ДООП Наследники земли Поморской

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
« С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А »

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол №
« »
2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ №
от
« »
2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Наследники земли Поморской»
Художественной направленности
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 12-17 лет

Автор-составитель:
Беседин Руслан Александрович,
педагог дополнительного образования

Архангельск
2022

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информационная карта

3-4

2. Комплекс основных характеристик программы

5-15

2.1

Пояснительная записка

2.2

Учебный план

11

2.3

Учебно-тематический план

12

2.4

Содержание программы

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

5-10

13-14

3. Комплекс организационно-педагогических условий

15
16-27

3.1

Календарный учебный график

16-18

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

19-22

3.3

Оценочные материалы

23-24

3.4

Методическое обеспечение программы

26-27

3.5

Условия реализации программы

3.6

Список информационных источников

28

2

29-30

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование
образовательной программы, в рамках
которой реализуется данная
программа (услуга)
Год разработки
Вид деятельности по программе

3
4

5
6

7

7

9
10

11

12

13
14

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ (ББ52))
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Наследники
земли Поморской»
2022
Программа предусматривает
просветительскую, художественную,
краеведческую и творческую деятельности
Художественную направленность

Направленность дополнительного
образования
Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных услуг)

Программа направлена на просвещение и
развитие интереса обучающихся к
культурному наследию «малой Родины», ее
истории и вкладу в общее развитие
культуры как в России, так и в мире
Базовый уровень

Указание на уровень сложности
содержания программы (стартовый
(ознакомительный), базовый,
продвинутый (углублённый))
Место реализации программы
(фактический адрес оказания услуги;
при реализации программы в сетевой
форме в разных местах указываются
все адреса)
Возрастная категория учащихся
(адресат программы)
Указание на необходимость
медицинского заключения об
отсутствии противопоказаний к
занятию соответствующим видом
спорта (для программ физкультурноспортивной направленности)
Указание на адаптированность
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид
ограничений)
Нормативный срок освоения
программы (продолжительность
обучения)
Режим занятий, продолжительность
каждого занятия
Сведения о педагогических
работниках, реализующих программу
(Фамилия имя отчество,
квалификационная категория,
образование, регалии)

МБУ ДО «СДДТ»,
г. Архангельск,
Соломбальский территориальный округ,
Банный пер. 1-й, д. 2
12-17 лет
Медицинского заключения не требуется

_

1 год обучения - 72 академических часа
1 раз в неделю по 2 академических часа; 1
академический час – 45 мин.
Беседин Руслан Александрович, методист,
образование среднее профессиональное,
педагогическое.

3

15
16

17

Форма обучения по программе (очная,
заочная, очно-заочная)
Объем программы общий и отдельно
по формам обучения (очная/заочная),
по использованию дистанционных
технологий (с использованием/ без
использования), по использованию
сетевой формы организации
образовательной деятельности
Минимальное, максимальное число
детей, учащихся в одной группе

Очная
Объём - 72 академических часов;
Очная форма – 72 академических часов.
Групповая форма организации
деятельности – 72 академических часа.

Минимальное – 15 чел.
Максимальное – 30 человек

4

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Наследники земли Поморской»
(далее - Программа) имеет художественную направленность и предназначена для
организации просветительской и творческой деятельности обучающихся в системе
дополнительного образования. Программа направлена на развитие интереса обучающихся
к культурному наследию, локальным художественным жанрам города Архангельска и
Архангельской области в целом, а также просвещение в области краеведения и истории
Архангельской области по средству социокультурного подхода, путём проведения
экскурсий по архитектурным достопримечательностям, посещения различных учреждений
культуры, мастер-классов с использованием регионального компонента и встреч с
выдающимися жителями города. Представленная программа направлена на формирование
критического мышления, собственного эстетического восприятия, чувства патриотизма,
устоявшихся знаний о культурном и историческом наследии «малой Родины».
При реализации Программы используются методы и методические приемы, которые
сформируют у обучающихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора
необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить
умозаключения, творческие умения и навыки.
Художественная деятельность – деятельность, в процессе которой создаётся и
воспринимается произведение искусства. Центральное звено художественной деятельности
- произведение искусства. В искусстве осуществляется художественное познание и
художественная оценка мира, создаётся новая художественная реальность.
Характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью и сознательностью.
Результатом является формирование познавательных мотивов, эстетическое воспитание,
чувство патриотизма и любви к Родине и развитие творческих способностей и
нестандартного мышления.
Актуальность программы.
Программа «Наследники земли Поморской» разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции).
 Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей
(Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития
образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое
образование» от 18.11.2015.
Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного
потенциала обучающихся и обеспечению успешности ученика школы. ФГОС
(Федеральный государственный образовательный стандарт) во главу угла ставит
личностный результат образования, уровень которого зависит от отношения учащихся к
процессу обучения в целом. Согласно новому Федеральному государственному
5

образовательному стандарту предполагается, что итогом обучения станут личностные,
метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в
определённых качествах. Идёт ориентация, в том числе, и на становление личностных
характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий
свой народ, свой край, свою Родину».
Познание культурного наследия, особенностей быта и устоев своего народа,
позволяет сформировать свое собственное «Я», что немаловажно в формировании не
только личности, но и индивидуума. Сопоставление культурного наследия современному
укладу жизни и определенным личностным устоям позволяет всецело и правильно осознать
свое место в обществе, а также сформировать устойчивое понимание важности и
необходимости деятельности, направленной на благо страны.
Воспитание критического мышления вкупе с историческим, художественным и
патриотическим воспитанием, позволяет обещающимся грамотно обрабатывать и
воспринимать информацию, уметь ее обработать и сделать соответствующие выводы.
Программа отвечает социальному запросу родителей и потребности детей проявить
свои знания, умения и навыки в художественной деятельности, а также просветителькой
работе.
Возможность использования программы в других образовательных системах.
Программа реализуется на базе МБУ ДО «Соломбальский Дом детского творчества».
Программа может быть использована как дополнительная общеобразовательная
программа в учреждениях дополнительного образования, и как программа внеурочной
деятельности в образовательных организациях.
Цель программы: способствовать желанию познания новой информации о
культурном наследии города Архангельска и Архангельской области, а также реализации
творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
 Изучение культурного наследия Архангельской области;
 Изучение исторических предпосылок к формированию уклада жизни народов
Архангельской области;
 Расширение и углубление знания учащихся об истории, культуре, традициях,
достопримечательностях родного края;
 Изучение и апробация различных приемов и методик ведения художественной
деятельности.
Развивающие:
 Развитие критического мышления обучающихся;
 Развитие творческих способностей;
 Развитие познавательного интереса к новой информации;
 Развитие
способности
аналитически
мыслить,
сравнивать,
обобщать,
классифицировать материал;
 развитие умения публичного выступления, ведения дискуссии;
 Развить в себе организационные навыки, научиться культуре общения;
 развитие ответственности за результаты собственной деятельности.
Воспитательные:

6

 Способствовать формированию интереса к освоению опыта познавательной,
творческой, исследовательской деятельности;
 способствовать формированию у обучающихся понимания того, что культурное
наследие - фундаментальная составляющая любого вида деятельности;
 Способствовать созданию условий для социального и профессионального
самоопределения обучающихся.
 Способствовать формированию интереса и уважения к научно-исследовательской
деятельности учёных-исследователей разных народов.
Принципы построения содержания программы:
Принцип доступности - возможность усвоения содержания учащимися в
соответствии с возрастом и уровнем предыдущих знаний. Обучение должно вестись от
легкого к трудному, объясняя материал, необходимо использовать простой и доступный
учащимся язык, варьировать темпы работы, учитывать связь доступности с
работоспособностью.
Принцип системности и последовательности - это принцип, предусматривающий
формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором
каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается
на предыдущее и готовит к освоению нового.
Принцип сознательности и активности - осознанное усвоение учащимися знаний в
процессе активной познавательной и практической деятельности. В процессе обучения
необходимо добиваться, чтобы учащиеся понимали цель и задачи настоящего этапа и
обучения в целом; вовлечение учащихся и возбуждения у них познавательного интереса;
поддержка оптимизма и уверенности в себе.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям
учащихся – соответствие содержания, форм и методов обучения возрастным этапам и
индивидуальным особенностям учащихся.
В процессе проведения занятий педагогом используются современные
образовательные и воспитательные педагогические технологии:
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр
цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения
информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение,
электронная почта, мультимедийные средства, Интернет и др.)»;
обучение в сотрудничестве – совместная развивающая деятельность, в группе,
команде, взаимозависимость и взаимопомощь членов группы; личная ответственность
каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
здоровьесберегающая технология – организация образовательного процесса
предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным
возможностям учащихся;
личностно-ориентированная технология (задания, позволяющие обеспечить
комфортные условия развития личности), направленная на формирование креативных,
коммуникативных, общекультурных компетенций;
система инновационной оценки «портфолио»: способ фиксирования, накопления и
оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Отличительные особенности и новизна программы.
7

Программа «Наследники земли Поморской» имеет базовый уровень и базируется на
следующих идеях:
 программа учитывает возрастные особенности учащихся;
 программа включает новые области знаний, расширяющие кругозор;
 программа соответствует познавательным интересам и личностным запросам
учащихся;
 программа способствует реализации и развитию творческих способностей
учащихся, стимулирует их инициативу и самостоятельность в учебе, в умственном
и личностном развитии;
 программа качественно превосходит обычный школьный курс обучения, знакомый
учащимся;
 программа
позволяет
реализовать
актуальные
в
настоящее
время
компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
 программа создаёт условия для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности и развития творческих способностей.
 программа имеет большие возможности для повышения самообразовательной
деятельности школьников. Она существенно повлияет на научную организацию
труда школьников, научит структурно и лаконично представлять информацию,
четко и доказательно излагать свои мысли, окажет существенную помощь в
дальнейшем самоопределении старшеклассника.
Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе
используются методы и методические приемы, которые направлены на воспитание
подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно
мыслить, добывать и применять знания, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и
строить умозаключения, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко
планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю
группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Адресат программы – учащиеся 12-17 лет. Набор и формирование групп
производится без вступительных испытаний на протяжении всего учебного года (при
наличии свободных мест), специальная подготовка не требуется, медицинское заключение
не требуется. Запись на занятия идет через Навигатор дополнительного образования
Архангельской области. Обучение осуществляется по сертификату финансирования
(ПФДО). Минимальное количество учащихся – 10, максимальное – 15 человек.
Характеристика учащихся 12-15 лет.
Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое
различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка
обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом
возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на
пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в
развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости,
развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических
чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к
самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и
профессиональных интересов.
Характеристика учащихся 15-17 лет.
8

Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего
внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является
будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте – учебнопрофессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как
мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший
школьный возраст – начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия
завершения полового развития.
Наблюдаются большие физические и эмоциональные изменения, завершается рост
скелета, увеличиваются различия среди детей (некоторые из них уже «повзрослели», а
некоторые только начинают), развивается мужское и женское поведение, завершается
формирование социальных установок.
Срок реализации программы: 1 год.
Объём программы: 1 год – 36 учебных недель, 72 академических часа в год.
Этапы реализации программы:
Программа включает в себя 3 модуля.
1 модуль – Введение в предмет. Предполагает проведение инструктажа для
учащихся, изучение особенностей организации занятий по программе «Наследники
земли Поморской», основные темы и виды творческой, экскурсионной, и
познавательной деятельностей.
2 модуль – Мы предки великих народов. Включает в себя просветительскую
работу в сфере культурного наследия, развитие понимания художественного образа
Архангельской области в общероссийской культуре. Проведение творческих мастерклассов, экскурсий и посещение учреждений культуры города.
3 модуль – Град на Северной Двине. Предполагает составление индивидуальных
планов выездных мероприятий художественной направленности групп обучающихся,
формирование и закрепление теоретических знаний о культурном наследии Архангельска и
Архангельской области, участие в творческих конкурсах.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 2 академических часа.
Формы организации образовательного процесса предполагают проведение
занятий коллективно.
Формы проведения занятий: игровые занятия, вводные занятия, практические
занятия, комбинированные занятия, тематические просмотры, встречи, круглые столы,
экскурсии.
Форма обучения: очная.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
09.11.2018 № 196).
5.
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
9

реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от
23.08.2017 № 816).
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический
университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО
дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ245/06)
8.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28);
9.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 22
10.
Регламент
независимой
оценки
качества
дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки
Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11.
Устав МБУ ДО «СДДТ»
12.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
13.
Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.

10

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Название модуля

Всего часов

1
2
3

1 модуль. «Введение в предмет».
2 модуль. «Мы предки великих народов».
3 модуль. «Град на Северной Двине»
Итого часов по программе (объём программы)

10
32
30
72

11

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
Всего
Теория Практика
1 модуль «Введение в предмет»
4
2
2
6
2
4

№

Название раздела

1.1
1.2

2.2

Вводное занятие.
Будем знакомы!
Введение в предмет
Итого:
10
4
6
2 модуль «Наследники великих народов»
Особенности архитектуры 10
2
8
Архангельской области
Русская изба
8
2
6

2.3

Пряник прянику – рознь

6

1

5

2.4

Морожены песни

6

2

4

2.5

Итоговое занятие

2

0

2

2.1

Игра-путешествие
Тестирование

Лекции, беседы,
экскурсии
Лекции, беседы,
экскурсии
Лекция, мастер класс
Лекции, беседы,
экскурсии,
посещение УК
Рефлексия,
подведение итогов,
организация
выставки

Итого:
3.1
3.2

32
7
25
3 модуль «Град на Северной Двине»
Зеркало истории
6
1
5
Немецкая слобода
12
6
6

Формы
аттестации/контроля

3.3

По следам Сени
Малины

8

2

6

3.4

Град на Северной Двине

4

0

4

Итого:
Итого по программе

30
72

9
20

21
52

12

Встречи, беседы
Лекции, беседы,
экскурсии
Лекции, беседы,
экскурсии,
посещение музея
Выставка творческих
работ,
самостоятельное
проведение
экскурсий и мастерклассов для
социальнонезащищенных
групп населения

2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.1 Вводное занятие.
Инструктажи по охране труда, правилам дорожного движения, пожарной
безопасности, правилам поведения на занятиях. Введение в программу. Беседа о
Поморском крае
Теория. Инструкции по охране труда. Инструкция по пожарной безопасности.
Инструкции по противодействию терроризму и действиям в экстренных ситуациях для
учащихся, Инструкции по безопасности юных участников дорожного движения.
1.2 Будем знакомы! Введение в предмет.
Знакомство с детьми. Форма – игра-путешествие.
Теория. Основные термины и понятия. Визитная карточка Архангельска.
Особенности организации занятий по программе «Наследники земли Поморской»,
основные темы и виды практических работ. Беседа. Город, хранимый Ангелом.
Практика.
Определение
основных
типов
и
видов
сооружений,
достопримечательностей города, а также их составных частей. Разбор жанрового, видового
многообразия культурного наследия области и соотношения его к современному миру.
2.1 Особенности архитектуры Архангельской области.
Теория.
Соотнесение
территориальной
составляющей,
климатических
особенностей, религии и традиций, а также исторического антропогенного влияния, на
создание уникального художественного стиля и исполнения архитектурных построек.
Экскурсия. Наглядное представление исторически сложившихся архитектурных
устоев, представление уже утерянных архитектурных памятников и веяний нового времени
на архитектуру города.
2.2 Русская изба.
Теория. Изба – мать семьи. Выведение понятий традиционного восприятия народов
о правилах построения и восприятия жилых и хозяйственных построек, а также
олицетворение и художественное исполнение их.
Практика. Работа с энциклопедиями и публицистической литературой. Создание
макета избы, воспроизведение орнаментов, реконструкция быта в театральной форме.
2.3 Пряник прянику - рознь.
Теория. Историческое развитие, как преемственность и ввод традиций – фактор
становление рекреационной культуры. Беседы о поэтапном становлении и развитии
Архангельска. Ввод понятия «немцы».
Мастер-класс. Северная и архангельская козули.
2.4 Морожены песни.
Теория. Песня – подруга и в горе и в радости, в работе и быту. Ввод понятий
«орница», «припевка», «частушка», «женская песня», «мужская песня». Ознакомление с
особенностями звукоизвлечения районов Архангельской области.
Экскурсии. Северный праздник, народные забавы.
Посещение УК. Посещение концерта народной песни.
2.5 Итоговое занятие.
Организация выставки самостоятельных работ учащихся по пройденным темам.
Рефлексия. Проработка вектора деятельности.
3.1 Зеркало истории.
13

Теория. Проведение круглого стола и встречи с выдающимися жителями города по
теме «Что имеем, а что потеряли»
Практика. Мастер – класс по исчезающим ремеслам.
3.2 Немецкая слобода.
Теория. От локальных поселений до Города Воинской Славы, через ссылки и
международную славу. Влияние исторических событий на облик города.
Посещение УК. Посещение Кирхи.
Практика. Изучение особенностей кораблестроения петровских времен.
3.3 По следам Сени Малины.
Теория. Наследие выдающихся земляков. Писахов – сказочник или художник, или
освоитель Арктики?
Практика. Изучаем особенности северного диалекта.
Посещение УК. Посещение музея С. Писахова. Поездка в п. Уемский.
3.4 Град на Северной Двине.
Выставка творческих работ участников творческого объединения. Самостоятельное
проведение экскурсий для социально-незащищенных групп населения.

14

2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
№ Год
обучения
1 1 год
обучения
(базовый
уровень)

Учащиеся будут
знать
- основы
исторического
формирования образа
помора, жителя
Архангельской
области;
- основы
формирования
культурного слоя
Архангельской
области;
- традиции и обычаи
поморов;
- техники
исчезающих ремесел.

Учащиеся будут
уметь
- создавать
художественные
произведения в
стилистике и при
использовании
техник исчезающих
ремесел;
- грамотно
понимать,
воспроизводить и
обрабатывать
архангельское
наречие;
- разбираться в
особенностях
составных частей
архитектурных
сооружений
города;
- производить
жанровый разбор
произведений
исходя из
локальных и
территориальных
особенностей;
- оформлять
выставки, смотры.

15

Формы проверки
- практические
занятия;
- выставки;
- смотры;
- самостоятельные
экскурсии;
- театрализации;
- рефлексии;
- круглые столы.

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. Календарный учебный график
№

Месяц
Неделя

Часы

1

Сентябрь
2 неделя

2

2

3 неделя

2

3

4 неделя

2

4

Октябрь
5 неделя

2

5

6 неделя

2

6

7 неделя

2

7

8 неделя

2

8

9 неделя

2

Экскурсия по маршруту

9

Ноябрь
10
неделя
11
неделя

2

Экскурсия по маршруту

2

Особенности архитектуры
Архангельской области

Теоретическое
занятие

12
неделя
13
неделя
Декабрь
14
неделя
15
неделя

2

Беседа: Изба – мать семьи

2

Экскурсия по маршруту

2

Поездка в музей «Малые Корелы»

Теоретическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

2

Построение макета русской избы

10

11
12
13

14

Форма
занятия

Тема занятия

Модуль «Введение в предмет»
Инструктажи по охране труда, Теоретическое
правилам дорожного движения, занятие
пожарной безопасности, правилам
поведения на занятиях
Введение в программу. Беседа о
Беседа
Поморском крае.
Визитная карточка Архангельска.
Практическое
Основные термины и понятия
занятие
Особенности организации
Практическое
занятий по программе
занятие
«Наследники земли
Поморской»
Город, хранимый Ангелом.
Практическое
Основные темы и виды
занятие
практических работ, экскурсий
и мастер-классов
Модуль «Наследники великих народов»
Основные достопримечательности Теоретическое
города
занятие
Основные элементы фасадного
Практическое
декора
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

16

Практическое
занятие

Форма
контроля/
аттестации
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа

Наблюдение
Беседа
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Экскурсия
Экскурсия
Рефлексия,
проверка
полученного
материала
Наблюдение
Беседа
Экскурсия
Экскурсия
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная

16
неделя
17
неделя

2

Поездка в музей русской избы о.
Кего
Мастер класс «Северная козуля –
солнцеворот»

Теоретическое
занятие
Практическое
занятие

17

Январь
19
неделя

2

Мастер – класс «Архангельская
козуля»

Практическое
занятие

18

20
неделя

2

Теоретическое
занятие

19

21
неделя

2

Ввод понятий. Ознакомление с
напевами и многоголосиями
районов области.
Посещение концерта народной
песни

20

Февраль
22
неделя

2

Экскурсия по маршруту

Практическое
занятие

21

23
неделя

2

Итоговое занятие

Практическое
занятие

15
16

2

Практическое
занятие

Модуль «Град на Северной Двине»
Зеркало истории. Архангельск – от Теоретическое
болот до капитализма.
занятие
Встреча с выдающимися жителями Практическое
города
занятие

24
неделя
25
неделя

2

24

Март
26
неделя

2

Круглый стол «Что имеем, а что
потеряли»

Практическое
занятие

25

27
неделя

2

Теоретическое
занятие

26

28
неделя

2

Северная сказка, как средство
выражения жизни, устоев и быта
народа
Экскурсия в музей С. Писахова

27

29
неделя

2

Северный диалект

Теоретическое
занятие

22
23

2

17

Практическое
занятие

работа, мастеркласс
Наблюдение
Беседа, экскурсия
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Мастер-класс
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Мастер-класс
Наблюдение
Беседа
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Экскурсия
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Экскурсия
Организация
выставки
самостоятельных
работ учащихся
Рефлексия
Наблюдение
Беседа
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Экскурсия
Наблюдение
Беседа

28

Апрель
30
неделя

2

Экскурсия на Родину Сени
Малины, народные забавы

Практическое
занятие

29

31
неделя
32
неделя

2

Немецкая слобода

2

Экскурсия по маршруту

Теоретическое
задание
Практическое
занятие

31

33
неделя

2

Экскурсия по маршруту

Практическое
занятие

32

34
неделя

2

Посещение Кирхи

Практическое
занятие

33

Май
35
неделя

2

Посещение Морского музея

Практическое
занятие

34

36
неделя
37
неделя

2

Мастер-класс «Петровский ботик»

2

Итоговое занятие

Практическое
занятие
Практическое
занятие

38
неделя

2

Итоговое занятие

30

35

36

Практическое
занятие

18

Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Экскурсия
Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Экскурсия
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Экскурсия
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Экскурсия
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа,
Экскурсия
Мастер-класс
Рефлексия
Самостоятельное
проведение
экскурсий
Организация
выставки
Рефлексия
Самостоятельное
проведение
экскурсий
Организация
выставки

3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся по программе «Наследники земли Поморской» проводится в
учебном году 2 раза.
Сроки проведения аттестации – февраль, май.
Формы проведения аттестации: организация выставок – смотров, тестирование,
беседы и рефлексии, организация самостоятельных экскурсий для социальнонезащищенных групп населения.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно
было определить:
 насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой;
 полнота выполнения программы;
 обоснованность перевода учащегося на следующий этап, год или уровень обучения.
Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных
результатов освоения программы за год, сводятся в Сводном протоколе промежуточной
аттестации.
Система оценивания – безотметочная.
Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана
программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям.
 Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность
использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
 Практические
умения
и
навыки,
предусмотренные
дополнительной
общеразвивающей программой (по основным разделам учебно-тематического
плана) соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям.
 Владение специальным оборудованием и оснащением - отсутствие затруднений в
использование специального оборудования и оснащения.
 Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий.
На основе данных показателей
материалы (КИМ) на 1 год обучения.

разработаны

контрольно-измерительные

Ещё одним показателем успешности овладения программного материала является
участие в конкурсной деятельности. Результаты фиксируются в протоколе отслеживания
результатов конкурсной деятельности ГИС АО «Навигатор».
Система текущего контроля
Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждой
изученной теме.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся,
уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им
образовательных технологий и др. и заносится в учебно-тематический план деятельности
творческого объединения, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу,
календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию.
Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания
программного материала.
19

Вид контроля

Текущий

Сроки проведения
контрольных мероприятий
Перед изучением
программы
На каждом занятии

Итоговый

В конце года

Входящий

20

Формы контроля
Наблюдение, беседа.
Наблюдение, просмотр съемочного
материала, анализ упражнений,
мультзарисовок, мультфильмов.
Тестовые задания, создание
мультимедийного продукта

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год
Теоретические знания

В

Н

Теоретические
знания

Владение
специальной
терминологией

Н

Н

С

В

Практические
умения и навыки

Н

С

В

Н

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

С

Творческие
навыки

В

С

В

Н

С

В

21

Н

С

В

Н

С

Н

С

В

Результаты промежуточной
аттестации за год

№
группы
С

В

В

Переведён на
следующий год
обучения
Полностью
освоил программу

С

Повторно
аттестован

ФИО

Творческие навыки

№ группы
Н

№
п/п

Владение специальным
оборудованием и
оснащением

Не аттестован

ФИО

Практические умения
и навыки

Аттестован

№
п/п

Владение специальной
терминологией

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся программы «Наследники земли Поморской»
Года
Количество Количество
обучения учащихся
учащихся
по годам
прошедших
обучения
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию
повторно

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(выпускники)

1 г.о.
2 г.о.
3 г.о.

Протокол отслеживания конкурсной деятельности учащихся программы «Наследники земли Поморской»
№
п/п

Фамилия Имя
учащегося

Год
обучения

Название конкурса

Уровень

1
2
3
4
5

22

Название
мультимедийного
продукта

Результат

3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень теоретических и практических заданий для аттестации учащихся.
Год
Уровень
обучения
1
базовый

Промежуточная аттестация учащихся по итогам года
Теория
Практика
- Перечислите типы и виды - Работа с энциклопедиями и
достопримечательностей
публицистической
города.
литературой.
- Составные части
- Создание макета избы,
достопримечательностей
воспроизведение орнаментов,
города. Словарь.
реконструкция быта в
- Кто такие «ненцы»?
театральной форме.
- Что такое «козули»?
- Выставка творческих работ.
- Что такое «орница»,
«припевка», «частушка»?
- Кто такой Писахов?

23

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения программы
«Наследники земли Поморской»
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Показатели/
критерии
1.1 Теоретические знания (по
основным разделам учебнотематического плана программы)
соответствие теоретических знаний
программным требованиям

1.2 Владение специальной
терминологией/
осмысленность и правильность
использования специальной
терминологией.

Уровни освоения программы.
Низкий
Средний
(Н)
(С)
1. Теоретическая подготовка учащегося
- Слабо знает правила
- Знает правила техники
техники безопасности при
безопасности при работе с
работе с оборудованием;
оборудованием, но не всегда
- не имеет представления о
применяет их;
преподнесенном материале;
- имеет представление о
- не разбирается в основах
культурном наследии;
преподнесенного материала, - неплохо разбирается в
изучаемых на первом году
материале, изучаемом на
обучения, или допускает
первом году обучения, может
грубые ошибки.
допускать ошибки.

Не знает специальных
исследовательских, научных,
художественных терминов 1
года обучения, в речи их не
употребляет, педагога не
понимает

2. Практическая подготовка учащегося
24

Знает исследовательские,
научные, художественные
термины 1 года обучения, при
употреблении сочетает
специальную терминологию с
бытовой, педагога понимает

Высокий
(В)
- Знает правила техники
безопасности при работе с
оборудованием;
- может рассказать об
основных жанровых и
художественных различиях,
а также видовом
разнообразии
стилистических
особенностей культурного
наследия региона;
- хорошо и без ошибок
разбирается в материале,
изучаемом на первом году
обучения.
Специальные
исследовательские, научные,
художественные термины 1
года обучения употребляет
осознанно и в полном
соответствии с их содержанием

2.1 Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным
разделам учебно-тематического
плана программы/
соответствие практических умений и
навыков программным требованиям

- Не может искать
информацию, знает материал
поверхностно, требуется
помощь педагога;
- работает по готовому
сценарию с помощью
педагога;
- слабо воспринимает
информацию и не выполняет
работу в соответствии с
требованиями;
- не умеет работать
коллективно и малыми
группами, требует к себе
много внимания.

- Может самостоятельно
искать информацию, знает
материал, но работы не
всегда качественные;
- может неплохо работать по
готовому сценарию;
- получается вести диалог
совместно с группой, искать
информацию в соответствии
с требованиями;
- умеет работать
коллективно и малыми
группами.

2.2 Владение специальным
оборудованием и оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

Ребёнок испытывает серьёзные
затруднения при работе с
информацией, материалами
декоративно-прикладного
профиля
Не может выполнить
простейшие практические
задания педагога.

Ребёнок работает с
информацией, хорошо работает
с материалами декоративноприкладного профиля

25

Самостоятельно выполняет
практические задания на основе
образца.

- Качественно ищет
информацию, знает
структуру представления
информации;
- хорошо и самостоятельно
работает по готовому
сценарию;
- Грамотно доносит
основную мысль, хорошо
ищет информацию в
соответствии с
требованиями;
- умеет работать
коллективно и малыми
группами. Часто становится
лидером в группе.
Работает самостоятельно, почти
не испытывает затруднений.

Осуществляет достаточный
творческий подход в
выполнении практических
заданий.

3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы обучения.
За период изучения данного курса, учащиеся формируют личную папку достижений
– портфолио, в которой появятся сертификаты конкурсов, фото работ, представленных на
выставках, сертификаты от посещений УК, презентации. Большая часть времени отводится
на экскурсионные маршруты и творческие занятия.
Формы организации образовательного процесса.
1) Познавательная – анализ информационного материала; работа с научно-популярной
литературой, справочным и энциклопедическим материалом; работа в сети Интернет.
2) Игровая – интерактивная интеллектуальная игра; мини-конференция.
3) Творческая – организация мастер – классов по изучаемой тематике.
4) Экскурсионная – посещение маршрутов, согласно тематике, и посещение УК.
5) Встречи и круглые столы – организация встреч с выдающимися жителями города,
организация круглых столов.
Формы организации учебного занятия
 лекция-беседа;
 практическое занятие;
 мастер-класс;
 экскурсия;
 посещение УК;
 выставки;
 рефлексии;
 самостоятельные работы.
Педагогические технологии
Художественное просвещение, а также комплекс разноплановых творческих методик
и форм работы позволяет максимально заинтересовать учащихся и вовлечь в процесс
обучения. Это позволяет обучающемуся не только хорошо запоминать материал, а также
самому ему становиться частью программы, привносить комментарии и дополнения.
В качестве технологий обучения по данной программе используются следующие
технологии:
 развивающее обучение;
 проектные методы обучения;
 информационно-коммуникационные технологии;
 творческие методы обучения;
 игровые технологии.
Алгоритм учебного занятия.
Проведение занятия рассматривается как особое направление дополнительного
образования, тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие
творческой активности учащихся, а также на углубление и закрепление имеющихся у них
знаний, умений и навыков по школьным предметам.
Дидактические материалы:
 учебно-методическая литература;
 дидактические материалы (рабочие листы, тесты);
 контрольный блок (описание критериев и показателей качества образовательного
процесса, мониторинга образовательного процесса и диагностических методик);
26

 инструкции по технике безопасности;
 глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на
русский язык);
 справочно-информационные
материалы
по
организации
экскурсионной
деятельности;
 презентации по организации творческой деятельности обучающихся.

27

3.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебный кабинет, соответствующий СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 с
необходимой мебелью: ученические столы, стулья, стеллажи, шкафы для хранения
оборудования и УМК.
Материально-техническое оснащение программы:
 экран или интерактивная доска;
 проектор,
 ноутбук или ПК,
 сканер,
 принтер;
 канцелярские принадлежности.
Программное обеспечение:
 Программа для создания презентаций Power Point;
 Программа для создания и редактирования документов Microsoft Office Word.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий
Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
05.05.2018 № 298н).

28

3.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ:
Информационные ресурсы для педагога:
1. Скоробогачева, Е. А. Искусство Русского Севера: [Текст]/ Е. А. Скоробогачева; ред.
Н. В. Астахова – М. : Белый город, 2008. – 303 с.;
2. Традиционная поморская игрушка [Текст] /сост. Е. Г. Белошеева. – пос. Умба
(Мурман. обл.). – 2003.;
3. Богуславская, И. Я. Северные сокровища [Текст]/ И. Я. Богуславская. – Архангельск:
Сев.- Зап. кн. изд-во, 1980. – 77с.;
4. Голицына, И. Поморье: сокровищница Русского Севера [Текст]/ И. Голицына. – М.:
Белый город, 2009. – 47 с.;
5. Дмитриева, С. И. Традиционное искусство русских Европейского Севера: этнограф.
Альбом [Текст]/ С. Дмитриева. – М.: Наука, 2006. – 284 с.;
6. Добрых рук мастерство: Произведения народного искусства в собрании
Государственного Русского музея [Текст] / сост. и ред. И. Богуславская. – Л.:
Искусство, Ленингр. отд-ние, 1981. – 311 c.;
7. Залывский, Н. Северные ремесла: традиции и современность: моногр. [Текст]/ [Н.
Залывский, Е. Прилуцкая, Л. Шилова и др.]; ред. проф. Н. Залывский. – Архангельск:
ИПЦ САФУ, 2013. – 144 с.;
8. Народная культура Русского Севера [Текст]/ отв. за вып. Е. И. Ружникова; сост. Т.
М. Кольцова; Гос. музейное об-ние «Худож. культура Рус. Севера». – Архангельск:
[б. и.], 1997. – 246 с.;
9. Народная художественная культура Русского Севера в дополнительном образовании
детей Архангельской области. Теория и практика. Материалы обл. науч.-практ.
конф., 13–15 янв. 2003 г. / Департамент образования Администрации Арханг. обл. и
др. ; [ред. Н. В. Галышева]. – Архангельск: КИРА, 2003. – 123 с.;
10. Народное искусство России в современной культуре, XX – XXI век / [Рос. акад.
художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств]; авт.-сост.,
науч. ред. М. Некрасова. – М.: Коллекция М, 2003. – 254 с.;
11. Наследие Холмогорской земли XVI – начала XX века в музеях Архангельской
области : кат. выставки / [М-во культуры РФ, ФГУК «Всерос. худож. научнореставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря» и др. ; авт.-сост. Т. Кольцова ; авт. ст. Г.
Григорьева, С. Добынин, Т. Кольцова и др. ; фот. : Е. Бучило и др.]. – М. : Сканрус,
2011. – 127 с.;
12. Пермиловская, А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера /
А. Б. Пермиловская ; Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Сев. Арханг.
науч. центра, Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского = Cultural meanings of the
Folk Architecture of the Russian North / Anna Permilovskaya. – Екатеринбург : УрО
РАН ; Архангельск : Правда Севера ; Ярославль : ЯГПУ имени К. Д. Ушинского,
2013. – 605 с.;
13. Пермиловская, А. Б. Русский Север как особая территория наследия: науч.-попул.
литература / А. Б. Пермиловская. – Архангельск : ОАО «ИПП «Правда Севера»,
2010. – 551 с. : планы, портр., цв. ил., фот. цв. – Библиогр.: с. 485–522. – Геогр. указ.:
с. 533–536.;
14. Фольклор и этнография Русского Севера / ред. К. В. Чистов ; АН СССР, Ин-тут
этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. – Л. : Наука, 1973. – 280 с;
29

15. Ясински, М. Э. // М. Э. Ясински, О. В. Овсянников. Взгляд на Европейскую Арктику:
Архангельский Север: проблемы и источники. – СПб.: Петербург. Востоковедение,
1999. – Т. II. – 432 с.;
16. Востряков, Л. Е. Культура Русского Севера: традиции сохранения и проблемы
использования / Л. Е. Востряков, Г. Я. Лаптева // Cовременная наука: актуальные
проблемы теории и практики. Сер. «Гуманитарные науки». – 2012. – № 7-8. – С. 42–
52.;
17. Листвина, Е. Оценка роли культурных ландшафтов и традиционной живой культуры
в экотуристском развитии территорий Русского Севера / Е. Листвина, А. Кусков //
Материалы четвертой науч. конф., посвящ. С. Л. Сытину (Ульяновск, 2006 г.) / отв.
за вып. А. Зубов – Ульяновск, 2008. – С. 108–119.;
18. Пушкарев, В. А. Проблема изучения художественной культуры Поморья / В. А.
Пушкарев // К пользе и славе Отечества. – Архангельск, 2003. – С. 106–108.

1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.

1.
2.
3.
4.

Информационные ресурсы для учащихся и родителей:
Пономарев, А. Малые Корелы – северная сказка / А. Пономарев // Встреча. – 2003. –
№ 10. – С. 10–12.;
Арбат, Ю. Светлый Север: рассказы и очерки о Русском Севере, его людях и его
народном искусстве / Ю. Арбат. – [Вологда]: Сев.- Зап. кн. изд-во [Вологод. отдние], 1970. – 287 c.;
Бернштам, Т. А. Народная культура Поморья / Т. А. Бернштам. – М.: ОГИ, 2009. –
432 с. – (Нация и культура. Антропология / фольклор).
Бурчевский, В. Н. Ремесло за плечами не виснет / В. Н. Бурчевский; [ред. О. П.
Муругова]; Детская школа народных ремесел. – Архангельск: Правда Севера, 2006.
– 411 с.;
Народное искусство. Исследования и материалы: сб. ст. / Гос. Рус. музей; сост. и
науч. ред. И. Богуславская; [фот: В. Дорохов, М. Мильчик]. – СПб: Palace Edition:
Издатель Иозеф Киблицкий, 1995. – 204 с.;
Рогов, А. П. Русская культура: национальные особенности / А. П. Рогов. – М.:
Просвещение, 2009. – 319 с.
Сборник научно-практических материалов по народной художественной культуре,
посвященный 25-летнему юбилею Детской школы народных ремесел
Архангельской области, 1990 – 2015 / М-во образования и науки Арханг. обл., ГБОУ
ДОД АО «Дет. шк. нар. ремесел»; [редкол.: И. В. Огородник, А. А. Беднарчик]. –
Архангельск: КИРА, 2015. – 92 с.: ил., табл. – Библиогр.: с. 91–92.;
Интернет-ресурсы:
Интернет-ресурс [Электронный ресурс] /Режим доступа: www.wikipedia.org;
https://www.youtube.com/watch?v=bWrxWnlYAk8&list=PLpUOggJSvoRs4Zg5ud00aV
bB29AYYQWss – мультфильмы по сказкам Степана Писахова;
https://pastar.ru/ - Старый Архангельск – История в фотографиях;
https://www.culture29.ru/ - Культура Архангельской области.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».