АДОП Умелые руки

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 3
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ № 215 от
«31» августа 2022 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МАСТЕРСКОЙ «УМЕЛЫЕ РУКИ»
художественной направленности
Возраст учащихся: 7-15 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:
Шеина Татьяна Васильевна,
педагог дополнительного образования

Архангельск
Год разработки 2020
Год корректировки 2022
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта

3-4

2. Комплекс основных характеристик образования

5-15

2.1

Пояснительная записка

5-9

2.2

Учебный план

10

2.3

Учебно-тематический план

10-11

2.4

Содержание программы

12-14

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

15

3. Комплекс организационно-педагогических условий

16-34

3.1

Календарный учебный график

16-18

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

19-23

3.3

Оценочные материалы

24-28

3.4

Методическое обеспечение программы

29-32

3.5

Условия реализации программы

33

3.6

Список информационных источников

34

2

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование
образовательной программы, в рамках
которой реализуется данная
программа (услуга)
Год разработки
Вид деятельности по программе
Направленность дополнительного
образования
Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных услуг)

3
4
5
6

7

7

9
10

11

12

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ (ББ52))
Адаптированная дополнительная
общеобразовательная программа
мастерской «Умелые руки» (АДОП)
2020
Декоративно-прикладное творчество
Художественная
Несложные приемы изготовления поделок
из бумаги, картона, пластилина, природного
материала, бросового материала и текстиля
делает данное направление творчества
необыкновенно привлекательным. Каждый
ребенок имеет уникальную возможность
выразить свои скрытые таланты, воплощать
самые интересные и сложные замыслы.
Содержание
программы
представлено
многоступенчато
различными
видами
трудовой деятельности и направлено на
овладение обучающимися необходимыми в
жизни элементарными приемами ручной
работы с различными материалами по
изготовлению открыток, картин, панно и
игрушек, а также предметов, полезных для
школы и дома.
Ознакомительный уровень

Указание на уровень сложности
содержания программы (стартовый
(ознакомительный), базовый,
продвинутый (углублённый))
Место реализации программы
(фактический адрес оказания услуги;
при реализации программы в сетевой
форме в разных местах указываются
все адреса)
Возрастная категория учащихся
(адресат программы)
Указание на необходимость
медицинского заключения об
отсутствии противопоказаний к
занятию соответствующим видом
спорта (для программ физкультурноспортивной направленности)
Указание на адаптированность
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид
ограничений)
Нормативный срок освоения

163020, г. Архангельск, Банный пер. 1-й, д.
2
МБОУ СШ №1, 49, 50, 52
7-15 лет
Медицинского заключения не требуется

Адаптированная

объём программы: 72 академических часа
3

13

программы (продолжительность
обучения)
Режим занятий, продолжительность
каждого занятия

16

Сведения о педагогических
работниках, реализующих программу
(Фамилия имя отчество,
квалификационная категория,
образование, регалии)
Форма обучения по программе (очная,
заочная, очно-заочная)
Объем программы общий и отдельно
по формам обучения (очная/заочная),
по использованию дистанционных
технологий (с использованием/ без
использования), по использованию
сетевой формы (с использованием/ без
использования), формам организации
образовательной деятельности
(групповая/ индивидуальная)

17

Минимальное максимальное число
детей, учащихся в одной группе

14

15

36 недель,
1 раз в неделю по 2 академических часа.
1 академический час – 45 мин.
Шеина Татьяна Васильевна, педагог
дополнительного образования, образование
высшее, педагогическое.
Очная
Объём – 72 академических часа;
Очная форма – 72 академических часа.
С использованием дистанционных
технологий (обеспечение доступного
образования в условиях введения
карантина, невозможности посещения
занятий по причине погодных явлений).
Без использования сетевой формы.
Групповая форма организации
деятельности -72 академических часа
Минимальное – 5 чел.
Максимальное – 15 человек

4

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа мастерской
«Умелые руки», (далее – программа) имеет художественную направленность.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности
и направлено на овладение обучающегося необходимыми в жизни элементарными
приемами ручной работы с разными материалам (работа с бумагой, тканью, природным
материалом, работа с бросовым материалом и т.д.). Изготовление игрушек, аппликаций,
различных предметов для школы и дома.
Занятия в творческом объединении «Умелые руки» - прекрасное средство развития
творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Работа в творческом объединении не дублирует программный материал по
трудовому обучению детей, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и
картоном, тканью, пластилином и с другими материалами совершенствует навыки и
умения получаемые детьми на уроках.
Занятия в творческом объединении «Умелые руки» организуются с учетом опыта
детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность.
На
современном
этапе
содержание
дополнительных
образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий для
личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального
самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, в занятиях
физкультурой и спортом, научно-техническим творчеством; формирование и развитие
творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового
воспитания; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья (Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р)
Человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь интересно, многогранно
и плодотворно. Во многом это зависит от успешной социализации. Чем больше ребенок
усвоит определенных систем знаний, норм и ценностей, тем проще будет ему
функционировать в качестве полноправного члена общества. Для всестороннего развития
ребёнка необходимо развивать его умственные, физические и творческие способности.
Чем раньше будут определены его интересы и склонности, и начнется творческое
воспитание детей, тем лучше они разовьются в будущем.
Советские психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Г. Ананьев и
др.) считали основой успешного процесса социализации социальную деятельность,
включающую в себя развитие речи, труда, общения и познания.
Творчество – это неотъемлемая часть многих искусств и наук. Творческое
воспитание детей необходимо для того, что бы они могли быстро анализировать
информацию, умели самостоятельно принимать решения и также, имели собственную
точку зрения. На творческое развитие ребенка влияют: игра, живопись, литература,
искусство, декоративно-прикладное творчество.
Данная программа педагогически целесообразна, так как раннее приобщение
детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них
творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и
воображения.

5

Возможность использования программы в других образовательных системах.
Программа реализуется на базах МБОУ СШ № 1, 40, 40, 52. Данная программа может
быть использована как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа в дошкольных образовательных учреждениях, лагерях с дневным пребыванием
детей, стационарных загородных лагерях.
Программа по декоративно-прикладному творчеству не требует наличия
специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут
проводиться в любых кабинетах при наличии столов и стульев.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ,
создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости,
терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
Обучающие:
–
ознакомление учащихся с различными материалами; их свойствами;
–
обучение приемам работы с бумагой, картоном, природным материалом,
текстилем, бросовым материалом, пластилином, тестом;
–
обучение работы различными инструментами;
–
обучение приемам разметки шаблоном, линейкой;
–
формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы,
инструкционные карты;
–
развитие навыка соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
Развивающие:
–
развитие умения планировать выполнение работы;
–
развитие умения самостоятельно выполнять работу;
–
развитие любознательности через развитие внимания и наблюдательности,
памяти, воображения, художественного мышления, конструкторских способностей;
–
развитие мелкой моторики, глазомера;
Воспитательные:
– воспитание умения работать в коллективе;
– воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, внимательности,
старательности;
–
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
– создание условий для саморазвития и самореализации детей;
– расширение коммуникативных способностей детей.
Принципы реализации программы:
– доступности: при изложении материала учитываются возрастные особенности
детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и
субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному.
-- наглядности: человек получает через органы зрения в несколько раз больше
информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы,
образцы.
-- сознательности и активности.
- свободы выбора ребёнком видов деятельности;
- индивидуальности;
- доверия и поддержки;
- результативности и стимулирования.
Отличительная особенность
6

1.
Программа «Умелые руки» относится к ознакомительному уровню
освоения, который предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность изготавливаемых
изделий.
2.
Программа предполагает проведение занятий с использованием
дистанционных технологий в условиях введения карантина, невозможности посещения
занятий по причине погодных явлений. Для этого подобраны соответствующие
электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают материалы по декоративноприкладному творчеству, мастер-классы изготовления поделок и сувениров, обучающие
уроки и т.д. Материалы размещаются в группе «Умелые руки» ВКонтакте.
3.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на
основе личностно-ориентированной модели.
4.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в
быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают
понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая
случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.
Адресат программы, характеристика учащихся. По программе могут обучаться
дети в возрасте от 7 до 15 лет без специальной подготовки. Набор и формирование групп
осуществляется без вступительных испытаний. Наполняемость групп от 6 до 12 человек.
С таким количеством обучающихся можно осуществлять индивидуальный подход, что
заметно сказывается на эффективности работы.
Трудовая деятельность детей с ОВЗ характеризуется рядом особенностей:
- нарушением целенаправленной деятельности;
- низким уровнем познавательных способностей;
- недоразвитием мыслительных операций;
- нарушением двигательно-моторной, эмоционально-волевой сферы и все это
ограничивает возможности умственно отсталого ребенка в трудовом обучении,
отрицательно влияет на формирование у них всех сторон трудовой деятельности.
Психологические особенности. У детей данного возраста высокий уровень
активности; свойственна также высокая возбудимость нервных центров и слабость
процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчиво внимание и большая
утомляемость. Рефлексия и способность к самонаблюдению еще не развиты. Значимая
награда – похвала. Высокая рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое
внимание на чем-то определенном). Требуют постоянной деятельности и внимания. Бурно
проявляют эмоции. Достаточно часто проявление беспокойного состояния. При неудаче в
деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности.
Сроки и этапы реализации программы – 1 год обучения.
1 полугодие – 32 ч.
2 полугодие – 40 ч.
В зависимости от условий, непредвиденных обстоятельств, уровня обученности
учащихся педагог берет на себя право изменять тему занятия, переставлять темы в году.
Объём программы: 72 академических часа
Формы занятий:
- практическое занятие;
- комбинированное занятие;
- занятие с применением дистанционных технологий;
- итоговое занятие.
Режим занятий:
36 недель, 1 раз в неделю по 2 академических часа.
7

1 академический час – 45 мин.
В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий
используются физкультминутки, игровые моменты.
Изучение программы «Умелые руки» направлено на достижение следующих
результатов:
Личностные результаты освоения программы включают индивидуальноличностные качества и социальные компетенции обучающегося, социально-значимые
ценностные установки:
- положит отношение и интерес к труду;
- понимание значения и ценности труда, понимание красоты в труде, в
окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или
«некрасиво»;
- осознание своих достижений в области трудовой деятельности, умение выражать
свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится»
или «не нравится»;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Предметные результаты освоения адаптированной программы включают
освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной
области, готовность их применения.
По окончании обучения по программе «Умелые руки» обучающиеся должны
знать:
- правила организации рабочего места;
- виды трудовых работ;
- названия и свойства поделочных материалов (пластилин, бумага, нитки,
природный материал и т.д.), правила их хранения;
- санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
- названия технологических операция, необходимых для обработки материалов
(разметка по шаблону, выделение деталей из заготовки - разрывание, обрывание, резание,
формообразование - сгибание, сминание, скатывание, плетение, соединение в пучок,
сборка изделия - склеивание, промазывание, отделка изделия - аппликация);
- названия инструментов необходимых на занятиях, их устройство, правила
техники безопасности режущими инструментами;
- приемы работы используемые на занятиях (приемы разметки деталей, приемы
формообразования, приемы соединения деталей, приемы отделки изделия);
- правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность
действий и самодисциплину.
Уметь:
- находить необходимую информацию для выполнения работы;
- составлять план работ над изделием;
- осуществлять текущий контроль выполняемых практических действий и
корректировку хода практической работы с помощью педагога;
- оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- организовать свое рабочее место, сохранять порядок на рабочем месте;
- выполнять изделие по инструкции;
- владеть некоторыми элементарными технологическими приемами ручной
обработки поделочных материалов предусмотренных программой (пластилином,
природным материалом, с бумагой, картоном);
- сопоставить свое изделие с образцом с помощью учителя.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3
Нормативно-правовое обоснование программы
8

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение от
4.09.2014 № 1726 – p).
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
09.11.2018 № 196).
5.
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от
23.08.2017 № 816).
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,
АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от
18.11.2015.
7.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ245/06)
8.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
9.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 22
10.
Регламент
независимой
оценки
качества
дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки
Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11.
Устав МБУ ДО «СДДТ»
12.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
13.
Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.

9

2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Название раздела

Всего часов

1

Модуль «Радуга творчества»

32

2

Модуль «Юные умельцы»

40

Итого часов по программе (объём программы)

72

2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
№

Разделы

Всего

Теория

Практи
ка

Формы
аттестации\
контроля

Модуль «Радуга творчества»
1

Вводное занятие

2

1

1

Фронтальный опрос

2

«Конструирование
поделок из материалов
плоской формы»
«Конструирование
поделок из материалов
объемной формы»
«Изготовление
поделок из
нетрадиционных
материалов»
«Художественное
моделирование из
различных
материалов»
«Выполнение
коллективных работ»
Итоговое занятие

4

1

3

6

1

5

Наблюдение, минивыставка, анализ
готового изделия
Наблюдение, беседа,
рассказ, мини-выставка,
анализ готового изделия

8

1

7

8

1

7

2

-

2

2

-

2

Итого

32

5

27

3

4

5

6
7

Модуль « Юные умельцы»

10

Наблюдение, беседа,
опрос, участие в
конкурсах

Промежуточная
аттестация за 1
полугодие в форме
практического задания

1

Вводное занятие

2

1

1

Фронтальный опрос

2

«Конструирование
поделок из материалов
плоской формы»
«Конструирование
поделок из
материалов объемной
формы»
«Конструирование
поделок из
нетрадиционных
материалов»
«Художественное
моделирование из
различных
материалов»
Выполнение
коллективных работ»

6

-

6

Наблюдение, беседа,
рассказ, мини-выставка,
анализ готового изделия

8

1

7

10

1

9

10

1

9

2

-

2

Итоговое занятие

2

1

1

Итого

40

5

35

3

4

5

6

7

11

Наблюдение, беседа,
опрос, участие в
конкурсах

Промежуточная
аттестация за год в
форме практического
задания, теста

2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Цветы в вазе» - аппликация из ракушек.
Цель: закрепить уже полученных знаний при работе с нетрадиционным
материалом. Изготовление цветов из ракушек.
Теоретическая часть: Рассматриваются достоинства ракушек. Определяется
порядок и последовательность выполнения работы: выбор формы, размера, цвета,
расположения цветочка.
Практическая часть: Изготовить цветы из ракушек и оформить их в вазе.
Методы и формы: Наглядный, практический.
«Часы» - на компьютерном диске.
Цель: закрепить уже полученных знаний при работе с нетрадиционным
материалом.
Теоретическая часть: Рассматриваются достоинства компьютерного диска.
Определяется порядок и последовательность выполнения работы: выбор размера часов
формы, расположения часов на диске.
Практическая часть: Изготовить часы на компьютерном диске и украсить их.
Методы и формы: Наглядный, практический.
«Работа с бумагой. Изготовление поздравительной открытки».
Цель: Повторение материала при работе с бумагой. Изготовление поздравительной
открытки к празднику «День Защитника Отечества».
Теоретическая часть: Закрепление знаний об открытке, ее предназначение. Подбор
оформления открытки, выбор цвета, расположение рисунка на открытке.
Практическая часть: Изготовить поздравительную открытку.
Методы и формы: Наглядный, словесный, частично-поисковый.
Аппликация «Узор» на основе одноразовой бумажной тарелки.
Цель: Закрепление полученных знаний по теме «Аппликация». Изготовление
«Узора» с помощью аппликации на одноразовой бумажной тарелочке.
Теоретическая часть: Рассказ об использовании удара на посуде. Размещение узора,
цветовая гамма, подборка украшения на тарелочку.
Практическая часть: Изготовить аппликацию «Узор» на одноразовой бумажной
тарелке.
Методы и формы: Наглядный, словесный, частично-поисковый.
Поздравительные открытки для мамы.
Цель: Повторение материала при работе с бумагой.
Теоретическая часть: Рассказ о празднике, о значении мамы в жизни ребенка.
Размещение рисунка на открытке, подборка оформления открытки.
Практическая часть: Изготовить поздравительную открытку для мамы.
Методы и формы: Рассказ, беседа, наглядный, частично-поисковый.
«Ракета» - объемная аппликация на основе коктельной палочки.
Цель: Закрепление пройденного материала по теме «Аппликация». Изготовление
«Ракеты» - в технике объемная аппликация с использованием трубочки из под коктейля.
Теоретическая часть: Рассказ об объемной аппликации. Подбор цвета, размера,
расположение деталей ракеты. Порядок выполнения задания.
Практическая часть: Изготовить аппликацию «Ракета».
Методы и формы: Рассказ, просмотр фотографий видов ракет, наглядный.
12

«Рыбка» - аппликация с использованием бумажных салфеток.
Цель: Изготовить аппликацию «Рыбка».
Теоретическая часть: Показ разновидностей рыбок. Рассмотреть свойства
бумажных салфеток. Порядок выполнения работы. Выбор размера, цветовой гаммы.
Методы и формы: Иллюстративный рассказ, самостоятельная работа.
Работа с тканью. Изготовление игольницы.
Цель: Изготовить игольницу из ткани.
Теоретическая часть: Рассмотреть свойства, разновидности ткани. Выбор модели
игольницы, формы, размера, порядок и последовательность выполнения работ.
Практическая часть: Изготовить игольницу.
Методы и формы: Словесный, наглядный, самостоятельная работа.
Работа с шерстью «Щенок».
Цель: Получить знания в работе с шерстью. Изготовить изделие «Щенок» из
шерсти.
Теоретическая часть: Рассмотреть свойства шерсти, достоинство шерсти ее
применение. Выбор формы, цвета. Порядок и последовательность выполнения работы.
Практическая часть: Изготовить игрушку «Щенок» из шерсти.
Методы и формы: Беседа, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная
работа.
Мозаика из яичной скорлупы. Изготовление «Цыпленка».
Цель: Получение знаний о работе с яичной скорлупой. Изготовление «Цыпленка».
Теоретическая часть: Рассказ об использовании яичной скорлупы в прикладном
творчестве. Подбор формы «Цыпленка», расположение его на листе, порядок выполнения
работы.
Практическая часть: Изготовление «Цыпленка» из яичной скорлупы.
Методы и формы: Рассказ - беседа, наглядный, частично-поисковый.
Изготовлене панно из бумаги «Цветущая ветка сирени».
Цель: Закрепление полученных знаний при работе с бумагой. Изготовление ветки
сирени из бумаги.
Теоретическая часть: Рассказ, что такое «панно».Использование панно в декоре
интерьера. Размещение ветки сирени, выбор цвета, последовательное выполнение работы.
Практическая часть: Изготовление панно «Цветущая ветка сирени».
Методы и формы: Рассказ - беседа, наглядный, самостоятельная работа.
Работа с нетрадиционным материалом «Машина» с использованием коробки
из - под сока.
Цель: Закрепление полученных знаний при работе с нетрадиционным материалом.
Изготовление «Машинки» на основе коробки из - под сока.
Теоретическая часть: Рассматриваются виды применения нетрадиционных
материалов, их свойства, выбор формы, цвета машины. Последовательность выполнения
поделки.
Практическая часть: Изготовить «машинку», используя коробку из-под сока.
Методы и формы: Словесный, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная
работа.
«Карандашница» на основе пластиковой бутылки.
13

Цель: Закрепление полученных знаний при работе с нетрадиционным материалом.
Изготовить «Карандашницу» с использованием пластиковой бутылки.
Теоретическая часть: Рассматривается применение пластика в жизни, быту. Выбор
и форма карандашницы. Последовательность выполнения задания.
Практическая часть: Изготовить «Карандашницу», используя пластиковую
бутылку. Украшение «Карандашницы»
Методы и формы: Беседа-рассказ, наглядный, самостоятельная работа.
«Открытка к празднику 9 Мая!» . Работа с бумагой.
Цель: Закрепление полученных знаний и умение работать с бумагой. Изготовление
поздравительной открытки к 9 Мая.
Теоретическая часть: Рассказ о празднике 9 Мая. Размещение рисунка на месте.
Выбор цвета открытки, ее форма. Оформление открытки.
Практическая часть: Изготовить поздравительную открытку к празднику
9 Мая!.
Методы и формы: Беседа, показ, самостоятельная работа.
«Корова», работа с нетрадиционным материалом - ватными дисками.
Цель: Закрепление полученных знаний при работе с нетрадиционным материалом.
Изготовление аппликации «Корова» с использованием ватных дисков.
Теоретическая часть: Рассматриваем применение ватных дисков в быту.
Расположение картинки на листе бумаги. Последовательность выполнения работы.
Практическая часть: Изготовить аппликацию «Корова».
Методы и формы: Беседа, просмотр фото с изображением коровы,
самостоятельная работа.
Панно «Золотая рыбка», выполняемая в любой технике.
Цель: Закрепление полученных знаний при работе с различными материалом.
Изготовление панно «Золотая рыбка».
Теоретическая часть: Выбор материала(бумага, конфетные обертки, пластилин,
бумажные салфетки, ватные диски). Расположение картинки рыбки, выбор цвета, формы,
размера. Поочередная последовательность выполнения изделия.
Практическая часть: Изготовить панно «Золотая рыбка». Украшение изделия.
Методы и формы: Обсуждение, наблюдение, просмотр фото с рыбками.
Свободная тема. Работа с различным материалом.
Цель: Повторение пройденного материала. Выбор наиболее интересующего
материала. Свободная тема. Самостоятельная работа. Итоговые занятия.
Теоретическая часть: Повторение изученного в течение учебного года материала.
Выбор самостоятельно темы, и из чего будет выполнено изделие. Поочередная
последовательность выполнения задания.
Практическая часть: Изготовление выбранной самостоятельно темы.
Методы и формы: Самостоятельная работа. Итоговое занятие.

14

2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
К концу года учащиеся будут:
Год обучения
1 год обучения

Знать
- правила организации труда и
безопасные
приёмы
работы
ручными инструментами;
- технологию изготовления поделок
из различных материалов.
простейшие
технические
свойства материалов;
- основные приемы разметки
шаблоном, линейкой;
- способы чтения схем и
инструкционных карт;
способы
экономного
расходования материалов.

Уметь
- правильно и безопасно работать
ручными инструментами;
- изготавливать
несложные
поделки,
соблюдая
технологическую
последовательность; - соединять
детали и оформлять поделки;
- выполнять разметку шаблоном,
линейкой;
- точно следовать инструкциям
педагога, читать схемы, чертежи,
инструкционные карты;
- экономно расходовать материалы.

Форма
проверки

Устный опрос
Фронтальный опрос
Тест

Выставка работ
Анализ изделия
Практическое задание

Планируемые общеучебные умения и навыки
- умение планировать выполнение работы;
- умение самостоятельно выполнять работу;
- умение работать в коллективе;
- навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.
Форма проверки: наблюдение.

15

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

N
п/п

Месяц/
неделя

Час
ы

3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Тема
Форма
Форма
занятия
занятия
контроля/результат
1 полугодие
Введение
в Вводное
Наблюдение.
программу.
занятие
Опрос
Инструктаж по ТБ.
Входящая
диагностика.
Выполненные задания
Работа с бумагой
Практическое
Беседа.
занятие
Показ .
Наблюдение.
Готовая работа

1

Сентябрь
2 неделя

2

2

3 неделя

2

3

4 неделя

2

Работа с бумагой.
Изготовление
поздрав. открытки

4

Октябрь
5 неделя

2

Аппликация из
Практическое
бумаги «Ежик в лесу» занятие

5

6 неделя

2

Аппликация из
бумаги «Львенок»

Практическое
занятие

6

7 неделя

2

Аппликация из
бумаги «Кактус в
горшке»

Практическое
занятие

7

8 неделя

2

Практическое
занятие

8

9 неделя

2

Работа с бумагой.
Изготовление»
Цыпленка» на основе
конуса
Аппликация «Лист» в
виде гармошки

9

Ноябрь
10 неделя

2

Работа с природным
материалом
«Осенний букет»

Практическое
занятие

10

11 неделя

2

Практическое
занятие

11

12 неделя

2

Работа с
нетрадиционным
материалом «Кот» из
ватных дисков
«Рыбки» аппликация
из
конфетных
обертков

Комбинирован
ное занятие

16

Практическое
занятие

Практическое
занятие

Беседа.
Видеопоказ.
Наблюдение.
Готовая работа
Беседа.
Показ.
Наблюдение.
Готовая работа.
Беседа.
Показ.
Наблюдение.
Готовая работа.
Беседа.
Показ.
Наблюдение.
Готовая работа
Беседа.
Показ.
Наблюдение.
Готовая работа
Беседа.
Показ.
Наблюдение.
Готовая работа
Беседа.
Показ.
Наблюдение.
Готовая работа
Беседа.
Показ.
Наблюдение.
Готовая работа
Беседа.
Показ.
Наблюдение.
Готовая работа

12

13 неделя

2

Поделки из ватных Комбинирован
дисков «Смешарики» ное занятие

13

Декабрь
14 неделя

2

Поделки из ватных Практическое
дисков «Елочка»
занятие

14

15 неделя

2

«Праздничная
Практическое
тарелочка из бумаги». занятие
Аппликация

15

16 неделя

2

Работа с бумагой Комбинирован
«Поздравительная
ное занятие
открытка»

16

17 неделя

2

Панно «Цветы»
использованием
различных
материалов

17

Январь
19 неделя

2

18

20 неделя

2

19

21 неделя

2

20

Февраль
22 неделя

2

21

23 неделя

2

22

24 неделя

2

23

25 неделя

2

24

Март

2

с Итоговое
занятие

2 полугодие
Инструктаж
по Практическое
охране
труда
и занятие
безопасности
дорожного движения
Работа
с Практическое
нетрадиционным
занятие
материалом «Бычок»
- символ года
«Рыбки»
из Практическое
макаронных изделий, занятие
аппликация
«Цветы
в
вазе» Комбинирован
аппликация
из ное занятие
ракушек
Работа
с
нетрадиционным
материалом «Часы»
на
компьютерном
диске
Работа с бумагой.
Изготовление
поздравительной
открытки
Аппликация «Узор»
на
основе
одноразовой
бумажной тарелки
Поздравление маме.
17

Практическое
занятие

Беседа.
Видеопоказ.
Наблюдение.
Готовая работа
Беседа.
Показ.
Наблюдение.
Готовая работа
Беседа.
Показ.
Наблюдение.
Готовая работа
Беседа.
Видеопоказ.
Наблюдение.
Готовая работа
Промежуточная
аттестация по итогам
изучения 1 полугодия.
Практическое
задание.
Выставка
работ учащихся.
Беседа.
Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия
Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия
Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия
Беседа.
Видеопоказ.
Наблюдение.
Готовая работа
Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия

Практическое
занятие

Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия

Комбинирован
ное занятие

Беседа.
Видеопоказ.
Наблюдение.
Готовая работа
Беседа.

Комбинирован

26 неделя

Изготовление
открытки

ное занятие

25

27 неделя

2

«Ракета» на основе Практическое
коктельной палочки
занятие

26

28 неделя

2

27

29 неделя

2

28

Апрель
30 неделя

2

«Рыбки» аппликация
с
использованием
бумажных салфеток
Работа с тканью.
.Изготовление
игольницы
Работа с шерстью
«Цветок»

29

31 неделя

2

Мозаика из яичной Практическое
скорлупы «Рыбка»
занятие

30

32 неделя

2

31

33 неделя

2

32

34 неделя

2

33

Май
35 неделя

2

34

36 неделя

2

35

37 неделя

2

36

38 неделя

4

Изготовление панно
из бумаги «Цветущая
ветка сирени»
Работа
с
нетрадиционным
материалом
«Машина»
с
использованием
коробки из под сока
«Карандашница»
с
использованием
пластиковой бутылки
Работа с бумагой.
Изготовление
поздравительной
открытки к 9 мая
Работа
с
нетрадиционным
материалом «Корова»
с
использованием
ватных дисков
Панно
«Золотая
рыбка» выполненная
в различной технике
Свободная
тема.
Работа с различным
материалом

18

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Видеопоказ.
Наблюдение.
Готовая работа
Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия.
Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия
Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия
Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия
Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия
Наблюдение
Готовая работа
Анализ изделия
Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия

Практическое
занятие

Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия

Комбинирован
ное занятие

Беседа.
Видеопоказ.
Наблюдение.
Готовая работа

Практическое
занятие

Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия

Практическое
занятие

Наблюдение.
Готовая работа
Анализ изделия

Итоговое
занятие

Промежуточная
аттестация по итогам
года.
Практическое
задание.
Тест.
Выставка
работ
учащихся.
Анализ
работ

3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Перед началом изучения программы мастерской «Умелые руки, 1 год обучения»
проводится входящая диагностика.
Сроки проведения: в сентябре, на вводном занятии.
Формы проведения: практическое задание.
Результаты
заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов
входящей диагностики.
Аттестация учащихся проводится в учебном году 2 раза: промежуточная по итогам
изучения 1 полугодия, промежуточная по итогам года.
Сроки проведения аттестации: декабрь, май.
Формы проведения аттестации: творческая работа по заданию педагога, выставка,
анализ работ.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы
можно было определить:
- насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты, определяемые
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой;
- полнота выполнения каждого полугодия;
- обоснованность перевода учащегося на 2 год обучения.
Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных
результатов освоения программы за полугодие/ год,
сводятся в Сводном протоколе
промежуточной аттестации.
Система оценивания – безотметочная.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а так же с целью контроля и
оценки достижений учащихся
применяется методика определения результатов
образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в
МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к мастерской «Умелые руки». Разработан
инструментарий по критериям оценки, система текущего контроля и протоколы фиксации
результатов.
Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
- Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана
модуля) - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям
- Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность
использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
- Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной
общеразвивающей программой (по основным разделам учебно-тематического плана) соответствие уровня развития
практических умений и навыков программным
требованиям.
- Владение специальным оборудованием и оснащением - отсутствие затруднений в
использование специального оборудования и оснащения
- Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий
Система текущего контроля
Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по
каждой изученной теме.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся,
уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им
19

образовательных технологий и др. и заносится в учебно-тематический план, графа «Форма
аттестации (контроля)» по каждому разделу, календарный учебный график, графа «Формы
контроля» по каждому занятию.
Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания
программного материала.
Вид контроля
Сроки проведения
Формы контроля
контрольных мероприятий
Входящий
В начале учебного года
Практическое задание
Текущий

На каждом занятии

Итоговый

В конце первого и второго
полугодия

20

Наблюдение, мини-выставки,
анализ изделия.
Практические задания, опрос
выставка, анализ.

№
п/п

Протокол фиксации образовательных результатов входящей диагностики
Практическое задание.

ФИО

Н

С

В

1.
2.
Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год

Н

С

В

Н

С

В

3.
4.

21

Н

С

В

Результаты аттестации по итогам
полугодия

Повторно
аттестован

№ группы

Творческие навыки
(креативность)

Не
аттестован

ФИО

Практические
умения и навыки,
владение
специальным
оборудованием

Аттестован

№
п/п

Теоретические
знания
Владение
специальной
терминологией

№
п/п

ФИО

№
групп
ы

Теоретические
знания.
Владение
специальной
терминологией

Н

С

В

Практические
умения и навыки,
владение
специальным
оборудованием

Н

С

Творческие
навыки
(креативность)

В

Н

С

В

Результаты аттестации по итогам года

Аттесто
ван

Не
аттестов
ан

Повторн
о
аттестов
ан

Перевед
ён на
следую
щий
этап
обучени
я

Полност
ью
освоил
програм
му

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе мастерской «Умелые руки», 1 год обучения
№
группы

Количество Количество
учащихся
учащихся
по группам прошедших
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)
(данные за
полугодие и год)

22

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию повторно
(данные за
полугодие и год)

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения
(данные на конец
года)

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(выпускники)
(данные на конец
года)

Протокол отслеживания общеучебных умений и навыков учащихся мастерской «Умелые руки»
Ф.И. учащегося

№
группы

Умение
планировать Умение самостоятельно Умение
работать
выполнение работы
выполнять работу
коллективе
1 пол.

2 пол.

1 пол.

2 пол.

23

1 пол.

2 пол.

в Навыки соблюдения в
процессе деятельности
правил безопасности
1 пол.

2 пол.

3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных
результатов входящей диагностики
Вопросы для фронтального опроса.
1.
Из каких материалов можно создавать открытки, поделки, картины?
2.
Какие инструменты для этого понадобятся?
3.
Какие виды аппликации вы знаете? (ленточная, силуэтная, геометрическая,
предметная).
4.
Какие виды бумаги вы знаете?
5.
Что можно делать с бумагой, чтобы создать ту или иную работу?
6.
Какие виды бумаги используются в декоративно-прикладном творчестве?
7.
Как подают ножницы другому человеку?
8.
Как хранят ножницы?
9.
Что нужно сделать, закончив работу?
10. Почему во время работы нельзя отвлекаться?
Практическое задание
1.
Подготовьте рабочее место.
2.
Вырежете из листа бумаги геометрические фигуры (круг, квадрат,
прямоугольник, ромб, овал, трапеция).
3.
Выполните аппликацию из геометрических фигур, создайте картинку.
4.
Оформите картинку недостающими деталями (дорисовать фломастерами)
Перечень
практических
заданий для
входящей
диагностики
Аппликация
из геометрических
фигур

Критерии оценки
Средний

Низкий

- не следит за
порядком
на готовить
рабочем месте;
место;
плохо
вырезает
фигуры,
круг, овал с углами.
слабо
владеет
инструментами
(ножницами),
допускает
грубые
неточности;

умеет
рабочее готовить
место;

умеет
вырезать
фигуры,
владеет
инструментами
(ножницами),
допускает
неточности;

работа
выполнена
не
аккуратно,
без
фантазии.
- постоянно
требует
помощь
педагога.
24

Высокий

умеет
рабочее

хорошо
умеет
вырезать
фигуры,
владеет
инструментами
(ножницами);

работа
выполнена
работа аккуратно,
с
выполнена
элементами
достаточно
фантазии
и
аккуратно, минимум творчества
фантазии.
работает
работает самостоятельно без
самостоятельно,
помощи педагога.
иногда
требует
помощь педагога.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных
результатов освоения программы за полугодие и год.
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной
деятельности)
Уровни освоения программы.
Низкий
Средний
Высокий
(Н)
(С)
(В)
Теоретическая подготовка учащегося, владение специальной терминологией
слабо знает
знает правила
хорошо знает
правила организации труда организации
труда
и правила организации труда
и
безопасные
приёмы безопасные приёмы работы и
безопасные
приёмы
работы
ручными ручными инструментами;
работы
ручными
инструментами;
- знает технологию инструментами;
- не всегда знает изготовления поделок из
хорошо
знает
технологию изготовления различных материалов.
технологию изготовления
поделок
из
различных
- знает простейшие поделок
из
различных
материалов.
технические
свойства материалов.
- путает простейшие материалов;
хорошо
знает
технические
свойства
знает
способы простейшие
технические
материалов;
экономного
расходования свойства материалов;
- не знает способы материалов;
хорошо
знает
экономного
расходования
- не всегда с первого способы
экономного
материалов;
раза понимает инструкцию
расходования материалов;
- не понимает
педагога
- знает специальные
инструкцию педагога,
- при употреблении
термины употребляет
постоянно требует помощь; сочетает специальную
осознанно и в полном
- не знает
терминологию с бытовой
соответствии с их
специальных терминов, в
содержанием;
речи их не употребляет.
- с первого раза
понимает инструкцию
педагога
Практическая подготовка учащегося. Владение специальным
оборудованием. Творческие навыки.
не
соблюдает
- не всегда соблюдает
- соблюдает правила
правила организации труда правила организации труда организации
труда
и
и
безопасные
приёмы и
безопасные
приёмы безопасные приёмы работы
работы
ручными работы
ручными ручными инструментами;
инструментами;
инструментами;
хорошо
умеет
- слабо работает
- может правильно и правильно
и безопасно
ручными
инструментами, безопасно
работать работать
ручными
разметку самостоятельно не ручными
инструментами, инструментами, выполнять
выполняет;
выполнять разметку;
разметку;
не
может
достаточно
самостоятельно
самостоятельно
самостоятельно
изготавливает
несложные
изготавливает
несложные изготавливает
несложные поделки,
соблюдая
поделки,
не
соблюдает поделки,
соблюдая технологическую
технологическую
технологическую
последовательность.
последовательность, всегда последовательность, иногда
экономно
требует помощь педагога;
требует помощь педагога;
расходовать материалы;
25

- не может экономно
расходовать материалы;
слабо
умеет
соединять
детали
и
оформлять поделки, работы
не аккуратные;
- выполняет работу
без интереса, не проявляет
творчество и фантазию,
копирует образец.

- может экономно
расходовать материалы;
- умеет соединять
детали
и оформлять
поделки, но не всегда
аккуратно;
- выполняет работу
заинтересованно, не всегда
проявляет творчество и
фантазию, любит работать
по образцу.

- умеет аккуратно
соединять
детали
и
оформлять поделки;
- выполняет работу
заинтересованно
и
аккуратно,
проявляет
творчество и фантазию.

Общеучебные умения и навыки
Показатели:
- Умение планировать выполнение работы.
- Умение самостоятельно выполнять работу.
- Умение работать в коллективе.
- Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.
Уровневая оценка
Низкий уровень умений - учащийся испытывает серьёзные затруднения при
работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.
Средний уровень - объем умений и усвоенных навыков составляет более 1\2.
Высокий уровень - учащийся освоил практически весь объем навыков, умений,
предусмотренных программой.
Тест по оценке теоретических знаний за год.
1.
Работать – это значит:
а) трудиться, выполнять дело, создавать что-либо;
б) играть;
в) трудиться и играть;
г) спать.
Выбери орудия труда (инструменты):а) молоток; б) ножницы; в) бумага; д)
лопата; г) игла; е) клей.

2.

Укажи, что относится к природным материалам:
а) листья; б) желуди; в) цветы; г) бумага; д) плоды; е) семена; ж)кора; з) ткань;
и)глина.

3.

Что ты понимаешь под «аппликацией»?
а) выравнивание;
б) способ создания изображений, когда на бумагу, ткань или другую основу
накладывают и приклеивают разноцветные части композиции из ткани, бумаги, цветов,
листьев, семян и других материалов.

4.

Определи порядок сушки цветов и листьев:
а) накрой газетами и положи сверху груз;
б) отбери яркие, незасохшие цветы и листья;
в) положи их на газету, расправь;
г) через несколько дней разложи их в папки.

5.

26

Каков порядок выполнения аппликации из листьев?
а) Приклей;
б) нарисуй эскиз;
в) составь композицию;
г) подбери материалы;
д) закрой листом бумаги и положи сверху груз.

6.

Как называется предварительный набросок?
а) Эскиз; б) аппликация; в) сюжет.

7.

Как называется складывание частей изображения на листе бумаги?
а) Эскиз; б) аппликация; в) композиция.

8.

Что такое фон?
а) Основной цвет бумаги, на который приклеиваются детали композиции;
б) цветовая гамма.
13.
Выбери инструменты для работы с пластилином:
а) посуда с водой;
б) стеки;
в) подкладная доска;
г) катушечные нитки.

9.

Пластилин – это:
а) природный материал;
б) материал, созданный человеком.

14.

Из чего делают бумагу?
а) Из древесины;
б) из старых книг и газет;
в) из железа.

15.

Где впервые появилось искусство оригами?
а) В Китае; б) в Японии; в)в России.

16.

Бумага – это:
а) материал; б) инструмент; в) приспособление.

17.

Что означает толстая основная линия в оригами?
а) Контур заготовки;
б) линию сгиба.

18.

Какие свойства бумаги ты знаешь?
а) Хорошо рвется; б) легко гладится; в) легко мнется;г) режется; д) хорошо
впитывает воду; е) влажная бумага становится прочной.

19.

Какие виды бумаги ты знаешь?
а) наждачная; б) писчая; в) шероховатая; г) оберточная; д) толстая; е) газетная.

20.
21.

Выбери инструменты при работе с бумагой:
27

а) ножницы; б) игла; в) линейка; г) карандаш.
Что нельзя делать при работе с ножницами?
а) Держать ножницы острыми концами вниз;
б) оставлять их на столе с раскрытыми лезвиями;
в) передавать их закрытыми кольцами вперед;
г) пальцы левой руки держать близко к лезвию;
д) хранить ножницы после работы в футляре.

22.

Для чего нужен шаблон?
а) Чтобы получить много одинаковых деталей;
б) чтобы получить одну деталь.

23.

На какую сторону бумаги наносят клей?
а) Лицевую; б) изнаночную.

24.

Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха, ты кладешь сверху:
а) чистый лист бумаги; б) ладошку; в) тряпочку.

25.

При разметке симметричных деталей применяют:
а) шаблон половинки фигуры;
б) целую фигуру.

26.

Чтобы вырезать симметричную фигуру, ты:
а) не разворачиваешь лист;
б) разворачиваешь лист.

27.

28

3.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения,
предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать,
обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Занятия в объединении являются комплексными. На них используются различные
виды деятельности как теоретического, так и практического характера: устное изложение,
рассказ, лекции, аналитические и эвристические беседы, работа с наглядными пособиями
т.д., наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по
инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, готовых
работ;

наблюдение;

показ (выполнение педагогом), работа по образцу;

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
–
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
–
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
–
частично-поисковый – участие детей в коллективном
поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
–
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
•
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
•
индивидуально-фронтальный
–
чередование
индивидуальных
и
фронтальных форм работы;
•
групповой – организация работы в группах;
•
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
В процессе обучения применяются следующие педагогические технологии:
- технология группового обучения,
- технология развивающего обучения,
- технология игровой деятельности,
- коммуникативная технология обучения,
- дистанционные технологии;
- здоровьесберегающая технология.
Методическая продукция:
- планы-конспекты занятий;
- учебный видеоматериал, презентации к занятиям;
- наглядные пособия: папки со схемами изготовления изделий; разверток,
творческих заданий.
- учебно-методическая литература, журналы, книги;
- образцы готовых изделий.
- раздаточный материал (схемы, таблицы, шаблоны, инструкции, трафареты);
29

План занятия
Дата проведения:
Место проведения:
Тема занятия:
Цель занятия:
Задачи:
Материалы и оборудование:
Формы и методы проведения занятия:
ХОД ЗАНЯТИЯ
I этап. Организационная часть 2 мин.
II этап. Основная часть: 50 мин.
- постановка цели и задач занятия;
- создание мотивации предстоящей деятельности;
- закрепление полученных знаний;
- демонстрация образца;
- анализ образца;
- ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места,
техникой безопасности при работе с инструментами;
(физкультминутка)
- порядок выполнения изделия;
- самостоятельная работа.
III этап. Заключительная часть 8 мин.
Анализ работ. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Терминологический словарь:
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых
картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материалоснову (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, белая и цветная бумага,
дерево
Бумага - (вероятно, от итал. bambagia — хлопок), материал из растительных
волокон, соответствующим образом обработанных и беспорядочно соединённых в тонкий
лист, в котором волокна связаны между собой поверхностными силами сцепления.
Материал для письма, печатания, а также для других целей, изготовляемый из
растительных волокон, тряпичной массы. Рулонная, листовая. Газетная. Типографская.
Писчая.
Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в ней все
изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается
(отсекается) лишнее.
Деко́р (лат. decor — приличие, пристойность, совместимость) — в традиционном
значении под декором понимают совокупность элементов, составляющих внешнее
оформление архитектурного сооружения, его интерьеров, а также предметов быта,
изделий декоративно-прикладного искусства.
Картон — плотная, толстая бумага, вес которой более 250 граммов на 1 кв.м.
Картон не менее разнообразный материал, чем бумага. Он различается по следующим
признакам:
1.
По способу изготовления:

однослойный;

многослойный;

листовой.
2.
По внешнему виду:

лощеный;
30

мелованный;
шероховатый;
гофрированный.
3. По назначению:

тарный
(коробочный,
гофрированный,
сплошной,
клееный);
полиграфический (переплетный, билетный);

электроизоляционный;

технический (термоизоляционный, прокладочный);

обувной;

строительный.
Композиция — составление целого из частей.
Масштаб — соотношение, которое показывает, во сколько раз каждая линия,
нанесённая на карту или чертёж, меньше или больше её действительных размеров.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства.
Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал —
пластилин.
Papercraft (англ. крафтовая бумага) — создание из бумаги или картона
геометрических фигур, животных и невоодушевленных предметов
Чертёж — это графический конструкторский документ, содержащий изображение
инженерного объекта (например, детали, сборочной единицы, изделия, здания,
сооружения и т. п.), а также данные, необходимые для его изготовления, сборки.
Шаблон — в технике, пластина (лекало, трафарет и т. п.) с вырезами, по контуру
которых изготовляются чертежи или изделия, либо инструмент для измерения размеров.
Тестопластика (мукосолька или биокерамика) – увлекательный вид рукоделия, не
требующий ни больших денежных затрат, ни особых умений.




Инструкции по технике безопасности на занятиях труда
Правила подготовки рабочего места перед началом урока
1.
Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2.
Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или
пакет для изделий.
3.
Надень рабочую одежду.
4.
Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
1.
Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2.
Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3.
После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку
парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин —
грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4.
Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5.
Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6.
Сними рабочую одежду.
7.
Все принадлежности убери.
Правила безопасной работы с ножницами
1.
Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2.
Перед работой проверь исправность инструментов.
3.
Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4.
Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и
31

заточенными ножницами.
5.
Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6.
Следи за движением лезвий во время работы.
7.
Ножницы клади кольцами к себе.
8.
Подавай ножницы кольцами вперед.
9.
Не оставляй ножницы открытыми.
10.
Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12.
Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1.
Выдвигай небольшую часть лезвия.
2.
Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3.
Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с
которым работаешь.
4.
В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть
спрятано внутрь.
Правила безопасной работы с клеем
1.
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на
данном этапе.
3.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно
прижимая ее.
4.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасной работы с пластилином
1.
Выбери для работы нужный цвет пластилина.
2.
Отрежь стекой нужное количество пластилина.
3.
Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
4.
По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только
потом вымой их с мылом.

32

3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.

Учебный кабинет, соответствующий

СанПиН 2.4.4.3172-14 не менее 30

кв.м.
2.
Материально-технические условия.
- мебель: столы детские, стол преподавателя, шкаф для хранения используемого в
работе дидактического материала, инструментов, объектов для демонстрации, доска
маркерная, магнитная.
- техническое оборудование: мультимедийная установка, колонки;
- инструменты, канцелярия: карандаши, кисточки, ножницы, линейки ластики,
угольники, циркуль, игла с большим ушком, шило, степлер;
- расходный материал: картон, бумага, клей ПВА, клей Титан, цветной картон,
гофрированный картон, цветная бумага, бархатная бумага, двухсторонний скотч, краски,
мягкая проволока, текстиль, природные материалы, нетрадиционные материалы
(упаковки, крышки, одноразовые тарелки, ложки, крупа, фигурные макароны, и др.).
3.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования
художественной направленности, соответствующий Профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н)
4.
Программа предполагает проведение занятий с использованием
дистанционных технологий в условиях введения карантина, невозможности посещения
занятий по причине погодных явлений. Для этого подобраны соответствующие
электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают материалы по декоративноприкладному творчеству, мастер-классы изготовления поделок и сувениров, обучающие
уроки и т.д. Материалы размещаются в группе «Умелые руки» ВКонтакте.

33

3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Для педагога
1.
Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2017. – 212 с.
2.
Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2015. – 256 с.
3.
Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие
игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2008. – 214 с.
4.
Евсеев Г.А. Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006. – 107 с.
5.
Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные
модели. - М.: Лирус, 1995.
6.
Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. - М.: Айрис-пресс,
2016. – 150 с.
7.
Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. - М.: Айрис-пресс,
2005 г.
8.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития,
2017. – 224 с.
9.
Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.
10. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2015. – 207с.
11. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217 с.
12. Черныш И.И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160 с.
Для учащихся и родителей
1.
Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие
игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, 2018. – 214 с.
2.
Искусство - детям «Акварельные цветы», изд. Мозаика-синтез, 2005;
3.
Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные
модели. – М.: Лирус, 1995.
4.
Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. - М.: Айрис-пресс,
2005 г.
5.
Соловьева О.П. «Необыкновенное рисование», изд. Мозаика-синтез, 2016.
6.
Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. –
Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.
Интернет ресурсы:
1.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1758985 - Бумажное моделирование.
2.
https://swmodel.ru/publ/statiomodelizme/1014-obschie-instrukcii-priizgotovlenii-modeley-iz-bumagi.html - общие рекомендации при изготовлении моделей из
бумаги.
3.
Мастер-классы для Вас. - http://masterclassy.ru
4.
Страна Мастеров. - http://stranamasterov.ru
5.
https://www.youtube.com/user/partnersuper/featured

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».