ДООП Экскурсионные маршруты 2-й год обучения Порохина М.А.

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е
Д О П О Л Н И
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Г О О
" С О Л О М Б А Л Ь С К И

ПРИНЯТО
На заседании
Педагогического Совета
Протокол № 3 от
«31» августа 2022 г.

Б Ю Д Ж Е Т
Т Е Л Ь Н О Г
Б Р А З О В А
Й Д О М Д

Н О Е Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
О О Б Р А З О В А Н И Я
Н И Я « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А. Б. Данилова
Приказ № 215 от
«31» августа 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
"Экскурсионные маршруты"
творческого объединения
"Юные путешественники"
2-й год обучения
Туристско-краеведческая направленность
Возраст учащихся: 12-16 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:
Порохина Марина Александровна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Архангельск
Год разработки 2014
Год корректировки 2022

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информационная карта

3

2. Комплекс основных характеристик образования

6

2.1

Пояснительная записка

6

2.2

Учебный план

15

2.3

Учебно-тематический план

15

2.4

Содержание программы

17

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

27

3. Комплекс организационно-педагогических условий

28

3.1

Календарный учебный график

28

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

31

3.3

Оценочные материалы

33

3.4

Методическое обеспечение программы

38

3.5

Условия реализации программы

40

3.6

Список информационных источников

41

4

Приложение

43

2

1. Информационная карта
1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование
образовательной программы, в
рамках которой реализуется данная
программа (услуга)

3

Год разработки

4

Вид деятельности по программе

5

Направленность дополнительного
образования

6

Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных
услуг)

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ
(ББ52))
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
"Экскурсионные маршруты"
творческого объединения
"Юные путешественники"
2-й год обучения
2014
Организация туристскокраеведческой деятельности в
форме экскурсий, выходов на
природу
Туристско-краеведческая
Программа ориентирована на
эколого-краеведческое обучение и
воспитание учащихся, не
предполагает углубленного
изучения туристского курса.
Раздел «Экология» знакомит
учащихся с экологией
ближайшего окружения,
экологией природного дома. Дети
осуществляют экскурсию в центр
природопользования и охраны
окружающей среды.
Раздел «Природа – наш общий
дом» знакомит с флорой и фауной
родного края, лесами,
лекарственными растениями,
растения и животные Красной
книги Архангельской области,
вопросы охраны природы.
3

7

7

9
10

Указание на уровень сложности
содержания программы (стартовый
(ознакомительный), базовый,
продвинутый (углублённый))
Место реализации программы
(фактический адрес оказания
услуги; при реализации программы
в сетевой форме в разных местах
указываются все адреса)
Возрастная категория учащихся
(адресат программы)
Указание на необходимость
медицинского заключения об
отсутствии противопоказаний к
занятию соответствующим видом
спорта (для программ
физкультурно-спортивной
направленности)

Экскурсии: музей леса, живой
уголок ЛДДТ, национальный парк
«Русская Арктика» и др.
В разделе «Краеведение»
рассматриваются исторические и
географические особенности г.
Архангельска и Архангельской
области, народные традиции и
промыслы северян.
Экскурсии: пешеходные,
автобусные по городу, музей
народных промыслов и ремёсел
Приморья, фабрика Беломорских
узоров.
Раздел «Туризм» в теории и на
практике знакомит учащихся с
видами туризма, туристским
снаряжением, топографией и
ориентированием, основами
гигиены туриста.
Экскурсии: магазин «Барс», ПВД,
музей Малые Корелы и др.
Ознакомительный уровень

МБОУ СШ № 36,
МБОУ СШ № 17,
по запросу получателей
образовательных услуг
12-16 лет
Медицинского заключения не
требуется

4

11

12

13

Указание на адаптированность
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид
ограничений)
Нормативный срок освоения
программы (продолжительность
обучения)
Режим занятий, продолжительность
каждого занятия

Без адаптации.

72 академических часа
1 раз в неделю по 2
академических часа,
1 академический час – 45 мин.
Порохина Марина Александровна,
педагог дополнительного
образования, высшая
квалификационная категория

14

Сведения о педагогических
работниках, реализующих
программу (Фамилия имя отчество,
квалификационная категория,
образование, регалии)

15

Форма обучения по программе
(очная, заочная, очно-заочная)

Очная

16

Объем программы общий и
отдельно по формам обучения
(очная/заочная), по использованию
дистанционных технологий (с
использованием/ без
использования), по использованию
сетевой формы (с использованием/
без использования), формам
организации образовательной
деятельности (групповая/
индивидуальная)
Минимальное максимальное число
детей, учащихся в одной группе

Объём - 72 академических часа;
Очная форма – 72 академических
часа.
Без использования дистанционных
технологий.
Возможно использование сетевой
формы
Групповая форма организации
деятельности (из одного или двух
классов) - 72 академических часа

17

Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 17 человек

5

2. Комплекс основных характеристик программы:
2.1. Пояснительная записка
Экологическая культура – один из показателей уровня развития
общества. Научиться жить в гармонии с окружающим миром в последнее
время становится жизненно необходимой задачей. Экологическое воспитание
детей, их участие в сохранении природного богатства страны способствует
развитию нравственно здорового поколения.
Современное общество переживает глубокий экологический кризис,
характеризующийся

острыми

противоречиями

во

взаимоотношениях

общества и природы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экскурсионные

маршруты»

творческого

объединения

"Юные

путешественники", 2-й год обучения (далее – Программа) направлена на
формирование основ экологической культуры у учащихся

средствами

туристско-экскурсионной деятельности. Программа является продолжением
одноименной программы первого года обучения.
Направленность программы - туристско-краеведческая.
Актуальность Программы обусловлена современными требованиями
модернизации системы образования: «Дополнительное образование детей и
взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей
детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном,

нравственном

и

физическом

совершенствовании,

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья,

а

также

на

организацию

их

свободного

времени.

(Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об
образовании

в

Российской

Федерации",

статья

75.

Дополнительное

образование детей и взрослых).
Актуальность Программы обусловлена также социальным заказом, так
как одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных
вложений средств, является туризм. Поскольку школьный туризм неотделим
6

от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов
истории, природы и культуры родного края – своей малой родины, о нем
можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе,
но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.
Возможность использования программы в других образовательных
системах. Программа реализуется на базах следующих образовательных
учреждений: МБОУ СШ № 36, МБОУ СШ № 17. Программа может быть
использована

как

дополнительная

общеобразовательная

программа

в

учреждениях дополнительного образования, как программа внеурочной
деятельности

в

образовательных

организациях,

как

дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа в лагерях с дневным
пребыванием детей, стационарных загородных лагерях.
Цель

Программы:

способствовать

развитию

познавательного

интереса учащихся к экологии, краеведению и туризму; воспитание
социальной активности школьников.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
образовательные задачи:
расширение кругозора детей по экологии,

истории, культуре

Архангельской области и туризму;
приобретение основ по вопросам туризма и ориентирования;
приобщение учащихся к краеведческой деятельности;
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность;
воспитательные задачи:
воспитание у учащихся бережного отношения к природному и
культурному наследию родного края;
воспитание

умения

вести

себя

в

коллективе,

сотрудничество,

взаимовыручка;
развивающие задачи:
развитие познавательной активности;

7

формирование потребности в активной жизненной позиции по
сохранению и преобразованию родного края;
развитие навыков организации походного быта.
Новизна и отличительная особенность Программы заключается во
включении в программу раздела «Экология». Программа ориентирована на
эколого-краеведческое обучение и воспитание учащихся, не предполагает
углубленного

изучения

туристского

курса.

Программа

носит

ознакомительный характер.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что
занятия краеведческой направленности – одно из эффективных средств
нравственного

воспитания

школьников,

оно

воспитывает

у

детей

сознательную любовь к родному краю, связывает воспитание с жизнью,
помогает формировать нравственные понятия на основе живого восприятия
окружающей действительности.
Адресат Программы: учащиеся 12 – 16 лет.
Программа

реализуется

в

творческом

объединении

«Юные

путешественники» Соломбальского Дома детского творчества.
Принцип формирования групп – педагог работает с организованными
группами образовательных организаций. Набор и формирование групп
осуществляется без вступительных испытаний, специальная подготовка не
требуется, медицинское заключение не требуется, каждый учащийся
предъявляет заявление родителей (законных представителей) и согласие на
обработку персональных данных. Минимальное количество учащихся - 10,
максимальное – 15 человек.
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти
свое место среди сверстников. Пытаясь утвердиться в новой социальной
позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую
сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в
активной социальной позиции ему нужна деятельность, получившая
признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение
8

как члену общества. Общая мотивация смещается на общение. В 12-13 лет
подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников, в 1415 лет доминирует стремление к автономии в коллективе. Содержание
общения фокусируется на вопросах личностного общения. В отношениях
мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Примерно с 12 лет у
подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная
рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач,
конфликтов или успехов в общении в особенностях собственной личности.
Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего
общения с окружающими.
Содержание Программы строится в соответствии с дидактическими
принципами:
принцип

гуманистической

направленности

(интегрирование

гуманитарных и естественнонаучных знаний);
принцип наглядности (обучение строится на конкретных объектах,
образах, примерах, непосредственно воспринимаемых ребенком);
принцип научности (опора на новейшие достижения науки, ее
открытия, современные точки зрения на естественнонаучную картину мира);
принцип доступности и посильной трудности (отбор учебного
материала определяется, прежде всего, возрастными и индивидуальными
особенностями учащихся);
принцип связи теории с практикой (знакомство учащихся с объектами
природы, культурного наследия на теоретических занятиях, закрепление во
время экскурсий, походов, выездах на природу и др.);
принцип психологической комфортности – на занятиях, экскурсиях,
выходах на природу обеспечивается психологический и эмоциональный
комфорт.
В

процессе

реализации

программы

используются

современные

педагогические технологии:

9

обучение в сотрудничестве – совместная развивающая деятельность, в
группе, команде, взаимозависимость и взаимопомощь членов группы; личная
ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи
группы;
здоровьесберегающая технология – эта технология предполагает
использование форм и методов обучения, учитывая возрастные возможности
школьников и особенности здоровья учащихся объединения; позволяет во
время

занятия

распределить

различные

виды

заданий,

чередовать

умственную деятельность с физкультминутками;
ИКТ-технология - использование ИКТ оказывает эмоциональное
воздействие на учащихся, позволяет глубже осваивать материал; позволяет
усовершенствовать учебный процесс, решает не только социокультурные, но
и дидактические задачи.
Срок реализации программы: 1 год, 36 учебных недель.
Объем программы: 72 академических часа в год.
1 модуль – 16 недель, 32 академических часа;
2 модуль – 20 недель, 40 академических часов.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Формы организации деятельности: коллективная, групповая.
Типы занятий: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, комбинированные формы занятий, итоговые занятия.
Формы работы:
краеведческо-экскурсионные

мероприятия

(экскурсии,

викторины,

конкурсы, дидактические игры, квесты, круглые столы);
походы выходного дня;
экологические тропы и экологические маршруты;
природоохранные акции;
беседа;
выставки, праздников, тематические дни и др.
10

Методы обучения:
игровой;
словесные методы (рассказа, беседа, объяснение);
репродуктивный;
частично-поисковый;
наглядные методы (демонстрация презентаций, музейных экспонатов,
иллюстраций);
практические методы (практическая работа, самостоятельная работа);
методы контроля и самоконтроля (игры, задания, опросы, анализ
творческих работ);
поощрения.
Содержание

программы

представлено

следующими

разделами:

«Экология», «Природа – наш общий дом», «Краеведение», «Туризм». Раздел
«Экология» знакомит обучающихся с экологией ближайшего окружения
(дом, школа, квартира), экологией природного дома. Через содержание
раздела программы «Природа – наш общий дом» ребята изучают флору и
фауну родного края, состояние лесов, водоемов, лекарственные растения,
растения и животные Красной книги Архангельской области, вопросы
охраны природы. В разделе «Краеведение» рассматриваются исторические и
географические особенности города Архангельска и Архангельской области,
народные традиции и промыслы северян. Раздел «Туризм в теории и на
практике

знакомит

обучающихся

с

видами

туризма,

туристским

снаряжением, топографией и ориентированием, основами гигиены туриста.
В реализации программы применяются различные формы работы с
обучающимися. Экскурсия – одна из основных форм проведения занятий в
творческом объединении «Юные путешественники». Обучающие совершают
экскурсии: ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и
охраны окружающей среды», музей деревянного зодчества под открытым
небом «Малые Корелы», Дендрологический сад им. И.М. Стратоновича
11

САФУ

(Федеральное

государственное

автономное

образовательное

учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова»), ФГБУ Национальный парк «Русская
Арктика», музей леса имени А.Ф. Заволожина, ГБУК АО Архангельский
краеведческий музей, «Зимний сад» ГБОУ ДДЮТ (Дворец детского и
юношеского творчества), автобусные обзорные экскурсии по городу, музей
народных промыслов и ремёсел Приморья и др.
Применяется современная форма экологического просвещения –
«Учебная

экологическая

тропа»

-

специально

оборудованная

в

образовательных целях природная территория, на которой создаются
определенные условия для выполнения обучающимися различных заданий.
Обучающимися востребованы такие формы, как походы выходного дня. Они
осуществляются на территории города и в пригороде, носят экологическую
направленность. В проведении походов активно участвуют родители.
При проведении походов или эко-туров большое значение имеет
подведение итогов. В однодневном походе подведение проводиться сразу по
пути домой. Напоминаем ребятам о том, какие цели ставились перед
участниками

похода,

оцениваем,

в

какой

ере

удалось

реализовать

намеченное, что способствовало и что мешало достижению цели.
Планируемые результаты и формы проверки:
расширение

и

углубление

знаний

учащихся,

приобретение

специальных знаний.
совершенствование организации и содержания обучения и воспитания
подрастающего
воспитание

поколения
у учащихся

средствами
патриотизма,

туризма

и

бережного

краеведения;
отношения

к

природному и культурному наследию родного края:
умения вести себя в коллективе.
Критерии их замера:
прямыми критериями оценки результатов служит:

12

успешное усвоение программы, участие в походах, экскурсиях,
краеведческих, экологических мероприятиях;
косвенными критериями служат:
создание стабильного коллектива объединения (группы); развитие
чувства ответственности и товарищества.
Формы

проверки:

наблюдение;

устный

опрос;

собеседование;

самостоятельная работа; круглый стол; выполнение творческой работы;
беседа; тестирование; викторина; анкетирование; игра «Посвящение в
туристы».
Нормативно-правовое обоснование Программы:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».
2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №
467).
3.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение от 4.09.2014 № 1726 – p).
4.

Порядок

деятельности

по

организации

и

дополнительным

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам

(Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы),

разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский
государственный

педагогический

университет»,

ФГАУ

«Федеральный

институт развития образования», АНО дополнительного профессионального
образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
6. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в
Минюсте России 20.08.2014 № 33660).
13

7.

Регламент

независимой

оценки

качества

дополнительных

общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и
науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
8. Устав МБУ ДО «СДДТ»
9. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
10. Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников.
11.

Положение

о

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программе.

14

2.2. Учебный план
п/п
1
2

Название раздела
1 модуль: "Путешествие в мир экологии и
краеведения"
2 модуль: "Основы туризма"
Итого часов по программе (объём программы)

2.3. Учебно-тематический план
Количество часов
№
Разделы
Теори Практик
Всего
я
а
1 модуль: "Путешествие в мир экологии и краеведения"
1 Вводное занятие
2
2
«Введение в
программу». Техника
безопасности.
2 Экология
2.1. Экология
2
2
ближайшего окружения
дома, школы, квартиры.
2.2. Экология
2
2
природного дома
«Заповедный край»
3 Природа – наш общий
дом
3.1. Флора Родного края.
2
2
3.2. Видовое
2
2
разнообразие деревьев и
кустарников Родного
края.
3.3. Фауна Родного края.
4
2
2
3.4. Лес – наше
2
2
богатство. Путешествие
по этажам леса.
3.5. Охрана природы.
2
2
(Краснокнижный
растительный и
животный мир).
Исследовательский
проект
4 Краеведение
4.1. История,
4
2
2

Всего часов
32
40
72

Формы
аттестации\
контроля
Наблюдение

Выполнение
творческой
работы
Тест

Круглый стол
Устный опрос
Наблюдение

Участие в
конкурсе
исследовательс
ких работ
Самостоятельн
15

5

географические
особенности, известные
люди, события
Архангельской области.
4.2. Народные традиции
Севера.
4.3. Традиционные
промыслы северян
Итоговое занятие

Итого
2 модуль: "Основы туризма"
1 Вводное занятие
2 Туризм
2.1. Что такое туризм?
2.2. Виды туризма.
Техника безопасности.
2.3. Туристское
снаряжение.
2.4. Организация бивака,
приготовление пищи.
Особенности питания.
2.5. Топография и
ориентирование.
Ориентирование по
местным признакам.
2.6. Основы гигиены
туриста, первая
доврачебная помощь.
2.7. Основы фотодела.
2.8. ПВД (походы
выходного дня):
организация, подготовка,
проведение

ая работа

4

2

2

4

2

2

2

2

-

32

16

16

2

2

-

2

2

-

2

2

-

Домашнее
задание
Опрос

2

-

2

Тест

6

2

4

Письменный
опрос

4

2

2

2

2

-

2
16

6

2
10

Промежуточна
я аттестация по
итогам
изучения 1
модуля:
викторина;
анкета
«Удовлетворён
ность детей
занятиями в
творческом
объединении"

Самостоятельн
ая работа
Наблюдение

16

3

Итоговое занятие

2

2

-

Итого
Итого по программе

40
72

20
36

20
36

2.4.

Промежуточна
я аттестация по
итогам
изучения 2
модуля: игра
«Посвящение в
туристы»,
краеведческий
тест, анкета
«Изучение
удовлетворённ
ости учащихся
атмосферой,
созданной в
объединении»

Содержание программы

1 модуль: "Путешествие в мир экологии и краеведения"
Вводное занятие «Введение в

программу». Техника безопасности. (2

часа, из них: 2 ч.- теория).
Основная задача: введение в образовательную программу: объяснить, чем
полезны и интересны походы и экскурсии.
Теория: организационные вопросы, техника безопасности.
Практика: работа в парах.
Методическое обеспечение:
Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив.
Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка
самодеятельного туриста).
Тема 2.1. Экология ближайшего окружения дома, школы, квартиры (2
часа, из них: 2 ч.- теория).
Теория: ознакомление с экологией социального окружения (своей школы,
своего дома квартиры, окружающими животными, растениями, самого себя).
Практика: круглый стол «Как жить в своем доме в ладу и согласии».
17

Методическое обеспечение:
Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по
экологии. (региональный компонент). Учебное пособие для учителей
начальных классов. Архангельск, 1997.
Тема 2.2. Экология природного дома. Природа и человек «Заповедный
край» (2 часа, из них: 2 ч. – практика).
Теория: расширение знаний детей и формирование начальных представлений
о жизни природных сообществ; воспитание у детей инициативы и интереса к
познанию

природы.

Особо

охраняемые

природные

территории

Архангельской области.
Практика: демонстрация иллюстрированного материала, таблицы с данными
о загрязнениях природы человеком;
рисование по теме «Воздуху быть чистым!», «Не допусти! Погаси!
Останови!», «Нашим водоемам – чистую воду!»;
экскурсия в Центр по охране окружающей среды.
Методическое обеспечение:
Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания
школьников младших классов. Архангельск, 1995.
Тема 3.1. Флора Родного края (2 часа, из них: 2 ч. – практика).
Теория: видовое разнообразие деревьев и кустарников; декоративные деревья
и кустарники.
Практика: экскурсия в Дендрологический сад имени И.М. Стратоновича
САФУ

(Федеральное

государственное

автономное

образовательное

учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова»).
Методическое обеспечение:
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – 2-е
изд., доп. – М.: просвещение, 1991. – 207 с.: ил.;

18

Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания
школьников младших классов. Архангельск, 1995;
Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по
экологии. (региональный компонент). Учебное пособие для учителей
начальных классов. Архангельск, 1997.
Тема 3.2. Зеленая аптека. Лекарственные растения (2 часа, из них: 2 ч.теория).
Теория: знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе
лекарственные, опасные и ядовитые растения и грибы региона.
Практика:

оформление

альбома

о

лекарственных

растениях,

их

использовании и охране на примере 4 – 5 растений;
экскурсия в ГБУК АО Архангельский краеведческий музей по теме
«Природа Родного края» (2 часа, из них 1 ч.- теория, 1 ч. – практика).
Методическое обеспечение:
Алеутский

Н.Н.

Дикорастущие

съедобные

растения

Севера.

–

Архангельск: «Правда Севера», 1998;
Сотник В.Ф. Кладовая здоровья: Альбом. – 2-е изд. – М.: Экология,
1991. - 64 с.: ил.;
Черныш

И.В.

Походная

энциклопедия

путешественника/Игорь

Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил.
Тема 3.3. Фауна Родного края (4 часа, из них: 2 ч.- теория, 2 ч. – практика)
Теория: насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Познакомить с животным миром региона, их приспособленностью к
условиям окружающей среды, показать многообразие видов.
Практика: экскурсия в «Зимний сад» ГБОУ ДДЮТ (Дворец детского и
юношеского творчества), познакомить с обитателями живого уголка;
комментированное чтение: рассказы о животных.
викторины, конкурсы.
Методическое обеспечение:
19

Ван-Автов. Веселые задачки для девочек и мальчиков. – СПб.: ТОО
«Диамант», 1998. – 160 с. ил.;
Карта географическая «Природа Архангельской области»;
Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания
школьников младших классов. Архангельск, 1995;
Плешак Т.В. Березовый перезвон. Заметки натуралиста. – Архангельск,
1998.
Тема 3.4. Лес – наше богатство. Путешествие по этажам леса (2 часа, из
них: 2 ч. – практика).
Теория: развитие понятий о взаимосвязях организмов, о связях между ними и
живой природой, об охране и рациональном лесопользовании.
Практика: экскурсия в музей леса имени А.Ф. Заволожина;
комментированное чтение: рассказы о лесе.
Методическое обеспечение:
Плешак Т.В. Березовый перезвон. Заметки натуралиста. – Архангельск,
1998;
Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по
экологии. Учебное пособие для учителей начальных классов. Архангельск,
1997.
Тема 3.5. Охрана природы. Краснокнижный растительный и животный
мир. Исследовательский проект (2 часа, из них: 2 ч. – практика).
Теория: сформировать представления о природопользовании, антропогенном
воздействии на природу. Охрана природы Архангельской области.
Практика: демонстрация иллюстрированного материала, таблицы с данными
о загрязнениях природы человеком. Подготовка сообщения, доклада,
исследовательской работы. С последующим участием в конференциях,
конкурсах;
экскурсия в ГБУ Архангельской области «Центр природопользования и
охраны окружающей среды», - Красная книга Архангельской области.
20

Методическое обеспечение:
Плакаты:
1. «Охраняйте и привлекайте наших пернатых друзей – полезных птиц!»
2. «Охраняйте редких животных Ленинградской области!» (на примере)
3. «Охраняйте

дикорастущие

растения

Ленинградской

области!»

(на

примере)
Алеутский

Н.Н.

Дикорастущие

съедобные

растения

Севера.

–

Архангельск: «Правда Севера», 1998;
Красная книга Архангельской области. Архангельск, 1995.
Тема 4.1.

История, географические особенности,

известные люди,

события Архангельской области (4 часов, из них: 2 ч.- теория, 2 ч. –
практика).
Теория:

история

Исторические

города

аспекты.

Архангельска
Географические

и

Архангельской
особенности:

области.
природно-

климатические. Известные люди, события нашего края.
Практика: демонстрация иллюстрированного материала – по открыткам
отгадать наиболее интересные места города;
викторины, конкурсы;
экскурсия в ГБУК АО Архангельский краеведческий музей по теме
«Наш город»;
экскурсия в музей деревянного зодчества под открытым небом «Малые
Корелы».
Методическое обеспечение:
Открытки, буклеты, иллюстрации, фото;
Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по
экологии. (региональный компонент). Учебное пособие для учителей
начальных классов. Архангельск, 1997;
Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки/Фотогр. Автора. –
М.: Дет. лит., 1986. – 191 с., фотоил.;
21

Путешествие с волшебницей природой. Методические материалы.
Авторы-составители: Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В., Архангельск, 1997.- 147 с.
Тема 4.2. Народные традиции Севера (4 часа, из них: 2 ч.- теория, 2 ч. –
практика).
Теория: северный деревенский дом, приспособленность обустройства
северного дома к условиям окружающей среды, экология северного дома.
Практика: экологическая экскурсия «Улицы города рассказывают»;
Экскурсия в ГБУК АО Архангельский краеведческий музей по теме
«История нашего города».
Методическое обеспечение:
Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по
экологии. (региональный компонент). Учебное пособие для учителей
начальных классов. Архангельск, 1997.
Тема 4.3. Традиционные промыслы Северян (4 часа, из них: 2 ч.- теория,
2 ч. – практика).
Теория: традиционные промыслы: рыбный, деревообрабатывающий, история
и экология северного жемчуга.
Практика: экскурсия в музей народных промыслов и ремёсел Приморья.
Методическое обеспечение:
Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по
экологии. (региональный компонент). Учебное пособие для учителей
начальных классов. Архангельск, 1997.
Итоговое занятие раздела «Краеведение» (2 часа, из них: теория – 1 ч,
практика – 1 ч).
Теория: тест по пройденному материалу.
Практика: проведение краеведческой викторины по группам.
22

2 модуль: "Основы туризма"
Тема 2.1. Что такое туризм? (2 часа, из них: 2 ч.- теория)
Теория: что такое туризм, зачем люди путешествуют, в чем разница между
туристом и путешественником, история развития туризма, характеристика
туризма по видам. Обмен опытом

по проведенным путешествиям,

экскурсиям, поездкам.
Методическое обеспечение:
Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив.
Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка
самодеятельного туриста);
Черныш

И.В.

Походная

энциклопедия

путешественника/Игорь

Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил.
Тема 2.2. Виды туризма. Техника безопасности (2 часа, из них: 2 ч.теория).
Теория: характеристика туризма по видам. Основные понятия.
Практика: составление лэпбука, изготовление бумажного тоннеля по теме
занятия;
экскурсия в туристско-информационный центр.
Методическое обеспечение:
Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив.
Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка
самодеятельного туриста);
Черныш

И.В.

Походная

энциклопедия

путешественника/Игорь

Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил.
Тема 2.3. Туристское снаряжение (2 часа, из них: 2 ч. – практика).
Практика: экскурсия в магазин «Барс» - товары для активного образа жизни
и

туризма

(познакомиться

с:

посудой

для

приготовления

пищи,

приспособления для переноски, накидки от дождя и обувь, компас, палатки и
др.).
23

Методическое обеспечение:
Черныш

И.В.

Походная

энциклопедия

путешественника/Игорь

Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил.
Тема 2.4. Организация бивака, приготовление пищи. Особенности
питания (6 часа, из них: 2 ч.- теория, 4 ч. – практика).
Теория: выбор места для временных и длительных убежищ, строительство
различных типов убежища, обеспечение полноценного отдыха, разведение
костров, особенности питания: пищевая ценность продуктов питания,
питьевой режим. Санитарно-гигиенические правила питания.
Практика: выезд за пределы города (не в зеленой зоне) с целью разведения
костра и приготовлении пищи.
Методическое обеспечение:
Черныш

И.В.

Походная

энциклопедия

путешественника/Игорь

Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил.
Тема 2.5. Топография и ориентирование. Ориентирование по местным
признакам (4 часа, из них: 2 ч.- теория, 2 ч. – практика).
Теория: как ориентироваться на местности: ориентирование по компасу и без
компаса,

небесные

и

цветочные

часы,

топографические

знаки.

Ориентирование по местным признакам: по пням, по коре и лишайникам,
камням, растительности и др.
Практика: ориентирование на местности: сначала в городе, потом за
городом. Мастер – класс от профессионала.
Методическое обеспечение:
Черныш

И.В.

Походная

энциклопедия

путешественника/Игорь

Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил.
Тема 2.6. Основы гигиены туриста, первая доврачебная помощь (2 часа,
из них: 2 ч.- теория).

24

Теория: понятие о гигиене: личная гигиена, занимающихся туризмом.
Гигиена обуви и одежды. Походная аптечка. Особенности оказания первой
доврачебной помощи.

Измерение пульса, кровотечения, травмы, ушибы,

переломы, растяжения, ожоги,

отравления пищевые, укусы ядовитых

животных, приемы и способы переноски пострадавших.
Практика: консультация детского педиатра, медицинского работника
школы: практические способы переноски пострадавших.
Методическое обеспечение:
Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив.
Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка
самодеятельного туриста);
Черныш

И.В.

Походная

энциклопедия

путешественника/Игорь

Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил.
Тема 2.7. Основы фотодела (2 часа, из них: 2 ч.- теория).
Теория:

Основные

приемы

работы

с

фотоаппаратом.

Приглашение

специалиста по фотоделу.
Практика: Мастер – класс.
Методическое обеспечение:
Фотоальбомы с экскурсий по разделам: экология, краеведение, туризм,
фотожурналы, иллюстрации.
Тема 2.8. Походы выходного дня (ПВД): организация, подготовка,
проведение. (16часов, из них: 6 ч.- теория, 10 ч. – практика).
Теория: Методические рекомендации: организация, подготовка, проведение
туров экологической направленности, разработаны педагогом творческого
объединения «Юные путешественники».
маршрута.

Состав

группы

и

Цели путешествия и выбор

распределение

обязанностей,

техника

безопасности, подбор снаряжения и оборудования. Походный дневник,
составление отчета и обработка собранных материалов.
Практика: походы выходного дня.
25

Методическое обеспечение:
Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив.
Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка
самодеятельного туриста).
Черныш

И.В.

Походная

энциклопедия

путешественника/Игорь

Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил.
Итоговое занятие (2 часа, из них: теория – 2ч).
Теория: тест по пройденному материалу.
Практика: проведение туристской викторины.

26

2.5. Планируемые результаты
№

Раздел. Тема

I

Экология

Обучающиеся будут
Обучающиеся будут
знать
уметь
- базисные знания по - бережно относиться к
дисциплине экология;

окружающей среде и быть

- правила поведения вне вежливыми друг с другом
населенных пунктов
II

Природа
наш

- -

распространенные

и -

общий редкие виды растений и дорогам
животных Родного края;

дом

-

лекарственные

Краеведение

-

иметь

и

по

тропам

в

составе группы;
и - преодолевать несложные

ядовитые растения
III

передвигаться

естественные препятствия
общие - различать традиции и

представления

об промыслы своего региона

истории, географических
особенностях

города

и

Архангельской области
IV

Туризм

- порядок организации и проведения ПВД;

ориентироваться

по

карте и компасу;

- основы топографии и - воспитывать дружеские
ориентирования;

отношения;

- туристские возможности - организовать походный
Родного края
Формы
собеседование;

проверки

быт

результатов:

самостоятельная

работа;

наблюдение;
круглый

устный

стол;

опрос;

выполнение

творческой работы; беседа; тестирование; викторина; игра «Посвящение в
туристы»; анкетирование; участие в конкурсах; участие в походах.

27

3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Колво
Тема занятия
Форма занятия
часов
1 модуль: Путешествие в мир экологии и краеведения
1 Сентябрь
2
Вводное занятие
Беседа
3 неделя
«Введение в программу».
Техника безопасности.
2 4 неделя
2
Экология ближайшего
Беседа,
окружения дома, школы,
практическое
квартиры.
задание
3 5 неделя
2
Экология природного
Экскурсия
дома. Экскурсия в центр
природопользования и
охраны окружающей
среды
4 Октябрь
2
Флора Родного края.
Экскурсия
6 неделя
Экскурсия в
дендрологический сад
САФУ
5 7 неделя
2
Зелёная аптека.
Занятие Лекарственные растения
беседа
6 8 неделя
2
Фауна Родного края
Занятие объяснение
7 9 неделя
2
Фауна Родного края.
Экскурсия
Экскурсия в живой уголок
ЛДДТ
8 Ноябрь
2
Экскурсия в музей леса:
Экскурсия
10
«Лес – наше богатство»
неделя
9 11
2
Охрана природы.
Экскурсия
неделя
Краснокнижный
растительный и животный
мир. Экскурсия в
Национальный парк
«Русская Арктика»
10 12
2
Краеведение. История,
Занятие –
неделя
географические
объяснение.
особенности
Работа в
Архангельской области
группах
11 13
2
Краеведение.
Экскурсия
неделя
Экскурсия в «Аллею
путешествий»
12 Декабрь
2
Народные традиции
Занятие 14
Севера
беседа
неделя
13 15
2
Народные традиции
Экскурсия
неделя
Севера.
Экскурсия на фабрику
№ Дата

Форма контроля
Наблюдение
Тест
Наблюдение

Наблюдение

Выполнение
творческой работы
Круглый стол
Наблюдение
Наблюдение
Опрос

Самостоятельные
задания
Устный опрос
Самостоятельная
работа
Наблюдение

28

14 16
неделя
15 17
неделя

2

16 18
неделя

2

2

«Беломорские узоры»
Традиционные промыслы
Северян.
Экскурсия в музей
народных промыслов и
ремесел Приморья
Итоговое занятие

Занятия объяснение
Экскурсия

Домашнее задание
Тест
Промежуточная
аттестация по
итогам изучения 1
модуля: викторина,

анкета
«Удовлетворённость
детей занятиями в
творческом
объединении"
2 модуль: Основы туризма
17 Январь
2
Вводное занятие
19
неделя
18 20
2
Туризм.
неделя
Что такое туризм?
19 21
2
Виды туризма
неделя
Техника безопасности
20 Февраль
2
Туристское снаряжение.
22
Экскурсия в магазин Барс
неделя
или туристскоинформационный центр
21 23
2
Организация бивака,
неделя
приготовление пищи

22 24
неделя

2

23 25
неделя
24 Март
26
неделя
25 27
неделя
26 28
неделя

2

27 29
неделя

2

28 Апрель
30
неделя

2

Организация бивака.
Установка палатки
Район школы, детского
сада
Приготовление ппщи

2

Топография и
ориентирование

2

Ориентирование

2

Основы гигиены туриста,
первая доврачебная
помощь
Основы фотодела.
Выставка фотографий в
группе
ПВД (поход выходного
дня). Организация,
подготовка по

Беседа
Работа в
группах
Занятие –
беседа.
Занятие объяснение
Экскурсия

Наблюдение

Занятие –
беседа,
практическое
задание
Практическое
занятие
Работа в
группах
Занятие беседа
Занятие объяснение

Письменный опрос

Выход: район
школы
Занятие объяснение

Наблюдение

Занятие объяснение

Наблюдение

Занятие объяснение

Самостоятельная
работа

Домашнее задание
Самостоятельная
работа
Наблюдение

Самостоятельные
задания
Домашнее задание
Устный опрос

Самостоятельные
задания

29

методическим
рекомендациям
29 31
неделя
32
неделя

4

30 33
неделя
31 Май
34
неделя
35
неделя
36
неделя
32 Май
37
неделя
33 38
неделя

2

ПВД (поход выходного
дня). Организация,
подготовка по
методическим
рекомендациям
Тур экологической
направленности в Малые
Корелы
ПВД. Туристская песня

Турпоход
Работа в
группах

Наблюдение
Тест

Самостоятельная
работа
Наблюдение
Тест
Самостоятельная
работа

6

Поход о. Краснофлотский.
Подведение итогов

Работа в
группах
Работа в
группах

2

ПВД: «Мы – туристы»

Занятие - игра

Самостоятельные
задания

2

Итоговое занятие

Итоговое
занятие

Промежуточная
аттестация по
итогам изучения 2
модуля в форме
игры «Посвящение
в туристы»,
краеведческий тест,
анкета «Изучение
удовлетворённости
учащихся
атмосферой,
созданной в
объединении»

30

3.2. Формы аттестации и оценка образовательных
результатов освоения программы
Текущий контроль:
наблюдение;
устный опрос;
собеседование;
самостоятельная работа;
круглый стол;
выполнение творческой работы;
беседа;
тест.
Промежуточный контроль (по окончании 1-го полугодия, по итогам
изучения 1 модуля):
викторина;
анкета

«Удовлетворённость

детей

занятиями

в

творческом

объединении (в конце первого полугодия);
Итоговый контроль (по окончании учебного года, по итогам изучения 2
модуля):
викторина;
краеведческий тест;
игра «Посвящение в туристы».
анкета «Изучение удовлетворённости учащихся атмосферой, созданной
в объединении» (в конце учебного года).
Система оценивания – безотметочная.
Образовательная деятельность по Программе предполагает обучение
детей определённым знаниям, умениям и навыкам.
Таблица
программы

демонстрирует
ребёнком.

технологию определения уровня освоения

Критерии оценки выражены в процентном

отношении и баллах.

31

Критерии диагностической оценки
Баллы
7

6

5

4

3

2

1

Уровень освоения
программы (%)
Критерии оценки
97-100%
Очень высокий уровень теоретических знаний,
практических и творческих умений. В процессе
реализации программы у ребенка выработались
профессиональные качества.
80-96%
Высокий уровень освоения ребенком программы.
Теоретические знания и практические (творческие)
умения взаимно дополняют друг друга и выходят за
рамки программного минимума.
65-79%
Уровень освоения программы выше среднего. Ребенок
усвоил необходимый набор знаний и имеет достаточный
творческий потенциал, но высоких достижений в данном
виде деятельности не наблюдается.
50-64%
Средний уровень усвоения (достаточный). Имеется
определенный набор знаний и умений и возможно их
практическое применение в повседневной жизни.
32-49%
Уровень освоения программы ниже среднего. Знания и
умения единичны, отсутствует системность в усвоении
материала.
13-31%
Низкий уровень. У ребенка присутствуют отдельные
представления о предмете и мотивация к его
дальнейшему изучению (личный интерес, природные
данные).
0-12%
Очень низкий уровень. Знаниями, умениями и навыками
по данному предмету практически не владеет. В
основном наблюдается в начале первого года обучения.

Диагностика уровня ЗУН учащихся
Название объединения__________________
Ф.И.О.педагога_________________________
период______________
№

Ф.И. ребенка

НА

ПРА

ВЛЕ

№ группы _____

НИ

Я

Средний Итоговый
балл
балл

1
2
3
4
5
6
7
32

8
9
10
11
Дополнения:__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________

33

3.3. Оценочные материалы
АНКЕТА
«Удовлетворённость детей занятиями
в творческом объединении»
Цель: Исследовать удовлетворённость детей от посещения занятий в
творческом объединении «Юные путешественники».
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы, предложенные в анкете. Вы
можете выбрать один из предложенных ответов, подчеркнув его, или дать
свой ответ, вписав его в пустую графу.
(анкетирование проводится анонимно).
1. Приносят ли занятия в объединении пользу, и какую?
- развиваются способности, знания, качества необходимые для обучения в
данном детском объединении;
- интересно учиться;
- на занятиях нравится общаться со сверстниками;
- обучение на занятиях даёт пользу в будущей взрослой жизни;
- занятия повышают уверенность в себе;
- затрудняюсь ответить;
- свой ответ_______________________________________________________
2. С каким настроением вы приходите на занятия?
- с весёлым, радостным, счастливым настроением;
- со спокойным настроением;
- с серьёзным настроением;
- с раздражённым настроением;
- с грустным настроением;
- с сердитым настроением;
_______________________________________________________________
3. С каким настроением вы уходите с занятий?
- с весёлым, радостным, счастливым настроением;
- со спокойным настроением;
34

- с серьёзным настроением;
- с раздражённым настроением;
- с грустным настроением;
- с сердитым настроением;
__________________________________________________________________
4. Какие взаимоотношения в группе преобладают?
- тёплые, дружественные взаимоотношения;
- нейтральные взаимоотношения;
- проблемные взаимоотношения;
__________________________________________________________________
5. В чём вы видите смысл посещения занятий?
- в развитии своих умений, навыков;
- в познании и понимании окружающего мира;
- в самопознании и самосовершенствовании;
__________________________________________________________________
6. Поддерживают ли вас родители и друзья?
- поддерживают и родители и друзья;
- поддержка только со стороны родителей;
- поддержка только со стороны друзей;
- бывает по-разному;
- никто не поддерживает;
- препятствуют моему посещению занятий;
_________________________________________________________________
ТЕСТ
по разделу Экология - «Экология и я»
1. Вы находитесь в ванной комнате и чистите свои зубы. Сколько литров
воды утекает за это время понапрасну?
А – один литр;
Б – два литра;
В – пять литров.
1. Ваша семья закончила читать газеты, ваши действия:
35

А – выбрасываете при первой необходимости;
Б – запихиваете в груду бумаг на балконе с целью насобирать побольше,
сдать макулатуру и получить благодарность от местного отделения «Greeh
Peace»;
В – это вообще не мое дело.
3. Автомобиль ваших родителей грязен до невозможности.
Вы:
А – едете вместе с родителями на станцию техобслуживания, где вашего
железного коня и помоют;
Б – поручаете дело местным мальчишкам;
В – ставите его посреди ближайшего газона и самолично заботитесь о его
чистоте,
используя
все
новейшие
достижения
химической
промышленности.
4. В полдень вы обещали быть у друзей. Вы:
А – слезно умоляете папочку подбросить вас на машине;
Б – надеваете ролики – и вперед;
В – решаете вообще никуда не идти. Все равно опоздаете.
5. Ваша любимая рубашка требует стирки. Вы:
А – стираете ее быстренько вручную;
Б – перепоручаете стирку старшей сестре – пусть делом займется;
В – засовываете рубашку в стиральную машину.
6. Чаше всего вы покупаете напитки в:
А – стеклянной посуде;
Б – пластиковой посуде;
В – бумажной посуде.
7. Представьте, вы сидите холодным вечером в машине. Чтобы не
превратиться окончательно в ледышку, вы:
А – надеваете свитер, предусмотрительно захваченный из дома;
Б – тщательно закрываете все окна;
В – просите родителей включить печку.
8. Вам необходимо сделать кое-какие наброски для завтрашнего доклада.
Для этого вы используете:
А – отличную новую, еще хрустящую бумагу;
Б – блокнот для записей;
В – старые черновики, ведь с обратной стороны на них ничего не
написано.
9. Вы с друзьями были на пикнике в ближайшем лесу. После вас:
А – осталось несколько холмиков земли, под которыми находятся честно
зарытые вами банки, склянки, кожура и прочие остатки веселья;
Б – ничего не найти. Весь мусор вы увезли с собой, чтобы выбросить на
помойку;
В – хоть потоп! Вы не дворник! А с яркими баночками на ветках деревьев
в этом унылом лесу даже симпатичней. А то все зеленый, да зеленый.
10. На уроках природоведения в школе вы:
А – обычно спали;
36

Б – рисовали на обложке тетради Черное море;
В – всерьез задумались об окружающей вас природе.
__________________________________________________________________
АНКЕТА
«Изучение удовлетворённости учащихся атмосферой,
созданной в объединении»
Цель: Определить степень удовлетворённости учащихся атмосферой,
созданной в творческом объединении «Юные путешественники».
Ход проведения: учащимся предлагается прослушать утверждения и
определить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен
3 - согласен
2- трудно сказать
1- не согласен
0 - совершенно не согласен
1. Я иду на занятия в объединение с радостью.
2. На занятиях у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем объединении хороший руководитель.
4. К нашему руководителю можно обратиться за советом и помощью в
трудной жизненной ситуации.
5. В группе я могу всегда высказать своё мнение.
6. Я считаю, что на занятиях в группе созданы все условия для развития моих
способностей.
7. Я считаю, что занятия по-настоящему готовят меня к самостоятельной
деятельности.
8. На летних каникулах я скучаю по объединению.
Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости

учащихся атмосферой, созданной в объединении (У) является частное от
деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество
ответов.
37

Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени
удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это
соответственно

свидетельствует

о

средней

и

низкой

степени

удовлетворённости учащихся атмосферой, созданной в объединении.

38

3.4. Методическое обеспечение программы
Программа может быть использована для работы педагогами школ в
рамках внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования
туристско-краеведческой направленности.
Для реализации программы необходимы методические пособия и
наглядный материал:
№
I

Раздел
"Экология",

Методические пособия, литература
-

методическая

литература:

Колбасенко

М.Н.,

"Природа – наш Севастьянова З.П. Дидактические материалы по
общий дом"

экологии.
пособие

(региональный
для

учителей

компонент).

Учебное

начальных

классов.

Архангельск, 1997;
- карта "Природа Архангельской области";
- Красная книга Архангельской области;
- Ван-Автов. Веселые задачки для девочек и
мальчиков. – СПб.: ТОО "Диамант", 1998. – 160 с. ил.
- дидактические игры; демонстрационный материал:
плакаты: "Охраняйте и привлекайте наших пернатых
друзей – полезных птиц!", "Охраняйте редких
животных

области!",

"Охраняйте

дикорастущие

растения области!"
II

"Краеведение"

- географические карты города Архангельска и
городов Архангельской области;
- исторические материалы, открытки и др.;
-

Путешествие

Методические

с

волшебницей

материалы.

природой.

Авторы-составители:

Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В., Архангельск, 1997.- 147 с.
III "Туризм"

- методическая литература: Веретенников Е.И.,
Дрогов

И.А.

Общественный

туристский

актив.
39

Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат,
1990. – 176 с. – (Б-чка самодеятельного туриста).
Черныш

И.В.

Походная

энциклопедия

путешественника/Игорь Всеволодович Черныш. –М.:
ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил.
- Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб
школьников: Пособие для руководителя. – М.:ТЦ
Сфера, 2004. – 224 с. – (Библиотека вожатого).
- путевые документы (маршрутный лист, график
прохождения маршрута и др.)
- туристское снаряжение (личное и групповое):
рюкзак, уретановый коврик – "сидушка", спальный
мешок, набор посуды, палатка, медицинская аптечка,
фото-видеонабор, гитара и др.

40

3.5 Условия реализации программы
Кадровые ресурсы: педагог дополнительного образования туристскокраеведческой

направленности,

соответствующий

Профессиональному

стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
05.05.2018 № 298н).
Учебный кабинет, соответствующий (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Материально-техническое обеспечение:
1. Учебные парты.
2. Классная доска.
3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
4.

Мультимедийные

(цифровые)

образовательные

ресурсы

(презентации, фильмы и др.).
5. Палатки.
6. Спальники.
7. Коврики-сидушки.
8. Костровой инвентарь.
9. Тенты и др.
Дидактические ресурсы: литература по туристскому направлению,
специальная литература.
Для учащихся с ОВЗ индивидуальный образовательный маршрут
(ИОМ) не предусмотрен.

41

3.6. Список информационных источников
Список литературы для педагога:
1.

Антонов

О.

В.

Возможности

туризма

для

формирования

универсальных учебных действий школьников [Текст] / О. В. Антонов //
Методист. - 2013. - № 3. - С. 34-37.
2.

Бостанджогло М. М. Воспитательный потенциал детского туризма

[Текст] / М. М. Бостанджогло, М. И. Рожков // Воспитание школьников. 2015. - № 8. - С. 23-28.
3.

Верин-Галицкий Д. В. Экспедиция и поход как школа взросления

[Текст] / Д. В. Верин-Галицкий // Нар. образование. - 2016. - № 9-10. - С.
154-159.
4.

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. В поход с классом: Пособие для

классного руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с. (Серия "Библиотека
вожатого").
5.

Колодкина, С. И. Реализация программ развития школьного

туризма в отдельно взятой школе [Текст] / С. И. Колодкина // Исследоват.
работа школьников, № 1. - 2014. С. 113-121.
6.

Константинов, Ю. С. Воспитательные возможности туристско-

краеведческой деятельности [Текст] / Ю. С. Константинов // Воспитание
школьников, № 3. 2014. - С. 23-26.
7.

Кривенко М. С. Приключенческая игра как форма активизации

интереса школьников к занятиям туризмом [Текст] / М. С. Кривенко // Доп.
образование и воспитание. - 2017. - № 1. - С. 27-28.
8.

Куценко Е.

Современные Робинзоны [Электронный ресурс]

:

выживание в дикой местности / Е. Куценко // Клас. руководство и воспитание
школьников: Первое сентября. - 2013. - № 7-8. - С. 41-43.
9.

Мартемьянов В. В. Система природоведческого образования в 5-9

классах [Текст] / В. В. Мартемьянов // География и экология в шк. XXI в. 2013. - № 9. - С. 62-65.

42

10. Пилюгина, Е. В. Школа юного экскурсовода как средство развития
социального туризма [Текст]

/ Е. В. Пилюгина, О. Ю. Латышев // Соц.

педагогика. - 2013. - № 2. - С. 60-65. - Библиогр.: с. 65.
11. Погодина В. Л. Актуальные вопросы организации туристскообразовательной деятельности школьников [Текст] / В. Л. Погодина //
География и экология в шк. XXI в. - 2018. - № 10. - С. 50-56, 61. - Библиогр. в
конце ст.
12. Саватеева, М.

Заветные тропы

[Электронный ресурс]

:

экологическое просвещение / М. Саватеева // Клас. руководство и воспитание
школьников: Первое сентября. - 2013. - № 7-8. - С. 44-46.
13. Сухинин, С. А. Практическая составляющая при изучении туризма
как перспективной отрасли экономики России в школьном курсе географии
[Текст] / С. А. Сухинин // География в шк. - 2013. - № 10. - С. 42-47. Библиогр.: с. 47.
14. Суркова, Л. Ребёнок от 8 до 13 лет: самый трудный возраст/ Л.
Суркова. – Москва: Издательство АСТ, 2015. – 192.
15.

Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. –

М.:Гардарики, 2005. – 39 с.
Список литературы для родителей:
1.

Антонов

О.

В.

Возможности

туризма

для

формирования

универсальных учебных действий школьников [Текст] / О. В. Антонов //
Методист. - 2013. - № 3. - С. 34-37.
2.

Богданова С. Подарим детям каникулы// Туризм: практика,

проблемы, перспективы, - 2003, №4. – с. 44-45.
3.

Верин-Галицкий Д. В. Экспедиция и поход как школа взросления

[Текст] / Д. В. Верин-Галицкий // Нар. образование. - 2016. - № 9-10. - С.
154-159.
4. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. В поход с классом: Пособие для
классного руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с. (Серия
"Библиотека вожатого").
43

5. Колодкина, С. И. Реализация программ развития школьного туризма в
отдельно взятой школе [Текст] / С. И. Колодкина // Исследоват. работа
школьников. - 2014. - № 1. - С. 113-121.
6. Константинов Ю. С. Из истории детского туризма в России (1918 –
2008 гг.). – М.:ФЦДТиК, 2008.
7. Озеров А.Г. Этнография и краеведения – организация и проведение
практических исследований. – М.: Юный краевед, 2014.
8. Черныш

И.В.

Походная

энциклопедия

путешественника/Игорь

Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил.
9. Красная книга Архангельской области. Архангельск, 2008 г.
Список литературы для обучающихся:
1.

Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. В поход с классом: Пособие для

классного руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с. (Серия "Библиотека
вожатого").
2. Константинов Ю. С. Из истории детского туризма в России (1918 –
2008 гг.). – М.:ФЦДТиК, 2008.
3. Черныш И.В. Походная энциклопедия путешественника/Игорь
Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил.
4. Красная книга Архангельской области. Архангельск, 2008 г.
Список интернет-источников:
1.

Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный

ресурс].- Режим доступа: http://window.edu.ru/ (дата обращения 20.09.2019) .
2.

Навигатор дополнительного образования Архангельской области

[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dop29.ru/program/1254dopolnitelnaya-obshcherazvivayushchaya-programma-podvizhnye-igry

(дата

обращения 10.10.2019).
3.

Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс] - Режим

доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/sazonov-alexey/metodicheskii-sbornik-igrydlja-uchaschihsja-mladshego-shkolnogo-vozrasta-3558.html (дата обращения
25.05.2019) .
44

Приложение 1
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
Компетентность

(лат.

Competens

—

подходящий,

соответствующий,

надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего
всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому
является веским, авторитетным.
Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного
действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его
включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два
аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности
определяет превращение ресурса в продукт.
Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος
— понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов
между собой и с их средой обитания. Термин впервые предложил немецкий
биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге "Общая морфология организмов"
("Generelle Morphologie der Organismen").
Фло́ра (лат. flora) в ботанике — исторически сложившаяся совокупность
видов растений, распространённых на конкретной территории ("флора
России") или на территории с определёнными условиями ("флора болот") в
настоящее время или в прошедшие геологические эпохи.
Фа́уна (от лат. Fauna — богиня лесов и полей, покровительница стад
животных) — исторически сложившаяся совокупность видов животных,
обитающих на определённой территории. Фауна любой территории
складывается из разных фаунистических комплексов, которые объединяют
виды, имеющие сходные ареалы.
Экскурсия (от лат. Excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное
посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными
или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом.
Показ

объектов

происходит

под

руководством

квалифицированного

специалиста — экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта,
45

оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с
этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью,
так и частью комплекса туристских услуг.
Участник

экскурсии

—

экскурсант.

К

экскурсантам

относят

лиц,

пребывающих в какой-либо местности менее 24 часов.
Тур (турне) — посещение различных мест с какой-либо целью в рамках
одной спланированной поездки с возвращением в исходный пункт.
Техногенная катастрофа — крупная авария (катастрофа) на техническом
объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и/или экологическую
катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её
случайность

(тем

самым

она

отличается

от

терактов).

Обычно

противопоставляется природным катастрофам. Однако подобно природным,
техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а
также привести к подъёму или потере авторитета власти. Юридически
классифицируют как чрезвычайную ситуацию.
Топография (др.-греч. Τоπος — место и γράφω — пишу) — научная
дисциплина,

изучающая

методы

изображения

географических

и

геометрических элементов местности на основе съёмочных работ (наземных,
с воздуха или из космоса) и создания на их основе топографических карт и
планов.
Топография

может

рассматриваться

и

как

самостоятельный

раздел

картографии, изучающий проблемы картографирования территорий, и как
раздел геодезии, посвященный вопросам проведения измерений для
определения

геометрических

характеристик

объектов

на

земной

поверхности.
Бивак, бивуак (от фр. bivouac) — оборудованное место расположения
людей на отдых (днёвку, ночёвку и так далее) в условиях естественной
природной среды.

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».