Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » " С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А " ПРИНЯТО На заседании Педагогического Совета Протокол № 3 от «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «СДДТ» _______________ А. Б. Данилова Приказ № 215 от «31» августа 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОКАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА «ЛЯСИЧКИ» художественной направленности Возраст учащихся – 7 - 18 лет Срок реализации программы – 1 год Автор-составитель: Лопухова Ксения Андреевна, педагог дополнительного образования Архангельск 2022 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Информационная карта 3-4 2. Комплекс основных характеристик образования 5-19 2.1 Пояснительная записка 5-10 2.2 Учебный план 11 2.3 Учебно-тематический план 12-13 2.4 Содержание программы 13-15 2.5 Планируемые результаты и формы их проверки 16 3. Комплекс организационно-педагогических условий 17-41 3.1 Календарный учебный график 17-25 3.2 Формы аттестации и оценка образовательных результатов 26-29 3.3 Оценочные материалы 30-32 3.4 Методическое обеспечение программы 33-39 3.5 Условия реализации программы 40 3.6 Список информационных источников 41 3 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1 Наименование программы (услуги) 2 Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга) Год разработки Вид деятельности по программе Направленность дополнительного образования Аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг) 3 4 5 6 7 7 9 10 Указание на уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублённый)) Место реализации программы (фактический адрес оказания услуги; при реализации программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) Возрастная категория учащихся (адресат программы) Указание на необходимость медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом Образовательная программа (Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52)) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокального коллектива «ЛяСички» 2015 Эстрадный вокал Художественная Программа направлена на развитие творческих способностей и природных задатков детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в области вокального творчества. Пение успешно формирует весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Занятия вокалом тесно связаны с формированием личностных качеств ребенка, эстетических и нравственных представлений, они оказывают положительное влияние на физическое развитие детей. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет связки, улучшает детскую речь, развивает приятный тембр голоса, формирует правильную осанку, способствует укреплению дыхательной системы организма. 1 год обучения – стартовый (ознакомительный) уровень МБУ ДО СДДТ Архангельская обл., г. Архангельск, Банный пер. 1-й, дом 2 МБОУ СШ №36 Архангельская обл., г. Архангельск, Смольный буян 18 корп. 2 от 7 до 18 лет Медицинского заключения не требуется 4 11 12 13 14 15 16 17 спорта (для программ физкультурноспортивной направленности) Указание на адаптированность программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения) Режим занятий, продолжительность каждого занятия Сведения о педагогических работниках, реализующих программу (Фамилия имя отчество, квалификационная категория, образование, регалии) Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная) Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием/ без использования), по использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (коллективная/групповая/ индивидуальная) Минимальное максимальное число детей, учащихся в одной группе Без адаптации. Предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты для учащихся с ОВЗ. 1 год 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 час – 45 мин.) Боцман Ксения Владимировна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, образование высшее, педагогическое, музыкальное Очная форма Объём – 72 академических часа; Очная форма – 72 академических часа. С использованием дистанционных технологий (обеспечение доступного образования в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений) Без использования сетевой формы реализации. Групповая форма организации деятельности - 72 академических часа. Минимальное – 10 человек Максимальное – 15 человек 5 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокальной студии «ЛяСички» (далее – программа) относится к художественной направленности и ориентирована на развитие творческих способностей и природных задатков детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в области вокального творчества. Программа составлена на основе программы по вокалу педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ города Тимашевская Медведь Л.Н. По результатам общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ ДООП вокальной студии «ЛяСички» включена в реестр сертифицированных программ (заключение НОК от 24.11.2021 №24) Искусство вокала является важным видом творческой деятельности, оказывающим ничем не заменимое воздействие на развитие личности ребенка. Оно формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, развивает творческие способности, делает ребенка более восприимчивым к красоте искусства и окружающего мира. Пение успешно формирует весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма, музыкальнослуховые представления. Занятия вокалом тесно связаны с формированием личностных качеств ребенка, эстетических и нравственных представлений, они оказывают положительное влияние на физическое развитие детей. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет связки, улучшает детскую речь, развивает приятный тембр голоса, формирует правильную осанку, способствует укреплению дыхательной системы организма. Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в оздоровительном эффекте занятий вокалом, которые укрепляют связки, улучшают дикцию и артикуляцию, формируют правильную осанку, способствуют укреплению дыхательной системы. В раздел «Развитие вокальной техники» включены комплексы дыхательных, артикуляционных и дикционных вокальных упражнений, мимический тренинг, разработанные по методике И. Исаевой и дающие значительный оздоровительный эффект. «На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом, нравственном развитии, формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей … (Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р) Возможность использования программы в других образовательных системах. Программа реализуется на базе МБУ ДО «СДДТ». Данная программа полностью или частично может быть использована как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в учреждениях дополнительного образования, как программа внеурочной деятельности, как досуговая краткосрочная программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных загородных лагерях при условии наличия музыкального работника и концертмейстера. Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыке, эстрадному вокальному искусству. Задачи 1 года обучения (стартовый уровень): Образовательные: 6 - формировать комплекс знаний в области вокального искусства, терминологии вокала для 1-го года обучения; - обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе; - расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Развивающие: - развить музыкальные способности учащихся (интонационность, образность, чувство ритма, артикуляция, музыкальная память, певческий голос); - развить вокальную технику; - формировать и совершенствовать навыки выразительного и эмоционального исполнения вокального произведения, сольного и ансамблевого пения, пения под фонограмму, с микрофоном; - формировать и совершенствовать навыки яркого и органичного воплощения музыкального образа. Воспитательные: - воспитывать любовь к вокальному и другим видам искусств, повышать общий культурный уровень; - воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленной цели; - воспитывать культуру общения; - укреплять здоровье учащихся через совершенствование навыков правильного дыхания, совершенствование артикуляции и дикции, укрепление связок, укрепление дыхательной системы. Задачи 2 года обучения (базовый уровень): Образовательные: - формировать комплекс знаний в области вокального искусства, терминологии вокала для 2-го года обучения; - учить технически правильному исполнению учебно-тренировочных упражнений и репертуарных произведений 2 года обучения; - учить петь со сменой темпов и приемов пения с аккомпанементом и без сопровождения (форте-пиано, стаккато-легато); - учить пользоваться средствами музыкальной выразительности; - отрабатывать навыки чистого интонирования мелодии; - учить петь произведения с элементами двухголосия; - учить петь сольно и в ансамбле, под фонограмму с микрофоном. Развивающие: - развить музыкальные способности учащихся (интонационность, образность, чувство ритма, артикуляция, музыкальная память, певческий голос); - формировать и совершенствовать навыки выразительного и эмоционального исполнения вокального произведения, сольного и ансамблевого пения, пения под фонограмму, с микрофоном; - формировать и совершенствовать навыки яркого и органичного воплощения музыкального образа. Воспитательные: - воспитывать любовь к вокальному и другим видам искусств, повышать общий культурный уровень; - воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленной цели; - воспитывать культуру общения; 7 - укреплять здоровье учащихся через совершенствование навыков правильного дыхания, совершенствование артикуляции и дикции, укрепление связок, укрепление дыхательной системы. В основе программы - следующие методические принципы: - достижение свободы и комфортности в процессе пения; - системный подход к процессу формирования вокальных навыков; - концентрический принцип; - достижение универсальности метода вокального воспитания голоса (внутрислуховое представление об эталоне звучания голоса, воздействие через речевые фонемы, лежащие в основе фонетического метода обучения пению); - пение открытым, но округлым звуком на основе смешанного регистра, а также сопоставления регистров голоса; - эмоционально-положительный настрой учащихся; - единство художественного и вокально-технического при работе над вокальной техникой; - постепенность и последовательность в обучении пению; - индивидуальный подход к обучающимся. Новизна и отличительная особенность программы 1. Программа вокальной студии «ЛяСички» является разноуровневой: 1 год обучения – стартовый уровень, который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения репертуара. 2 год обучения – базовый уровень, который предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных музыкальных знаний, обеспечивают исполнение более сложного репертуара, исполнение репертуара сольно и в ансамбле, участвовать в музыкальных постановках. 2. Программа предполагает использование дистанционных форм обучения. Для этого подобраны соответствующие электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают материалы для прослушивания образцов хорошего эстрадного исполнения профессиональными певцами, детьми, образцы исполнения репертуара самим педагогом, сканы песенных текстов всего музыкального репертуара программы, минусовые фонограммы. Материалы размещаются в группе вокальный коллектив «ЛяСички» https://vk.com/club101950164 , в ГИС АО «Навигатор». 3. Программа предусматривает занятия в разновозрастных группах, в которых обучающиеся распределяются по звеньям. Усложнение учебного материала в соответствии с возрастом детей происходит за счёт певческого материала и репертуарных произведений. 4. Программа не только знакомит учащихся с основами вокала, но и предусматривает изучение музыкальной грамоты, истории вокального искусства, многообразия музыкальных жанров, стилей, направлений. Адресат программы, характеристика учащихся. По программе могут обучаться учащиеся г. Архангельска в возрасте от 7 до 18 лет, без музыкальной и вокальной подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Программа предусматривает занятия в одновозрастных и разновозрастных группах. Младшие школьники начинают изучение программы со стартового уровня. На усмотрение педагога учащиеся старших классов могут начинать обучение как со стартового уровня, так и с базового уровня. Это зависит от музыкальной подготовки учащихся и личностных способностей. Такие исключения могут быть для 8 младших детей. Подбор музыкального материала и репертуара осуществляется в соответствии с возрастом. Характеристика учащихся начальной школы. Дети в этом возрасте способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них значимый интерес, они способны воспринимать не только то, что изображено на картинке, но улавливать внутреннюю характеристику образа, способны к созданию и воплощению собственных замыслов, к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Дети с удовольствием фантазируют, активно стремятся к познанию окружающей действительности, проявляют любознательность. В возрасте 9-10 лет формируется навык самостоятельности. Дети способны определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Так же дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности, при выполнении заданий. Характеристика учащихся подросткового возраста. С 11 лет характерным является стремление найти свое место среди сверстников, подростки пытаются утвердиться в новой социальной роли, стараются выйти за рамки школы в другую сферу, имеющую социальную значимость. Подросткам важно получить признание других людей. С 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими. Возраст детей 15-16 лет называется старшим подростковым возрастом. Дети в этом возрасте уже практически сформировавшиеся интеллектуально развитые личности. У них есть свое мнение и свой вкус. Они готовы вести обсуждение по любому вопросу, аргументировано доказывать свое мнение. Все большее место в их жизни занимает учеба, репетиторы и мысли о поступлении. Ранняя юность (17-18 лет) является самым эмоциональным этапом, по сравнению с подростковым. Исчезают, в значительной мере, внутриличностные конфликты, связанные с противоречиями, но зато появляются новые проблемы, вызванные серьёзными личностными изменениями в интересах, кругозоре, запросах, ожиданиях. Происходит совершенствование аппарата высшей нервной деятельности, что приводит к более адекватным реакциям на окружающую действительность. Повышается выносливость организма, что позволяет получать высокие достижения в спорте, легче переносятся болезни. Притязание на признание. По сравнению с подростковым возрастом в юности меньшее значение придается внешним параметрам: одежде, обуви, фигуре. Уязвимым и важным становятся притязание на профессиональный успех, собственная способность к созданию чего-то значимого. Сроки и этапы реализации программы: 1 год обучения 36 недель. 1 год обучения (стартовый уровень): 1 этап – 1 полугодие, 16 учебных недель. Изучение основ вокального искусства. Участие в локальных и городских конкурсах. 2 этап – 2 полугодие, 20 учебных недель. Продолжение изучения основ вокального искусства, исполнение произведений хором и группами, усложнение репертуара. Участие в локальных и городских конкурсах. Объём программы: 72 академических часа 9 Формы занятий: - практические занятия с 1 группой и всем коллективом; - индивидуальные занятия с солистами, дуэтами, трио…; - сводные репетиции всего ансамбля; - выступления на концертах; - участие конкурсах; - занятия с использованием дистанционных технологий Режим занятий: 1 год обучения 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 час – 45 мин.) Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5 Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3 Нормативно-правовое обоснование программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение от 4.09.2014 № 1726 – p). 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196). 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06) 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202). 11. Устав МБУ ДО «СДДТ» 10 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 13. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 11 2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Название раздела Введение Развитие вокальной техники История вокального искусства Музыкальная грамота и работа над музыкальным произведением Репетиционная работа Концертная и конкурсная деятельность Промежуточная аттестация учащихся Итого 1 год обучения, количество часов; стартовый уровень 2 26 10 10 12 8 4 72 12 № 1 2 3 4 5 6 7 2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения (стартовый уровень) Наименование раздела Количество часов Формы (темы) всего теория практик аттестации/контроля а Вводное занятие 2 1 1 Входная диагностика, прослушивание Развитие вокальной 26 6 20 Опрос, практическое техники задание, упражнение, прослушивание История вокального 10 5 5 Тестирование, викторина искусства Музыкальная грамота и 10 5 5 Тестирование, опрос работа над музыкальным произведением Репетиционная работа 12 6 6 Открытое занятие Концертная и конкурсная 8 4 4 Участие в концертной и деятельность конкурсной деятельности различного уровня Итоговое занятие за 1 2 1 1 Промежуточная полугодие аттестация учащихся за 1 полугодие, в форме опроса, концерта для родителей Итоговое занятие за год 2 1 1 Промежуточная аттестация учащихся за год в форме опроса, отчетного концерта Итого 72 29 43 Отчетный концерт 13 2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения (стартовый уровень) 1. Вводное занятие Теория Беседа о целях и задачах занятий, режим занятий, первичный инструктаж по ТБ. Гигиена голоса. Практика Исполнение тренировочных упражнений, музыкальные игры. 2. Развитие вокальной техники Теория Певческая установка. Правильное положение корпуса и головы во время пения. Строение артикуляционного аппарата, артикуляция и дикция, их взаимосвязь. Образование голоса в гортани; виды атак звука; движение звучащей струи воздуха. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо, non 1еgаtо, staccato. Слуховой контроль над звукообразованием. Основные типы дыхания: брюшной, грудной. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Пение упражнений: на legato, non legato, staccato с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Правила выполнения упражнений на дыхание, развитие артикуляционного аппарата и произношения, на развитие дыхания и силы голоса, на правильную постановку губ и языка во время речи; комплекса дыхательных упражнений и голосового тренинга с применением движений, комплекса вокальных упражнений. Практика Технически правильное исполнение следующих упражнений: На дыхание: - упражнения на чередование вдоха и выдоха с задержкой дыхания по заданной схеме; - упражнения на произношение стихотворного текста со специальным заданием (без выдоха одно, два прочтения; с закрытым ртом, через нос); -скороговорки. На развитие артикуляционного аппарата и произношения: - упражнение «Андрей - воробей»; - упражнение «Улыбка»; - упражнение «Конфетка»; - упражнение «Губы»; - скороговорки. На развитие дыхания и силы голоса: - упражнение «Линейка гласных»; - упражнение «Гласные + согласные» (сочетание согласных звуков с линейкой гласных). Комплекс дыхательных упражнений и голосовой тренинг с применением движений: - упражнение «Насос»; - упражнение «Лыжник»; - упражнение «Паровоз». Комплекс вокальных упражнений - упражнения на правильное певческое дыхание; 14 - упражнения на точное интонирование; - упражнения на четкое произношение и ровность тембра всех звуков; - упражнения на подвижность голоса и долгое дыхание; - упражнения на совершенствование ритмических способностей; - упражнений на музыкальном материале репертуарных произведений. 3. История вокального искусства Теория Многообразие музыкальных жанров, стилей, направлений. История возникновения детских песен. Знакомство с русской народной песней. Использование мотивов русской народной песни в творчестве русских композиторов-классиков (П. Чайковский, М. Глинка, Ж. Бизе, Д. Верди и др.). Практика Просмотр и обсуждение видеоматериалов: детские сказки на основе классических произведений: «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка». 4. Музыкальная грамота и работа над музыкальным произведением Теория Понятия о музыкальном звуке. Нотоносец, ноты, ключи. Свойства музыкального звука (высота, громкость). Звуковысотность (высокий, низкий, средние звуки). Движение мелодии (вверх, вниз). Правила работы над музыкальным произведением. Знакомство с термином «а капелла», «модуляция». Практика Работа над частями репертуарных произведений (композиторов А. Ермолова, Г.П. Туманенко и др.) с точки зрения их технически правильного исполнения и яркой художественной презентации (см. «Репертуар 1 года обучения»). Технически правильное исполнение упражнений на трудные места в репертуарных произведениях: - высокие или низкие ноты; - скачки в мелодии; - неудобный ход мелодической линии; - изменение тембра. 5. Репетиционная работа Теория Правила исполнения репертуарных произведений с целью совершенствования исполнительских приемов и исполнительской техники в целом; отработки навыков ансамблевого и сольного исполнения, навыков работы с фонограммой «минус», с микрофоном. Практика Технически правильное исполнение следующих упражнений: На психологическую адаптацию к ситуации публичного выступления: - пение перед воображаемой аудиторией; - генеральные прогоны. На сценическое движение: - отработка жестов; - правильная осанка. На работу с микрофоном: - правила работы с микрофоном. Исполнение репертуарных произведений (см. «Репертуар 1 года обучения»). 6. Концертная и конкурсная деятельность Теория Правила поведения на сцене. Подготовка к публичному выступлению. Практика 15 Участие в фестивалях и конкурсах вокального искусства. Участие в массовых мероприятиях Дома творчества (концерты, праздники, церемонии награждения победителей конкурсов, музыкальные гостиные и т. д.) для различных категорий зрителей. 7. Итоговые занятия Итоговое занятие за 1 полугодие. Участие учащихся в новогодних проектах очно и с использованием ДОТ. Промежуточная аттестация учащихся за год в форме опроса по терминологии, отчетного концерта. 16 2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ 1 год обучения (стартовый уровень) К концу первого года обучающиеся будут знать: терминологию 1 года обучения; историю вокального искусства 1 года обучения; правила исполнения музыкального произведения; основы правильной певческой установки; первоначальные правила правильного певческого дыхания; технику правильного звукообразования на всем диапазоне; правила участия в концертной деятельности. К концу первого года обучающиеся будут уметь: пользоваться терминологией 1 года обучения; технически правильно исполнять учебно-тренировочные упражнения репертуарные произведения 1 года обучения; чисто интонировать мелодию песни; правильно применять атаки звука; петь чисто в ансамбле и сольно; уверенно и свободно вести себя на сцене; петь со сменой темпов и приёмов пения с аккомпанементом и без; применять при вокале правильное певческое дыхание. Формы проверки: 1. тестирование, 2. мини-концерт, 3. отчетный концерт, 4. конкурсная деятельность, 5. прослушивание. и 17 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 год обучения (стартовый уровень) N п/п 1 Месяц неделя Сентябрь 2 неделя Часы 2 3 неделя 2 3 4 неделя 2 4 Октябрь 5 неделя 2 5 6 неделя 2 6 7 неделя 2 2 Тема занятия Беседа о целях и задачах занятий, режим занятий, первичный инструктаж по ТБ. Гигиена голоса. Прослушивание. Развитие вокальной техники. Певческая установка. Правильное положение корпуса и головы во время пения. Технически правильное исполнение. История вокального искусства. Многообразие музыкальных жанров, стилей, направлений. Музыкальная грамота и работа над музыкальным произведением. Понятия о музыкальном звуке. Нотоносец, ноты, ключи. Работа над частями репертуарных произведений. Развитие вокальной техники. Певческая установка. Правильное положение корпуса и головы во время пения. Строение артикуляционного аппарата, артикуляция и дикция, их взаимосвязь История вокального искусства. История возникновения Форма занятия Вводное занятие Форма контроля/результат Входная диагностика, прослушивание Теоретическо е занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание Практическое занятие Тестирование, викторины Практическое занятие Тестирование, опрос Теоретическо е /Практическо е занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание Практическое занятие Наблюдение, прослушивание 18 детских песен. 7 8 неделя 2 8 9 неделя 2 9 Ноябрь 10 неделя 2 10 11 неделя 2 Музыкальная грамота и работа над музыкальным произведением. Свойства музыкального звука (высота, громкость). Работа над частями репертуарных произведений с точки зрения их технически правильного исполнения и яркой художественной презентации. Развитие вокальной техники. Образование голоса в гортани; виды атак звука; движение звучащей струи воздуха. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Технически правильное исполнение упражнений на дыхание. Развитие вокальной техники. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Технически правильное исполнение упражнений на развитие артикуляционного аппарата и произношения: Репетиционная работа. Правила исполнения репертуарных произведений с целью совершенствования Практическое занятие Тестирование, опрос Практическое занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание Практическон занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание Практическое занятие Наблюдение, прослушивание, анализ исполнения 19 11 12 неделя 2 12 13 неделя 2 13 Декабрь 14 неделя 2 14 15 неделя 2 исполнительских приемов и исполнительской техники в целом Технически правильное исполнение упражнений: На психологическую адаптацию к ситуации публичного выступления. Концертная и конкурсная деятельность. Правила поведения на сцене. Подготовка к публичному выступлению. Развитие вокальной техники. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Технически правильное исполнение упражнений на развитие дыхания и силы голоса Музыкальная грамота и работа над музыкальным произведением. Звуковысотность (высокий, низкий, средние звуки). Технически правильное исполнение упражнений на трудные места в репертуарных произведениях. Репетиционная работа. Правила исполнения репертуарных произведений с целью совершенствования исполнительских приемов и исполнительской техники в целом; отработки навыков Занятиеконцерт. прослушивание Практическое занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание Практическое занятие Тестирование, опрос Практическое занятие Наблюдение, прослушивание, анализ исполнения 20 15 16 неделя 2 16 17 неделя 2 17 Январь 19 неделя 2 18 20 неделя 2 ансамблевого и сольного исполнения, навыков работы с фонограммой «минус», с микрофоном. Технически правильное исполнение упражнений: На сценическое движение, на работу с микрофоном Концертная и конкурсная деятельность. Правила поведения на сцене. Подготовка к публичному выступлению. Участие в массовых мероприятиях Дома творчества (концерты, праздники, церемонии награждения победителей конкурсов, музыкальные гостиные и т. д.) для различных категорий зрителей. Итоговое занятие за 1 полугодие Развитие вокальной техники. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо, non 1еgаtо, staccato. Комплекс дыхательных упражнений и голосовой тренинг с применением движений История вокального искусства. Использование мотивов русской народной песни в творчестве русских композиторовклассиков. Просмотр и Практическое занятие, репетиция Новогоднем представлении, просмотр, прослушивание, анализ выступления Итоговое занятие Промежуточная аттестация учащихся за 1 полугодие, в форме опроса, отчетного концерта, участие в конкурсе Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание Практическое занятие Практическое занятие Наблюдение, прослушивание 21 19 21 неделя 2 20 Февраль 22 неделя 2 21 23 неделя 2 22 24 неделя 2 обсуждение видеоматериалов: детские сказки на основе классических произведений: «Сказка о царе Салтане» Музыкальная грамота и работа над музыкальным произведением. Правила работы над музыкальным произведением. Технически правильное исполнение упражнений на трудные места в репертуарных произведениях. Развитие вокальной техники. Слуховой контроль над звукообразованием. Основные типы дыхания: брюшной, грудной. История вокального искусства. Использование мотивов русской народной песни в творчестве русских композиторовклассиков. Просмотр и обсуждение видеоматериалов: детские сказки на основе классического произведения «Снегурочка». Развитие вокальной техники. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Пение упражнений: на legato, non legato, staccato с паузами; специальные упражнения, Практическое занятие Тестирование, опрос Теоретическо е /Практическо е занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание Практическое занятие Тестирование, викторина Практическое занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание 22 23 25 неделя 2 24 Март 26 неделя 2 25 27 неделя 2 формирующие певческое дыхание. Технически правильное исполнение упражнений. Комплекс вокальных упражнений. Репетиционная работа. Правила исполнения репертуарных произведений с целью совершенствования исполнительских приемов и исполнительской техники в целом; отработки навыков ансамблевого и сольного исполнения, навыков работы с фонограммой «минус», с микрофоном. Технически правильное исполнение упражнений: на психологическую адаптацию к ситуации публичного выступления, На сценическое движение, На работу с микрофоном Концертная и конкурсная деятельность. Подготовка к публичному выступлению. Участие в массовых мероприятиях Дома творчества концерт посвящённый «Международному женскому дню» для различных категорий зрителей. Развитие вокальной техники. Правила выполнения упражнений на дыхание, развитие Репетиция Наблюдение, прослушивание, анализ исполнения Концерт Участие в концертной и конкурсной деятельности различного уровня Практическое занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание 23 артикуляционного аппарата и произношения. 26 28 неделя 2 27 29 неделя 2 28 Апрель 30 неделя 2 29 31 неделя 2 Развитие вокальной техники. Правила выполнения упражнений на дыхание, развитие артикуляционного аппарата и произношения, на развитие дыхания и силы голоса, на правильную постановку губ и языка во время речи. История вокального искусства. Многообразие музыкальных жанров, стилей, направлений. Развитие вокальной техники. Правила выполнения упражнений на дыхание, развитие артикуляционного аппарата и произношения, на развитие дыхания и силы голоса, на правильную постановку губ и языка во время речи; комплекса дыхательных упражнений и голосового тренинга с применением движений, комплекса вокальных упражнений. Технически правильное исполнение упражнений Репетиционная работа. Правила исполнения репертуарных произведений с целью совершенствования исполнительских приемов и Практическое занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание Практическое занятие Тестирование Практическое занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание Репетиция Наблюдение, прослушивание 24 30 32 неделя 2 31 33 неделя 2 32 34 неделя 2 исполнительской техники в целом. Технически правильное исполнение упражнений. Развитие вокальной техники. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Пение упражнений: на legato, non legato, staccato с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Технически правильное исполнение упражнений: на дыхание, на развитие артикуляционного аппарата и произношения, на развитие дыхания и силы голоса. Развитие вокальной техники Правила выполнения упражнений на дыхание, развитие артикуляционного аппарата и произношения, на развитие дыхания и силы голоса, на правильную постановку губ и языка во время речи; комплекса дыхательных упражнений и голосового тренинга с применением движений, комплекса вокальных упражнений. Развитие вокальной техники. Комплекса дыхательных Практическое занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание Практическое занятие Опрос, практическое задание, упражнение, прослушивание Концерт Опрос, практическое задание, упражнение, 25 упражнений и голосового тренинга с применением движений, комплекса вокальных упражнений. Комплекс вокальных упражнений Репетиционная работа. Правила исполнения репертуарных произведений с целью совершенствования исполнительских приемов и исполнительской техники в целом. Исполнение репертуарных произведений Репетиционная работа. Отработки навыков ансамблевого и сольного исполнения, навыков работы с фонограммой «минус», с микрофоном. прослушивание 33 Май 35 неделя 2 Практическое занятие Наблюдение, прослушивание, анализ исполнения 34 36 неделя 2 Репетиционна я работа Наблюдение, прослушивание, анализ исполнения 35 37 неделя 2 Отчетный концерт вокальной студии «ЛяСички» для родителей. Концерт Участие в концертной и конкурсной деятельности различного уровня Промежуточная аттестация учащихся за год в форме опроса, отчетного концерта, участие в конкурсе 36 38 неделя 2 Итоговое занятие за год Итоговое занятие 26 3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Перед началом изучения программы «ЛяСички» проводится входящая диагностика. Сроки проведения: сентябрь. Форма проведения: прослушивание. Результаты заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов освоения входящей диагностики. Аттестация учащихся проводится в учебном году 1 раз по итогам учебного года. Сроки проведения аттестации - май. Формы проведения аттестации: тестирование, мини-концерт, отчетный концерт, конкурсная деятельность. Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: - насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой; - полнота выполнения программы; - обоснованность перевода учащегося на следующий этап, год или уровень обучения. Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за год, сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации. Система оценивания – безотметочная. Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а так же с целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к вокальной студии «ЛяСички». Показатели и критерии результатов аттестации Теоретическая подготовка учащегося - Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям. - Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Практическая подготовка учащегося - Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой (по основным разделам учебно-тематического плана) соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям. - Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий Ещё одним показателем успешности овладения программного материала является участие в концертной и конкурсной деятельности. Учащиеся выступают на концертах, участвуют в праздничных программах учреждения, конкурсах различного уровня. Результаты фиксируются в протоколе отслеживания результатов концертной и творческой деятельности ГИС АО «Навигатор». Система текущего контроля Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждой изученной теме. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им 27 образовательных технологий и др. и заносится в учебно-тематический план деятельности творческого объединения, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу, календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала. Вид контроля Сроки проведения Формы контроля контрольных мероприятий Входящий Перед изучением Прослушивание программы Текущий На каждом занятии Наблюдение, просмотр, прослушивание Итоговый В конце года Тестирование, мини-концерт Отчетный концерт Протокол фиксации образовательных результатов входящей диагностики Теоретические знания. Владение Практические умения и навыки специальной терминологией. № п/ п ФИО Год обучения Н С В Н С В Творческие навыки Н С В 1. 2. Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за год № п/ п ФИО Год обуче ния Теоретические знания. Владение специальной терминологией Н С В Практические умения и навыки Н С В Творческие навыки Н С Результаты аттестации по итогам года В Аттестова н Не аттестован Повторно аттестован Переведён на следующи й этап обучения Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе вокальной студии «ЛяСички» Полность ю освоил программ у 29 Года/ Количество Количество уровень учащихся учащихся обучения прошедших промежуточную аттестацию (данные за полугодие и год) Количество учащихся имеющих академическую задолженность (не прошедших аттестацию) (данные за полугодие и год) Количество учащихся прошедших промежуточную аттестацию повторно (данные за полугодие и год) Количество учащихся, переведённых на следующий год обучения (данные на конец года) Количество учащихся полностью освоивших дополнительную общеразвивающую программу (выпускники) (данные на конец года) стартовы й базовый Протокол отслеживания концертной и конкурсной деятельности учащихся вокальной студии «ЛяСички» № п/п 1 2 3 4 5 Фамилия Имя учащегося Год обучения Название мероприятия Степень участия Название конкурса Результат № п/п 1 2 30 3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Перечень творческих заданий и опросников для аттестации учащихся. Уровень Результаты учащихся по итогам полугодия Промежуточная аттестация учащихся по итогам года Теория Практика Теория Практика стартовый 1.Что такое певческая 1. Вспомнить и пропеть 1. Что такое певческая 1. Вспомнить и пропеть установка? песни, где встречаются установка? песни, где встречаются 2.Назовите основным типы слова «мама», «учитель», 2. Что такое ансамбль? слова «солнце», «мама», дыхания? Каким из них мы школа. 3. Опишите строение «улыбка». дышим при вокале? 2.Пение знакомой песни с троение голосового 2. На предложенный текст 3.Опишите строение сопровождением аппарата. придумать ритмический голосового аппарата фонограммы «минус». 4. Что такое ритм? рисунок в размере 2/4. 4. Что такое ритм? 3.Пение знакомой песни без Повторить ритмический 3. Определить на слух три Повторить ритмический сопровождения (a capella) рисунок, заданный сферы в музыке «песня», рисунок, заданный 4.Определить направление педагогом. «танец», «марш» и дать педагогом. и характер движения 5. Что такое певческое анализ. 5. Что такое дикция? мелодии. дыхание, типы дыхания? 4.Какие упражнения на 5.Воспроизвести 6. Что такое музыкальный развития вокального ритмический рисунок звук? Свойства дыхания вы знаете? мелодии в хлопках музыкального звука. 5.Пение знакомой песни с сопровождением фонограммы «минус». 6.Пение знакомой песни без сопровождения (a capella) базовый 1. Что такое певческое 1. Исполнить песню на тему 1. Дать характеристику 1. Исполнить песню на тему дыхание? Типы певческого времена года: «Осень», певческого голоса. «Я люблю тебя Россия». дыхания. «Зима». 3. Какие вы знаете 2. Пение знакомой песни 2. Дать характеристику 2. Досочинить мелодии на динамические оттенки, как без сопровождения (a певческого голоса. предложенные тексты. они обозначаются? capella). 3.Названия каких голосов 3. Пение знакомой песни с 4. Рассказать о творчестве 3. Досочинить мелодии на женских и мужских, сопровождением композиторов. заданный ритмический детских вы знаете? фонограммы «минус». Какие виды ансамбля вы рисунок. 4. Какие вы знаете 4.Пение знакомой песни без знаете? 4. Продемонстрировать динамические оттенки, как они обозначаются? 4. Какие длительности нот и паузы вы знаете? 5. Что такое лад? Какой он бывает? 6.Что такое интонация? 31 сопровождения (a capella). 5. Покажите упражнения для развития правильного вокального дыхания. 6. Что такое гамма? 5.. Покажите упражнения 7. Какие длительности нот для развития правильного и паузы вы знаете? вокального дыхания. 9. Что такое размер, какие размеры вы знаете? 10. Что такое лад, какой он бывает? Какие основные средства музыкальной выразительности вы знаете? Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения программы (Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности) уровень Критерии оценки Низкий Средний Высокий Учащийся дает ответ на вопрос с Абсолютно точный ответ на вопросы. стартовый Учащийся дает неполный ответ на вопрос. Не владеет терминологией. неточностями. Владеет терминологией Знает и владеет терминологией. Ребенок в процессе исполнения на среднем уровне. Учащийся звуковысотно чисто и вокального произведения мало При интонировании вокального ритмически исполняет вокальное эмоционален, не проявляет активного произведения: чистота интонации произведение, правильно берет интереса к музыкальной деятельности. частично неточная, недостаточная певческое дыхание, поет короткие фразы Музыкальные способности развиты артикуляция, дыхание короткое, на на одном дыхании, четко, ясно слабо. Испытывает затруднения при опоре. Музыкальная память средне артикулирует; чувствует общее согласовании характера исполнения с развита (учащийся с небольшими настроение произведений; характером исполняемого произведения. ошибками определяет на слух три сферы самостоятельно отмечает выразительные При интонировании произведения: в музыке «песня», «танец», «марш»). музыкальные средства. Музыкальная фальшивая интонация; плохая Творческие задания выполнены с память достаточно развита (определяет артикуляция, звук открытый; певческое небольшими недочетами на слух три сферы в музыке и дыхание прерывное, без опоры на самостоятельно делает анализ диафрагме; певческий диапазон слабо произведения без ошибок). Творческие развит. Музыкальная память задания выполняет грамотно, проявляет недостаточно развита (учащийся творческое и логическое мышление. 32 базовый определяет на слух 2 сферы в музыке «песня», «марш», не может дать анализ произведения). Творческая активность отсутствует (учащийся на текст придумывает ритмический рисунок с помощью педагога). Учащийся дает неполный ответ на вопрос. Слабо владеет терминологией. При исполнении вокального произведения мало эмоционален, поет фальшиво открытым звуком, плохой артикуляцией, дыхание прерывное. Музыкальная память слабо развита (учащийся с помощью педагога определяет на слух вокальноинструментальную музыку). Творческая активность слабо развита (учащийся с помощью педагога сочиняет мелодию на предложенный ритмический рисунок). Учащийся не может исполнить песню acappella. Учащийся пишет гамму с помощью педагога. Учащийся дает ответ на вопрос с неточностями. Владеет терминологией на среднем уровне. Учащийся самостоятельно осмысленно исполняет песни разного характера, но допускает ошибки. При исполнении чистота интонации частично неточная; поет ровным по тембру звуком, но не четкой дикцией; на одном дыхании строит короткие фразы. Исполняет произведение acappella с незначительными ошибками, не соблюдая строй и ансамбль. Музыкальная память средне развита (учащийся определяет на слух вокально-инструментальную музыку и делает анализ, но имеются небольшие недочеты). Творческие способности проявляются в меньшей степени: учащийся досочиняет мелодию на заданный ритмический рисунок, имеются ошибки. Учащийся самостоятельно пишет гамму С-dur, аmoll, их главные трезвучия, допуская небольшие ошибки. Абсолютно точный ответ на вопросы. Знает и владеет терминологией. Учащийся самостоятельно выразительно, осмысленно исполняет песни разного характера (правильно формирует гласные и согласные звуки; поет чисто, слаженно в ансамбле, напевно на штрих legato, на цепном дыхании). Исполняет песню acappella в ансамбле чисто, слаженно. Эмоциональная отзывчивость на музыку очень развита. Определяет на слух вокально-инструментальную музыку и самостоятельно анализирует пьесу, отмечает выразительные музыкальные средства без ошибок. Активно проявляет творческие способности к вокальной импровизации, выполняет творческие задания без ошибок. Учащийся пишет гаммы С-dur, а-moll и их главные трезвучия самостоятельно без ошибок. 3.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Дополнительная общеобразовательная общеразвиващая программа вокальной студии «ЛяСички» направлена на развитие творческих способностей и природных задатков детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в области вокального творчества. Программа включает 7 разделов: Вводное занятие Развитие вокальной техники История вокального искусства Музыкальная грамота и работа над музыкальным произведением Репетиционная работа Концертная и конкурсная деятельность Заключительное занятие Вводное занятие На вводном занятии дети изучают основные правила гигиены голоса – комплекса правил, которые помогают сберечь голос, включающие: - бережное отношение к своему здоровью, так как на качество голоса оказывает влияние состояние всех лор-органов; - отсутствие неоправданной нагрузки на связки; - бережное отношение к слуху (не перенапрягать слух чрезмерно громкой музыкой); - отсутствие вредных привычек (курение); - здоровый образ жизни (двигательная активность, ежедневное пребывание на свежем воздухе, правильное питание, ограничения на пользование сотовым телефоном и компьютером). Также на этом занятии обучающиеся пробуют свои силы в пении учебнотренировочных упражнений, в музыкальных играх. Развитие вокальной техники Звук голоса – это колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде сгущения и разряжения упругой среды. Акустическим источником певческого звука являются голосовые складки, которые, будучи сближены и напряжены, начинают колебаться, что является причиной периодических сгущений и разряжений, происходящих между ними вследствие повышенного подскладочного давления воздушной струи. Голосовой аппарат способен на воспроизведения тоновых и шумовых звуков. Тоновые звуки рождаются при колебании источника звука периодически с определённой частотой, имеют определённую высоту. Шумовые звуки – непериодические колебания, не имеют определённой высоты. Все гласные звуки имеют тоновый характер. Глухие согласные – шумовой. Л.Б. Дмитриев утверждает, что всё бесконечное разнообразие, которое мы различаем в музыкальных звуках и голосе, с точки зрения акустики является изменением во времени только трёх характеристик: частоты колебания, амплитуды колебания и состава сложного звука, его спектра, – которые мы воспринимаем соответственно как высоту, силу и тембр. Высота звука – субъективное восприятие частоты колебательных движений (чем чаще совершается колебательное движение, тем выше для нас звук). Качество высоты звука зарождается в голосовых складках: сколько смыканий и размыканий осуществят они в процессе своих колебаний – столько порций сгущённого подскладочного воздуха они пропустят – такова будет частота рождённого звука, т.е. высота тона. Сила звука – субъективное восприятие размаха колебательных движений, его амплитуды, которая не зависит от частоты. Сила звука рождается в гортани и растёт с ростом подскладочного давления: чем с большим напором прорываются через голосовую 34 щель порции воздуха, тем больше энергия, которую они несут, больше степень сгущения и следующего за ним разряжения, т.е. сильнее амплитуда колебания частиц и соответственно сильнее их давление на барабанную перепонку уха. Сила звука измеряется в децибелах (дБ). Так как кпд голосового аппарата очень мал, возрастает значение механизмов его повышающих, исходя из этого постановка голоса и есть, в значительной степени приобретение навыка использования данных механизмов, когда при наименьших затратах энергии певцы получают значительный акустический эффект. Тембр – наиболее сложное качество голоса, его сложный состав. Музыкальные тоны, как и большинство тонов нас окружающих – тоны сложные, состоящие из множества колебаний различной силы и частоты. В составе сложного звука выделяют основной тон, по которому определяют высоту звучания сложного звука и частичные тоны, сумма которых создает совершенно определённый тембр – характер звучания. К интонационным характеристикам голоса относится его звуковой диапазон, расположенный на шкале частот. В целом объём голоса и его расположение на шкале частот на всём своём протяжении неоднородны, особенно у необученных певцов. Это связано с образованием регистров голоса. Голосовой регистр – ряд однородно звучащих звуков, берущихся единым физиологическим механизмом. Вследствие различного анатомического строения и физиологических возможностей мужской и женской гортани регистровое строение мужского и женского голоса разное. В диапазоне мужских голосов выделяют два регистра: грудной и фальцетный. В диапазоне женских – три: грудной, средний и головной. Ноты находящиеся как бы на переходе называют переходными нотами. Характерной ошибкой многих начинающих вокалистов является подражание «звёздам» и неузнаваемое изменение своего голоса: ломка и подстройка под «эталон». В результате чего кардинально искажается природный тембр голоса, появляются гнусавость, сгущение и форсировка звука, вырабатывается несвойственная конкретному человеку манера пения. Именно поэтому основная задача начального периода вокального обучения методом наблюдения, анализа и синтеза внутрислуховых эталонов звучания найти собственный голос, раскрыть его. Конечно, работая над исполнительской манерой, необходимо изучать творчество выдающихся исполнителей-вокалистов, использовать в творческом процессе их технические находки и приёмы, но делать это надо лишь с оглядкой на качественные исполнительские характеристики своего голосовой аппарата, верно оценивая цели и задачи процесса постановки голоса и дальнейшего профессионального творческого роста. Постоянный слуховой анализ – один из основных слагаемых самоконтроля певца, двумя другими выступают мышечные и резонаторные ощущения поющего. Как правило, на первых уроках начинающие вокалисты совершают много лишних движений (мимических, артикуляционных), прикладывают излишние усилия, их внимание очень напряжено, они бывают суетливы. Поэтому педагогу необходимо обращать внимание на следующие основные моменты: пение не должно вызывать неудобство в гортани, болевые симптомы, скованность в теле; со временем, при систематических занятиях вокальные навыки автоматизируются, появляется свобода, естественность; основными являются слуховые ощущения и представления, поэтому слух – это главный регулятор, именно с помощью слуха необходимо учиться различать все тонкости звучания голоса, улавливать лучшее и фиксировать верные мышечными ощущениями; формирование вокальных ощущений также связано и с подражательным рефлексом – это самый короткий, но и самый опасный путь при освоении вокальных 35 навыков; в данном случае немаловажным представляется наличие у педагога, контролирующего процесс, художественного музыкального вкуса и чёткого представления о возможностях голосового аппарата обучающегося. Работа по развитию вокальной техники начинается с формирования певческой установки – это правильное положение корпуса и головы, правильное открывание рта во время пения. Навыки правильной певческой установки закрепляются на каждом занятии, так как они усваиваются детьми постепенно и требуют постоянного внимания со стороны педагога. Основа пения – певческое дыхание, от него зависит качество, сила и продолжительность звука. Искусственно выработанное певческое дыхание состоит из трех стадий: 1. вдыхание (инспирация); 2. задержка набранного воздуха; 3. выдыхание (экспирация). Нужно научить ребенка правильно выполнять действия на каждой из этих стадий. На первых занятиях необходимо научить детей делать правильный вдох (спокойный, без шумов и всхлипов, без поднимания плеч) и постепенный выдох; петь фразу на одном дыхании. Для этого используются разнообразные дыхательные упражнения на вдох, выдох и задержку дыхания. При выполнении этих упражнений очень важно строго соблюдать определенное положение тела. Комплекс дыхательных упражнений включен в программу всех годов обучения. Но упражнения не всегда достигают цели. Певческое дыхание вырабатывается в процессе пения, критерием правильного певческого дыхания может быть только певческий звук. Начальный этап в освоении приемов правильного звукообразования – формирование гласных звуков. С первых занятий необходимо добиваться от детей напевного, протяжного звучания, которое является основой пения. Для этого используются специальные упражнения: попевки «Баю-баюшки-баю», «Ай, люли-люли» и др. На первых этапах работы над вокалом необходимо обратить внимание на очень важный фактор – начало звука, его атаку. Различают три вида атак: 1. Твердая. Голосовая щель плотно смыкается перед началом звука, а затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. 2. Мягкая. Заключается в том, что связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. 3. Придыхательная. Происходит при неполном смыкании связок, при значительной утечке воздуха. С первого года обучения дети учатся всем трем видам атак, но поначалу чаще применяется мягкая атака, которая способствует формированию правильного звучания. Твердая атака, или активная подача звука, используется в песнях определенного характера: для передачи отчаянья, негодования, страсти, страдания. Придыхательная атака применяется крайне редко с целью создания определенного образа: передачи осторожности, бессилия, трусости. Важнейшим условием выразительного исполнения является дикция – произношение, манера выговаривать слова. Она зависит от правильной артикуляции – работы органов произношения (нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки). С первых занятий вокалом необходимо освободить от напряжения нижнюю челюсть с помощью специальных упражнений. При работе над дикцией нужно добиваться четкого произношения согласных в конце фраз, предложений. Для работы над дикцией широко используются пословицы, поговорки, скороговорки, распевания. 36 С каждым годом упражнения для совершенствования вокальных навыков усложняются за счет увеличения диапазона звучания, изменения ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа звучания, включения элементов двухголосия. Продолжается работа по отработке техники исполнения музыкальных произведений, различных по степени трудности. С этой целью используются комплексы упражнений: На дыхание; На развитие артикуляционного аппарата и произношения; На развитие дыхания и силы голоса; Дыхательных упражнений и голосовой тренинг с применением движений; Мимический тренинг; Вокальных упражнений; На многоголосие; А капелла. В данном разделе используются комплексы упражнений, предложенные И. Исаевой в методическом пособии «Эстрадное пение». Постановка голоса – сложный педагогический процесс, протекающий не всегда гладко и эволюционно, именно поэтому так важен принцип отбора педагогических методов и сотрудничество, сотворчество педагога и детей. В целом в процессе вокальных занятий необходимо придерживаться следующих правил: - не переутомлять голос: не петь много и без отдыха; - распеваться с середины диапазона на самых простых упражнениях в усреднённой, удобной динамике; - не увлекаться преждевременным расширением диапазона и увеличением силы звука и даже в малейшей степени не форсировать голос; - соблюдать регулярность в вокальных занятиях – вокальные рефлексы вырабатываются только путём систематических тренировок (отсутствие регулярной вокальной работы не восполнить интенсивными занятиями, ведущими к переутомлению голоса). История вокального искусства Данный раздел программы знакомит учащихся с многообразием вокальных жанров и стилей, с историей их появления и отличительными особенностями. Занятия должны развивать музыкальный кругозор детей, их интерес к искусству вокала вообще и к занятиям в ансамбле в частности. Предполагается широкое использование технических средств, что повышает интерес к изучаемому предмету, а также дает возможность не только услышать, но и «увидеть» музыкальные произведения (фрагменты оперных и балетных спектаклей, джазовых и эстрадных выступлений, художественных фильмов о композиторах). В задачу раздела входит не только приобщение детей к художественным ценностям, но и глубокое изучение музыкальной культуры. Музыкальная грамота и работа над музыкальным произведением Этот раздел программы включает элементарные сведения об особенностях музыкального языка, структуре музыкальных произведений. Знания по музыкальной грамоте приобретаются обучающимися в процессе пения и слушания музыки, таким образом, музыкальная грамота является как бы связующим звеном между всеми видами деятельности на занятии. Одной из важнейших задач при занятии вокалом является развитие музыкального слуха, который предполагает способность воспринимать, а затем и представлять звучание услышанного. С самого начала обучения дети поют по слуху, но в то же время учатся осмысливать протяжность звука, направление движения мелодии. Развитие слуха полезно начинать с воспитания ритмического чувства, так как ритм является одним из организующих начал музыки. С первых занятий большое внимание уделяется осознанию различной протяжности звуков. Для этого используются 37 специальные упражнения. Для воспитания ритмического чувства полезно во время пения и прослушивания музыкальных произведений использовать движения. Развитие представления о звуковысотности, о движении мелодии начинается с различения регистров. Закреплению слуховых представлений о регистрах способствуют игровые движения, которые включаются в распевки. Слуховые представления о звуках более высоких и более низких, более долгих и более коротких, о движении мелодии вверх, вниз и на одной высоте помогает осмыслить графические записи рисунка мелодии, которые используются на занятиях групп 1 и 2 годов обучения. Подобные приемы объединяют слуховые, зрительные и двигательные ощущения, вносят элемент сознательности в работу над песней или упражнением. Работа над музыкальным произведением строится по определенному плану: - прослушивание в оригинальном исполнении или в исполнении педагога; - рассказ о творчестве авторов песни; - анализ произведения (текст с точки зрения трудных для произношения мест; скачки мелодии, вызывающие затруднения для исполнения; неудобный для пения ход мелодической линии; характер песни, ее эмоциональное содержание); - работа над текстом (разучивание; дикционные упражнения на данном материале: медленное, быстрое, речитативное проговаривание, пропевания); - разучивание мелодии (пропевания «трудных» мест: высокие или низкие ноты, скачки в мелодии, неудобный ход мелодической линии, быстрый темп, изменение тембра); - исполнение произведения по частям: по музыкальным фразам, куплетам, припевам и т. д.; - нюансировка; - формирование сценического имиджа и «песенного образа» (краски голоса, мимика, манера движения, костюм); - выразительное, эмоциональное, осмысленное исполнение произведения целиком с целью создания яркого музыкального образа; - анализ и самоанализ исполнения. В течение всего курса обучения изучаются различные музыкальные термины: а капелла, модуляция, мелодия, нота, ключ, тембр, певческое дыхание, певческая установка, тональность, темп, ритм, длительность, стакатто, кантилена, цепное дыхание, многоголосие, унисон, консонанс, диссонанс, канон, регистр, пауза, напев, цезура, кульминация и т.д. Репетиционная работа Репетиция является очень важной частью работы над вокальной техникой. В ходе нее совершенствуются исполнительские навыки, навыки сценического движения и сценической культуры, навыки работы с фонограммой, с микрофоном, происходит формирование репертуара коллектива, развиваются коммуникативные способности детей в процессе общения друг с другом, навыки сольного и ансамблевого пения. При организации репетиционного процесса важно соблюдать некоторые правила: - давать дозированную нагрузку (в соответствии с возрастом детей); - чередовать виды деятельности, чтобы избегать монотонности и заученности; - добиваться правильности звучания; - создавать обстановку комфорта и успеха для каждого ребенка. Концертная и конкурсная деятельность Активная концертная деятельность коллектива является важнейшим фактором повышения исполнительского мастерства и сценической культуры его участников. Разнообразные формы массовой работы способствуют развитию интереса детей к занятиям в ансамбле, привлекают родителей к участию в жизни творческого объединения. Концерты для различных категорий зрителей (воспитанников ДОУ, школьников, детей с 38 ограниченными возможностями, ветеранов войны и труда, родителей) помогают каждому участнику коллектива реализовать свой творческий потенциал, ярко раскрыть свои способности и таланты. С целью развития познавательного интереса учащихся необходимо использовать все разнообразие форм массовой работы: - музыкальные викторины; - музыкальные игры; - музыкальные гостиные; - семейные праздники; - песенные конкурсы; - концерты к праздничным датам; - фестивали вокальных коллективов. Участие в конкурсах и фестивалях вокального искусства способствует значительному росту исполнительского мастерства участников ансамбля, развивает их интерес к занятиям, объединяет. Работа с наиболее способными детьми по подготовке к конкурсам начинается уже с первого года обучения. Для этого предусмотрены индивидуальные часы. Заключительное занятие Итоговым занятием является отчетный концерт для родителей по итогам учебного года, в который включаются практически все репертуарные произведения: сольные, ансамблевые. Этот вид презентации достижений коллектива предоставляет возможность каждому показать свои успехи. Примерный репертуар 1 год обучения (стартовый уровень) Для учащихся 7-11 лет Для учащихся 12-18 лет «Про дружбу» (из к/ф Маша и медведь, сл. «Праздник» (сл. и муз. А. Ермолов) Д.Чернявцев, муз. В. Богомолов) «Праздник» (сл. и муз. А. Ермолов) «Зимушка-зима» (сл. и муз. А. Воинова) «Зелёные ботинки» (сл. Р.Алдонина, муз. «Простая песенка» (сл. и муз. Л. Войтович) С.Гаврилова) «Зимушка-зима» (сл. и муз. А. Воинова) «Рыжий кот» (сл. и муз. А.Петряшева) «Рыжий кот» (сл. и муз. А.Петряшева) «Мы вместе» (сл. и муз. А. Ермолов) «Весёлая песенка» (сл. и муз. А. Ермолов) «Снеженика» (сл.М. Пляцковского, муз. Я. Дубравина,) «Хомячок» (сл и муз. Г. Абеляна) 2 год обучения (базовый уровень) Для учащихся 9-11 лет «Новый год с новой строчки» (сл. Л. Д'Элиа, муз. А. Зубков) «Балалайка» ( сл. и муз. Т. Морозовой Для учащихся 12-18 лет «Берега России» (сл. Н. Денисов, муз.А. Клевицкий ) «На большом воздушном шаре» (сл. и муз. Е. Солодовников) «На большом воздушном шаре» (сл. и муз. «Мир детям» (сл. и муз. Ж. Колмогоровой) Е. Солодовников) «Каникулы» (сл. и муз. Е. Шмакова) «Яблоко» (сл. и муз. Е. Иванчикова) «Мамочка» (В.Канищев, А.Афлятунова) «Наша с тобой земля» (сл. и муз Ю. Верижникова) «Наша с тобой земля» (сл. и муз Ю. «Ленинградский Рок-н-ролл» (сл. Ж. Верижникова) Агузарова, муз. Е. Хавтан) «Птица счастья» (муз. А. Пахмутова, сл. Н. «Птица счастья» (муз. А. Пахмутова, сл. Н. 39 Добронравов) Добронравов) «Новый год с новой строчки» (сл. Л. Д'Элиа, муз. А. Зубков) Основные методы и формы реализации программы: Демонстрационные: - показ; - пример; - видео иллюстрация; - прослушивание музыки. Вербальные: - объяснение; - беседа; - анализ; - инструктаж. Практические: - упражнение (дикционное, артикуляционное, на дыхание, распевание); - тренинг; - игра; - творческая импровизация; - взаимоконтроль; - самоконтроль. Стимулирующие: - соревнование; - поощрение; - конкурс. 40 3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Помещение: учебный кабинет соответствующий СанПиН 1.2.3685-21 не менее 50 кв. м., оснащённый необходимой мебелью, фортепиано, концертный зал, оборудованный микшерским пультом, усилителями. 2. Материально-технические условия. - Мебель: стулья не менее чем на 15 учащихся, стеллажи или шкафы для методической литературы, литературы для учащихся. - Техническое оборудование: музыкальный центр, колонки, компьютер, проектор, CD-плеер (мини-диск), микрофоны, гарнитура. - Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор. - Дидактическое обеспечение: нотные сборники, сборники детских песен, тексты песен, тетради, фонотека, фото и видеоматериалы с выступлений. - Концертные костюмы. 3. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования музыкального направления, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). 4. Программа предполагает использование дистанционных форм обучения. Для этого подобраны соответствующие электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают материалы для прослушивания образцов хорошего эстрадного исполнения профессиональными певцами, детьми, образцы исполнения репертуара самим педагогом, сканы песенных текстов всего музыкального репертуара программы, минусовые фонограммы. Материалы размещаются в группе вокальный коллектив «ЛяСички» ВКонтакте, в ГИС АО «Навигатор». 5. Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) для учащихся с ОВЗ предусмотрены. 41 3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Для педагога: 1. Абдуллин Э.Б. Николаева, Е.В. Теория музыкального образования. – М.: Академия, 2014. – 298 с. 2. Алиев Ю.Б. Методологические основы вокально-педагогического творчества.– М., 1993. – 86 с. 3. Алиев И.Ю. Основы преподавания сольного пения. – М.: «Гном и Д», 2003. – 192 с. 4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М.: Владос, 2005. – 431 с. 5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2014. – 366 с. 6. Емельянов В.В. Практический метод воспитания голоса. – М., 2006. – 342 с. 7. Ермолаев Л.А. Руководство по фониатрии. – Л.: Медицина, 1970. – 369 с. 8. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество. – М.: Лабиринт, 1998. – 368 с. 9. Исаева И. О. Эстрадное пение. – М.: АСТ: Астрель, 2018. – 243 с. 10. Карулина З.В. Основы вокальной безопасности. – М.: Компания Спутник+, 2007.- 64 с. 11. Лаврова Е.В. Основы Фониатрии. – М., 2007. – 178 с. 12. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. - М., 2002. - 494с. 13. Романов С.Е. Метод эффективной установки певческого голоса. - М.: Педагогика, 1986.-247 с. 14. Рудин Л.Б. Основы голосоведения. – М.: Граница, 2019. – 104 с. 15. Руднева, А.И. Работа с вокальными ансамблями и творческими коллективами: [Примерная программа для специальности «Музыкальное искусство эстрады»] / А.И. Руднева. – М., 2016 – 15 с. 16. Ручинская Т.П. Развитие вокальной техники. Методическое пособие. - С-Пб, 2001.17. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором. – М.: Классикс Стиль, 2015. – 152 с. 18. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению. – М., 1988. – 134 с. 19. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992. – 143 с. 20. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2012. – 132 с. 21. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование: История и теория развития от истоков до современности. – СПб., 1997. – 148 с. 22. Юссон Р. Певческий голос. - М., 1965. – 456 с. Для учащихся и родителей 1. Гульянц Е.И. Музыкальная грамота. – М.: Аквариум, 1997. – 132 с. 2. Исаева И. О. Учимся петь под караоке. – Минск, 2016. – 112 с. 3. Кленов А. Там, где музыка живет. – М.: Педагогика, 1986. – 231 с. 4. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997. – 347 с. 5. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1988. – 239 с. Информационные ресурсы 1. https://x-minus.me/ 2. https://vk.com/ 3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 3. https://vocal-noty.ru/ 4. https://clideo.com/ru/cut-audio 5. https://vocalremover.org/ru/pitch 6. https://jarjad.ru/pitch-tempo/