ДООП Радушенька 3-й год обучения

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 3
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ № 215 от
«31» августа 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«РАДУШЕНЬКА»
3-й год обучения
Художественная направленность
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:
Вершинина Ирина Викторовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Архангельск
Год разработки 2019
Год корректировки 2021
Год корректировки 2022
1

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информационная карта

3

2. Комплекс основных характеристик программы

5

2.1

Пояснительная записка

5

2.2

Учебный план

12

2.3

Учебно-тематический план

12

2.4

Содержание программы

14

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

18

3. Комплекс организационно-педагогических условий

21

3.1

Календарный учебный график

21

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

27

3.3

Оценочные материалы

30

3.4

Методическое обеспечение программы

32

3.5

Условия реализации программы

36

3.6

Список информационных источников

37

2

1

2

3
4
5
6

7

7

9
10

11

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Наименование программы (услуги) Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ
(ББ52))
Полное наименование
Дополнительная
образовательной программы, в
общеобразовательная
рамках которой реализуется данная
общеразвивающая программа
программа (услуга)
творческого объединения
«Радушенька» 3-й год обучения
Год разработки
2019
Вид деятельности по программе
Декоративно-прикладное
творчество
Направленность дополнительного
Художественная
образования
Аннотация (краткое описание
Программа направлена на
содержания и иная информация,
воспитание у детей
необходимая для заказчиков и
положительного отношения к
получателей образовательных услуг) истории родного края и ремёслам,
формирование навыков ручного
труда, обучение правилам работы
с различными материалами в
разных техниках
Указание на уровень сложности
Ознакомительный уровень
содержания программы (стартовый
(ознакомительный), базовый, продви
нутый (углублённый))
Место реализации программы
МБУ ДО «СДДТ»
(фактический адрес оказания услуги; Адрес: Архангельская область, г.
при реализации программы в сетевой Архангельск, пер. Банный 1-й, д.
форме в разных местах указываются 2, каб. 15
все адреса)
Возрастная категория учащихся
Учащиеся 3-го года обучения
(адресат программы)
7-17 лет
Указание на необходимость
Медицинского заключения не
медицинского заключения об
требуется
отсутствии противопоказаний к
занятию соответствующим видом
спорта (для программ физкультурноспортивной направленности)
Указание на адаптированность
Без адаптации. Для учащихся с
программы для учащихся с ОВЗ
ОВЗ предусмотрен
(включая указание на вид
индивидуальный образовательный
3

ограничений)
12 Нормативный срок освоения
программы (продолжительность
обучения)
13 Режим занятий, продолжительность
каждого занятия

14

15
16

17

маршрут (ИОМ)
1 год

1 раз в неделю по 2 академических
часа или 2 раза в неделю по 1
академическому
часу.
1
академический час – 45 мин.
Сведения о педагогических
Вершинина Ирина Викторовна,
работниках, реализующих программу педагог дополнительного
(Фамилия имя отчество,
образования высшей
квалификационная категория,
квалификационной категории,
образование, регалии)
образование высшее
педагогическое
Форма обучения по программе
Форма обучения очная
(очная, заочная, очно-заочная)
Объем программы общий и отдельно Объём - 72 академических часа в
по формам обучения (очная/заочная), год (за 3 года – 216 академических
по использованию дистанционных
часов).
технологий (с использованием/ без
Очная форма – 72 академических
использования), по использованию
часа (за 3 года – 216
сетевой формы (с использованием/
академических часов).
без
С возможностью использования
использования), формам организации дистанционных технологий.
образовательной деятельности
Может быть с использованием
(групповая/ индивидуальная)
сетевой формы.
Групповая форма организации
деятельности – 72 академических
часа, (216 академических часа за 3
года)
Минимальное максимальное число
Минимальное – 10 чел.
детей, учащихся в одной группе
Максимальное – 17 человек

4

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа творческого объединения «Радушенька» (приказ директора
департамента образования от 23 июня 2011 г. № 875) (далее – программа)
имеет художественную направленность и рассчитана на 3 года обучения.
Данная программа представляет 3-й год обучения.
Программа направлена на формирование основ декоративноприкладного творчества и навыков ручного труда, обучение правилам работы
с различными материалами в разных техниках, обеспечение дополнительной
теоретической и практической подготовки по технологии с опорой на
региональный компонент, на воспитание у детей положительного отношения
к истории родного края и ремёслам. Практические задания способствуют
развитию у детей творческих способностей, умения создавать на основе
традиционных изделий свои неповторимые вещи. Дети способны на
эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые творческие
задания.
Программа 3 года обучения является логическим продолжением
программ 1 и 2 годов обучения.
Программа творческого объединения «Радушенька» предназначена для
работы с детьми различных творческих способностей. В процессе обучения
происходит выявление способностей и развитие их у детей. Её основой
является идея последовательного развития у ребёнка способностей к
творческому мышлению и к самостоятельной творческой деятельности в
области декоративно-прикладного творчества.
Актуальность.
Изучение данной программы актуально в связи со следующими
факторами:
1. Современными требованиями модернизации системы образования:
дополнительное образование детей направлено на создание необходимых
условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление,
развитие и поддержку талантливых учащихся («Концепция развития
дополнительного образования детей», распоряжение Правительства РФ от
04.09.2014 № 1726-р).
5

2. Возрастными психологическими особенностями детей, которые
характеризуются потребностью к восприятию новых знаний, к
самоутверждению и реализации в той или иной сфере деятельности.
3. Особенностями современной социально-экономической ситуации.
4. Практической значимостью программы. Дети могут применить
полученные знания и практический опыт при работе над проектом в школе
на уроках технологии, а знания, умения и навыки, несомненно, пригодятся
им в их дальнейшей взрослой жизни.
Социально-экономическая значимость программы:
1. Создание наиболее благоприятных условий для учащихся из разных
социальных групп и с разными творческими способностями.
2. Программа не требует больших вложений в материальнотехническую базу.
3. Программа составляет конкуренцию другим программам, так как
реализация программы обеспечит решение важнейших задач в воспитании
подрастающего поколения: возрождение духовности, формирование
потребности сохранения исторических, материальных и культурных
ценностей, воспитание патриотизма, чувства ответственности за настоящее и
будущее своей малой Родины.
4. Программа позволяет детям и подросткам определиться в новых
жизненных условиях, привлекает внимание к истории наших предков, научит
использовать эти знания и опыт в современной жизни.
Возможность использования программы в других образовательных
системах. Программа реализуется на базе Соломбальского Дома детского
творчества и на базе городских общеобразовательных школ. Может быть
реализована в сетевой форме обучения. Данная программа может быть
использована как программа внеурочной деятельности в образовательных
организациях, как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных
загородных лагерях.
Цель: формирование у детей мастерства в декоративно-прикладном
творчестве через применение современных технологий, сохранение верности
традициям родного края.
Задачи.
Образовательные:

6

1. Изучение истории происхождения традиционных видов декоративноприкладного искусства и освоение основных приемов различных видов
декоративно-прикладного творчества.
2. Изучение традиционных видов северных ремёсел.
Развивающие:
1. Способствовать активизации у учащихся творческого воображения,
конструктивного мышления, изобретательности.
2. Развитие интереса к культуре Русского Севера, к истокам народного
творчества и к традиционным народным ремёслам.
Воспитательные:
1. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся.
2. Воспитание ответственности, чувства патриотизма и самостоятельности.
Новизна программы состоит в том, что содержание нацелено на
приобщение учащихся к разным видам декоративно-прикладного творчества.
У детей происходит постепенное знакомство с традиционными северными
ремёслами, и как итог, использование элементов и техник народных ремесел
в создании своих авторских современных изделий.
Отличительная особенность.
Программа отличается от аналогичных программ художественной
направленности по следующим факторам:
1.
По содержанию и формам реализации программы.
2.
Возможностью
выбора
своего
индивидуального
образовательного маршрута.
Учащиеся, изучая основные приёмы работы с различными
материалами, различные виды декоративно-прикладного творчества,
постепенно подходят к осмысленному изучению наших традиционных видов
северных ремёсел.
Адресат программы, характеристика учащихся. Возраст детей
третьего года обучения от 7 до 17 лет. Набор и формирование групп
осуществляется по итогам 2-го года обучения. Те дети, которые успешно
освоили программу 2-го года обучения, переходят на 3-й год обучения в
несколько одновозрастных групп, но могут обучаться дети и в
разновозрастных группах. Минимальное количество учащихся - 10,
максимальное – 15 человек.
Характеристика учащихся.
С 7 лет дети с удовольствием фантазируют, активно стремятся к
познанию окружающей действительности, проявляют любознательность.
7

Ведущая деятельность детей младшего школьного возраста 7-11 лет —
учение. Обучение младшего школьника выступает как важная общественная
деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе
деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и
навыки по декоративно-прикладному творчеству, но и учится ставить перед
собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения
знаний, контролировать и оценивать свои действия. Учащиеся этого возраста
способны выстраивать внутренний план действий и на рефлексию. Так же
дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать
имеющиеся творческие способности, при выполнении работ.
Подростки от 11-12 до 14-15 лет испытывают переход от детства к
юности. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка
обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка.
Появляется чувство взрослости, стремление к самостоятельности,
пробуждение определенных романтических чувств, стремление к
самообразованию, самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию,
полная определенность склонностей и профессиональных интересов.
Основная деятельность подростков — учёба. Это всё может проявляется в их
творческих работах и при взаимодействии друг с другом в группе. Знание
особенностей характера подростка необходимо для налаживания отношений
с подростками в группах.
В раннем юношеском возрасте начиная с 15 лет происходит
становление личности и формирование индивидуальности. Самоопределение
– личностное, профессиональное, социальное, духовное и практическое –
является основной задачей возрастного развития в данный период жизни. В
этот период происходит профессиональное самоопределение – это
оформление образа будущей профессиональной деятельности и обретение
психологической и технологической готовности к ней. Учебнопрофессиональная деятельность признается ведущей в этот период,
происходит ориентация на результат. Юношей интересует не столько сама
информация, сколько способы ее получения и обработки, поскольку они
стремятся к развитию у себя креативных способностей, умений
анализировать существующие решения и научные подходы, критически их
осмысливать. При работе с учащимися данного возраста делается акцент на
проектную, исследовательскую работу и на профориентацию. Ведущая
деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе
которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы,
самосознание, мечта и идеалы. Особое значение в юношеском возрасте
8

приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение
и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.
Очень важное значение для профориентации имеют такие формы занятий как
экскурсии на предприятие Народных художественных промыслов, встреча с
мастерами и мастер-классы.
Сроки и этапы реализации данной программы – 3 года обучения, 36
учебных недель.
1 модуль – 16 недель, 32 академических часа в год;
2 модуль – 20 недель, 40 академических часов в год.
Объём программы: 72 академических часа в год (216 часов за 3 года
обучения).
Содержание раскрывается в следующих формах занятий:
- получение теоретических знаний;
- практические занятия;
- беседы и творческие встречи с мастерами;
- самостоятельная работа с литературой;
- подготовка к конкурсам (коллективно и индивидуально);
подготовка
творческо-литературных,
реферативных
и
исследовательских работ учащимися под руководством педагога;
- анализ работ учащихся.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа или 2 раза в
неделю по 1 академическому часу. 1 академический час – 45 мин.
Образовательный
процесс
обучения
декоративно-прикладному
творчеству строится на основе реализации следующих принципов:
 сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности;
 учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
 включения детей в активную творческую деятельность;
 актуализации в процессе познания региональных культурных
ценностей;
 опоры на чувственно-эмоциональную сферу ребенка;
 интеграции общечеловеческих ценностей в содержании образования и
воспитания;
 вовлечения детей в творческую преобразующую деятельность,
дающую возможность для самовыражения личности;
 использования положительной мотивации на осознанное овладение
системой знаний, умений, навыков;

9

 использования
деятельностно-практических
стимулов:
игра,
соревнование и словестно-деятельностных: эмоционально-образный,
проблемно-поисковый, общественно-оценочный;
 обеспечения последовательного развития личности ребёнка.
В работе с детьми используются следующие образовательные
технологии:
обучение в сотрудничестве – совместная развивающая деятельность, в
группе, команде, взаимозависимость и взаимопомощь членов группы; личная
ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи
группы;
технология использования в обучении игровых методов взаимодействие педагога и учащихся в игровой форме через реализацию
определенного сюжета (игры, сказки, делового общения). При реализации
программы используются занимательные, деловые, ролевые игры. Игра –
сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя социально
контролируемые процессы воздействия их на становление личности,
усвоение знаний, духовных ценностей, характерных обществу;
здоровьесберегающая технология – эта технология предполагает
использование форм и методов обучения, учитывая возрастные возможности
младшего школьника и особенности здоровья учащихся объединения;
позволяет во время занятия распределить различные виды заданий,
чередовать умственную деятельность с физкультминутками;
ИКТ-технология - использование ИКТ оказывает эмоциональное
воздействие на учащихся, позволяет глубже осваивать материал; позволяет
усовершенствовать учебный процесс, решает не только социокультурные, но
и дидактические задачи.
Система
инновационной
оценки
«портфолио»:
способ
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений
школьника в определенный период его обучения. В творческом объединении
«Радушенька» ведется портфолио работ - собрание различных
интеллектуальных, творческих достижений учащихся.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы:
Нормативно-правовое обоснование программы

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции).

10

2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №
467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение от 4.09.2014 № 1726 – p).
4.
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
5.
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
(приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816).
6.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного
профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Методические рекомендации по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства
просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06)
8.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
9.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление
главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22
10. Регламент независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и
науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11. Устав МБУ ДО «СДДТ»
12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО
«СДДТ».
13. Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
14. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе.

11

2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
Название раздела
1
1 модуль «Традиционные виды декоративноприкладного творчества»
2
2 модуль «Традиция и современность»
Итого часов
Итого часов по программе (объём программы)

№

Разделы

Всего часов
32
40
72
216

2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятия 2 раза в неделю по 1 часу
Формы
Количество часов
Всего

Теория Практика

аттестации\
контроля

1 модуль «Традиционные виды декоративно-прикладного творчества»
1 Вводное занятие
1
1
Инструктаж по ОТ и
ПП
2 Северные ремёсла и
2
1
1
Итоговые занятия по
промыслы
каждому разделу
3 Тайны древнего
орнамента
4 Глиняная игрушка

2

1

1

12

2

10

5 Вышивка

8

1

7

6 Традиционная
(обрядовая) кукла
7 Итоговое занятие

6

1

5

1

1

-

32

8

24

Итого

2 модуль «Традиция и современность»
1 Вводное занятие
1
1

-

2 Художественная
обработка бересты
3 Народная живопись

10

2

8

10

2

8

4 Ручное ткачество и
плетение поясов

6

1

5

Промежуточная
аттестация по итогам
изучения 1 модуля в
форме презентации
проектов «Мы народ
мастеровой»

Инструктаж по ОТ и
ПП
Итоговые занятия по
каждому разделу

12

5 Лоскутное шитьё

6

1

5

6 Подготовка к
выставкам,
конкурсам,
праздникам
7 Итоговое занятие

6

1

5

Выставки

1

1

-

Промежуточная
аттестация по итогам
изучения 2 модуля в
форме самопрезентации «Ямастер»

40

9

31

72

17

55

Итого
Итого по программе

Занятия по 2 часа 1 раз в неделю
Количество часов

Формы
№
Разделы
аттестации\
Всего Теория Практика
контроля
1 модуль «Традиционные виды декоративно-прикладного творчества»
1 Вводное занятие
2
2
Инструктаж по ОТ и
ПП
2 Северные ремёсла и
2
1
1
Итоговые занятия по
промыслы
каждому разделу
3 Тайны древнего
2
1
1
орнамента
4 Глиняная игрушка
10
2
8
5 Вышивка

8

1

7

6 Традиционная
(обрядовая) кукла
7 Итоговое занятие

6

1

5

2

2

32

10

Итого

2 модуль «Традиция и современность»
1 Вводное занятие
2
1
2 Художественная
обработка бересты

10

2

Промежуточная
аттестация по итогам
изучения 1 модуля в
форме презентации
проектов «Мы народ
мастеровой»
22
1
8

Инструктаж по ОТ и
ПП
Итоговые занятия по
каждому разделу
13

3 Народная живопись

10

2

8

4 Ручное ткачество и
плетение поясов
5 Лоскутное шитьё

6

1

4

4

1

4

6 Подготовка к

6

1

5

7 Итоговое занятие

2

2

40

10

30

72

20

52

выставкам,
конкурсам,
праздникам

Итого
Итого по программе

Выставки

Промежуточная
аттестация по итогам
изучения 2 модуля в
форме само
презентации «Ямастер»

2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 модуль
«Традиционные виды декоративно-прикладного творчества»
Раздел
Основная задача теория
практика
1. Вводное
Ознакомительная Цели и задачи 3
Сбор
занятие
года обучения.
информации у
Расписание.
детей
Требования к
детям по ОТ
2. Северные
Дать
Беседа о мужских
ремёсла и
представление о
и женских
промыслы
традиционных
северных
мужских и
ремёслах, их
женских
особенностях и
северных
распространении
ремёслах
на Русском
Севере
3. Тайны
Дать
Беседа об
древнего
представление о
элементах
орнамента
традиционном
традиционного
северном
северного
орнаменте
орнамента и их
значении для
человека
14

4. Глиняная
игрушка

Познакомить с
каргопольской и
самовской
глиняной
игрушкой

5. Вышивка

Познакомить с
традиционной
северной
вышивкой

6. Традиционная Дать
(обрядовая)
представление о
кукла
технологических
приёмах работы с
текстильными
материалами.

7. Итоговое
занятие.

Раздел
1. Вводное
занятие

2.

Подведение
итогов за
полугодие

Беседа об
истории
возникновения
ремесла,
основных
центрах, истоках
художественных
образов и
мастерах –
игрушечниках
Беседа об
истории ремесла,
художественных
особенностях
северной
вышивки и
мастерицах
Беседа «История
куклы-закрутки»
Знакомство с
технологическим
и приёмами
выполнения
аппликации из
нитей и ткани и
художественной
оплётки готовых
форм.

Изготовление
традиционных
северных
игрушек из
глины: конь,
полкан и
свистульки

Изготовление
образцов
традиционной
северной
вышивки.
Самостоятельна
я творческая
работа
Выполнение
аппликации из
цельных,
распущенных и
скрученных
нитей и из
жатой ткани.
Изготовление
рамочек,
используя
оплётку и
игрушек из
лоскутков и
ниток.
Выполнение
контрольных
практических
заданий

Выявление
знаний, умений,
навыков детей
через конкурсы,
игры, викторины.
2 модуль «Традиция и современность»
Основная задача теория
практика
Ознакомительная Цели и задачи.
Правильная
Расписание.
организация
Требования к
рабочего места
детям по ОТ
Дать
Беседы о
Изготовление

15

Художественная представление о
обработка
традиционных
бересты
технологических
приёмах работы с
берестой

3. Народная
живопись

Познакомить с
народной
живописью
Русского Севера

4. Ручное
ткачество и
плетение поясов

Дать
представление о
технологических
приёмах ручного
ткачества и
плетении поясов

5. Лоскутное
шитьё

Дать
представление о
традиционных
технологических
приёмах
северного
лоскутного
шитья.

мастерах и
истории ремесла,
правилах
заготовки,
обработки и
хранения
бересты.
Знакомство с
традиционными
технологическим
и приемами
художественной
обработки
бересты
Беседа об
истории
промысла,
художественных
особенностях
северной росписи
и мастерах
Беседа об
истории
возникновения
промысла,
мастерах,
художественных
особенностях
северного
ткачества и
символике
поясов, обрядах и
обычаях,
связанных с
поясом
Беседа об
истории
возникновения
промысла,
мастерах,
художественных
особенностях и
символике
северных

работ из
берестяного
пласта, плетение
и
конструировани
е традиционных
изделий из
бересты.
Самостоятельна
я творческая
работа

Изготовление
образцов
северной
росписи.
Самостоятельна
я творческая
работа
Изготовление
тканого полотна
и образцов
поясов,
плетёных на
спице, на
рогатке и на
дощечках

Изготовление
образцов
традиционного
лоскутного
шитья.
Самостоятельна
я творческая
работа
16

6. Подготовка к
выставкам,
конкурсам,
праздникам
7. Итоговое
занятие

лоскутных
орнаментов
Выявление
Беседа об
способностей и
истории
показ достижений праздника о цели
детей
и значении
выставки и
конкурса
Подведение
Выявление
итогов за год
знаний, умений,
навыков детей
через конкурсы,
игры, викторины

Подготовка
работ к
конкурсам,
выставкам и
праздникам
Выполнение
контрольных
практических
заданий

17

2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В результате освоения программы дети 3-го года обучения будут знать и
уметь:
Основные
Необходимо
Раздел
термины и
Необходимо знать
уметь
понятия
1. Северные
- ремесло
мужские и женские,
ремёсла и
- промысел
северные ремёсла и
промыслы
промыслы,
бытовавшие в
нашем регионе и
краткую их
характеристику
2. Тайны
- орнамент
особенности
составлять
древнего
- ритм
северного
орнамент,
орнамента
орнамента и
правильно и
значение элементов аккуратно его
орнамента
изображать
3. Глиняная
- глина
имена мастеровлепить из
игрушка
- керамика
игрушечников.
глины
Развитие промысла. традиционные
Основные
игрушки (конь,
технологические
полкан,
приёмы по
барыня,
изготовлению
свистулька) и
традиционных
оформлять их
игрушек
орнаментом
4. Вышивка
- вышивка
имена мастерицвышивать
- узор
вышивальщиц.
традиционным
Развитие промысла. и
Основные
технологически
технологические
ми приёмами
приёмы
традиционной
вышивки
5. Традиционная - куклаимена мастерицизготавливать
(обрядовая)
стригушка
кукольниц.
кукол в
кукла
- кукла-Развитие промысла. народных
столбушка
Основные
костюмах, а
- куклатехнологические
также кукол к
перевёртыш
приёмы
праздникам
изготовления
русского
кукол. Особенности народного
18

народного костюма. календаря
6.
Художественная
обработка
бересты

лычки, пласт,
чечевички,
латка, пестерь,
шаркунок,
очелье

7. Народная
живопись

- роспись
- композиция

8. Ручное
ткачество и
плетение поясов

- ткань
- пояс
- символика

9. Лоскутное
шитьё

- лоскутное
шитьё

имена мастеровберестянщиков,
историю промысла,
правила заготовки,
хранения и
обработки бересты,
технологические
приемы работы с
берестой
имена мастеров
северной росписи,
виды росписи,
историю промысла,
технологические
приёмы северных
росписей

имена мастерицткачих, историю
промысла и
технологические
приёмы
имена мастерицлоскутниц, историю
промысла и
технологические
приёмы

обрабатывать
бересту, плести
изделия из
лычек и
полотна, делать
изделия из
отдельных
частей и пласта
различать
северные
росписи,
изображать
основные
элементы,
наносить
роспись на
дерево и
бересту
ткать полотно,
плести пояса
различными
способами

подбирать
лоскутки по
цвету,
составлять
традиционные
лоскутные
узоры,
соединять
лоскутки
вручную и на
швейной
машине
Структура программы состоит из двух образовательных блоков: теории
(30%) и практики (70%). Все образовательные блоки предусматривают не
только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностнопрактического опыта.

19

Формы проверки планируемых результатов
Согласно Положению МБУ ДО «СДДТ» (принятого 24.09.2014, протокол
Педагогического Совета № 1, приказ директора № 123 от 24.09.2014) «О
формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся», а также, с целью контроля и оценки
достижений учащихся, разработаны система текущего контроля,
инструментарий КИМ по основным разделам программы, протоколы
фиксации результатов (см. раздел «Оценочные материалы»). Результаты
обучения по данной программе достигаются по каждому разделу программы.
В планирование содержания включены итоговые задания, которые
проводятся в конце изучения каждого раздела. Особое внимание в программе
уделяется проектно-исследовательской деятельности, для выявления
одарённых и талантливых детей.
Возможные формы подведения итогов: контрольный опрос,
анкетирование, проверка качества практических работ, выставки, участие и
победы в конкурсах, фестивалях и учебно-исследовательских конференциях.

20

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Занятия по 1 часу 2 раза в неделю
N Месяц Часы
Тема
Форма
Форма
п/п неделя
занятия
занятия
контроля/результат
1 модуль «Традиционные виды декоративно-прикладного творчества»
1 Сентябрь
1
Вводное занятие
беседа
Инструктаж по ОТ
2 неделя
и ПП
2 3 неделя
2 Северные
Беседа и игра
Ответы на вопросы
ремёсла и
викторины
промыслы
3 4 неделя
2
Тайна древнего
Беседа
Зарисовки
орнамента
орнаментов по
образцу
4 Октябрь
2 Глиняная
Беседа и
Ответы викторины
5 неделя
игрушка. История практическая
промысла
работа
5 6 неделя
2 Свистулька
Практическая
Выставка работ
работа
6 7 неделя
2 Полкан
Практическая
Выставка работ
работа
7 8 неделя
2 Сюжет
Практическая
Выставка работ
работа и беседа
8 9 неделя
2 Роспись сюжета
Практическая
Выставка работ
работа и беседа
9 Ноябрь
2 Итоговое занятие Практическая
самостоятельная
10 неделя
по разделу
работа и
творческая работа и
«Глиняная
викторина
выставка работ
игрушка»
10 11 неделя
2 Вышивка.
Беседа и
Выставка работ
История и
основные виды
основные виды
северных швов
швов.
11 12 неделя
2 Кулон
Практическая
Выставка работ
работа
12 13 неделя
2 Салфетка
Беседа и
Выставка работ
практическая
работа
13 Декабрь
2 Итоговое занятие Практическая
Самостоятельная
14 неделя
по разделу
работа и
творческая работа,
«Вышивка»
викторина
выставка работ и
ответы викторины
14 15 неделя
2 Традиционная
Беседа и игра
Ролевая игра
21

15 16 неделя

2

16 17 неделя

2

17 18 неделя

1

18 Январь
19 неделя
19 20 неделя

20 21 неделя
21 Февраль
22 неделя
22 23 неделя
23 24 неделя

24 25 неделя
25 Март
26 неделя
26 27 неделя

(обрядовая)
кукла. История и
виды.
Кукла в северном
костюме
Итоговое занятие
по разделу
«Традиционная
(обрядовая)
кукла»
Итоговое занятие

Практическая
работа
Практическая
работа и
викторина

Выставка работ
самостоятельная
творческая работа,
выставка и игра

Занятие-игра
«Мы народ
мастеровой»

Промежуточная
аттестация по
итогам изучения 1
модуля
2 модуль «Традиции и современность»
1 Вводное занятие беседа
Инструктаж по ОТ
и ПП
2 Художественная
Беседа и
Выставка работ,
обработка
практическая проверка качества
бересты. История
работа
промысла.
Простейшие
изделия.
2 Плетение очелья Практическая Выставка изделий
из бересты
работа
из бересты
2 Плетёные
Практическая Выставка изделий
лапоточки
из
работа
из бересты
бересты
2 Шаркунки
из Практическая Выставка изделий
бересты
работа
из бересты
2 Плетение
Практическое
самостоятельная
«Солонка».
занятие и
творческая работа,
Итоговое занятие викторина
выставка и игра
по
разделу
«Художественная
обработка
бересты»
2 Народная
Беседа и
Знание элементов
живопись
практическая
10 северных
работа
росписей
2 СвободноПрактическая Качество росписи
кистевые росписи
работа
2 Графические
Практическая Качество росписи
росписи
работа
22

27 28 неделя

2

28 29 неделя

2

29 Апрель
30 неделя

2

30 31 неделя

2

31 32 неделя

2

32 33 неделя

2

33 34 неделя

2

34 Май
35 неделя

2

35 36 неделя

2

36 37 неделя

2

37 38 неделя

2

38 39 неделя

1

Роспись в
Практическая Качество росписи
украшении
работа
одежды
Итоговое занятие Практическая
самостоятельная
по разделу
работа и игра творческая работа и
«Народная
выставка
живопись»
Ручное ткачество
Беседа,
Выставка работ и
и плетение
викторина и
правильность
поясов. История
практическая ответов на вопросы
ремесла
работа
Плетение пояса
Практическая
соревнование
на дощечках
работа-игра
Итоговое занятие Практическая
самостоятельная
по разделу
работа, игра
творческая работа,
«Ручное
выставка, проверка
ткачество и
качества работ
плетение поясов»
Лоскутное
Беседа и
Проверка качества
шитьё. История
практическая
работ
ремесла
работа
Брошка на
Практическая Проверка качества
основе
работа
работы
Архангельского
кругляша
Проект.
Практическая
самостоятельная
Итоговое занятие проверочная творческая работа и
по разделу
работа
выставка работ
«Лоскутное
шитьё»
Подготовка
Беседа и
Проверка качества
открытки и
практическая
работ, вручение и
подарка ко Дню
творческая отправка подарков и
Победы
работа
открыток
Подготовка
Беседа и
самостоятельная
открытки и
практическая творческая работа
подарка на День
работа
семьи
Подготовка работ Самостоятельная Проверка качества
к итоговой
практическая
работ
выставке
работа
Итоговое занятие Защита проекта
Аттестация по
«Я – мастер» итогам изучения 2
модуля
23

Занятия 1 раз в неделю по 2 часа
N Месяц Часы
Тема
Форма
Форма контроля/
п/п неделя
занятия
занятия
результат
1 модуль «Традиционные виды декоративно-прикладного творчества»
1 Сентябрь 2 Вводное занятие
беседа
Инструктаж по
2 неделя
ОТ и ПП
2 3 неделя
2 Северные ремёсла и Беседа и игра
Ответы на
промыслы
вопросы
викторины
Зарисовка
3 4 неделя
2 Тайна древнего
Беседа
орнаментов
по
орнамента
образцам

4 Октябрь
5 неделя

2

Глиняная игрушка.
История промысла

5 6 неделя

2

Свистулька

6 7 неделя

2

Полкан

7 8 неделя

2

Сюжет

8 9 неделя

2

Итоговое занятие
по разделу
«Глиняная
игрушка»

9 Ноябрь
10
неделя
10 11
неделя
11 12
неделя

2

2

Вышивка. История
и основные виды
швов.
Кулон

2

Салфетка

12 13
неделя

2

Итоговое занятие
по разделу
«Вышивка».

13 Декабрь
14
неделя

2

Традиционная
(обрядовая) кукла.
История и виды.

Беседа и
практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа и беседа
Практическая
работа и
викторина

Беседа и
основные виды
северных швов
Практическая
работа
Беседа и
практическая
работа
Практическая
работа и
викторина
Беседа и игра

Ответы
викторины
Выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
самостоятельная
творческая
работа,
выставка работ и
проверка
правильности
ответов
выставка работ
Выставка работ
Выставка работ
Самостоятельная
творческая
работа,
выставка работ и
ответы викторины
Ролевая игра

24

14 15
неделя
15 16
неделя

16 17
неделя

17 Январь
19
неделя
18 20
неделя

2

Кукла в северном
костюме
Итоговое занятие
по разделу
«Традиционная
(обрядовая) кукла»
Итоговое занятие

Практическая
работа
Практическая
работа и
викторина

Выставка работ

самостоятельная
творческая
работа, выставка и
игра
2
Занятие –игра
Промежуточная
«Мы народ
аттестация по
мастеровой» итогам изучения 1
модуля
2 модуль «Традиции и современность»
2 Вводное занятие
беседа
Инструктаж по
ОТ и ПП
2

2

19 21
неделя
20 Февраль
22
неделя
21 23
неделя

2

22 24
неделя

2

23 25
неделя

2

24 Март
26
неделя
25 27
неделя
26 28
неделя
27 29

2

2

2

2
2
2

Художественная
Беседа и
Выставка работ,
обработка бересты. практическая проверка качества
История промысла.
работа
Простейшие
изделия.
Плетение очелья из Практическая
Выставка изделий
бересты
работа
из бересты
Плетёные
Плетение очелья Выставка изделий
лапоточки из
из бересты
из бересты
бересты
Шаркунки из
Плетёные
Выставка изделий
бересты
лапоточки из
из бересты
бересты
Плетение
Шаркунки из
самостоятельная
«Солонка».
бересты
творческая
Итоговое занятие
работа, выставка и
по
разделу
игра
«Художественная
обработка бересты»
Народная живопись
Беседа и
Знание элементов
практическая
10 северных
работа
росписей
Свободно-кистевые Практическая Качество росписи
росписи
работа
Графические
росписи
Роспись
в
украшении одежды
Итоговое занятие

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая

Качество росписи
Качество росписи
Самостоятельная
25

неделя
28 Апрель
30
неделя

2

29 31
неделя
30 32
неделя

2

31 33
неделя

2

32 34
неделя

2

33 Май
35
неделя

2

34 36
неделя

2

35 37
неделя
36 38
неделя

2

2

2

по
разделу работа и игра творческая работа
«Народная
и выставка
живопись»
Ручное ткачество и Беседа, викторина Выставка работ и
плетение
поясов. и практическая
правильность
История ремесла.
работа
ответов на
вопросы
Плетение пояса на Практическая
Соревнование
дощечках
работа-игра
Итоговое занятие
Практическая Самостоятельная
по разделу «Ручное
работа, игра
творческая
ткачество и
работа, выставка,
плетение поясов»
проверка качества
работ
Лоскутное шитьё.
Беседа и
Проверка качества
История ремесла.
практическая
работ
работа
Брошка на основе
Практическая Самостоятельная
Архангельского
работа. Викторина
творческая
кругляша. Итоговое
работа, проверка
занятие по разделу.
качества
практической
работы
Подготовка
Самостоятельная
Проверка
открыток и
творческая работа качества подарков
подарков ко Дню
и открыток,
Победы
отправка и
вручение
Подготовка
Самостоятельная Самостоятельная
открыток и
творческая работа творческая работа
подарков ко Дню
семьи
Подготовка работ к Самостоятельная
Итоговая
итоговой выставке творческая работа выставка работ
Итоговое занятие Защита проекта
Аттестация по
«Я - мастер»
итогам изучения 2
модуля и всего
курса обучения по
программе

26

3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся занимающихся по программе творческого
объединения
«Ралушенька» проводится
в учебном
году
2 раза:
промежуточная по итогам изучения 1 модуля, промежуточная по итогам
изучения 2 модуля.
Сроки проведения аттестации: декабрь, май.
Формы проведения аттестации: контрольный опрос, анкетирование,
проверка качества практических работ, выставки, участие и победы в
конкурсах, фестивалях и учебно-исследовательских конференциях.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом,
чтобы можно было определить:
насколько
достигнуты
каждым
учащимся планируемые
результаты определяемые
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программой;
- полнота выполнения программы и каждого модуля;
- обоснованность перевода учащегося на следующий этап обучения.
Результаты
аттестации
заносятся
в
Протокол
фиксации
образовательных
результатов
освоения
программы
за
полугодие/ год, сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации.
Система оценивания – без отметочная.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также, с
целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика
определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и
Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная
конкретно к творческому объединению «Радушенька». Разработан
инструментарий по модулям, а также система текущего контроля и
протоколы фиксации результатов.
Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
- Теоретические знания (по основным разделам учебного плана
программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям
- Владение специальной терминологией - осмысленность и
правильность использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
- Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной
общеразвивающей программой (по основным разделам учебного плана) соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям
- Творческие навыки - креативность в выполнении практических
заданий.
27

Система текущего контроля
Текущий
контроль
успеваемости
учащихся
по
программе
осуществляется по каждой изученной теме.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента
учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала,
используемых им образовательных технологий и др. и заносится в учебнотематический план деятельности творческого объединения, графа «Форма
аттестации (контроля)» по каждому разделу, календарный учебный график,
графа «Формы контроля» по каждому занятию.
Содержание материала контроля определяется педагогом на основании
содержания программного материала.
Вид контроля
Сроки проведения
Формы контроля
контрольных
мероприятий
Входящий
Перед изучением
Анкетирование
каждого модуля
Текущий
На каждом занятии
Наблюдение, проверка
качества практических работ,
зачётное задание
Итоговый
В конце изучения
Контрольный опрос,
каждого модуля
анкетирование, выставки,
проект, итоговая работа,
персональная выставка, график
достижений, портфолио
участия в конкурсах и др.

Повторно
аттестован

Не
аттестован

Н С В Н С В Н С В Н С В Н СВ

Результаты аттестации
по итогам изучения 1
модуля

Аттестован

Творческие
навыки

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Практические
умения и навыки

Владение
специальной
терминологией

Теоретические
знания

ФИО

№ п/п

возраст

Протокол фиксации образовательных результатов освоения
программы за полугодие/ год

1
2

28

Владени

Владени
е
Практи
е
Творч
специаль
Теорети
ческие
специаль
ным еские Результаты аттестации по итогам
ческие
умения оборудо
ной
навык
изучения 2 модуля
знания
и
ванием и и
термино
Ф
навыки оснащен
№
возр
логией
ИО
ием
п/п
аст

Переведён на Полно
следующий эта стью
Повто
С В Аттест Не рно п обучения освоил
аттест
Н С В Н С В Н С В Н С ВН
програ
ован
аттест
ован
мму
ован

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся,
занимающихся по программе творческого объединения «Радушенька»
Года Количес Количество
Количество
обучен тво
учащихся прош учащихся име
ия
учащихс едших
ющих
я по
промежуточную академическу
годам аттестацию
ю
обучени (данные за
задолженност
я
полугодие и
ь (не
год)
прошедших
аттестацию)
(данные за
полугодие и
год)
1
модуль

Количество
Количест Количество
учащихся прош во
учащихся полн
едших
учащихся, остью
промежуточную переведён освоивших
аттестацию
ных на
дополнительну
повторно
следующи ю
(данные за
й год
общеразвиваю
полугодие и
обучения щую
год)
(данные программу
на конец (выпускники)
года)
(данные на
конец года)

2
модуль

29

3.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке
образовательных результатов освоения 1 модуля
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Уровни освоения программы.
Разделы
Показатели/
Низкий
Средний
Высокий
учебного
критерии
(Н)
(С)
(В)
плана
0-2 балла
3-4 балла
5-6 баллов
Теоретическая подготовка учащегося
Северные ремёсла Овладение
Овладение ½
Освоение
1.1
и промыслы
менее
чем
25%
объёма
практически
Теоретические
Тайны древнего
знания. соответст орнамента
объёма
знаний, предусмотре всего объёма знаний,
Глиняная
вие теоретических игрушка
знаний,
нных программой
предусмотренных
Вышивка
знаний
предусмотрен
программой за
Традиционная
программным
ных
конкретный период
(обрядовая) кукла
требованиям
программой
Северные ремёсла
Не знает
Знает специальные Специальные термины
1.2 Владение
и промыслы
специальных
термины, при
употребляет осознанспециальной
Тайны древнего
орнамента.
терминов,
употреблении
сочетает
но и в полном
терминологией. Глиняная
в речи их не
специальную
соответствии с их
осмысленность и игрушка
употребляет.
терминологию с
содержанием
Вышивка
правильность
Традиционная
бытовой
использования
(обрядовая) кукла
специальной
терминологией.
Практическая подготовка учащегося
Северные
ремёсла
Не
Овладение ½
Овладение
2.1 Практические и промыслы
предусмотренных
практически всеми
умения и
Тайны древнего овладел умения
орнамента.
ми
и
умений
и
навыков,
умениями
навыки.
Глиняная
навыками,
пред
выполнение
операций
с
и
навыками,
соответствие
игрушка
усмотренными
помощью
педагога
предусмотренными
Вышивка
практических
Традиционная
программой
программой за
умений и навыков (обрядовая)
конкретный период.
программным
кукла
Выполнение
требованиям
практических операций
2.2 Владение
специальным
оборудованием и
оснащением/
отсутствие
затруднений в
использование
специального
оборудования и
оснащения

Северные ремёсла
и промыслы
Тайны древнего
орнамента.
Глиняная
игрушка
Вышивка
Традиционная
(обрядовая) кукла

2.3 Творческие
навыки/
креативность в
выполнении
практических
заданий.

Северные ремёсла
и промыслы
Тайны древнего
орнамента.
Глиняная
игрушка
Вышивка
Традиционная
(обрядовая)

самостоятельно.
Ребёнок
Ребёнок уверенно рабо Ребенок уверенно рабо
неуверенно
тает инструментами с тает инструментами,
держит
помощью педагога
самостоятельно, почти
инструменты в
не испытывает
руках, работает
затруднений.
помощью
педагога

Не может
выполнить
простейшие
практические
задания
педагога.

Самостоятельно
выполняет
практические задания
на основе образца.

Осуществляет
достаточный
творческий подход в
выполнении
практических заданий.

кукла

30

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке
образовательных результатов освоения 2 модуля
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Уровни освоения программы.
Разделы
Показатели/
Низкий
Средний
Высокий
учебного
критерии
(Н)
(С)
(В)
плана
0-2 балла
3-4 балла
5-6 баллов
Теоретическая подготовка учащегося
Художественная
Овладение
Овладение ½
Освоение
1.1
обработка
менее чем 25%
объёма
практически
Теоретические бересты
знания. соответ Народная
объёма знаний, знаний, предусмотр всего объёма знаний,
живопись
ствие
предусмотренны енных программой предусмотренных
Ручное ткачество
теоретических и плетение
х программой
программой за
знаний
конкретный период
поясов
программным Лоскутное шитьё
требованиям
Не знает
Знает специальные Специальные термины
1.2 Владение Художественная
обработка
специальных
термины, при
употребляет осознанспециальной бересты
терминов,
в
речи
употреблении
но и в полном
терминологией Народная
их
не
употребляет.
сочетает
специальную
соответствии
с их
живопись
/осмысленность
Ручное ткачество
терминологию с
содержанием
и правильность и плетение
бытовой
использования поясов
специальной
Лоскутное шитьё
терминологией.
Практическая подготовка учащегося
Художественна
Не
Овладение ½
Овладение
2.1
я
обработка
овладел
умениями
предусмотренных
практически
всеми
Практические
бересты
и
умений
и
навыков,
умениями
умения и
Народная
навыками, предусм выполнение операций
и навыками,
навыки. соотве живопись
отренными
с помощью педагога
предусмотренными
тствие
Ручное
программой
программой за
практических ткачество и
конкретный
период.
плетение
умений и
Выполнение
поясов
навыков
практических операций
Лоскутное
программным шитьё
самостоятельно.
требованиям
2.2 Владение
специальным
оборудованием
и оснащением.
отсутствие
затруднений в
использование
специального
оборудования и
оснащения

Художественная
Ребёнок
Ребёнок уверенно
обработка
неуверенно держит работает инструмента
бересты
инструменты в
ми с помощью
Народная
руках,
работает
педагога
живопись
помощью
Ручное ткачество
и плетение
педагога
поясов
Лоскутное шитьё

Ребенок уверенно рабо
тает инструментами,
самостоятельно, почти
не испытывает
затруднений.

Не может
Самостоятельно
Осуществляет
2.3 Творческие Художественная
обработка
выполнить
выполняет
достаточный
навыки.
бересты
простейшие
практические
задания
творческий
подход в
креативность в Народная
практические
на
основе
образца.
выполнении
выполнении
живопись
практических заданий.
практических Ручное ткачество задания педагога.
и плетение
заданий.
поясов
Лоскутное шитьё

31

3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные
Наглядные
Практические
устное изложение
показ видеоматериалов, практическая работа
иллюстраций
беседа, объяснение
показ
педагогом тренинг
приемов
исполнения
анализ
наблюдение
Опыты
работа по образцу и др. Игра
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический,
диагностический и др.
Формы проведения занятий:
акция
круглый стол
Сбор
беседа
мастер-класс
сказка
викторина
наблюдение
творческая встреча
встреча с интересными
открытое занятие
творческая мастерская
людьми
ярмарка
праздник
творческий отчет
выставка
практическое
фестиваль
занятие
занятие-игра
презентация
экскурсия
защита проектов
конкурс
конференция
Дидактическое обеспечение программы:
- дидактический материал по темам программы (в папках): планы-конспекты
и наглядные пособия к занятиям, материалы по различным видам
декоративно-прикладного
творчества,
карточки
с
заданиями,
технологические и инструкционные карты, игры;
- наглядный материал: образцы работ;
- раздаточный материал: карточки, шаблоны и картинки для копирования;
- учебная литература, литература для родителей и педагога.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Форму занятий можно определить, как коллективно и индивидуальнотворческую деятельность детей. Занятия включают в себя организационную,
теоретическую и практическую части.
На занятии обучающиеся знакомятся с разными видами декоративноприкладного творчества. Освоение материала в основном происходит в
процессе практической творческой деятельности.
32

Важным условием приданию обучению проблемного характера является
подбор материалов для изучения. Каждый последующий этап должен
включать в себя какие-то новые, более сложные темы, задания, требующие
теоретического осмысления.
Такие методические приёмы, как «уход вперёд», «возвращение к
пройденному» придают объёмность «линейному», последовательному
изложению материала в данной программе, что способствует лучшему её
усвоению.
Полученные теоретические знания являются средством для достижения
главной цели обучения, основой для практических занятий. Методическим
принципом организации творческой практики детей выступает опора на
систему усложняющих творческих заданий. Например, если дети лепят
традиционную глиняную игрушку, то формой подведения итогов по разделу
будет самостоятельная творческая работа, где необходимо придумать свою
игрушку, но в то же время, соблюдая традиции.
Работая с тем или иным материалом, изучая произведения народных
мастеров, обучающиеся должны понимать, что же подразумевается под
термином «традиция». Они должны усвоить, что народное искусство – это
искусство многих поколений мастеров из народа. Их умение, передаваясь от
отцов к сыновьям, от матерей к дочерям, сохраняло его основу: сюжет,
особенности колорита в росписях, виды плетения при обработке бересты,
символика в вышивке и т.д. Эта повторяемость основных элементов в
искусстве и называется традицией. Но, обязательно должна быть связь
традиции с современностью.
Для эффективного обучения целесообразно использовать методы:
- репродуктивный;
- объяснительно-иллюстративный;
- дидактических игр.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой
деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с
содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на неё
извне путём создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству:
1. подбор увлекательных и посильных ребёнку творческих заданий;
2. проблемная ситуация;
3. разнообразие форм деятельности педагога и детей на занятии;
4. использование эвристических приёмов;
5. создание на занятиях доброжелательного психологического климата;
6. внимательное и бережное отношение к детскому творчеству;
7. индивидуальный подход.
Приём объяснения ребёнком собственных действий, а также приём
совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы с
33

педагогом или другими детьми при индивидуально-групповой форме
занятий, помогают расширить представление о средствах, способах,
возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют
развитию воображения, логики, мышления, коммуникативности.
Методический приём оценки и самооценки призван культивировать
чувство творческой неудовлетворённости, основанное на противоречии
между идеальным образом данной работы и её конкретным воплощением.
Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовому изделию с
целью его усовершенствования, и тем самым оно становится
психологической основой для развития художественных и познавательных
способностей.
Для преодоления трудностей, возникающих по ходу практической
работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на
формирование необходимых навыков. Так, например, для достижения
аккуратности и быстроты при нарезании берестяных ленточек,
рекомендуется сначала потренироваться нарезать ленточки из бумаги и
потренировать свой глазомер.
Значительно оживить занятие, придать ему характер творческого
соревнования можно с помощью введения игровых ситуаций. Например,
игра «Мозаика», где двум командам необходимо собрать мозаичную
картинку из отдельных частей мозаики, побеждает та команда, которая
сделает это быстро и правильно; подвижная игра «Поймай шарик», где дети
по очереди подбрасывают шарик, привязанный к стаканчику, и пытаются его
поймать, побеждает тот, кто быстрее всех поймает шарик в стаканчик; игра
«Туесок», помогающая выявить словарный запас детей и как у них развит
поэтический слух, детям необходимо «положить» в туесок всё, что
заканчивается на «ок», туесок идёт по кругу, кто не назвал слово, отдаёт
свою вещь, конце игры разыгрываются залоги, что кому делать, чтобы
получить обратно свою вещь; подвижная игра на ловкость рук
«Верёвочка», где дети стоят с противоположных сторон, держат палочку, к
которой привязана верёвочка с отметкой посередине и по команде начинают
наматывать верёвочку на палочку, побеждает тот, кто сделает это быстрее
всех; настольная игра – творческий конкурс «Мастер на все руки», в этой
игре задача детей – придумать поделку из одного или нескольких видов
материала, которые выпадут во время игры, используя клей, ножницы,
карандаш, линейку, циркуль, канцелярский нож, скотч, стек, нитки с
иголкой, дети по очереди кидают кубик, переставляя фишки по полю с
картинками, где нарисованы материалы для работы, побеждает тот, кто
придумает оригинальную и красивую вещь.
34

В значительной мере интерес ребёнка к занятиям формируется под
влиянием различных эстетических и художественных впечатлений. Поэтому
важной задачей является содействие в ознакомлении с творчеством мастеров,
в посещении художественных выставок, в организации экскурсий,
способствующих расширению кругозора.
И, наконец, необходимо всячески поощрять активность учащихся, их
участие в ярмарках, выставках, праздниках, фестивалях, конференциях и
конкурсах.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
может быть в форме игры-соревнования или творческого конкурса. В конце
каждого года готовиться большая выставка творческих работ.
Наиболее
эффективным
способом
взаимодействия
является
использование в учебном процессе информационных и коммуникационных
технологий.
Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет:
1. Сделать занятие наглядным, красочным, информативным;
2. Приблизить занятие к мировосприятию ребёнка - за счет
использования программ, облегчающих/обеспечивающих коммуникативный
уровень;
3. Использовать дифференцированный и личностно - ориентированный
подход к обучению;
4. Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между
учащимся и педагогом;
5. Активизировать познавательную деятельность учащегося;
6. Повысить мотивацию учащихся к получению новых знаний;
7. Развивать мышление и творческие способности учащихся.

35

3.5.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 2.4.4.3172-14.
2. Материально-технические условия:
- мебель: столы и стулья не менее чем на 16 учащихся, стеллажи для
методической литературы, литературы для обучающихся, экспонатов,
детских изделий, магнитная доска;
- стенд для информации и инструкция по охране труда;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы:
презентации, фильмы, музыка и др.;
техническое оборудование: мультимедийная установка, колонки;
3. Дидактические ресурсы:
- дидактический материал по темам программы (в папках): планы-конспекты
и наглядные пособия к занятиям, материалы по различным видам
декоративно-прикладного
творчества,
карточки
с
заданиями,
технологические и инструкционные карты, игры;
- наглядный материал: образцы работ;
- раздаточный материал: карточки, шаблоны и картинки для копирования;
- учебная литература, литература для родителей и педагога,
- инструменты: карандаши, ножницы, иглы для ручных работ, булавки,
ластики, линейки, фломастеры и кисти, циркули, канцелярские скрепки и
дырокол;
- расходный материал: ткани (сатин, фланель, шерсть и др.), набивочный
материал, картон, бумага, клей ПВА, цветной картон, использованные
пластиковые сосуды, бусины, бисер, пуговицы, тесьма, кружево, природные
материалы, пластилин, мука, соль, фольга и фантики, клеёнка и кожа, пустые
коробочки и баночки, плотная ткать, лоскутки, ленты, тесьма, шерстяные и
х/б нитки, шпагат, вата, проволока, краски и др.
4. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования
художественной направленности, соответствующий Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
05.05.2018 № 298н).
5. С возможностью использования дистанционных технологий, может
быть с использованием сетевой формы.
6. Индивидуальные образовательные маршруты предусмотрены для
учащихся с ОВЗ.

36

3.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Литература для педагога:
1.
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном
учебно-воспитательном процессе. - М.: Школьная Пресса, 2003.
2.
Бурчевский В.Н. Ремесло за плечами не виснет. – Архангельск:
ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006.
3.
Жемчугова П.П. Декоративно-прикладное искусство. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2006.
4.
Изделия из бересты. Практическое пособие. Составитель
Белякова Н.Е. СПб.: 2000.
5.
Комякина В.И. Методика организации уроков коллективного
творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. - М.:
Владос, 2002.
6.
Кузнецов Б.А. Не всяк с уменьем, всяк с ученьем. Архангельск,
2001.
7.
Скребцова Т.О. Солёное тесто: идеи для интерьера. Панно,
фоторамки, миниатюры. – Ростов н / Д.: Феникс, 2006.
8.
Тёткина Н.А. Вязаный пэчворк: Практическое пособие. – СПб.:
КОРОНА принт, 2000.
9.
Ускова Ф. Береста. Русское золото. – М.: Профиздат, 2007.
10. Федосеева В.К. Работа с берестой. Практическое пособие.
Каргополь, 2002.
11. Хананова И.Н. Солёное тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006.
Литература для учащихся:
1.

Бережнова Б. Амулеты. Талисманы. Фенечки. – М.: АСТ-ПРЕСС,

2000.
2.
Жемчугова П.П. Декоративно-прикладное искусство. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2006. – (Серия «Иллюстрированный словарик
школьника»).
3.
Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. М.: Ассоциация XXI век,
2003.
4.
Конышева Н.М. Умелые руки. М.: Ассоциация XXI век, 2002.
5.
Конышева Н.М.Чудесная мастерская. М.: Ассоциация XXI век,
2002.
6.
Лепка: фигурки из пластилина, глины, гипса и папье-маше. – М.:
Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. (Серия «Хочу всё знать»).
37

7.
Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. Самара, 2001.
8.
Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. Самара, 2002.
9.
Рукодельнице – СПб.: ООО «Издательство Тригон», 2004.
10. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль:
Академия развития, 2006.
11. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара, 2001.
12. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Самара, 2000.
13. Цирулик Н.А. Ручное творчество. Самара, 2000.
Литература для родителей:
1.
Артамонова Е.В. Украшения и сувениры из бисера. – М.: ЭКСМО
– ПРЕСС (Серия «Домашний очаг»), 2000.
2.
Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце,
небо и цветок. Ярославль: Академия развития, 2000.
3.
Панин Г.Л. Рукомесло. – Вельск, 2008.
Информационные интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Архангельский краеведческий музей
Библиотеки Архангельска
Вязание Дети
Изучаем народные ремесла, не выходя из дома
Культура.РФ
Музей «Малые Корелы»
Музей народных промыслов и ремёсел Приморья
МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (Архангельск)
Отдел краеведения "Русский Север". 1898
"ПОСЛЕ УРОКОВ": педагогам и родителям
Российский этнографический музей
Русская одежда|Традиции и современность
Северный морской музей

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».