ДООП Песочные фантазии плюс

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 3
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ № 215 от
«31» августа 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ ПЛЮС»
художественной направленности
Возраст учащихся: 5-10 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:
Пригодина Лидия Валентиновна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Архангельск
Год разработки 2019
Год корректировки 2022

СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта

3

2. Комплекс основных характеристик программы

5

2.1

Пояснительная записка

5

2.2

Учебный план

10

2.3

Учебно-тематический план

10

2.4

Содержание программы

13

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

22

3. Комплекс организационно-педагогических условий

23

3.1

Календарный учебный график

23

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

26

3.3

Оценочные материалы

30

3.4

Методическое обеспечение программы

32

3.5

Условия реализации программы

33

3.6

Список информационных источников

34

2

1

2

3
4
5
6

7

7

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Образовательная программа
Наименование программы (услуги) (Реализация дополнительных
общеразвивающих программ
(ББ52))
Полное наименование
Дополнительная
образовательной программы, в
общеобразовательная
рамках которой реализуется данная
общеразвивающая программа
программа (услуга)
творческого объединения
«Песочные фантазии плюс»
Год разработки
2020
Вид деятельности по программе
Рисование песком
Направленность дополнительного
Художественная
образования
Аннотация (краткое описание
Рисование песком - это новый
содержания и иная информация,
вид
изобразительной
необходимая для заказчиков и
деятельности.
Данный
вид
получателей образовательных услуг)
рисования - один из самых
необычных способов творческой
деятельности, т. к. дети создают
на песке неповторимые шедевры
своими руками.
Программа
направлена
на
развитие
творческих
способностей
детей
через
овладение техникой рисования
песком на световом столе.
Дети обучаются техническим
приемам и способам изображения
с
использованием
песка;
развивают умения передавать
форму,
строение
предмета,
правильные
пропорции
его
частей;
знакомятся
с
особенностями песка,
его
свойствами.
Указание на уровень сложности
Ознакомительный уровень
содержания программы (стартовый
(ознакомительный), базовый,
продвинутый (углублённый))
Место реализации программы
МБУ ДО «СДДТ»
3

9
10

11

12

13
14

(фактический адрес оказания услуги;
при реализации программы в
сетевой форме в разных местах
указываются все адреса)
Возрастная категория учащихся
(адресат программы)
Указание на необходимость
медицинского заключения об
отсутствии противопоказаний к
занятию соответствующим видом
спорта (для программ физкультурноспортивной направленности)
Указание на адаптированность
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид
ограничений)
Нормативный срок освоения
программы (продолжительность
обучения)
Режим занятий, продолжительность
каждого занятия
Сведения о педагогических
работниках, реализующих
программу (Фамилия имя отчество,
квалификационная категория,
образование, регалии)

15 Форма обучения по программе
(очная, заочная, очно-заочная)
16 Объем программы общий и отдельно
по формам обучения
(очная/заочная), по использованию
дистанционных технологий (с
использованием/ без
использования), по использованию
сетевой формы (с использованием/
без использования), формам
организации образовательной
деятельности (групповая/
индивидуальная)
17 Минимальное максимальное число
детей, учащихся в одной группе

Банный пер. 1-й, д. 2

От 6 до 10 лет
Медицинского заключения не
требуется

Без адаптации. Для учащихся с
ОВЗ предусмотрен
индивидуальный
образовательный маршрут (ИОМ)
1 год
1 раз в неделю по 2 часа (1 час 45 мин)
Пригодина Лидия Валентиновна,
первая квалификационная
категория, среднее
профессиональное образование
Очная
Объём - 72 академических часа;
Очная форма – 72 академических
часа.
Без использования
дистанционных технологий.
Без использования сетевой
формы.
Групповая форма организации
деятельности -72 академических
часа
Минимальное – 5 чел.
Максимальное – 10 чел.

4

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Песочные фантазии плюс» (далее – программа) имеет художественную
направленность. Программа реализуется за счет бюджетных средств.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания
мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с
самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов
изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования
песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Песок
прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование
происходит непосредственно пальцами по песку, это способствует развитию
сенсорных ощущений, развитию мелкой моторики, что положительно влияет
на развитие речи и мышления; а так же способствует развитию двух
полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Актуальность программы обусловлена cовременными требованиями
модернизации системы образования: дополнительное образование детей
направлено на создание необходимых условий для личностного развития
учащихся, позитивной социализации; удовлетворение индивидуальных
потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом,
нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей
учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся
(«Концепция развития дополнительного образования детей», распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Возможность
образовательных
Соломбальского

использования
системах.

Дома

детского

программы

Программа
творчества.

в

реализуется
Носит

других
на

базе

ознакомительный

характер. Программа может быть использована как дополнительная
общеобразовательная

программ

в

учреждениях

дополнительного

образования, как программа внеурочной деятельности в образовательных
5

организациях, как дополнительная общеобразовательная программа в
лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных загородных лагерях.
Цель: развитие творческих способностей детей через овладение
техникой рисования песком на световом столе.
Задачи.
Образовательные:
обучение

техническим

приемам

и

способам

изображения

с

использованием песка;
развитие умения передавать форму, строение предмета, правильные
пропорции его частей;
знакомство детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть,
рыхлость, способность пропускать воду).
Развивающие:
развитие творческих способностей, воображения, фантазии, образного
мышления;
развитие мелкой моторики руки, глазомера.
Воспитательные:
формирование трудолюбия, желания добиваться поставленной цели,
доброжелательности, уважения к чужому труду;
формирование самостоятельности, аккуратности, усидчивости, умения
организовывать свое рабочее место.
Отличительной

особенностью

программы

является

то,

что

рисование песком - это новый вид изобразительной деятельности. Данный
вид

рисования

- один из самых необычных способов творческой

деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими
руками. Программа имеет практическую значимость. Дети могут применить
полученные знания и практический опыт при выполнении творческих
работ. Создавая на занятиях атмосферу творческого общения, «ситуации
успеха», дети учатся не боятся ошибок – ведь можно начинать работу заново,
всего лишь разровняв песок. Учитывая технику рисования, координацию,
6

пластику и прочие факторы - эта техника является сильнейшим стимулом для
общего развития ребенка.
Адресат программы: учащиеся 6-10 лет.
групп

осуществляется

без

вступительных

Набор и формирование
испытаний,

специальная

подготовка не требуется, медицинское заключение не требуется, каждый
учащийся предъявляет заявление родителей (законных представителей) и
согласие на обработку персональных данных. Минимальное количество
учащихся - 5, максимальное – 10 человек.
Характеристика возраста.

6-10 лет – очень ответственный период

детства. Дети в этом возрасте способны удерживать внимание на действиях,
которые

приобретают

для

них

значимый

интерес,

они

способны

воспринимать не только то, что изображено на картинке, но улавливать
внутреннюю характеристику образа, способны к созданию и воплощению
собственных замыслов, к творческому самовыражению в разных видах
деятельности. В этот период происходит приобщение ребенка к трудовой
жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе.
Данная программа строится на принципах:
доступности

–

деятельность

соответствуют

возрастным

возможностям учащихся;
наглядности – познание осуществляется с помощью современных
дидактических средств;
психологической комфортности – на занятиях обеспечивается
психологический и эмоциональный комфорт;
дифференциации – предоставление возможности занятий всем детям
независимо от способностей, общего уровня развития, особенностей
здоровья.
Срок реализации программы: 1 год: 36 учебных недель.
Объём программы: 72 академических часа.
Этапы реализации программы:

7

1 полугодие – 16 недель, 32 академических часа; реализуется с сентября
по декабрь.
2 полугодие – 20 недель, 40 академических часов; реализуется с января
по май.
Режим

занятий:

занятия

проводятся

1

раз

в

неделю.

Продолжительность занятий - 2 академических часа (2 х 45 мин).
Формы занятий: практическое занятие, игра-занятие, видео-урок,
мастер-класс.
Форма обучения: очная.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Типы занятий: интегрированное занятие, комбинированное занятие
практическое занятие.
Примерная

структура

занятия

представлена

в

разделе

«Методическое обеспечение программы», см. раздел 3.4.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №
467).
3.
Концепция развития дополнительного
(Распоряжение от 4.09.2014 № 1726 – p).

образования

детей

4.
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
5.
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
(приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816).
8

6.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного
профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Методические рекомендации по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства
просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06)
8.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
9.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление
главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22
10. Регламент независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и
науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11. Устав МБУ ДО «СДДТ»
12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО
«СДДТ».
13. Положение о системе единого ведения программнометодической документации педагогических работников
14. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе.

9

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Название раздела

Всего часов

1
2

1 полугодие
2 полугодие
Итого часов по программе (объём программы)

32
40
72

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Разделы

Количество часов
Формы
аттестации\
Теори Практ
Всего
контроля
я
ика
1 полугодие
Опрос, игра, беседа
2
1
1

1

Вводное занятие

2

«Чувствительные
ладошки»

2

0,5

1,5

Наблюдение
Творческая работа

3

«Волшебство
линий»

2

0,5

1,5

Наблюдение
Творческая работа

4

«Мой любимый
дождик»

2

0,5

1,5

Наблюдение
Творческая работа

5

«Веселые
грибочки»

2

0,5

1,5

Наблюдение
Творческая работа

6

«Яблоки и груши»

2

0,5

1,5

Наблюдение
Творческая работа

7

«Моя любимая
чашка»

2

0,5

1,5

Наблюдение
Творческая работа

8

«Солнышко, куда
ты прячешься?»

2

0,5

1,5

Наблюдение
Творческая работа

9

«Воздушные
шары»

2

0,5

1,5

Наблюдение
Творческая работа

10 «Зимушка, зима!
Снеговик»

2

0,5

1,5

Наблюдение
Творческая работа

11 «Маленькой елочке
холодно зимой»

2

0,5

1,5

Наблюдение
Творческая работа
10

Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Промежуточная
аттестация по итогам
1 полугодия:
собеседование,
фотовыставка
творческих работ

12 «Рукавичка»

2

0,5

1,5

13 «По замыслу»

4

0,5

3,5

14 «Снежинка»

2

0,5

1,5

15 Итоговое занятие

2

0,5

1,5

Итого:

32

8

24

1

Вводное занятие

2 полугодие
2
0,5

1,5

Опрос, игра, беседа

2

«В январе все
деревья в серебре»
«Машина»

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

6

«Морской мир
«Рыбка»
«Домашние
животные»,
«Кот с усами»
«Дикие животные»

Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа

2

0,5

1,5

7

«Ёжик»

2

0,5

1,5

8

«Здравствуй,
весна!»
«Мамин день»

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

10 «Птицы прилетели
домой»
11 «Ваза с цветами»

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

12 «Мои любимые
животные из
сказок»
13 «Божьи коровки на
лужайке»
14 «Жили у бабуси
два веселых гуся»

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

3
4
5

9

Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
11

15 «Деревья»

2

0,5

1,5

16 «Сказочные герои»

2

0,5

1,5

17 «Портрет»

2

0,5

1,5

18 «Весенний пейзаж»

2

0,5

1,5

19 «Мы рисуем, что
хотим»
20 Итоговое занятие

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Итого:
Итого по
программе:

40
72

10
18

30
54

Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Промежуточная
аттестация по итогам
учебного года:
собеседование,
фотовыставка
творческих работ

12

2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 полугодие
№
1.

Название раздела
и темы
Вводное занятие

Содержание

Форма занятия

теория
Знакомство с детьми,
обзор разделов и тем
программы, инструктаж
по ТБ. Организация
рабочего места. Правила
пожарной безопасности
Знакомство со световым
столом

практика
Игры на знакомство

Поскользить ладонями по
поверхности песка,
выполняя
зигзагообразные и
круговые движения
Показать приемы
Беседа, игра,
получения точек и
практическая
коротких линий. Учить
работа
рисовать дождик из тучек,
передавая его характер
(мелкий, капельками,
сильный ливень),
используя точку и линию

2.

«Чувствительные
ладошки»

3.

«Волшебство
линий»

Познакомить детей с
техникой рисования
песком

4

«Мой любимый
дождик»

Познакомить детей с
нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования
песком на стекле

Тактильное знакомство с
песком

Беседа, игра

Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа

Дидактический
материал
Слайдовая
презентация,
видеоролик

Иллюстрации с
изображением
Иллюстрации с
изображением
рисунка
Иллюстрации с
изображением
дождика

13

«Веселые
грибочки»

Продолжать знакомить с
нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования

6

«Яблоки и груши»

7

«Моя любимая
чашка»

Учить рисовать
предметы круглой и
вытянутой формы
указательным пальцем.
Учить украшать простые
по форме предметы.
Воспитывать
эстетическое восприятие

8

«Солнышко, куда
ты прячешься?»

5

Учить рисовать лучики
прерывистыми линиями
и сплошными Снятие
психоэмоционального
напряжения

как средство
выразительности. Снятие
тонуса ладоней
Учить наносить ритмично
и равномерно точки на
всю поверхность.
Закрепить умение
равномерно наносить
песок изображая грибы
различные по величине и
форме. Снятие
напряжение рук
Закрепить навыки
рисования. Развивать
чувство композиции
Рисование простых по
форме элементов (ветки,
листок, простой цветок).
Всей ладонью, одним или
несколькими пальцами,
ребром ладони
Учимся рисовать
лучики прерывистыми
линиями и сплошными.
Закрепляем навыки
рисования кругов

Беседа,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
грибов

Беседа, игра,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
яблок и груш

Беседа, игра,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
чашки

Беседа, игра,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
солнышка

14

9

«Воздушные шары» Познакомить детей с
техникой рисования
песком.

Учимся скользить
ладонями по поверхности
песка, выполняя
зигзагообразные и
круговые движения.
Закрепляем навык
рисования кругов
различных по диаметру.

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

10

«Зимушка, зима!
Снеговик»

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

11

«Маленькой елочке
холодно зимой»

Учимся рисовать елки
разные по форме, ребром
ладони, одним пальцем.
Закрепляем навыки
рисования
Учим украшать простые Наносим простые по
по форме предметы,
форме элементы всей
нанося простые по форме ладонью, одним или
элементы. Воспитываем несколькими пальцами,
эстетическое восприятие ребром ладони
Развиваем фантазию,
Совершенствуем умения
интерес
и навыки в свободном
экспериментировании с
песком для снятия
эмоционального
напряжения

Беседа,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
елочек

12

«Рукавичка»

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

13

«По замыслу»

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

Продолжаем знакомить с
нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования
песком пальцами, всей
ладонью.
Воспитываем
аккуратность.
Эмоциональный
комфорт. Релаксация

15

14

«Снежинка»

6

Итоговое занятие

Продолжаем знакомить с
нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования
песком пальцами, всей
ладонью.
Развиваем воображения и
творческого мышление
Подведение итогов
работы за 1 полугодие

Учимся рисовать
пальцами, всей ладонью,
развивая мелкую
моторику и повышенную
тактильную
чувствительность

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

Итоговая творческая
работа, оформление
фотовыставки творческих
работ

Игра-занятие

Промежуточная
аттестация по
итогам 1
полугодия:
собеседование,
фотовыставка
творческих работ

2 полугодие
№
1.

Название
раздела и темы
Вводное занятие

2.

«В январе все

Содержание
теория
Знакомство с детьми, обзор
разделов и тем программы,
инструктаж по ТБ.
Организация рабочего
места. Правила пожарной
безопасности
Продолжаем знакомить с

Форма занятия

практика
Игры на сплочение
коллектива, беседа

Беседа, игра

Учимся наносить

Беседа, игра,

Дидактический
материал
Слайдовая
презентация

Иллюстрации с
16

деревья в
серебре»

нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования песком
пальцами, всей ладонью

3

«Машина»

Развиваем воображения и
творческого мышление

4.

«Морской мир
“Рыбка”«

Продолжаем знакомить с
нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования песком
пальцами, всей ладонью.
Продолжаем изучать
домашних животных

5.

«Домашние
животные»,
«Кот с усами»

Продолжаем знакомить с
нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования песком
пальцами, всей ладонью.
Продолжаем изучать

ритмично и равномерно
различные линии
(прямые, извилистые,
длинные, короткие).
Закрепляем умение
равномерно наносить
песок
Рисование на основе
геометрических фигур
Учимся наносить
равномерно различные
линии (прямые,
извилистые, длинные,
короткие). Учимся
передавать в рисунке
целостный образ.
Закрепляем умение
равномерно наносить
песок для снятия тонуса
кистей рук
Учимся наносить
равномерно различные
линии (прямые,
извилистые, длинные,
короткие). Учимся
передавать в рисунке

практическая
работа

изображением
зимы

Беседа, игра,
практическая
работа
Беседа, игра,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
машин
Иллюстрации с
изображением
рыбок

Беседа, игра,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
животных

17

домашних животных.

6.

«Дикие
животные»

Продолжаем знакомить с
нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования песком
пальцами, всей ладонью

7

«Ёжик»

Продолжаем знакомить с
нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования песком
пальцами, всей ладонью

целостный образ.
Закрепляем умение
равномерно наносить
песок для снятия тонуса
кистей рук.
Учимся наносить
равномерно различные
линии (прямые,
извилистые, длинные,
короткие). Учимся
передавать в рисунке
целостный образ.
Закрепляем умение
равномерно наносить
песок для снятия тонуса
кистей рук
Учимся наносить
равномерно различные
линии (прямые,
извилистые, длинные,
короткие). Учимся
передавать в рисунке
целостный образ.
Закрепляем умение
равномерно наносить
песок для снятия тонуса
кистей рук

Беседа,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
животных

Беседа,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
животных

18

8

9

10

11

Продолжаем знакомить с
временами года. Развивать
чувство радости, успеха
«Мамин день»
Учимся украшать простые
по форме предметы, нанося
простые по форме
элементы.
«Птицы
Учимся передавать в
прилетели домой» рисунке целостный образ
развивая любовь к птицам.
«Ваза с цветами» Учимся передавать в
рисунке целостный образ
«Здравствуй,
весна!»

12

«Мои любимые
животные из
сказок»

Учимся передавать в
рисунке целостный образ
вспомнить любимые
сказки, животных.

13

«Божьи коровки
на лужайке»

Продолжаем знакомить с
нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования песком
пальчиком

Упражнять в рисовании
обеих рук одновременно.
Развивать координацию
Учимся рисовать всей
ладонью, одним или
несколькими пальцами,
ребром ладони.
Учимся наносить
извилистые и прямые
линии непрерывно.
Учимся наносить
извилистые и прямые
линии непрерывно
дополняя рисунок
декоративными
элементами.
Учимся наносить
равномерно различные
линии (прямые,
извилистые, длинные,
короткие).
Рисование пальчиками.
Упражнения в технике
рисования пальчиками.
Закрепляем умение
равномерно наносить
точки на всю

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
весны
Образцы детских
работ

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
птиц
Иллюстрации с
изображением
цветов

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

19

14

«Жили у бабуси
два веселых гуся»

Продолжаем учиться
использовать ладонь как
изобразительное средство

15

«Деревья»

Продолжаем знакомить с
нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования песком
пальчиком

16

«Сказочные
герои»

Учимся передавать в
рисунке целостный образ
вспомнить любимые сказки

17

«Портрет»

Продолжаем знакомить с
нетрадиционной
изобразительной техникой
рисования песком
пальцами, всей ладонью

поверхность предмета,
рисуем травку.
Учимся делать отпечаток
(большой пальчик
смотрит вверх,
остальные в сторону).
Закрепляем умение
дополнять изображение
деталями
Рисование пальчиками.
Упражнения в технике
рисования пальчиками.
Закрепляем умение
равномерно наносить
точки на всю
поверхность предмета,
рисуем травку
Учимся наносить
равномерно различные
линии (прямые,
извилистые, длинные,
короткие).
Учимся наносить
ритмично и равномерно
различные линии
(прямые, извилистые,
длинные, короткие).

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

Беседа, игра,
практическая
работа

Иллюстрации с
изображением
портретов

20

18

«Весенний
пейзаж»

. Учимся передавать в
рисунке целостный образ

19

«Мы рисуем, что
хотим»

. Учимся передавать в
рисунке целостный образ

20

Итоговое занятие

Подведение итогов работы
за учебный год

Закрепляем умение
равномерно наносить
песок
Совершенствуем умения
и навыки в свободном
экспериментировании с
песком. развивая
воображение, интерес
для снятия
эмоционального
напряжения
Совершенствуем умения
и навыки в свободном
экспериментировании с
песком. развивая
воображение, интерес
для снятия
эмоционального
напряжения
Итоговая творческая
работа, оформление
фотовыставки
творческих работ

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

Беседа,
практическая
работа

Образцы детских
работ

Игра-занятие

Промежуточная
аттестация по
итогам учебного
года:
собеседование,
фотовыставка
творческих работ
21

2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В результате освоения программы учащиеся будут знать, уметь:
Учащиеся должны
знать
-правила техники
безопасности;
- знать
нетрадиционные
изобразительные
техники рисования
песком пальцами, всей
ладонью

Учащиеся должны уметь
- развитие плавности, изящества и точности
движений;
- уметь работать кистью и пальцами обеих рук;
- уметь координировать действий руки и глаза;
- владеть техническими умениями: регуляция
силы и амплитуда движений, скорость;
- уметь изменять размах и направление движения
руки при рисовании;
- владеть техникой построения различных
объёмных построек из песка;
- уметь передавать форму, строение предмета и
его частей, правильные пропорции частей,
используя оттенки света и тени

Формы проверки планируемых результатов:
Способы их проверки: опрос, игра, беседа, наблюдение.
Формы подведения итогов: собеседование, фотовыставка творческих
работ.

22

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

Месяц
неделя

Часы

2

2

Сентябрь
2 неделя
3 неделя

3

4 неделя

2

4

2

5

Октябрь
5 неделя
6 неделя

6

7 неделя

2

7

8 неделя

2

8

9 неделя

2

1

Ноябрь
10 неделя
10 11 неделя

2

11 12 неделя

2

12 13 неделя

2

13 Декабрь
14 неделя
14 15 неделя

2

«По замыслу»

2

«Снежинка»

15 16 неделя

2

«По замыслу»

16 17 неделя

2

Итоговое
занятие

2

2

Форма
занятия

1 полугодие
Вводное занятие Игра, беседа
«Чувствительны
е ладошки»
«Волшебство
линий»
«Мой любимый
дождик»
«Веселые
грибочки»
«Яблоки и
груши»
«Моя любимая
чашка»
«Солнышко,
куда ты
прячешься?»
«Воздушные
шары»
«Зимушка,
зима! Снеговик»
«Маленькой
елочке холодно
зимой»
«Рукавичка»

9

2

Тема
занятия

Практическо
е занятие
Видео-урок

Практическо
е занятие
Практическо
е занятие
Экскурсия

Практическо
е занятие
Практическо
е занятие
Экскурсия
Игра-занятие
Видео-урок
Практическо
е занятие
Экскурсия
Практическо
е занятие
Видео-урок

Игра-занятие

Форма
контроля/результат

Опрос, игра,
беседа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Промежуточная
аттестация по
итогам 1
23

полугодия:
собеседование,
фотовыставка
творческих работ
2 полугодие
Вводное занятие Игра-занятие

17 Январь
19 неделя
18 20 неделя

2

19 21 неделя

2

20 Февраль
22 неделя

2

«Морской мир
«Рыбка»

21 23 неделя

2

22 24 неделя

2

23 25 неделя

2

«В январе все
деревья в
серебре»
«Машина»

Экскурсия

Опрос, игра,
беседа
Наблюдение
Творческая работа

Практическо
е занятие
Видео-урок

Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа

«Домашние
животные»,
«Кот с усами»
«Дикие
животные»

Практическо
е занятие

Наблюдение
Творческая работа

Практическо
е занятие

Наблюдение
Творческая работа

2

«Ёжик»

Экскурсия

24 Март
26 неделя

2

«Здравствуй,
весна!»

Игра-занятие

Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа

25 27 неделя

2

«Мамин день»

Видео-урок

26 28 неделя

2

Практическо
е занятие

27 29 неделя

2

28 Апрель
30 неделя

2

29 31 неделя

2

30 32 неделя

2

31 33 неделя

2

«Птицы
прилетели
домой»
«Ваза с
цветами»
«Мои любимые
животные из
сказок»
«Божьи коровки
на лужайке»
«Жили у бабуси
два веселых
гуся»
«Деревья»

32 34 неделя

2

«Сказочные
герои»

Экскурсия
Практическо
е занятие
Видео-урок
Практическо
е занятие
Практическо
е занятие
Экскурсия

Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа
24

33 Май
35 неделя
34 36 неделя

2

«Портрет»

Игра-занятие

Наблюдение
Творческая работа
Наблюдение
Творческая работа

2

«Весенний
пейзаж»

Видео-урок

35 37 неделя

2

36 38 неделя

2

«Мы рисуем,
что хотим»
Итоговое
занятие

Практическо Наблюдение
е занятие
Творческая работа
Занятие-игра Промежуточная
аттестация по
итогам учебного
года:
собеседование,
фотовыставка
творческих работ

25

3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация

учащихся

занимающихся

по программе

«Песочные

фантазии» проводится в учебном году 1 раз: промежуточная по итогам
учебного года.
Сроки проведения аттестации: май.
Формы

проведения

аттестации:

собеседование,

фотовыставка

творческих работ.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом,
чтобы можно было определить:
- насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты,
определяемые дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой;
- полнота выполнения программы;
- обоснованность перевода учащегося на следующий этап или год
обучения.
Результаты
образовательных

аттестации
результатов

заносятся
освоения

в

Протокол

программы

за

фиксации

полугодие/год,

сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации.
Система оценивания – безотметочная.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а так же с
целью

контроля и оценки достижений учащихся

применяется методика

определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и
Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная
конкретно к творческому объединению «Песочные фантазии». Разработан
инструментарий, а так же система текущего контроля и протоколы фиксации
результатов.
Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
26

- Теоретические знания (по основным разделам учебного плана
программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям.
-

Владение

специальной

терминологией

-

осмысленность

и

правильность использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
- Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной
общеразвивающей программой (по основным разделам учебного плана) соответствие

уровня

развития

практических

умений

и

навыков

программным требованиям.
- Творческие навыки - креативность в выполнении практических
заданий.
Система текущего контроля
Текущий

контроль

успеваемости

учащихся

по

программе

осуществляется по каждой изученной теме.
Вид контроля

Текущий

Сроки проведения
контрольных
мероприятий
На каждом занятии

Формы контроля

Опрос, игра, беседа,
наблюдение, творческая
работа
Промежуточный В конце 1-го полугодия Собеседование, фотовыставка
творческих работ
Итоговый
В конце учебного года Собеседование, фотовыставка
творческих работ

27

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год

Н

Н

Н

Творческие
навыки

возраст
С

В

С

В

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Повторно
аттестован

Практические
умения и
навыки

Не аттестован

ФИО

Владение
специальной
терминологией

Результаты
аттестации по
итогам
изучения 1
модуля
Аттестован

№
п/п

Теоретические
знания

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

1.
2.

Теоретические
знания
№
п/п

ФИО

Владение
специальной
терминологие
й

Практические
умения и
навыки

Владение
специальным
оборудованием
и оснащением

Творческие
навыки

возра
ст
Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Результаты аттестации по
итогам изучения 2 модуля

Атте
стова
н

Не
аттес
тован

Повт
орно
аттес
тован

Пере
ведён
на
следу
ющи
й
этап
обуч
ения

Полн
ость
ю
осво
ил
прог
рамм
у

28

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе …
Года
Количество Количество
обучения учащихся
учащихся
по годам
прошедших
обучения
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)
(данные за
полугодие и год)

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию повторно
(данные за
полугодие и год)

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения
(данные на конец
года)

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(выпускники)
(данные на конец
года)

1
полугод
ие
2
полугод
ие

29

3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке
образовательных результатов освоения программы
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Уровни освоения программы.
Показатели/
Низкий
Средний
Высокий
критерии
(Н)
(С)
(В)
0-2 балла
3-4 балла
5-6 баллов
Теоретическая подготовка учащегося
Знать
Овладение
Овладение ½
Освоение
1.1
нетрадиционные
менее чем
объёма
практически
Теоретические
изобразительные
25% объёма
знаний
всего объёма
знания.
соответствие
техники рисования
знаний,
предусмотрен
знаний,
теоретических
песком пальцами,
предусмотрен
ных
предусмотре
знаний
всей ладонью
ных
программой
нных
программным
программой
программой
требованиям
за
конкретный
период
Композиция
Не знает
Знает
Специальны
1.2 Владение
Портрет
специальных специальные
е термины
специальной
Детализация
терминов, в
термины, при употребляет
терминологией.
осмысленность и Набросок
речи их не
употреблении
осознанправильность
Фон
употребляет
сочетает
но и в
использования
Перспектива
специальную
полном
специальной
Профиль
терминологи соответстви
терминологией.
Ракурс
ю с бытовой
и с их
Полутень
содержание
м
Практическая подготовка учащегося
- Уметь работать
Не овладел
Овладение ½
Овладение
2.1
кистью и пальцами
умениями и
предусмотрен практически
Практические
обеих рук;
навыками
ных умений и
всеми
умения и
- уметь
предусмотрен
навыков,
умениями
навыки.
соответствие
координировать
ными
выполнение
и навыками,
практических
действий руки и
программой
операций с
предусмотре
умений и навыков глаза;
помощью
нными
программным
- владеть
педагога
программой
требованиям
техническими
за
умениями:
конкретный
регуляция силы и
период.
амплитуда
Выполнение
движений,
практически
скорость;
х операций
- уметь изменять
самостоятел
размах и
ьно
направление
движения руки при
рисовании;
30

2.2 Владение
специальным
оборудованием и
оснащением/
отсутствие
затруднений в
использование
специального
оборудования и
оснащения
2.3 Творческие
навыки/
креативность в
выполнении
практических
заданий

- владеть техникой
построения
различных
объёмных построек
из песка
-уметь передавать
форму, строение
предмета и его
частей, правильные
пропорции частей,
используя оттенки
света и тени
Умение
пользоваться
световым
планшетом

Гибкость,
оригинальность и
самостоятельность
творческого
мышления,
способность
выдвигать
собственные идеи

Ребёнок
неуверенно
держит
инструменты
в руках,
работает
помощью
педагога

Ребёнок
уверенно
работает
инструментам
и с помощью
педагога

Не может
выполнить
простейшие
практические
задания
педагога.

Самостоятель
но выполняет
практические
задания на
основе
образца.

Ребенок
уверенно
работает
инструмента
ми,
самостоятел
ьно, почти
не
испытывает
затруднений
Осуществля
ет
достаточный
творческий
подход в
выполнении
практически
х заданий.

31

3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимы методические
пособия и наглядный материал; образцы творческих работ; специальная
литература; иллюстрации; фотографии; цифровые образовательные ресурсы;
конспекты занятий; разработки воспитательных и досуговых мероприятий
для учащихся и родителей; разработки мастер-классов для педагогических
работников и другое.
Примерная структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на
занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с
инструментами, материалами.
II этап. Основная часть.
Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности.
Закрепление полученных знаний.
Демонстрация образца.
Анализ образца.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа. Разбор порядка выполнения творческой работы.
III этап. Заключительная часть. Анализ работ. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.

32

3.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 1.2.3685-21.
2. Оборудование кабинета, расходный материал: световые планшеты
для рисования песком; телевизор; ноутбук; столы и стулья, стеллажи для
методической литературы, литературы для обучающихся; магнитная доска;
песок.
3. Кадровое обеспечение

– педагог дополнительного образования

художественной направленности, соответствующий Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
05.05.2018 № 298н).
4. Без использования дистанционных технологий, без использования
сетевой формы обучения.
5. Индивидуальные образовательные маршруты предусмотрены для
учащихся с ОВЗ.

33

3.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Для педагога:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические
технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО Издательство
Детство-Пресс, 2011.
3. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком.Журнал « Старший воспитатель» №5 - М., 2012.
4. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании
ребенка

дошкольного возраста// Пед. технологии. - 2010.- № 2.

3. Дубровская Н.В Рисунки, спрятанные в пальчиках. – Спб., 2003.
4. Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство
развития дошкольноков// Воспитатель ДОУ,2013, №9.
5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии.- М.:
ИЦ Академия, 2012.
Интернет ресурсы:
● http://nsportal.ru
● http://www.zavuch.ru
● http://pedsovet.su
Для учащихся:
1.Никитина О.Н. Метод Sahd-Art. Ресурсы рисования песком.
Песочные истории. - СПб, 2012.
2. Простые уроки рисования. «Прикладное искусство». Журнал для
детей от 7 до 13 лет. ООО «Издательство «Доброе слово», 2012.
3. Погосова Н.М. «Погружение в сказку», «Речь». 2006.
4. Руббра Б. Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри», 2003.
5. Шалаева Г.П.. Рисование. Первый учебник вашего малыша.- М.:
ООО « Издательство «ЭКСМО», 2004.
34

Для родителей:
1.Грабенко

Т.М.,

Зинкевич

–Евстигнеева

Т.Д.

Коррекционные,

развивающие и адаптирующие игры.-СПб, 2002.
2. Зейц. Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. М: ИНТ, 2010.
3. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб
«Речь», 2006.
4. Зинкевич -ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной
терапии.-М., 2003.
5.Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. – М., 2010.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».