ДООП ТО Дошкольная академия

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 3
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ № 215 от
«31» августа 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ДОШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ»
Социально - гуманитарной направленности

Автор- сосотавитель:
Юдина Анастасия Львовна,
педагог,
Басавин Даниил Владимирович,
методист

Архангельск
2022

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информационная карта

3

2. Комплекс основных характеристик программы

4-15

2.1

Пояснительная записка

4-8

2.2

Учебный план

11

2.3

Учебно-тематический план

11-12

2.4

Содержание программы

13-14

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

13-15

3. Комплекс организационно-педагогических условий

16-30

3.1

Календарный учебный график

16-23

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

24-27

3.3

Оценочные материалы

28-29

3.4

Методическое обеспечение программы

30

3.5

Условия реализации программы

31

3.6

Список информационных источников

32

2

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1
2

Наименование программы
Полное наименование образовательной программы.

3
4

Год разработки
Вид деятельности по программе

5
6

Направленность дополнительного образования
Аннотация

7
8

Уровень сложности (стартовый (ознакомительной),
базовый, продвинутый (углублённый))
Место реализации программы

9

Возрастная категория

10

Указание на медицинское заключение

11
12
13

Указание на адаптированность для учащихся с ОВЗ
Нормативный срок освоения программы
Режим занятий, продолжительность каждого занятия

14

Сведение о педагогическом работнике

15
16

Форма обучения
Минимальное и максимальное количество учеников в
одной группе

3

«Дошкольная академия»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа творческого
объединения «Дошкольная
академия»
2022
Развитие моторики,
формирование
математических
представлений,
развитие речи
обучающихся.
Социально - гуманитарная
Программа направлена на
формирование основ
математических
представлений, развитие
речи, а также развитие
мелкой моторики
Ознакомительный уровень.
МБУ ДО «СДДТ» 163020,
Архангельская область, г.
Архангельск, Банный пер.
1-ый, д2.
5-7 лет, разновозрастная
группа
Медицинское заключение
не требуется.
Без адаптации
102 часа
1 раз в неделю по 3
академических часа. 1
академический час-25
минут.
Юдина Анастасия Львовна,
без категории
Очная
Минимальное-5
Максимально -15

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого
объединения «Дошкольная академия» имеет социально – гуманитарную направленность.
Программа актуальна, соответствует современной концепции образования, в центре
которой лежит идея развития личности ребенка, его способностей, формирование
личностных качеств ребенка.
В основе работы лежит системно - деятельностный подход, используются игровые
технологии,эвристические приемы, поисковые вопросы, приемы обобщения и сравнения,
различные способы работы с наглядностью, используются развивающие и
здоровьесберегающие технологии.
Актуальность данной программы
Программа «Дошкольная академия» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции);
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629);

 Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования
детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p);
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы),
разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт
развития образования», АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование» от 18.11.2015.
Возможность использования программы в других образовательных системах.
Программа реализуется на базе Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования городского округа «Город Архангельск» «Соломбальский
Дом детского творчества».
Программа может быть использована в организациях дополнительного образования
как дополнительная общеобразовательная программа в учреждениях дополнительного
образования, не дублирует в части содержания программы детских дошкольных
образовательных организаций.
Цель программы – формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
основ математических понятий, логики, развития речи и мелкой моторики, обучение
первоначальным навыкам чтения
Задачи:
Образовательные:

4

 Формировать представления о цвете, величине, форме, множестве пространстве и
времени.
 Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия).
 Формировать умения планировать свои действия и осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами.
Развивающие:
 Развивать у дошкольников интерес к логическим играм.
 Развивать желание активно познавать и производить математические действия,
решать простейшие логические задачи, конструировать и моделировать с учётом
избирательности и предпочтения детей.
 Развивать самостоятельность в процессе познавательной деятельности.
 Развивать речь, правильно и обоснованно строить свои высказывания, простейшие
умозаключения.
 Закрепление детьми математической терминологии
Воспитательные:
 Воспитывать умение концентрировать внимание для выполнения задания.
 Воспитывать умение работать индивидуально и в команде.
 Воспитывать коммуникативные качества.
 Воспитывать интерес и любовь к книге.
 Формировать нравственно - волевые качества.
Отличительная особенность.
1. На уроках педагог использует дидактический материал, который активизирует
общие и индивидуальные особенности учащихся.
2. Системно - деятельностный подход по освоению знаний с учетом возрастных
особенностей.
3. Используемые в процессе обучения игровые моменты радость познания и открытия
нового знания и преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и
личностных трудностей, развивает волевую сферу.
4. Программа является модульной: состоит из 3 модулей. «Развитие моторики»,
«Формирование математических представлений», «Развитие речи». Модули
изучаются параллельно.
5. Программа не предполагает использование дистанционных форм обучения.
Принципы обучения.
 Принцип доступности (обучение от легкого к трудному, при объяснении
материала учитель использует простой и доступный учащимся язык).
 Принцип сознательности и активности (для вовлечения учащихся и возбуждения у
них познавательного интереса используются интересные факты, примеры,
технические средства обучения, а также учащиеся вовлекаются в практическую
деятельность, которую они могут осуществить на основе полученных ранее
знаний).
 Принцип наглядности (демонстрация изучаемых объектов, иллюстраций
процессов и явлений).

5

 Принцип систематичности и последовательности (деление материала на логически
связанные части, использование рисунков, схем, сюжетных картин для
систематизации материала).
 Принцип прочности усвоения знаний (закрепление объясненного и осмысленного
материала в памяти обучающихся).
 Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям
обучающегося (образовательный процесс построен на уважении к личности
каждого учащегося, процесс направлен на формирование общечеловеческих
ценностей).
Адресат программы, характеристика учащихся.
По программе могут обучаться дети в разновозрастных и одновозрастных группах в
возрасте от 5 до 7 лет без какой-либо подготовки. Набор в группы осуществляется без
вступительных испытаний.
Характеристика учащихся.
Характеристики особенностей развития детей среднего дошкольного возраста.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и
крупной моторики. К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более
развитым. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными
использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Развивается предвосхищение. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие
его особенности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость
внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность. В среднем
дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится
предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер. У детей формируется
потребность в движении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной
его похвала. Повышенная обидчивость предоставляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая
выражается в предпочтении одних детей другим. В группах начинают выделяться лидеры.
Появляются конкурентность, соревновательность. В игровой деятельности детей среднего
дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить
свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем
другие. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного
рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут
быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные
отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными
6

изменениями. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображенного человека. Дети могут конструировать из
бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного
материала. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только
основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму
прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко
выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения
объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного
расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие
представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны
одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Кроме
того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о
классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться,
однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.
Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму (материал) и т. д. Продолжают развиваться устойчивость,
распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая
сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении
стихов в сюжетно - ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи.
6-7 лет — период активного познания, творчества, общения, подготовки к
школьному обучению. Ребенок проявляет познавательные интересы, интерес к новым
видам деятельности, к миру взрослых, стремление быть похожим на них. Он способен к
волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных
правил), способен проявить настойчивость, преодолевать трудности. Идет развитие
крупной и особенно мелкой мускулатуры. Общее физическое развитие тесно связано с
развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством
развития речи, мышления и подготовки к письму. Повышается ловкость, быстрота, сила,
точность, координация движений, дети уверенно владеют элементами техники всех
бытовых движений. Восприятие продолжает развиваться, становится осмысленным, у
ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже может вести
целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, в результате чего
появляются элементы произвольной памяти. Ребенок самостоятельно ставит цель:
запомнить и вспомнить. Память развивается в двух направлениях: произвольности и
осмысленности. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй,
лексика, связная речь. Обогащается словарный запас. Дошкольник способен
сосредоточиться не только на той деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая
требует некоторых волевых усилий. Однако произвольная сфера сформирована не
7

полностью. Возрастной период 6-7 лет завершает дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети
осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация,
формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает
высоким уровнем познавательного и личностного развития.
Обучение детей дошкольного возраста строится вокруг процессов чувственного
познания и наглядного мышления. В зависимости от степени развития образного
мышления и способности усваивать информацию на наглядных примерах можно
оценивать текущие познавательные возможности ребенка и его готовность к более
сложным, логическим формам мышления.
Трудовая деятельность активизирует у дошкольников процесс развития личности и
силы воли. На данном жизненном этапе дети получают первые представления о
нравственности и нормах поведения в социальной группе. Примерами для подражания
становятся родители и другие взрослые. К концу дошкольного возраста ребенок должен
быть полностью готов к школьному обучению. Научить ребенка быть самостоятельным
помогут различные развивающие игры и посильный труд.
К концу дошкольного периода ребенок полностью осознает, что он способен
управлять собственным поведением. Это новая ступень самосознания, которая позволяет
перейти к усвоению действующих в обществе прав поведения и норм нравственности.
Действиями ребенка начинают руководить не только его желания, но требования
окружающих. Трудности с поведением у дошкольников связаны с повышенной
эмоциональностью. Эффективным средством для решения данной проблемы является
общение с другими детьми. На данном этапе развития сверстники являются для ребенка
более интересными партнерами для совместной деятельности, чем взрослые.
Педагогическая целесообразность
В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания
о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план
выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности
ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.
Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта
взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение
личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет
ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и
явлениями окружающего мира. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного
отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного
развития.
Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения
способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным
кирпичиком в учебной самостоятельности.
Осуществляя умственное развитие, педагог, прежде всего, дополняет и
систематизирует основные знания детей, расширяет у детей словарный запас и кругозор.
Нравственное воспитание направлено на развитие положительных моральных
качеств и воли. Педагог закрепляет навыки культурного поведения, учит детей активно
включаться в совместную деятельность, приучает вежливо общаться со сверстниками и
взрослыми.
8

Эстетическое воспитание направлено на развитие художественно - творческих
способностей детей. Педагог совершенствует у детей технику работы карандашом. Он
следит за тем, чтобы при выполнении заданий на развитие мелкой моторики обучающиеся
не напрягали плечо, кисть и пальцы, учились проводить плавные горизонтальные,
вертикальные и волнистые линии, рисовать дуги и кружочки. В игровой форме дети под
руководством педагога знакомятся с различными видами искусства, учатся распознавать
прекрасное в самых, казалось бы, обыкновенных вещах.
Принципы.
Образовательный процесс строится на основе реализации следующих принципов:
 сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности;
 учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
 включения детей в активную игровую и творческую деятельность;
 опоры на чувственно-эмоциональную сферу ребенка;
 вовлечения детей в творческую преобразующую деятельность, дающую
возможность для самовыражения личности;
 использования положительной мотивации на осознанное овладение системой
знаний, умений, навыков;
 использования деятельностно-практических стимулов: игра, соревнование и
словесно-деятельностных:
эмоционально-образный,
обеспечения
последовательного развития личности ребёнка.
Сроки и этапы реализации программы: 8 месяцев.
1 модуль - 34 академических часа.
2 модуль - 34 академических часа.
3 модуль - 34 академических часа.
Объем программы - 102 часа.
Форма занятий - очная.
Режим работы - 1 раз в неделю по 3 академических часа. 1 академический час - 25
минут. Время проведения занятия соответствует нормам СанПин, федеральным
государственным требованиям в соответствии с возрастной группой.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы:
1. Федеральной закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам ( Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629);

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
7. Распоряжение Правительства Архангельской области от 2 июля 2019 г. № 296 –
рп «О Концепции целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей в Архангельской области в 2020 – 2022 годах».
8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
9

молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 22
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015
№ 09-3242.

10

2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3

Название раздела

Всего часов

1 модуль. Формирование математических
представлений
2 модуль. Развитие речи.
3 модуль. Развитие моторики.
Итого часов по программе

34
34
34
102

2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

1
2

3

4

5

6.
7.

8.

8

1
2

3

4

Разделы

Количество часов
Формы аттестации
всего
теория
практик
а
1 модуль «Формирование математических представлений»
Вводное занятие
1
1
0
Диагностические
задания.
Свойства предметов. 4
2
2
Дидактические задания,
Сравнение групп
наблюдение, опрос,
предметов.
беседа.
Пространственно4
2
2
Дидактические задания,
временные
наблюдение, опрос,
отношения.
беседа.
Величины и их
5
3
2
Дидактические задания,
измерение.
наблюдение, опрос,
беседа.
Объемные предметы 5
3
2
Дидактические задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Количество.
1
0
1
Игровые задания.
Счет предметов.
8
5
3
Дидактические задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Геометрические
5
3
2
Дидактические задания,
понятия. Линия.
наблюдение, опрос,
Отрезок. Луч.
беседа.
Итоговое занятие.
1
0
1
Промежуточная
аттестация в форме
игры.
Итого
34
19
15
2 модуль. «Развитие речи»
Вводное занятие.
1
1
0
Диагностические
занятия.
Речевые и неречевые 3
1
2
Дидактические задания,
звуки.
наблюдение, опрос,
беседа.
Гласные звуки, их
10
6
4
Дидактические задания,
буквенное
наблюдение, опрос,
обозначение.
беседа.
Согласные звуки, их 10
6
4
Дидактические задания,
буквенное
наблюдение, опрос,
11

5

обозначение.
Слог и слово.

5

2

3

6

Предложения.

3

1

2

7.

Составление
рассказа по серии
сюжетных картин.
(набор от 3 до 6
картин)
Итоговое занятие

1

0

1

1

0

1

7

Итого
1
2

3

4

5

беседа.
Дидактические задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Наблюдение, опрос.

Промежуточная
аттестация в форме
интерактивной игры.

34
17
17
3 модуль. «Развитие моторики»
Вводное занятие.
1
0
1
Диагностическое
занятие.
Творчество.
16
2
14
Дидактические задания,
творческая
деятельность,
наблюдение.
Упражнения по
16
2
14
Дидактические задания,
работе с шаблонами,
наблюдение.
составлению фигур,
узоров и элементов,
работа с
карандашом.
Итоговое занятие
1
0
1
Промежуточная работа
в форме письменной
работы.
Итого
34
4
30
102
40
62

12

2.4 . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. «Формирование математических представлений»
Раздел 1. Свойства предметов. Сравнение групп предметов
Теория. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему
свойству. Свойства предметов: цвет, размер, материал. Составление совокупности по
заданному признаку. Сравнение двух совокупностей предметов. Сравнение групп
предметов. Знакомство с понятием «неравенство». Обозначение равенства и неравенства.
Практика. Сравнение предметов по назначению, по цвету, по форме, по размеру, по
материалу. Свойства предметов: форма, материал. Выделение части совокупности.
Группы предметов: геометрические фигуры, фрукты, овощи, животные, одежда, мебель,
игрушки, транспорт, посуда.
Раздел 2. Пространственно-временные отношения
Теория. Пространственные отношения: на, над, под (ориентироваться в схеме
собственного тела), справа, слева, (ориентироваться в схеме собственного тела (правая,
левая рука), между, посередине, внутри, снаружи, раньше, позже, впереди, сзади, длиннее,
короче. Понимание словесного обозначения местоположения объектов.
Практика. Игры: «Кто, где?», «Встань там, где я скажу!», «Поиск клада»,
«Динамические картинки», «Муха», «Найди спрятанную игрушку» Тестовые задания.
Работа с иллюстрациями, Работа с раздаточным материалом.
Раздел 3. Величины и их измерение
Теория. Знакомство с величиной предметов. Понятие «длина», «ширина», «высота»,
«размер», «масса».
Понятия «большой», «маленький», «одинаковый», «высокий», «низкий», «тяжелый»,
«легкий».
Практика. Рассматривание с детьми предметов, сравнение их по высоте, длине,
массе. Выбор предметов одинакового размера, кубиков разной величины. Игра «Что чем
измеряют?», «В магазине».
Раздел 4. Объемные предметы.
Теория. Понятие «объемный предмет». Сравнение объемных и плоских фигур.
Знакомство фигурами-шар, куб, конус, цилиндр. Их распознавание.
Практика. Дидактические игры: «полет в космос», «чудесный мешочек», «сравни
по плану». Работа с раздаточным материалом, работа в тетрадях.
Раздел 5. Количество.
Практика. Понятие «количество». Использование понятия «количество» в
окружающей жизни. Ситуации с использованием понятия «количество».
Раздел 6. Счет предметов.
Теория. Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству (больше,
меньше, столько же).
Практика. Моделирование цифр из плоскостных элементов (треугольников,
прямоугольников и др.).
Раздел 7. Геометрические понятия. Точка. Линия. Отрезок. Луч.
Теория. Представление о «точке», «линии», «отрезке» и «луче». Представления о
замкнутой и незамкнутой линиях.
Практика. Выполнение заданий в тетрадях, на раздаточном материале.
Раздел 8. Итоговое занятие.
Практика. Тестовое задание
13

2 модуль. «Развитие речи»
Раздел 1. Речевые и неречевые звуки.
Теория. Артикуляционный аппарат, звуки речи, шумы, неречевые звуки.
Практика. Уметь различать речевые и неречевые звуки с использованием слухового
и зрительного анализаторов, только с использованием слухового анализатора.
Раздел 2. Гласные звуки, их буквенное обозначение
Теория. Знать понятия «гласный звук», способы образования гласных звуков, их
буквенное значение.
Практика. Пропевание гласных звуков, чтение сочетаний гласных звуков, их
буквенное значение.
Раздел 3. Согласные звуки, их буквенное обозначение
Теория. Знать понятие «слог», «согласный звук», «звонкий согласный», «глухой
согласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», способы образования согласных
звуков, их отличие от гласных звуков, буквенное обозначение твердых и мягких
согласных звуков, слияние согласных и гласных звуков.
Практика. Чтение обратных и прямых слогов, простых звукосочетаний, анализ
звукосочетаний.
Раздел 4. Слова, чтение слов
Теория. Знать понятие «слово», его отличие от сочетания звуков, показать
возможность изменения слов с заменой звуков.
Практика. Чтение слов, упражнение в изменении слов с заменой его составляющих
звуков.
Раздел 5. Слоги
Теория. Понятие «слог», слоговый анализ слов. Первый и последний слог в слове.
Практика. Подбор слов на заданное количество слогов, на заданный слог,
составление обратных и прямых слогов, чтение слогов.
Раздел 6. Слово
Теория. Выявление различий в звуковом и слоговом составе слов.
Практика. Составление слов из звуков и слогов, изменение слов путем замены,
перестановки, добавления, исключения звуков или слогов в структуре слова,
последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения
его звукового и слогового состава.
Раздел 7. Предложение
Теория. Знать понятие «предложение», его свойства, правила предложения,
условные обозначения.
Практика. Составление из заданных слов предложений, распространение
предложений, добавление недостающих слов, чтение слов и предложений, исправление
деформированных предложений.
Модуль 3. «Развитие моторики»
Раздел 1. Творчество.
Теория. Основы творчества. Методика работы с материалами. Знать
последовательность выполнения работы.
Практика. Выполнение работ по примеру и по определенной последовательности.
14

Раздел 2. Упражнения по работе с шаблонами, составлению фигур, узоров и
элементов, работа с карандашом.
Теория. Объяснение выполнения элементов. Основы развития мелкой моторики.
Практика. Выполнение пальчиковой гимнастики. Задания на штриховку,
раскрашивание. Выполнения заданий в тетрадях и на раздаточном материале.

15

2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Планируемые результаты предусматривают формы проверки в зависимости от
возраста, индивидуальных особенностей обучающихся:
4-5 лет:
В результате освоения программы учащиеся будут знать:
 Свойства предметов (цвет, размер, материал)
 Числа от 1-10
 Место чисел в числовом ряду
 Названия и последовательность месяцев в году, дней недели, времен года
 Знать и правильно произносить пройденные звуки
В результате освоения программы учащиеся будут уметь:
 Считать до 10 и дальше
 Распознавать понятия больше, меньше.
 Давать характеристику звуку
 Произносить слова по слогам
 Правильно удерживать карандаш
 Читать простые слоги
 Быть внимательными по отношению к одноклассникам, и с учителем
 Вырабатывать внимательность и терпение

 Производить точные движения кистью и пальцами рук
6-7 лет:
В результате освоения программы учащиеся будут знать:
 Понятие «равенство», «неравенство»
 Отношение «часть-целое»
 Пространственные отношения: на, под, справа, слева
 Понятия отрезка и луча
 Геометрические фигуры, их элементы и некоторые свойства
В результате освоения программы учащиеся будут уметь:
 Располагать предметы в заданной последовательности.
 Составлять примеры со знаками (+, -, = )
 Определять место звука в слове
 Делить слова на слоги
 Составлять из букв слоги и слова
 Составлять предложения
 Ставить цель, планировать работу, собственными усилиями добиться
результата
 Выполнять задания на тренировку внимания, используя только один канал
восприятия, выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в
схематическом изображении графических заданий.
 Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы
 Координировать работу рук со зрительным восприятием
Формы проверки планируемых результатов: игры (в том числе интерактивные) и
викторины, проверочные и тестовые работы.
16

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п/п
1
2

Месяц
неделя
Октябрь
1 неделя
2 неделя

Тема занятия

Форма занятия

1 модуль.
Вводное занятие. В стране Вводное
математики.
занятие
Свойства предметов. Цвет, Открытие
размер, материал
нового знания

час
ы

Форма контроля,
результат.

1

Диагностические
задания
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.

1

Свойства предметов.
Сравнение групп
предметов. Равенство,
неравенство
Свойства предметов.
Сравнение групп
предметов. Выделение
части из совокупности.
Шар, куб.
Свойства предметов.
Сравнение групп
предметов. Выделение
части совокупности
Пространственно –
временные отношения:
«над», «на», «под»;
«право», «лево».
Пространственно –
временные отношения:
«между», «посередине»,
«внутри», «снаружи»,
«раньше», «позже»
Пространственно –
временные отношения.
Игры на расположение
предметов «Найди
игрушку», «Кто, где»,
работа с раздаточным
материалом
Пространственно –
временные отношения.
Текстовые задания.

Открытие
нового знания

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Открытие
нового знания.

1

Открытие
нового знания.

1

Практическое
занятие

1

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.

Практическое
занятие

1

Декабрь
10 неделя

Величины и их измерение.
Понятия «длина»,
«ширина», «высота».

Открытие
нового знания

1

11 неделя

Величины и их измерение.

Открытие

1

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические

3

3
неделя

4

4 неделя

5

5 неделя

6

6 неделя

7

7 неделя

8

8 неделя

9

9 неделя

10

11

17

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.

Величины предметов.
«Большой», «маленький»,
«одинаковый».
Величины и их измерение.
Масса. Понятия
«тяжелый», «легкий».

нового знания
Открытие
нового знания

1

12

12
неделя

13

13
неделя

Величины и их измерение.
Игра «Что чем измеряют»

Практическое
занятие

1

14

январь
14
неделя

Величины и их измерение.
Игра «В магазине»

Практическое
занятие

1

15

15 неделя

Объемные предметы.
Понятие «Объемный
предмет».

Открытие
нового знания

1

16

16 неделя

Объемные предметы.
Сравнение объемных и
плоских фигур.

Открытие
нового знания

1

17

Февраль
17 неделя

Объемные предметы.
Фигуры: шар, куб,
цилиндр, конус.

Открытие
нового знания

1

18

18 неделя

Объемные предметы.
Дидактическая игра
«Полет в космос»

Практическое
занятие

1

19

19 неделя

Практическое
занятие

1

20

20 неделя

Практическое
занятие.

1

21

Март
21 неделя.

Объемные предметы.
Дидактическая игра
«Чудесный мешочек»,
«Сравни по плану».
Количество. Понятие
«количество».
Использование понятия
«количество» в
окружающей жизни.
Ситуации с
использованием понятия
«количество».
Счет предметов. Изучение
правил счета предметов.

Открытие
нового знания

1

22

22 неделя

Счет предметов.
Порядковый счет.

Открытие
нового знания

1

18

задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.

23

23 неделя

Счет предметов.
«Сколько?» и «Который?»

Открытие
нового знания

1

24

Апрель
24 неделя

Счет предметов. Предмет
и множество.

Открытие
нового знания

1

25

25 неделя

Счет предметов.
Соотнесение количества
предметов с цифрой.

Открытие
нового знания

1

26

26 неделя

Счет предметов. Игра
«Веселый счет»

Практическое
занятие

1

27

27 неделя

Счет предметов. Игротека
«Давай посчитаем..»

Практическая
работа

1

28

28 неделя

Счет предметов. Игровые
упражнения на
количественный и
порядковый счет.

Практическое
занятие

1

29

Май
29 неделя

Геометрические понятия.
Представление о «точке».

Открытие
нового знания.

1

30

30 неделя

Геометрические фигуры и
из свойства.
Понятие «линия».

Открытие
нового знания.

1

31

31 неделя

Геометрические фигуры и
из свойства.
Понятие «луч».

Открытие
нового знания

1

32

32 неделя

Практическое
занятие.

1

33

33 неделя

Практическое
занятие.

1

34.

34 неделя

Геометрические фигуры и
из свойства. Понятие
«отрезок». Дидактические
игры.
Геометрические фигуры и
из свойства. Путешествие
«В мире фигур»
Итоговое занятие

Итоговое
занятие.

1

1

Октябрь

Вводное занятие

2 модуль.
Беседа,
19

1

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Промежуточная
аттестация в форме
игры.
Промежуточная
аттестация в форме
игры.

Диагностические

2

1 неделя
2 неделя

Игра «Звуки»
Речевые и неречевые
звуки. Игра «Угадай
звук».

объяснение
Открытие
нового знания

3

3 неделя
4 неделя

Практическое
занятие.
Практическое
занятие

1

4

Речевые и неречевые
звуки. Игра «Найди звук»
Речевые и неречевые
звуки. Дидактическая игра
«Звуки леса».

5

5 неделя

Открытие
нового знания

1

6

Ноябрь
6 неделя

Открытие
нового знания

1

7

7 неделя

8

8 неделя

Гласные звуки и их
буквенное обозначение.
(а-я), произношение,
обозначение. Конкурс
певцов.
Гласные звуки и их
буквенное обозначение.
Звуки (о-ё),
произношение,
обозначение
Гласные звуки и их
буквенное обозначение.
Звуки (у-ю),
произношение,
обозначение
Гласные звуки и их
буквенное обозначение.
Звуки (э-е).

Открытие
нового знания

1

9

9 неделя

Открытие
нового знания

1

10

Декабрь
10 неделя

Открытие
нового знания

1

11

11 неделя

Гласные звуки и их
буквенное обозначение.
Звук (ы-и), произношение,
обозначение
Гласные звуки и их
буквенное обозначение.
Звук (ы-и), Слияния
звуков.
Гласные звуки и их
буквенное обозначение.
В стране гласных.

Практическое
занятие

1

12

12 неделя

Практическое
занятие

1

13

13 неделя

Гласные звуки и их
буквенное обозначение.
Ролевые игры. Чудо –
герои.
Гласные звуки и их
буквенное обозначение.
Закрепление.
Соревнование «В мире
гласных звуков».

Практическое
занятие

1

1

1

Открытие
нового знания

20

задания
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Измерение длины
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.

14

Январь
14 неделя

Гласные звуки и их
буквенное обозначение.
Закрепление. Игротека.

Практическое
занятие

1

15

15 неделя

Согласные звуки и их
буквенное обозначение
Звуки (б)-(п), (х) чтение
слогов, произношение,
обозначение

Открытие
нового знания

1

16

16 неделя

Открытие
нового знания

1

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.

17

Февраль 17
неделя

Открытие
нового знания

1

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.

18

18 неделя

Открытие
нового знания

1

19

19 неделя

Открытие
нового знания

1

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.

20

20 неделя

Открытие
нового знания

1

Промежуточная
аттестация в форме
интерактивной игры.

21

Март
21 неделя

Практическое
занятие.

1

22

22 неделя

Согласные звуки и их
буквенное обозначение
Звуки (ф)-(в), (ц) чтение
слогов, произношение,
обозначение
Согласные звуки и их
буквенное обозначение
Звук (д-т), (ч-щ)
произношение,
обозначение
Согласные звуки и их
буквенное обозначение
Звуки (с-з), произношение,
обозначение
Согласные звуки и их
буквенное обозначение
Звук (г-к), (ж-ш) чтение
слогов, произношение,
обозначение
Согласные звуки и их
буквенное обозначение
Сонорные звуки
(л,м,н,р,й) произношение,
обозначение
Согласные звуки и их
буквенное обозначение
Ролевые игры. Чудо –
герои.
Согласные звуки и их
буквенное обозначение
В мире согласных звуков.

Практическое
занятие.

1

23

23 неделя

Практическое
занятие.

1

24

24 неделя

Согласные звуки и их
буквенное обозначение
Соревнование « В мире
согласных звуков»
Согласные звуки и их
буквенное обозначение
Закрепление. Игротека.

Практическое
занятие

1

25

Апрель

Слог и слово

Открытие

1

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические

21

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.

25 неделя

Что такое слог, что такое
слово.

нового знания

26

26 неделя

Слог и слово
Отличительные
особенности

Открытие
нового знания

1

27

27 неделя

Слог и слово
В мире слогов

Практическое
занятие

1

28

28 неделя

Практическое
занятие

1

Слог и слово.
В мире слов
29

29 неделя

Слог и слово
Закрепление. Игротека

Практическое
занятие

1

30

Май
30 неделя

Предложение
Что такое предложение

Открытие
нового знания

1

31

31 неделя

Предложение
В гостях у предложения

Практическое
занятие

1

32

32 неделя

Предложение
Закрепление. Игротека.

Практическое
занятие

1

33

33 неделя

Составление рассказа по
серии сюжетных картин
(набор от 3 до 6 картин)

Практическое
занятие

1

34

34 неделя

Итоговое занятие

1

1

Октябрь
1 неделя

2

2 неделя

Занятиепраздник
3 модуль
Вводная работа,
Практическое
пальчиковая гимнастика,
занятие
работа с пластилином
«Овощи и фрукты»
Поделка из цветной
Практическое
бумаги «Яблоко»
занятие

3

3 неделя

Работа с шаблонами,
карандашом в тетради.
Лесенка.

Занятие -игра

1

4

4 неделя

Поделка, пальчиковая

Практическое

1

22

задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Беседа, игра

1

Диагностическое
задание

1

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические

гимнастика

занятие
Занятие-игра

1

Занятие-игра

1

5

5 неделя

6

Ноябрь
6 неделя

Работа с шаблонами,
«Лесные звери»,
карандашом в тетради,
пальчиковая гимнастика
Поделка «Светофор»,
пальчиковая гимнастика

7

7 неделя

Поделка «Елочки».

Практическое
занятие

1

Работа с шаблонами
«Лодочки», карандашом в
тетради, пальчиковая
гимнастика.
Работа с шаблонами
«Грибочки», карандашом
в тетради, пальчиковая
гимнастика.
Поделка «Снеговик»,
пальчиковая гимнастика

Практическое
занятие

1

Занятие-игра

1

Занятие-игра

1

Работа с шаблонами
«Заборчики», карандашом
в тетради, пальчиковая
гимнастика.
Поделка «Веселая
семейка».

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

Работа с шаблонами
«Снегири», карандашом в
тетради, пальчиковая
гимнастика
Поделка «Игрушка»,
пальчиковая гимнастика

Практическое
занятие

1

Занятие-игра

1

Работа с шаблонами
«Мячики», карандашом в
тетради, пальчиковая
гимнастика
Поделка «Собака».
Пальчиковая гимнастика

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

1

8
8 неделя

9

9 неделя

10

Декабрь
10 неделя

11

11 неделя

12

12 неделя

13

13 неделя

14

Январь
14 неделя

15

15 неделя

16

16 неделя

23

задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.

17

Февраль
17 неделя

18

18 неделя

19

19 неделя

20

20 неделя

21

Март
21 неделя

22

22 неделя

23

23 неделя

24

24 неделя

25

Апрель
25 неделя

26

Работа с шаблонами
«Радуга», карандашом в
тетради, пальчиковая
гимнастика
Поделка «Кошка».
Пальчиковая гимнастика

Занятие-игра

1

Занятие-игра

1

Работа с шаблонами
Практическое
«Гусеница», карандашом в занятие
тетради. Пальчиковая
гимнастика.
Поделка из пластилина
Занятие-игра.
«Дом».

1

Работа с шаблонами
«Подарок», карандашом в
тетради. Пальчиковая
гимнастика
Работа с шаблонами
«Цирк», карандашом в
тетради.
Пальчиковая гимнастика
Поделка из бумаги и
картона «Самолет».

Практическая
работа

1

Практическая
работа

1

Занятие-игра

1

Работа с шаблонами
«Обезьяна», карандашом в
тетради. Пальчиковая
гимнастика
Поделка «Цветы».
Пальчиковая гимнастика

Занятиепутешествие

1

Практическая
работа

1

26 неделя

Поделка из бумаги
«Музыкальные
инструменты».

Практическая
работа

1

27

27 неделя

Занятие-игра

1

28

28 неделя

Работа с шаблонами
«Река», карандашом в
тетради. Пальчиковая
гимнастика
Работа с шаблонами
«Цветы», карандашом в
тетради

Практическое
занятие

1

29

29 неделя

Поделка «Сирень».
Пальчиковая гимнастика

Практическое
занятие

1

24

1

Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,

30

Май
30 неделя

Поделка «Ворона».
Пальчиковая гимнастика

Практическое
занятие

1

31

31 неделя

Практическая
работа.

1

32

32 неделя

Работа с шаблонами
«Домашние животные»,
карандашом в тетради.
Пальчиковая гимнастика.
Поделка из пластилина
«Солнце».

Практическая
работа

1

33

33 неделя

Итоговая работа в тетради.

25

1

беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Дидактические
задания,
наблюдение, опрос,
беседа.
Промежуточная
аттестация в форме
письменной работы.

3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся занимающихся по программе «Дошкольная академия»
проводиться в середине курса и в конце обучения.
Сроки проведения: май.
Формы проведения аттестации: интерактивные игры, письменные работы.
Результат оценивается таким образом, чтобы можно было определить:
1. Насколько достигнуты каждым учеником планируемые результаты,
определяемые дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой.
2. Полнота выполнения программы и каждого модуля.
3. Обоснованность перевода учащегося на следующий год обучения.
Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных
результатов освоения программы за полугодие, год, сводятся в Сводном протоколе
промежуточной аттестации.
Система оценивания-безотметочная.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также с целью контроля и
оценки достижения учащихся применяется методика определения результатов
образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в
МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к творческому объединению «Дошкольная
академия». Разработан инструментарий по модулям, а также система текущего контроля и
протоколы фиксации результатов.
Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
-Теоретические знания- соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям.
-Владение специальной терминологией – осмысленность и правильность использования
терминологией.
Практическая подготовка учащегося
-Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной общеразвивающей
программой- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям.
-Творческие умения, навыки- креативность в выполнении заданий.
Система текущего контроля
Текущий контроль успеваемости учащегося по программе осуществляется по изучению
каждой новой темы.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня
обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных
технологий и др. и заносятся в учебно-тематический план деятельности объединения,
графа «Форма аттестации» по каждому раздел, календарный учебный график, графа
«Формы контроля» по каждому занятию.

26

Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания
программного материала.
Вид контроля
Сроки проведения
Формы контроля
контрольных мероприятий
Входящий
Перед изучением каждого
Диагностические задания,
модуля
опрос, наблюдение.
Текущий
На каждом занятии
Опрос, беседа, наблюдение,
дидактические задания.
Итоговый
В конце изучения модуля
Интерактивные игры,
тестовые работы.

27

Протокол фиксации образовательных результатов программ за полугодие, год.
№ ФИО
п.п

возраст Теоретические Практические Результаты аттестации по итогам
знания
умения и
изучения 1 модуля
навыки
н
с
в
н
с
в
аттестован Не
Повторно
аттестован аттестован

1.
2.
№ ФИО
п.п

возраст Теоретические Практические Результаты аттестации по итогам
знания
умения и
изучения 2 модуля
навыки
н
с
в
н
с
в
аттестован Не
Повторно
аттестован аттестован

1.
2.
№ ФИО
п.п

возраст Теоретические Практические Результаты аттестации по итогам
знания
умения и
изучения 3 модуля
навыки
н
с
в
н
с
в
аттестован Не
Повторно
аттестован аттестован

1.
2.

28

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся.
Года
обучения

Количеств
о
учащихся
по годам
обучения

Количество
учащихся,
прошедших
промежуточну
ю аттестацию

Количество
учащихся,
имеющих
академическую
задолженность.

1 модуль
2 модуль
3 модуль

29

Количество
учащихся,
прошедших
аттестацию
повторно.

Количество
учащихся,
переведенны
х на
следующий
год
обучения.

Количество
учащихся
полностью
освоивших
программу.

3.3

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольно-измерительные материалы по оценке образовательных результатов
освоения 1 модуля
Показатели,
Разделы
Уровни освоения программы
критерии
учебного плана
Низкий (н) Средний (с)
Высокий (в)
0-2 б.
3-4 б.
5-6б.
Теоретическая подготовка учащегося.
Теоретические
знания.
Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям.

Практические
умения и навыки.
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям.

«свойства
Овладение
Овладение
предметов.
менее чем
50% объема
Сравнение групп 25% объема знаний.
предметов.»
знаний.
«пространственн
о-временные
отношения»
«Величины и их
измерение»
«объемные
предметы»
«Количество и
счет»
«Геометрически
е понятия»
Практическая подготовка учащихся
«свойства
Не овладел Овладел 50%
предметов.
умениями и предусмотренн
Сравнение групп навыками
ых умений и
предметов.»
навыков
«пространственн
о-временные
отношения»
«Величины и их
измерение»
«объемные
предметы»
«Количество и
счет»
«Геометрически
е понятия»

Освоение
практически
всего объема
знаний.

Овладел
практически
всеми
умениями и
навыками.
Выполнение
практических
операций
самостоятель
но.

Контрольно-измерительные материалы по оценке образовательных результатов
освоения 2 модуля
Показатели,
Разделы
Уровни освоения программы
критерии
учебного
Низкий (н)
Средний (с)
Высокий (в)
плана
0-2б.
3-4б.
5-6б.
Теоретическая подготовка учащихся
Теоретические
Речевые и
Овладение
Овладение
Освоение
знания.
неречевые
менее чем 25% 50% объема
практически
Соответствие
звуки. Гласные объема знаний. знаний.
всего объема
теоретических
звуки, и их
знаний.
знаний
буквенное
30

программным
требованиям.

Практические
умения и навыки.
Соответствие
практических
знаний
программным
требованиям.

обозначение.
Согласные
звуки, их
буквенное
обозначение.
Слоги, слова,
предложения.
Чтения слов.
Практическая подготовка учащихся
Гласные звуки, Не овладел
Овладел 50%
согласные
умениями и
предусмотренн
звуки. Слоги.
навыками
ых умений и
Слово.
навыков
Предложения.

Овладел
практически
всеми
умениями и
навыками.
Выполнение
практических
операций
самостоятельн
о.

Контрольно-измерительные материалы по оценке образовательных результатов
освоения 3 модуля
Показатели,
Разделы
Уровни освоения программы
критерии
учебного
Низкий (н)
Средний (с)
Высокий (в)
плана
0-2б.
3-4б.
5-6б.
Теоретическая подготовка учащихся
Теоретические
Творчество.
Овладение
Овладение
Освоение
знания.
Упражнения
менее чем 25% 50% объема
практически
Соответствие
по обводке,
объема знаний. знаний.
всего объема
теоретических
составлению
знаний.
знаний
фигур, узоров
программным
и элементов,
требованиям.
работе с
карандашом.
Практическая подготовка учащихся
Практические
Творчество.
Не овладел
Овладел 50%
Овладел
умения и навыки. Упражнения
умениями и
предусмотренн практически
Соответствие
по обводке,
навыками
ых умений и
всеми
практических
составлению
навыков
умениями и
знаний
фигур, узоров
навыками.
программным
и элементов,
Выполнение
требованиям.
работе с
практических
карандашом.
операций
самостоятельн
о.

31

3.4

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы работы:
 Словесный (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
 Практический (упражнения, выполнение работ на заданную тему)
 Наглядный (с помощью наглядных материалов)
 Поисковый (моделирование)
 Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
 Метод игры (дидактические игры, развивающие игры, ребусы, лабиринты,
логические задачи, задачи на развитие внимания, памяти).
Занятия носят развивающий характер и , как правило, проходят в игровой форме, с
интересным содержанием, творческим подходом.
Дидактический материал:
 геометрические фигуры
 наборы разрезанных картинок
 полоски, ленты.
 Цифры
 Игрушки
 Чудесный мешочек
 Счетные палочки
 Предметные картинки
 Дидактические и развивающие игры.

32

1.
2.

3.

4.

3.5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебный кабинет, соответствующий СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 с
необходимой мебелью:
Материально-технические условия:
 Мебель: столы и стулья не менее чем на 16 учащихся, стеллажи для
методической литературы, литература для обучающихся.
 Техническое оборудование: мультимедийная доска, колонки
 Инструменты: карандаши, линейки, карточки
 Расходный материал: бумага, цветные карандаши, тетради.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования
художественного направления, соответствующий Профессиональному
стандарту «педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5.05.2018. № 298н)
Программа предлагает использование дистанционных форм обучения (в случае
введения карантина, невозможности посещения по причине погодных явлений)

33

3.6

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Информационные ресурсы для педагогов:
1. Быкова, И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие
[Текст]/ И.А Быкова-СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
2. Колесникова, Е.В. Развитие Звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет [Текст]/
Е.В Колесникова-М «Гном и Д», 2000. – 80с.
3. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников [Текст]/ И.Н. Садовникова-М.: «ВЛАДОС», 1997. - 256 с.
4. Петерсон, Л.Г. «Раз- ступенька, два -ступенька» [Текст]/ Л.Г. Петерсон. – М.:
Ювента, 2014
5. Безруких, М.М Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей [Текст]/
М.М. Безруких.- М.: Дрофа, 2000.
Информационные ресурсы для учащихся и родителей:
1. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е. Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с
окружающим миром в двух частях [Текст]/ А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. –
М.: Баласс, Школьный дом, 2010.
2. Гаврина, С.Е. и др. Счёт. Тесты для детей 5-6 лет [Текст]/ С.Е. Гаврина. –
Ярославль, Академия развития, 2006.
3. Гаврина, С.Е. и др. Окружающий мир. Тесты для детей 5-6 лет [Текст]/ С.Е.
Гаврина. – Ярославль, Академия развития, 2006.
4. Гаврина, С.Е. и др. Развитие речи. Тесты для детей 5-6 лет [Текст]/ С.Е.
Гаврина. – Ярославль, Академия развития, 2006.
5. Горелова, Н.А., Поникарова Н.М. Город чудный, город древний [Текст]/ Н.А.
Горелова. – Изд. «Новая школа», 2013.
6. Горячев, А.В., Ключ Н.В. Всё по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет
[Текст]/ А.В. Горчев. – М.: Баласс, 2005.
7. Дерягина, Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» [Текст]/ Л.Б.
Дерягина. – СПб: Изд. «Литера», 2007.
8. Макарова, В.Н., Ставцева, Е.А. Диагностика развития речи дошкольников.
Методическое пособие [Текст]/ В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. – М.:
Педагогическое общество России, 2007.
9. Нищева, Н.В. Раз планета, два комета. Дошкольникам о звездах и планетах
[Текст]/ Н.В. Нищева. – Изд. Детство-Пресс, 2015.
10. Петерсон, Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, дав – ступенька… Математика
для детей 6-7 лет. Часть 2 [Текст]/ Л.Г. Петерсон. – М.: Изд. «Ювента», 2007.
11. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим
содержанием [Текст]/ А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 1987.
12. Шевелев, К.В. Прописи по математике. Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7
лет [Текст]/ К.В. Шевелев. – М.: Изд. «Ювента», 2009.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.youtube.com/results?search_query=занятия+для+дошкольников+по+
математике – Занятия для дошкольников по математике;
2. https://www.youtube.com/results?search_query=занятия+для+дошкольников+по+р
усскому+языку – Занятия для дошкольников по русскому языку.
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».