СОДЕРЖАНИЕ 1. Информационная карта 3-4 2. Комплекс основных характеристик образования 5-28 2.1 Пояснительная записка 2.2 Учебный план 2.3 Учебно-тематический план 2.4 Содержание программы 27 2.5 Планируемые результаты и формы их проверки 28 5-23 24 25-26 3. Комплекс организационно-педагогических условий 29- 3.1 Календарный учебный график 29-30 3.2 Формы аттестации и оценка образовательных результатов 31-34 3.3 Оценочные материалы 35-36 3.4 Методическое обеспечение программы 37 3.5 Условия реализации программы 38 3.6 Список информационных источников 2 39-41 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1 2 3 4 Наименование программы (услуги) Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга) Год разработки Вид деятельности по программе 5 6 Направленность дополнительного образования Аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг) 7 Указание на уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублённый)) Место реализации программы (фактический адрес оказания услуги; при реализации программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) 7 9 10 11 12 13 14 15 16 Возрастная категория учащихся (адресат программы) Указание на необходимость медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта (для программ физкультурно-спортивной направленности) Указание на адаптированность программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения) Режим занятий, продолжительность каждого занятия Сведения о педагогических работниках, реализующих программу (Фамилия имя отчество, квалификационная категория, образование, регалии) Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная) Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с 3 Образовательная программа (Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52)) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного арбитра» 2023 Подготовка юных судей по шахматам для организации и судейства соревнований Физкультурно-спортивная Программа направлена на создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы Базовый уровень МБУ ДО «СДДТ» 163020, г. Архангельск, Банный пер. 1-й, д. 2; Образовательные организации города Архангельска 14-16 лет Медицинское заключение не требуется Без адаптации 1 год – 72 часа 1 раза в неделю по 2 академических часа. 1 академический час – 45 минут Хромылёв Дмитрий Сергеевич, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория. С 1998 года Международный арбитр (конгресс ФИДЕ-98, Греция); ССВК (республиканская категория присвоена 11.05.1986 года) Очная Объём – 72 академических часа; Очная форма – 72 академических часа. 17 использованием/ без использования), по использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная) Минимальное максимальное число детей, учащихся в одной группе 4 С использованием дистанционных технологий. С использованием сетевой формы Групповая форма организации деятельности – 72 академических часа Минимальное – 10 чел. Максимальное – 30 человек 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного арбитра» (далее – программа) имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р); Методические рекомендации по организации деятельности организаций, реализующие дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с учетом применения норм Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 127-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (письмо Минспорта РФ от 11.08.2023); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391); Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н); Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242); Устав МБУ ДО «СДДТ». Актуальность программы обусловлена временем и запросом со стороны детей и родителей на обучение интеллектуальным играм. На данный момент проблема всестороннего развития и обучения детей является одной из важнейших в образовательном процессе. Один из наиболее эффективных способов интеллектуального и творческого развития детей – это игра в шахматы. Однако для более подготовленных обучающихся требуется постоянное совершенствование мастерства, в связи с чем настоящая программа является актуальной. Воспитательный потенциал. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания Целью воспитания является самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства 5 патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: 1. Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество: знание истории и культуры России, сохранения памяти предков; традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов России; сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личнойи общественной безопасности, в том числе в информационной среде; познавательных интересов в разных областях знания, представлений о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и техники; навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания; навыков критического мышления. 2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям: российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем; деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, традициям, праздникам, памятникам; установки на солидарность и взаимопомощь людей в российском обществе, поддержку нуждающихся в помощи; установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), понимание их вреда; уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях. 3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных исоциальных отношений, применения полученных знаний: опыта гражданского участия на основе уважения российского закона и правопорядка; навыков рефлексии своего физического и психологического состояния, понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям, природным и социальным условиям; 6 навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания; навыков критического мышления; опыта социально значимой деятельности в физкультурно-спортивных объединениях. Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемыерезультаты): понимание ценности жизни, здоровья и здорового образа жизни; формирование стремления к соблюдению норм спортивной этики; воспитание уважения к старшим, наставникам; формирование дисциплинированности, трудолюбия, воли, ответственности; осознание ценности физической культуры, эстетики спорта; развитие интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского и мирового спорта и спортивных достижений. Формы и методы воспитания Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей. Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Получение информации об исторических событиях; изучение биографий деятелей российской и мировой науки и культуры, спортсменов, путешественников. является источником формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения. Так же очень важно, привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену необходимой информации. Практические занятия детей: тренировки, подготовка к соревнованиям способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. Итоговые мероприятия: соревнованияспособствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей. Приобретению социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применению полученных знаний на практике способствует привлечение обучающихся к участию в акциях, патриотической, трудовой, профориентационной деятельности. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения 7 поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Условия воспитания, анализ результатов Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества. Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими методами: педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.); отзывы, материалы рефлексии (опросы родителей, анкетирование родителей и детей, беседы с детьми, отзывы других участников мероприятий и др.) (которые предоставляют возможность косвенной оценки достижения целевых ориентиров воспитания по программе в процессе и по итогам реализации программы, оценки личностных результатов участия детей в разнообразной деятельности по программе). Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения целевых ориентиров воспитания используется для планирования дальнейшей работы педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных данных. Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень. Показатели Критерии 1.Усвоение детьми знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало Соответстви е принятым в обществе правилам, традициям. Оценочные средства Степень выраженности оцениваемого качества Воспитательный компонент Высокий уровень: обучающийся знает и понимает правила поведения в обществе, основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, имеет соответствующие возрасту знания об историческом и культурном наследии народов России, традициях, 8 Методы диагностики Педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анкетирование российское общество: праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России, имеет представление о ценности жизни, здоровья, о необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, имеет представление о значении труда в жизни людей, ориентируется в основных трудовых (профессиональных) сферах Средний уровень: обучающийся знает, но не всегда понимает и следует правилам поведения в обществе, основанным на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, имеет не достаточные для данного возраста знания об историческом и культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России, не в полной мере понимает ценность жизни, здоровья, необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, имеет отрывочные и путаные представления о значении труда в жизни людей, знает несколько основных трудовых (профессиональных) сфер Низкий уровень: обучающийся плохо знает и не понимает правила поведения в обществе, основанные на духовнонравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, очень мало знает об историческом и культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России, не осознает значимость ценности жизни, здоровья, необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, не осознает значимость труда в жизни людей, не ориентируется в основных трудовых (профессиональных) сферах 9 2. Формировани е и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям: Соответствие принятым в обществе правилам, традициям. Высокий уровень: обучающийся осознает себя гражданином РФ, отождествляет себя в соответствии со своей национальностью и местом проживания, разделяет духовнонравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество, уважает права, свободы и обязанности гражданина РФ, отрицательно относится к любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, уважительно относится к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России, уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям труда и защитникам Отечества, испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке нуждающихся в помощи, ориентирован на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), понимание их вреда, уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, испытывает желание и способность к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социальнотрудовых ролях, ориентирован на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества Средний уровень: обучающийся понимает, что он гражданин РФ, но не совсем отождествляет себя в соответствии со 10 Педагогическое наблюдение, практическая деятельность, участие в различных мероприятиях своей национальностью и местом проживания, разделяет не все духовно-нравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество, не всегда соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, понимает опасность дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, но не всегда следует этим правилам, понимает значение уважительного отношения к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России, понимает значение уважительного отношения к жизни, достоинству, религиозным чувствам представителей всех народов России, не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям труда и защитникам Отечества, испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке знакомых и близких ему людей, понимает необходимость пропаганды здорового образа жизни, вреда для здоровья вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа Низкий уровень: обучающийся не понимает понятия «Гражданин РФ» и связанных с этим понятием духовно-нравственных ценностей, традици», которые выработало российское общество, не знает и не соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, не понимает отрицательного влияния на общество дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, 11 3. Приобретение соответствую щего этим нормам, ценностям, традициям социокультур ного опыта поведения, общения, межличностн ых и социальных отношений, применения полученных знаний: Соответствие принятым в обществе правилам, традициям. не понимает значение исторического и культурного наследия народов России и российского общества, не понимает важность уважительного отношения к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России, не понимает важность уважительного отношения к жизни, достоинству, религиозным чувствам представителей всех народов России, не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям труда и защитникам Отечества, не всегда проявляет готовность к оказанию помощи и поддержке нуждающихся в помощи, не ориентирован на пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), уважительно относится только к своему труду, результатам своего труда Высокий уровень: участвует в различных социальнозначимых акциях и мероприятиях на уровне города, учреждения, детского объединения, умеет оценивать свое физическое и психологическое состояние, понимает состояние других людей с точки зрения безопасности, умеет сознательно управлять своим состоянием, легко адаптируется в стрессовой ситуации и детсковзрослом коллективе, участвует в социально значимой деятельности физкультурноспортивных объединений Средний уровень: периодически участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения, понимает свое физическое и психологическое состояние, довольно быстро адаптируется в 12 Педагогическое наблюдение, практическая деятельность, отзывы, материалы рефлексии различных ситуациях и детсковзрослом коллективе, периодически участвует в социально значимой деятельности физкультурно-спортивных объединений Низкий уровень: очень редко участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения, не умеет анализировать свое физическое и психологическое состояние, очень трудно адаптируется в различных ситуациях и детсковзрослом коллективе, периодически участвует в социально значимой деятельности физкультурно-спортивных объединений 13 ФИО Диагностическая карта Показатели Усвоение детьми знаний Формирование и развитие Приобретение норм, духовно-нравственных соответствующего этим личностного отношения ценностей, традиций детей к этим нормам, нормам, ценностям, ценностям, традициям традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний начало года окончание года начало года окончание начало года окончание года года ИТОГО Итоговый протокол о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных впрограмме целевых ориентиров воспитания Степень Показатели выраженности Усвоение детьми знаний Формирование и развитие Приобретение ИТОГО оцениваемого норм, духовно-нравственных соответствующего этим личностного отношения % качества ценностей, традиций детей к этим нормам, нормам, ценностям, % ценностям, традициям традициям социокультурного % опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний % начало года окончание года начало года окончание начало года окончание года года Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 14 Календарный план воспитательной работы № п/п Название события, мероприятия Сроки (месяц) Форма проведения 1 Конкурс тематических В течение рисунков, викторины, учебного года посвященные памятным датам, праздникам 2 Проведение семейных В течение турниров и мастер-классов учебного года для родителей и учащихся 3 23 сентября – день Сентябрь образования Архангельской области 4 1 октября – Октябрь Международный день пожилых людей. 28 октября – день бабушек и дедушек 5 27 ноября- День Матери Ноябрь Конкурс тематических рисунков 6 12 декабря – День Конституции Декабрь 7 Тематические беседы с Декабрь учащимися на тему «Иди всегда дорогой добра» Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события/мероприятия Воспитание и формирование общественного сознания и активной гражданской позиции учащихся к окружающему миру, памятным датам Семейные турниры и мастер- Осуществление преемственности поколений и укрепление связей и классы взаимопонимания родителей, детей и педагога Беседа Развитие познавательной активности обучающихся (беседа «История развития шахмат в Архангельской области») Сеанс одновременной игры Развитие познавательной активности обучающихся, воспитание бережного и уважительного отношения к людям старшего поколения. Мастер-класс (сеанс одновременной игры) Поздравление Поздравление в группе ВКонтакте «Шахматисты Соломбалы» и фото-поздравления детей Творческая работа – оформление стенда Оформление стенда с учащимися Тематические беседы Продвижение идей волонтерского движения в рамках мероприятий Программы развития МБУ ДО «СДДТ» на 2021-2024 уч. год 8 «Здравствуй, Новый год!» Декабрь Игровая программа, беседа 9 23 февраля – День Февраль защитника отечества. 10 8 марта – Международный Март женский день 11 19 марта – День моряка- Март подводника Беседа 12 Выпуск стенгазеты. 1 апреля – «День смеха» Апрель Творческая работа Подбор зарисовок из старых шахматных журналов 13 12 апреля - День космонавтики Апрель Просмотр видео, беседа Просмотр видео о первом космонавте Ю.А. Гагарине 14 9 мая – День Победы Май Творческая работа – изготовление открытки 15 Международный день семей Май Сеанс одновременной игры «Открытка ветерану» Учащиеся групп готовят открытки-поздравления, слушая видеоконцерт «Песни военных лет» Сеанс одновременной игры (ученик+родитель против педагога) 16 Индивидуальные консультации для родителей 17 Открытые занятия для родителей В течение учебного года Индивидуальные консультации Решение вопросов социального и педагогического характера В течение учебного года Открытые занятия Знакомство родителей с работой объединения Инструктаж Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся 18 Инструктаж по технике Сентябрь безопасности на занятиях Воспитание осторожного отношения к огню. Новогодняя игровая программа. Выступление учащихся Праздничное чаепитие, награждениею Беседа «Безопасный Новый год» Изучение Шахматистов -участники ВОВ. Творческая работа – создание Создание поздравительных открыток открыток Беседа Изучение истории подводного флота в Российской федерации 16 19 Правила дорожного движения В течение учебного года 20 Инструктаж по ТБ Декабрь «Правила пожарной безопасности в новогодние праздники» 21 Инструктаж по ТБ в Апрель-май весенне-летний пожароопасный период Инструктаж Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся Инструктаж Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся Инструктаж Повышение уровня конструктивного поведения обучающихся 17 Возможность использования программы в других образовательных системах. Программа реализуется в Соломбальском Доме детского творчества. Данная программа может быть использована как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в образовательных организациях дополнительного образования. Цель программы – развитие интеллектуальных способностей и личностных качеств обучающихся посредством освоения основ судейства соревнований, их подготовки и проведения. Задачи программы: Обучающие: изучение истории происхождения шахмат, динамики развития игры и проведения соревнований; обучение основам шахматного судейства; изучение роли судьи и его функции при проведении соревнований; обучение технике судейства. Развивающие: развитие ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) посредством освоения судейства шахматных соревнований; развитие критического мышления; развитие системного мышления; развитие творческих качеств личности. Воспитательные: формирование дисциплинированности и целеустремленности; формирование доброжелательности в сложных судейских соревнованиях; воспитание культуры поведения; воспитание здорового образа жизни. Принципы построения содержания программы: Принцип доступности – возможность усвоения содержания учащимися в соответствии с возрастом и уровнем предыдущих знаний. Обучение должно вестись от легкого к трудному, объясняя материал, необходимо использовать простой и доступный учащимся язык, варьировать темпы работы, учитывать связь доступности с работоспособностью. Принцип системности и последовательности – это принцип, предусматривающий формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается на предыдущее и готовит к освоению нового. Принцип сознательности и активности – осознанное усвоение учащимися знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. В процессе обучения необходимо добиваться, чтобы учащиеся понимали цель и задачи настоящего этапа и обучения в целом; вовлечение учащихся и возбуждения у них познавательного интереса; поддержка оптимизма и уверенности в себе. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся – соответствие содержания, форм и методов обучения возрастным этапам и индивидуальным особенностям учащихся. В процессе проведения занятий педагогом используются современные образовательные и воспитательные педагогические технологии: Обучение в сотрудничестве – совместная развивающая деятельность, в группе, команде, взаимозависимость и взаимопомощь членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; Здоровьесберегающая технология – организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся; Личностно-ориентированная технология (задания, позволяющие обеспечить комфортные условия развития личности), направленная на формирование креативных, коммуникативных, общекультурных компетенций; Система инновационной оценки «портфолио»: способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. 1. 2. 3. 4. Отличительные особенности и новизна программы: На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы, задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре. На основе ранее приобретенных знаний и умений обучающиеся углубляют свои знания. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие обучающихся материал. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. В работе творческого объединения могут участвовать совместно с учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав. Новизна программы отражается в: формировании общих требований проведения квалификационных турниров для групп детей с одинаковой степенью подготовки с учетом их возраста; сочетании ранее изученного по итогам программ базового курса обучения с целью повторения ранее изученного и получения новых знаний для совершенствования мастерства; введении основ судейства для понимания всех аспектов игры в шахматы и, как следствие, самостоятельном урегулировании конфликтных ситуаций в турнирном матче без излишней нагрузки на арбитра. 19 Адресат программы, характеристика обучающихся: Обучающимися являются дети старшего школьного возраста от 14 до 16 лет без специальной подготовки и без вступительных испытаний перед началом учебного года. Характеристика обучающихся по программе У детей 14-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Дети 16-ти лет перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть комплексы. Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе. Дети устремлены в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим, потребность в неформальном, доверительном общении с взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне. Сроки и этапы реализации программы: 3 года. Объём программы: 72 академических часов: 1 год обучения, 36 учебных недель, 72 академических часа. Этапы реализации программы: Январь-май, 20 недель Сентябрь-декабрь, 16 недель Раздел 1. Вводное занятие Раздел 2. История шахматных правил Раздел 3. Шахматные часы Раздел 4. Требования к шахматным судьям Раздел 5. Правила шахмат Раздел 6. Заповеди арбитра Раздел 7. Модель-схема действий судьи в процессе исполнения своих должностных обязанностей Раздел 8. Модель-схема разбора шахматных правил по возрастам Раздел 9. Документация шахматного судьи Раздел 10. Итоговое занятие Формы занятий: Теоретические: лекция, занятие-сказка, беседа, консультация. Практические: занятие-игра, дискуссия, викторина, конкурс, ролевая игра, сеанс одновременно игры, турнир, соревнование. 20 Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 2 академических часа Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5 Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3 Нормативно-правовое обоснование программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 01.09.2023). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p). 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания») (2021 г.). 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629), (вступил в силу 1 марта 2023 г.). 6. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816). 7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 8. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ245/06) 9. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 10. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 11. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.). 12. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку 21 оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами» 13. Приказ № 211 от 14.04.2009 Об утверждении квалификационных требований к спортивным судьям по виду спорта «шахматы». 14. Устав МБУ ДО «СДДТ» 15. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 16. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 17. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 22 2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Периоды обучения 1 год обучения 8 9 10 Итого Разделы Вводное занятие История шахматных правил Шахматные часы Требования к шахматным судьям Правила шахмат Заповеди арбитра Модель-схема действий судьи в процессе исполнения своих должностных обязанностей Модель-схема разбора шахматных правил по возрастам Документация шахматного судьи Итоговое занятие Колво часов 2 12 2 2 20 22 4 Всего часов 4 2 2 72 23 2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения (базовый) № 1.1 2.1 3.1 4.1 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 Разделы Количество часов Всего Теория Практика Раздел 1. Вводное занятие Техника безопасности при 2 2 0 проведении соревнований Итого 2 2 0 Раздел 2. История шахматных правил Возникновение шахматных 12 10 2 правил, основные знания судьи Итого 12 10 2 Раздел 3. Шахматные часы Виды шахматных часов и 2 1 1 контроль времени Итого 2 1 1 Раздел 4. Требования к шахматным судьям Требования к шахматным 2 2 0 судьям Итого 2 2 0 Раздел 5. Правила шахмат Как выполняется ход 2 2 0 Запись хода. Пользование 4 4 0 часами Заявление о троекратном 2 2 0 повторении позиции Обращение к судье 2 2 0 Судейская документация 4 4 0 Фиксация результата 2 2 0 Аппеляционный и 2 2 0 организационный комитет Тесты на принятие решений 2 0 2 Итого 6.1 6.2 6.3 6.4 20 18 Раздел 6. Заповеди арбитра Турнирное положение. 2 2 Своевременная подготовка 2 2 рабочего места Организация хода 2 2 соревнований Анализ игровой ситуации и 2 2 предупреждение возможных нежелательных последствий 24 Формы аттестации\ контроля Опрос Практическое задание Практическое задание Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Опрос Практическое задание 2 0 0 Опрос Опрос 0 Опрос 0 Опрос 6.5 6.6 6.7 6.8 Исполнение должностных обязанностей в процессе тура Применение правил ФИДЕ Фиксация результата в партии Тесты по заповедям 2 2 0 Опрос 4 4 4 4 0 0 Опрос Опрос 4 0 4 Практическое задание Итого 22 18 4 Раздел 7. Модель-схема действий судьи в процессе исполнения своих должностных обязанностей 4 2 2 Практическое 7.1 Организация и подготовка места проведения турнира. задание Старт тура. Собственное течение тура. Конфликт в процессе игры Итого 4 2 2 Раздел 8. Модель-схема разбора шахматных правил по возрастам 4 2 2 Практическое 8.1 Фиксация результата. Прикосновение к фигуре задание Итого 4 2 2 Раздел 9. Документация шахматного судьи Практическое 9.1 Квалификационные 2 0 2 требования судьи задание Итого 2 0 2 Раздел 10. Итоговое занятие 2 0 2 Контрольный 10.1 Контрольные тесты, зачет по сдаче теоретических тест вопросов. 2 0 2 Итого за 1 год обучения 72 55 17 25 2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Вводное занятие Теория: Техника безопасности при проведении соревнований Раздел 2. История шахматных правил Теория: Возникновение шахматных правил, основные знания судьи Практика: Решение практических ситуаций в игре Раздел 3. Шахматные часы. Теория: Виды шахматных часов и контроль времени Практика: Использование шахматных часов в соревнованиях Раздел 4. Требования к шахматным судьям Теория: Требования к шахматным судьям Раздел 5. Правила шахмат Теория: Как выполняется ход. Запись хода. Пользование часами. Заявление о троекратном повторении позиции. Обращение к судье. Судейская документация. Фиксация результата. Аппеляционный и организационный комитет Практика: Тесты на принятие решений Раздел 6. Заповеди арбитра Теория: Турнирное положение. Своевременная подготовка рабочего места. Организация хода соревнований. Анализ игровой ситуации и предупреждение возможных нежелательных последствий. Исполнение должностных обязанностей в процессе тура. Применение правил ФИДЕ. Фиксация результата в партии. Практика: Тесты по заповедям. Раздел 7. Модель-схема действий судьи в процессе исполнения своих должностных обязанностей Теория: Организация и подготовка места проведения турнира. Старт тура. Собственное течение тура. Конфликт в процессе игры Практика: Разбор модель-схемы «Место и роль арбитра в структуре правил шахматных соревнований» Раздел 8. Модель-схема разбора шахматных правил по возрастам Теория: Фиксация результата. Прикосновение к фигуре. Практика: Разбор меодель-схемы шахматных правил. Раздел 9. Документация шахматного судьи Теория: Квалификационные требования судьи Практика: Ознакомление с приказом Минспорттуризма России Раздел 10. Итоговое занятие Практика: Контрольные тесы, зачет по сдаче теоретических вопросов. 26 2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ Предметные результаты: В результате прохождения обучения программы обучающийся должен знать: историю происхождения шахмат и динамику его развития; основы судейства; особенности в различных видах соревновательной деятельности; обязанности судей (подготовка и проведение соревнований). В результате прохождения обучения программы обучающийся должен уметь: самостоятельно подготавливать инвентарь для проведения игр; использовать правила вида спорта «шахматы» для принятия решений; сдавать зачет по правилам игры. Метапредметные результаты: наличие критического мышления, способностей к сотрудничеству, коммуникации и самопрезентации; наличие определенного системного мышления; наличие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления; наличие быстроты, гибкости, оригинальности, точности. Личностные: дисциплинированность и целеустремленность; доброжелательное отношение к товарищам, отзывчивость; навыки общения в коллективе и внешняя культура поведения; умение проводить досуг с пользой. Формы проверки: турнир; соревнование; сеанс одновременной игры; наблюдение; анализ игры. 27 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Месяц Неделя Часы Тема занятия Форма занятия 1 Январь 2 неделя 2 Лекция 2 3 неделя 2 Лекция Опрос 3 4 неделя 2 Лекция Опрос 4 2 Лекция Опрос 5 Февраль 5 неделя 6 неделя Лекция Опрос 6 7 неделя 2 Лекция Опрос 7 8 неделя 2 Практическое занятие Практическое задание 8 Март 9 неделя 2 Практическое занятие Практическое задание 9 10 11 12 2 2 2 2 Лекция Лекция Лекция Лекция Опрос Опрос Опрос Опрос 13 10 неделя 11 неделя 12 неделя Апрель 13 неделя 14 неделя Вводное занятие. Техника безопасности при проведении соревнований Возникновение шахматных правил, основные знания судьи Динамика развития шахмат в древности и средневековье. Реформа шахмат Шахматы в XVI – XVIII вв. Шахматы в XIX – начале XX вв Зарубежные и советские шахматисты XX века. «Раскол» в шахматах Шахматисты России и мира в XXI веке Решение практических ситуаций в игре Виды шахматных часов и контроль времени. Использование шахматных часов в соревнованиях Требования к шахматным судьям Как выполняется ход Запись хода Пользование часами Форма контроля/ аттестации Опрос Лекция Опрос 14 15 неделя 2 Лекция Опрос 15 16 2 2 Лекция Лекция Опрос Опрос 17 18 16 неделя Май 17 неделя 18 неделя 19 неделя Лекция Лекция Опрос Опрос 19 20 неделя 2 Заявление о троекратном повторении позиции Обращение к судье. Подсказки, разговоры участников во время игры. Использование технических средств во время игры, читерство, покидание игровой зоны Судейская документация Положение, регламент, протоколы, бланки, сводные протоколы, отчеты Фиксация результата Аппеляционный и организационный комитет. Формирование и функции Тесты на принятие решений 20 Сентябрь 21 неделя 2 Турнирное положение Практическое занятие Лекция Практическое задание Опрос 2 2 2 2 28 21 22 неделя 2 22 23 23 неделя 24 неделя 2 2 24 Октябрь 25 неделя 26 неделя 2 2 2 2 29 27 неделя 28 неделя Ноябрь 29 неделя 30 неделя 2 Своевременная подготовка рабочего места Организация хода соревнований Анализ игровой ситуации и предупреждение возможных нежелательных последствий Исполнение должностных обязанностей в процессе тура Применение правил ФИДЕ. Аргументация Физическая дееспособность Фиксация результата в партии Бесконфликтное проведение соревнований Тесты по заповедям 30 31 неделя 2 Тесты по заповедям 31 32 неделя 2 32 2 33 Декабрь 33 неделя 34 неделя 34 35 неделя 2 35 36 неделя 2 36 37 неделя 2 Организация и подготовка места проведения турнира. Старт тура Собственное течение тура. Конфликт в процессе игры Фиксация результата. Прикосновение к фигуре Разбор меодель-схемы шахматных правил Квалификационные требования судьи. Ознакомление с приказом Минспорттуризма России Контрольные тесы, зачет по сдаче теоретических вопросов 25 26 27 28 2 2 29 Лекция Опрос Лекция Лекция Опрос Опрос Лекция Опрос Лекция Опрос Лекция Лекция Лекция Опрос Опрос Опрос Практическое занятие Практическое занятие Лекция Практическое задание Практическое задание Опрос Лекция Опрос Лекция Опрос Практическое занятие Практическое занятие Практическое задание Практическое задание Практическое занятие Практическое задание 3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Аттестация учащихся, занимающихся по программе «Школа юного арбитра» проводится в учебном году 1 раз. Сроки проведения аттестации: май. Формы проведения аттестации: тестирование, соревнование, турнир, зачет Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты, определяемые дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой; полнота выполнения программы и каждого модуля; обоснованность перевода учащегося на следующий этап или год обучения. Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за год, сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации. Система оценивания – зачет/не зачет. Одним из показателей освоения программы является его участие в соревнованиях и турнирах. Для отслеживания данного показателя разработан протокол участия учащегося в соревнованиях по шахматам. Показатели и критерии результатов аттестации Теоретическая подготовка учащегося Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) – соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям Владение специальной терминологией – осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Практическая подготовка учащегося Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой (по основным разделам учебного плана) – соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям. Система текущего контроля Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждой изученной теме. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. и заносится в учебно-тематический план деятельности творческого объединения, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу, календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала. Вид контроля Сроки проведения Формы контроля контрольных мероприятий Входящий Перед изучением каждого Устный опрос модуля 30 Текущий Итоговый На каждом занятии Педагогическое наблюдение, устный опрос, интеллектуальный тренинг, выполнение дидактических заданий и упражнений, решение этюдов, задач В конце изучения каждого Турнир, соревнование, зачет, модуля анализ игры 31 Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за год 1 год обучения Не заче т Заче т Не заче т Заче т Не заче т Заче т Не заче т Результаты аттестации по итогам изучения программы за год 1 2 Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе «Школа юного арбитра». Года Количество Количество Количество Количество Количество Количество обучения учащихся учащихся, учащихся, имеющих учащихся, учащихся, учащихся, по годам прошедших академическую прошедших переведённых на полностью обучения промежуточную задолженность (не промежуточную следующий год освоивших аттестацию за год прошедших аттестацию повторно обучения за год дополнительную аттестацию) за год за год общеразвивающую программу (выпускники) (данные на конец года) 32 Повторно аттестован Заче т Практическая подготовка учащегося Шахматная Начальная Ходы и Игра всеми доска расстановк взятие фигурами а фигур фигур из начального положения Заче Не Заче Не Заче Не Заче Не т заче т заче т заче т заче т т т т Не аттестован Теоретическая подготовка учащегося Шахматны Шахматны Ходы и Начальная е термины е фигуры взятие расстановк фигур а фигур Аттестован ФИО возраст № п/ п Протокол участия обучающегося в соревнованиях по шахматам № п/п Фамилия Имя учащегося Название турнира, соревнования по шахматам 1 2 3 4 5 33 Дата проведения Уровень Результат 3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения программы «Школа юного арбитра» (углубленный уровень) (Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности) Уровни освоения программы. Показатели/ Низкий Средний Высокий критерии (Н) (С) (В) 1. Теоретическая подготовка учащегося - слабо знает правила - знает правила техники - знает правила техники 1.1 Теоретические знания (по техники безопасности; безопасности; безопасности; основным разделам учебно- имеет представление о - может рассказать об тематического плана программы)/ - не имеет представление о соответствие теоретических знаний шахматной доске, фигурах; шахматной доске, фигурах - хорошо и без ошибок программным требованиям - не разбирается в основных - неплохо разбирается в разбирается в основных правилах хода и взятии основных правилах хода и правилах хода и взятии каждой фигуры взятии каждой фигуры каждой фигуры не знает специальных 1.2 Владение специальной шахматных терминов терминов, терминологией/ осмысленность и правильность в речи их не употребляет, использования специальной педагога не понимает терминологией. 2. Практическая подготовка учащегося 34 знает шахматные термины, при употреблении сочетает специальную терминологию с бытовой, педагога понимает специальные шахматные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием 2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы/ соответствие практических умений и навыков программным требованиям 2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением/ отсутствие затруднений в использование специального оборудования и оснащения 2.3 Творческие навыки/ креативность в выполнении практических заданий. - Может работать с шахматной доской, фигурами, но требуется помощь педагога; - работает по готовому сценарию с помощью педагога; - слабо получается играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности; - не умеет работать коллективно и малыми группами, требует к себе много внимания Ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе, отказывается работать - Может самостоятельно работать с шахматной доской, фигурами, но работы не всегда качественные; - может неплохо работать по готовому сценарию; - получается играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности; - умеет работать коллективно и малыми группами - Качественно работает с шахматной доской, фигурами; - хорошо и самостоятельно работает по готовому сценарию; - хорошо получается играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности; - умеет работать коллективно и малыми группами. Часто становится лидером в группе Ребёнок работает с помощью педагога Работает самостоятельно, почти не испытывает затруднений Не может выполнить простейшие практические задания педагога Самостоятельно выполняет практические задания на основе образца Осуществляет достаточный творческий подход в выполнении практических заданий 35 3.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методическая часть программы базируется на специальных пособиях, разработанных и выпущенных в рамках государственной целевой программы по шахматам и рекомендованных к применению Министерством просвещения, а также на литературе и нормативно-правовых актах, список которых приведен на страницах 15-16 настоящей рабочей программы. Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования, а также в кружковых и факультативных занятиях в школе. Методы проведения занятий: 1. Наглядные (демонстрационные); 2. Словесные (рассказ, объяснение, беседа); 3. Практические. Формы проведения занятий: 1. Фронтальная; 2. Групповая. Педагогические технологии: 1. Группового обучения. 2. Разноуровневого обучения. Дидактические материалы: изображения чемпионов мира по шахматам, карточки с правильной нотацией каждой фигуры. Карточки «Завлечение», «Отвлечение», «Уничтожение защиты», «Перекрытие», «Блокировка», «Перегрузка», «Цугцванг», позиция «Тяжелая фигура против лёгкой фигуры», позиция «Лёгкая фигура против другой лёгкой фигуры». 36 3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Учебный кабинет, соответствующий СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 с необходимой мебелью: ученические столы, стулья, стеллажи, шкафы для хранения оборудования и УМК. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.). № п/п 1 2 3 4 5 Материально-технические условия: Наименование объектов и средств Кабинет Стулья Шкаф для хранения шахматных принадлежностей Стол педагога Расходный материал (USB-флеш-накопитель, бумага, маркеры, ручки и т.д.) Технические средства обучения 1 Компьютер (ноутбук) 2 Проектор 3 Интерактивная доска 4 Многофункциональное устройство: сканер-принтер-копир) 5 Подключение к сети Интернет (от 1 мбит/с до 5 мбит/с) Учебно-практическое оборудование 1 Настенная демонстрационная магнитная шахматная доска с комплектом фигур 2 Доски шахматные 3 Комплект шахмат 4 Часы шахматные (механические) 37 Количество 1 30 1 1 В наличии 1 1 1 1 В наличии 1 15 15 15 3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Нормативно-правовое обоснование программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 01.09.2023). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p). 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания») (2021 г.). 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629), (вступил в силу 1 марта 2023 г.). 6. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816). 7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 8. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ245/06) 9. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 10. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 11. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.). 12. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами» 13. Приказ № 211 от 14.04.2009 Об утверждении квалификационных требований к спортивным судьям по виду спорта «шахматы». 38 14. Устав МБУ ДО «СДДТ» 15. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 16. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 17. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Информационные ресурсы для педагога: 1. Авербах, Ю.Л. Учебник шахматной игры [Текст] / Ю.Л. Авербах, А.В. Суэтин. – М.: Человек, 2016. – 541 с.; 2. Костенюк, А.К. Как научить шахматам [Текст] / А.К. Костенюк, Н.К. Костенюк. – Москва: Russian Chess House, 2009. – 142 с. Информационные ресурсы для обучащихся и родителей: 1. Артамонов, В.А. Шахматы: организация и судейство [Текст] / В.А. Артамонов, Э.Л. Дубов. – М.: [б.и.], 1998. – 415 с. 2. Калиниченко, Н.М. Дебютный репертуар позиционного шахматиста [Текст] / Н.М. Калиниченко. – М.: Русский шахматный дом, 2005. – 234 с.; 3. Калиниченко, Н.М. Энциклопедия шахматных окончаний [Текст] / Н.М. Калиниченко. – М.: АСТ, 2004. – 702 с.; 4. Карпов, А.Е. Все о шахматах [Текст] / А.Е. Карпов, Е.Я. Гик. – М.: ФАИР-пресс, 2005. – 527 с.; 5. Мацукевич, А.А. Энциклопедия гамбитов [Текст] / А.А. Мацукевич, Ю.С. Разуваев. – М.: АСТ, 2007. – 254 с.; 6. Михальчишин, А.Б. Шахматы. Техника эндшпиля [Текст] / А.Б. Михальчишин, О.А. Стецко. – М.: Русский шахматный дом, 2013. – 374 с.; 7. Романовский, П.А. Миттельшпиль. Комбинация и план в шахматах [Текст] / П.А. Романовский. – М.: Русский шахматный дом, 2013. – 501 с.; 8. Ромеро Хольмес, А. Стратегия шахмат [Текст]: практикум / А. Ромеро Хольмес, А. Гонсалес де ла Нава; пер. с исп. С.А. Худяков. – М.: Русский шахматный дом, 2015. – 253 с.; 9. Сейраван, Я. Шахматный учебник. Как играть эндшпиль [Текст] / Я. Сейраван; пер. с англ. А.Н. Елькова. – М.: АСТ, 2007. – 333 с.; 10. Сейраван, Я. Шахматный учебник стратегии [Текст] / Я. Сейраван; пер. с англ. А.Н. Елькова. – М.: АСТ, 2007. – 253 с.; 11. Сейраван, Я. Шахматный учебник тактики [Текст] / Я. Сейраван, Д. Силмэн; пер. с англ. А.Н. Елькова. – М.: АСТ, 2007. – 269 с.; 12. Франко, З. Шахматы. Контратака [Текст]: шаг за шагом, от обороны к победе! / З. Франко; пер. с англ. Н.А. Чупеева. – М.: Русский шахматный дом, 2012. – 367 с.; 13. Хансен, Л.Б. Основы шахматной стратегии [Текст] / Л.Б. Хансен; пер. Т. Ефановой. – М.: Russian Chess House, 2015. – 281 с.; 14. Яковлев, Н.Г. Шахматы. План в миттельшпиле [Текст] / Н.Г. Яковлев. – М.: Русский шахматный дом, 2014. – 384 с. 39 Интернет-ресурсы: 1. Азы судейства для юных [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ruchess.ru/news/report/viktor_goncharov_lecture/; 2. Основные правила проведения шахматного соревнования [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://znanio.ru/media/osnovnye-pravila-provedeniya-shahmatnogosorevnovaniya-2685156 3. https://www.youtube.com/watch?v=8MzEn0QbsmA – Вебинар. Судейство и организация шахматных соревнований; 4. https://www.youtube.com/results?search_query=основы+шахматного+судейства – Видеоролики. Основы шахматного судейства. 40