ДООП Радость 2 год обучения

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 3
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ № 215
от «31» августа 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СТУДИИ ЖИВОПИСИ И РИСУНКА «РАДОСТЬ»
2-й год обучения
художественной направленности
Возраст учащихся: 9-14 лет
Срок реализации программы: 2 года

Автор-составитель:
Пригодина Лидия Валентиновна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Архангельск
2022
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта

3-4

2. Комплекс основных характеристик образования

5-19

2.1

Пояснительная записка

5-9

2.2

Учебный план

10

2.3

Учебно-тематический план

10-12

2.4

Содержание программы

13-18

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

19

3. Комплекс организационно-педагогических условий

20-38

3.1

Календарный учебный график

20-22

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

23-25

3.3

Оценочные материалы

26

3.4

Методическое обеспечение программы

36

3.5

Условия реализации программы

37

3.6

Список информационных источников

38

2

1

2

3
4
5
6

7

7

9
10

11

12

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Образовательная программа
Наименование программы (услуги)
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ
(ББ52))
Полное наименование образовательной
Дополнительная
программы, в рамках которой реализуется
общеобразовательная
данная программа (услуга)
общеразвивающая программа
творческого объединения
«Радость»
Год разработки
2019
Вид деятельности по программе
Изобразительное искусство
Направленность дополнительного образования Художественная
Аннотация (краткое описание содержания и
Программа направлена на развитие
иная информация, необходимая для заказчиков творческих
способностей
и получателей образовательных услуг)
учащихся
средствами
изобразительной
деятельности.
Дети учатся рисовать различными
художественными средствами и
материалами. Для более близкого
ознакомления
учащихся
с
изобразительным
искусством
планируются посещения выставок,
встречи с художниками города.
Учащиеся изучают «Рисунок»,
«Декоративный
рисунок»,
«Живопись»,
«Рисование
с
использованием различных техник
и материалов». Вся деятельность
направлена
на
приобретение
художественных
навыков в
рисовании.
Указание на уровень сложности содержания
Ознакомительный уровень
программы (стартовый (ознакомительный),
базовый, продвинутый (углублённый))
Место реализации программы (фактический
МБУ ДО «СДДТ» 1-Й Банный
адрес оказания услуги; при реализации
пер., 2
программы в сетевой форме в разных местах
МБОУ СШ №1
указываются все адреса)
Комсомольская ул.,5
Возрастная категория учащихся (адресат
От 9 до 14 лет
программы)
Указание на необходимость медицинского
Медицинского заключения не
заключения об отсутствии противопоказаний к требуется
занятию соответствующим видом спорта (для
программ физкультурно-спортивной
направленности)
Указание на адаптированность программы для Без адаптации. Для учащихся с
учащихся с ОВЗ (включая указание на вид
ОВЗ предусмотрен
ограничений)
индивидуальный образовательный
маршрут (ИОМ).
Нормативный срок освоения программы
2 года
(продолжительность обучения)
3

13

Режим занятий, продолжительность каждого
занятия

2
раза
в
неделю
академических часа

14

Сведения о педагогических работниках,
реализующих программу (Фамилия имя
отчество, квалификационная категория,
образование, регалии)

Пригодина Лидия Валентиновна,
первая квалификационная
категория, среднее
профессиональное образование.

15

Форма обучения по программе (очная, заочная,
очно-заочная)
Объем программы общий и отдельно по
формам обучения (очная/заочная), по
использованию дистанционных технологий (с
использованием/ без использования), по
использованию сетевой формы (с
использованием/ без использования), формам
организации образовательной деятельности
(групповая/ индивидуальная)

Очная форма

Минимальное максимальное число детей,
учащихся в одной группе

Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 15 человек

16

17

4

по

2

Объём - 144 академических часа;
Без использования дистанционных
технологий.
Без использования сетевой формы
Групповая форма организации
деятельности -144 академических
часа

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии
живописи и рисунка «Радость» (далее – программа) имеет художественную
направленность.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании
детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его
эмоциональной отзывчивости.
XXI век - век стремительного развития компьютерных технологий. Современные
дети почти всё свободное время проводят за компьютером, что негативно сказывается на
их духовно-нравственном развитии. Занятия художественным творчеством помогают
ребенку увидеть красоту окружающего мира. А живое общение с людьми, осознать свою
социальную значимость.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
Современными требованиями модернизации системы образования:
дополнительное образование детей направлено на создание необходимых условий
для личностного развития учащихся, позитивной социализации; удовлетворение
индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном развитии; формирование и развитие творческих
способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся
(«Концепция
развития
дополнительного
образования
детей»,
распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества,
дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать
желание создавать нечто новое своими силами. Для улучшения восприятия и более
близкого ознакомления учащихся с изобразительным искусством планируются посещения
выставок, встречи с художниками города. Все это в целом является мощным стимулом
для развития познавательного интереса к искусству.
Занятия по программе способствуют расширению кругозора. Обучающиеся
получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство,
декоративное творчество.
Программа направлена на практическое применение
полученных знаний и умений. Организация выставок детских работ дает им возможность
ощутить радость успеха. Каждый ребенок, видя результат своего труда, получает
положительные эмоции.
Возможность использования программы в других образовательных системах.
Данная программа может быть использована как программа внеурочной деятельности в
образовательных
организациях,
как
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных
загородных лагерях.
Цель: развитие творческих потребностей учащихся средствами изобразительной
деятельности.
Задачи:
5

Образовательные:
изучение и практическое освоение различных художественных техник и
материалов;
расширение знаний о различных видах художественного творчества, о
многообразии художественных материалов, приёмов и техник работы с ними.
Развивающие:
развитие творческих способностей, воображения, фантазии, образного мышления;
развитие мелкой моторики руки, глазомера,
развитие интереса к окружающей природе.
Воспитательные:
создание творческого общения, «ситуации успеха», содействие социализации
личности ребенка;
формирование
трудолюбия,
желания добиваться
поставленной
цели,
доброжелательности, уважения к чужому труду;
Формирование творческой инициативы, самостоятельности, аккуратности,
усидчивости, умения организовывать свое рабочее место.
Отличительной особенностью программы является то, что для овладения
рисунком используется декоративное рисование. Декоративное рисование способствует
развитию мелкой моторики рук, овладению доступными для ребенка приемами штриха,
линией и штрихового узора, необходимых умений в изобразительной деятельности.
Декоративное рисование - это создание узоров и украшений на изображаемых предметах.
Основой декоративного рисования, как и других видов, являются изучение натуры,
использование её форм, цвета в процессе творчества. Однако реальные формы для узоров
не берут в готовом виде, а творчески перерабатывают - стилизуют. Стилизация - это
намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо
стиля. Выполняя задание по изображению узора, художник обязан как бы забыть то, что
предмет имеет объем, находится в пространстве, наделен разнообразием цветовых
оттенков в условиях световоздушной среды и т.д. Здесь главное не изображение как
таковое, а преобразование реальной формы в задуманный мотив. При этом
орнаментальную форму предмета передают плоской, даже специально подчеркивают
плоскостную условность языка декоративного искусства. Декоративный рисунок яркий с
плоскими фигурками, близок к детскому рисунку и легко воспринимается детьми. Данная
деятельность будет способствовать развитию у ребенка интереса к народному творчеству.
Адресат программы. По программе могут обучаться дети в одновозрастных и
разновозрастных группах в возрасте от 9 до 14 лет без специальной подготовки. Набор и
формирование групп осуществляется без вступительных испытаний, медицинское
заключение не требуется. Каждый учащийся предъявляет заявление родителей (законных
представителей) и согласие на обработку персональных данных. Минимальное количество
учащихся - 10, максимальное – 15 человек.
Возрастные особенности детей 9-14 лет:
В период от 9 до 14 лет актуализируются вопросы взаимодействия – формирование
межличностных отношений (с родственниками и друзьями, с противоположным полом,
знакомыми и незнакомыми людьми, природой и др.), развивается умение дружить,
сопереживать и помогать другим. В этом возрасте наблюдается тенденция к
сознательному и целевому регулированию ребенком своего поведения, появляется
6

потребность в самоутверждении. Младший школьный возраст (от 9 до 10 лет) – очень
ответственный период детства. В этот период через учебную деятельность происходит
приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к
работе, что приносит ему ощущение собственной компетентности, способности
действовать наравне с другими людьми. В возрасте от 11 до 14 лет начинает активно
развиваться чувство взрослости, связанное с поиском собственного места в обществе.
Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста.
Данная программа строится на принципах:
доступности – информация и ее объем соответствуют возрастным возможностям
учащихся; обучение строится от легкого к сложному, используется простой и доступный
учащимся язык, варьируются темпы работы, учитывается работоспособность учащихся;
системности, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и
принципов предлагаемого материала;
наглядности – познание осуществляется с помощью современных дидактических
средств; используются натуральные объекты: картины, фотографии, видео, слайдовые
презентации;
психологической комфортности – на занятиях обеспечивается психологический
и эмоциональный комфорт;
дифференциации – предоставление возможности занятий всем детям независимо
от способностей, общего уровня развития, особенностей здоровья.
Сроки и этапы реализации программы – два года обучения.
2 год обучения:
1 модуль – 16 недель, 64 академических часа
2 модуль – 20 недель, 80 академических часов
3 год обучения:
1 модуль – 16 недель, 64 академических часа
2 модуль – 20 недель, 80 академических часов
Объём программы: 288 часов, 144 академических часа в одном учебном году (144
часа х 2 года).
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, 1
академический час – 45 мин.
Формы занятий: практическое занятие, игра-занятие, выставка, экскурсия, пленэр,
видео-урок, мастер-класс.
Форма обучения: очная.
Методы обучения:
 словесный;
 наглядный;
 частично-поисковый;
 проблемного изложения;
 исследовательский.
Типы занятий: интегрированное занятие, комбинированное занятие практическое
занятие, игра-занятие и др.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5
Формы проверки планируемых результатов:
7

Способы их проверки: тестовые задания, контрольные задания.
Для определения личностных качеств обучающегося и его уровня самоопределения
используется методика А. Я. Журкиной. (См. приложение № 1).
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, итоговые занятия, устные
опросы, открытые занятия.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3
Нормативно-правовое обоснование программы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение от
4.09.2014 № 1726 – p).
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
09.11.2018 № 196).
5.
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от
23.08.2017 № 816).
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,
АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от
18.11.2015.
7.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ245/06)
8.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
9.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 22
10.
Регламент
независимой
оценки
качества
дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки
Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11.
Устав МБУ ДО «СДДТ»
12.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».

8

13.
Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.

9

2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
2
2.1
2.2

Название раздела

Всего часов

2-й год обучения
1 модуль
2 модуль

144
64
80
2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения

№

Разделы

1

Вводное занятие

Количество часов
Практи
Всего
Теория
ка
1 модуль

Формы
аттестации\
контроля

2

1

1

Опрос, игра, беседа

Раздел «Рисунок»
2

Рисование животных

4

1

3

Творческая работа

3

Рисование природы

4

1

3

Мини-выставка

4

2

1

1

Мини-выставка

5

Рисование животных в
покое,
движении
(статика, динамика)
Раздел
«Декоративный
рисунок»
Клоун в цирке

4

1

3

Творческая работа

6

Египет

4

1

3

Мини-выставка

4

1

3

7

Раздел «Живопись»
(основы
цветоведения)
Яркость цвета

4

1

3

Творческая работа

8

Холодные цвета

4

1

3

Мини-выставка

9

Теплые цвета

4

1

3

Мини-выставка

10

Насыщенность цвета

4

1

3

Оформление стенда

4

1

3

Творческая работа

11

Раздел «Рисование с
использованием
Различных техник и
материалов»
Рисование на мятой
бумаге

10

12
13

14
15
16
…

Рисование по сырой
бумаге
Рисование
акварельными
карандашами
и
фломастерами
Рисование
цветной
тушью
Рисование
в
смешанной технике
Итоговое занятие

4

1

3

Мини-выставка

4

1

3

Мини-выставка

4

1

3

Оформление стенда

4

1

3

Творческая работа

4

1

3

Промежуточная
аттестация по итогам
изучения 1 модуля в
форме выставки
творческих работ.

Итого

64

16

48

2 модуль
1

Вводное занятие

4

1

3

Опрос, игра, беседа

Раздел «Рисунок»
2

Рисование природы

4

1

3

Творческая работа

3

Рисование животных в
покое,
движении
(статика, динамика)
Графичное
изображение
животных
Изображение мимики

4

1

3

Мини-выставка

4

1

3

Мини-выставка

4

1

3

Оформление стенда

4

1

3

Творческая работа

7

Рисование животных
из мультфильмов
Раздел
«Декоративный
рисунок»
Коза и баран

4

1

3

Мини-выставка

8

Подводный мир

4

1

3

Оформление стенда

9

Раздел «Живопись»
(основы
цветоведения)
Холодные цвета

4

1

3

Мини-выставка

10

Насыщенность цвета

4

1

3

Мини-выставка

11

Близкие цвета

4

1

3

Оформление стенда

12

Дополнительные цвета
(контрастные цвета)

4

1

3

Творческая работа

4

5
6

11

13
14
15

16
17
18
19
20
…

Раздел «Рисование с
использованием
различных техник и
материалов»
Рисование на мятой
бумаге
Рисование по сырой
бумаге
Рисование
акварельными
карандашами
и
фломастерами
Рисование
цветной
тушью
Рисование
в
смешанной технике
Рисование на мятой
бумаге
Рисование по сырой
бумаге
Итоговое занятие

4

1

3

Мини-выставка

4

1

3

Оформление стенда

4

1

3

Творческая работа

4

1

3

Мини-выставка

4

1

3

Мини-выставка

4

1

3

Оформление стенда

4

1

3

Творческая работа

4

1

3

Промежуточная
аттестация по итогам
изучения 2 модуля в
форме выставки
творческих работ.

Итого

80

20

60

Итого по программе

144

12

2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
1 модуль
№

Название
раздела и
темы

Содержание
теория
практика

Форма
занятия

Дидактичес
кий
материал

Форма
подведения
итогов

Раздел «Рисунок»
1. Вводное
занятие

2. Рисование
животных

3. Рисование
природы

4. Рисование
животных в
покое и в

Знакомство с
детьми,
обзор
разделов и
тем
программы,
инструктаж
по ТБ.
Организация
рабочего
места.
Правила
пожарной
безопасности
Знакомство с
разнообразие
ми
богатством
животного
мира.
Изучение
основных
пропорций
тела
животного и
его окраски.
Учимся
наблюдать за
природой

Знакомство с
понятием
«композиция

Беседа,
игра

Рисование
животных на
основе
геометрическ
их фигур

Беседа,
игра,
практичес
кая работа

Иллюстраци Миниис
выставка
изображение
м
представител
ей
животного
мира

Рисование
различных
состояний
природы:
закат,
рассвет,
вечер, ночь,
туман,
дождь, грозу,
пасмурный
день,
солнечный
день
Рисование
художествен
ной

Беседа,
игра,
практичес
кая работа

Иллюстраци
ис
изображение
м пейзажей,
детские
работы

Минивыставка

Беседа,
игра,
практичес

Иллюстраци
ис
изображение

Минивыставка

13

движении
(статика,
динамика)

1.
2.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

», изучение
основных
пропорций
животных

композиции
с
изображение
м животных
в покое и
движении
(например,
«Веселые
лягушки»,
«Стайка
воробьев»

кая работа

м животных

Раздел «Декоративный композиция»
Клоун в
Знакомство с Рисование
Беседа,
Иллюстраци Миницирке
понятием
декоративно практичес и с
выставка
«декоративн й
кая работа изображение
Египет
ая
композиции,
м
композиция» украшение
декоративны
,с
изображаемо
х элементов
различными го предмета
и узоров
узорами,
декоративны
составленны м узором
ми из
декоративны
х элементов
Раздел «Живопись» (основы цветоведения)
Яркость
Продолжить Рисование
Беседа,
Образцы
Выставка
цвета
знакомство с в светлой,
игра,
работ
«Зимушкапонятием
средней и
практическа
зима»
«Светлота
темной
я работа
цвета»
гамме
Холодные
Продолжить Рисование
Цветовой
Выставка
цвета
знакомство с в холодной
круг.
«Зимушкахолодными
гамме
Изображение зима»
цветами
холодных
цветов
Теплые
Продолжить Рисование
Цветовой
Выставка
цвета
знакомство с в теплой
круг.
«Закружилас
теплыми
гамме
Изображение ь листва
цветами
теплых
золотая»
цветов
Насыщенно Знакомство с Изменение
Образец с
Выставка
сть цвета
понятием
насыщенно
изображение
«Насыщенно сти цвета
м изменения
сть цвета»
тремя
насыщеннос
путями
ти цвета
Раздел «Рисование с использованием различных техник и материалов»
Рисование
Знакомств Рисование в
Беседа,
Образцы
Минина мятой
ос
различных
практическа работ
выставка
бумаге
различным техниках
я работа
(детских,
и
педагога)
Рисование
материала
по сырой
14

бумаге
3. Рисование
акварельны
ми
карандаша
ми и
фломастера
ми
4. Рисование
цветной
тушью
5. Рисование
в
смешанной
технике
6 Итоговое
занятие

ми и
техниками
исполнени
я

Промежуточ
ная
аттестация
по итогам
изучения 1
модуля в
форме
выставки
творческих
работ
Второй год обучения
2 модуль

№

Название
раздела и
темы

Содержание
теория
практика

Форма
занятия

Дидактичес
кий
материал

Форма
подведения
итогов

Раздел «Рисунок»
1. Вводное
занятие

3. Рисование
природы

Знакомство с
детьми,
обзор
разделов и
тем
программы,
инструктаж
по ТБ.
Организация
рабочего
места.
Правила
пожарной
безопасност
и
Учимся
Рисование
наблюдать
различных
за природой состояний
15

Беседа,
игра

Беседа,
игра,
практичес

Иллюстраци Миниис
выставка
изображение

4. Рисование
животных в
покое и в
движении
(статика,
динамика)

6. Графичное
изображение
животных

природы:
закат,
рассвет,
вечер, ночь,
туман,
дождь, грозу,
пасмурный
день,
солнечный
день.
Знакомство с Рисование
понятием
художествен
«композиция ной
», изучение
композиции
основных
с
пропорций
изображение
животных
м животных
в покое и
движении
(например,
«Веселые
лягушки»,
«Стайка
воробьев»

Продолжить
знакомство с
терминами
«штрих»,
«контур»,
«линия»
7. Изображение Знакомство с
мимики
понятием
«мимика»
8. Рисование
животных из
мультфильм
ов

1
2

Подводный
мир
Коза и баран

Изображение
шерсти
животного
различными
штрихами и
цветами
Рисование
мимики

кая работа м пейзажей,
детские
работы

Беседа,
игра,
практичес
кая работа

Иллюстраци Миниис
выставка
изображение
м животных

Беседа,
Иллюстраци Минипрактичес и с
выставка
кая работа изображение
м животных

Иллюстраци
и, образцы с
изображение
м мимики
Знакомство с Рисование
Иллюстраци
изображение мультяшных
и, образцы с
м
животных
изображение
мультяшных
м
животных
мультяшных
животных
Раздел «Декоративный композиция»
Знакомство с Рисование
Беседа,
Иллюстраци
понятием
декоративно практичес и с
«декоративн й
кая работа изображение
ая
композиции,
м
композиция» украшение
декоративны
,с
изображаемо
х элементов
различными го предмета
и узоров
узорами,
декоративны
составленны м узором
ми из
16

Беседа,
игра,
практичес
кая работа
Беседа,
игра,
практичес
кая работа

Минивыставка
Минивыставка

Минивыставка

1

2

3

4

5

1.
2.

3.

4.

5.

6

декоративны
х элементов
Раздел «Живопись» (основы цветоведения)
Холодные
Продолжить Рисование
Цветовой
Выставка
цвета
знакомство с в холодной
круг.
«Зимушкахолодными
гамме
Изображени зима»
цветами
е холодных
цветов
Теплые
Продолжить Рисование
Цветовой
Выставка
цвета
знакомство с в теплой
круг.
«Закружила
теплыми
гамме
Изображени сь листва
цветами
е теплых
золотая»
цветов
Насыщеннос Знакомство с Изменение
Образец с
Выставка
ть цвета
понятием
насыщенно
изображение
«Насыщенно сти цвета
м
сть цвета»
тремя
изменения
путями
насыщеннос
ти цвета
Близкие
Знакомство с Рисование
Цветовой
Миницвета
понятием
близкими
круг.
выставка
«Близкие
цветами
Изображени
цвета»
е близких
цветов
Дополнитель Знакомство с Рисование
Цветовой
Мининые цвета
понятием
контрастн
круг.
выставка
(контрастны «Контрастн
ыми
Изображени
е)
ые цвета»
цветами
е
контрастных
цветов
Раздел «Рисование с использованием различных техник и материалов»
Рисование на Знакомство Рисование в Беседа,
Образцы
Минимятой бумаге с
различных
практическа работ
выставка
я работа
(детских,
Рисование по различным техниках
и
педагога)
сырой
материалам
бумаге
ии
Рисование
акварельным техниками
исполнения
и
карандашами
и
фломастерам
и
Рисование
цветной
тушью
Рисование в
смешанной
технике
Итоговое
Промежуточ
занятие
ная
аттестация
17

по итогам
изучения 2
модуля в
форме
выставки
творческих
работ

18

2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ

№
1

В результате освоения программы, учащиеся будут знать, уметь:
2 год обучения
Раздел. Тема
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
-правила
техники
-организовать своё рабочее
Рисунок
безопасности;
место;
-понятие «животное в покое», -анализировать формы
термин «статика»;
изображаемого предмета, его
- понятие «животное в
пропорции;
движении», термин
-рисовать животных на основе
«динамика»;
геометрических фигур;
-пропорции тела животного и -изображать различные
его окраски;
состояния природы: закат,
-понятие «композиция»;
рассвет, ночь, вечер, день,
-термин «штрих», «контур»,
грозу
«линия», «мимика»

2

«Декоративный
рисунок»

-знать понятия «декоративная
композиция»;
-декоративные элементы

-рисовать «декоративные
композиции»;
-украшать изображаемый
предмет декоративными
элементами

3

«Живопись»
(основы
цветоведения)

-знать ахроматические цвета;
-цветовой круг;
- основные и составные цвета;
- холодные и тёплые цвета;
-понятия «светлота цвета»

-Составлять цвета из трёх
основных;
-делать цвет светлее и темнее

4

«Рисование с
использованием
различных техник
и материалов»

-знать различные техники и
материалы

- рисовать
техниках

в

различных

Формы проверки планируемых результатов:
Способы их проверки: тестовые задания, контрольные задания.
Для определения личностных качеств обучающегося и его уровня самоопределения
используется методика А. Я. Журкиной. (См. приложение № 1).
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, итоговые занятия, устные
опросы, открытые занятия.

19

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2 год обучения
N
п/п

Месяц
неделя

Часы

Тема
занятия

Форма
занятия

Форма
Контроля/
результат

Вводное занятие

рисунок

Видео-урок

набросок

Практическое
занятие

выставка

Видео-урок

набросок

Практическое
занятие

Составление
композиции

Видео-урок

Рисунок

Практическое
занятие

Творческая
работа

Практическое
занятие
Экскурсия

выставка
викторина

Игра-занятие

набросок

Видео-урок

рисунок

Практическое
занятие

выставка

Экскурсия

набросок

1 модуль
1

Сентябрь
2 неделя

4

2

3 неделя

4

3

4 неделя

4

4

Октябрь
5 неделя

4

5

6 неделя

4

6

7 неделя

4

7

8 неделя

4

8

9 неделя

4

9

Ноябрь
10 неделя

4

10

11 неделя

4

11

12 неделя

4

12

13 неделя

4

13

Декабрь

4

Рисунок в
смешанной
технике, гуашь и
пастель «Ночная
прогулка слонов»
Рисунок в
смешанной
технике, гуашь и
пастель «Ночная
прогулка слонов»
Рисунок
животного
«Котик"
Рисунок
животного
«Котик".
Рисунок
животного
«Котик"
Рисунок
животного
«Котик"
Рисунок
животного
«Котик"
"Декоративный
рисунок".
Живопись.
Изучаем основные
цвета «Рождество»
Рисуем ангела.
Живопись.
Изучаем основные
цвета «Рождество»
Рисуем ангела.
Живопись.
Изучаем основные
цвета «Рождество»
Рисуем ангела.
Рисуем птиц.
«Птички на
кормушке»
Рисуем птиц.
20

14 неделя
14

15 неделя

4

15

16 неделя

4

16

17 неделя

4

17

Январь
19 неделя

4

18

20 неделя

4

19

21 неделя

4

20

Февраль
22 неделя

4

21

23 неделя

4

22

24 неделя

4

23

25 неделя

4

24

4

25

Март
26 неделя
27 неделя

26

28 неделя

4

27

29 неделя

4

4

«Птички на
кормушке»
Рисуем птиц.
«Птички на
кормушке»
Живопись.
Ахроматические
цвета. Рисуем
зимний пейзаж.
Повторение
пройденного
материала за
полугодие.
«Новогодняя
открытка»
2 модуль
Декоративный
рисунок.
Рисование
волшебной рыбки.
Декоративный
рисунок.
Рисование
волшебной рыбки
Живопись.
Ахроматические
цвета. Рисуем
зимний пейзаж
Живопись.
Ахроматические
цвета. Рисуем
зимний пейзаж
Живопись.
Ахроматические
цвета. Рисуем
зимний пейзаж
Рисование цветов.
«Букет для мамы»
Рисование цветов.
«Букет для мамы»
Рисование цветов.
«Букет для мамы».
По сказкам Шарля
Перро. Рисование
литературных
героев
По сказкам Шарля
Перро. Рисование
литературных
героев
По сказкам Шарля
Перро. Рисование
21

Видео-урок

рисунок

Практическое
занятие

конкурс

Итоговое занятие

Промежуточная
аттестация по
итогам изучения
1 модуля

Мастер- класс

наброски

Практическое
занятие

рисунок

Мастер-класс

композиция

Практическое
занятие

рисунок

Практическое
занятие

выставка

экскурсия

набросок

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Интегрированное
занятие

рисунок
выставка
набросок

Интегрированное
занятие

рисунок

Интегрированное
занятие.

конкурс

28

Апрель
30 неделя

4

29

31 неделя

4

30

32 неделя

4

31

33 неделя

4

32

34 неделя

4

33

Май
35 неделя

4

34

36 неделя

4

35

37 неделя

4

36

38 неделя

4

литературных
героев
Рисование
литературных
героев по сказкам
Шергина
Рисование
литературных
героев по сказкам
Шергина
Рисование
литературных
героев по сказкам
Шергина
Рисование
литературных
героев по сказкам
Л.Н. Толстого
"Буратино"
Рисование
литературных
героев по сказкам
Л.Н. Толстого
"Буратино"
Рисование
литературных
героев по сказкам
Л.Н. Толстого
"Буратино"
Рисуем животных
"Лошадка"
Рисуем животных
"Лошадка"
Повторение
пройденного
материала за год.
Рисуем животных

22

Интегрированное
занятие

набросок

Интегрированное
занятие

рисунок

Интегрированное
занятие

конкурс

Интегрированное
занятие

набросок

Интегрированное
занятие

рисунок

Интегрированное
занятие

Конкурсвыставка

Видео-урок

набросок

Практическое
занятие
Итоговое занятие

композиция
Промежуточная
аттестация по
итогам изучения
1 модуля

3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся занимающихся по программе студии живописи и рисунка
«Радость» проводится в учебном году 2 раза: промежуточная по итогам изучения 1
модуля, промежуточная по итогам изучения 2 модуля.
Сроки проведения аттестации: декабрь, май.
Формы проведения аттестации: анкетирование, тестирования
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы
можно было определить: при аттестации
- насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой;
- полнота выполнения программы и каждого модуля;
- обоснованность перевода учащегося на следующий этап или год обучения.
Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных
результатов освоения программы за полугодие/год,
сводятся в Сводном протоколе
промежуточной аттестации.
Система оценивания – безотметочная.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также с целью контроля и
оценки достижений учащихся применяется методика определения результатов
образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в
МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к творческому объединению «Радость».
Разработан инструментарий по модулям, а также система текущего контроля и протоколы
фиксации результатов.
Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
- Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям
- Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность
использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
- Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной
общеразвивающей программой (по основным разделам учебного плана) - соответствие
уровня развития практических умений и навыков программным требованиям
- Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий
Система текущего контроля
Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по
каждой изученной теме.
Вид контроля
Сроки проведения
Формы контроля
контрольных мероприятий
Текущий
На каждом занятии
Анкета, викторина, минивыставка рисунок, творческая
работа, устный опрос
Итоговый
В конце изучения каждого
Тест, выставка, вернисаж рисунков
модуля
23

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год
Владение
специальным
оборудованием
и оснащением

Н

Н

Н

Н

Творческие
навыки

возраст
С

В

С

В

С

В

С

В

Н

С

В

Результаты
аттестации по
итогам
изучения 1
модуля

Не
аттестован
Повторно
аттестован

ФИО

Практические
умения и
навыки

Аттестован

№
п/п

Теоретические
знания

Владение
специальной
терминологией

1.
2.

Теоретические
знания

№
п/п

ФИО

Владение
специальной
терминологие
й

Практические
умения и
навыки

Владение
специальным
оборудование
ми
оснащением

Творческие
навыки

Результаты аттестации по
итогам изучения 2 модуля

возра
ст
Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

24

Н

С

В

Н

С

В

Атт
есто
ван

Пер Пол
евед ност
Пов
ён
ью
Не торн на осво
атте
о
след ил
стов атте ующ прог
ан
стов ий
рам
ан
этап му
обуч
ения

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе …
Года
Количество Количество
обучения учащихся
учащихся
по годам
прошедших
обучения
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)
(данные за
полугодие и год)

1 модуль
2 модуль

25

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию повторно
(данные за
полугодие и год)

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения
(данные на конец
года)

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(выпускники)
(данные на конец
года)

3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения 1модуль 2 год обучения
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Уровни освоения программы.
Показатели/
Низкий
Средний
Высокий
Разделы учебного плана
критерии
(Н)
(С)
(В)
0-2 балла
3-4 балла
5-6 баллов
Раздел рисунок
Теоретическая подготовка учащегося
Овладение
Овладение ½ объёма
Освоение практически
1.1 Теоретические знания. -правила техники
соответствие
теоретических безопасности;
менее чем 25%
знаний
всего объёма знаний,
знаний
программным -понятие «животное в покое»,
объёма знаний,
предусмотренных
предусмотренных
требованиям
- понятие «животное в
предусмотренных
программой
программой за
движении»,
программой
конкретный период
-пропорции тела животного и
его окраски;
-понятие «композиция»
1.2 Владение специальной
терминологией.
осмысленность и правильность
использования специальной
терминологией.
2.1 Практические умения и
навыки.
соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям

термин «статика», термин
«динамика», термин «штрих»,
«контур», «линия», «мимика»

Не знает
специальных
терминов,
в речи их не
употребляет.

Знает специальные
термины, при
употреблении сочетает
специальную
терминологию с
бытовой

Практическая подготовка учащегося
организовать своё рабочее
Не овладел
Овладение ½
место;
умениями и
предусмотренных
-анализировать формы
навыками,
умений и навыков,
изображаемого предмета, его
предусмотренными выполнение операций с
пропорции;
программой
помощью педагога
-рисовать животных на основе
26

Специальные термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием
Овладение практически
всеми умениями
и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период.

геометрических фигур;
-изображать различные
состояния природы: закат,
рассвет, ночь, вечер, день,
грозу
2.2 Владение специальным
оборудованием и
оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

Гибкость ,оригинальность и
самостоятельность
творческого мышления,
способность выдвигать
собственные идеи

Выполнение
практических операций
самостоятельно.
Ребёнок неуверенно
держит инструменты
в руках, работает
помощью педагога

Ребёнок уверенно
работает
инструментами с
помощью педагога

Не может выполнить
простейшие
практические
задания педагога.

Самостоятельно
выполняет
практические задания
на основе образца.

Раздел «Декоративный рисунок»
Теоретическая подготовка учащегося
Овладение
Овладение ½ объёма
1.1 Теоретические знания. знать понятия «декоративная
соответствие
теоретических композиция»;
менее чем 25%
знаний
знаний
программным -декоративные элементы
объёма знаний,
предусмотренных
требованиям
предусмотренных
программой
программой
Термин декоративные
Не знает
Знает специальные
1.2 Владение специальной
элементы, декор,
специальных
термины, при
терминологией.
осмысленность и правильность
декоративная композиция
терминов, в речи их употреблении сочетает
использования специальной
не употребляет.
специальную
терминологией.
терминологию с
бытовой
Практическая подготовка учащегося
рисовать «декоративные
Не овладел
Овладение ½
2.1 Практические умения и
27

Ребенок уверенно
работает
инструментами,
самостоятельно, почти
не испытывает
затруднений.
Осуществляет
достаточный творческий
подход в выполнении
практических заданий.

Освоение практически
всего объёма знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
Специальные термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием
Овладение практически

навыки.
соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям

композиции»;
-украшать изображаемый
предмет декоративными
элементами

2.2 Владение специальным
оборудованием и
оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

умениями и
навыками
предусмотренными
программой

предусмотренных
умений и навыков,
выполнение операций с
помощью педагога

Ребёнок неуверенно
держит инструменты
в руках, работает
помощью педагога

Ребёнок уверенно
работает
инструментами с
помощью педагога

Не может выполнить
Самостоятельно
Умение фантазировать
простейшие
выполняет
практические
практические задания
задания педагога.
на основе образца.
Раздел «Живопись» (основы цветоведения)
Теоретическая подготовка учащегося
Овладение
Овладение ½ объёма
1.1 Теоретические знания. -знать ахроматические цвета;
соответствие
теоретических -цветовой круг;
менее чем 25%
знаний
знаний
программным - основные и составные цвета;
объёма знаний,
предусмотренных
требованиям
- холодные и тёплые цвета;
предусмотренных
программой
-понятия «светлота цвета»
программой
1.2 Владение специальной
терминологией.
осмысленность и правильность
использования специальной
терминологией.

Термин ахроматические цвета,
светлота цвета, составные,
холодные и тёплые цвета

Не знает
специальных
терминов, в речи их
не употребляет.
28

Знает специальные
термины, при
употреблении сочетает
специальную
терминологию с

всеми умениями
и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период.
Выполнение
практических операций
самостоятельно.
Ребенок уверенно
работает
инструментами,
самостоятельно, почти
не испытывает
затруднений.
Осуществляет
достаточный творческий
подход в выполнении
практических заданий.
Освоение практически
всего объёма знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
Специальные термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием

2.1 Практические умения и
навыки.
соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям

2.2 Владение специальным
оборудованием и
оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

бытовой
Практическая подготовка учащегося
Составлять цвета из трёх
Не овладел
Овладение ½
основных;
умениями и
предусмотренных
-делать цвет светлее и темнее
навыками
умений и навыков,
предусмотренными выполнение операций с
программой
помощью педагога

Гибкость, оригиналь-ность и
самостоятельность
творческого мышления,
способность выдвигать
собственные идеи

Ребёнок неуверенно
держит инструменты
в руках, работает
помощью педагога

Ребёнок уверенно
работает
инструментами с
помощью педагога

Не может выполнить
простейшие
практические
задания педагога.

Самостоятельно
выполняет
практические задания
на основе образца.

Раздел «Рисование с использованием различных техник и материалов»
Теоретическая подготовка учащегося
Овладение
Овладение ½ объёма
1.1 Теоретические знания. знать различные техники и
соответствие
теоретических материалы
менее чем 25%
знаний
знаний
программным
объёма знаний,
предусмотренных
требованиям
предусмотренных
программой
программой
Термин рисование по сырому,
Не знает
Знает специальные
1.2 Владение специальной
29

Овладение практически
всеми умениями
и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период.
Выполнение
практических операций
самостоятельно.
Ребенок уверенно
работает
инструментами,
самостоятельно, почти
не испытывает
затруднений.
Осуществляет
достаточный творческий
подход в выполнении
практических заданий.

Освоение практически
всего объёма знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
Специальные термины

терминологией.
осмысленность и правильность
использования специальной
терминологией.
2.1 Практические умения и
навыки.
соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям

2.2 Владение специальным
оборудованием и
оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

смешанные техники

специальных
терминов, в речи их
не употребляет.

термины, при
употреблении сочетает
специальную
терминологию с
бытовой

Практическая подготовка учащегося
рисовать в различных
Не овладел
Овладение ½
техниках
умениями и
предусмотренных
навыками
умений и навыков,
предусмотренными выполнение операций с
программой
помощью педагога

Гибкость, оригиналь-ность и
самостоятельность
творческого мышления,
способность выдвигать
собственные идеи

Ребёнок неуверенно
держит инструменты
в руках, работает
помощью педагога

Ребёнок уверенно
работает
инструментами с
помощью педагога

Не может выполнить
простейшие
практические
задания педагога.

Самостоятельно
выполняет
практические задания
на основе образца.

30

употребляет осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием
Овладение практически
всеми умениями
и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период.
Выполнение
практических операций
самостоятельно.
Ребенок уверенно
работает
инструментами,
самостоятельно, почти
не испытывает
затруднений.
Осуществляет
достаточный творческий
подход в выполнении
практических заданий.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения
2 модуль 2 год обучения
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Уровни освоения программы.
Показатели/
Низкий
Средний
Высокий
Разделы учебного плана
критерии
(Н)
(С)
(В)
0-2 балла
3-4 балла
5-6 баллов
Раздел рисунок
Теоретическая подготовка учащегося
Овладение
Овладение ½ объёма
Освоение практически
1.1 Теоретические знания. -правила техники
соответствие
теоретических безопасности;
менее чем 25%
знаний
всего объёма знаний,
знаний
программным -понятие «животное в покое»,
объёма знаний,
предусмотренных
предусмотренных
требованиям
- понятие «животное в
предусмотренных
программой
программой за
движении»,
программой
конкретный период
-пропорции тела животного и
его окраски;
-понятие «композиция»
1.2 Владение специальной
терминологией.
осмысленность и правильность
использования специальной
терминологией.
2.1 Практические умения и
навыки.
соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям

термин «статика», термин
«динамика», термин «штрих»,
«контур», «линия», «мимика»

Не знает
специальных
терминов, в речи их
не употребляет.

Знает специальные
термины, при
употреблении сочетает
специальную
терминологию с
бытовой

Практическая подготовка учащегося
организовать своё рабочее
Не овладел
Овладение ½
место;
умениями и
предусмотренных
-анализировать формы
навыками
умений и навыков,
изображаемого предмета, его
предусмотренными выполнение операций с
пропорции;
программой
помощью педагога
-рисовать животных на основе
геометрических фигур;
31

Специальные термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием
Овладение практически
всеми умениями
и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период.
Выполнение

-изображать различные
состояния природы: закат,
рассвет, ночь, вечер, день,
грозу
2.2 Владение специальным
оборудованием и
оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

Гибкость ,оригинальность и
самостоятельность
творческого мышления,
способность выдвигать
собственные идеи

практических операций
самостоятельно.
Ребёнок неуверенно
держит инструменты
в руках, работает
помощью педагога

Ребёнок уверенно
работает
инструментами с
помощью педагога

Не может выполнить
простейшие
практические
задания педагога.

Самостоятельно
выполняет
практические задания
на основе образца.

Раздел «Декоративный рисунок»
Теоретическая подготовка учащегося
Овладение
Овладение ½ объёма
1.1 Теоретические знания. знать понятия «декоративная
соответствие
теоретических композиция»;
менее чем 25%
знаний
знаний
программным -декоративные элементы
объёма знаний,
предусмотренных
требованиям
предусмотренных
программой
программой
Термин декоративные
Не знает
Знает специальные
1.2 Владение специальной
элементы, декор,
специальных
термины, при
терминологией.
осмысленность и правильность
декоративная композиция
терминов, в речи их употреблении сочетает
использования специальной
не употребляет.
специальную
терминологией.
терминологию с
бытовой
Практическая подготовка учащегося
рисовать «декоративные
Не овладел
Овладение ½
2.1 Практические умения и
композиции»;
умениями и
предусмотренных
навыки.
32

Ребенок уверенно
работает
инструментами,
самостоятельно, почти
не испытывает
затруднений.
Осуществляет
достаточный творческий
подход в выполнении
практических заданий.

Освоение практически
всего объёма знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
Специальные термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием
Овладение практически
всеми умениями

соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям

2.2 Владение специальным
оборудованием и
оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

-украшать изображаемый
предмет декоративными
элементами

навыками
предусмотренными
программой

умений и навыков,
выполнение операций с
помощью педагога

Ребёнок неуверенно
держит инструменты
в руках, работает
помощью педагога

Ребёнок уверенно
работает
инструментами с
помощью педагога

Не может выполнить
Самостоятельно
простейшие
выполняет
практические
практические задания
задания педагога.
на основе образца.
Раздел «Живопись» (основы цветоведения)
Теоретическая подготовка учащегося
Овладение
Овладение ½ объёма
1.1 Теоретические знания. -знать ахроматические цвета;
соответствие
теоретических -цветовой круг;
менее чем 25%
знаний
знаний
программным - основные и составные цвета;
объёма знаний,
предусмотренных
требованиям
- холодные и тёплые цвета;
предусмотренных
программой
-понятия «светлота цвета»
программой
1.2 Владение специальной
терминологией.
осмысленность и правильность
использования специальной
терминологией.

Умение фантазировать

Термин ахроматические цвета,
светлота цвета, составные,
холодные и тёплые цвета

Не знает
специальных
терминов, в речи их
не употребляет.

33

Знает специальные
термины, при
употреблении сочетает
специальную
терминологию с
бытовой

и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период.
Выполнение
практических операций
самостоятельно.
Ребенок уверенно
работает
инструментами,
самостоятельно, почти
не испытывает
затруднений.
Осуществляет
достаточный творческий
подход в выполнении
практических заданий.
Освоение практически
всего объёма знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
Специальные термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием

2.1 Практические умения и
навыки.
соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям

2.2 Владение специальным
оборудованием и
оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

Практическая подготовка учащегося
Составлять цвета из трёх
Не овладел
Овладение ½
основных;
умениями и
предусмотренных
-делать цвет светлее и темнее
навыками
умений и навыков,
предусмотренными выполнение операций с
программой
помощью педагога

Гибкость, оригинальность и
самостоятельность
творческого мышления,
способность выдвигать
собственные идеи

Ребёнок неуверенно
держит инструменты
в руках, работает
помощью педагога

Ребёнок уверенно
работает
инструментами с
помощью педагога

Не может выполнить
простейшие
практические
задания педагога.

Самостоятельно
выполняет
практические задания
на основе образца.

Раздел «Рисование с использованием различных техник и материалов»
Теоретическая подготовка учащегося
Овладение
Овладение ½ объёма
1.1 Теоретические знания. знать различные техники и
соответствие
теоретических материалы
менее чем 25%
знаний
знаний
программным
объёма знаний,
предусмотренных
требованиям
предусмотренных
программой
программой
Термин рисование по сырому,
Не знает
Знает специальные
1.2 Владение специальной
смешанные техники
специальных
термины, при
терминологией.
34

Овладение практически
всеми умениями
и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период.
Выполнение
практических операций
самостоятельно.
Ребенок уверенно
работает
инструментами,
самостоятельно, почти
не испытывает
затруднений.
Осуществляет
достаточный творческий
подход в выполнении
практических заданий.

Освоение практически
всего объёма знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный период
Специальные термины
употребляет осознан-

осмысленность и правильность
использования специальной
терминологией.
2.1 Практические умения и
навыки.
соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям

2.2 Владение специальным
оборудованием и
оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

терминов, в речи их
не употребляет.

употреблении сочетает
специальную
терминологию с
бытовой

Практическая подготовка учащегося
рисовать в различных
Не овладел
Овладение ½
техниках
умениями и
предусмотренных
навыками
умений и навыков,
предусмотренными выполнение операций с
программой
помощью педагога

Гибкость, оригинальность и
самостоятельность
творческого мышления,
способность выдвигать
собственные идеи

Ребёнок неуверенно
держит инструменты
в руках, работает
помощью педагога

Ребёнок уверенно
работает
инструментами с
помощью педагога

Не может выполнить
простейшие
практические
задания педагога.

Самостоятельно
выполняет
практические задания
на основе образца.

35

но и в полном
соответствии с их
содержанием
Овладение практически
всеми умениями
и навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период.
Выполнение
практических операций
самостоятельно.
Ребенок уверенно
работает
инструментами,
самостоятельно, почти
не испытывает
затруднений.
Осуществляет
достаточный творческий
подход в выполнении
практических заданий.

3.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дидактическое обеспечение, перечень используемых методик и технологий,
учебные пособия и т.д.
Список методической продукции: конспекты занятий («Стайка воробьев»,
«Декоративный медузы», «Ночная прогулка слонов» и т.д.), описание игр и упражнений
(игра «Холодные и теплые цвета», игра «Войдите» в картину», игра «Неоконченный
рисунок», упражнение «Дополните изображение» и т.д.), диски с видеофильмами
(«Медведи», «Слоны» и т.д.), наглядные пособия схема поэтапного изображения собаки,
кота, воробья и т.д.), детские рисунки и т.д.
Примерная структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии,
организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами,
материалами.
II этап. Основная часть.
Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности.
Закрепление полученных знаний.
Постановка задачи.
Демонстрация образца.
Анализ образца.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа. Разбор порядка выполнения изделия
III этап. Заключительная часть. Анализ работ. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

36

3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 2.4.4.3172-14.
2. Оборудование кабинета: столы и стулья, стеллажи для методической
литературы, литературы для обучающихся, экспонатов натурного фонда, детских изделий;
стенды для выставочных работ; мольберты; магнитная доска; телевизор, ноутбук.
3. Материалы и инструменты: инструменты: фломастеры, карандаши, ножницы,
альбомы, ластики;
расходный материал: бумага для акварели А3, А4, гуашь, акварель, масляная
пастель, сухая пастель, восковые мелки, мел, уголь, тушь.
4. Учебно-методические материалы: конспекты занятий («Стайка воробьев»,
«Декоративный медузы», «Ночная прогулка слонов» и т.д.), описание игр и упражнений
(игра «Холодные и теплые цвета», игра «Войдите» в картину», игра «Неоконченный
рисунок», упражнение «Дополните изображение» и т.д.), диски с видеофильмами
(«Медведи», «Слоны» и т.д.), наглядные пособия схема поэтапного изображения собаки,
кота, воробья и т.д.), детские рисунки, и т.д.
5. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования художественного
направления,
соответствующий
Профессиональному
стандарту
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства
труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
6. Без использования дистанционных технологий, может быть с использованием
сетевой формы.
7. Индивидуальные образовательные маршруты предусмотрены для учащихся с
ОВЗ.

37

3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Для педагога:
 Альбрехт Е.И. Учебный рисунок фигуры человека. – М.: АСТ; Донецк:
Сталкер,2007
 Астахов Ю.А. 50 Великих русских художников: Иллюстрированная энциклопедия.
– М.: «Издательство Белый город». 2008
 Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова; Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 5
класс. - М.:Вентана-Граф,2012.
 Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. Пособие для
воспитателя в детском саду. –М.: Просвещение 1985
 Н.М. Сокольникова. Обучение в 1-4 классах по учебнику «Изобразительное
искусство». — М.: АСТ, Астрель.
 Руббра Б. Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2003
 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство для детей. Волшебный мир красок.
–М.: Астрель. 2010
 Свет и Цвет в живописи. Особенности изображения. -М.: ООО ТД « Издательство
МИР КНИГИ», 2008Пейзаж. Основы техники изображения. -М.: ООО ТД «
Издательство МИР КНИГИ», 2006
 Чтобы ожили стены. Сборник. Изд.2-е.доп. –М.: «Молодая Гвардия». 1977
Для учащихся:
 Галян Т.В. Весёлые уроки волшебника Карандаша: Я рисую натюрморт. – Ростов
на Дону: ООО «Удача», 2008
 Простые уроки рисования. «Море». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО
«Издательство «Доброе слово»» 2012
 Простые уроки рисования. «Цирк». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО
«Издательство «Доброе слово»» 2012
 Простые уроки рисования. «Замки, дворцы, крепости». Журнал для детей от 7 до
13 лет. ООО «Издательство «Доброе слово»» 2012
 Простые уроки рисования. «Горы». Журнал для детей от 7 до 13 лет. ООО
«Издательство «Доброе слово»» 2012
 Простые уроки рисования. «Рыцари и дамы». Журнал для детей от 7 до 13 лет.
ООО «Издательство «Доброе слово»» 2012
 Простые уроки рисования. «Прикладное искусство». Журнал для детей от 7 до 13
лет. ООО «Издательство «Доброе слово»» 2012
 Руббра Б. Учитесь рисовать портреты. ООО «Попурри» 2003
 Шалаева Г.П.. Рисование. Первый учебник вашего малыша.- М.: ООО «
Издательство «ЭКСМО»», 2004
Для родителей:
 Карандаш / Под ред. Д. Льюиса; Пер. с англ. О. А. Ермоченко; Худ. обл. М. В.
Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 144 с.: ил. – (Серия «Техника исполнения»).
 От Моне до Пикассо. Французская живопись второй половины XIX – начала XX
века в Эрмитаже / А. Г. Костеневич. – Изд. «Аврора», Ленинград, 1989.
 Энциклопедический словарь юного художника.
Интернет ресурсы:
38





http://nsportal.ru
http://www.zavuch.ru
http://pedsovet.su

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».