Региональный навигатор дополнительного образования детей Архангельской области как инструмент масштабирования эффективных практик дополнительного образования детей

11.09.2020

Региональный навигатор дополнительного образования

 детей Архангельской области как инструмент масштабирования эффективных практик дополнительного образования детей

 

Коловангина Елена Сергеевна,

методист ГБОУ «ДДЮТ», СП РМЦ

 

Российская система дополнительного образования детей является уникальной и не имеет аналогов в международном масштабе. Одной из ключевых особенностей данной системы является свободный и добровольный выбор ребенка и (или) его родителей дополнительной общеобразовательной программы. Широкий спектр дополнительных общеобразовательных программ не ограничен государственными образовательными стандартами, иными рамками или условностями. В данной ситуации возникает непростая задача выбора, которая сопровождается необходимостью поиска источников информации о том, где и на каких условиях можно получить дополнительное образование, соответствующее потребностям ребенка (семьи).

Идея сконцентрировать информацию о существующих детских объединениях, доступных общеобразовательных программах на одном информационном ресурсе – Навигаторе – появилась уже давно. Около 10 лет назад ее начали обсуждать родительские сообщества и работники системы дополнительного образования, а также представители негосударственного сектора, заинтересованные
в привлечении обучающихся.

Реализация идеи Навигатора по дополнительным общеобразовательным программам с охватом всех доступных программ, творческих объединений и секций – трудоемкая задача, требующая не только финансовых вложений, но и административной поддержки.

В 2014 году такая поддержка появилась. Задача создания Навигатора по дополнительным общеобразовательным программам была сформулирована сначала в Концепции развития дополнительного образования детей, а через два года – в виде одной из ключевых задач приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», согласно которой должен быть создан «общедоступный федеральный навигатор (информационный портал, с региональными и муниципальными сегментами), позволяющий семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации), обеспечивающий возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка».

Успешными информационно-технологическими решениями в выполнении поставленной задачи стали:

федеральный портал «Единый национальный портал дополнительного образования детей» (http://dop.edu.ru), аккумулирующий информацию о событиях, тенденциях и программах дополнительного образования, с учетом актуальных потребностей целевых аудиторий пользователей во всех регионах Российской Федерации;

федеральный интернет-путеводитель «Атлас доступного образования для детей России» (http://do.edmonitor.ru);

цифровая платформа кружкового движения (http://кружковоедвижение.рф), которая является онлайн ресурсом Кружкового движения Национальной технологической инициативы (далее – НТИ), Ассоциации «Кружковое движение», включающего базу данных персональных траекторий участников НТИ «Кружковое движение»;

интерактивно-цифровая платформа ПроеКТОриЯ (https://proektoria.online), созданная для помощи учащимся школ при выборе своей будущей профессии.

В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» и Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства Просвещения РФ от 3.09.2019 года № 467) в целях повышения доступности, информационной открытости системы дополнительного образования детей и информированности семей (детей и их родителей (законных представителей) о реализуемых в соответствующем субъекте Российской Федерации дополнительных общеобразовательных программах используется региональный Навигатор.

На сегодняшний день российские регионы имеют возможность самостоятельно определять то, каким будет их Навигатор, на какой технической платформе его реализовать. Основные требования к данным ресурсам – это информационное сопровождение семей при выборе дополнительной образовательной услуги и наличие возможности обеспечить автоматизированную передачу статистических данных с регионального уровня на национальный (для федерального модуля) для информационного обеспечения управленческих задач.

Для обеспечения работы образовательных организаций Архангельской области в рамках единой информационной системы с 2019 года внедрен в штатном режиме региональный навигатор дополнительного образования. Положение о государственной информационной системе Архангельской области «Навигатор дополнительного образования Архангельской области» утверждено постановлением министерства образования и науки Архангельской области от 17.02.2020 года № 8.

Региональный навигатор по дополнительным общеобразовательным программам (далее – ГИС АО «Навигатор») представлен типовым решением, разработанным компанией «Inlearno» и размещен на информационной платформе по адресу:  https://dop29.ru.

Функции Навигатора:

– создание реестра дополнительных общеразвивающих программ;

– ведение персонифицированного учета обучающихся и персонифицированного финансирования;

– осуществление независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ;

    аналитические и статистические отчеты в системе дополнительного образования.Хочу такой сайт

В Навигаторе зарегистрировано 427 организаций:

   организации дополнительного образования (сфера образования, культуры и спорта);

     общеобразовательные организации;

     дошкольные образовательные организации

– организации дополнительного образования негосударственного сектора экономики

     организации высшего образования (САФУ имени М.В. Ломоносова)

На сегодняшний момент уже можно говорить о промежуточных итогах его внедрения. На начало сентября 2020 года в ГИС АО «Навигатор» внесено 6033 программы, из них по направленностям:

социально-педагогическая направленность - 1078 программ;

естественнонаучная направленность - 420 программ;

художественная направленность - 2246 программ;

физкультурно-спортивная направленность - 1434 программы;

туристско-краеведческая направленность - 218 программ;

техническая направленность - 637 программ.

Для родителей и детей ГИС АО «Навигатор» предоставляет удобный механизм поиска и подбора творческого объединения или секции по интересу ребенка и в соответствии с территориальной принадлежностью - открытые для записи дополнительные общеобразовательные программы располагаются в результатах поиска по степени близости к месту проживания ребенка. Обеспечивается прозрачный единый механизм записи на творческие объединения и секции – в соответствии с единой очередностью, при открытии записи на программу. Дополнительно, информационная система выполняет функцию информирования и навигации по конкурсным мероприятиям, в которых могут принять обучающиеся, а также предоставляет возможность формирования индивидуального портфолио обучающегося.

Образовательные организации получают широкие возможности для учета дополнительных общеобразовательных программ и записи на них обучающихся, а также формирования расписания и ведения электронного журнала, участия в инвентаризации материально-технических и кадровых ресурсов.

Функционирование ГИС АО «Навигатора» позволит на муниципальных и региональном уровне получать объективную статистическую информацию по множеству параметров, вовлеченности детей в дополнительное образование и их достижения.

Перспективным направлением работы в ГИС АО «Навигатор» является возможность проведения на его платформе независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ с дальнейшим формированием их реестров.

В 2020 году работа по наполнению ГИС АО «Навигатор продолжится как в части наполнения регионального и муниципального сегментов, так и в направлении привлечения негосударственных поставщиков образовательных услуг, в соответствии с социальным заказом семей и детей – получателей соответствующих услуг.

Таким образом, качественная реализация идеи Навигатора дополнительного образования как на муниципальном, так и региональном уровнях и привлечение к действующим интернет – ресурсам  внимания родителей, детей и всех участников образовательного процесса позволит развивать и совершенствовать эти информационные сервисы, превращая их в интерактивные цифровые площадки, которые помимо выбора программы дополнительного образования могут обеспечить возможность конструирования индивидуальных образовательных траекторий детей, в том числе, в формате онлайн образования. 

Просмотров всего: , сегодня:

Коловангина Е.С. - Навигатор.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 15.09.2020

Дата обновления: 16.09.2020

Дата публикации: 11.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».