ДООП Морское дело плюс

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 4
«21» декабря 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ № 328 от
«21» декабря 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МОРСКОЕ ДЕЛО ПЛЮС»
Физкультурно-спортивная направленность
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации программы: 1 год

Авторы-составители:
Шулиокас Станислав Константинович,
педагог дополнительного образования;
Щербина Сергей Иванович,
педагог дополнительного образования

Архангельск
2022
1

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информационная карта

3-4

2. Комплекс основных характеристик программы

5-18

2.1

Пояснительная записка

5-9

2.2

Учебный план

10

2.3

Учебно-тематический план

10-11

2.4

Содержание программы

12-17

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

3. Комплекс организационно-педагогических условий

18
19-31

3.1

Календарный учебный график

19-21

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

22-24

3.3

Оценочные материалы

25-27

3.4

Методическое обеспечение программы

28

3.5

Условия реализации программы

29

3.6

Список информационных источников

30

2

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование образовательной
программы, в рамках которой реализуется
данная программа (услуга)
Год разработки
Вид деятельности по программе
Направленность дополнительного
образования
Аннотация (краткое описание содержания и
иная информация, необходимая для
заказчиков и получателей образовательных
услуг)

3
4
5
6

7

7

9
10

11

12
13

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ (ББ52))
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Морское
дело плюс»
2022
Морское дело плюс
Физкультурно-спортивная

Программа направлена на
систематическую и целенаправленную
педагогическую деятельность по
формированию у учащихся сознания
принадлежности к месту зарождения
морской культуры России и на
профориентацию учащихся. Программа
способствует воспитанию юных моряков,
разделяющих и принимающих традиции,
ценности «северного морского духа» и
Русского Севера, свободомыслящих,
крепких духом, неустрашимых людей,
способных сохранять свои личностные
качества в любых жизненных ситуациях.
Указание на уровень сложности содержания Базовый
программы (стартовый
(ознакомительный), базовый, продвинутый (
углублённый))
Место реализации программы (фактический МБОУ Архангельская СШ Соловецких
адрес оказания услуги; при реализации
юнг
программы в сетевой форме в разных
Адрес: 163065, Архангельская область,
местах указываются все адреса)
г.Архангельск, территориальный округ
Майская горка, ул.Прокопия Галушина,
д.25, корп.1.
Возрастная категория учащихся (адресат
1-11 классы. 7-17 лет
программы)
Указание на необходимость медицинского
Медицинского заключения не требуется
заключения об отсутствии
противопоказаний к занятию
соответствующим видом спорта (для
программ физкультурно-спортивной
направленности)
Указание на адаптированность программы _
для учащихся с ОВЗ (включая указание на
вид ограничений)
Нормативный срок освоения программы
1 год
(продолжительность обучения)
Режим занятий, продолжительность
1 раз в неделю по 2 академических часа;
каждого занятия
1 академический час – 45 мин.
3

14 Сведения о педагогических работниках,
реализующих программу (Фамилия имя
отчество, квалификационная категория,
образование, регалии)
15 Форма обучения по программе (очная,
заочная, очно-заочная)
16 Объем программы общий и отдельно по
формам обучения (очная/заочная), по
использованию дистанционных технологий
(с использованием/ без использования), по
использованию сетевой формы (с
использованием/ без
использования), формам организации
образовательной деятельности (групповая/
индивидуальная)
17 Минимальное максимальное число детей,
учащихся в одной группе

4

Шулиокас Станислав Константинович,
педагог дополнительного образования;
Щербина Сергей Иванович, педагог
дополнительного образования
Форма обучения очная
Объём - 72 академических часа в год.
Очная форма – 72 академических часа.
Групповая форма организации
деятельности – 72 академических часа.

Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 15 человек

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основе сложившейся морской практики и
составлена с учётом региональных северных климатических условий и традиций
поморов.
Программа направлена на систематическую и целенаправленную педагогическую
деятельность по формированию у учащихся сознания принадлежности к месту
зарождения морской культуры России и на профориентацию учащихся.
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями времени,
целями и задачами обучения, воспитания, развития детей младшего, среднего и
старшего школьного возраста. Данную программу предполагается опробовать при
сотрудничестве с МБОУ АСШСЮ. Реализация программы рассчитана на 1 год. Возраст
учащихся от 7 лет до 17 лет. Основной упор предполагается сделать на ориентирование
детей по изучению морской практики и морского дела, формирование у них мотивации к
дальнейшей работе на флоте.
Новизна данной программы заключается в том, что по форме организации
образовательного процесса она является модульной.
Программа способствует воспитанию юных моряков, разделяющих и
принимающих традиции, ценности «северного морского духа» и Русского Севера,
свободомыслящих, крепких духом, неустрашимых людей, способных сохранять свои
личностные качества в любых жизненных ситуациях.
Актуальность данной программы.
Программа «Морское дело плюс» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции).
 Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы),
разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития образования», АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование» от 18.11.2015.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во
многом зависит от уровня гражданского образования и воспитания. Критерием работы по
программе должно стать глубокое осознание учащихся своей неразрывности с Малой
Родиной и нераздельной сопричастности с ней, с тем, что составляет её: природой,
историей, культурой, народом, родным языком, территорией, климатом, образом жизни,
менталитетом и т.д. Формирование в детях чувства любви к морю и поморским
традициям.
Возможность использования программы в других образовательных системах.
Программа реализуется на базе МБОУ Архангельская СШ Соловецких юнг.
5

Программа может быть использована как дополнительная общеобразовательная
программа в учреждениях дополнительного образования, и как программа внеурочной
деятельности в образовательных организациях.
Целью данной программы является образование и просвещение учащихся на
основе сохранения и приумножения культурного наследия русского северного народа,
возрождения поморских традиционных нравственных ценностей, совершенствование
физического и духовного здоровья посредствам приобщения к морскому делу.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование навыков морского искусства, умения в преодолении препятствий
природного морского и специального характера;
2. Приобщение учащихся к основам морского дела.
Развивающие:
1. Развитие функциональных способностей организма через общеукрепляющую и
общеразвивающую подготовку, специальную морскую подготовку;
2. Популяризация и развитие в городе Архангельске морского многоборья.
Воспитательные:
1. Воспитание патриотизма и гордости за Отечество, уважение к истории морского
флота, ее традициям;
2. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии в
сфере морской деятельности;
3. Охрана и укрепление здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни,
профилактика вредных привычек и асоциального поведения.
Отличительная особенность.
Дополнительно к программе учащиеся участвуют в проводимых конкурсах,
смотрах, спортивных, досуговых и культурно-массовых мероприятиях. По решению
преподавателя наиболее подготовленные учащиеся могут участвовать в городских,
областных соревнованиях.
Для учащихся по данной Программе 1-2 раза в год организуется «День здоровья»,
где учащиеся, допущенные по медицинским показателям (предоставление справки от
медицинского работника) принимают участие в сдаче норм ГТО.
Адресат программы. Обучающимися являются дети младшего, среднего и
старшего школьного возраста от 7 до 17 лет без специальной подготовки и без
вступительных испытаний перед началом учебного года.
Характеристика учащихся.
Дети 7-8 лет подвижны, любознательны, впечатлительны, любят подражать и
вместе с тем не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору
высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и
выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и
доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Дети
9-10
лет отличаются
большой
жизнерадостностью,
внутренней
уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности.
Эмоции занимают важное место в психике этого возраста. Дети весьма дружелюбны,
легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки
их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная
6

коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не
безразличны к той роли, которая им при этом выпадает.
У детей в возрасте 11-12 лет резко возрастает значение коллектива, его
общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и
действий. Они стремятся завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в
коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости,
возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются
абстрактные формы мышления. Часто они не видят прямой связи между
привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно
проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку.
У детей 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования,
которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется
способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и
утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают
обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться
поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и
малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия.
Дети 16-17 лет перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Их мышление
достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но
неустойчивая самооценка, есть комплексы. Любят дебаты и споры. Их воображение
обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или
к исключительной социальной группе. Дети устремлены в будущее, построение
жизненных планов. Растет желание помогать другим, потребность в неформальном,
доверительном общении с взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с
взрослыми на более высоком сознательном уровне.
Принципы.
Образовательный процесс обучения морскому делу строится на основе реализации
следующих принципов:
 сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности;
 учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
 включения детей в активную творческую деятельность;
 опоры на чувственно-эмоциональную сферу ребенка;
 вовлечения детей в творческую преобразующую деятельность, дающую
возможность для самовыражения личности;
 использования положительной мотивации на осознанное овладение системой
знаний, умений, навыков;
 использования деятельностно-практических стимулов: игра, соревнование и
словесно-деятельностных:
эмоционально-образный,
проблемно-поисковый,
общественно-оценочный;
 обеспечения последовательного развития личности ребёнка.
Сроки и этапы реализации программы – 1 год обучения. 72 академических
часов в год.
Этапы реализации программы:
Программа имеет 3 модуля.
7

Модуль 1 – «Основы морской практики». Данный модуль дает возможность
ученикам ознакомиться с особенностями морской практики на торговых судах морского
флота. Историческое возникновение морских традиций на флоте и условия их
возникновения. Формирование морской формы и особенности ее ношения.
Реализуется с сентября по ноябрь.
Модуль 2 – «Морское дело». Данный модуль направлен на первичное и
ознакомительное изучение хитростных морских наук и морской практики. Учащиеся
знакомятся с основными мореходными качествами плавательных средств, типами
спасательных шлюпок, правилами и способами управления, флажным семафором,
спасательным концом Александрова, бросательным швартовным концом «выброской» и
приобретают навыки их использования в морской практике.
Реализуется с декабря по апрель.
Модуль 3 – «Парусный спорт». Данный модуль предусматривает краткую
характеристику парусного спорта. Изучение основных элементов парусного флота и
спорта. Парусный спорт в системе физического воспитания. Основные этапы развития
парусного спорта. Характеристика путей развития современного состояния парусного
спорта в России. Участие советских и российских яхтсменов в Олимпийских играх,
первенствах мира, Европы и других международных соревнованиях. Характеристика
современного состояния парусного спорта в стране и в данной физкультурной
организации (массовость, уровень спортивных достижений, подготовка тренерских
кадров, состояние материальной базы).
Реализуется с апреля по май.
Объём программы: 72 академических часа в год.
Формы занятий:
Содержание раскрывается в следующих формах:
 Получение теоретических знаний;
 Практические занятия;
 Беседы и творческие встречи;
 Самостоятельная работа с литературой;
 Подготовка к конкурсам (коллективно и индивидуально);
 Анализ работ учащихся.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа. 1 академический час – 45
мин.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы:
1. Федеральной закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р).
8

5. Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
7. Распоряжение Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г. № 296 –рп
«О Концепции целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей в Архангельской области в 2020 – 2022 годах».
8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 22
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015
№ 09-3242.

9

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Наименование разделов,
модулей
Основы безопасной
жизнедеятельности, инструктажи
Модуль «Основы морской
практики»
Модуль «Морское дело»
Модуль «Парусный спорт»
Сдача контрольных нормативов
ИТОГО:

Количество часов
11
16
34
8
3
72

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п

1
1,1

1,2

1,3
1,4

1,5

1,6

1,7

1,8

Учебно-тематический план.
2 часа в неделю (72 часа в году).
Форма
Тема занятия
занятия
Теория
Кол-во
часов
Инструктажи:
11
Повторение пройденного материала. Знакомство
1
с задачами на второй год обучения по данной
программе.
Вводный инструктаж по ТБ. Инструктаж по
1
правилам безопасного участия в дорожном
движении с целью профилактики дорожнотранспортного травматизма среди учащихся и
воспитанников, в связи с началом нового учебного
года
Целевой инструктаж № 1. Обеспечение мер
1
пожарной безопасности
Целевой инструктаж № 2. Обеспечение
1
профилактической работы по правилам
безопасного поведения на льду, оказанию первой
медицинской помощи провалившемуся под лед
Целевой инструктаж № 3. Обеспечение правил
1
поведения при участии в культурно-массовых
мероприятиях в помещениях и на улице
Целевой инструктаж № 4. Обеспечение
1
предупреждения детского электротравматизма,
сохранения жизни и здоровья подрастающего
поколения
Повторный инструктаж по ТБ . ТБ на учебных
1
занятиях (по направлениям дополнительных
общеразвивающих программ (ДОП)
Целевой инструктаж № 5. Обеспечение мер
1
пожарной безопасности
10

Форма
занятия ИТОГО:
Практика
Кол-во
часов
0
11
0
1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1,9

1,12
1,13

2
2,1
2,2
2,3
2,4
2,5
2,6
2,7
2,8
2,9
2,91
3
3,1
3,2
3,3
3,4
3,5
3,6
4
4,1
4,2
5

Целевой инструктаж № 6. Обеспечение
профилактической работы по правилам
безопасного поведения в период ледохода, по
запрету выхода на лед в весенний период,
оказанию первой медицинской помощи
провалившемуся под лед
Целевой инструктаж № 7. Обеспечение мер
пожарной безопасности
Целевой инструктаж № 8. Обеспечение
безопасности на водоемах в весенне-летний
период, подготовке к навигации и купальному
сезону года
Основы морской практики.
Морская дисциплина.
Морские традиции.
Морской торговый флот.
Задачи решаемые флотом.
Морские торговые суда.
Типы судов.
Морские характеристики судов.
Дальность плавания.
Автономность.
Тест.
Морское дело.
Флажной семафор.
Такелажное дело. Морские узлы.
Спасательная морская шлюпка ЯЛ-6.
Тест
Швартовный бросательный конец.
Спасательный конец Александрова. Спасение
человека за бортом.
Парусный спорт.
Знакомство с парусным спортом. Краткие сведения
о развитии парусного спорта. Роза ветров.
Знакомство с устройством и вооружением яхт и
швертботов типа «Оптимист». Галсы.
Сдача контрольных нормативов, зачеты.
ИТОГО:

11

1

0

1

1

0

1

1

0

1

10
1
1
1
1
1
1
1
1

6
0
0
0
0
0
0
0
0

16
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
6
1
1
1
1
1
1

6
0
28
9
9
4
1
1
4

7
1
34
10
10
5
2
2
5

2
1

6
0

8
1

1

6

7

1
30

2
42

3
72

2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модульный учебный курс «Основы морской практики»
Данный модуль дает возможность ученикам ознакомиться с особенностями морской
практики на торговых судах морского флота. Историческое возникновение морских
традиций на флоте и условия их возникновения. Формирование морской формы и
особенности ее ношения.
Цель данного модуля – сформировать необходимый минимальный объем морских
знаний у учеников, носящих морскую форму.
Задачами данного модуля являются:
 формирование навыков строгого соблюдения дисциплины и морских традиций;
 наработка начальных навыков морской практики, такелажного дела и флажного
семафора.
Ожидаемые результаты.
Учащийся должен знать:
 морские традиции;
 основы морской практики;
 правила установки визуальной связи.
Учащийся должен уметь:
 соблюдать дисциплину;
 выполнять морские традиции;
 приобрести навыки вязания морских узлов;
 выполнять правильную постановку позиций флажков.
Содержание модуля:
Теория: Морская дисциплина. Морские традиции. Морские термины. Основные
определения, команды. Порядок установки визуальной связи.
Практика: Отработка позиций постановки флажков. Наработка навыков вязания
морских узлов.
Модульный учебный курс «Морское дело».
Данный модуль направлен на первичное и ознакомительное изучение хитростных
морских наук и морской практики. Учащиеся знакомятся с основными мореходными
качествами плавательных средств, типами спасательных шлюпок, правилами и способами
управления, флажным семафором, спасательным концом Александрова, бросательным
швартовным концом «выброской» и приобретают навыки их использования в морской
практике.
Цель данного модуля – ознакомить учащихся с основами морской практики и их
особенностями.
Задачами данного модуля являются:
 ознакомление и изучение флажного семафора, служебных сигналов, правил его
использования;
 знакомство с такелажным делом и технологиями вязания основных морских узлов;
 изучение спасательной шлюпки типа «ЯЛ-6», её основные конструктивные детали и
команды, подаваемые старшиной шлюпки;
 приобретение навыков подачи бросательного швартовного конца «выброски» и
12

изучение его устройства;
 изучение спасательного конца Александрова, его конструкцию, назначение и
отработку подготовки, и подачу утопающему.
Ожидаемые результаты.
Учащийся должен знать:
 флажной семафор, служебные сигналы, правила ведения визуальной двухсторонней
связи;
 такелажное дело, основные морские узлы и технику их вязания;
 устройство спасательной шлюпки «ЯЛ-6», команды подаваемые старшиной шлюпки
при управлении;
 назначение и порядок подачи бросательного швартовного конца «выброски»;
 конструкцию, назначение и отработку подготовки, и подачу утопающему
спасательного конца Александрова.
Учащийся должен уметь:
 писать и читать с использованием русских семафорных знаков;
 вязать основные морские узлы;
 грести веслом на шлюпке, выполнять все команды старшины;
 готовить к подаче, подавать и койлать для длительного хранения бросательный
швартовный конец;
 готовить к подаче, подавать и койлать для длительного хранения спасательный
конец Александрова.
Содержание модуля:
Теория: Виды визуальной связи в пределах прямой видимости. Основные позиции
постановки флажков. Служебные сигналы. Коды букв русского алфавита. Морские узлы,
их назначение. Применение морских узлов в морской практике. Выброска. Виды
швартовок корабля. Устройство спасательной шлюпки «ЯЛ-6».
Практика: Передача текстовых сообщений. Самостоятельная двухсторонняя связь.
Рулевой-сигнальщик. Отработка скоростной передачи информации. Морские узлы:
простой штык, прямой, рифовый, шлюпочный, удавка, шкотовый, брам-шкотовый,
выбленочный, калмыкский, беседочный, двойной беседочный, рыбацкий, рыбацкий огон,
восьмерка, двойная восьмерка, мусинговый. Такелажное дело. Выброска. Виды швартовок
корабля. Швартовка в сложных метеорологических условиях. Спасательный конец
Александрова. Якорная стоянка. Дрейф. Склонение. Человек за бортом. Маневрирование
по спасению человека за бортом. Методика обучения гребле и управление шлюпкой на
веслах. Команды старшины шлюпки. Способы гребли веслами. Рангоут спасательной
шлюпки. Мореходность и грузоподъемность шлюпки. Предметы снабжения и их типовое
расположение на шлюпке. Буксировка шлюпок.
Модульный учебный курс «Парусный спорт».
Данный модуль предусматривает краткую характеристику парусного спорта.
Изучение основных элементов парусного флота и спорта. Парусный спорт в системе
физического воспитания. Основные этапы развития парусного спорта. Характеристика
путей развития современного состояния парусного спорта в России. Участие советских и
российских яхтсменов в Олимпийских играх, первенствах мира, Европы и других
международных соревнованиях. Характеристика современного состояния парусного
13

спорта в стране и в данной физкультурной организации (массовость, уровень спортивных
достижений, подготовка тренерских кадров, состояние материальной базы).
Цель данного модуля – начальная подготовка юного парусника.
Задачами данного модуля являются:
 знакомство учащихся с парусным спортом и краткими сведениями о
развитии парусного спорта;
 изучение розы ветров, курсов относительно ветра, разворотов яхты
«оверштаг» и «фордевинд»;
 изучение устройства и вооружения швертботов типа «Оптимист»;
 наработка навыков управления спортивной яхтой.
Ожидаемые результаты.
Учащийся должен знать:
 историю зарождения парусного флота и парусного спорта в России;
 краткие сведения о развитии парусного спорта;
 курсы относительно ветра, розу ветров, развороты яхты «оверштаг» и
«фордевинд»;
 устройство и вооружение швертботов типа «Оптимист».
Учащийся должен уметь:
 управлять спортивной яхтой при буксировке без руля;
 готовить яхту к спуску на воду;
 двигаться на яхте разными галсами;
 выполнять повороты «оверштаг» и «фордевинд»;
 возвращать яхту на киль после оверкиля.
Содержание модуля:
Краткие сведения о развитии парусного спорта
Теория: Краткая характеристика парусного спорта. Парусный спорт в системе
физического воспитания. Основные этапы развития парусного спорта. Характеристика
путей развития современного состояния парусного спорта в России. Участие советских и
российских яхтсменов в Олимпийских играх, первенствах мира, Европы и других
международных соревнованиях. Характеристика современного состояния парусного
спорта в стране и в данной физкультурной организации (массовость, уровень спортивных
достижений, подготовка тренерских кадров, состояние материальной базы).
Устройство и вооружение яхты
Практика: Понятие «яхта» - общее описание: назначение, особенности.
Классификация яхт. Основные части яхты. Названия внутренних помещений яхты.
Основные признаки различия типов яхт.
Практика: Различия по типам корпусов. Различие по вооружению. Вооружение.
Различие судов по назначению и области применения. Понятие о классификации и
правилах постройки спортивных парусных судов. Гоночные и крейсерские яхты.
Гоночные швертботы. Гоночные килевые яхты.
Практика: Общие понятия о плавучести, остойчивости, поворотливости и ходкости
яхт. Материалы для постройки судов. Понятие о теоретическом чертеже яхты. Детали
корпуса яхты.
Практика: Паруса и их части. Рангоут. Стоячий такелаж. Бегучий такелаж. Ходовой и
коренной.
14

Содержание программы.
Основы морской подготовки.
Теория: Морская дисциплина. Морские традиции. Устав морского флота.
Особенности несения вахт на торговых судах.
Практика: Штурман. Навигация. Предварительная прокладка маршрута судна.
Счисление пути. Маневрирование. Определение места судна. Мореходная астрономия.
Звездный глобус. Использование светил в походе. Штурманские приборы и инструменты.
Теория: Приветствия судов в море и на стоянке.
Практика: Судовой колокол. Склянки. Особый бой в колокол «Рында – полдень,
отбой, спуск флага».
Флажной семафор.
Виды визуальной связи в пределах прямой видимости. Основные позиции постановки
флажков. Служебные сигналы. Коды букв русского алфавита.
Практика: Передача текстовых сообщений. Самостоятельная двухсторонняя связь.
Рулевой-сигнальщик. Отработка скоростной передачи информации.
Морские узлы
Теория: Морские узлы, их назначение. Применение морских узлов в морской
практике.
Практика: Морские узлы: простой штык, прямой, рифовый, шлюпочный, удавка,
шкотовый, брам-шкотовый, выбленочный, калмыкский, беседочный, двойной
беседочный, рыбацкий, рыбацкий огон, восьмерка, двойная восьмерка, мусинговый.
Такелажное дело.
Основы морского дела
Теория: Выброска. Виды швартовок судна.
Практика: Швартовка в сложных метеорологических условиях. Спасательный
конец Александрова. Якорная стоянка. Дрейф. Склонение. Человек за бортом.
Маневрирование по спасению человека за бортом.
Спасательная морская шлюпка.
Теория: Устройство спасательной шлюпки «ЯЛ-6».
Практика: Методика обучения гребле и управление шлюпкой на веслах. Команды
старшины шлюпки. Способы гребли веслами.
Практика: Рангоут спасательной шлюпки. Мореходность и грузоподъемность шлюпки.
Предметы снабжения и их типовое расположение на шлюпке. Буксировка шлюпок.
Устройство и вооружение яхты
Практика: Понятие «яхта» - общее описание: назначение, особенности.
Классификация яхт. Основные части яхты. Названия внутренних помещений яхты.
Основные признаки различия типов яхт.
Практика: Различия по типам корпусов. Различие по вооружению. Вооружение.
Различие судов по назначению и области применения. Понятие о классификации и
правилах постройки спортивных парусных судов. Гоночные и крейсерские яхты.
Гоночные швертботы. Гоночные килевые яхты.
Практика: Общие понятия о плавучести, остойчивости, поворотливости и
ходкости яхт. Материалы для постройки судов. Понятие о теоретическом чертеже яхты.
Детали корпуса яхты.
15

Практика: Паруса и их части. Рангоут. Стоячий такелаж. Бегучий такелаж.
Ходовой и коренной.
Лоция
Теория: Общая лоция морей, рек. Местная лоция. Навигационные опасности. Система
ограждения их. Латеральная, кардинальная и осевая системы. Средства навигационного
ограждения - береговые и плавучие, освещаемые и неосвещаемые. Изучение лоции моря
одного из мест всероссийских соревнований.
Теория: Единицы длины, применяемые в морской практике (миля, кабельтов).
Единицы скорости (узел-миля в час). Их происхождение. Измерение скорости. Мерная
миля. Лаг и его применение. Измерение глубин. Футшток, ручной лот и пользование ими.
Метеорология
Теория: Общее понятие предмета метеорологии. Метеорологические элементы.
Атмосфера. Температура и давление атмосферы.
Теория: Ветер. Понятие о ветре. Структура воздушного потока. Скорость (сила) ветра:
понятие о шкале Бофорта. Понятие об усилениях (порывы, шквалы) - ослаблениях,
заходах - отходах ветра. Влияние рельефа местности, береговой черты на скорость и
направление воздушного потока. Облачная динамика. Штормовые облака. Бризы.
Практика: Метеорологические приборы: барометр, барограф, анемометр.
Метеорологические приборы яхтенного исполнения и пользование ими. Суточный ход
барографа. Наблюдение погоды. Визуальное предсказание погоды. Морские приметы.
Теория: Течения. Понятие о течениях. Течения на реке. Морские течения: приливы –
отливы. Поверхностные и глубинные течения.
Правила безопасного плавания на яхтах, МППСС, ВВП
Теория: «Правила плавания по внутренним водным путям» - для спортивных
организаций, расположенных на реках и озерах.
Теория: «Правила предупреждения столкновения судов в море» - для спортивных
организаций, расположенных на морских побережьях.
Теория: Расхождение парусных судов. Расхождение парусных судов с катерами,
теплоходами, теплоходами на подводных крыльях. Ходовые и стояночные огни яхт, судов
с механическими двигателями, судов буксирующих и буксируемых. Огни на малых судах.
Сигналы, даваемые судами с механическими двигателями.
Практика: Спасательные приборы. Методы и сроки проверки спасательных приборов
на годность применения. Пользование спасательными приборами. Меры безопасности при
работе на яхте и швертботе. Инструкция по обеспечению безопасности плавания на яхтах.
Такелажное дело
Теория: Понятие и знакомство с такелажным делом на парусных судах.
Практика: Тросы. Уход за ними. Их сравнительные качества. Измерение.
Практика: Такелажный инструмент. Умение им пользоваться. Такелажные работы.
Навигация
Теория: Общее понятие предмета навигации. Понятие: курс, румб, пеленг, курсовой
угол. Видимый горизонт. Деление видимого горизонта на градусы, румбы. Величина
румба в градусах.
Практика: Общее понятие о магнитных компасах, принцип их действия. Шлюпочный
компас и его устройство. Определение направления ветра по компасу, определение
направления судна по компасу. Практика использования компаса на спортивных
16

парусных судах.
Управление яхтой
Практика: Общие понятия о: направлениях и силе ветра, курсах яхты по сторонам
света и относительно ветра, бейдевинд, галфинд, бакштаг, фордевинд, левентик. Левый и
правый галсы.
Практика: Термины: привестись и увалиться, наветренный и подветренный борт на
лавировке и на курсах фордевинд, «ветер заходит», «ветер отходит». Основные понятия о
работе паруса. Дрейф и сила тяги на различных курсах, их правильное положение.
Понятие о вымпельном ветре. Повороты оверштаг и фордевинд. Лавировка, лавировочный
бакштаг. Термины: руль на ветер (под ветер), привестись, увалиться, прямо руля, так
держать, одерживай, право (лево) руля, право (лево) на борт (до 45о). Команды при
выполнении поворотов.
Практика: Подготовка яхты к выходу в плавание. Отход от бона. Подход к бону.
Уборка парусов. Постановка яхты на место. Постановка на якорь. Съемка с якоря.
Правила парусных соревнований.
Теория: Понятие об одиночной гонке и серии гонок (регате). Типы гонок. Виды
парусных гонок, характер соревнований, участники соревнований. Основные понятия о
правилах расхождения. Левый и правый галс. Правила расхождения при одинаковых и
разных галсах.

17

2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ















1 год обучения.
Дети должны знать:
основы морской практики;
задачи решаемые морским флотом;
основные определения и термины морского флота;
основы такелажное дело;
азы флагового семафора;
семафорную азбуку.
Дети должны уметь:
пользоваться флажками для установления визуальной связи;
вязать самые простые морские узлы и применять их на практике.
Формы проверки:
тестирование по теории основ морской практики;
тестирование по теории парусного спорта;
вязание 6 морских узлов;
умение читать и писать флажным семафором.
основы парусного спорта.

18

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

Месяц.

1.

Сентябрь.

2.

Октябрь.

3.

Ноябрь.

№

Месяц.

4.

Декабрь.

5.

Январь

6.

Февраль.

7.

Март.

8.

Апрель

(1 модуль «Основы морской практики»)
Форма
К-во
Раздел.
занятия.
часов
Тема занятия.
Занятие.
1
Знакомство с программой.
Инструктаж.
1
Вводный инструктаж по ТБ.
Занятие.
1
Морская дисциплина.
Занятие.
1
Морские традиции.
Занятие.
1
Визуальная связь.
Занятие.
1
Флажной семафор.
Занятие.
1
Служебные сигналы.
Занятие.
1
Порядок кодирования букв.
Занятие.
1
Распределение по группам и парам.
Инструктаж.
1
Целевой инструктаж № 1.
Занятие.
1
Техника вязания морских узлов.
Занятие.
1
Ходовой и коренной концы.
Практикум.
7
Простые узлы.
Инструктаж.
1
Целевой инструктаж № 2.
Практикум.
1
Знакомство с парусным спортом. Краткие
сведения о развитии парусного спорта.
Форма
занятия.
Занятие.
Инструктаж.
Практикум.
Практикум.
Инструктаж.
Занятие.
Инструктаж.
Практикум.
Инструктаж.
Занятие.
Практикум.
Инструктаж.
Занятие.
Практикум.
Инструктаж.

№

Месяц.
апрель

Форма
занятия.
Занятие.
Практикум.

(2 модуль «Морское дело»)
К-во
Раздел.
часов
Тема занятия.
2
Флажной семафор.
1
Целевой инструктаж № 3.
6
Флажной семафор.
2
Флажной семафор.
1
Целевой инструктаж № 4.
2
Такелажное дело. Морские узлы.
1
Повторный инструктаж по ТБ.
8
Такелажное дело. Морские узлы.
1
Целевой инструктаж № 5.
1
Спасательная морская шлюпка ЯЛ-6.
4
Спасательная морская шлюпка ЯЛ-6.
1
Целевой инструктаж № 6.
1
Спасательный конец Александрова.
Спасение человека за бортом.
4
Спасательный конец Александрова.
Спасение человека за бортом.
1
Целевой инструктаж № 7.
(3 модуль «Парусный спорт»)
К-во
Раздел.
часов
Тема занятия.
1
Знакомство с парусным спортом. Краткие
сведения о развитии парусного спорта.
1
Знакомство с парусным спортом. Краткие
19

Форма
контроля.
Беседа.
Опрос.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Опрос.
Беседа.
Беседа.
Практика
Опрос.
Регата.

Форма
контроля.
Регата.
Опрос.
Регата.
Регата.
Опрос.
Регата.
Опрос.
Регата.
Опрос.
Беседа.
Регата.
Опрос.
Беседа.
Регата.
Опрос.
Форма
контроля.
Беседа.
Спуск на

Май.

Занятие.

2

Практикум.

8

Инструктаж.
Тест.
Практикум.

1
1
1

сведения о развитии парусного спорта.
Знакомство с устройством и
вооружением яхт и швертботов типа
«Оптимист».
Знакомство с устройством и
вооружением яхт и швертботов типа
«Оптимист».
Целевой инструктаж № 8.
Сдача контрольных нормативов
Сдача контрольных нормативов

воду.
Беседа.
Спуск на
воду.
Регата.
Опрос.
Зачет.
Зачет.

(1 год обучения)
№

Месяц.

1.

Сентябрь.

2.

Октябрь.

3.

Ноябрь.

4.

Декабрь.

5.

Январь

6.

Февраль.

7.

Март.

8.

Апрель

Форма
занятия.
Занятие.
Инструктаж.
Занятие.
Занятие.
Занятие.
Занятие.
Занятие.
Занятие.
Занятие.
Инструктаж.
Занятие.
Занятие.
Практикум.
Инструктаж.
Тест.
Занятие.
Инструктаж.
Практикум.
Практикум.
Инструктаж.
Занятие.
Инструктаж.
Практикум.
Инструктаж.
Занятие.
Практикум.
Тест.
Инструктаж.
Занятие.

К-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
2
1
6
2
1
2
1
8
1
1
4
1
1
1

Практикум.

4

Инструктаж.
Занятие.

1
1

Практикум.

1

Раздел.
Тема занятия.
Знакомство с программой.
Морская дисциплина.
Морские традиции.
Визуальная связь.
Флажной семафор.
Служебные сигналы.
Порядок кодирования букв.
Распределение по группам и парам.
Морская дисциплина.
Целевой инструктаж № 1.
Техника вязания морских узлов.
Ходовой и коренной концы.
Простые узлы.
Целевой инструктаж № 2.
Сдача контрольных нормативов
Флажной семафор.
Целевой инструктаж № 3.
Флажной семафор.
Флажной семафор.
Целевой инструктаж № 4.
Такелажное дело. Морские узлы.
Повторный инструктаж по ТБ.
Такелажное дело. Морские узлы.
Целевой инструктаж № 5.
Спасательная морская шлюпка ЯЛ-6.
Спасательная морская шлюпка ЯЛ-6.
Сдача контрольных нормативов
Целевой инструктаж № 6.
Спасательный конец Александрова.
Спасение человека за бортом.
Спасательный конец Александрова.
Спасение человека за бортом.
Целевой инструктаж № 7.
Знакомство с парусным спортом. Краткие
сведения о развитии парусного спорта.
Знакомство с парусным спортом. Краткие
сведения о развитии парусного спорта.
20

Форма
контроля.
Беседа.
Опрос.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Беседа.
Опрос.
Беседа.
Беседа.
Практика
Опрос.
Зачет.
Регата.
Опрос.
Регата.
Регата.
Опрос.
Регата.
Опрос.
Регата.
Опрос.
Беседа.
Регата.
Зачет.
Опрос.
Беседа.
Регата.
Опрос.
Беседа.
Регата.

9.

Май.

Занятие.

1

Практикум.

1

Инструктаж.
Тест.
Практикум.

1
2
1

Знакомство с устройством и
вооружением яхт и швертботов типа
«Оптимист».
Знакомство с устройством и
вооружением яхт и швертботов типа
«Оптимист».
Целевой инструктаж № 8.
Сдача контрольных нормативов
Сдача контрольных нормативов

21

Беседа.
Регата.
Опрос.
Зачет.
Зачет.

3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Перевод учащихся на следующий год обучения, выпуск, осуществляется решением
Педагогического совета по итогам промежуточной и итоговой аттестации, на основании
выполнения комплекса контрольных нормативов для оценки результатов освоения
Программы.
Т е к ущ и й к о н т р о л ь з а ус п е х а м и уч а щ и хс я п р о в о д и т с я постоянно на
каждом занятии.
Промежуточная аттестация - установление уровня знаний, умений и навыков
обучаемых, по отношению к объёму и содержанию Программы на текущем году для
перевода на следующий год обучения.
Промежуточная аттестация проходит согласно утвержденного графика.
Итоговая аттестация - представляет собой форму оценки степени и уровня
освоения учащимися Программы, на шестом году обучения.
Итоговая аттестация проходит с 15 по 31 мая текущего года, согласно
утвержденного графика.








Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана
программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям.
Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность
использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
Практические
умения
и
навыки,
предусмотренные
дополнительной
общеразвивающей программой (по основным разделам учебно-тематического
плана) соответствие уровня развития практических умений и навыков
программным требованиям.
Владение специальным оборудованием и оснащением - отсутствие затруднений в
использование специального оборудования и оснащения.
Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий.

На основе данных показателей
материалы (КИМ) на 1 год обучения.

разработаны

22

контрольно-измерительные

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год
Теоретические знания

В

Н

Теоретические
знания

Владение
специальной
терминологией

Н

Н

С

В

Практические
умения и навыки

Н

С

В

Н

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

С

Творческие
навыки

В

С

В

Н

С

В

23

Н

С

В

Н

С

Н

С

В

Результаты промежуточной
аттестации за год

№
группы
С

В

В

Переведён на
следующий год
обучения
Полностью
освоил программу

С

Повторно
аттестован

ФИО

Творческие навыки

№ группы
Н

№
п/п

Владение специальным
оборудованием и
оснащением

Не аттестован

ФИО

Практические умения
и навыки

Аттестован

№
п/п

Владение специальной
терминологией

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся программы «Морское дело плюс»
Года
Количество Количество
обучения учащихся
учащихся
по годам
прошедших
обучения
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию повторно

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(выпускники)

Протокол отслеживания конкурсной деятельности учащихся программы «Морское дело плюс»
№
п/п

Фамилия Имя
учащегося

Год обучения

Название конкурса

Уровень

1
2
3
4
5

24

Название
мультимедийного
продукта

Результат

3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень теоретических и практических заданий для аттестации учащихся.
Год
Уровень
обучения
1
базовый

Промежуточная аттестация учащихся по итогам года
Теория
Практика
- Какие вы знаете морские традиции?
- Вязание морских узлов.
- Правила установи визуальной связи.
- Постановка позиций флажков.
- Перечислите служебные сигналы.
- Подача бросательного швартовного конца.
- Основные конструктивные детали шлюпки типа «ЯЛ- - Передача текстовых сообщений.
6».
- Такелажное дело.
- Конструкция спасательного конца Александрова.
- Методика обучения гребле и управление шлюпкой на
- Виды визуальной связи в пределах прямой
веслах.
видимости.
- Понятие «яхта» - общее описание: назначение,
- Перечислите морские узлы.
особенности.
- Какие вы знаете способы гребли веслами?
- Предметы снабжения и их типовое расположение на
шлюпке.
- Краткая характеристика парусного спорта.
- Какие советские российские яхтсмены участвовали в
Олимпийских играх, первенствах мира, Европы и
других международных соревнованиях?

25

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения программы «Морское дело
плюс» 1 года обучения
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Уровни освоения программы.
Показатели/
Низкий
Средний
Высокий
критерии
(Н)
(С)
(В)
1. Теоретическая подготовка учащегося
- Слабо знает правила
- Знает правила техники
- Знает правила техники
1.1 Теоретические знания (по
техники безопасности;
безопасности, но не всегда
безопасности;
основным разделам учебноприменяет их;
- может рассказать об
тематического плана программы)/ - не имеет представление об
соответствие теоретических знаний
основах морской практики;
- имеет представление об
основах морской пратики
программным требованиям
- не разбирается в основных
основах морской практики;
- хорошо и без ошибок
техниках морского дела
- неплохо разбирается в
разбирается в основных
используемых на первом
основных техниках морского техниках морского дела,
году обучения, или
дела, используемых на
используемых на первом
допускает грубые ошибки.
первом году обучения, может году обучения.
допускать ошибки.

1.2 Владение специальной
терминологией/
осмысленность и правильность
использования специальной
терминологией.
2.1 Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам учебно-тематического
плана программы/

Не знает специальных морских Знает морские термины 1 года
терминов 1 года обучения, в
обучения, при употреблении
речи
сочетает специальную
их не употребляет, педагога не
терминологию с бытовой,
понимает
педагога понимает
2. Практическая подготовка учащегося
- Может вязать узлы, ставить - Может самостоятельно
флажки, передавать
вязать узлы, ставить флажки,
текстовые сообщения, но
передавать текстовые
требуется помощь педагога;
сообщения, но работы не
- работает по готовому
всегда качественные;

26

Специальные морские термины
1 года обучения употребляет
осознанно и в полном
соответствии с их содержанием

- Качественно вяжет узлы,
ставит флажки, передает
текстовые сообщения
- хорошо и самостоятельно
работает по готовому

соответствие практических умений и
навыков программным требованиям

2.2 Владение специальным
оборудованием и оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

сценарию с помощью
педагога;
- слабо получается морские
узлы в пройденных техниках;
- не умеет работать
коллективно и малыми
группами, требует к себе
много внимания.
Ребёнок испытывает серьёзные
затруднения при работе с
морским оборудованием,
отказывается работать.

- может неплохо работать по
готовому сценарию;
- получается вязать морские
узлы в пройденных техниках;
- умеет работать
коллективно и малыми
группами.

Не может выполнить
простейшие практические
задания педагога.

Самостоятельно выполняет
практические задания на основе
образца.

27

Ребёнок работает на нужном
оборудовании с помощью
педагога.

сценарию;
- хорошо вяжет морские
ухлы в пройденных
техниках;
- умеет работать
коллективно и малыми
группами. Часто становится
лидером в группе
Работает с оборудованием
самостоятельно, почти не
испытывает затруднений.
Осуществляет достаточный
творческий подход в
выполнении практических
заданий.

3.4.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный материал программы физкультурно-спортивных групп составлен в
двух направлениях: морская подготовка и парусный спорт. Два данных направления
объединяет морское дело, традиции развития русского морского фло та и
региональная поморская специфика с её учетом географических и климатических
условий мореплавания.
Занятия по морскому делу включают в себя основы морской практики в
Вооруженных силах РФ, морские традиции, устройство спасательной шлюпки ЯЛ-6,
флажный семафор и Международный Свод Сигналов, правила выживания в условиях
вынужденной автономии, историю МФ РФ, их состава, основы здорового образа жизни,
личной и общественной санитарии и гигиены, основы безопасной жизнедеятельности,
работу с флажным семафором, вязание морских узлов, ведение огня из различных видов
спортивного пневматического стрелкового оружия.
Занятия по морскому многоборью включают в себя подготовку учащихся к
соревнованиям по морскому многоборью.
Занятия по парусному спорту включают в себя такелажное дело, оказания первой
медицинской помощи, основы парусного спора, устройство и вооружение швертбота,
основы морского судовождения, МППСС, ВВП.
Основные формы теоретических занятий:
- лекции;
- игровые (настольные и компьютерные игры);
- использование схем, плакатов, моделей, тренажёров, макетов;
- посещение музеев, выставок, исторических мест города, памятников и т.п.;
- беседы, групповые обсуждения;
- занятия конструированию, рисованию и вязанию узлов, такелажному делу;
- самостоятельные занятия;
- тестирование;
- демонстрация выполненных действий;
- участие в смотрах, конкурсах, соревнованиях;
- практические занятия по вязанию узлов, такелажному делу и флажному
семафору;
- просмотр видеоматериалов, видеофильмов.

28

3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебный кабинет, соответствующий СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 с
необходимой мебелью: ученические столы, стулья, стеллажи, шкафы для хранения
оборудования и УМК. Для проведения занятий теоретической подготовки учебным
группам предоставляется кабинет морской практики, актовый зал, малый и большой
спортивные залы, кабинет - «рубка» или классные кабинеты в МБОУ «Архангельская
средняя школа Соловецких юнг».
Материально-техническое оснащение программы.
Группы обеспечены учебными и наглядными пособиями, плакатами,
мультимедийным оборудованием, прикладными морскими приборами, техническими
средствами, морским специальным оборудованием и расходными материалами в
достаточном ассортименте.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий
Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 №
298н).
Дополнительно к программе учащиеся участвуют в проводимых морских
регатах, конкурсах по морскому многоборью, строевых смотрах, кадетских слетах,
спортивных, досуговых и культурно-массовых мероприятиях. По решению
преподавателя наиболее подготовленные учащиеся могут участвовать в городских,
областных соревнованиях.
Учащиеся имеют возможность сдавать квалификационные экзамены на
присвоение специальных учебных корабельных званий по программе «Школа младшего
командного состава» с правом ношения знаков различия.
В рамках ежегодного оздоровительного летнего лагеря, учащиеся проходят
морскую плавательную практику на базе МБУ ДО ДЮСШ «Парусный центр «НОРД» им.
Ю.С.Анисимова.

29

3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Информационные ресурсы для педагога:
Афанасьев, И.И. Морская практика [Текст]/ И.И. Афанасьев – Морской
транспорт,1986. – 723с;
Барбашев, Н.И. К истории мореходного образования в России [Текст]/ Н.И.
Барбашев - М.: Акад. наук СССР, 1959. – 216 с;
Белавин, Н.И. Авианесущие корабли [Текст] / Н.И. Белавин – М.: Патриот, 1990. –
216 с;
Вьюненко, Н.П. Военно-морской флот: роль, перспективы развития, использования
[Текст] / Н.П. Вьюненко, Б.Н. Макеев, В.Д. Скугарев. – М.: ВИ, 1988. – 272 с;
Грищук, П.А. Военно-морской словарь для юношества [Текст]/ П.А. Грищук ДОСААФ, 1988. – 624 с;
Доценко, В.Д. История военно-морского искусства [Текст]/ В.Д. Доценко - М.:
Эксмо, 2005. – 841 с;
Дыгало, В.А. Откуда что на флоте пошло [Текст]/ В.А. Дыгало - М.: Прогресс,
1993. – 105 с;
Дыгало, В.А. Российский флот: три века на службе Отечеству [Текст]/ В.А. Дыгало
– М.: Вече, 2007 – 368 с;
Замоткин, А.П. Морская практика для матроса [Текст]/ А.П. Замоткин. – М.:
Транспорт, 1993 – 282 с.

Информационные ресурсы для учащихся и родителей:
1. Лихачев, А..В. Управление судном [Текст]/ А.В. Лихачев. – СПб Изд-во
Политехнического ун-та, 2020;
2. Багрянцев, Б. И., Решетов, П. И. Учись морскому делу [Текст]/ П.И. Решетов, Б.И.
Багрянцев. – М. Издательство ДОСААФ. – 2010;
3. Замоткин, А.П Морская практика для матроса 2-е изд. [Текст]/ А.П. Замоткин. – М
Транспорт, 1993;
4. Смирнов, А.Т., Хренников, Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]/
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – Москва. – «Просвещение», 2012;
5. Грищук, П.А. Военно-морской словарь для юношества [Текст]/ П.А. Грищук. –
ДОСААФ, 1988 – 544 с;
6. Доценко, В.Д. История военно-морского искусства[Текст]/ В.Д. Доценко. – Эксмо,
М, 2005 – 1642 с;
7. Дыгало, В.А. Откуда что на флоте пошло[Текст]/ В.А. Дыгало: Прогресс, М, 1993 –
352 с.

1.
2.
3.
4.

Интернет-ресурсы
Интернет-ресурс [Электронный ресурс] /Режим доступа: www.wikipedia.org;
https://www.morkniga.ru/library/ - Морская электронная библиотека;
http://mtcrc.spbmtc.com/ - сайт городского интернет-портала дополнительного и
неформального образования детей по направлению «Морское дело»;
https://www.youtube.com/watch?v=PmBJNbQx8lE&list=PL9HAWaHuc8cZanfZyGGr5
BiD2ETSkUB1r – Морское дело, серия видеоуроков.
30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».