ДООП Профориентация

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

РАССМОТРИНО
Педагогическим Советом
Протокол №
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ №
от « »
20 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Профориентация»
Возраст учащихся: 13-16 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:
Чупров Алексей Александрович,
педагог дополнительного образования

Архангельск 2022

1. Информационная карта

3

2. Комплекс основных характеристик образования

5

2.1

Пояснительная записка

5

2.2

Учебный план

9

2.3

Учебно-тематический план

9

2.4

Содержание программы

10

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

12

3. Комплекс организационно-педагогических условий

13

3.1

Календарный учебный график

13

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

15

3.3

Оценочные материалы

18

3.4

Методическое обеспечение программы

21

3.5

Условия реализации программы

22

3.6

Список информационных источников

23

2

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1

Наименование программы (услуги)

2 Полное наименование
образовательной программы, в
рамках которой реализуется данная
программа (услуга)
3 Год разработки
4 Вид деятельности по программе
5 Направленность дополнительного
образования
6 Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных услуг)

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ
(ББ52))
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Профориентация», базовый
уровень
2022
Профессиональная ориентация
Социально-гуманитарное
Направлена на подготовку
обучающихся к выбору профессии,
помощь в профессиональном
самоопределении, дальнейшем
трудоустройстве и карьерном
развитии, с учетом его
потребностей, возможностей и
социально - экономической
ситуации на рынке труда.
Ознакомительный уровень

7 Указание на уровень сложности
содержания программы (стартовый
(ознакомительный), базовый, продвин
утый (углублённый))
7 Место реализации программы
МБУ ДО «СДДТ»
(фактический адрес оказания услуги; Адрес: Архангельская область, г.
при реализации программы в сетевой Архангельск, пер. Банный 1-й, д. 2,
форме в разных местах указываются каб. 4
все адреса)
9 Возрастная категория учащихся
7-8 классы. 13-16 лет
(адресат программы)
10 Указание на необходимость
Медицинского заключения не
медицинского заключения об
требуется
отсутствии противопоказаний к
занятию соответствующим видом
спорта (для программ физкультурноспортивной направленности)
11 Указание на адаптированность
Программа адаптирована для детей
программы для учащихся с ОВЗ
с
ОВЗ
опорно-двигательного
(включая указание на вид
аппарата и речевой дисфункции
ограничений)
3

12 Нормативный срок освоения
программы (продолжительность
обучения)
13 Режим занятий, продолжительность
каждого занятия
14

15
16

17

1 год

1 раз в неделю по 1 академических
часа; 1 академический час – 45
мин.
Сведения о педагогических
Чупров Алексей Александрович,
работниках, реализующих программу педагог дополнительного
(Фамилия имя отчество,
образования, образование высшее
квалификационная категория,
социально-гуманитарное
образование, регалии)
Форма обучения по программе
Форма обучения заочная
(очная, заочная, очно-заочная)
Объем программы общий и отдельно Объём - 24 академических часа в
по формам обучения (очная/заочная), год.
по использованию дистанционных
Заочная форма – 24 академических
технологий (с использованием/ без
часа.
использования), по использованию
Дистанционный формат обучения.
сетевой формы (с использованием/
Групповая форма организации
без
деятельности – 24 академических
использования), формам организации часа.
образовательной деятельности
(групповая/ индивидуальная)
Минимальное максимальное число
Минимальное – 10 чел.
детей, учащихся в одной группе
Максимальное – 30 человек

4

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Профориентация»
имеет
социально-гуманитарную
направленность,
разработана для детей 13-16 лет и направлена на подготовку обучающихся к
выбору профессии, помощь в профессиональном самоопределении,
дальнейшем трудоустройстве и карьерном развитии, с учетом его
потребностей, возможностей и социально - экономической ситуации на
рынке труда.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Профориентация» (далее программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»,
Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р),
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
(приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),
Кадровой стратегией Архангельской области на период до 2028 года,
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.
3648-20
(утверждено
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).
Актуальность программы
Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из
компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы
общества о профессиональном становлении подрастающего поколения,
поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса
специальных
мер
содействия
человеку
в
профессиональном
самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его
потребностей, возможностей и социально - экономической ситуации на
рынке труда.
Профориентация влияет на состояние общества, развитие рынка труда,
занятость населения, выявление талантов и направление их в наиболее
подходящие сферы деятельности. Субъективные профессиональные желания
молодёжи могут не совпадать с объективными потребностями общества в
кадрах, что влечет несбалансированность спроса и предложения на рынке
труда, необоснованные рейтинги престижности профессий. Более 65%
населения не работают по профессии, а это означает, что они приняли не
самое удачное решение о выборе специальности.
5

В подростковом возрасте интересы изменчивы, а родители теряются в
избыточном поле информации. Ребенок быстро теряет интерес к увлечениям,
сильно перегружен или большую часть времени проводит в интернете.
Родители обеспокоены, что ребенок не знает, кем хочет стать, когда
вырастет. В результате молодежь часто выбирает образовательную
траекторию по принципу «куда проще поступить». В итоге они тратят 4-6 лет
на специальность, которая им не нравится, возникают проблемы с
мотивацией, эффективностью профессиональной деятельности и качеством
жизни. Поэтому необходимо проводить систематическую работу,
направленную на формирование основ для самопознания личности и
целостного представления о мире профессий.
Возможность использования программы
Программа реализуется в МБУ ДО СДДТ.
Цель программы: формирование основ личного и профессионального
самоопределения посредством приобретения знаний в области профессий
будущего и личностных характеристик.
Задачи:
Предметные/обучающие:
 формирование представлений о трендах профессий, прогнозах
развития рынка образования и труда;
 приобретение целостного понимания особенностей спроса и
предложения на рынке труда.
Личностные/воспитательные:
 понимание личной ответственности за решения, связанные с
выбором профессии и построения карьерных траекторий.
Метапредметные/развивающие:
 развитие креативности, познавательных умений поиска необходимой
информации для выбора профессии;
 развитие умений ставить цели, планировать деятельность и способы
для достижения результатов самоопределения;
 развитие умения полно и точно выражать свои мысли в отношении
вопросов профориентации, формирование мотивации к дальнейшему
изучению.
Отличительные особенности программы
Программа состоит из 2 разделов. Обучающиеся познакомятся с
особенностями и трендами рынка труда и образования, особенностями
социально-экономического развития, пройдут психологическую диагностику,
определят собственные карьерные и образовательные траектории.
Программа строится на следующих дидактических принципах:
 доступности – соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям;
 наглядности – иллюстративность, наличие дидактического
материала;
6

 научности – обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы;
 связи теории с практикой - соединение теоретического обучения с
практической деятельностью;
 сочетания педагогического управления с развитием инициативы и
самостоятельности – поддержка и поощрение инициативы обучающегося.
Принципы
формирования
групп.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Профориентация»
разработана для детей 13-16 лет. Набор и формирование групп
осуществляется с учетом возрастных особенностей 13-16 лет, без
вступительных испытаний. Наполняемость групп от 10 до 30 человек.
Характеристика детей. Подростковый возраст характеризуется
быстрым темпом физиологических и психологических изменений, при этом
развитие протекает не равномерно, противоречиво, через возникновение и
разрешение внутренних конфликтов, формируются «чувство взрослости»,
«Я-концепция», структуры самосознания. Особенно актуальны вопросы
поиска своего места в мире взрослых. Кризисным моментом является
столкновение с требованиями реальной жизни, которые не совпадают с его
собственными представлениями, остро встают вопросы выбора своего
уникального пути: «Кто я?», «Чего я хочу», «Что я могу?».
Центральным процессом этого возраста является формирование
личностной идентичности, открытие собственного «Я». Новым и главным
видом психологической деятельности становится рефлексия, самосознание и
самоопределение. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все
больше времени посвящается самообразованию. Приобретение знаний
связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через
различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями в
выборе будущей профессии. Важно оценить свои объективные возможности,
свои способности и склонности и сделать свой профессиональный выбор.
Поэтому программа ориентирована на приобретение знаний в области
профессий будущего и изучения личностных характеристик.
Сроки и этапы реализации программы
Программа, разработана на 24 часа в 1 год. Программа состоит из 3
разделов:
- Раздел «Атлас профессий» - предполагает знакомство обучающихся с
профессиями будущего и необходимыми;
- Раздел «Работа будущего – какая она будет?» - предполагает
знакомство с современным рынком труда и направлениями развития
экономики региона, муниципалитета, города и всей страны в целом;
- Раздел «Познай себя!» - предполагает прохождение обучающимися
профориетационного тестирования и психодиагностику своих способностей.
Содержание программы предполагает изложение материала в
доступной, игровой, увлекательной форме.
Формы и режим занятий по программе. Занятия проходят 1 раз в
неделю по 1 часу. Формы организации образовательного процесса
7

предполагают проведение коллективных занятий (всей группой 10-30
человек). Теоретический материал преподносится в форме лекций,
практические занятия проходят с использованием психодиагностических
инструментов для самопознания личности.
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения
на занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе
с инструментами и оборудованием.
II этап. Основная часть. Постановка цели и задач. Создание мотивации
предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний.
Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.
III этап. Заключительная часть. Анализ, рефлексия.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции).
2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №
467).
3. Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение от 4.09.2014 № 1726 – p).
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы),
разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития образования», АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование» от 18.11.2015.
6. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в
Минюсте России 20.08.2014 № 33660).
7. Регламент независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и
науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
8. Устав МБУ ДО «СДДТ».
9. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
10. Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников.
11. Положение о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе.
8

2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2

Название раздела

Всего часов

Блок 1. Мир современных профессий
Блок 2. Социально-экономическое состояние рынка
труда
Итого

15
9
24

2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По 1 часу 1 раз в неделю
Количество часов

Название разделов, тем

№

1 Вводное
занятие.
Знакомство
с
«Проекторией»
и
«Атласом
новых
профессий»
2 Мир современных профессий
3 Социально-экономическое состояние рынка
труда.
Построение
карьерных
и
образовательных траекторий.
4 Профориентационная
диагностика.
Составление резюме.
5 Итоговое занятие: подведение итогов
ВСЕГО

9

Теория

Практика

Всего

1

1

2

12

1

13

2

2

4

2

2

4

0

1

1

17

7

24

2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Мир современных профессий
Теория: образы отраслей прошлого, настоящего, будущего. От
узкоспециальных к надпрофессиональным навыкам, важным для успеха в
будущем.
Практика: работа с сайтом «Проектория» и альманахом «Атласа новых
профессий» для просмотра, изучения и выбора понравившейся профессии в
разных отраслях.
Основная задача: научиться отвечать на следующие вопросы, исходя из
полученных знаний по профессиям:
1.
Как я могу развить экзистенциальные навыки: любовь к учебе,
осознанность, умение ставить цели и т.д.? Как я могу включить такие
упражнения в свой повседневный распорядок?
2.
Какой образ жизни я хочу вести, когда стану взрослым? Какие
задачи мне будет интереснее всего решать? В каких условиях?
3.
Какие отрасли и профессии в Проектории нравятся мне больше
всего?
4.
Какие современные профессии наиболее близки к тому, что я
выбрал из Проектории? Где им учат? Какие предметы входят в программу?
5.
Какие знания и навыки нужны в этих профессиях сейчас и
понадобятся в будущем?
6.
Как выглядит рабочий день и рабочие места представителей этих
профессий? Могут ли они работать удаленно? Сколько длится рабочий день?
Надо ли работать в команде? Люди с каким темпераментом чаще идут в эту
профессию? Где я могу почитать информацию об этом, кого могу
расспросить?
7.
Какие есть дистанционные курсы в той сфере, которая меня
интересует?
8.
Какие кружки и офлайн-курсы могли бы помочь мне развить
нужные навыки?
9. Какие надпрофессиональные навыки понадобятся мне в работе? Как
я могу освоить их во время учебы и в повседневной жизни?
Тема 2. Социально-экономическое состояние рынка труда.
Построение карьерных и образовательных траекторий.
Теория: Ключевые тренды для рынка труда: глобализация,
автоматизация, цифровизация, рост требований к экологичности, развитие
сетевой организации общества, рост скорости изменений и сложности систем
управления. Рынок труда и экономика на уровне страны и региона. Прогноз
роста рабочих мест: востребованные профессии.
Практика: анализ программ обучения в соответствии с
востребованностью. Разработка образовательной траекторий.
Основная задача: научиться анализировать рынок труда, чтобы
понимать, какие профессии наиболее востребованы в данный момент
времени и в будущем.
10

Тема 3. Профориентационная диагностика. Составление резюме.
Теория: как найти работу. Использование интернет-ресурсов, таких как
headhunter, trudvsem и др. сайтов для того, чтобы узнать, какие профессии
сейчас востребованы для того, чтобы составить резюме.
Практика: Профтестирование. Обработка результатов, анализ и
обсуждение. Составление резюме. Разработка карьерной траектории.
Основная задача: научиться составлять резюме.

11

2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Форма
проверки
планируемых
результатов.
Программа
предусматривает текущий и итоговый контроль освоения программы.
Текущий контроль проводится в форме теста. Формой итогового контроля
является проверка усвоенного материала тестом.
Планируемые результаты (в соответствии с психофизическими
особенностями детей):
Результатом
освоения
программы
является
приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
Знания:
- Трендов, прогнозов развития образования и рынка труда;
Особенностей
социально-экономического
развития
своего
населенного пункта, муниципалитета, региона, страны;
- Востребованных надпрофессиональных навыков.
Умения:
- Использовать результаты профориентационного тестирования для
выбора траекторий карьерного и личностного развития
Навыки:
- Владеть методиками поиска информации по выбору и корректировки
траекторий карьерного и личностного развития

12

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Месяц,
неделя,
дата
1 н.,
6.12.21
2 н.,
13.12.21
3 н.,
20.12.21
4 н.,
27.12.21
5 н.,
10.01.22
6 н.,
17.01.22
7 н.,
24.01.22
8 н.,
31.01.22
9 н.,
7.02.22
10 н.,
14.02.22
11 н.,

Форма занятия

Кол-во
часов

Раздел, тема занятия

Вводное занятие

1

Лекция

1

Вводное занятие. Знакомство с
«Проекторией» и «Атласом новых
профессий»
Медицина и здоровье

Лекция

1

Профессии в IT-сфере

Наблюдение

Лекция

1

IT-сфера и робототехника

Наблюдение

Лекция

1

Наблюдение

Лекция

1

Лекция

1

Лёгкая промышленность – что это и что
в ней есть?
Природа и экология: сегодня и в
будущем
Развлечение и туризм

Лекция

1

Машиностроение

Наблюдение

Лекция

1

Наблюдение

Лекция

1

Энергетика – неотъемлемая часть
современного и будущего
Когда полностью покориться космос?

Лекция

1

Промышленные революции (тяжёлая

Наблюдение

13

Форма контроля
Наблюдение, тест
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

21.02.22
12 н.,
28.02.22
13 н.,
7.03.22
14 н.,
14.03.22
15 н.,
21.03.22
16 н.,
28.03.22
17 н.,
4.04.22
18 н.,
11.04.22
19 н.,
18.04.22
20 н.,
25.04.22
21 н.,
2.05.22
21 н.,
16.05.22
21 н.,
23.05.22
24 н.,
30.05.22

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

1

Лекция

промышленность)
Химическая промышленность
Урбанистка:
архитектура
строительство
Культура и искусство

Наблюдение
и

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

1

Менеджмент – управление от мелкой
фирмы до государства
Юриспруденция

Лекция

1

Логистика – основа любой экономики

Наблюдение

Лекция

1

Наука и образование

Наблюдение

Лекция

1

Наблюдение

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

1

Беседа, заключительное
занятие

1

Рынок труда – источники получения
информации о вакансиях
Игра-упражнение
«самая
классная
профессия». Часть 1
Игра-упражнение
«самая
классная
профессия». Часть 2
Составление
и
оформление
документации. Часть 1: портфолио
Составление
и
оформление
документации: резюме. Часть 2: резюме
Итоговое
занятие
по
«Профориентации»

14

Наблюдение

Практическое задание
Практическое задание
Практическое задание
Практическое задание
Опрос

3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся занимающихся по программе «Профориентация»
проводится в учебном году 1 раза: итоговая по завершению изучения 2 блока.
Сроки проведения аттестации: май.
Формы проведения аттестации: опрос, выполнение контрольных
практических заданий, выставка работ.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом,
чтобы можно было определить:
–
Насколько достигнуты каждым учащимся планируемые
результаты
определяемые
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программой;
–
Полнота выполнения программы и каждого блока;
–
Обоснованность перевода учащегося на следующий этап
обучения.
Результаты
аттестации
заносятся
в
Протокол
фиксации
образовательных результатов освоения программы за каждый блок, сводятся
в Сводном протоколе промежуточной аттестации.
Система оценивания – без отметочная.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также, с
целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика
определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и
Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная
конкретно к творческому объединению «Техническое творчество».
Разработан инструментарий по модулям, а также система текущего контроля
и протоколы фиксации результатов.
Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
–
Теоретические знания (по основным разделам учебного плана) –
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
–
Владение специальной терминологией – осмысленность и
правильность использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
–
Практические
умения
и
навыки,
предусмотренные
дополнительной общеразвивающей программой (по основным разделам
учебного плана) – соответствие уровня развития практических умений и
навыков программным требованиям.
15

Система текущего контроля.
Текущий
контроль
успеваемости
учащихся
по
программе
осуществляется по каждому изученному блоку.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента
учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала,
используемых им образовательных технологий и др. и заносится в учебнотематический план деятельности творческого объединения, графа «Форма
аттестации (контроля)» по каждому разделу, календарный учебный график,
графа «Формы контроля» по каждому занятию.
Содержание материала контроля определяется педагогом на основании
содержания программного материала.
Сроки проведения
Вид контроля
контрольных
мероприятий
Входящий
Перед изучением
каждого модуля
Текущий
На каждом блоке
Итоговый

В конце изучения всего
курса

16

Формы контроля
Наблюдение
Наблюдение, тест.
Выполнение контрольного
практического задания, опрос

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы
за год. Диагностика результативности освоения программы
Ф.И.О.
ребенка

Критерии
Теоретиче

Владение

Практические

Результаты аттестации по

ские

специальной

умения и

итогам изучения 2 блока

знания

терминологией

навыки

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Аттес

Не

Повторно

тован

аттест

аттестован

ован

1.

17

3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ «Самая классная профессия»
Цель игры: более глубокое знакомство подростков с классификацией
профессий, развитие представлений о средствах и условиях труда, развитие
навыков анализа профессии.
Ход игры:
1. На протяжении всех занятий учащиеся выписывают несколько
профессий из определённых сфер отраслей. К примеру: дизайнер,
электромонтажник, специалист по ИБ и т.д. Это необходимо для того, чтобы
учащиеся смогли сформировать себе определённый перечень профессий,
которые им приглянулись. В перечисленных вариантах обязательно будут
повторы, так как на сайте «Проектории» и «Атласа» имеются профессии,
которые пересекаются с несколькими отраслями.
2. Проговаривается задание: из выписанных профессий выбрать одну,
которая наиболее понятна и привлекательна для учащегося. Для этого
необходимо сначала удалить все повторы из выписанного списка, а потом из
оставшихся профессий выписать наиболее приглянувшуюся (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – пример выбора профессии с сайта «Проектории» по игре
«Самая классная профессия»

18

3. Презентовать выбранную профессию. Для этого необходимо
написать и объяснить следующие пункты:
 Мотив выбора данной профессии (почему, зачем и как он выбрал
именно эту профессию);
 Образование (где и какое образование он получил);
 Способности (какими способностями, умениями, навыками он
обладает);
 Личность (какими личностными качествами он обладает);
 Востребованность на рынке труда (где, кем и как он
осуществляет свою профессиональную деятельность);
 Заработок и карьерный рост (сколько он зарабатывает и что его
ждет в дальнейшем);
 Результаты деятельности (польза, «нужность», эффективность).
В результате у подростков будет более сформированные представления
о профессии, которую они выбрали и, отталкиваясь от этого, уже могут
начать выбирать предметы, которые будут сдаваться в 9 классе на ГИА.
СОСТАВЛЕНИЕ РЕЗЮМЕ
Для составления собственного резюме, учащиеся должны просмотреть
следующие сайты: rezume.online ; hh.ru ; trudvsem.ru .
По примеру резюме, находящихся на этих сайтах, учащиеся должны
составить своё (в письменном или электронном виде), где будут указаны все
важные данные, которые могли бы пригодиться работодателю. Данные
можно вводить как свои, так и вымышленные.

Рисунок 2 – пример резюме
В результате выполнения задания, учащиеся смогут без проблем после
окончания обучения составлять различные резюме на поиск и принятия на
работу.
19

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке
образовательных результатов освоения 1, 2, 3 блока
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной
деятельности)
Критерии
Теоретические знания.
Соответствие
теоретических знаний
программным
требованиям

Уровень
Показатели
Высокий Освоение практически всего объёма знаний,
Средний
Низкий

Владение специальной
терминологией.
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологией.

Высокий
Средний
Низкий

Практические умения и Высокий
навыки. Соответствие
практических умений и
навыков программным
требования.
Средний

Низкий

предусмотренных программой за
конкретный период
Овладение ½ объёма знаний,
предусмотренных программой
Овладение менее чем 25% объёма знаний,
предусмотренных программой
Специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их
содержанием
Знает специальные термины, при
употреблении сочетает специальную
терминологию с бытовой
Не знает специальных терминов, в речи их
не употребляет.
Овладение практически всеми умениями и
навыками, предусмотренными программой
за конкретный период. Выполнение
практических операций самостоятельно.
Овладение ½ предусмотренных умений и
навыков, выполнение операций с помощью
педагога.
Не овладел умениями и навыками,
предусмотренными программой.

20

3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации
занятия:
Наглядные
Показ иллюстраций
Показ видео
Показ электронных презентаций

Практические
Самостоятельная работа
Самообучение

Дидактическое обеспечение программы:
–
Дидактический материал по темам программы: планы-конспекты
и наглядные пособия к занятиям;
–
Наглядный материал: образцы работ;
–
Раздаточный материал: карточки, шаблоны и картинки;
–
Учебная литература, литература для родителей и педагога.
Содержание программы раскрывается в следующих формах:
–
Получение теоретических знаний;
–
Практические занятия;
–
Анализ работ учащихся.

21

3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Финансовая грамотность» будет организовываться
дистанционно, в заочной форме. Она предполагает использование
электронных ресурсов в сети Интернет, которые включают материалы по
финансовой грамотности. Материалы размещаются в группах классов в
социальной сети «ВКонтакте».
Материально-техническим оснащением являются персональные
компьютеры или мобильные устройства учащихся с доступом в Интернет.
Программным обеспечением является любое открытое и бесплатное
ПО для возможности выхода в социальную сеть «ВКонтакте», к примеру –
браузеры Google Chrome или Yandex.
Расходные материалы и инструменты, а также учебный кабинет не
предусматриваются.
Индивидуальные
образовательные
маршруты
(ИОМ)
предусмотрены для учащихся с ОВЗ.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).

22

3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Список литературы для педагогов
1. Ананьева Т.В. Сопровождение профессионального самоопределения
восьмиклассников на этапе предпрофильной ориентации // Методист. 2010.
№5. – С. 57-60
2. Арон
И.С.
Методы
психологического
сопровождения
профессионального самоопределения // Психологическая наука и
образование. 2012. №2. – С.270-280
3. Горбачева З.В., Кащеева О.Н., Кузьмина Т.Н., Хахунова М.Н.
Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. /Под
ред. Кузнецовой И.В., канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004.
4. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое
пособие. - Москва: Просвещение, 2007. - 95 с.
5. Залученкова Е.А., Зарецкий В.К., Ненашева Л.А., Холмогорова А.Б.
Методы
психолого-педагогической
поддержки
жизненного
и
профессионального самоопределения. М., 1995. – 112 c.
6. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие /
Э.Ф. Зеер. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. –
188 с.
7. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных
подростков: проблемы и пути их решения // Психологическая наука и
образование. 2014. Том 6. № 3. – С. 255-263
8. Королева
И.А.,
Кулакова
А.Б.
Психолого-педагогическое
сопровождение профориентационной работы со школьниками // Проблемы
развития территории. 2013. №3. – С. 83-92
9. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики
профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю.
Шегурова // Вопросы психологии. 1983. № 2. – С. 51-59
10. Ососова М.В. Особенности профессионального самоопределения
современных подростков // Психология и педагогика: методика и проблемы
практического применения. 2010. №14. – С. 95-103
11. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и
личностного самоопределения. М.; Воронеж, 2003. - 392 с.
12. Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального
самоопределения старшеклассников /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. –
М., 2004. – 223 с.
13. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и
практика: учеб. пособие для студентов вузов /Н.С. Пряжников. – М.:
Академия, 2008. – 318 с.
14. Решетников В.В. Понятие профессионального самоопределения в
современной педагогической психологии // Известия Самарского научного
центра Российской академии наук. 2011. №5. – С. 163-167
15. Рябинин С.В., Рябинина Н.П. Психологические факторы в
совокупности факторов профессионального самоопределения школьников //
23

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. №2.
С. 161-166
16. Черникова
Т.В.
Профориентационная
поддержка
старшеклассников: учеб.-метод. пособие / Т. В. Черникова. – М.: Глобус,
2006. – 252 с.
17. Шаркунова Ю.В. Эффективность системы психологического
сопровождения профессионального самоопределения учащихся // Сибирский
педагогический журнал. 2009. №10. – С. 252-258
Список литературы для детей и родителей
1. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006.
2. Зотова Н.Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе
профессии и возможность их профилактики // Вестник Московского
университета. Серия: Психология. 2010. №2. – С. 102-110
3. Смирнова Ю.Е. Ценностные ориентации как фактор
профессионального самоопределения личности школьника // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И.
Герцена. 2010. №125. – С. 88-92
4. Чебышева, В.В. Классификация профессий и профориентация / В.В.
Чебышева // Вопросы психологии. 1971. № 4. – С. 143-148
5. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников:
Организация и управление. М., 1987. – 160 с.
6. Чистякова С.Н. Школа и выбор профессии. М.:Педагогика, 1987.–
114с.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».