ДООП АРТ- идея

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 3
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ № 215 от
«31» августа 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «АРТ-идея»
художественной направленности

Возраст учащихся 12-17 лет
Срок реализации - 1 год

Шаврина Елена Юрьевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Архангельск
Год разработки 2020
Год корректировки 2022

2

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информационная карта

3

2. Комплекс основных характеристик образования
2.1

Пояснительная записка

5

2.2

Учебный план

15

2.3

Учебно-тематический план

15

2.4

Содержание программы

17

3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1

Календарный учебный график

24

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

32

3.3

Оценочные материалы

33

3.4

Методическое обеспечение программы

36

3.5

Условия реализации программы

38

3.6

Список информационных источников

40

4. Приложения

42

3

1. Информационная карта
1

Наименование программы (услуги)

Образовательная программа

2

Полное наименование образовательной
программы, в рамках которой реализуется
данная программа (услуга)

3
4

Год разработки
Вид деятельности по программе

5
6

Направленность дополнительного образования
Аннотация (краткое описание содержания и
иная информация, необходимая для заказчиков
и получателей образовательных услуг)

7

Указание на уровень сложности содержания
программы (стартовый (ознакомительный),
базовый, продвинутый (углублённый))
Место реализации программы (фактический
адрес оказания услуги; при реализации
программы в сетевой форме в разных местах
указываются все адреса)

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«АРТ-идея» изостудии
художественной направленности
2020
Изобразительное искусство и
декоративно-прикладное
творчество
Художественная
Программа
направлена
на
выявление и развитие творческих
способностей обучающихся в
области
изобразительного
искусства (рисование гуашью,
акварелью, пастелью, цветными
карандашами и т.д) и декоративноприкладного
творчества
(творческие
работы
с
использованием цветной бумаги,
круп и макаронных изделий, кофе,
бросового материала и т.д.)
Рисунки с использованием техник:
батик,
смешанные
техники
живописи, монохромная живопись,
силуэт, и др, декоративные работы
в техниках: батик, декорирование
сосудов, топиарии, квиллинг и
многое
другое.
Участие
в
конкурсах и выставках.
Ознакомительный

8

9
10

11

Возрастная категория учащихся (адресат
программы)
Указание на необходимость медицинского
заключения об отсутствии противопоказаний к
занятию соответствующим видом спорта (для
программ физкультурно-спортивной
направленности)
Указание на адаптированность программы для

МБУ ДО «СДДТ»,
163020 г. Архангельск,
Банный переулок 1-й, дом 2
МБОУ СШ № 20,
163051 г. Архангельск,
ул.23-й Гвардейской Дивизии, 8
12-17 лет (5-10 класс)
Медицинского заключения не
требуется

Без адаптации

4

12
13
14

15
16

17

учащихся с ОВЗ (включая указание на вид
ограничений)
Нормативный срок освоения программы
(продолжительность обучения)
Режим занятий, продолжительность каждого
занятия
Сведения о педагогических работниках,
реализующих программу (Фамилия имя
отчество, квалификационная категория,
образование, регалии)
Форма обучения по программе (очная, заочная,
очно-заочная)
Объем программы общий и отдельно по
формам обучения (очная/заочная), по
использованию дистанционных технологий (с
использованием/ без использования), по
использованию сетевой формы (с
использованием/ без использования), формам
организации образовательной деятельности
(коллективная/групповая/ индивидуальная)
Минимальное, максимальное число детей,
учащихся в одной группе

1 год
2 раза в неделю
по 2 академических часа
Шаврина Елена Юрьевна, педагог
дополнительного образования
высшей квалификационной
категории, образование высшее,
педагогическое
Очная форма
Объём -144 часа;
Без использования дистанционных
технологий.
Без использования сетевой формы
Групповая форма организации
деятельности - 144 часа.

Минимальное – 10 человек
Максимальное – 20 человек

5

2. Комплекс основных характеристик программы:
2.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «АРТ-идея» (далее –
программа) имеет художественную направленность. Программа направлена
на выявление и развитие творческихспособностей обучающихся в области
изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Программа разработана на основе анализа содержания авторской
программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы»
под редакцией Б.М. Неменского.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1. Современными требованиями модернизации системы образования:
дополнительное образование детей направлено на создание необходимых
условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом,

нравственном

развитии;

формирование

и

развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку
талантливых учащихся («Концепция развития дополнительного образования
детей», распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
2. Современные дети почти все

свободное время проводят за

компьютером, что негативно сказывается на их духовно-нравственном
развитии. Занятия художественным творчеством дают возможность ребенку
увидеть красоту окружающего мира, понять, что живое общение с людьми
самое ценное, что есть на свете, осознать свою социальную значимость.
3. Разная экономическая возможность семей способствует поиску и
использованию доступных (бросовых) материалов для выполнения творческих
работ на занятиях.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании
определенной среды для развития у детей эстетического восприятия и вкуса,
творческой активности в процессе обучения изобразительным и декоративноприкладным

творчеством

через

различные

техники

при

работе

с

6

традиционными и нетрадиционными материалами, программа способствует
дальнейшему развитию у детей уже имеющихся способностей.
Возможность использования программы в других образовательных
системах. Программа реализуется на базе Соломбальского Дома детского
творчества и на базе МБОУ СШ № 20.
Программа может быть реализована по принципу сетевого партнерства.
Программа

может

быть

использована

как

дополнительная

общеобразовательная программ в учреждениях дополнительного образования,
как программа внеурочной деятельности в образовательных организациях, как
дополнительная общеобразовательная программа в лагерях с дневным
пребыванием детей, стационарных загородных лагерях.
Цель программы: художественно-эстетическое развитие учащихся в
процессе выполнения творческих работ с применением различных техник
изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
1.

Обучать

доступным

по

возрасту

средствам

художественной

выразительности и художественным приемам.
2.

Обучать

нетрадиционным

приемам

изображения

монохромная

живопись, смешанные техники рисования и т.д.
3. Способствовать формированию творческой активности (умение
выразить свою идею и найти пути её воплощения);
4. Расширять знания о различных видах декоративно-прикладного
искусства и художественного творчества, о многообразии художественных
материалов, приёмов и техник работы с ними.
Развивающие:
1. Развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность,
образное мышление, зрительную память, мелкую моторику рук.

7

2. Развивать чувство эмоционального восприятия явлений природы в
разное

время

года,

литературных

произведений,

произведений

изобразительного искусства.
Воспитательные:
Формировать

1.

личностные

качества:

трудолюбие,

терпение,

аккуратность, уверенность в себе.
2. Формировать потребность применять творческий опыт в практической
работе по оформлению выставок и кабинета.
Новизна программы. Программа носит ознакомительный характер.
Отличительной
отдельных

тем

по

особенностью
выполнению

программы

работ

в

является

нетрадиционных

включение
техниках

изобразительного искусства, например: смешанные техники(восковые мелки и
акварельные краски), силуэт (рисунки по воображению), монохромная
живопись «Натюрморт», рисунки в смешанной технике и т.д. Также в
программу включены темы по выполнению работ с помощью нетрадиционных
материалов, например: топиарии (с использованием бросовых материалов,
сизаля, бумажных салфеток), панно с использованием круп и макаронных
изделий «Совенок», декорирование разнообразных сосудов (стеклянные и
пластиковые), что не всегда рассматривается в содержании программ
художественной направленности.
Адресат программы: возраст учащихся: 12-17 лет. Отбор учащихся не
производится, специальная подготовка не требуется, медицинское заключение
не требуется, каждый учащийся предъявляет заявление родителей (законных
представителей) и согласие на обработку персональных данных. Минимальное
количество учащихся - 10, максимальное – 14 человек.
Возрастные особенности детей 12-17 лет:
К

характерным

особенностям

возраста

относятся:

стремление

к

самообразованию и самовоспитанию, определение склонностей и даже
профессиональных интересов.

8

Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в
процессе которой формируются: мировоззрение, профессиональные интересы,
самосознание, мечта и идеалы. Увлеченные творчеством дети, с огромным
интересом выполняют различные по сложности изобразительные работы,
задания декоративно-прикладной направленности.
Занятия по данной программе направлены на выявление и поддержку
детей, проявляющих творческие способности и организацию свободного
времени, а также удовлетворение их индивидуальных потребностей в своем
творческом самосовершенствовании.
Данная программа строится на принципах:
доступности – информация и ее объем соответствуют возрастным
возможностям учащихся;
системности, определяющий взаимосвязь и целостность

содержания,

форм и принципов предлагаемого материала;
наглядности – познание осуществляется с помощью современных
дидактических средств;
психологической

комфортности

–

на

занятиях

обеспечивается

психологический и эмоциональный комфорт;
дифференциации – предоставление возможности занятий всем детям
независимо от способностей, общего уровня развития, особенностей здоровья.
В процессе проведения занятий педагогом используются современные
образовательные и воспитательные педагогические технологии:
обучение в сотрудничестве – совместная развивающая деятельность, в
группе, команде, взаимозависимость и взаимопомощь членов группы; личная
ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи
группы;
здоровьесберегающая

технология

-

организация

образовательного

процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных
возрастным возможностям учащихся;
личностно-ориентированная

технология

(задания,

позволяющие

9

обеспечить комфортные условия развития личности), направленная на
формирование креативных, коммуникативных, общекультурных компетенций;
система инновационной оценки «портфолио»: способ фиксирования,
накопления и оценки

индивидуальных достижений

школьника

в

определенный период его обучения;
ИКТ-технология - использование ИКТ оказывает эмоциональное
воздействие на учащихся, позволяет глубже осваивать материал; позволяет
усовершенствовать учебный процесс, решает не только социокультурные, но и
дидактические задачи.
Срок реализации программы: 1 год: 72 учебные недели.
Объём программы: 144 академических часа.
Режим

занятий:

занятия

проводятся

2

раза

в

неделю.

Продолжительность занятий - 2 академических часа (2 х 45 мин).
Формы организации деятельности:
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная,
коллективная, групповая.
По коммуникативному взаимодействию: практикум.
По дидактической цели: вводные занятия, практические занятия,
комбинированные занятия.
Содержание программы 2го года обучения составлено с учетом
возрастных особенностей

обучающихся

и

опирается

на

одноименную

программу 1го года обучения. Задания адаптированы к возрасту учащихся и
построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений. Методика
проведения занятий строится на тематическом разнообразии.
На

занятиях

учащиеся

знакомятся

с

различными

техниками

изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Содержание

программы предусматривает выполнение

заданий

по

образцам, но подводит к выполнению заданий более сложным по построению и
композиции, включает новые виды техник изобразительного искусства, где
практическая деятельность содержит элементы творчества.

10

В

рамках

занятий

по

программе

обучающимся

предлагается

к

использованию широкий набор художественных материалов и разнообразие
художественных

техник

изобразительного

искусства,

что

способствует

активизации творческих возможностей детей и положительно сказывается на
художественной выразительности в детских работах в целом.
Содержание предусматривает выполнение заданий по образцам, но
подводит к выполнению работ, где практическая деятельность является
творческой, поисковой.
Программа состоит из двух модулей: «Радуга творчества» и «Шкатулка
творческих идей». Каждый модуль содержит задания из трех блоков.
Содержание занятий 1-го блока «Волшебная палитра» направлено на
знакомство с изобразительной грамотой, техниками и жанрами живописи и
графики при выполнении творческих работ. Тематика занятий 2-го блока
«Мастера на все руки» направлена на выполнение заданий в различных
техниках с применением разнообразных декоративных материалов (крупы и
макаронные изделия, сизаль, природный материал, бросовый материал и т.д.), а
также заключается в выполнении работ в разнообразных технологических
приемах при работе с бумагой (декупаж, квиллинг, бумагопластика и т.д.).
Тематика 3-го блока предполагает выполнение творческих работ на конкурсы и
выставки.
Содержание программы предусматривает возможность менять местами
темы, а также включать в программу другие темы, которые дают возможность
решать поставленные творческие задачи.
Для более углубленного понимания материала, развития эстетического
вкуса проводятся беседы об изобразительном искусстве и декоративном
творчестве с демонстрацией произведений и тематических презентаций.
Структура занятия представлена в «Методическом обеспечении
программы» (см. п. 3.4).
Планируемые результаты и форма их проверки:
В результате освоения программы, обучающиеся будут

11

знать:
отечественные произведения изобразительного искусства, выполненные в
разных жанрах, мастеров пейзажа;
понятия терминов: пейзаж, портрет, натюрморт;
названия инструментов и материалов (пастель, гуашь, стек и т.д.)
холодные и теплые цвета;
приемы

работы

художественными

материалами: акварель,

гуашь,

карандаш, пастель;
приемы изображения: силуэт, монохромная живопись, рисунки в
смешанной технике;
способы обработки бумаги и бросовых материалов;
требования, предъявляемые к творческим работам;
правила охраны и безопасности труда, порядок организации рабочего
места.
уметь:
пользоваться художественными материалами акварель, гуашь, карандаш,
пастель;
выполнять работы в технике батик, декупаж, квиллинг, бумагопластика,
монохромная живопись, силуэт, и т.д.
выполнять

работы

по

темам

в

правильной

технологической

последовательности;
уметь высказывать свое мнение, обсуждать творчество мастеров
изобразительного искусства;
самостоятельно работать и доводить работу до конца;
передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности;
организовывать рабочее место и поддерживать его в порядке.
Формы контроля и подведения итогов:
наблюдение,

12

устный опрос,
анализ творческой работы,
собеседование,
беседа,
портфолио достижений,
анкета «Удовлетворённость детей занятиями в студии» (приложение 1)
выполнение итоговой творческой работы,
мини-выставка,
выставка творческих работ
анкета «Анкета учащегося» (приложение 2).
Система оценивания – безотметочная.
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы
следующие универсальные учебные действия (УУД):
Личностные результаты:
формирование

уважительного

и

доброжелательного

отношения

к

окружающим, к результатам своего и чужого труда;
формирование эстетического вкуса через приобщение к общекультурным
ценностям, творческой деятельности на занятиях в студии;
формирование ответственного отношения к выполнению творческих
работ.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
формирование умения определять цель деятельности на занятиях;
формирование способности учащегося организовывать свою творческую
деятельность, планировать действия;
формирование самоконтроля и самооценки достигнутого результата при
выполнении творческих работ;
Познавательные УУД:

13

формирование умения получать информацию из иллюстраций, схем и
таблиц пошагового выполнения творческих работ;
развитие умения самостоятельно находить нужную информацию для
решения творческих задач;
Коммуникативные УУД:
формирование культуры общения учащихся на занятиях в студии;
Предметные результаты:
владение терминами характерными для изобразительной и творческой
деятельности;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и технологий,
применяемых на занятиях изобразительным и декоративно-прикладным
творчеством;
стремление к бережливости в расходовании художественных материалов
при выполнении творческих работ.
Методы:

иллюстративный;

словесный;

практический;

частично-

поисковый; самостоятельной работы.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Формы аттестации и оценка образовательных результатов освоения
программы. (См. пункт 3.2)
Оценочные материалы. Карта оценки уровня освоения программы
учащихся. (См. пункт 3.3)
Нормативно-правовое обоснование программы
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (в действующей редакции).
2.

Целевая модель развития региональных систем дополнительного

образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
3.

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение

от 4.09.2014 № 1726 – p).
4.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения
России от 09.11.2018 № 196).

14

5.

Порядок

образовательную

применения

деятельность,

организациями,

электронного

осуществляющими

обучения,

дистанционных

образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ
Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816).
6.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки

России

педагогический

совместно

университет»,

ГАОУ

ВО

ФГАУ

«Московский

«Федеральный

государственный

институт

развития

образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое
образование» от 18.11.2015.
7.

Методические

общеобразовательных

рекомендации

программ

с

по

применением

реализации

дополнительных

электронного

обучения

и

дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ
от 31.01.2022 № ДГ-245/06)
8.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
9.

Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические

нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22
10.

Регламент

независимой

оценки

качества

дополнительных

общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки
Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11.

Устав МБУ ДО «СДДТ»

12.

Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля

успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
13.

Положение о системе единого ведения программно-методической

документации педагогических работников
14.
программе.

Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

15

2.2. Учебный план
№

I.
II.

Наименование
разделов

Теоретически Практическ
е
часы
ие часы

Модуль 1. «Радуга
творчества»
Модуль 2. «Шкатулка
творческих идей»
Итого:

4

60

Общее
количество
часов
64

4

76

80

8

136

144

2.3. Учебно-тематический план

№

Наименование разделов и тем

Количество
часов

Формы
аттестации/
контроля

тео прак все
рия тика го
I.

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

II.

Модуль 1. «Радуга творчества»
Вводное занятие
Блок 1. «Волшебная палитра»
Монохромная живопись
Силуэт
Пейзаж «Времена года»
Домашние животные
Животные Севера
Экзотические животные
Удивительные птицы
Блок 2. «Мастера на все руки»
«Кофейный аромат»
«Чудо из бумаги»
«Новенькое из старенького»
«Декорирование сосудов»
Блок 3. Подготовка творческих
работ на конкурсы
Итоговое занятие
Модуль 2. «Шкатулка
творческих идей»
Вводное занятие
Блок 1. «Волшебная палитра»

1

1

2

0
0
1
0
0
0
1

2
4
7
4
4
4
7

2
4
8
4
4
4
8

0
0
0
0
1

4
4
4
4
9

4
4
4
4
10

0

2

2

1

1

2

Устный опрос
Анализ
выполненных
работ

Минивыставка

Беседа

16

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.

Рисунок в смешанной технике
Пейзаж «Времена года»
Цветы
Домашние животные
Животные Севера

0
0
0
1
1

4
8
8
7
7

4
8
8
8
8

1.6.

Экзотические животные

0

4

4

1.7.

Удивительные птицы

0

4

4

Устный опрос
Анализ
выполненных
работ
Минивыставка

Блок 2. «Мастера на все руки»
2.1.

«По крупинке»

0

4

4

2.2.

«Чудо из бумаги»

0

6

6

2.3.

«Новенькое из старенького»

0

4

4

2.4.

«Батик»
Блок 3. Подготовка творческих
работ на конкурсы
Итоговое занятие

0
1

6
11

6
12

0

2

2

Итого:
Итого по программе:

4
8

76
136

80
144

Выставка
работ

17

2.4. Содержание учебно-тематического плана
I. Модуль «Радуга творчества»
(64 часа: теория 4 часа, практика 60 час.)
Вводное занятие
(2 часа, теория 1 час, практика 1 час.)
Теория:

Знакомство

с

деятельностью

объединения,

знакомство

с

терминами, связанными с живописью и рисунком (палитра, стек, гуашь,
мольберт, графика, живопись и т.д.), правилами работы с используемыми
материалами и инструментами. Знакомство с жанрами в живописи и в рисунке
(пейзаж (морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года),
натюрморт, портрет, анималистический, бытовой и т.д.), с различными видами
прикладного творчества (батик, декорирование сосудов, художественное
вырезание из бумаги и т.д). Инструктаж по охране и режиму труда.
Практика: Анкетирование. Опрос. Игры и упражнения на знакомство
1. Блок. «Волшебная палитра»
1.1. Монохромная живопись
(2 часа, теория 0 час., практика 2 часа.)
Практика: Просмотр образцов рисунков, анализ технологии выполнения
работы «Натюрморт» в техниках монохромной живописи.
Выполнение рисунка «Натюрморт» в технике монохромной живописи.
1.2. Силуэт
(4 часа, теория 0 час., практика 4 часа.)
Практика: Показ образцов и технологии выполнения рисунка в технике
силуэт.
Выполнение рисунка в технике силуэт по воображению.
1.3. Пейзаж «Времена года»
(8 час., теория 1 час, практика 7 час.)
Теория: Показ репродукции Е.Е. Волков «Осень», С. Жуковский «Лесное
озеро. Золотая осень (Синяя вода)». Анализ перспективы и композиции в

18

рисунке. Показ образцов рисунков по теме пейзаж «Времена года» «Колокольня» или «Городской пейзаж».
Практика: Выполнение рисунка осенний пейзаж «Колокольня» или
«Городской пейзаж».
1.4. Домашние животные
(4 часа, теория 0 час., практика 4 часа.)
Практика: Показ иллюстраций с изображением домашних животных,
образцов рисунков, анализ композиционного и цветового решения. Знакомство
с правилами рисования животных.
Выполнение рисунка «Любимые домашние животные».
1.5. Животные Севера
(4 часа, теория 0 час., практика 4 часа.)
Практика: Показ иллюстраций с изображением животных Севера (белый
медведь, бурый медведь, заяц-беляк), образцов рисунков «Бурый медведь»,
анализ по композиционному и цветовому решению.
Выполнение рисунка «Бурый медведь».
1.6. Экзотические животные
(4 часа, теория 0 час., практика 4 часа.)
Практика: Просмотр и анализ иллюстраций с изображением экзотических
животных (лев, жираф, тигр), образца рисунков «Слон».
Выполнение рисунка «Слон».
1.7. Удивительные птицы.
(8 час., теория 1 час, практика 7 час.)
Теория: Показ иллюстраций с изображением птиц «Синички», «Лебеди»,
правила рисования птиц. Демонстрация образцов и технологии выполнения
рисунков «Синички» и «Лебеди».
Практика: Выполнение рисунков «Синички» и «Лебеди».
2. Блок. «Мастера на все руки»
2.1. «Кофейный аромат»
(4 часа, теория 0 час., практика 4 часа.)

19

Практика: Анализ технологии выполнения творческой работы «Ежик» с
использованием

кофейных

зерен.

Закрепление

знаний

о

композиции.

Выполнение творческой работы с использованием кофейных зерен «Ежик».
2.3. «Чудо из бумаги»
(4 часа, теория 0 час., практика 4 часа.)
Практика:

Особенности

использования

и

обработки

бумаги

при

выполнении открыток и панно в технике бумагопластика, аппликация. Показ
наглядных пособий и технологической последовательности изготовления панно
«Цветы», открытки «С Новым годом!».
Выполнение панно «Цветы» в технике бумагопластика, открытки «С
Новым годом!» в технике аппликация.
2.4. «Новенькое из старенького»
(4 часа, теория 0 час., практика 4 часа.)
Практика:

Показ

технологической

последовательности

выполнения

творческой работы в технике декупаж с использованием нетрадиционных,
бросовых материалов.
Выполнение творческой работы в технике декупаж.
2.4. «Декорирование сосудов»
(4 часа, теория 0 час., практика 4 часа.)
Практика: Знакомство с техниками, инструментами и материалами при
декорировании сосудов (стеклянные банки, бутылки, пластиковые сосуды,
контейнеры и т.д.), последовательностью выполнения творческих работ. Показ
наглядных пособий.
Выполнение творческой работы «Ваза».
Итоговое занятие
(2 часа, теория 0 час., практика 2 часа.)
Творческая работа «Символ года». Беседа. Итоговая мини-выставка.
3. Блок. Подготовка творческих работ на конкурсы
(10 час., теория 1 час, практика 9 час.)

20

Теория: Критерии отбора творческих работ на конкурсы (техника и
мастерство исполнения, аккуратность, оригинальность).
Практика: Выполнение эскизов и творческой работы в самостоятельно
выбранной технике.
II. Модуль «Шкатулка творческих идей»
(80 час., теория 4 часа, практика 76 час.)
Вводное занятие
(2 часа, теория 1 час, практика 1 час.)
Теория: Теория: Знакомство с терминами, отражающими художественную
выразительность в изобразительном и оформительском искусстве (линейное
построение, фон, светотень, форма, композиция и т.д.). Показ и анализ
рисунков (пейзаж, натюрморт, портрет) по их композиционному и цветовому
решению.
Практика: Выполнение
способствующих

упражнений,

свободному

развивающих моторику руки,

владению

карандашом

(штриховка,

растушевывание, орнамент) и кистью (размывка, мазок, линия).
1. Блок. «Волшебная палитра»
1.1.

Рисунок в смешанной технике

(4 часа, теория 0 час., практика 4 часа.)
Практика: Просмотр творческих работ в смешанной технике рисования.
Показ технологической последовательности выполнения творческой работы в
смешанной технике рисования.
Выполнение творческой работы в смешанной технике рисования.
1.2. Пейзаж «Времена года»
(8 час., теория 1 час., практика 7 час.)
Теория: Показ репродукций И.К. Айазовский «Ниагарский водопад», КлодЛуи Шатле «Водопад около Терни» С. А. Бруси́лов «Маяк». Анализ
перспективы и композиции в рисунке. Показ образцов рисунков по теме пейзаж
«Времена года» - «Водопад», «Маяк».

21

Практика: Выполнение рисунка летний пейзаж «Водопад», «Маяк».
1.3. Цветы
(8 час., теория 0 час., практика 8 час.)
Практика: Показ иллюстраций с изображением цветов, образцов рисунков
«Весенние цветы», «Лаванда». Знакомство с правилами реалистичного
рисования цветов.
Выполнение рисунка цветов «Весенние цветы», «Лаванда» используя
приемы реалистичного рисования цветов.
1.4. Домашние животные
(8 час., теория 1 час, практика 8 час.)
Теория: Показ иллюстраций с изображением домашних животных (кот,
собака, лошадь), образцов рисунков «Кот», «Собака» анализ композиционного
и цветового решения. Знакомство с правилами рисования животных.
Практика: Выполнение рисунков «Кот», «Собака».
1.5. Животные Севера
(8 час., теория 1 час, практика 7 час.)
Теория: Показ иллюстраций с изображением животных Севера, образцов
рисунков «Тюлененок», «Волк», анализ по композиционному и цветовому
решению.
Практика: Выполнение рисунков «Тюлененок», «Волк».
1.6. Экзотические животные
(4 часа, теория 0 час., практика 4 часа.)
Практика: Просмотр и анализ иллюстраций с изображением экзотических
животных, образца рисунков «Медуза».
Выполнение рисунка «Медуза».
1.7. Удивительные птицы.
(4 часа, теория 0 час., практика 4 часа.)
Практика: Показ иллюстраций с изображением птиц, правила рисования
птиц. Демонстрация образцов и технологии выполнения рисунков «Попугай».
Выполнение рисунка «Попугай».

22

2.Блок. «Мастера на все руки»
2.1. «По крупинке»
(4 часа, теория 0 час, практика 4 часа.)
Практика: Показ творческих работ с использованием круп и макаронных
изделий,

закрепление

знаний

о

композиции.

Технологическая

последовательность при панно с использованием макаронных изделий
«Совенок».
Выполнение панно с использованием макаронных изделий «Совенок».
2.1. «Чудо из бумаги»
(6 час., теория 0 час, практика 6 час.)
Практика: Особенности использования и обработки бумаги, показ
наглядных пособий и технологической последовательности изготовления
творческой работы в технике квиллинг, открыток и панно в технике
бумагопластика.
Выполнение творческой работы по воображению в технике квиллинг,
открытки «С 23 февраля!», «С 8 марта».
2.3. «Новенькое из старенького»
(4 час., теория 0 час., практика 4 час.)
Практика: Показ топиариев с использованием бросовых материалов,
готовых декоративных элементов и т.д. Технология выполнения декоративных
топиариев,

используемые

материалы.

Показ

творческих

работ

с

использованием бросовых материалов.
Выполнение топиария с использованием бросовых материалов и готовых
декоративных

элементов

(бумажные

салфетки,

сизаль,

пластиковые

стаканчики, упаковочная бумага, ленты, бусины). Выполнение творческой
работы с использованием бросовых материалов.
2.5. «Батик»
(6 час., теория 0 час, практика 6 час.)

23

Практика: Знакомство с техниками батика (холодный батик, горячий
батик, свободная роспись, складной батик), материалами и инструментами для
батика и росписи ткани, последовательностью выполнения батика (эскизы,
работа с контуром и цветом). Показ наглядных пособий в технике батик.
Выполнение творческой работы «Цветы» в технике батик.
Итоговое занятие
(2 часа, теория 0 час., практика 2 часа.)
Выполнение творческой работы «Лето». Беседа. Итоговая мини-выставка.
3 Блок. Подготовка творческих работ на конкурсы.
(12 час., теория 1 час, практика 11 час.)
Теория: Критерии отбора творческих работ на конкурсы (техника и
мастерство исполнения, аккуратность, оригинальность).
Практика: Выполнение эскизов и творческой работы в самостоятельно
выбранной технике.

24

3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график

№

Дата

Час
ы

Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

1 модуль «Радуга творчества»
1

Сентябрь
3 неделя

2
3

4 неделя

4
5

5 неделя

6

7
8

Октябрь
6 неделя

2

«Радуга творчества». Вводное
занятие.

Беседа
Опрос
Игры, упражнения на знакомство и снятие
психоэмоционального напряжения

2

Рисунок в технике силуэт

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок в технике силуэт

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Панно «Цветы» в технике
бумагопластика

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Осенний пейзаж «Колокольня»

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Осенний пейзаж «Колокольня»

Беседа
Практическая работа

Анализ выполненной
работы
Мини выставка

2

Работа с использованием кофейных
зерен «Ежик»

Беседа
Показ приемов выполнения работы

Опрос
Наблюдение

Работа с использованием кофейных

Практическая работа

Опрос

25

зерен «Ежик»
9

7 неделя

10

11

8 неделя

12
13

9 неделя

14
15

Ноябрь
10 неделя

16
17
18

11 неделя

Наблюдение

2

Творческая работа или рисунок на
конкурс

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Творческая работа или рисунок на
конкурс

Практическая работа

Анализ выполненной
работы
Мини выставка

2

Рисунок «Городской пейзаж»

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок «Городской пейзаж»

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок «Синичка»

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок «Синичка»

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок в технике монохромная
живопись

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение
Анализ выполненной
работы
Мини выставка

2

Домашние животные
рисунок «Любимые животные»

Беседа
Показ приемов выполнения работы

Опрос
Наблюдение

2

Домашние животные
рисунок «Любимые животные»

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Творческая работа в технике
декупаж

Практическая работа
Эксперимент

Анализ выполненной
работы

26

19

12 неделя

20
21

13 неделя

22

23

Декабрь
14 неделя

24
25

28

Творческая работа в технике
декупаж

Показ технологии выполнения работы
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок или творческая работа на
конкурс

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок или творческая работа на
конкурс

Практическая работа

Анализ выполненной
работы
Мини выставка

2

Экзотические животные
рисунок «Слон»

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Экзотические животные
рисунок «Слон»

Практическая работа

Наблюдение
Анализ выполненной
работы
Мини выставка

2

Рисунок «Лебедь»

Показ технологии выполнения работы
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

Рисунок «Лебедь»

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Творческая работа «Декорирование
сосудов»

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Творческая работа «Декорирование
сосудов»

Практическая работа

Анализ выполненной
работы
Мини выставка

2

Животные Севера
рисунок «Бурый медведь»

Беседа

Наблюдение
Анализ выполненной

15 неделя

26

27

2

16 неделя

27

29

17 неделя

30
31

18 неделя

32

Практическая работа

работы
Мини выставка

2

Животные Севера
рисунок «Бурый медведь»

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок или творческая работа на
конкурс

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Открытка в технике аппликация «С
новым годом!»

Беседа
Показ технологии выполнения работы
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Итоговое занятие.
Творческая работа «Символ года»

Практическая работа

Итоговая выставка
По итогам изучения 1
модуля

2 модуль «Шкатулка творческих идей»
33

Январь
19 неделя

34
35

20 неделя

36
37
38

21 неделя

2

Вводное занятие

Беседа
Игра
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Животные Севера
рисунок «Тюлененок»

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Животные Севера
рисунок «Тюлененок»

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Творческая работа в смешанной
технике

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Творческая работа в смешанной
технике

Практическая работа

Анализ выполненной
работы

2

Творческая работа Топиарий»

Беседа
Показ технологии выполнения работы

Опрос
Наблюдение

28

39

22 неделя

40
41

Февраль
23 неделя

42
43

24 неделя

44

45

25 неделя

46
47

26 неделя

48

49

Март
27 неделя

2

Творческая работа Топиарий»

Практическая работа

Наблюдение
Анализ выполненной
работы
Мини выставка

2

Домашние животные
рисунок «Щенок»

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Домашние животные
рисунок «Щенок»

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Открытка в технике аппликация «С
23 февраля!»

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок «Попугай»

Беседа
Показ приемов выполнения работы

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок «Попугай»

Практическая работа

Практическая работа
Наблюдение
Мини-выставка

2

Рисунок или творческая работа на
конкурс

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Животные Севера
рисунок «Волк»

Беседа
Показ приемов выполнения работы

Опрос
Наблюдение

2

Животные Севера
рисунок «Волк»

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Открытка в технике бумагопластика
"С 8 марта!"

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Творческая работа с использованием Беседа
круп и макаронных изделий
Показ технологии выполнения работы
«Совенок»

Опрос
Наблюдение

29

50

51

28 неделя

52
53

29 неделя

54
55

30 неделя

56
57

Апрель
31 неделя

58
59

60

32 неделя

2

Творческая работа с использованием Беседа
круп и макаронных изделий
Практическая работа
«Совенок»

Опрос
Наблюдение
Мини выставка

2

Рисунок или творческая работа на
конкурс

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок или творческая работа на
конкурс

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Домашние животные «Кот»

Беседа
Показ технологии выполнения работы

Опрос
Наблюдение

2

Домашние животные «Кот»

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Экзотические животные
Рисунок «Медуза»

Беседа
Показ технологии выполнения работы

Опрос
Наблюдение

2

Экзотические животные
Рисунок «Медуза»

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок или творческая работа на
конкурс

Беседа
Практическая работа

Анализ выполненной
работы
Мини выставка

2

Рисунок «Водопад»

Беседа
Показ приемов выполнения работы

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок «Водопад»

Беседа
Практическая работа

Анализ выполненной
работы
Мини выставка

2

Рисунок «Весенние цветы»

Беседа
Показ приемов выполнения работы

Опрос
Наблюдение

30

61

33 неделя

62
63

34 неделя

64

65

Май
35 неделя

66
67

36 неделя

68
69

37 неделя

70
71

38 неделя

2

Рисунок «Весенние цветы»

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Творческая работа «Цветы» в
технике батик

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Творческая работа «Цветы» в
технике батик

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Творческая работа «Цветы» в
технике батик

Практическая работа

Анализ выполненной
работы
Мини выставка

2

Рисунки на конкурс

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунки на конкурс

Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок «Маяк»

Беседа
Показ приемов выполнения работы

Практическая работа
Наблюдение

2

Рисунок «Маяк»

Беседа
Практическая работа

Практическая работа
Наблюдение

2

Творческая работа в технике
квиллинг

Беседа
Показ приемов выполнения работы

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок «Лаванда»

Беседа
Практическая работа

Опрос
Наблюдение

2

Рисунок «Лаванда»

Практическая работа

Анализ выполненной
работы
Мини выставка

2

Итоговое занятие.
Творческая работа в технике

Беседа
Практическая работа

Аттестация по итогам
изучения 2 модуля.

31

аппликация «Лето»
Итого часов:

144

Эксперимент

Итоговое анкетирование
Итоговая выставка

32

3.2. Формы аттестации
и оценка образовательных результатов освоения программы
Оценка уровня сформированности у обучающихся знаний и умений,
предусмотренных дополнительной общеразвивающей программой, состоит
из трех этапов:
1. Текущая (в конце каждого занятия).
2. Промежуточная (по окончании полугодия).
3. Итоговая (проводится по окончании обучения по программе).
1. Текущий контроль осуществляется в конце каждого занятия:
наблюдение, фронтальный опрос, анализ творческой работы.
2.

Промежуточный

контроль

осуществляется

по

окончании

полугодия: наблюдение, фронтальный опрос, собеседование, беседа, анализ
творческой работы, портфолио достижений, анкета «Удовлетворённость
детей занятиями в студии» (Приложение 1)
3. Итоговый контроль по программе осуществляется в форме
выполнения итоговой работы, выставки творческих работ и анкетировании
(«Анкета учащегося», Приложение 2).
Оценка уровня сформированности у обучающихся знаний и умений
определяется в ходе педагогического наблюдения, в процессе просмотра и
анализа творческих работ.
В Таблице 1 представлены показатели по каждому блоку для
определения уровня освоения программы обучающимися.
Результаты уровня освоения программы обучающимся позволяют
организовать на занятиях дифференцированное обучение.

33

3.3. Оценочные материалы
Карта оценки уровня освоения программы учащихся (1-й год обучения)
Таблица 1

1Блок :
«Волшебная палитра»

Блоки
програм
мы

Низкий уровень
(1-2 балла)

Средний уровень
(3-4 баллов)

Высокий уровень
(5-6 баллов)

-не знает правил техники
безопасности при работе с
материалами и инструментами,
-не знает названия основных
материалов и инструментов в
живописи;
-не использует палитру;
-не знает основных терминов,
характеризующих техники в
живописи.
-не
знает
терминов,
отражающих художественную
выразительность
в
изобразительном искусстве;
-не
анализирует
форму
изображаемого
предмета,
рисует
без
перспективы,
неграмотно использует площадь
листа;
-работу выполняет неаккуратно

-недостаточно знает правила техники
безопасности
при
работе
с
материалами и инструментами;
-путает
названия
основных
материалов и инструментов;
-умеет получать дополнительные
оттенки используя палитру;
-затрудняется
с
объяснением
основных терминов.

-знает и соблюдает правила техники
безопасности
при
работе
с
материалами и инструментами;
-знает
названия
и
отличия
материалов и инструментов;
-хорошо
подбирает
оттенки
используя палитру;
-легко объясняет значение основных
терминов.
-хорошо
знакомы
термины,
отражающие
художественную
выразительность в изобразительном
искусстве;
-умеет
грамотно
использовать
площадь листа, умеет выполнять
работу в перспективе, анализировать
форму изображаемого предмета;
-работа
всегда
выполняется
аккуратно и эстетично.

-недостаточно
знает
термины,
отражающие
художественную
выразительность в изобразительном
искусстве;
- затрудняется грамотно использовать
площадь
листа,
композиционно
выполнять работу;
-работа
не
аккуратно.

всегда

выполнена

34

-не соблюдает правила техники
безопасности при работе;
-не выполняет технологическую
последовательность в работе;

2 Блок :
«Мастера на все руки»

-работа
неаккуратная,
композиция отсутствует.
-выполнение работы по образцу
вызывает трудности;
-плохо владеет ножницами, в
работе неаккуратен;
-не знает термины и техники
работы с бумагой;
- с трудом выполняет объемные
работы.
-не
может
повторить
технологию выполнения работы
по образцу;
-не выполняет работу без
помощи педагога.

-не
всегда
соблюдает правила
техники безопасности при работе;
-затрудняется грамотно соблюдать
технологическую последовательность
в работе;
-работа выполняется не всегда
аккуратно,
бывают
ошибки
в
композиции и выборе цветового
решения работы.
-выполняет работу строго по образцу;
-выполнение ножницами некоторых
видов работы вызывает затруднение;
-путает значение терминов и техники
работы с бумагой;
-хорошо выполняет плоскостные
работы, объемные – с небольшими
замечаниями.
-путает
последовательность
технологического
процесса
выполнения работы;
-при
выполнении
некоторых
технологических приемов требуется
помощь педагога.

-соблюдает
правила
техники
безопасности при работе;
-соблюдает
технологическую
последовательность в работе, знает
отличительные
особенности
в
работе с различными материалами;
-работа выполнена аккуратно и
эстетично по цветовому решению и
композиции.
-творчески подходит к выполнению
работы;
-аккуратно выполняет все виды
работы ножницами;
-владеет терминологией и техниками
работы с бумагой;
-плоскостные и объемные работы
выполняет грамотно.
-четко
выполняет
последовательность
действий
в
работе;
-работа выполняется самостоятельно
с минимальной помощью педагога.

3 Блок: Рисунки и
декоративные работы
на конкурсы

35

-работы
неаккуратно.

выполняются -работы требуют повышения качества -работы отличаются качеством,
исполнения.
оригинальностью,
эстетическим
вкусом.

36

3.4. Методическое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимы методические
пособия и наглядный материал; образцы творческих работ; специальная
литература; иллюстрации; фотографии; цифровые образовательные ресурсы;
конспекты занятий с учащимися; разработки воспитательных и досуговых
мероприятий для учащихся и родителей; разработки мастер-классов для
педагогических работников и другое.
Структура занятия
Дата проведения:
Место проведения:
Тема занятия:
Цель занятия:
Задачи:
Материалы и оборудование:
Формы и методы проведения занятия:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I этап. Организационная часть.
II этап. Основная часть.
Постановка цели и задач занятия
Создание мотивации предстоящей деятельности
Закрепление полученных знаний
Постановка задачи
Демонстрация образца
Анализ образца
Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего
места, техникой безопасности при работе с инструментами
(физкультминутка)
Самостоятельная работа. Разбор порядка выполнения изделия
IIIэтап. Заключительная часть.
Анализ работ. Подведение итогов занятия
Понятийный аппарат
Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей
зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.
Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве
основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

37

Гуашь - вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и
матовый, чем акварель.
Акварель

живописная

-

техника,

использующая

специальные

акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь
тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости,
воздушности

и

тонких

цветовых

переходов.

Акварель

совмещает

особенности живописи и графики.
Пастель

-

группа

художественных

материалов,

в графике и живописи (согласно теории

искусства,

бумаге

Чаще

относится

к

графике).

применяемых

работа

всего

пастелью

на

выпускается

в

виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым
или квадратным сечением. Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и
восковая.

Масляная

пастель

производится

из пигмента с льняным

маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем
исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели
составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается
материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в
учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели
широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких
переходов и нежности цвета
Граттаж - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером
или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое
название техники - воскография. Произведения, выполненные в технике
граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и
похожи на ксилографию или линогравюру.
Эстамп

-

произведение графического

искусства,

представляющее

собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы).
Квиллинг - (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен
как бумагокручение - искусство изготовления плоских или объёмных
композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

38

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом
получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже
они и являются «строительным» материалом в создании работ - картин,
открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов,
бижутерии и т. д
Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из
бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей
трехмерных бумажных скульптур. В основе техники лежит высокая
пластичность бумаги.
Палитра - небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или
овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих
составов. 2 октября 2009 г. внесён в список ЮНЕСКО шедевров устного и
духовного наследия человечества.
3.5. Условия реализации программы
Оборудование кабинета: столы и стулья, стеллажи для методической
литературы, литературы для обучающихся, экспонатов натурного фонда,
детских изделий; стенды для выставочных работ; мольберты; магнитная
доска; ноутбук.
Материалы и инструменты: карандаши, линейки, кисти, ножницы,
резаки, ластики, палитры, стеки, фигурные дыроколы; картон, бумага, клей
ПВА, клей-карандаш, краски (акварель, гуашь), пастель (масляная, сухая),
супер-клей («Титан»), крепированная бумага, гофрокартон, цветная бумага,
цветной картон; бросовый материал: коробки из-под конфет, картон,
использованные

пластиковые

сосуды,

упаковочная

зубочистки, бусины, пуговицы, шпагат, скотч и др.
Учебно-методические материалы:
планы занятий;

бумага,

сизаль,

39

технологические таблицы («С 8 марта!», «Кофейное чудо», «Совенок» и
т.д.);
наглядные пособия (рисунки по темам: «Силуэт», монохромная
жтвопись,

«Дикие

животные

Севера»,

«Домашние

животные»,

«Удивительные птицы», «Пейзаж», «Экзотические животные» и т.д.;
«Квиллинг» «Цветы», «Кофейное чудо»; открытки «С 23 февраля!», «С 8
марта»; объемная аппликация; творческие работы «Топиарии», творческая
работа в технике декупаж, батик.
раздаточный материал (трафареты- «Цветы», «Котики» и т.д);
учебно-методическая литература, журналы, книги;
презентации и иллюстрации по темам: «Дикие животные Севера,
«Цветы», «Домашние животные», «Удивительные птицы», «Пейзаж», «С 8
марта!», панно в технике бумагопластика «Цветы», творческая работа с
использованием круп и макаронных изделий «Совенок», «Топиарии»,
«Батик» и т.д.
репродукции картин: Е.Е. Волков «Осень», С. Жуковский «Лесное озеро.
Золотая осень (Синяя вода)», И.К. Айазовский «Ниагарский водопад», КлодЛуи Шатле «Водопад около Терни», С. А. Бруси́лов «Маяк».
Кадровое

обеспечение

дополнительного

–

образования

программу

реализует

художественной

один

педагог

направленности,

соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Программа может быть реализована в сетевой форме обучения; при
условии введения
необходимости

карантина - в дистанционной форме обучения; при

(наличие

учащихся

с

особыми

образовательными

потребностями) – разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

40

3.6. Список информационных источников:
Список литературы для педагогов:
1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного
материала: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение, 1991.
2. Григорьев

Д.В.,

Куприянов

Б.В.

Программы

внеурочной

деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие
для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2011.
3. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ.
/Сост. Лазарева А.Г. – М.: «Илекса», «Народное образование», Ставрополь:
«Сервисшкола», 2004.
4. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и
методика

руководства

изобразительной

деятельностью

детей:

Лаб.практикум: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов по спец. №2110
«Педагогика и психология (дошк.)». -2- изд., дораб. -М.: Просвещение,1987.
5. Кузин В.С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. -2-е изд.,
перераб.- М.: Просвещение, 1981.
6. Морозова И.А. Я люблю рисовать. - Харьков: Фактор, 2013. -112 с.:
ил. (Серия «Школа творчества»).
7. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
8. Сборник авторских программ дополнительного образования детей.
/Сост. Лазарева А.Г. – М.: «Илекса», «Народное образование», Ставрополь:
«Сервисшкола», 2002.
9. Учимся рисовать / Г.П. Шалаева. -М.: АСТ: СЛОВО, 2010
Список литературы для родителей:
1. Рахно Марина. Играем и учимся. – Саратов, Изд. «Слово», 1994.
2. Фатеева А.А.-Рисуем без кисточки; худож. А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития, 2009.
3. Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль.
Академия Холдинг. 2003.

41

Список литературы для обучающихся:
1. Алехин А.Д., Когда начинается художник: Кн. Для учащихся. - М.;
Просвещение, Владос, 1994.
2. Готовимся к Новому году и Рождеству! Подарки своими руками. - М.:
Эксмо, 2007. -112 с.: ил.- (настольная книга для мальчиков и девочек)
3. Гусакова М.А. Аппликация. М.: «Просвещение»,1997
4. История

искусства

для

детей.

Живопись.

–

М.:

Изд-во

«РОСМЭН»,2004;
5. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
6. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн,
1997.
7. Я люблю рисовать/Ирина Морозова. – Харьков: Фактор, 2013. - 112с.:
ил. (Серия «Школа творчества»).
Интернет-ресурсы:
http://www.web-paint.ru/uroki-risovaniya/kak-risovat-suxoj-pastelyu.html
https://www.svoimi-rukamy.com/kak-podgotovitsya-k-1-aprelya.html
http://www.newart.ru/konkurs.php
http://www.stranamasterov.ru
https://vk.com/watercolor_blog
https://vk.com/make_idea
https://vk.com/elehandmade
http://kladraz.ru/blogs/irina-viktorovna-bestik/iz-opyta-raboty-vospitatelja.html

Приложение 1
АНКЕТА

42

«Удовлетворённость детей занятиями по программе «АРТ-идея»
Цель: Исследовать удовлетворённость детей от посещения занятий по
программе «АРТ-идея»
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы, предложенные в анкете. Вы
можете выбрать один из предложенных ответов, подчеркнув его, или дать
свой ответ, вписав его в пустую графу.
(анкетирование проводится анонимно).
1. Приносят ли занятия в объединении пользу, и какую?
- развиваются способности, знания, качества необходимые для обучения в
данном детском объединении;
- интересно учиться;
- на занятиях нравится общаться со сверстниками;
- обучение на занятиях даёт пользу в будущей взрослой жизни;
- занятия повышают уверенность в себе;
- затрудняюсь ответить;
- свой ответ_______________________________________________________
2. С каким настроением вы приходите на занятия?
- с весёлым, радостным, счастливым настроением;
- со спокойным настроением;
- с серьёзным настроением;
- с раздражённым настроением;
- с грустным настроением;
- с сердитым настроением;
_______________________________________________________________
3. С каким настроением вы уходите с занятий?
- с весёлым, радостным, счастливым настроением;
- со спокойным настроением;
- с серьёзным настроением;
- с раздражённым настроением;
- с грустным настроением;

43

- с сердитым настроением;
__________________________________________________________________
4. Какие взаимоотношения в группе преобладают?
- тёплые, дружественные взаимоотношения;
- нейтральные взаимоотношения;
- проблемные взаимоотношения;
__________________________________________________________________
5. В чём вы видите смысл посещения занятий?
- в развитии своих умений, навыков;
- в познании и понимании окружающего мира;
- в самопознании и самосовершенствовании;
__________________________________________________________________
6. Поддерживают ли вас родители и друзья?
- поддерживают и родители, и друзья;
- поддержка только со стороны родителей;
- поддержка только со стороны друзей;
- бывает по-разному;
- никто не поддерживает;
- препятствуют моему посещению занятий;
______________________________________________________

Приложение 2
Анкета учащегося

44

ФИО ___________________________ возраст __________________
1. Положительные стороны обучения по программе «АРТ-идея» (что
понравилось, что было новое, чему научился (-ась) и др.)
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
2. Удалось ли реализовать задуманное?
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
3. С какими трудностями ты столкнулся (-ась)?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
4. Какие предложения?
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Хотел (а) бы продолжить обучение в студии?
______________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».