Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » " С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А " ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол № 3 «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «СДДТ» _______________ А.Б. Данилова Приказ № 215 от «31» августа 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА «ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА ПЛЮС» социально-гуманитарной направленности Возраст учащихся: 12-18 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Тимофеева Виктория Юрьевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Архангельск Год разработки 2019 Год корректировки 2022 Содержание 1. Информационная карта ................................................................................ 3 2. Комплекс основных характеристик образования ..................................... 5 2.1. Пояснительная записка .............................................................................. 5 2.2. Учебный план ............................................................................................. 8 2.3. Учебно-тематический план ........................................................................ 9 2.4. Содержание программы ........................................................................... 10 2.5. Планируемые результаты и формы их проверки .................................... 12 3. Комплекс организационно-педагогических условий .............................. 13 3.1. Календарно-учебный график ................................................................... 13 3.2. Формы аттестации и оценка образовательных результатов .................. 16 3.3. Оценочные материалы ............................................................................. 21 3.4. Методическое обеспечение программы .................................................. 23 3.5. Условия реализации программы ............................................................. 24 3.6. Список информационных источников .................................................... 25 4. Тест входной диагностики (Приложение 1).............................................. 27 5. Понятийный аппарат программы (Приложение 2) ................................ 28 3 1. Информационная карта 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Образовательная программа (Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52)) Полное наименование Дополнительная общеобразовательная образовательной программы, в общеразвивающая программа детского рамках которой реализуется данная издательского центра «Интернет-журналистика» программа (услуга) (ознакомительный уровень) Год разработки 2019 Вид деятельности по программе Журналистика Направленность дополнительного Социально-гуманитарная образования Аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг) Указание на уровень сложности содержания программы (стартовый Ознакомительный уровень (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублённый)) Место реализации программы (фактический адрес оказания услуги; при реализации программы г. Архангельск, ул. Шабалина, д. 22, кв. 2 в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) Возрастная категория учащихся Обучающиеся в возрасте 12 – 18 лет (адресат программы) Указание на необходимость медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом Медицинского заключения не требуется спорта (для программ физкультурно-спортивной направленности) Указание на адаптированность Без адаптации. Для учащихся с ОВЗ программы для учащихся с ОВЗ предусмотрен индивидуальный образовательный (включая указание на вид маршрут (ИОМ) ограничений) Нормативный срок освоения программы (продолжительность 1 год обучения) Режим занятий, 1 раз в неделю, 2 часа, продолжительность продолжительность каждого занятия – 45 минут занятия Сведения о педагогических Тимофеева Виктория Юрьевна, педагог работниках, реализующих дополнительного образования первой Наименование программы (услуги) 4 программу (Фамилия имя отчество, квалификационной категории, соответствующий квалификационная категория, Профессиональному стандарту «Педагог образование, регалии) дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). Форма обучения по программе 15. Очная (очная, заочная, очно-заочная) Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с Объём – 72 академических часа; использованием/ без Очная форма – 72 академических часа. использования), по использованию Без использования дистанционных технологий. 16. сетевой формы (с использованием/ Без использования сетевой формы без использования), формам Групповая форма организации деятельности – 72 организации образовательной академических часа деятельности (групповая/ индивидуальная) Минимальное максимальное 17. число детей, учащихся в одной группе Минимальное – 10 чел. Максимальное – 15 человек 5 2. Комплекс основных характеристик программы 2.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского издательского центра «Интернет-журналистика» (далее – программа) имеет социальнопедагогическую направленность, реализуется в Детском издательском центре Соломбальского Дома детского творчества. Программа является дополнением к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Интернетжурналистика» (ознакомительный уровень» и реализуется за счет бюджетных средств. Новизна данной программы обусловлена тем, что в ее рамках учащиеся обучаются основам интернет-журналистики и отрабатывают полученные знания и навыки на практике, создавая контент городского школьного интернет-журнала «ШАГИ», т.е. получают профессиональные навыки будучи школьниками. Все авторы интернет-журнала «ШАГИ» – исключительно дети, что позволяет осуществить раннюю профессиональную ориентацию среди школьников. Дети обучаются работать с фактами, информацией, жанровыми формами, мультимедийными средствами, учатся находить подход в общении с людьми разного положения и статуса, изучают работу профессиональной журналистской редакции на собственном опыте, расширяют свои познания в сфере социальных процессов и отношений. Со дня создания Интернета прошло уже 50 лет. Современный мир невозможно представить без ежедневного доступа во всемирную сеть. С нескончаемым и необъятным потоком новостей и в целом информации сталкиваются не только взрослые, но и дети. Вычленить из окружающего нас информационного шума главное, важное и полезное, разобраться в значении происходящего вокруг, определить достоверность получаемой информации, не имея большого жизненного опыта, начитанности и специальных навыков детям крайне сложно. Актуальность программы заключается в том, что изучение интернетжурналистики и практика в интернет-журнале «ШАГИ» позволяет школьникам научиться ориентироваться в информационном интернет-пространстве, анализировать происходящие в мире, стране и городе события, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, умение формулировать и излагать свои мысли в текстовой форме. Возможность использования программы в других образовательных системах. Данная программа может быть использована как программа внеурочной деятельности в образовательных организациях, как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных загородных лагерях. Цель: познакомить с профессией журналиста через изучение интернетжурналистики и работу в городском школьном интернет-журнале «ШАГИ». Задачи: Образовательные: дать знания по жанрам художественной публицистики и аналитики; научить элементарным навыкам по сбору информации; познакомить с этапами создания журналистского материала для интернетиздания; отработать на практике написание материалов в различных жанрах; сформировать основные представления о специфике профессиональной и этической стороны журналистской деятельности; познакомить с работами профессиональных журналистов; познакомить с работой шеф-редактора издания; дать знания по редактированию материалов; научить анализировать явления и процессы в обществе; 6 научить анализировать просмотренный фильм, спектакль, книгу и другие произведения; научить складывать собственную позицию по какому-либо вопросу. Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков; способствовать развитию умения качественно работать в команде; способствовать развитию любознательности, точности, внимательности, умения логично мыслить и анализировать; способствовать развитию привычки следить за событиями в мире; способствовать развитию грамотного и свободного владения устной и письменной речью. Воспитательные: воспитывать инициативность; воспитывать культуру взаимодействия с собеседниками; воспитывать ответственное выполнение заданий и обязанностей; воспитывать интерес к культуре в широком смысле слова. Программу отличает изучение интернет-журналистики не только в теории, но и на практике; частичное детское самоуправление внутри редакции интернет-журнала «ШАГИ». Все изучаемые в теории навыки и умения ребята получают возможность отработать на практике, готовя журналистские материалы, которые публикуются в интернет-журнале «ШАГИ». Учащиеся сами выбирают темы текстов или же придумывают их совместно с педагогом. Также они сами занимаются поиском необходимой информации, как в интернете, так и в реальной жизни, беря интервью и комментарии компетентных людей. Затем, юнкоры сами пишут тексты и подбирают к ним фотографии. Таким образом, подростки проходят все этапы работы в редакции, от формирования идеи до публикации журналистского материала. В редакции регулярно проводятся планерки, на которых ребята обсуждают новые идеи, совместно решают трудности, распределяют темы между корреспондентами. Во главе редакционного коллектива находится не только педагог в качестве главного редактора, но и опытный, проявивший себя наилучшим образом юнкор в качестве шеф-редактора. В его обязанности входит помощь в организации работы редакции, редактировании текстов, поиске новых идей для публикаций. Таким образом, осуществляется частичное детское самоуправление. Адресат программы: по программе могут обучаться дети в одновозрастных и разновозрастных группах в возрасте от 12 до 18 лет без специальной подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Сроки и этапы реализации программы – 1 год обучения. Объём программы: 72 академических часа. Формы занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, дискуссия, мастер-класс, беседа, мозговой штурм, проектирование, тренинг, ролевая игра, праздник, зачет. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа. Формы подведения итогов: Результативность программы будет оцениваться следующими способами: зачёты по основным разделам Программы, анализ публикаций, педагогическое наблюдение. Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5. Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3. Нормативно-правовое обоснование программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). 7 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение от 4.09.2014 № 1726 – p). 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196). 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ245/06) 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202). 11. Устав МБУ ДО «СДДТ» 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 13. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 8 2.2. Учебный план № Наименование разделов Всего часов 1. Вводное занятие: презентация Детского издательского центра, диагностика специфических знаний 2 2. Работа с информацией 6 3. Новости 8 4. Художественная публицистика 10 5. Репортаж 4 6. Аналитика 12 7. Лонгрид 10 8. Дискуссии 8 9. Творческие встречи 8 10. Итоговые занятия: зачеты 4 Всего часов: 72 9 2.3. Учебно-тематический план. № Разделы Количество часов Всего 2 Теория 1 Практика 1 6 3 3 2. Вводное занятие: презентация Детского издательского центра, диагностика специфических знаний Работа с информацией 3. Новости 8 3 5 4. Художественная публицистика 10 3 7 5. Репортаж 4 2 2 6. Аналитика 12 6 6 7. Лонгрид 10 3 7 8. Дискуссии 8 - 8 9. Творческие встречи 8 - 8 10. Итоговые занятия: зачеты 4 - 4 Итого 72 21 51 1. 10 2.4. Содержание программы Вводное занятие: презентация Детского издательского центра, диагностика специфических знаний» (2 часа) Теория (1 час): Презентация Детского издательского центра. Практика (1 час): Комплектование групп. Постановка задач на учебный год. Диагностика уровня специфических знаний – анкетирование. Игры на знакомство и командообразование. Раздел «Работа с информацией» (6 часов) Теория (3 часа): Источники информации. Методы сбора информации. Инфоповод. Факт. Фактчекинг. Фейк. Фактоид. Базовые правила фактчекинга. Положения кодексов профессиональной этики журналистов. Практика (3 часа): Задание определить источники информации по журналистским текстам. Задание написать фейковую новость. Задание отличить реальную новость от фейка. Раздел «Новости» (8 часов) Теория (3 часа): Заголовок. Функции заголовка. Особенности заголовков интернет-СМИ. Структура новости. Принцип перевернутой пирамиды. Формула 5W+H. Бэкграунд и контекст. Вычитка и корректура. Длинные фразы и титулы. Штампы. Синонимы. Практика (5 часов): Анализ заголовков интернет-новостей. Задание придумать заголовки к существующим новостям. Задание переделать заголовки газетных новостей для интернетСМИ. Анализ новостей. Задание написать новости по заданным инфоповодам. Редактирование новостей, написанных на предыдущих занятиях. Раздел «Художественная публицистика» (10 часов) Теория (3 часов): Детали как средство достижения образности. Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, ориентация в пространстве – составляющие метода наблюдение. Зарисовка. Портретная зарисовка. Пейзажная зарисовка. Событийная зарисовка. Ассоциативная зарисовка. Очерк. Портретный очерк. Правильные вопросы для раскрытия глубины героя очерка. Путевой очерк. Практика (7 часов): Тренинг на использование всех органов чувств для сбора деталей. Анализ зарисовок. Написание зарисовки. Анализ очерка. Интервью с героем. Наблюдение за героем в его среде. Написание очерка. Раздел «Репортаж» (4 часов) Теория (2 часа): Репортаж как жанр. Эффект присутствия. Детали. Диалоги и реплики. Динамизм. Смена ракурса. Чередование действий и объясняющей их информации. Смена планов. Смена темпа речи. Оперативность. Документальность. Эмоциональность повествования. Композиция. Событийный репортаж. Тематический репортаж. Практика (2 часов): Анализ репортажей. Просмотр и анализ телерепортажа. Упражнение на развитие словосочетания в развернутую картину происходящего. Раздел «Аналитика» (12 часов) Теория (6 часов): Особенности аналитической журналистики. Комментарий. Разъясняющий комментарий. Оценивающий комментарий. Структурные элементы комментария. Инфоповод. Тезис. Бэкграунд. Аргументы. Заход и концовка. Тематический заход. Тезисный заход. Сентенционный заход. Резюмирующая концовка. Призывная концовка. Сентенционная концовка. Прогностическая концовка. Комментарий «точка зрения». Дискурсивный комментарий. Диалектический комментарий. Глоссированный комментарий. Рецензия. Цель рецензии. Содержание рецензии. Анализ и оценка в рецензии. Статья. Проблема в статье. Задачи и функции статьи. Статья-расследование. Научно-популярная статья. Практика (6 часов): Анализ комментариев. Просмотр и анализ телекомментариев. Написание комментария. Анализ рецензий. Задание составить план статьи на заданную тему. Написание рецензии. Задание подобрать источники информации для работы над статьей. 11 Раздел «Лонгрид» (10 часов) Теория (3 часа): Знакомство с жанром лонгрида. Задачи лонгрида. Выбор аудитории. Выбор темы и сбор информации. Построение текста. Сторителлинг. Мультиконтентное мышление. Видео. Аудио. Инфографика. Практика (7 часов): Просмотр и анализ лонгридов. Коллективное обсуждение и выбор темы лонгрида. Построение плана работы над лонгридом. Создание контента лонгрида. Верстка лонгрида на платформе Tilda. Раздел «Дискуссии» (8 часов) Практика: Обсуждение в формате дискуссии общественно значимых актуальных событий. Раздел «Творческие встречи» (8 часов) Практика: Мастер-классы от приглашенных профессиональных журналистов. Итоговые занятия: зачеты (4 часа) Практика: Зачет на знание пройденных тем. Обсуждение пройденного материала в форме круглого стола. 12 2.5. Планируемые результаты и формы их проверки В результате освоения программы учащиеся будут: знать жанры художественной публицистики и аналитики; уметь искать информацию; знать этапы создания журналистского материала для интернет-издания; уметь писать материалы в различных жанрах; иметь представления о специфике профессиональной и этической стороны журналистской деятельности; знать, как редактируются журналистские материалы; уметь анализировать явления и процессы в обществе; уметь анализировать просмотренный фильм, спектакль, книгу и другие произведения; иметь коммуникативные навыки; уметь качественно работать в команде; проявлять любознательность, точность, внимательность, умение логично мыслить и анализировать. Формы проверки планируемых результатов: зачеты в форме тестов, наблюдение, анализ выполненных практических заданий. 13 N п/п Месяц неделя 1. Сентябрь 2 неделя 2. 3 неделя 3. 4 неделя 4. Октябрь 5 неделя 5. 6 неделя 6. 7 неделя 7. 8 неделя 8. 9 неделя 9. Ноябрь 10 неделя 10. 11 неделя 11. 12 неделя 12. 13 неделя 13. Декабрь 14 неделя 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Календарный учебный график Тема Форма Форма Часы занятия занятия контроля/результат Презентация Детского издательского Анкета. Наблюдение. 2 центра. Вводное занятие Опрос Диагностика специфических знаний Источники информации. Комбинированн 2 Опрос. Методы сбора ое. Беседа. информации Творческая встреча с Наблюдение. Опрос. 2 Мастер-класс профессиональны Рефлексия м журналистом Комбинированн ое. Карточки-задания. 2 Фактчекинг Практическое Наблюдение занятие Профессиональна Комбинированн 2 я этика Опрос. Наблюдение ое журналиста Дискуссия, посвященная 2 Дискуссия Рефлексия главной теме в СМИ за неделю Новостные Комбинированн Опрос. Анализ 2 заголовки ое выполненного задания Структура Комбинированн 2 Опрос. Наблюдение новости ое Структура Анализ выполненного 2 Практическое новости задания Вычитка и Комбинированн 2 Опрос. редактура ое Творческая встреча с Наблюдение. Опрос. 2 Мастер-класс профессиональны Рефлексия м журналистом Дискуссия, посвященная 2 Дискуссия Рефлексия главной теме в СМИ за неделю Детали как 2 средства Треннинг Наблюдение. Рефлексия выразительности 14 14. 15 неделя 2 Зарисовка 15. 16 неделя 2 Зарисовка 2 Зачет «От источников до зарисовки». Круглый стол по пройденным темам. 16. 17 неделя 17. Январь 19 неделя 2 Очерк 18. 20 неделя 2 Очерк 2 20. Февраль 22 неделя 2 21. 23 неделя 2 22. 24 неделя 2 23. 25 неделя 2 24. Март 26 неделя 2 Комментарий 25. 27 неделя 2 Рецензия 26. 28 неделя 2 Рецензия 27. 29 неделя 2 Статья 28. Апрель 30 неделя 2 Статья 31 неделя 2 30. 32 неделя 2 31. 33 неделя 2 Итоговое занятие Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия Комбинированн Опрос. Анализ ое. выполненного задания Практическое Анализ выполненного Практическое задания. Рефлексия Творческая встреча с Мастер-класс профессиональны м журналистом Дискуссия, посвященная Дискуссия главной теме в СМИ за неделю Комбинированн Репортаж ое Комбинированн Репортаж ое Комбинированн Комментарий ое 19.. 21 неделя 29. Комбинированн Опрос ое Анализ выполненного Практическое задания Практическое Наблюдение. Опрос. Рефлексия Рефлексия Опрос Опрос. Анализ выполненного задания Опрос Наблюдение. Анализ выполненного задания Комбинированн Опрос. Рефлексия ое Анализ выполненного Практическое задания. Рефлексия Комбинированн Опрос ое Опрос. Анализ Практическое выполненного задания Дискуссия, посвященная Дискуссия главной теме в СМИ за неделю Творческая встреча с Мастер-класс профессиональны м журналистом Лонгрид Комбинарованн Рефлексия Наблюдение. Опрос. Рефлексия Опрос 15 ое 32. 34 неделя 2 Лонгрид 33. Май 35 неделя 2 Сторителлинг 34. 36 неделя 2 35. 37 неделя 2 36. 38 неделя 2 Практическое Опрос. Анализ выполненного задания Комбинированн Опрос. Рефлексия ое Анализ выполненного Мультиконтентно Практическое задания. Наблюдение. сть Рефлексия Наблюдение. Анализ Верстка на Практическое выполненного задания. платформе Tilda Рефлексия Промежуточная Зачет «От очерка Итоговое аттестация по итогам до лонгрида» занятие года 16 3.2. Формы аттестации и оценка образовательных результатов освоения программы При зачислении в Детский издательский центр обучающийся проходит входную диагностику на выявление у него знаний и способностей в сфере журналистики (Приложение 1). Аттестация учащихся занимающихся по программе «Интернет-журналистика» проводится в учебном году 2 раза: промежуточная по итогам 1 полугодия, итоговая – по итогам года. Сроки проведения аттестации: декабрь, май. Формы проведения аттестации: зачет в тестовой форме. Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой; полнота выполнения программы и каждого модуля; обоснованность перевода учащегося на следующий этап или год обучения. Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год, сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации. Система оценивания – безотметочная. Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а так же с целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к Детскому издательскому центру. Разработана система текущего контроля и протоколы фиксации результатов. Показатели и критерии результатов аттестации Теоретическая подготовка учащегося: теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) – соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; владение специальной терминологией – осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Практическая подготовка учащегося: практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой (по основным разделам учебного плана) – соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; творческие навыки – креативность в выполнении практических заданий. Система текущего контроля Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждой изученной теме. Форму текущего контроля определяется с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. и заносится в учебно-тематический план деятельности творческого объединения, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу, календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию. Содержание материала контроля определяется на основании содержания программного материала Вид Сроки проведения Методы, формы подведения контроля контрольных мероприятий итогов 17 Входящий В начале изучения программы Текущий На каждом занятии Промежут В конце полугодия Тест Наблюдение, беседа, опрос, творческая работа Зачет очный Итоговый В конце изучения программы Проект, портфолио, зачет 18 Протоколы фиксации образовательных результатов освоения программы За полугодие С В Н С В Н С В Н С В Н С В Повторно аттестован Н Не аттестован Возраст Результаты аттестации за полугодие Аттестован № ФИО Владение Владение специальны Практически Теоретическ специальной м Творческие е умения и ие знания терминологи оборудовани навыки навыки ей ем и оснащением 19 За год 1. В Н С В Н С В Н С В Н С В Полностью освоил программу С Не аттестован Повторно аттестован Переведён на следующий год обучения Н Аттестован № ФИО Возраст Владение Владение специальны Практически Теоретическ специальной м Творческие Результаты аттестации за е умения и ие знания терминологи оборудовани навыки полугодие навыки ей ем и оснащением 20 Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся творческого объединения Детский издательский центр Количество учащихся Количество прошедших Года учащихся промежуточную обучения по годам аттестацию обучения (данные за полугодие и год) Количество учащихся имеющих академическую задолженность (не прошедших аттестацию) (данные за полугодие и год) Количество учащихся прошедших промежуточную аттестацию повторно (данные за полугодие и год) Количество Количество учащихся полностью учащихся, освоивших переведённых на дополнительную следующий год общеразвивающую обучения программу (данные на конец (выпускники) года) (данные на конец года) 21 3.3. Оценочные материалы Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения программы (Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности) Разделы программы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень (1-2 балла) (3-4 баллов) (5 баллов) Работа с информацией Не знает виды источников информации. Не знает методы сбора информации. Не знает, что такое фактчекинг и его базовые правила. Не знает основных документов профессиональной этики журналиста. Не знает основных этических принципов журналистики. Знает не все виды источников информации. Знает только один метод сбора информации. Знает, что такое фактчекинг, но не умеет им пользоваться. Не знает основных документов профессиональной этики журналиста. Знает основные этические принципы журналистики и следует им. Знает виды источников информации, методы сбора информации. Знает, что такое фактчекинг и его базовые правила. Умеет пользоваться вышеперечисленными знаниями. Знает основные документы профессиональной этики журналиста. Знает этические принципы журналистики и следует им. Новости Не знает, что такое заголовок и какие функции он выполняет. Не может придумывать заголовки. Не знает, что такое новость. Не знает структуру новости. Не умеет писать новость. Не знает, как редактировать новость. Знает, что такое заголовок и какие функции он выполняет. Может придумать заголовок с помощью педагога заголовки. Знает, что такое новость. Знает структуру новости. Может написать новость с помощью педагога. Знает, как редактировать новость, но не может этого сделать без помощи педагога. Знает, что такое заголовок и какие функции он выполняет. Может придумать заголовок самостоятельно. Знает, что такое новость. Знает структуру новости. Может написать новость самостоятельно. Знает, как редактировать новость и может это сделать самостоятельно. Художественная публицистика Не знает жанры художественной Знает жанры художественной публицистики и не умеет их писать. публицистики, но умеет писать не Не умеет использовать детали как все. Знает жанры художественной публицистики и умеет писать все. Умеет использовать детали как 22 средства достижения образности в тексте. Не умеет задавать правильные вопросы для раскрытия глубины героя публикации. Умеет использовать детали как средства достижения образности в тексте, либо умеет задавать правильные вопросы для раскрытия глубины героя публикации. средства достижения образности в тексте. Умеет задавать правильные вопросы для раскрытия глубины героя публикации. Репортаж Не знает, что такое репортаж. Не знает, что такое эффект присутствия и как его достичь. Не знает, как достичь динамизма в репортаже. Не знает разновидностей репортажа. Знает, что такое репортаж. Знает, что такое эффект присутствия и как его достичь. Знает, как достичь динамизма в репортаже. Знает разновидностей репортажа. Написать репортаж не может. Знает, что такое репортаж, и эффект присутствия и как его достичь. Знает, как достичь динамизма в репортаже. Знает разновидностей репортажа. Может написать репортаж. Аналитика Не знает, что такое комментарий и как его писать. Не знает, что такое рецензия и как ее писать. Не знает, что такое статья и как ее писать. Знает, что такое комментарий может его написать. Знает, что такое рецензия, но не может ее написать. Знает, что такое статья, но не может ее написать. Знает, что такое комментарий может его написать. Знает, что такое рецензия и может ее написать. Знает, что такое статья и может ее написать. Лонгрид Не знает, что такое лонгрид. Не знает, что такое сторителлинг. Не может мыслить мультиконтентно. Не умеет собирать информацию и выделять в ней главное. Не может написать текстовый материал для лонгрида. Знает, что такое лонгрид. Знает, что такое сторителлинг. Не может мыслить мультиконтентно. Умеет собирать информацию и выделять в ней главное. Может написать текстовый материал для лонгрида. Не может подобрать к тексту медиа-материалы. Знает, что такое лонгрид. Знает, что такое сторителлинг. Может мыслить мультиконтентно. Умеет собирать информацию и выделять в ней главное. Может написать текстовый материал для лонгрида. Может подобрать к тексту медиаматериалы. 23 3.4. Методическое обеспечение программы электронные конспекты по разделам программы; Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы (1993) «О журналистской этике»; Кодекс этических норм Общества профессиональных журналистов; Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России; ФЗ РФ № 2124-1 «О средствах массовой информации»; задачи по журналистской этике Ю. Мучник; примеры журналистских материалов в различных жанрах, примеры лонгридов; карточки-памятки «Структура новости», «Как писать комментарий», «Репортажные приемы», «Как строить план статьи»; педагогические технологии разноуровневого обучения, сотрудничества, модульного обучения, проблемного обучения, проектная, критического мышления, традиционная. 24 3.5. Условия реализации программы Помещение: Три учебных кабинета, оборудованных в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная маркерная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы, пробковые стенды для наглядной информации. Материально-техническое обеспечение: канцелярские принадлежности (ручки, бумага в клетку, линейку, без разметки, ножницы, ватманы, фломастеры, текстовыделители, папки, вкладыши-файлы); диктофоны; телевизор с видеопроигрывателем; шесть компьютеров с программным обеспечением (операционная система, текстовый редактор) и обеспечением доступа к сети интернет: персональный компьютер-ноутбук с программным обеспечением (операционная система, текстовый редактор, пакеты издательских программ для обработки фотографий, обработки векторной графики, видео и аудиофайлов) и обеспечением доступа к сети интернет. Программное обеспечение: продукты Microsoft 2010; AdobePhotoshopeCC; MovaviVideoEditor. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). Для учащихся с ОВЗ предусмотрен индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). 25 3.6. Список информационных источников Для обучающихся, родителей и педагогов: 1. Colta.ru: все о культуре и духе времени : сайт. – URL : https://www.colta.ru/; 2. EVARTIST: авторский проект Екатерины Алеевой : сайт. – URL : http://www.evartist.narod.ru/; 3. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Е. А. Баранова ; Рос. гос. социал. ун-т. – Москва : Юрайт, 2017. – 268 с. : – ISBN 978-5-9916-3737-4 (в пер.) : Текст : непосредственный; 4. Васильева, Л. А. Делаем новости!: учеб. пособие / Л. А. Васильева. – Москва: Аспект Пресс, 2003.– 188 с. ; – ISBN 5-7567-0258-X . – Текст : непосредственный; 5. Войтович М. Лонгрид о лонгридах / М. Войтович. – Текст : электронный // Интернет-агентство Texterra. – URL : https://texterra.ru/blog/longrid-o-longridakh.html; 6. Журналист : интернет-журнал. – URL : https://jrnlst.ru/; 7. Иванова А. Журналист и писатель Валерий Панюшкин про мастерство сторителлинга / А. Иванова. – Текст : электронный // MadCats. – URL : http://madcats.ru/towrite-good/panyushkin-pro-masterstvo-storitellinga/; 8. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста : Учеб. для вузов по спец. «Журналистика» / С. Г. Корконосенко, С. М. Виноградова, Г. В. Лазутина и др. ; Ред.-сост. С. Г. Корконосенко; О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской обл., Санкт-Петербургский ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права. – Москва : СПбИВЭСЭП : О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленингр. обл., 2000. – 270 с. ; – ISBN 5-7320-0539-0. Текст : непосредственный; 9. Манро Е. Строим новость: учеб. пособие для журн. рос. регион. газет / Е. Манро. – 2011. – URL : http://www.internews.kz/sites/default/files/stroim_novost.pdf; 10. Медиапрактикум : интернет-сборник упражнений по журналистике : сайт. – URL : http://mediapractice.ru/; 11. Постнаука : интернет-журнал. – URL : https://postnauka.ru/; 12. Соколов-Митрич Д. Реальный репортер : чему не учат на журфаке / Д. Соколов-Митрич. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 304 с. : – ISBN 978-5-00057996-1 : Текст : непосредственный; 13. Соколов-Митрич Д. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?! / Д. Соколов-Митрич. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 256 с. : – ISBN 978-54461-0081-1 : Текст : непосредственный; 14. Союз журналистов России : сайт – URL : https://ruj.ru/; 15. Тимченко. Г. Дорогая редакция. Подлинная история «Ленты.ру», рассказанная ее создателями / Г. Тимченко, А. Носик, И. Колпаков ; под общ. ред. И. Колпакова. – Москва : АСТ, 2015. – 336 с. : – ISBN 978-5-17-086917-1; 16. Черникова, Е. В. Основы творческой деятельности журналиста : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 021400 «Журналистика» / Е. В. Черникова. – Москва : Гардарики, 2005. – 287 с. ; – ISBN 5-8297-0241-X . Текст : непосредственный; 17. Школьная пресса : портал. – URL : https://lgo.ru/. Для педагога: 1. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина ; М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Диалог культур, 2007. - 511с. : – ISBN 978-5-902690-03-0 : Текст : непосредственный; 2. Вопросы теории и практики журналистики : сайт научного журнала Байкальского государственного университета. – URL : http://jq.bgu.ru/; 3. КиберЛенинка : научная электронная библиотека. – URL : https://cyberleninka.ru/; 26 4. МедиаАльманах : сайт научного журнала «Партнерства факультетов журналистики». – URL : http://mediaalmanah.ru/; 5. Медиаскоп : электронный научный журнал. – URL : http://www.mediascope.ru/; 6. Фопель, К. В. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения : практическое пособие для педагогов и психологов : [перевод с немецкого] / К. В. Фопель – 4-е изд. – Москва : Генезис, 2006. – 234 с. : – Пер. изд. : Powerpausen / Klaus W. Vopel. – ISBN 5-98563-020-X : Текст : непосредственный; 7. Человек и Наука : научная электронная библиотека. – URL : http://cheloveknauka.com/. 27 Приложение 1 Тест входной диагностики ФИ: ______________________________________________________________ 1. Информационный повод (инфоповод) – это _______________________. 2. Интервью, наблюдение, работа с документами, эксперимент – это: a) жанры журналистики; b) методы сбора информации; c) источники информации; d) профессиональные навыки журналиста? 3. Какие источники информации ты знаешь? 4. Интервьюриуемый – это… a. человек, который берёт интервью; b. человек, который даёт интервью; c. человек, который договаривается об интервью; d. человек, который читает интервью. 5. Блиц-опрос – это________________________________________________. 6. Соцопрос – это _________________________________________________. 7. Инфографика – это _____________________________________________. 8. Интервью – это _________________________________________________. 9. Виды интервью: ____________________________________ 10. Что из перечисленного нельзя делать с речью собеседника в интервью? a. переводить устную речь в письменную; b. переносить сказанное по одной теме в одно место (собеседник затрагивает какой-то вопрос в разных частях интервью); c. сокращать повторы (одна и та же мысль разными словами); d. удалять части высказываний собеседника, из-за чего оставшиеся фразы приобретают иной смысл; e. объединять ответы собеседника (дополнительные вопросы, которые потребовались, чтобы выяснить всю информацию на основной вопрос – не прописываются); f. приписывать собеседнику те слова, которые он не говорил; g. разделять ответы собеседника (Иногда длинные ответы делят на несколько маленьких, вставляя дополнительные вопросы); h. вычёркивать темы, по которым собеседник не сказал ничего интересного. 28 11. Проводя блиц-опрос необходимо выбирать респондентов: a. одного возраста и рода деятельности; b. разного возраста и рода деятельности; c. как редактор скажет, так и будет. 12. При поиске информации для материала: a. пользуемся одним источником информации; b. верим людям на слово; c. обращаемся к нескольким независимым друг от друга источникам; d. интернета достаточно; e. обращаемся к первоисточнику; f. я сам себе источник, напишу, что знаю. 13. Какие СМИ ты читаешь/слушаешь/смотришь?_____________________ 14. Каких журналистов ты знаешь? __________________________________ 29 Приложение 2 Понятийный аппарат программы Бэкграунд – справочная информация, которая помогает читателю сориентироваться в контексте происходящего события. Зарисовка – малый жанр журналистики, сочетающий в себе информационную и художественную составляющие, которые создают образ человека, события, пейзажа, мысли. Инфографика – графическое представление сложной, скучной или слишком объемной информации. Инфоповод – стимул, повод написать материал, событие или явление, которое делает материал актуальным. Комментарий – жанр журналистики, расширяющий новость с целью ее разъяснения или оценки. Лонгрид – жанр интернет-журналистики с текстовым и мультимедийным контентом глубоко погружающий читателя в долгоиграющую тему. Ньюсмейкеры – авторитетный и компетентный в своей области человек, ставший источником интересной и новой информации. Очерк – жанр журналистики, глубоко исследующий тему и максимально развернуто излагающий достоверные факты через художественные образы. Репортаж – жанр журналистики, при котором материал пишется с места события, явления или ситуации. Рерайт – создание нового уникального текста на основе одного или более других уже существующих текстов. Рецензия – жанр журналистики, в котором делается разбор и дается оценка какого-либо информационного явления: книги, спектакля, фильма, драматической постановки и т.п. Статья – жанр журналистики, посвященный актуальной социально значимой теме и содержащий полное, всестороннее и глубокое освещение действительности на основе анализа и обобщения широкого круга фактов и явлений. Сторителлинг – метод написания журналистского материала, «профессиональное» рассказывание историй. Фактчекинг – проверка информации на достоверность. Шеф-редактор – сотрудник, занимающий вторую ступень в редакционной иерархии, координирующий работу редакции и доносящий до корреспондентов идеи и указания главного редактора.