучение основных элементов танца. Отработка основных движений. Отработка связок. Отработка всего танца. Генеральная репетиция. Отработка номера Раздел 5. Комплексные упражнения. Комплекс упражнений на степ платформе, растяжку. Упражнения для скорости, силовых качеств. Упражнения для увеличения амплитуды и гибкости. Раздел 6. Промежуточная аттестация. Раздел 7. Специальная техническая подготовка. Базовые шаги аэробики. Базовый комплекс по аэробике, фитнесу. Раздел 8. Постановка номера со спортивным инвентарем. Танцевальная аэробика. Разучивание комбинации на степ-платформе. Партерный экзерсис. Репетиционный процесс хореографического номера. Раздел 9. Разработка хореографического номера. Современная хореография. Разучивание танца. Раздел 10. Хореографическая подготовка. Танцевальная аэробика. Танцы на степ платформах. Ритмическая гимнастика. Хореографические рисунки Раздел 11. Подготовка концертного номера. Разбор и разучивание связок танца. Раздел 12. Итоговая аттестация. Нормативно-правовое обоснование программы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 01.09.2023). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p). 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания») (2021 г.). 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629), (вступил в силу 1 марта 2023 г.). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 8. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 9. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.). 10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами» 11. Устав МБУ ДО «СДДТ» 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 13. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 2. ОБУЧЕНИЕ 2.1. Цель и задачи обучения Цель программы – формирование основ здорового образа жизни посредством спортивных танцев. Задачи: Обучающие: обучение танцевальным движениям, комбинациям движений; совершенствование двигательных навыков через танцевальные движения; обучение элементам аэробики, степ- аэробики, современного танца, соединение их в связки и комбинации, применение их в разных последовательностях; привитие учащимся умения слышать и слушать музыку, передавать ее содержание в движении; знакомство с музыкальной культурой; Развивающие: укрепление опорно-двигательный аппарат (формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы и голени); развитие природных способностей ребенка (слуха, чувства ритма, пластичности); развитие эмоциональности в исполнении танцевальных движений; развитие двигательной и музыкально – ритмической координации; Воспитательные: воспитание потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями; формирование ценностного отношения к своему здоровью; формирование навыков самостоятельного совершенствования и применения полученных знаний и умений в практической деятельности. 2.2. Учебный план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Название раздела Раздел 1. Выявление уровня физической подготовленности Раздел 2.Теоретическая подготовка Раздел 3. Общая физическая подготовка Раздел 4. Постановка хореографического номера Раздел 5. Комплексные упражнения Раздел 6. Промежуточная аттестация Раздел 7. Специальная техническая подготовка Раздел 8. Постановка номера со спортивным инвентарем Раздел 9. Разработка хореографического номера Раздел 10. Хореографическая подготовка Раздел 11. Подготовка концертного номера Раздел 12. Итоговая аттестация Итого: Учебно-тематический план Всего часов 2 6 6 8 6 2 6 8 10 8 8 2 72 № П/П Название раздела, тема Кол-во часов Формы аттестации/ контроля всег о 2 Тео рия 1 Прак ика 1 2 1 1 6 2 3 1 3 1 2 1 1 Запрещенные упражнения в спорте 2 1 1 Раздел 3. Общая физическая подготовка Строевые упражнения. Общеразвивающие 3.1 упражнения 6 2 2 1 4 1 Упражнения на осанку, равновесие и ориентацию в пространстве. Упражнения из различных видов спорта Раздел 4. Постановка хореографического номера Знакомство с танцем «Хорошее настроение». 4.1 Изучение основных элементов танца 4 1 3 8 2 4 1 4 1 Изучение основных элементов танца «Хорошее настроение». Отработка основных движений. Базовые элементы акробатики в современном танце (кувырки, колесо) Отработка связок. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца. Отработка всего танца «Хорошее настроение». Генеральная репетиция. Отработка номера 2 1 1 2 1 1 Педагогическо е наблюдение 2 1 1 Практическая работа, педагогическо е наблюдение 6 4 10 Раздел 1. Выявление уровня физической подготовленности Выявление уровня физической 1.1 подготовленности Раздел 2.Теоретическая подготовка Техника безопасно на занятиях, Основы 2.1 базовых знаний по аэробике, степ-аэробике. Основы музыкальной грамоты 2.2 2.3 3.2 4.2 4.3 4.4 Раздел 5. Комплексные упражнения 5.1 Комплекс упражнений на степ платформе 2 1 1 5.2 Комплекс упражнений на растяжку 2 1 1 5.3 Упражнения для скорости, силовых качеств. Упражнения для увеличения амплитуды и гибкости Раздел 6. Промежуточная аттестация 2 1 1 2 0 2 Опрос, практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Опрос, наблюдение, практическая работа Практическая работа, наблюдение Практическая работа, педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Анализ приобретенных знаний Практическая работа Педагогическо е наблюдение 6.1 Промежуточная аттестация. Тестирование Раздел 7. Специальная техническая подготовка Базовые шаги аэробики 7.1 2 0 2 6 2 2 1 4 1 Анализ приобретенных знаний. Тестирование Устный опрос. Практическая работа Практическое работа. Педагогическое наблюдение Опрос. Практическая работа 7.2 Базовый комплекс по аэробике 2 0 2 7.3 Базовый комплекс по фитнесу 2 1 1 8 3 5 2 1 1 Практическая работа 2 1 1 2 1 1 2 0 2 Практическая работа. Педагогическо е наблюдение Практическая работа. Педагогическо е наблюдение Практическая работа. Педагогическо е наблюдение 10 2 1 1 9 1 4 0 4 Раздел 8. Постановка номера со спортивным инвентарем Танцевальная аэробика. Танцы на степ 8.1 платформах. Основы современной хореографии Разучивание комбинации на степ 8.2 платформе 8.3 8.4 Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела. Разучивание движений к танцу (современная хореография) Соединение выученных движений в одну картинку. Репетиционный процесс хореографического номера. Раздел 9. Разработка хореографического номера Современная хореография. Разучивание 9.1 танца. Отработка элементов 9.2 9.3 Отработка движений, связок 2 0 2 9.4 Отработка всего танца 2 0 2 8 2 4 1 4 1 Раздел 10. Хореографическая подготовка 10.1 Танцевальная аэробика Практическая работа Практическая работа. Педагогическо е наблюдение Практическая работа. Педагогическо е наблюдение Практическая работа. Педагогическо е наблюдение Практическая работа 10.2 Танцы на степ платформах 2 1 1 10.3 Ритмическая гимнастика 2 1 1 10.4 Хореографические рисунки 2 1 1 8 2 5 1 9 1 Раздел 11. Подготовка концертного номера 11.1 Разбор и разучивание связок танца 11.2 Репетиционно-постановочная работа. 2 1 1 11.3 Постановка танца. Отработка танца и связок. 2 1 1 11.4 Освоение индивидуальных связок. 2 1 1 2 2 0 0 2 2 Раздел 12. Итоговая аттестация 13.1 Итоговая аттестация. Тестирование Практическая работа Педагогическо е наблюдение Педагогическо е наблюдение Практическая работа. Наблюдение Практическая работа. Наблюдение Практическая работа. Наблюдение Практическая работа. Наблюдение Тестирование. Наблюдение. Итого: 72 Календарный учебный график № п/п Дата 1. Январь 1 неделя 2. 2 неделя 3. 3 неделя 4. 4 неделя Тема занятия КолФорма Место во занятия проведени часов я Раздел 1. Выявление уровня физической подготовленности Выявление уровня 2 Рассказ, Учебный физической показ, беседа кабинет подготовленности. базовые физкультурноспортивные упражнения Раздел 2. Теоретическая подготовка Техника безопасности на 2 Показ, беседа Учебный занятиях. Основы кабинет базовых знаний по аэробике, степ-аэробике и другие виды Основы музыкальной 2 Показ, лекция Учебный грамоты. Знакомство кабинет основными понятиями. Знакомство с терминологией в музыке Запрещенные 2 Беседа Учебный упражнения в спорте. кабинет Чем вредны и опасны запрещенные упражнения и почему их нельзя использовать Форма контроля Опрос, практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 5. Февраль 5 неделя 6. 6 неделя 7. 7 неделя 8. 8 неделя 9. Март 9 неделя 10. 10 неделя 11. 11 неделя 12. 12 неделя 13. Апрель 13 неделя 14. 14 неделя Раздел 3. Общая физическая подготовка Строевые упражнения. 2 Показ, беседа Учебный Основные правила кабинет строевых упражнений. Знакомство с общеразвивающими упражнениями Упражнения на осанку, 2 Показ, лекция Учебный равновесие и кабинет ориентацию в пространстве. Йога для детей Упражнения на осанку, 2 Показ, лекция Учебный равновесие и кабинет ориентацию в пространстве. Работа над упражнениями из различных видов спорта Раздел 4. Постановка хореографического номера Знакомство с танцем 2 Показ, Учебный «Хорошее настроение» беседа кабинет Изучение основных элементов танца Изучение основных 2 Показ Учебный элементов танца кабинет «Хорошее настроение» Отработка связок. 2 Показ, Учебный Просмотр видеофильмов Беседа кабинет или концертов детских ансамблей современного танца. Отработка всего танца 2 Показ, Учебный «Хорошее настроение» диагностик кабинет Раздел 5. Комплексные упражнения Комплекс упражнений 2 Лекция, на степ платформе. показ, беседа Отработка базовых упражнений на степ платформе Комплекс упражнений 2 Лекция, на растяжку. Комплекс показ, беседа упражнений на ковриках Упражнения для 2 Лекция, скорости- силовых показ, беседа качеств. Упражнения для увеличения амплитуды и гибкости Раздел 6. Промежуточная аттестация Опрос, наблюдение, практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа, педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Практическая работа, педагогическое наблюдение Практическая работа, педагогическое наблюдение Учебный кабинет Анализ приобретенных знаний Учебный кабинет Практическая работа Учебный кабинет Педагогическое наблюдение 15. 15 неделя Промежуточная аттестация. Тестирование 2 Беседа. Диагностика Учебный кабинет Раздел 7. Специальная техническая подготовка Базовые шаги аэробики. 2 Лекция, Учебный Лекция знакомство с показ, беседа кабинет понятием аэробика Базовый комплекс по 2 Лекция, Учебный аэробике. Упражнения показ, беседа кабинет аэробики 16. 16 неделя 17. Май 17 неделя 18. 18 неделя 19. 19 неделя 20. 20 неделя 21. Сентябрь 21 неделя 22. 23 неделя 23. 23 неделя 24. 24 неделя 25. Октябрь 25 неделя Отработка элементов, разбор связок 2 Показ, беседа Учебный кабинет 26. 26 неделя Отработка движений, связок 2 Показ, беседа Учебный кабинет 27. 27 неделя Отработка всего танца 2 Показ, беседа Учебный кабинет Базовый комплекс по 2 Лекция, Учебный фитнесу, беседа о показ, беседа кабинет фитнесе Раздел 8. Постановка номера со спортивным инвентарем Танцевальная аэробика. 2 Лекция, Учебный Танцы на степ показ, беседа кабинет платформах Разбор 2 Показ, беседа Учебный хореографического кабинет номера Партерный экзерсис: 2 Показ, Учебный упр. на натяжение и диагностика кабинет расслабление мышц тела. Разучивание движений к танцу Соединение выученных 2 Показ, беседа Учебный движений в одну кабинет картинку Раздел 9. Разработка хореографического номера Современная 2 Показ, беседа Учебный хореогарфия. Изучение кабинет стиля. Отработка элементов, 2 Показ, беседа Учебный разбор связок кабинет Анализ приобретенных знаний. Тестирование Устный опрос. Практическая работа Практическое работа. Педагогическое наблюдение Опрос. Практическая работа Практическая работа Практическая работа. Педагогическое наблюдение Практическая работа. Опрос Практическая работа. Наблюдение Практическая работа Практическая работа. Педагогическое наблюдение Практическая работа. Педагогическое наблюдение Практическая работа. Педагогическое наблюдение Практическая работа. Педагогическое наблюдение Раздел 10. Хореографическая подготовка Танцевальная аэробика, 2 Лекция, разучивание связок, беседа, блоков и программ с показ использованием основных движений стиля Танцы на степ 2 Лекция, платформах беседа, показ 28. 28 неделя 29. Ноябрь 29 неделя 30. 30 неделя Ритмическая гимнастика, работа над гибкостью учащихся 31. 31 неделя 32. 32 неделя 33. Декабрь 33 неделя Репетиционнопостановочная работа. 2 Беседа, показ Учебный кабинет 34. 34 неделя Постановка танца. Отработка танца и связок. 2 Лекция, беседа, показ Учебный кабинет 35. 35 неделя Освоение индивидуальных связок. 2 Беседа, показ Учебный кабинет 36. 36 неделя Учебный кабинет Практическая работа Учебный кабинет Практическая работа Учебный кабинет Педагогическое наблюдение Хореографические 2 Лекция, Учебный рисунки. Разучивание и беседа, кабинет отработка показ хореографических рисунков Раздел 11. Подготовка концертного номера Разбор и разучивание 2 Лекция, Учебный связок танца беседа, кабинет показ Педагогическое наблюдение 2 Лекция, беседа, показ Раздел 12. Итоговая аттестация Итоговая аттестация. 2 Беседа, Тестирование показ 2.3. Содержание учебного плана Раздел 1. Выявление уровня физической подготовленности Тема 1.1 Выявление уровня физической подготовленности ТЕОРИЯ: знакомство с правилами поведения во время занятий ПРАКТИКА: базовые физкультурно- спортивные упражнения Раздел 2. Теоретическая подготовка Учебный кабинет Опрос. Тестирование. Практическая работа Опрос. Тестирование. Практическая работа Опрос. Тестирование. Практическая работа Опрос. Тестирование. Практическая работа Практическая работа. Наблюдение Тема 2.1 «Техника безопасности на занятиях». «Основы базовых знаний по аэробике, степ-аэробике» ТЕОРИЯ: техника безопасности в спорте, правилами использования дополнительного оборудования, знакомства со спортивными направлениями ПРАКТИКА: отработка приемов со спортивным снаряжением по безопасности, выполнение различных связок Тема 2.2. «Основы музыкальной грамоты» ТЕОРИЯ: знакомство основными понятиями: характер, ритм, темп, музыкальная фраза, предложение, музыкальные восьмерки, музыкальный квадрат в фитнес - аэробике. Знакомство с терминологией в музыке: такт, вступление, припев, проигрыш и т.д. ПРАКТИКА: упражнения на развития чувства ритма, слуха, темпа. Тема 2.3.«Запрещенные упражнения» ТЕОРИЯ: чем вредны и опасны запрещенные упражнения и почему их нельзя использовать, ПРАКТИКА: тестирование Раздел 3. Общая физическая подготовка Тема 3.1. «Строевые упражнения» ТЕОРИЯ: основные правила строевых упражнений ПРАКТИКА: работа над строевыми упражнениями ТЕОРИЯ: знакомство с общеразвивающими упражнениями ПРАКТИКА: общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов; Тема 3.2. «Упражнения на осанку, равновесие и ориентацию в пространстве» ТЕОРИЯ: правило безопасности над упражнениями на осанку ПРАКТИКА: йога для детей ТЕОРИЯ: рассказ о различных видах спорта ПРАКТИКА: работа над упражнениями из различных видов спорта Раздел 4. Постановка хореографического номера Тема 4.1 «Знакомство с танцем «Хорошее настроение» Изучение основных элементов танца ТЕОРИЯ: обсуждение идеи номера (номер про друзей) ПРАКТИКА: изучение основных базовых связок ТЕОРИЯ: рассказ об основных элементах и связках часто используемые в танце. ПРАКТИКА: разучивание основных базовых связок ТЕОРИЯ: техника безопасности при выполнении базовых акробатических элементов ПРАКТИКА: отработка базовых акробатических упражнений и трюков Тема 4.2. «Отработка связок. Просмотр видеофильмов или концертов детских ансамблей современного танца» ТЕОРИЯ: рассказ о детских ансамблях современного танца ПРАКТИКА: отработка связок, просмотр видео концертов Тема 4.3. «Отработка всего танца «Хорошее настроение» ПРАКТИКА: отработка номера ПРАКТИКА: генеральная репетиция, отработка номера Раздел 5. Комплексные упражнения Тема 5.1. «Комплекс упражнений на степ платформе» ТЕОРИЯ: рассказ о спортивном направлении степ-аэробика. ПРАКТИКА: отработка базовых упражнений на степ платформе Тема 5.2. «Комплекс упражнений «Веселая растяжка»» ТЕОРИЯ: лекция о пользе растяжки ПРАКТИКА: комплекс упражнений на ковриках Тема 5.3. «Упражнения для скорости- силовых качеств». «Упражнения для увеличения амплитуды и гибкости» ТЕОРИЯ: рассказ для чего нужны такие упражнения, и какая от них польза ПРАКТИКА: упражнения для скорости- силовых качеств ТЕОРИЯ: знакомство с творчеством великих гимнасток и акробатов ПРАКТИКА: упражнения на увеличение амплитуды и гибкости Раздел 6. Промежуточная аттестация Тема 6.1. «Промежуточная аттестация. Тестирование» ПРАКТИКА: тестирование (Приложение № 2) Раздел 7. Специальная техническая подготовка Тема 7.1. «Базовые шаги аэробики» ТЕОРИЯ: лекция знакомство с понятием аэробика ПРАКТИКА: базовые шаги аэробики Тема 7.2. «Базовый комплекс по аэробике» ПРАКТИКА: упражнения аэробики Тема 7.3. «Базовый комплекс по фитнесу» ТЕОРИЯ: беседа о фитнесе ПРАКТИКА: комплексные упражнения по фитнесу Раздел 8. Постановка номера Тема 8.1. «Танцевальная аэробика. Танцы на степ платформах». «Основы современной хореографии» ТЕОРИЯ: понятия о танцевальной аэробике ПРАКТИКА: опрос, комплексные упражнения по фитнесу ТЕОРИЯ: лекция о современной хореографии ПРАКТИКА: работа над основами современной хореографии. Тема 8.2. «Разучивание комбинации на степ платформе» ТЕОРИЯ: что такое степ – аэробика? Польза направления. ПРАКТИКА: разбор хореографического номера ПРАКТИКА: работа над связками хореографического номера Тема 8.3. «Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела. Разучивание движений к танцу» ТЕОРИЯ: лекция о расслабление мышц для чего нужно им давать расслабиться. ПРАКТИКА: упражнения для расслабления мышц, работа над номером Тема 8.4. «Соединение выученных движений в одну картинку». «Репетиционный процесс хореографического номера» ПРАКТИКА: отработка всего номера ПРАКТИКА: генеральная репетиция. Работа над самыми сложными связками в номере. Раздел 9. Разработка хореографического номера Тема 9.1. «Современная хореография» ТЕОРИЯ: знакомство со стилем ПРАКТИКА: работа над постановкой танца Тема 9.2. «Отработка элементов» ПРАКТИКА: разбор связок Тема 9.3. «Отработка движений, связок» ПРАКТИКА: разучивание связок Тема 9.4. «Отработка всего танца» ПРАКТИКА: работа номером Раздел 10. Хореографическая подготовка Тема 10.1. «Танцевальная аэробика» ТЕОРИЯ: лекция о оздоровительной аэробике ПРАКТИКА: разучивание связок, блоков и программ с использованием основных движений стиля Тема 10.2. «Танцы на степ платформах» ТЕОРИЯ: техника безопасности на степ-платформах, правила использования степплатформы ПРАКТИКА: танцевальные связки на степ-платформе Тема 10.1. «Ритмическая гимнастика» ТЕОРИЯ: дать понятия гимнастика ПРАКТИКА: работа над гибкостью учащихся Тема 10.5. «Хореографические рисунки» ТЕОРИЯ: лекция о хореографических рисунках, используемых в различных коллективах ПРАКТИКА: разучивание и отработка хореографических рисунков Раздел 11. Подготовка номера Тема 11.1 «Разбор и разучивание связок танца» ТЕОРИЯ: история русского народного костюма ПРАКТИКА: разучивание танцевальных связок Тема 11.2. «Репетиционно-постановочная работа» ТЕОРИЯ: дать понятия что такое постановка номер, мимика жесты. ПРАКТИКА: работа над мимикой, жестами. Тема 11.3. «Постановка танца». «Отработка танца и связок» ТЕОРИЯ: лекция сценическое мастерство ПРАКТИКА: работа над постановкой танца Тема 11.4. «Освоение индивидуальных связок» ТЕОРИЯ: дать понятия танец с партнером, танец солло ПРАКТИКА: разучивание и отработка индивидуальных связок Раздел 12. Итоговая аттестация Тема 12.1. «Итоговая аттестация.Тестирование» ПРАКТИКА: тестирование (Приложение № 3) 2.4. Планируемые результаты Учащиеся будут знать: танцевальные движения, комбинации движений; элементы аэробики, степ- аэробики, современного танца, соединение их в связки и комбинации, применение их в разных последовательностях. Учащиеся будут уметь: слышать и слушать музыку, передавать ее содержание в движении; совершенствовавать двигательные навыки через танцевальные движения; укреплять опорно-двигательный аппарат (формирование правильной осанки, укрепление мышц стопы и голени. Формой проверки результатов обучения являются: Промежуточная аттестация: тестирование Итоговая аттестация: тестирование Основной формой проверки результатов является наблюдение 2.5. Способы и формы определения результатов обучения Перевод учащихся на следующий год обучения, выпуск, осуществляется решением Педагогического совета по итогам промежуточной и итоговой аттестации, на основании выполнения комплекса контрольных нормативов для оценки результатов освоения Программы. Т е к у щ и й к о н т р о л ь з а у с п е х а м и у ч а щ и х с я п р о в о д и т с я постоянно на каждом занятии. Промежуточная аттестация - установление уровня знаний, умений и навыков обучаемых, по отношению к объёму и содержанию Программы на текущем году для перевода на следующий год обучения. Промежуточная аттестация проходит согласно утвержденного графика. Итоговая аттестация - представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учащимися Программы. Показатели и критерии результатов аттестации Теоретическая подготовка учащегося Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям. Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Практическая подготовка учащегося Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой (по основным разделам учебно-тематического плана) соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям. Владение специальным оборудованием и оснащением - отсутствие затруднений в использование специального оборудования и оснащения. Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий. На основе данных показателей разработаны контрольно-измерительные материалы (КИМ) на 1 год обучения. Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год Владение специальной терминологией Практические умения и навыки Владение специальным оборудованием и оснащением Н Н Н Теоретические знания № группы Теоретические знания № п/п ФИО № групп ы Н С В В С В С В Владение специальной терминологие й Практические умения и навыки Владение специальным оборудование ми оснащением Н Н Н С В С В С В С Творческие навыки Н С В В Н С В Результаты промежуточной аттестации за год Переведён на следующий год обучения Полностью освоил программу С Повторно аттестован Н Не аттестован ФИО Аттестован № п/п Творческие навыки Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся программы «Спортивные танцы» Года Количество Количество обучения учащихся учащихся по годам прошедших обучения промежуточную аттестацию (данные за полугодие и год) Количество учащихся имеющих академическую задолженность (не прошедших аттестацию) Количество учащихся прошедших промежуточную аттестацию повторно Количество учащихся, переведённых на следующий год обучения Количество учащихся полностью освоивших дополнительную общеразвивающую программу (выпускники) Протокол отслеживания конкурсной деятельности учащихся программы «Спортивные танцы» № п/п 1 2 3 4 5 Фамилия Имя учащегося Год обучения Название конкурса Уровень Название мультимедийного продукта Результат Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения программы «Спортивные танцы» (Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности) Уровни освоения программы. Разделы Показатели/ Низкий Средний Высокий учебного критерии (Н) (С) (В) плана 0-2 балла 3-4 балла 5-6 баллов Теоретическая подготовка учащегося ОФП, Овладение Овладение ½ Освоение практически 1.1 Теоретические знания. соответствие Хореография, менее чем 25% объёма всего объёма знаний, теоретических знаний Комплексные объёма знаний, знаний, предусмотр предусмотренных программным упражнения предусмотренных енных программой программой за требованиям программой конкретный период ОФП, Не знает Знает специальные Специальные термины 1.2 Владение Хореография, специальных термины, при употребляет осознанспециальной терминологией. Комплексные терминов, употреблении но и в полном осмысленность и упражнения в речи их не сочетает соответствии с их правильность употребляет. специальную содержанием использования терминологию с специальной бытовой терминологией. Практическая подготовка учащегося ОФП, Не Овладение ½ Овладение практически 2.1 Практические умения и навыки. Хореография, овладел умениями предусмотренных всеми умениями соответствие Комплексные навыками, предус умений и навыков, и навыками, практических умений упражнения мотренными выполнение предусмотренными и навыков программой операций с программой за программным помощью педагога конкретный период. требованиям Выполнение практических операций самостоятельно. ОФП, Ребёнок Ребёнок уверенно р Ребенок уверенно работ 2.2 Владение Хореография, неуверенно аботает инструмент ает инструментами, специальным Комплексные держит ами с помощью самостоятельно, почти оборудованием и оснащением/ упражнения инструменты в педагога не испытывает отсутствие руках, работает затруднений. затруднений в помощью использование педагога специального оборудования и оснащения ОФП, Не может Самостоятельно Осуществляет 2.3 Творческие навыки/ Хореография, выполнить выполняет достаточный творческий креативность в Комплексные простейшие практические подход в выполнении выполнении упражнения практические задания на основе практических заданий. практических задания педагога. образца. заданий. 3. ВОСПИТАНИЕ 3.1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей Целью воспитания является самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: 1. Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество: знание истории и культуры России, сохранения памяти предков; традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов России; сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде; навыков критического мышления. 2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям: российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем; этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа; деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам; уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию; восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве; установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с учётом своихвозможностей и здоровья; установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), понимание их вреда. 3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных исоциальных отношений, применения полученных знаний: навыков рефлексии своего физического и психологического состояния, понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям, природным и социальным условиям; навыков критического мышления, определения достоверной научной информации и обоснованной критики антинаучных представлений. Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемыерезультаты): понимание ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни; формирование навыков безопасного поведения; формирование культуры самоконтроля своего физического состояния; воспитание уважения к старшим, наставникам; формирование дисциплинированности,трудолюбия, воли, ответственности; осознание ценности физической культуры, эстетики спорта; развитие интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и мирового спорта и спортивных достижений; формирование стремления к командному взаимодействию, к общейпобеде и др. 3.2. Формы и методы воспитания Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей. Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Получение информации традициях народного творчества, об исторических событиях; изучение биографий деятелей российской и мировой культуры является источником формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения. Так же очень важно, привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену необходимой информации. Практические занятия детей: тренировки, репетиции, подготовка к конкурсам, соревнованиям способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. Итоговые мероприятия: концерты, конкурсы, соревнования, выступления способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей. Приобретению социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применению полученных знаний на практике способствует привлечение обучающихся к участию в трудовой, профориентационной деятельности. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. 3.3. Условия воспитания, анализ результатов Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества. Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими методами: педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.); отзывы, материалы рефлексии (опросы родителей, анкетирование родителей и детей, беседы с детьми, отзывы других участников мероприятий и др.) (которые предоставляют возможность косвенной оценки достижения целевых ориентиров воспитания по программе в процессе и по итогам реализации программы, оценки личностных результатов участия детей в разнообразной деятельности по программе). Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения целевых ориентиров воспитания используется для планирования дальнейшей работы педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных данных. Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень. Оценочные средства Показатели Критерии 1.Усвоение детьми знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество: Соответствие принятым в обществе правилам, традициям. Степень выраженности оцениваемого качества Воспитательный компонент Высокий уровень: обучающийся знает и понимает правила поведения в обществе, основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, имеет соответствующие возрасту знания об историческом и культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России, имеет представление о ценности жизни, здоровья, о необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, имеет представление о значении труда в жизни людей, ориентируется в основных трудовых (профессиональных) сферах Методы диагностики Педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анкетирование Средний уровень: обучающийся знает, но не всегда понимает и следует правилам поведения в обществе, основанным на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, имеет не достаточные для данного возраста знания об историческом и культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России, не в полной мере понимает ценность жизни, здоровья, необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, имеет отрывочные и путаные представления о значении труда в жизни людей, знает несколько основных трудовых (профессиональных) сфер 2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, Соответствиепри нятым в обществе правилам, традициям. Низкий уровень: обучающийся плохо знает и не понимает правила поведения в обществе, основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, очень мало знает об историческом и культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России, не осознает значимость ценности жизни, здоровья, необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, не осознает значимость труда в жизни людей, не ориентируется в основных трудовых (профессиональных) сферах Высокий уровень: обучающийся осознает себя гражданином РФ, отождествляет себя в соответствии со своей национальностью и местом Педагогическое наблюдение, практическая деятельность, участие в различных мероприятиях ценностям, традициям: проживания, разделяет духовнонравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество, уважает права, свободы и обязанности гражданина РФ, отрицательно относится к любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, уважительно относится к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России, уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям труда и защитникам Отечества, испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке нуждающихся в помощи, ориентирован на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), понимание их вреда, уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, испытывает желание и способность к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, ориентирован на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества Средний уровень: обучающийся понимает, что он гражданин РФ, но не совсем отождествляет себя в соответствии со своей национальностью и местом проживания, разделяет не все духовно-нравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество, не всегда соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, понимает опасность дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, но не всегда следует этим правилам, понимает значение уважительного отношения к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России, понимает значение уважительного отношения к жизни, достоинству, религиозным чувствам представителей всех народов России, не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям труда и защитникам Отечества, испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке знакомых и близких ему людей, понимает необходимость пропаганды здорового образа жизни, вреда для здоровья вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа Низкий уровень: обучающийся не понимает понятия «Гражданин РФ» и связанных с этим понятием духовно-нравственных ценностей, традици», которые выработало российское общество, не знает и не соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, не понимает отрицательного влияния на общество дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, не понимает значение исторического и культурного наследия народов России и российского общества, не понимает важность уважительного отношения к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России, не понимает важность уважительного отношения к жизни, достоинству, религиозным чувствам представителей всех народов России, не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям труда и защитникам Отечества, не всегда проявляет готовность к оказанию помощи и поддержке нуждающихся в помощи, не ориентирован на пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), уважительно относится только к своему труду, результатам своего труда Высокий уровень: участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне города, учреждения, детского объединения, умеет оценивать свое физическое и психологическое состояние, понимает состояние других людей с точки зрения безопасности, умеет сознательно управлять своим состоянием, легко адаптируется в стрессовой ситуации и детско-взрослом коллективе, участвует в социально значимой деятельности физкультурно-спортивных объединений 3. Приобретение соответствующе го этим нормам, ценностям, традициям социокультурног о опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний: Соответствие принятым в обществе правилам, традициям. Средний уровень: периодически участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне учреждения, детского Педагогическое наблюдение, практическая деятельность, отзывы, материалы рефлексии объединения, понимает свое физическое и психологическое состояние, довольно быстро адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом коллективе, периодически участвует в социально значимой деятельности физкультурноспортивных объединений Низкий уровень: очень редко участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения, не умеет анализировать свое физическое и психологическое состояние, очень трудно адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом коллективе, периодически участвует в социально значимой деятельности физкультурно-спортивных объединений Диагностическая карта ФИО Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций начало года окончание года Показатели Формирование и развитие Приобретение соответствующего личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний начало года окончание года начало года ИТОГО окончание года Итоговый протокол о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных впрограмме целевых ориентиров воспитания Степень выраженности оцениваемого качества Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций % начало года Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень окончание года Показатели Формирование и развитие Приобретение соответствующего личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта % поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний % начало года окончание года начало года окончание года ИТОГО % 3.4. Календарный план воспитательной работы № п/п Название события, мероприятия Сроки (месяц) Форма проведения Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события/мероприятия Знакомство с работой танцевального объединения, показать, как происходит процесс обучения, чему научились Решение значимых и необходимых вопросов по обучению и связанных с учебным процессом. Решение индивидуальных проблем Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся 1 Открытые занятия для родителей В течение учебного года Открытое занятие 2 Консультация родителей и обучающихся В течение учебного года Индивидуальные консультации 3 Первичный инструктаж по ТБ, правилам пожарной безопасности, поведению на дорогах, поведению при угрозе ЧС и теракта Проведение учений по эвакуации при ЧС Сентябрь Первичный инструктаж Октябрь Учения Проведение бесед по антикоррупционному поведению Проведение бесед антинаркотической направленности Повторный инструктаж по ТБ, правилам пожарной безопасности, поведению на дорогах, поведению при угрозе ЧС и теракта Проведение бесед по информационной безопасности в сети Беседы по профилактике разрешения конфликтных ситуаций Ноябрь Беседы Декабрь - Январь Повторный инструктаж Февраль Беседы Формирование социальной компетентности Март Беседы Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся в конфликтных ситуациях 4 5 6 7 8 9 Формирование социальной компетентности Противостояние манипуляциям Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся 10 Проведение бесед о здоровом образе жизни 11 13 Проведение бесед по правилам поведения на дорогах, в общественных местах в летнее время, по правилам поведения у водоемов Подготовка коллектива к выступлениям на мероприятиях Новогоднее занятие 14 Международный женский день 15 Международный день танца 12 Апрель Беседы Формирование социальной компетентности Май Беседы Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся В течение всего учебного года Конец декабря Практическая Март Апрель Повышение уровня танцевального мастерства за счет выступления на сцене Мастер класс + чаепитие и Фотоотчет, повышение уровня коммуникации просмотр мультфильма и создание благоприятной праздничной атмосферы между участниками коллектива Поздравление маме (съемка танцевального видео – поздравления) Праздничное игровое занятие - 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4.1. Методическое обеспечение программы При составлении учебно-тематического плана педагог должен исходить из своей педагогической квалификации, необходимо учитывать следующие факты: объем учебного материала, последовательность усложнения материала. В соответствии с возрастными особенностями учащихся используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. На занятиях используются групповая работа под руководством педагога, что требует от учащихся общения друг с другом и педагогом. Занятия в учебном кабинете состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя беседы, рассказы, которые способствуют эффективному усвоению занятий спортивными танцами. При проведении занятий большую роль играет использование наглядных пособий, презентаций, учебных фильмов, музыки. Практическая часть занятий предполагает работу над выполнением дыхательных упражнений, работа над связками, работа над номером. При этом активно используются информационно – коммуникативные технологии. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: Словесные Наглядные Практические Беседы по технике Просмотр спектаклей по Игровые занятия безопасности на занятиях и современному танцу выполнении упражнений во время нахождения в хореографическом зале Мотивационные беседы Наблюдение за известными Выполнение элементов и для выстраивания танцорами (показ заданий благоприятной среды выступления) развития танцоров. Донести для чего занимаемся. Лекции по классическому, Как танец соприкасается с Разучивание хореографии современному танцу. другими видами искусства? Работе в партере, с Поход в музей, театр партнером Организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений. Исходя из этого, основными методами обучения являются: - методы словесной передачи учебной информации (рассказ, объяснение, беседа и др.); - методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (иллюстрация, демонстрация, показ и др.); методы передачи учебной информации посредством практических действий или практические методы. Данные методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов. Проблемно-поисковые методы обучения. Педагог создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к ее разрешению. Учащиеся, основываясь на прежнем опыте и знаниях, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. Поисковые методы в большей степени способствуют самостоятельному и осмысленному овладению информацией. - Методы эмоционального восприятия. Подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений. Опора на собственный фонд эмоциональных переживаний каждого учащегося. Условия для формирования творчества в танце: - чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 раз подряд. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя; - на занятиях должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым малейшим находкам, успехам своих учащихся; поддержка и поощрение их самостоятельности; - чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Всё это создаёт действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества. 4.2. Материально-техническое обеспечение программы Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения. В дополнительном образовании созданы необходимые и достаточные условия для осуществления дополнительного образования учащихся физкультурно-спортивной направленности. Для реализации программы студии «Спортивные танцы» зал оборудован ковровым покрытием, что обеспечивает соблюдение техники безопасности при выполнении упражнений. В зависимости от формы организации образовательного процесса в работе используются: Учебный кабинет, соответствующий СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 с необходимой мебелью: ученические столы, стулья, стеллажи, шкафы для хранения оборудования и УМК. Материально-техническое обеспечение - Гимнастические маты. - Фитбол-мячи диаметром 50-65см. - Скакалки. - Обручи. - Гимнастические палки. - Резиновые мячи диаметром 25 см. - Пластмассовые мячи диаметром 10 см. - Помпоны для аэробики. - Магнитофон. - Аудиозаписи. - Видеокурсы по фитнес - аэробике, детской йоге. - Секундомер. - Рулетка измерительная. - Степ-платформы. Информационное обеспечение: Аудио, видео, интернет источники, фото. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.). Список литературы Нормативно-правовое обоснование программы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 01.09.2023). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p). 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания») (2021 г.). 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629), (вступил в силу 1 марта 2023 г.). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 8. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 9. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.). 10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами» 11. Устав МБУ ДО «СДДТ» 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 13. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Информационные ресурсы для педагога: 1. Баскаков, В. Свободное тело [Текст]/ Баскаков В. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. 2. Борисов-Дрондин, А.И. Коррекционная гимнастика для учащихся хореографических школ [Текст]/ А.И. Борисов-Дронин. – Самара: НТЦ, 2003. 3. Васенина, Е. Российский современный танец. Диалоги[Текст]/ Е. Весенина. – М.: Emergency Exit., 2005. 4. Гренлюнд, Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика[Текст]/ Э. Гренлюнд. – СПб.: Речь, 2014. 5. Ерохина, О.В. Школа танцев для детей: (Фольклор, классика, модерн) [Текст]/ О.В. Ерохина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 6. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учебное пособие [Текст]/Л.Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. 7. Ивлева, Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе [Текст]/ Л.Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ. – 1997. 8. Панферов, В.И. Пластика современного танца [Текст]/ В.И. Панферов. – Челябинск: ЧГИИК, 1996. 9. Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей: методические рекомендации [Текст]/ сост. А.М. Тарасова, М.М. Лобода; под общ. ред. Н.Н. Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. Информационные ресурсы для учащихся и родителей: Громов, Ю.И. Танцуйте, дети! Репертуар для детских танцевальных коллективов [Текст]/ Ю.И. Громов. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2002. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей [Текст]/ Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. Пасютинская, В. Путешествие в мир танца [Текст]/ В. Пасютинская. – М.: Просвещение, 2006. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей [Текст]/ В.Л. Страковская. – М.: Новая школа, 1994. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Сафидансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей [Текст]/ Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. – СПб: Детство-пресс, 2001. Интернет-ресурсы: https://живуспортом.рф/article/sport-tancz - Сайт «Виды спортивных танцев»; https://cross.expert/dlya-nachinayushih/aerobika.html - Аэробика: что это такое, основные виды, их особенности и отличия; https://www.youtube.com/results?search_query=Спортивные+танцы – Спортивные танцы, видео; Уроки танцевального фитнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLIOFsG8ZKOJfdXe3ROElVvqQqBqTapiYG; Подробные уроки танцев для начинающих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/suite/d7f76c64-1344-450a-a54b-c6ae0998a093