ДООП Я-водитель плюс

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 4
«21» декабря 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ № 328 от
«21» декабря 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я – Водитель ПЛЮС»
Социально-гуманитарной направленности
Возраст учащихся: 7-17 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:
Филиппова Ирина Борисовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Архангельск
2022
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта

3-4

2. Комплекс основных характеристик образования

5-15

2.1

Пояснительная записка

5-9

2.2

Учебный план

10

2.3

Учебно-тематический план

11-12

2.4

Содержание программы

13-14

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

15

3. Комплекс организационно-педагогических условий

16-38

3.1

Календарный учебный график

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов 19-22

3.3

Оценочные материалы

23-24

3.4

Методическое обеспечение программы

25-36

3.5

Условия реализации программы

37

3.6

Список информационных источников

38

Приложение 1

39-43

2

16-18

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1
2

3
4
5
6

Наименование программы
(услуги)

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ (ББ52))
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Я –
водитель ПЛЮС»
2022
Углубленное изучение ПДД
Социально - гуманитарная

Полное наименование
образовательной программы, в
рамках которой реализуется
данная программа (услуга)
Год разработки
Вид деятельности по программе
Направленность
дополнительного образования
Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных
услуг)

Изучение теоретических основ ПДД.
Первая
ступень
в
подготовке
учащихся как будущих водителей
категорий А, В, М, интересующихся
автомобилями,
велои
мототехникой.
В объединении учащиеся получают
знания по Правилам дорожного
движения и готовятся к изучению
практических
дисциплин
в
автошколе.

Указание на уровень сложности
содержания программы
(стартовый (ознакомительный),
базовый, продвинутый
(углублённый))
7 Место реализации программы
(фактический адрес оказания
услуги; при реализации
программы в сетевой форме в
разных местах указываются все
адреса)
9 Возрастная категория учащихся
(адресат программы)
10 Указание на необходимость
медицинского заключения об
отсутствии противопоказаний к
занятию соответствующим
видом спорта (для программ
физкультурно-спортивной
направленности)

Углубленный уровень

7

163020, г. Архангельск, Банный пер.
1-й, д. 2
163020, г. Архангельск, Смольный
Буян 20
7-17 лет
Медицинского заключения не
требуется

3

11 Указание на адаптированность
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид
ограничений)
12 Нормативный срок освоения
программы (продолжительность
обучения)
13 Режим занятий,
продолжительность каждого
занятия

Без адаптации. Для учащихся с ОВЗ
предусмотрен
индивидуальный
образовательный маршрут (ИОМ)
Объём программы: 72 академических
часа

14 Сведения о педагогических
работниках, реализующих
программу (Фамилия имя
отчество, квалификационная
категория, образование, регалии)
15 Форма обучения по программе
(очная, заочная, очно-заочная)
16 Объем программы общий и
отдельно по формам обучения
(очная/заочная), по
использованию дистанционных
технологий (с использованием/
без использования), по
использованию сетевой формы (с
использованием/ без
использования), формам
организации образовательной
деятельности (групповая/
индивидуальная)
17 Минимальное максимальное
число детей, учащихся в одной
группе

4

36 недель,
1 раз в неделю по 2 академических
часа.
1 академический час – 45 мин.
Филиппова Ирина Борисовна,
педагог дополнительного
образования, высшей
квалификационной категории.
Образование среднее специальное,
педагогическое.
Очная
Объём – 72 академических часа;
Очная форма – 72 академических
часа.
С использованием дистанционных
технологий (обеспечение доступного
образования в условиях введения
карантина, невозможности
посещения занятий по причине
погодных явлений).
Сетевая форма организации
образовательной деятельности при
реализации программы.
Групповая форма организации
деятельности -72 академических часа
Минимальное – 5 чел.
Максимальное – 30 человек

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я –
Водитель ПЛЮС» (далее – программа) имеет социально-гуманитарную
направленность.
Данная программа направлена на углубленное изучение ПДД учащимися 16 17 лет.
В современном мире автомобиль является неотъемлемой частью нашей
жизни! Но в то же время, являясь источником повышенной опасности,
способен натворить немало бед! Поэтому очень важно прививать культуру
дорожного поведения. Даная программа помогает не только разобраться в
правилах дорожного движения, но и раскрывает перед учащимися
ответственность за свои поступки на дороге.
Актуальность. На современном этапе содержание дополнительных
образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий
для личностного развития учащихся, позитивной социализации и
профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных
потребностей учащихся в различных видах деятельности; выявление, развитие
и поддержку талантливых детей; обеспечение духовно-нравственного,
гражданского, патриотического, трудового воспитания; формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
(Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Создание программы и открытие групп актуально тем, что есть большая
необходимость формирования у подростков навыков безопасного поведения
на улицах и дорогах. Это связано с высокими показателями количества
дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых детей: на
территории Архангельской области по статистике за 6 месяцев 2019 года
зарегистрировано 93 дорожно-транспортных происшествия с участием
несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, что на 25,7% больше, чем за
аналогичный период прошлого года. В данных ДТП 3 ребенка погибли и 98
(+22,5%) травмированы. 81,7% от всех ДТП с участием детей и подростков, в
которых 3 ребенка погибли и 81 травмированы, произошли из-за нарушения
Правил дорожного движения водителями транспортных средств. 51,5%
пострадавших в результате ДТП детей являлись пассажирами транспортных
средств.
Исходя из этих данных, можно с уверенностью сказать, что грамотного
участника дорожного движения можно и нужно воспитывать с детства. Если
сначала приучить ребенка правильно ходить по дорогам, потом управлять
велосипедом, то, садясь за руль автомобиля во взрослом возрасте, он будет
стараться всегда соблюдать правила дорожного движения .
По результатам мониторинга старшеклассников ОО г. Архангельска
есть высокий спрос на изучение данной программы.
5

Педагогическая целесообразность. Работа в объединении позволяет
воспитывать у ребят дух коллективизма, целеустремлённость, развивает
внимательность, интерес к технике и техническое мышление, умение
наблюдать, размышлять. Прививает интерес к изучению ПДД формирует
уважительное отношение к законодательству РФ
Немаловажно и то, что занимаясь в коллективе единомышленников,
воспитывается ответственность за собственные действия и поступки.
Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём
достижения определённых результатов при сдаче внутренних экзаменов.
Кроме этого занятия в объединение дают представление о профессии
водитель, что является значимым моментов дальнейшей профориентации.
Возможность использования программы в других образовательных
системах. Программа реализуется на базах Соломбальском Доме детского
творчества и учебного класса Отделения городской инспекции безопасности
дорожного движения УМВД России по г Архангельску. Данная программа
может быть использована, в других образовательных системах при наличии
необходимых условий, базы и кадров.
Цель: теоретическая подготовка учащихся 16-17 лет с цель дальнейшего
изучения практических дисциплин в автошколе, подготовки будущих
водителей категорий А, В, М.
Задачи:
Обучающие:
- получение теоретических знаний по Правилам дорожного движения и
подготовке к изучению практических дисциплин в автошколе;
Получение теоретических знаний по разрешению и недопущению
использования транспортного средства;
- формирование умения работать со специальной литературой и
рабочими тетрадями, электронными образовательными ресурсами по
изучению теоретической части ПДД;
- отработка навыка поведения различных категорий участников
дорожного движения: пешеход, пассажир, водитель.
Развивающие:
- развитие наблюдения и наблюдательности на дороге, при обращении с
транспортным средством;
- развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления,
воображения, восприятия), расширение кругозора.
Воспитательные:
- воспитание грамотного
участника дорожного движения через
повышение культуры поведения учащихся на дороге;
6

-воспитание дисциплинированности, организованности;
-воспитание уважения к законодательству.
Принципы реализации программы:
- воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и
учащегося;
- последовательность и системность обучения;
- принцип доступности;
- принцип создания условий для самореализации и социализации
личности учащегося;
- принцип индивидуальности;
- принцип динамичности;
- принцип доверия и поддержки;
- принцип результативности и стимулирования.

1.

2.

3.

4.

5.

Отличительная особенность
Новизна данной программы состоит в том, что после окончания курса
обучающиеся, сдав теоретический экзамен по ПДД, могут продолжить
обучение в автошколе пройти практический курс и, сдав экзамены в
ГИБДД, получить водительское удостоверение.
Данная программа может реализовываться в сетевой форме, что
предполагает использование ресурсов Отделения городской инспекции
безопасности дорожного движения УМВД России по г Архангельску.
Программа предполагает проведение занятий с использованием
дистанционных технологий в условиях введения карантина,
невозможности посещения занятий по причине погодных явлений. Для
этого подобраны соответствующие электронные ресурсы в сети
Интернет, которые включают материалы по изучению теории ПДД,
обучающие уроки и т.д. Материалы размещаются в группе «ПДД для
больших и маленьких» ВКонтакте.
Дети приобретут углубленные знания в области Правил дорожного
движения, законодательства РФ, познакомятся с технической
терминологией, научатся работать со специальной литературой,
рабочими тетрадями и электронными образовательными ресурсами по
изучению теоретической части ПДД.
На занятиях учащиеся будут знакомиться с историей создания ПДД и
современным уровнем развития российской и мировой техники,
повторят и закрепят правила дорожного движения.

Адресат программы, характеристика учащихся. По программе могут
обучаться подростки в возрасте от 7 до 17 лет без специальной подготовки.
Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний.
Наполняемость групп от 10 до 20 учащихся.
Возрастные особенности учащихся 7-17 лет
7

Возрастные особенности учащихся 7-17 лет
Дети 7-8 лет подвижны, любознательны, впечатлительны, любят
подражать и вместе с тем не умеют долго концентрировать свое внимание на
чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его
предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и
оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко
становятся суждениями и оценками самих детей.
Дети 9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней
уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической
деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста. Дети
весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее
значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны
старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная
деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не
безразличны к той роли, которая им при этом выпадает.
У детей в возрасте 11-12 лет резко возрастает значение коллектива, его
общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его
поступков и действий. Они стремятся завоевать в их глазах авторитет, занять
достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к
самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной
личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы
мышления. Часто они не видят прямой связи между привлекательными для
него качествами личности и своим повседневным поведением.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где
можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку.
У детей 13-15 лет складываются собственные моральные установки и
требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и
сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих,
отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают
несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к
самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы
к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия.
Дети 16-17 лет перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Их
мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как
правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть комплексы. Любят
дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка
и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной
группе. Дети устремлены в будущее, построение жизненных планов. Растет
8

желание помогать другим, потребность в неформальном, доверительном
общении с взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми
на более высоком сознательном уровне.
Сроки и этапы реализации программы – 1 год обучения.
1 полугодие – 32 ч. В первом полугодии предполагается изучение
понятий и терминов применяемых в ПДД а так же способы регулирования
дорожного движения.
2 полугодие – 40 ч. Во втором полугодии предполагается изучение
проезда перекрестков, маневрирование, основы безопасности дорожного
движения.
Объём программы: 72 академических часа
Формы занятий:
- практическое занятие;
- комбинированное занятие;
- занятие с применением дистанционных технологий;
- итоговое занятие.
Режим занятий:
36 недель, 1 раз в неделю по 2 академических часа.
1 академический час – 45 мин.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3
Нормативно-правовое обоснование программы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
3.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение от 31.03.2022 № 678-p).
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения
России от 09.11.2018 № 196).
5.
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ
Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816).
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития
образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое
образование» от 18.11.2015.
9

7.
Методические рекомендации по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения
РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06)
8.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
9.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22
10. Регламент
независимой
оценки
качества
дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки
Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11. Устав МБУ ДО «СДДТ»
12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
13. Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.

10

2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Период
Название раздела
Количество
п/п
часов
1 1
Вводное занятие
2
полугодие Общие положения ПДД.
28
Способы регулирования
дорожного движения
Итоговое занятие
2
2

2
Маневры,
проезд
38
полугодие перекрестков, неисправности
при
которых
запрещена
эксплуатация Т/С
Итоговое занятие
2
Итого часов по программе (объём программы)

11

Всего часов
32

40

72

2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1

Разделы
Вводное занятие

Количество часов
Практ
Всего Теория
ика
2
1
1

Формы
аттестации\
контроля
Фронтальный
опрос

Общие
положения
ПДД.
Способы
регулирования
дорожного движения
2.1 Общие положения
ПДД РФ.
Обязанности:
пешеходов,
пассажиров,
водителей.
2.2 Дорожные знаки

30

14

16

4

2

2

Работа с билетами
«А,В,М»

10

5

5

2.3 Горизонтальная
и
вертикальная разметка.
2.4 Регулировщик

4

2

2

2

1

1

2.5 Светофоры

2

1

1

2.6 Ж/Д переезды.
Пешеходные
переходы.
Места остановок МТС.
Жилые зоны.
Автомагистрали.
3. Промежуточная
аттестация по итогам
пройденных разделов
4. Маневры,
проезд
перекрестков,
неисправности
при
которых запрещена
эксплуатация Т/С
Безопасность
дорожного движения
4.1 Сигналы, подаваемые
водителем.

6

3

3

Работа с билетами
«А,В,М»
Работа с билетами
«А,В,М»
Работа с билетами
«А,В,М»
Работа с билетами
«А,В,М»
Работа с билетами
«А,В,М»

2

0

2

38

19

20

6

3

3

2

12

Тестирование по
пройденным
темам.

Работа с билетами
«А,В,М»

Буксировка
неисправного Т\С.
Применение аварийной
сигнализации
4.2 Скорость.
Расположение Т/С на
проезжей части.
Маневры: повороты,
развороты,
перестроение, обгон,
остановка, стоянка
Сигналы, подаваемые
водителем
4.3 Проезд перекрестков:
регулируемые
перекрестки,
равнозначные
перекрестки,
неравнозначные
перекрестки
4.4 Административная и
Уголовная
ответственность
за
нарушение ПДД
4.5 Внешние световые
приборы.
Неисправности при
которых запрещена
эксплуатация Т/С
Безопасность
дорожного движения
5. Итоговое занятие.
Промежуточная
аттестация по итогам
изучения программы
Итого за год

10

5

5

Работа с билетами
«А,В,М»

8

4

4

Работа с билетами
«А,В,М»

4

2

2

Работа с билетами
«А,В,М»

10

5

5

Работа с билетами
«А,В,М»

2

0

2

Внутренний
экзамен

72

34

38

13

2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1: Вводное занятие
Теория.
Беседа: Знакомство с группами. Режим работы, основные виды
деятельности по программе. Обзор разделов и тем учебного года. Инструктаж
по технике безопасности: правила безопасного пользования инструментами.
Организация рабочего места. Правила пожарной безопасности. ПДД.
Практика. Знакомство с учебной литературой: ПДД РФ и Билеты
категорий «А,В,М». Входящая диагностика.
Раздел 2: «Общие положения ПДД. Способы регулирования
дорожного движения»
Теория. Обязанности участников дорожного движения.
Принимать себя на дороге как участник дорожного движения.
Соблюдать Правила дорожного движения. Различать - основной,
предварительный, дублирующий, повторный знак; временные дорожные
знаки; требования к расстановке знаков. Различать виды горизонтальной
разметки; постоянная и временная разметка; цвет и условия применения
каждого вида горизонтальной разметки; действия водителей в соответствии с
ее требованиями; взаимодействие горизонтальной разметки с дорожными
знаками; назначение вертикальной разметки; цвет и условия применения
вертикальной разметки. Средства регулирования дорожного движения;
значения сигналов светофора, действия водителей и пешеходов в соответствии
с этими сигналами; реверсивные светофоры; светофоры для регулирования
движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств,
движущихся по выделенной для них полосе; светофоры для регулирования
движения через железнодорожные переезды; значение сигналов
регулировщика для безрельсовых транспортных средств, трамваев и
пешеходов; порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика,
запрещающих движение; действия водителей и пешеходов в случаях, когда
указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам
и разметке.
Практика. Работа с билетами категорий «А,В,М». Решение
ситуационных задач.
Раздел 3: Итоговое занятие
Промежуточная аттестация по итогам изучения пройденных разделов в
форме теста.
Раздел 4: «Маневры, проезд перекрестков, неисправности при
которых запрещена эксплуатация Т/С. Безопасность дорожного
движения»
Теория: обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их
перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов выбирать безопасные
скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения,
14

информировать других участников движения о намерении изменить скорость
и траекторию движения транспортного средства, подавать предупредительные
сигналы рукой. Виды и назначение сигналов; правила подачи сигналов
световыми указателями поворотов и рукой; начало движения, перестроение;
повороты направо, налево и разворот; поворот налево и разворот на проезжей
части с трамвайными путями; движение задним ходом; случаи, когда водители
должны уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
Преимущества трамвая на перекрестке; регулируемые перекрестки; правила
проезда регулируемых перекрестков; порядок движения по перекрёстку,
регулируемому светофором с дополнительными секциями; нерегулируемые
перекрестки; правила проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных и
неравнозначных дорог; очередность проезда перекрестка неравнозначных
дорог, когда главная дорога меняет направление; действия водителя в случае,
если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время
суток, грязь, снег) и при отсутствии знаков приоритета; ответственность
водителей за нарушения правил проезда перекрестков. Использовать зеркала
заднего вида при маневрировании.
Практика: Работа с билетами категорий «А,В,М». Решение
ситуационных задач.
Раздел 5: Итоговое занятие
Промежуточная аттестация по итогам изучения программы в форме
внутреннего экзамена. Анализ работ.

15

2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ
ПРОВЕРКИ
Формы проверки планируемых результатов: решение тестов,
ситуационных задач, внутренний экзамен.
Учащиеся будут знать:
•
Правила Дорожного Движения;
•
Административный и Уголовный кодекс в сфере ПДД;
•
Условия при которых разрешена и запрещена эксплуатация
Т/С
Учащиеся будут уметь:
•
самостоятельно работать со специальной литературой: ПДД
РФ и Билетами категорий «А, В, М»;
•
читать дорожные знаки и разметку;
•
подавать сигналы рукой и световыми приборами автомобиля;
•
понимать выполнения различных маневров.

16

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N Месяц/
п/п неделя

Часы Тема
занятия

Форма
занятия
1 полугодие
Введение
в Вводное
программу.
занятие
Инструктаж по ТБ.

1

Сентябрь 2
2 неделя

2

3 неделя

2

3

4 неделя

2

4

Октябрь
5 неделя

2

5

6 неделя

2

6

7 неделя

2

7

8 неделя

2

8

9 неделя

2

9

Ноябрь
10
неделя
11
неделя

2

Разметка
вертикальная

2

Обязанности:
Пешеходов,
Водителей,
Пассажиров

10

Общие положения Лекция
ПДД РФ
Практическая
работа
Предупреждающи Лекция
е знаки.
Практическая
Знаки приоритета работа
Запрещающие
Лекция
знаки.
Практическая
работа
Знаки
особых Лекция
предписаний.
Практическая
работа
Информационные Лекция
знаки
Практическая
Предписывающие работа
знаки
Знаки сервиса
Лекция
Знаки
Практическая
дополнительной
работа
информации
Разметка
Лекция
горизонтальная
Практическая
работа
Лекция
Практическая
работа
Лекция
Практическая
работа
17

Форма
контроля/результат
Наблюдение.
Опрос
Входящая
диагностика.
Выполненные
задания
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач

11

12
неделя

2

12

13
неделя

2

13

Декабрь
14
неделя
15
неделя

2

15

16
неделя

2

16

17
неделя

2

17

Январь
19
неделя

2

18

20
неделя

2

19

21
неделя

2

20

Февраль
22
неделя
23
неделя

2

22

24
неделя

2

23

25
неделя

2

14

21

2

2

Виды светофоров
и значение их
сигналов
Регулировщик и
значение сигналов

Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Пешеходные
Решение
переходы
ситуационных
Жилые зоны
задач
Места остановок Лекция
Решение
МТС, приоритет Практическая ситуационных
МТС
работа
задач
Ж/Д переезды.
Лекция
Решение
Движение
по Практическая ситуационных
автомагистралям. работа
задач
Тестирование
Итоговое
Промежуточная
занятие
аттестация
по
итогам изученного
раздела
2 полугодие
Скорость..
Комбинирова Решение
Сигналы,
нная работа
ситуационных
подаваемые
задач
водителями.
Расположение
Лекция
Решение
Т/С на проезжей Практическая ситуационных
части
работа
задач
Повороты.
Комбинирова Решение
нная работа
ситуационных
задач
Развороты
Лекция
Решение
Практическая ситуационных
работа
задач
Перестроение.
Комбинирова Решение
нная работа
ситуационных
задач
Обгоны.
Лекция
Решение
Практическая ситуационных
работа
задач
Остановки
и Лекция
Решение
стоянки
Практическая ситуационных
работа
задач

18

Лекция
Практическая
работа
Лекция
Практическая
работа
Комбинирова
нная работа

Март
26
неделя
27
неделя

2

26

28
неделя

2

27

29
неделя

2

28

Апрель
30
неделя
31
неделя

2

30

32
неделя

2

31

33
неделя

2

32

34
неделя

2

33

Май
35
неделя
36
неделя

2

35

37
неделя

2

36

38
неделя

4

24

25

29

34

2

2

2

Проезд
регулируемого
перекрестка
Проезд
неравнозначного
перекрестка.
Проезд
равнозначного
перекрестка.
Использование
аварийной
сигнализации
Буксировка
неисправного Т/с
Внешние
световые
приборы.
Административн
ая
ответственность
Уголовная
ответственность.
Неисправности,
при
которых
запрещена
эксплуатация Т/С
Перевозка грузов.
Опознавательные
знаки и надписи
на Т/С
Безопасность
дорожного
движения
Безопасность
дорожного
движения
Подготовка
к
внутреннему
экзамену
Внутренний
экзамен

19

Лекция
Практическая
работа
Комбинирова
нная работа
Лекция
Практическая
работа.
Лекция
Практическая
работа
Лекция.
Практическая
работа
Лекция.
Практическая
работа
Лекция.
Практическая
работа
Лекция.
Практическая
работа

Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач

Лекция.
Решение
Практическая ситуационных
работа
задач
Лекция.
Практическая
работа
Лекция.
Практическая
работа
Практическая
работа
Итоговое
занятие

Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Решение
ситуационных
задач
Промежуточная
аттестация
по
итогам изучения
программы.

3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Перед началом изучения программы «Я – Водитель ПЛЮС» проводится
входящая диагностика.
Сроки проведения: в сентябре, на вводном занятии.
Формы проведения: опрос.
Результаты
заносятся в Протокол фиксации образовательных
результатов входящей диагностики.
Аттестация учащихся проводится в учебном году 2
раза:
промежуточная по итогам изученных разделов, промежуточная по итогам
изучения программы.
Сроки проведения аттестации: декабрь, май.
Формы проведения аттестации: тестирование на основе вопросов из
задачника для подготовки водителей категорий «А, В, М», анализ работ,
внутренний экзамен по билетам.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом,
чтобы можно было определить:
- насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты,
определяемые ДООП;
- полнота выполнения каждого полугодия;
Результаты
аттестации
заносятся
в
Протокол
фиксации
образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год,
сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации.
Система оценивания – зачёт / незачёт.
Система текущего контроля
Текущий
контроль
успеваемости
учащихся
по программе
осуществляется по каждой изученной теме.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента
учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала,
используемых им образовательных технологий и др. и заносится в учебнотематический план, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому
разделу, календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому
занятию.
Содержание материала контроля определяется педагогом на основании
содержания программного материала.
Вид контроля
Сроки проведения
Формы контроля
контрольных
мероприятий
Входящий
В начале учебного года Опрос.
Текущий

На каждом занятии

20

Решение ситуационных задач.

Итоговый

В конце первого и
второго полугодия

21

Тестирование, внутренний
экзамен.

Протокол фиксации образовательных результатов входящей диагностики
№
п/п

Практическое задание. Опрос по терминам ПДД

ФИО

Низкий

Средний

Высокий

1.
2.

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год
№
п/п

ФИО

№ группы

Общие положения ПДД.
Способы регулирования дорожного движения
Незачет

Зачет

Результаты аттестации по итогам
пройденных тем
Аттестован

Не
аттестован

Повторно
аттестован

3.
4.

№
п/п

ФИО

№ группы

Маневры, проезд перекрестков,
неисправности при которых запрещена
эксплуатация Т/С.
Безопасность дорожного движения
Зачет

Незачет

22

Результаты аттестации по итогам изучения
программы

Аттестова
н

Не
аттестован

Повторно
аттестован

Переведён
на
следующи
й этап
обучения

Полность
ю освоил
программ
у

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе «Я – водитель ПЛЮС»
№
группы

Количество Количество
учащихся
учащихся
по группам прошедших
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)
(данные за
полугодие и год)

23

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию повторно
(данные за
полугодие и год)

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения
(данные на конец
года)

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(выпускники)
(данные на конец
года)

3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Опрос для входящей диагностики
Раскройте следующие понятия:
Пешеход - …
Пассажир - …
Водитель - …
Дорога - …
Дорожное движение - …
Дорожно-транспортное происшествие - …
Маршрутное транспортное средство - …
Правила Дорожного Движения - …
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке
образовательных результатов входящей диагностики
Перечень
практических
заданий для
входящей
диагностики
Опрос
По терминам
ПДД

Низкий

Критерии оценки
Средний

Высокий

Не
может Отвечает на 50% Отвечает на 90 %
ответить ни на поставленных
поставленных
один вопрос
вопросов
вопросов

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке
образовательных результатов освоения программы за полугодие и год.
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной
деятельности)

Первое
полугодие
Тестирование
20 вопросов
По итогам года
Внутренний
экзамен
60 вопросов

Уровни освоения программы.
Незачет
Зачет
Менее 80 %
80%
Менее
16 правильных 16 – 20
ответов
правильных ответов
Менее 93 %
Менее
56
ответов

93%
правильных 56 – 60
правильных ответов

Образец вопросов и билетов представлен в Приложении 1
24

25

3.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическая продукция:
- планы-конспекты занятий;
- учебный видеоматериал;
-наглядные пособия: таблицы с дорожными схемами, стенды
- учебно-методическая литература, журналы, книги;
Вспомогательные ресурсы для обучения:
https://vk.com/gibdd708
https://vk.com/club183618312
В процессе обучения применяются следующие
технологии:
- технология группового обучения,
- технология развивающего обучения,
- технология игровой деятельности,
- коммуникативная технология обучения,
- дистанционные технологии;
- здоровьесберегающая технология.

педагогические

Содержание программы составлено учетом возрастных особенностей
учащихся. Методика проведения занятий строится на тематическом
разнообразии. Занятия по данной программе направлены на организацию
свободного времени, а также удовлетворение индивидуальных потребностей
учащихся в своем творческом самосовершенствовании.
Содержание программы ориентировано на одновозрастные группы
старших подростков. Наполняемость учебных групп выдержана в
соответствии СанПиН 2.4.4.3172-14.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с
групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса
обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в
связи с их индивидуальными способностями результативность в усвоении
учебного материала может быть различной.
Организация занятий предусматривает чередование разнообразных
видов деятельности. В основном она носит теоретический характер, но
практические задания также необходимы, поскольку без них невозможно
обучение.
Теоретический материал преподается параллельно с формированием
практических навыков.
Содержание программы предусматривает возможность менять местами
темы, а также включать в программу другие темы, которые позволяют решать
поставленные обучающие задачи.
План занятия
26

Дата проведения:
Место проведения:
Тема занятия:
Цель занятия:
Задачи:
Материалы и оборудование:
Формы и методы проведения занятия:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I этап. Организационная часть 2 мин.
II этап. Основная часть: 50 мин.
- постановка цели и задач занятия;
- создание мотивации предстоящей деятельности;
- закрепление полученных знаний;
- лекционный материал;
- самостоятельная работа.
III этап. Заключительная часть 8 мин.
Анализ ошибок. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Терминологический словарь
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автомагистраль» – дорога, обозначенная знаком 5.1

<*> и имеющая для каждого направления движения проезжие части,
отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими
дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или
велосипедными дорожками.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
-------------------------------<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно
Приложению 1.
«Автопоезд» – механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом
(прицепами).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Велосипед» – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое
имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило
мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в
частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь
электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме
27

длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически
отключающийся на скорости более 25 км/ч.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Велосипедист» – лицо, управляющее велосипедом.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Велосипедная дорожка» – конструктивно отделенный от проезжей части и
тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для
движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Велосипедная зона» – территория, предназначенная для движения
велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками
5.33.1

и 5.34.1

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478)
«Водитель» – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством,
погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К
водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» – прекращение движения транспортного
средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой
перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением
препятствия на дороге.
«Гибридный автомобиль» – транспортное средство, имеющее не менее 2
различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых)
систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение
транспортного средства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
«Главная дорога» – дорога, обозначенная знаками 2.1

, 2.3.1–2.3.7
28

или 5.1

, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым
покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому
подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к
выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге
непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее
равной по значению с пересекаемой.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
«Дневные ходовые огни» – внешние световые приборы, предназначенные
для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в
светлое время суток.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для
движения транспортных средств полоса земли либо поверхность
искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько
проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и
разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение» – совокупность общественных отношений,
возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью
транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
«Дорожно-транспортное происшествие» – событие, возникшее в процессе
движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором
погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения,
грузы либо причинен иной материальный ущерб.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
«Железнодорожный переезд» – пересечение дороги с железнодорожными
путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство» – транспортное средство общего
пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки
по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с
обозначенными местами остановок.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
29

«Механическое транспортное средство» – транспортное средство,
приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на
любые тракторы и самоходные машины.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Мопед» – двух- или трехколесное механическое транспортное средство,
максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч,
имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не
превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной
мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К
мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические
характеристики.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014
N 1097)
«Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с
боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае
двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная
конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К
мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с
мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие
ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных
средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы
аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и
максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
«Населенный пункт» – застроенная территория, въезды на которую и
выезды с которой обозначены знаками 5.23.1–5.26

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
«Недостаточная видимость» – видимость дороги менее 300 м в условиях
тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств,
связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную
для встречного движения, и последующим возвращением на ранее
занимаемую полосу (сторону проезжей части).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
30

«Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей
части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или
выделенный с помощью разметки 1.2

, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с
Правилами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767; в ред.
Постановления Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)
«Обучающий вождению» - педагогический работник организации,
осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные
программы профессионального обучения водителей транспортных средств
соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого
отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии),
обучающий управлению транспортным средством.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
«Обучающийся вождению» - лицо, проходящее в установленном порядке
соответствующее профессиональное обучение в организации,
осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные
программы профессионального обучения водителей транспортных средств
соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные
навыки управления транспортным средством и освоившее требования
Правил.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
«Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении
движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами
дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами,
в том числе транспортными средствами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Опасность для движения» – ситуация, возникшая в процессе дорожного
движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той
же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного
происшествия.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Опасный груз» – вещества, изделия из них, отходы производственной и
иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств
могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести
вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
31

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, в ред.
Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Опережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей
скорости попутного транспортного средства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Организованная перевозка группы детей» – перевозка в автобусе, не
относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей
численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных
законных представителей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)
«Организованная транспортная колонна» – группа из трех и более
механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за
другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными
фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными
на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и
включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
«Организованная пешая колонна» – обозначенная в соответствии с
пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном
направлении.
«Остановка» – преднамеренное прекращение движения транспортного
средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для
посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного
средства.
«Островок безопасности» – элемент обустройства дороги, разделяющий
полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы
движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным
камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими
средствами организации дорожного движения и предназначенный для
остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку
безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую
проложен пешеходный переход.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
«Парковка (парковочное место)» – специально обозначенное и при
необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том
числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части
и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью
подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов
32

улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное
для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или
без взимания платы по решению собственника или иного владельца
автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника
соответствующей части здания, строения или сооружения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)
«Пассажир» – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве
(на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на
него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
«Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на
одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими
соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра
перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются
перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Перестроение» – выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с
сохранением первоначального направления движения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо
на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них
работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных
колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку,
детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения
роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018
N 1414)
«Пешеходная дорожка» – обустроенная или приспособленная для движения
пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения,
обозначенная знаком 4.5.1

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Пешеходная зона» – территория, предназначенная для движения
пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33

и 5.34
33

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» –
конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо
отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с
пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2–4.5.7

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Пешеходный переход» – участок проезжей части, трамвайных путей,
обозначенный знаками 5.19.1

5.19.2

и (или) разметкой 1.14.1

и 1.14.2

<*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии
разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между
знаками 5.19.1

и 5.19.2

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N
767, от 14.11.2014 N 1197)
-------------------------------<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно
приложению 2.
«Полоса движения» – любая из продольных полос проезжей части,
обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину,
достаточную для движения автомобилей в один ряд.
34

«Полоса для велосипедистов» – полоса проезжей части, предназначенная
для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей
части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
«Преимущество (приоритет)» – право на первоочередное движение в
намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное
или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части,
посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по
этой полосе.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся
на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Прилегающая территория» – территория, непосредственно прилегающая
к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных
средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому
подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в
соответствии с настоящими Правилами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Прицеп» – транспортное средство, не оборудованное двигателем и
предназначенное для движения в составе с механическим транспортным
средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепыроспуски.
«Проезжая часть» – элемент дороги, предназначенный для движения
безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса» – элемент дороги, выделенный конструктивно и
(или) с помощью разметки 1.2

, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и
трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки
транспортных средств.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 28.06.2017
N 761, от 12.07.2017 N 832)
35

«Разрешенная максимальная масса» – масса снаряженного транспортного
средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятиемизготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную
максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и
движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных
максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик» – лицо, наделенное в установленном порядке
полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов,
установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное
регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или)
иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся
сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также
работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на
железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими
своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся
уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной
безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному
досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях
обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования
дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N
686 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и
внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также
иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий,
сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами
транспортной инфраструктуры».
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N
824, от 04.12.2018 N 1478
«Стоянка» – преднамеренное прекращение движения транспортного
средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или
высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного
средства.
«Темное время суток» – промежуток времени от конца вечерних сумерек до
начала утренних сумерек.
«Транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по
дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и
примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо
отделенный от них газоном.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
36

«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что
участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или
продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может
вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему
преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» – лицо, принимающее непосредственное
участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира
транспортного средства.
«Школьный автобус» – специализированное транспортное средство
(автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для
перевозки детей, установленным законодательством о техническом
регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином
законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной
организации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184)
«Электромобиль» – транспортное средство, приводимое в движение
исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью
внешнего источника электроэнергии.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)

37

3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
Учебный кабинет, соответствующий Отделения городской
инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г
Архангельску СанПиН 1.2.3685-21 не менее 30 кв.м.
2.
Материально-технические условия.
- мебель: столы и стулья не менее чем на 30 учащихся,
- электрифицированные стенды «Средства регулирование движения,
светофоры в дорожных ситуациях, дорожные знаки, перекрестки»;
- магнитная доска, маркерная доска;
- стенды по первой помощи, светофоры транспортный и пешеходный;
- макет автомобиля;
- дорожные знаки на стойках;
- плакаты «дорожные ситуации»;
- техническое оборудование: мультимедийная установка, колонки,
экран; компьютерные тренажеры, интерактивная мультимедийная система
обучения «Автошкола МАШ», интерактивная доска;
- ЦОР, ЭОР, видеоматериалы
- инструменты: карандаши, ножницы, ластики;
- расходный материал: бумага
3.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования
социально-гуманитарной
направленности,
соответствующий
Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты
РФ от 05.05.2018 № 298н)
4. Программа предполагает проведение занятий с использованием
дистанционных технологий в условиях введения карантина, невозможности
посещения занятий по причине погодных явлений. Для этого подобраны
соответствующие электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают
материалы по изучению теории ПДД, обучающие уроки и т.д. Материалы
размещаются в группе «ПДД для больших и маленьких» ВКонтакте.
5. Данная программа может реализовываться в сетевой форме, что
предполагает использование ресурсов Отделения городской инспекции
безопасности дорожного движения УМВД России по г Архангельску.
6. Для учащихся с ОВЗ
образовательный маршрут (ИОМ).

38

предусмотрен

индивидуальный

3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Для педагога:
1.
Глобальный план осуществления действий по обеспечению
безопасности дорожного движения 2011-2020
2. Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного
движения в России. М.: Логос, 2016. 64 с.
3. Громаковский А.А. Правила дорожного движения с изменениями на
2020 с примерами и комментариями. Новая таблица штрафов. М.: Эксмо, 2020.
– 208 с.
4. Громова Н.М., Ким Л.В. Инновационная форма взаимодействия
образовательных учреждений и работодателей: сетевой ресурсный центр.
Для учащихся и родителей:
1. Громаковский А.А. Правила дорожного движения с изменениями на
2020 с примерами и комментариями. Новая таблица штрафов. М.: Эксмо, 2020.
– 208 с.
2. Билеты для сдачи экзамена на категории «А, В, М» 2020 издательство
«Третий Рим»
3. ПДД РФ 2020 https://yandex.ru/tutor/subject/theory/?subject_id=30
Яковлев В. Экзамены в ГИБДД на право управления транспортными
средствами категорий "А", "В", "С", "D", "М" и подкатегорий "А1", "В1", "С1",
"D1" 2020 издательство «Третий Рим»
Интернет ресурсы:
1. ПДД для больших и маленьких https://vk.com/club183618312
2. Экзаменационные билеты https://www.pddrussia.com/
3. Передача «Главная дорога» https://www.ntv.ru/peredacha/main_road

39

40

41

42

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».