Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » " С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А " ПРИНЯТО На заседании Педагогического Совета Протокол № 3 от «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «СДДТ» _______________ А. Б. Данилова Приказ № 215 от «31» августа 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ МАРШРУТЫ" ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЮНЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ" Туристско-краеведческая направленность Возраст учащихся: 6-10 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Порохина Марина Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Архангельск Год разработки 2014 Год корректировки 2022 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Информационная карта 3-5 2. Комплекс основных характеристик образования 6-22 2.1 Пояснительная записка 2.2 Учебный план 2.3 Учебно-тематический план 12-13 2.4 Содержание программы 14-21 2.5 Планируемые результаты и формы их проверки 3. Комплекс организационно-педагогических условий 6-11 12 22 23-35 3.1 Календарный учебный график 23-24 3.2 Формы аттестации и оценка образовательных результатов 25-26 3.3 Оценочные материалы 27-29 3.4 Методическое обеспечение программы 30-31 3.5 Условия реализации программы 32-35 3.6 Список информационных источников 36-38 2 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1 Наименование программы (услуги) Образовательная программа (Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52)) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Туристско-экскурсионные маршруты" 2014 2 Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга) 3 Год разработки 4 Вид деятельности по программе Организация туристскокраеведческой деятельности в форме экскурсий, выходов на природу 5 Направленность дополнительного образования Туристско-краеведческая 6 Аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг) Программа ориентирована на эколого-краеведческое обучение и воспитание учащихся, не предполагает углубленного изучения туристского курса. Раздел «Экология» знакомит учащихся с экологией ближайшего окружения, экологией природного дома. Дети осуществляют экскурсию в центр природопользования и охраны окружающей среды. Раздел «Природа – наш общий дом» знакомит с флорой и фауной родного края, лесами, лекарственными растениями, растения и животные Красной книги Архангельской области, вопросы охраны природы. Экскурсии: музей леса, живой 3 7 7 9 10 Указание на уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублённый)) Место реализации программы (фактический адрес оказания услуги; при реализации программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) Возрастная категория учащихся (адресат программы) Указание на необходимость медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта (для программ физкультурно-спортивной направленности) уголок ЛДДТ, национальный парк «Русская Арктика» и др. В разделе «Краеведение» рассматриваются исторические и географические особенности г. Архангельска и Архангельской области, народные традиции и промыслы северян. Экскурсии: пешеходные, автобусные по городу, музей народных промыслов и ремёсел Приморья, фабрика Беломорских узоров. Раздел «Туризм» в теории и на практике знакомит учащихся с видами туризма, туристским снаряжением, топографией и ориентированием, основами гигиены туриста. Экскурсии: магазин «Барс», ПВД, музей Малые Корелы и др. Ознакомительный уровень МБОУ СШ № 36, МБОУ СШ № 17, МБДОУ Д/С № 174 , по запросу получателей образовательных услуг 6-10 лет Медицинского заключения не требуется 4 11 12 13 Указание на адаптированность программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения) Режим занятий, продолжительность каждого занятия Без адаптации. 72 академических часа 1 раз в неделю по 2 академических часа (2 занятия в месяц). 1 академический час – 45 мин. Порохина Марина Александровна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория 14 Сведения о педагогических работниках, реализующих программу (Фамилия имя отчество, квалификационная категория, образование, регалии) 15 Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная) Очная 16 Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием/ без использования), по использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная) Минимальное максимальное число детей, учащихся в одной группе Объём - 72 академических часа; Очная форма – 72 академических часа. Без использования дистанционных технологий. Возможно использование сетевой формы Групповая форма организации деятельности (из одного или двух классов) - 72 академических часа 17 Минимальное – 10 чел. Максимальное – 20 человек 5 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ: 2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Экологическая культура – один из показателей уровня развития общества. Научиться жить в гармонии с окружающим миром в последнее время становится жизненно необходимой задачей. Экологическое воспитание детей, их участие в сохранении природного богатства страны способствует развитию нравственно здорового поколения. Современное общество переживает глубокий экологический кризис, характеризующийся острыми противоречиями во взаимоотношениях общества и природы. Направленность программы - туристско-краеведческая. Адресат Программы: учащиеся 6 – 10 лет. Программа реализуется в творческом объединении "Юные путешественники" Соломбальского Дома детского творчества. Актуальность Программы обусловлена тем, что одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных вложений средств, является туризм. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания. Новизна и отличительная особенность Программы заключается во включении в программу раздела "Экология". Программа ориентирована на эколого-краеведческое обучение и воспитание учащихся, не предполагает углубленного изучения туристского курса. Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что занятия краеведческой направленности – одно из эффективных средств нравственного воспитания школьников, оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю, связывает воспитание с жизнью, 6 помогает формировать нравственные понятия на основе живого восприятия окружающей действительности. Содержание программы представлено следующими разделами: "Экология", "Природа – наш общий дом", "Краеведение", "Туризм". Раздел "Экология" знакомит обучающихся с экологией ближайшего окружения (дом, школа, квартира), экологией природного дома. Через содержание раздела программы "Природа – наш общий дом" ребята изучают флору и фауну родного края, состояние лесов, водоемов, лекарственные растения, растения и животные Красной книги Архангельской области, вопросы охраны природы. В разделе "Краеведение" рассматриваются исторические и географические особенности города Архангельска и Архангельской области, народные традиции и промыслы северян. Раздел "Туризм в теории и на практике знакомит учащихся с видами туризма, туристским снаряжением, топографией и ориентированием, основами гигиены туриста. В реализации программы применяются различные формы работы с обучающимися. Экскурсия – одна из основных форм проведения занятий в творческом объединении "Юные путешественники". Обучающие совершают экскурсии: в ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды", музей деревянного зодчества под открытым небом "Малые Корелы", Дендрологический сад им. И.М. Стратоновича САФУ (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"), ФГБУ Национальный парк "Русская Арктика", музей леса имени А.Ф. Заволожина, ГБУК АО "Архангельский краеведческий музей", "Зимний сад" ГБОУ "ДДЮТ" (Дворец детского и юношеского творчества), автобусные обзорные экскурсии по городу, музей народных промыслов и ремёсел Приморья и др. Применяется современная форма экологического просвещения – "Учебная экологическая тропа" - специально оборудованная в 7 образовательных целях природная территория, на которой создаются определенные условия для выполнения обучающимися различных заданий. Обучающимися востребованы такие формы, как походы выходного дня. Они осуществляются на территории города и в пригороде, носят экологическую направленность. В проведении походов активно участвуют родители. При проведении походов или эко-туров большое значение имеет подведение итогов. В однодневном походе подведение проводится сразу по пути домой. Напоминаем ребятам о том, какие цели ставились перед участниками похода, оцениваем, в какой ере удалось реализовать намеченное, что способствовало и что мешало достижению цели. Цель Программы – совершенствование организации и содержания обучения, воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения, туристско-экскурсионной деятельности. Программа предусматривает решение следующих основных задач: образовательные задачи: расширение и углубление знаний учащихся в области экологии; углубление и расширение знаний в области краеведения; приобретение основ, специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования; воспитательные задачи: воспитание у учащихся бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; приобщение учащихся к краеведческой деятельности; воспитание умения вести себя в коллективе, сотрудничество, взаимовыручка; развивающие задачи: развитие умения эмоционально воспринимать природу; развитие ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране; 8 развитие навыков организации походного быта. Срок реализации программы: 1 год. 1 модуль – 16 недель, 32 академических часов; 2 модуль – 20 недель, 40 академических часов. Объем программы: 72 часа в год. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа, 1 академический час – 45 мин. Форма обучения: очная. Формы организации деятельности: коллективная, групповая. Типы занятий: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий, итоговые занятия. Формы работы: краеведческо-экскурсионные мероприятия (экскурсии, викторины, конкурсы, дидактические игры, квесты, круглые столы); походы выходного дня; экологические тропы и экологические маршруты; природоохранные акции; беседа; выставки, праздников, тематические дни и др. Методы обучения: игровой; словесные методы (рассказа, беседа, объяснение); репродуктивный; частично-поисковый; наглядные методы (демонстрация презентаций, музейных экспонатов, иллюстраций); практические методы (практическая работа, самостоятельная работа); видеометод; 9 методы контроля и самоконтроля (игры, задания, опросы, анализ творческих работ); поощрения. Планируемые результаты и формы проверки: расширение и углубление знаний учащихся, приобретение специальных знаний; совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения; воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; умения вести себя в коллективе. Критерии их замера: прямыми критериями оценки результатов служит: успешное усвоение программы, участие в походах, экскурсиях, краеведческих, экологических мероприятиях; косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения (группы); развитие чувства ответственности и товарищества. Формы проверки результатов: тесты, вопросы, задания, практическая и самостоятельная деятельность, викторины, игры, опросы, наблюдение, походы. Нормативно-правовое обоснование программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение от 31.03.2022 № 1726-р). 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196). 10 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06) 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202). 11. Устав МБУ ДО «СДДТ» 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 13. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 11 2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Название раздела п/п 1 1 модуль: "Путешествие в мир экологии и краеведения" 2 2 модуль: "Основы туризма" Итого часов по программе (объём программы) Всего часов 32 40 72 2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Количество часов № Разделы Теори Практик Всего я а 1 модуль: "Путешествие в мир экологии и краеведения" 1 Вводное занятие 2 2 "Введение в программу". Техника безопасности. 2 Экология 2.1. Экология 4 2 2 ближайшего окружения дома, школы, квартиры. Экология природного дома. Природа и человек. Техногенные катастрофы. 3 Природа – наш общий дом 3.1. Флора Родного края. 4 4 Лес – наше богатство. 3.2. Фауна Родного края. Охрана природы. 4 4 (Краснокнижный растительный и животный мир). 4 Краеведение 4.1. История, 4 2 2 географические особенности Архангельской области. Формы аттестации\ контроля Наблюдение Выполнение творческой работы Тест Круглый стол Устный опрос Наблюдение Самостоятельн ые задания 12 5 4.2. Народные традиции Севера 4.3. Традиционные промыслы Северян Итоговое занятие 6 - 6 6 - 6 2 1 1 Итого 32 7 25 2 2 - 4 2 2 4 2 2 Домашнее задание Опрос 6 - 6 Тест Письменный опрос 2 модуль: "Основы туризма" 1 Вводное занятие 2 3 Туризм 2.1. История развития туризма 2.2. Виды туризма. Техника безопасности. 2.3. Организация бивака, приготовление пищи. Туристское снаряжение. 2.4. Основы гигиены туриста, первая доврачебная помощь. 2.5. Основы фотодела. 2.6. ПВД (походы выходного дня). Организация, подготовка, проведение. 6 - 6 4 12 - 4 12 Промежуточна я аттестация по итогам изучения 1 модуля в форме викторины Самостоятельн ые задания Наблюдение Итоговое занятие 2 1 1 Итого 40 5 35 Итого по программе 72 12 60 Промежуточна я аттестация по итогам изучения 2 модуля в форме игры "Посвящение в туристы" 13 2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 модуль: "Путешествие в мир экологии и краеведения" Вводное занятие "Введение в программу". Техника безопасности. Основная задача: введение в образовательную программу: объяснить, чем полезны и интересны походы и экскурсии. Теория: организационные вопросы, техника безопасности. Практика: работа в парах. Методическое обеспечение: Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка самодеятельного туриста). Тема 2.1. Экология ближайшего окружения дома, школы, квартиры. Экология природного дома. Природа и человек. Техногенные катастрофы. Теория: ознакомление с экологией социального окружения (своей школы, своего дома квартиры, окружающими животными, растениями, самого себя). Практика: круглый стол "Как жить в своем доме в ладу и согласии". Методическое обеспечение: Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии. (региональный компонент). Учебное пособие для учителей начальных классов. Архангельск, 1997. Теория: расширение знаний детей и формирование начальных представлений о жизни природных сообществ; воспитание у детей инициативы и интереса к познанию природы. Практика: демонстрация иллюстрированного материала, таблицы с данными о загрязнениях природы человеком; 14 рисование по теме "Воздуху быть чистым!", "Не допусти! Погаси! Останови!", "Нашим водоемам – чистую воду!"; экскурсия в Центр по охране окружающей среды. Методическое обеспечение: Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания школьников младших классов. Архангельск, 1995. Тема 3.1. Флора Родного края. Лес – наше богатство Теория: развитие понятий о взаимосвязях организмов, о связях между ними и живой природой, об охране и рациональном лесопользовании. Практика: экскурсия в музей леса имени А.Ф. Заволожина; комментированное чтение: рассказы о лесе. Методическое обеспечение: Плешак Т.В. Березовый перезвон. Заметки натуралиста. – Архангельск, 1998; Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии. Учебное пособие для учителей начальных классов. Архангельск, 1997. (2 ч. – практика). Теория: видовое разнообразие деревьев и кустарников; декоративные деревья и кустарники. Практика: Стратоновича экскурсия САФУ в Дендрологический (Федеральное сад государственное имени И.М. автономное образовательное учреждение высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова"). Методическое обеспечение: Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: просвещение, 1991. – 207 с.: ил.; Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания школьников младших классов. Архангельск, 1995; 15 Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии. (региональный компонент). Учебное пособие для учителей начальных классов. Архангельск, 1997. Тема 3.2. Фауна Родного края. Охрана природы. Краснокнижный растительный и животный мир. Теория: сформировать представления о природопользовании, антропогенном воздействии на природу. Охрана природы Архангельской области. Практика: демонстрация иллюстрированного материала, таблицы с данными о загрязнениях природы человеком; экскурсия в ГБУ Архангельской области "Центр природопользования и охраны окружающей среды", - Красная книга Архангельской области. Методическое обеспечение Плакаты: 1. "Охраняйте и привлекайте наших пернатых друзей – полезных птиц!" 2. "Охраняйте редких животных Ленинградской области!" (на примере) 3. "Охраняйте дикорастущие растения Ленинградской области!" (на примере) Алеутский Н.Н. Дикорастущие съедобные растения Севера. – Архангельск: "Правда Севера", 1998; Красная книга Архангельской области. Архангельск, 1995г. Теория: насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Познакомить с животным миром региона, их приспособленностью к условиям окружающей среды, показать многообразие видов. Практика: экскурсия в "Зимний сад" ГБОУ ДДЮТ (Дворец детского и юношеского творчества), познакомить с обитателями живого уголка; комментированное чтение: рассказы о животных. 16 викторины, конкурсы. Методическое обеспечение Ван-Автов. Веселые задачки для девочек и мальчиков. – СПб.: ТОО "Диамант", 1998. – 160 с. ил.; Карта географическая "Природа Архангельской области"; Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания школьников младших классов. Архангельск, 1995; Плешак Т.В. Березовый перезвон. Заметки натуралиста. – Архангельск, 1998. Тема 4.1. История, географические особенности Архангельской области Теория: история города Архангельска и Архангельской области. Исторические аспекты. Географические особенности: природно- климатические. Практика: демонстрация иллюстрированного материала – по открыткам отгадать наиболее интересные места города; викторины, конкурсы; экскурсия в ГБУК АО Архангельский краеведческий музей по теме "Наш город"; экскурсия в музей деревянного зодчества под открытым небом "Малые Корелы". Методическое обеспечение: Открытки, буклеты, иллюстрации, фото; Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии. (региональный компонент). Учебное пособие для учителей начальных классов. Архангельск, 1997; Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки/Фотогр. Автора. – М.: Дет. лит., 1986. – 191 с., фотоил.; 17 Путешествие с волшебницей природой. Методические материалы. Авторы-составители: Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В., Архангельск, 1997.- 147 с. Тема 4.2. Народные традиции Севера Теория: северный деревенский дом, приспособленность обустройства северного дома к условиям окружающей среды, экология северного дома. Практика: экологическая экскурсия "Улицы города рассказывают"; Экскурсия в ГБУК АО Архангельский краеведческий музей по теме "История нашего города". Методическое обеспечение: Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии. (региональный компонент). Учебное пособие для учителей начальных классов. Архангельск, 1997; Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки/Фотогр. Автора. – М.: Дет. лит., 1986. – 191 с., фотоил. Тема 4.3. Традиционные промыслы Северян Теория: традиционные промыслы: рыбный, деревообрабатывающий, история и экология северного жемчуга. Практика: экскурсия в музей народных промыслов и ремёсел Приморья. Методическое обеспечение: Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии. (региональный компонент). Учебное пособие для учителей начальных классов. Архангельск, 1997; Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки/Фотогр. Автора. – М.: Дет. лит., 1986. – 191 с., фотоил. Итоговое занятие раздела (2 часа, из них: теория – 2 ч). Теория: тест по пройденному материалу. Практика: проведение краеведческой викторины по группам. 18 2 модуль: "Основы туризма" Вводное занятие. Техника безопасности. Основная задача: Основы туризма: объяснить, чем полезны и интересны походы и экскурсии. Теория: организационные вопросы, техника безопасности. Методическое обеспечение: Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка самодеятельного туриста). Тема 2.1. История развития туризма Теория: что такое туризм, зачем люди путешествуют, история развития туризма, характеристика туризма по видам. Обмен опытом по проведенным путешествиям, экскурсиям, поездкам. Методическое обеспечение: Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка самодеятельного туриста); Черныш И.В. Походная энциклопедия путешественника/Игорь Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил. Тема 2.2. Виды туризма. Техника безопасности Теория: Характеристика туризма по видам. Основные понятия. Практика: составление лэпбука, изготовление бумажного тоннеля по теме занятия; экскурсия в туристско-информационный центр. Методическое обеспечение: Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка самодеятельного туриста); 19 Черныш И.В. Походная энциклопедия путешественника/Игорь Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил. Тема 2.3. Организация бивака, приготовление пищи. Туристское снаряжение Теория: выбор места для временных и длительных убежищ, строительство различных типов убежища, обеспечение полноценного отдыха, разведение костров, особенности питания. Практика: выезд за пределы города (не в зеленой зоне) с целью разведения костра и приготовлении пищи. Методическое обеспечение: Черныш И.В. Походная энциклопедия путешественника/Игорь Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил. Практика: экскурсия в магазин "Барс" - товары для активного образа жизни и туризма (познакомиться с: посудой для приготовления пищи, приспособления для переноски, накидки от дождя и обувь, компас, палатки и др.). Методическое обеспечение: Черныш И.В. Походная энциклопедия путешественника/Игорь Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил. Тема 2.4. Основы гигиены туриста, первая доврачебная помощь Теория: понятие о гигиене: личная гигиена, занимающихся туризмом. Гигиена обуви и одежды. Походная аптечка. Особенности оказания первой доврачебной помощи. Измерение пульса, кровотечения, травмы, ушибы, переломы, растяжения, ожоги, отравления пищевые, укусы ядовитых животных, приемы и способы переноски пострадавших. Практика: консультация детского педиатра, медицинского работника школы: практические способы переноски пострадавших. Методическое обеспечение: 20 Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка самодеятельного туриста); Черныш И.В. Походная энциклопедия путешественника/Игорь Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил. Тема 2.5. Основы фотодела Теория: Основные приемы работы с фотоаппаратом. Приглашение специалиста по фотоделу. Практика: Мастер – класс. Методическое обеспечение: Фотоальбомы с экскурсий по разделам: экология, краеведение, туризм, фотожурналы, иллюстрации. Тема 2.6. Походы выходного дня: организация, подготовка, проведение. Теория: цели путешествия и выбор маршрута. Состав группы и распределение обязанностей, техника безопасности, подбор снаряжения и оборудования. Походный дневник, составление отчета и обработка собранных материалов. Практика: походы выходного дня. Методическое обеспечение: Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка самодеятельного туриста). Черныш И.В. Походная энциклопедия путешественника/Игорь Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил. Итоговое занятие Теория: тест по пройденному материалу. Практика: проведение туристской викторины. 21 2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ № Раздел. Тема I Экология Обучающиеся будут Обучающиеся будут знать уметь - базисные знания по - бережно относиться к дисциплине экология; окружающей среде и быть - правила поведения вне вежливыми друг с другом населенных пунктов II Природа наш - - распространенные и - общий редкие виды растений и дорогам животных Родного края; дом - лекарственные Краеведение - иметь и тропам по в составе группы; и - преодолевать несложные ядовитые растения III передвигаться естественные препятствия общие - различать традиции и представления об промыслы своего региона истории, географических особенностях города и Архангельской области IV - порядок организации и - Туризм проведения ПВД; ориентироваться по карте и компасу; - основы топографии и - воспитывать дружеские ориентирования; отношения; - туристские возможности - организовать походный Родного края Формы проверки результатов: быт тесты, вопросы, задания, практическая и самостоятельная деятельность, викторины, игры, опросы, наблюдение, походы. 22 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК КолФорма № Дата во Тема занятия занятия часов 1 модуль: Путешествие в мир экологии и краеведения 1 Сентябрь 2 Вводное занятие Беседа 2 неделя 2 3 неделя 2 Экология ближайшего Беседа, окружения дома, школы, практическое квартиры задание Экология природного дома. 3 4 неделя 2 Экология ближайшего Беседа, окружения дома, школы, практическое квартиры задание Экология природного дома. 4 Октябрь Флора Родного края Экскурсия 5 5 неделя 2 Экскурсия в музей леса: 6 неделя 2 «Лес – наше богатство» 6 7 неделя 2 Фауна Родного края Экскурсия 7 8 неделя 2 Охрана природы. Краснокнижный растительный и животный мир. Экскурсия в Национальный парк «Русская Арктика» 8 Ноябрь 2 Краеведение. История, Занятие – 9 10 географические объяснение. неделя особенности Архангельской Работа в 11 2 области группах неделя 10 12 2 Народные традиции Севера. Экскурсия 11 неделя Экскурсия в «Аллею 13 2 путешествий» неделя 12 Декабрь 2 Традиционные промыслы Занятия 13 14 Северян. Экскурсия в музей объяснение неделя народных промыслов и 15 2 ремесел Приморья неделя 14 16 2 Традиционные промыслы Занятия 15 неделя Северян. Экскурсия в музей объяснение 17 народных промыслов и неделя 2 ремесел Приморья 16 18 2 Итоговое занятие Итоговое неделя занятие 2 модуль: Основы туризма 17 Январь 2 Вводное занятие Беседа Форма контроля Наблюдение Наблюдение Тест Наблюдение Наблюдение Самостоятельные задания Наблюдение Устный опрос Домашнее задание Домашнее задание Тест Наблюдение 23 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 19 неделя 20 неделя 21 неделя Февраль 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя Март 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя Апрель 32 неделя 33 неделя 34 неделя 35 неделя Май 36 неделя 37 неделя 38 неделя Работа в группах Занятие беседа 2 Туризм. История развития туризма. Техника безопасности 2 Виды туризма Занятие объяснение наблюдение Организация бивака, приготовление пищи Туристское снаряжение Экскурсия Занятие – беседа, практическое задание Письменный опрос Наблюдение Творческие задания Основы гигиены туриста, первая доврачебная помощь Занятие объяснение Самостоятельные задания Основы фотодела Занятие объяснение Круглый стол 8 ПВД (поход выходного дня). Организация, подготовка по методическим рекомендациям Тур экологической направленности в Малые Корелы Турпоход Работа в группах Наблюдение Тест 2 ПВД: «Мы – туристы» Занятие - игра Самостоятельные задания Итоговое занятие Итоговое занятие Тест 2 Домашнее задание 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24 3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Текущий контроль: наблюдение; фронтальный опрос; собеседование; беседа; викторина; тест; анкета «Удовлетворённость детей занятиями в творческом объединении (в конце первого полугодия); Итоговый контроль: собеседование; краеведческий тест; тест «Изучение удовлетворённости учащихся атмосферой, созданной в объединении» (в конце учебного года). Система оценивания – безотметочная. Образовательная деятельность по Программе предполагает обучение детей определённым знаниям, умениям и навыкам. Таблица программы демонстрирует ребёнком. технологию определения уровня освоения Критерии оценки выражены в процентном отношении и баллах. Критерии диагностической оценки Баллы 7 Уровень освоения программы (%) Критерии оценки 97-100% Очень высокий уровень теоретических знаний, практических и творческих умений. В процессе реализации программы у ребенка выработались профессиональные качества. 25 6 80-96% 5 65-79% 4 50-64% 3 32-49% 2 13-31% 1 0-12% Высокий уровень освоения ребенком программы. Теоретические знания и практические (творческие) умения взаимно дополняют друг друга и выходят за рамки программного минимума. Уровень освоения программы выше среднего. Ребенок усвоил необходимый набор знаний и имеет достаточный творческий потенциал, но высоких достижений в данном виде деятельности не наблюдается. Средний уровень усвоения (достаточный). Имеется определенный набор знаний и умений и возможно их практическое применение в повседневной жизни. Уровень освоения программы ниже среднего. Знания и умения единичны, отсутствует системность в усвоении материала. Низкий уровень. У ребенка присутствуют отдельные представления о предмете и мотивация к его дальнейшему изучению (личный интерес, природные данные). Очень низкий уровень. Знаниями, умениями и навыками по данному предмету практически не владеет. В основном наблюдается в начале первого года обучения. Диагностика уровня ЗУН учащихся Название объединения__________________ Ф.И.О.педагога_________________________ период______________ № Ф.И. ребенка НА ПРА ВЛЕ № группы _____ НИ Я Средний Итоговый балл балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Дополнения:__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________ 26 3.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ АНКЕТА «Удовлетворённость детей занятиями в творческом объединении» Цель: Исследовать удовлетворённость детей от посещения занятий в творческом объединении «Юные путешественники». Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы, предложенные в анкете. Вы можете выбрать один из предложенных ответов, подчеркнув его, или дать свой ответ, вписав его в пустую графу. (анкетирование проводится анонимно). 1. Приносят ли занятия в объединении пользу, и какую? - развиваются способности, знания, качества необходимые для обучения в данном детском объединении; - интересно учиться; - на занятиях нравится общаться со сверстниками; - обучение на занятиях даёт пользу в будущей взрослой жизни; - занятия повышают уверенность в себе; - затрудняюсь ответить; - свой ответ_______________________________________________________ 2. С каким настроением вы приходите на занятия? - с весёлым, радостным, счастливым настроением; - со спокойным настроением; - с серьёзным настроением; - с раздражённым настроением; - с грустным настроением; - с сердитым настроением; _______________________________________________________________ 3. С каким настроением вы уходите с занятий? - с весёлым, радостным, счастливым настроением; 27 - со спокойным настроением; - с серьёзным настроением; - с раздражённым настроением; - с грустным настроением; - с сердитым настроением; __________________________________________________________________ 4. Какие взаимоотношения в группе преобладают? - тёплые, дружественные взаимоотношения; - нейтральные взаимоотношения; - проблемные взаимоотношения; __________________________________________________________________ 5. В чём вы видите смысл посещения занятий? - в развитии своих умений, навыков; - в познании и понимании окружающего мира; - в самопознании и самосовершенствовании; __________________________________________________________________ 6. Поддерживают ли вас родители и друзья? - поддерживают и родители и друзья; - поддержка только со стороны родителей; - поддержка только со стороны друзей; - бывает по-разному; - никто не поддерживает; - препятствуют моему посещению занятий; _________________________________________________________________ ТЕСТ «Изучение удовлетворённости учащихся атмосферой, созданной в объединении» Цель: Определить степень удовлетворённости учащихся атмосферой, созданной в творческом объединении «Юные путешественники». 28 Ход проведения: учащимся предлагается прослушать утверждения и определить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 - совершенно согласен 3 - согласен 2- трудно сказать 1- не согласен 0 - совершенно не согласен 1. Я иду на занятия в объединение с радостью. 2. На занятиях у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем объединении хороший руководитель. 4. К нашему руководителю можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 5. В группе я могу всегда высказать своё мнение. 6. Я считаю, что на занятиях в группе созданы все условия для развития моих способностей. 7. Я считаю, что занятия по-настоящему готовят меня к самостоятельной деятельности. 8. На летних каникулах я скучаю по объединению. Обработка полученных данных. Показателем удовлетворённости учащихся атмосферой, созданной в объединении (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся атмосферой, созданной в объединении. 29 3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Программа может быть использована для работы педагогами школ в рамках внеурочной деятельности, педагогами дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Для реализации программы необходимы методические пособия и наглядный материал: № I Раздел "Экология", Методические пособия, литература - методическая литература: Колбасенко М.Н., "Природа – наш Севастьянова З.П. Дидактические материалы по общий дом" экологии. пособие (региональный для учителей компонент). Учебное начальных классов. Архангельск, 1997; - карта "Природа Архангельской области"; - Красная книга Архангельской области; - Ван-Автов. Веселые задачки для девочек и мальчиков. – СПб.: ТОО "Диамант", 1998. – 160 с. ил. - дидактические игры; демонстрационный материал: плакаты: "Охраняйте и привлекайте наших пернатых друзей – полезных птиц!", "Охраняйте редких животных области!", "Охраняйте дикорастущие растения области!" II "Краеведение" - географические карты города Архангельска и городов Архангельской области; - исторические материалы, открытки и др.; - методическая литература: Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки/Фотогр. Автора. – М.: Дет. лит., 1986. – 191 с., фотоил.; Путешествие с волшебницей природой. Методические материалы. Авторы-составители: Мальханова Л.П., Миронова 30 Е.А., Васильева Т.В., - Архангельск, 1997.- 147 с. III "Туризм" - методическая литература: Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка самодеятельного туриста). Черныш И.В. Походная энциклопедия путешественника/Игорь Всеволодович Черныш. –М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил. - Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя. – М.:ТЦ Сфера, 2004. – 224 с. – (Библиотека вожатого). - путевые документы (маршрутный лист, график прохождения маршрута и др.) - туристское снаряжение (личное и групповое): рюкзак, уретановый коврик – "сидушка", спальный мешок, набор посуды, палатка, медицинская аптечка, фото-видеонабор, гитара и др. 31 3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровые ресурсы: Программу реализует один педагог дополнительного образования. Материально-техническое обеспечение: 1. Учебные парты. 2. Классная доска. 3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран. 4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы туристскому направлению, (презентации, фильмы и др.). 5. Палатки. 6. Спальники. 7. Коврики-сидушки. 8. Костровой инвентарь. 9. Тенты и др. Дидактические ресурсы: литература по специальная литература. Для учащихся с ОВЗ индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) не предусмотрен. 32 3.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ Список литературы для педагога: 1. Алеутский Н.Н. Дикорастущие съедобные растения Севера. – Архангельск: "Правда Севера", 1998. – 125 с. 2. Антонов О. В. Возможности туризма для формирования универсальных учебных действий школьников [Текст] / О. В. Антонов // Методист. - 2013. - № 3. - С. 34-37. 3. Бостанджогло М. М. Воспитательный потенциал детского туризма [Текст] / М. М. Бостанджогло, М. И. Рожков // Воспитание школьников. 2015. - № 8. - С. 23-28. 4. Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание. – М.: Профиздат, 1990. – 176 с. – (Б-чка самодеятельного туриста) 5. Верин-Галицкий Д. В. Экспедиция и поход как школа взросления [Текст] / Д. В. Верин-Галицкий // Нар. образование. - 2016. - № 9-10. - С. 154-159. 6. Городецкая Н.А. Природе – заботу молодых. – М.: Лесн. Пром-ть, 1983 – 166 с., ил. 4л. 7. Истомин П.И., Симаков В.И. Организация массового самодеятельного туризма: Учебное пособие. – М.: ЦРИБ "Турист", 1986. – 120 с. 8. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. В поход с классом: Пособие для классного руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с. (Серия "Библиотека вожатого"). 9. Колбасенко М.Н. Программы экологического обучения и воспитания школьников младших кассов. Архангельск, 1995. – 60 с. 10. Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент). Учебное пособие для учителей начальных классов. Архангельск, 1997. – 200 с. 33 11. Колодкина, С. И. Реализация программ развития школьного туризма в отдельно взятой школе [Текст] / С. И. Колодкина // Исследоват. работа школьников. - 2014. - № 1. - С. 113-121. 12. Константинов, Ю. С. Воспитательные возможности туристскокраеведческой деятельности [Текст] / Ю. С. Константинов // Воспитание школьников. - 2014. - № 3. - С. 23-26. 13. Кривенко М. С. Приключенческая игра как форма активизации интереса школьников к занятиям туризмом [Текст] / М. С. Кривенко // Доп. образование и воспитание. - 2017. - № 1. - С. 27-28. 14. Куценко Е. Современные Робинзоны [Электронный ресурс] : выживание в дикой местности / Е. Куценко // Клас. руководство и воспитание школьников: Первое сентября. - 2013. - № 7-8. - С. 41-43. 15. Мартемьянов В. В. Система природоведческого образования в 5-9 классах [Текст] / В. В. Мартемьянов // География и экология в шк. XXI в. 2013. - № 9. - С. 62-65. 16. Пилюгина, Е. В. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма [Текст] / Е. В. Пилюгина, О. Ю. Латышев // Соц. педагогика. - 2013. - № 2. - С. 60-65. - Библиогр.: с. 65. 17. Погодина В. Л. Актуальные вопросы организации туристскообразовательной деятельности школьников [Текст] / В. Л. Погодина // География и экология в шк. XXI в. - 2018. - № 10. - С. 50-56, 61. - Библиогр. в конце ст. 18. Саватеева, М. Заветные тропы [Электронный ресурс] : экологическое просвещение / М. Саватеева // Клас. руководство и воспитание школьников: Первое сентября. - 2013. - № 7-8. - С. 44-46. 19. Сухинин, С. А. Практическая составляющая при изучении туризма как перспективной отрасли экономики России в школьном курсе географии [Текст] / С. А. Сухинин // География в шк. - 2013. - № 10. - С. 42-47. Библиогр.: с. 47. 34 Список литературы для родителей: 1. .Красная книга Архангельской области. Архангельск, 1995. 2. Мацюцкий С.П. Туристу о растениях. – М.: Профиздат, 1998. – 168 с. – (Мир туристских интересов). 3. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки/Фотогр. Автора. – М.: Дет. лит., 1986. – 191 с., фотоил. 4. Оливова, В. Люди и игры[Текст]: у истоков современного спорта / В. Оливова. - Москва: Физкультура и спорт, 1985. - 240 с. – ISBN отсутствует. Список литературы для обучающихся: 1. Отношение школьников к природе: (Педагогическая наука – форме школы)/ Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной; Науч.- исслед. ин-т содержания и методов обучения Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 128 с.: ил. 2. Путешествие с волшебницей природой. Методические материалы. Авторы-составители: Мальханова Л.П., Миронова Е.А., Васильева Т.В., Архангельск, 1997.- 147 с. 3. Черныш И.В. Походная энциклопедия путешественника/Игорь Всеволодович Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 448 с.: ил. Список интернет-источников: 1. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://window.edu.ru/ (дата обращения 20.09.2019) . 2. Навигатор дополнительного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: Архангельской области https://dop29.ru/program/1254- dopolnitelnaya-obshcherazvivayushchaya-programma-podvizhnye-igry (дата обращения 10.10.2019). 3. Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/sazonov-alexey/metodicheskii-sbornik-igry-dljauchaschihsja-mladshego-shkolnogo-vozrasta-3558.html (дата обращения 25.05.2019) . 35 Приложение 1 ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ Задержка психического развития (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Компетентность (лат. Competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным. Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентности определяет превращение ресурса в продукт. Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге "Общая морфология организмов" ("Generelle Morphologie der Organismen"). Фло́ра (лат. flora) в ботанике — исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории ("флора России") или на территории с определёнными условиями ("флора болот") в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. Фа́уна (от лат. Fauna — богиня лесов и полей, покровительница стад животных) — исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определённой территории. Фауна любой территории 36 складывается из разных фаунистических комплексов, которые объединяют виды, имеющие сходные ареалы. Экскурсия (от лат. Excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Участник экскурсии — экскурсант. К экскурсантам относят лиц, пребывающих в какой-либо местности менее 24 часов. Тур (турне) — посещение различных мест с какой-либо целью в рамках одной спланированной поездки с возвращением в исходный пункт. Техногенная катастрофа — крупная авария (катастрофа) на техническом объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и/или экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность (тем самым она отличается от терактов). Обычно противопоставляется природным катастрофам. Однако подобно природным, техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъёму или потере авторитета власти. Юридически классифицируют как чрезвычайную ситуацию. Топография (др.-греч. Τоπος — место и γράφω — пишу) — научная дисциплина, изучающая методы изображения географических и геометрических элементов местности на основе съёмочных работ (наземных, с воздуха или из космоса) и создания на их основе топографических карт и планов. Топография может рассматриваться и как самостоятельный раздел картографии, изучающий проблемы картографирования территорий, и как 37 раздел геодезии, посвященный вопросам проведения измерений для определения геометрических характеристик объектов на земной поверхности. Бивак, бивуак (от фр. bivouac) — оборудованное место расположения людей на отдых (днёвку, ночёвку и так далее) в условиях естественной природной среды. 38