ДООП Пожарная безопасность

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е
Д О П О Л Н И
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Г О О
" С О Л О М Б А Л Ь С К И

Б Ю Д Ж Е Т
Т Е Л Ь Н О Г
Б Р А З О В А
Й Д О М Д

ПРИНЯТО
На заседании
Педагогического Совета
Протокол № 3 от
«31» августа 2022 г.

Н О Е Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
О О Б Р А З О В А Н И Я
Н И Я « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А. Б. Данилова
Приказ № 215 от
«31» августа 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
естественнонаучной направленности
Возраст учащихся: 9-12 лет
Срок реализации: 3 часа

Автор-составитель:
Павлова Ольга Германовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Архангельск
Год разработки 2011
Год корректировки 2022
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта

3-4

2. Комплекс основных характеристик образования

5-13

2.1

Пояснительная записка

5-8

2.2

Учебный план

9

2.3

Учебно-тематический план

10

2.4

Содержание программы

11-12

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

13

3. Комплекс организационно-педагогических условий

14-22

3.1

Календарный учебный график

14

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

15-16

3.3

Оценочные материалы

17-18

3.4

Методическое обеспечение программы

19

3.5

Условия реализации программы

20

3.6

Список информационных источников

21-22

2

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование образовательной
программы, в рамках которой
реализуется данная программа (услуга)

3
4

Год разработки
Вид деятельности по программе

5

Направленность дополнительного
образования
Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных услуг)

6

7

7

9

Указание на уровень сложности
содержания программы (стартовый
(ознакомительный), базовый,
продвинутый (углублённый))
Место реализации программы
(фактический адрес оказания услуги; при
реализации программы в сетевой форме
в разных местах указываются все адреса)

Возрастная категория учащихся
3

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ
(ББ52))
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Пожарная безопасность»
2011
Изучение правил пожарной
безопасности
Естественнонаучная
Программа направлена на
формирование у
обучающихся навыков
осознанного
пожаробезопасного
поведения, сознательного и
ответственного отношения к
вопросам личной
безопасности и безопасности
окружающих, умений
правильно действовать в
случае возникновения
пожара.
Ознакомительный уровень

Архангельское областное
отделение Общероссийской
общественной организации
«Всероссийское
добровольное пожарное
общество», учебный класс.
Адрес: Архангельская
область,
г. Архангельск, ул. Розы
Люксембург, д. 38, каб. 26
3-5 классы, от 9 до 12 лет

(адресат программы)
10 Указание на необходимость
медицинского заключения об отсутствии
противопоказаний к занятию
соответствующим видом спорта (для
программ физкультурно-спортивной
направленности)
11 Указание на адаптированность
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид ограничений)
12 Нормативный срок освоения программы
(продолжительность обучения)
13 Режим занятий, продолжительность
каждого занятия
14 Сведения о педагогических работниках,
реализующих программу (Фамилия имя
отчество, квалификационная категория,
образование, регалии)
15 Форма обучения по программе (очная,
заочная, очно-заочная)
16 Объем программы общий и отдельно по
формам обучения (очная/заочная), по
использованию дистанционных
технологий (с использованием/ без
использования), по использованию
сетевой формы (с использованием/ без
использования), формам организации
образовательной деятельности
(коллективная/групповая/
индивидуальная)
17 Минимальное максимальное число
детей, учащихся в одной группе

4

Медицинского заключения не
требуется

Без адаптации. Для учащихся
с ОВЗ предусмотрен
индивидуальный
образовательный маршрут
(ИОМ)
3 года
Сентябрь-май: 1 занятие в
год.
1 занятие – 45 мин
(академический час)
Павлова Ольга Германовна,
педагог дополнительного
образования высшей
квалификационной
категории, образование
высшее, педагогическое
Очная форма
Объём - 3 академических
часа.
Очная форма – 3
академических часа.
Без использования
дистанционных технологий.
Без использования сетевой
формы
Групповая форма
организации деятельности - 3
академических часа.
Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 30 человек

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Пожарная безопасность» (далее
- программа) направлена на
формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний и
практических навыков действий в случае возникновения чрезвычайной
ситуации – пожара, и относится к естественнонаучной и социальнопедагогической направленности.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- повышенной степенью незащищенности населения и неумением
вести себя в чрезвычайных ситуациях;
- вниманием государства к проблемам заботы о сохранении жизни и
здоровья людей, в частности, к просвещению о правилах безопасного
поведения в случае возникновения пожара;
- программа учит действовать: часто люди, сталкиваясь с
чрезвычайной ситуацией – пожаром, просто не знают, что делать и как
правильно действовать. Настоящая программа предоставляет возможность
обучающимся приобрести необходимые знания, умения и навыки
безопасного поведения в случае возникновения пожара, укрепить
уверенность в себе и своих действиях;
- доступна каждому: педагог обучает только самому необходимому
для:
а) спасения жизни;
б) сохранения имущества;
в) предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций (пожар,
возгорание);
- ориентирована на обучающихся: программа нацелена на то, чтобы
сформировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к
вопросам личной безопасности и безопасности окружающих людей.
Научившись применять полученные навыки, учащиеся смогут правильно
действовать в пожароопасных ситуациях, возникающих в повседневной
жизни. Это придаст им уверенности в собственных силах;
- подчеркивает значимость профилактики: характерной чертой
программы является профилактика. Педагог учит предупреждать
возникновение пожароопасных ситуаций, вести здоровый образ жизни.
Программа «Пожарная безопасность» педагогически целесообразна,
т.к. включает в себя знания, умения, навыки и нормы поведения в
чрезвычайной ситуации, которые обеспечивают сохранение здоровья и
жизни человека.
5

Возможность использования программы в других областях.
Программа «Пожарная безопасность» рассчитана на широкий круг
слушателей. Данный вариант программы предназначен для обучающихся 3-5
классов общеобразовательных организаций.
Цель программы: формирование у обучающихся навыков осознанного
пожаробезопасного поведения, сознательного и ответственного отношения
к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умений
правильно действовать в случае возникновения пожара.
Задачи:
1.
Сформировать представление о природной стихии «огонь», как
источнике жизни, тепла, источнике опасности.
2.
Выявить и закрепить знания обучающихся о пожаре: основные
причины пожара, правила поведения в случае пожара, простейшие средства
пожаротушения.
3.
Сформировать навык правильного обращения с огнём.
4.
Закрепить знания правил поведения в случае возникновения
пожара.
5.
Сформировать навык пользования первичными средствами
пожаротушения.
6.
Сформировать навык оказания первой доврачебной помощи
пострадавшим с ожогами и отравлением угарным газом.
7.
Воспитать осторожное отношение к огню.
Отличительные особенности данной программы состоят в том, что:
- овладеть ею может любой человек;
- учащиеся учатся анализировать обстановку и правильно действовать
в условиях чрезвычайной ситуации - пожара;
она не требует особых условий (например, оборудованного
помещения);
- знания по использованию первичных средств пожаротушения даются
в строго определенной последовательности, комплексно, что позволяет
обучающимся лучше воспринимать и запоминать учебный материал.
Лучшему запоминанию также способствуют практические занятия.
Адресат программы и характеристика учащихся: учащиеся
классов общеобразовательных организаций в возрасте 9 - 12 лет.

3-5

Сроки и этапы реализации программы – программа изучается за 3
года, 1 час в год, 3 часа.
Объем программы – 3 часа.
6

Формы занятий:
- лекция с элементами беседы;
- презентация;
- демонстрация;
- беседа;
- практическая работа;
- опрос;
-тестирование
Режим занятий: занятия проводятся в соответствии с утверждённым
графиком, 1 академический час – 45 мин.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5
Формы контроля и подведения итогов:
Согласно Положению «О формах периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также с
целью контроля и оценки достижений учащихся, применяется система
практических заданий по изученным темам и итоговое тестирование (см.
раздел 2.2, 2.3, 3.2, 3.3).
Нормативно-правовое обоснование программы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №
467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей
(Распоряжение от 4.09.2014 № 1726 – p).
4.
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
5.
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
(приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816).
6.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного
профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Методические рекомендации по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
7

дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства
просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06)
8.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
9.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление
главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22
10. Регламент независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и
науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11. Устав МБУ ДО «СДДТ»
12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО
«СДДТ».
13. Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
14. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе.

8

№ п/п

1
2
3
4
5
6

2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Название раздела (темы)
Роль огня в жизни человека.
Причины возникновения пожаров.
Простейшие средства пожаротушения.
Правила безопасного поведения в случае возникновения
пожара.
История пожарного дела.
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим с
ожогами и отравлением угарным газом.
Итого часов по программе (объём программы)

9

Количество
часов
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
3 часа

2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Название темы

Трудоемкость
(количество
академических часов)
Всего

Теория

Практи
ка

1

Роль огня в жизни человека.

0,5

0,5

2

Причины возникновения
пожаров.
Простейшие средства
пожаротушения.

0,5

0,5

0,5

0,25

0,25

4

Правила безопасного поведения
в случае возникновения пожара.

0,5

0,25

0,25

5

История пожарного дела.

0,5

0,5

6

Оказание первой доврачебной
помощи пострадавшим с
ожогами и отравлением
угарным газом.
ВСЕГО

0,5

0,25

0,25

3

2,25

0,75

3

10

Формы аттестации
контроля

Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос,
практические
задания
Фронтальный
опрос,
практические
задания
Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос,
практические
задания

2.4 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Роль огня в жизни человека.
Цель: расширение знаний детей об использовании огня в добрых целях.
Содержание. Что такое огонь. Какую пользу и какой вред приносит огонь
человеку. Как человек может управлять огнем.
Формы: лекция с элементами беседы, презентация, мультфильм.
Тема 2. Причины возникновения пожаров.
Цель: ознакомление обучающихся с основными причинами возникновения
пожаров.
Содержание. Небрежность – основная причина возникновения пожаров.
Игры со спичками. Неосторожность при курении. Пожарная опасность
бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, нагреватели и т.д.).
Тепловое воздействие электрического тока,
короткие замыкания,
перегрузки, большие переходные сопротивления – основная причина
пожаров в электрохозяйстве.
Пожары, происходящие в результате
неправильного устройства и нарушения правил эксплуатации печей.
Пожарная
опасность
молнии
и
статического
электричества.
Самовоспламенение веществ при их хранении и использовании.
Формы: лекция, беседа, презентация, демонстрация.
Тема 3. Простейшие средства пожаротушения.
Цель: ознакомление обучающихся с принципами выбора простейших
средств пожаротушения (вода, песок, земля, плотная ткань) при тушении
различных материалов и веществ.
Содержание. Вода – основное средство тушения огня. Она имеет большую
теплоёмкость и обладает очень большой скрытой теплотой парообразования,
т.е. обращаясь в пар, поглощает много тепла.
Песок – одно из простейших средств тушения небольших очагов пожара. Его
огнегасящее действие заключается в том, что он охлаждает горящее
вещество. Надо следить, чтобы песок не слеживался, был рыхлым.
Плотная ткань предназначена для изоляции очага горения от доступа
воздуха. Этот метод применяется лишь в небольшом очаге горения.
Огнетушители, их типы и правила использования.
Практическое занятие: выбор средства пожаротушения в предложенной
ситуации.
Формы: лекция, беседа, демонстрация, практическая работа.
Тема 4. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара.
Цель: выработка алгоритма действий при обнаружении возгорания, пожара.
Содержание. Правила поведения в случае обнаружения огня, появлении
дыма. Порядок вызова пожарной охраны, оповещения людей о пожаре и
11

эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения
электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.
Практическое занятие: создание проблемных ситуаций для отработки
поведенческих навыков пожаробезопасного поведения.
Формы: беседа, демонстрация, видеофильм, практическая работа.
Тема 5. История пожарного дела.
Цель: ознакомление обучающихся с историей пожарного дела.
Содержание. Историческая справка о развитии пожарной охраны и
добровольных пожарных организаций. Пожарная охрана России, ее задачи.
Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и
тушения
пожаров. Подвиги пожарных в гражданской и Великой
Отечественной войнах. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен
медалью «За отвагу на пожаре» и другими правительственными наградами.
Формы: беседа, демонстрация, презентация, видеофильм.
Тема 6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим с ожогами
и отравлением угарным газом.
Цель: формирование у обучающихся навыка оказания доврачебной
медицинской помощи пострадавшему при ожоге и отравлении угарным
газом.
Содержание. Общая характеристика повреждений при пожарах и их
последствия для здоровья людей. Степени ожогов. Основные правила
оказания первой доврачебной медицинской помощи при различных видах
ожогов и отравлении угарным газом.
Практическое занятие: первая помощь пострадавшему с термическим
ожогом.
Формы: лекция, беседа, демонстрация, практическая работа.

12

2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМА ИХ ПРОВЕРКИ
В процессе обучения по данному курсу у обучающихся должны
сформироваться обязательные знания и умения.
Форма проверки
Фронтальный опрос,
Наблюдение,
теоретический тест
практическое задание
Учащиеся будут знать:
Учащиеся будут уметь:
- существование явления "пожар", его - правильно сообщать о возгорании в
опасность и последствия;
пожарную охрану;
- наиболее пожароопасные
- находить пути эвакуации из
окружающие предметы и правила
задымленного помещения;
обращения с ними;
- эвакуироваться из пожароопасных
- номер телефона пожарной охраны;
помещений;
- основные причины пожаров;
- тушить загоревшуюся одежду;
- основные правила поведения в
- защищать органы дыхания от
случае пожара;
поражения продуктами сгорания;
- простейшие средства
- пользоваться огнетушителем;
пожаротушения;
- определять степень ожога;
- правила пользования первичными
- оказывать первую доврачебную
средствами пожаротушения;
помощь при ожогах и отравлении
- элементарные требования пожарной угарным газом.
безопасности (не разжигать костры,
не жечь спички и т.п.);
- виды ожогов, признаки отравления
угарным газом;
- правила оказания доврачебной
помощи при ожогах и отравлении
угарным газом;
- знаки пожарной безопасности.

13

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения

1
2
3
Итого

Всего
академических Количество занятий в
часов в год)
год, продолжительность
1 занятия
1ч.
1 занятие по 45 мин.
1ч.
1 занятие по 45 мин.
1ч.
1 занятие по 45 мин.
3 ч.
3 занятия

14

3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся, занимающихся по программе «Пожарная
безопасность» проводится после изучения всего курса.
Формы проведения аттестации: итоговое тестирование.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом,
чтобы можно было определить:
- насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты,
определяемые дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой;
- полнота выполнения программы;
Результаты заносятся в протокол промежуточной аттестации учащихся
по программе «Пожарная безопасность»; общие результаты по всем группам
фиксируются в Сводном протоколе промежуточной аттестации учащихся.
Система оценивания – безотметочная.
Система текущего контроля
Вид контроля
Сроки проведения
контрольных
мероприятий
Текущий
На каждом занятии
Итоговый

Формы контроля

В конце изучения всей
программы (модуля)

15

Наблюдение, фронтальный
опрос, текущее практическое
задание и т.д.
Итоговый теоретический тест

ПРОТОКОЛ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ФИ учащегося
1

2

3

4

№ вопроса
5
6

7

8

9

10

Результат (2030 баллов
аттестован,
менее 20
баллов не
аттестован)

СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
ОО,
класс

Количество
учащихся
по годам
обучения

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)
(данные за
полугодие и год)

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию повторно
(данные за
полугодие и год)

16

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения
(данные на конец
года)

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(выпускники)
(данные на конец
года)

3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Итоговый теоретический тест по программе
«Пожарная безопасность».
№
п/п
1

2

3

4

5

6

7

8

Вопрос с вариантами поступков, в предполагаемой ситуации
Если случится пожар, как ты будешь действовать?
а) позвоню по телефону "01", с мобильного тел. «101»
б) позову на помощь
в) убегу, никому ничего не сказав
Если комната начала наполнятся густым едким дымом?
а) открою окно, не закрыв дверь
б) буду продвигаться к выходу
в) закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду
продвигаться к выходу прижимаясь к полу.
Если загорелась электропроводка?
а) буду тушить водой
б) обесточу электросеть, затем приступлю к тушению
в) буду звать на помощь
Если на вас загорелась одежда?
а) побегу, попытаюсь сорвать одежду
б) остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя
в) завернусь в одеяло
Если при приготовлении пищи, загорелся жир на сковороде?
а) накрою мокрым полотенцем, крышкой
б) буду тушить водой
в) попытаюсь вынести горящую сковороду на улицу
Если вы разжигаете духовку газовой плиты и спичка погасла,
не успев зажечь газ, что вы будете делать?
а) достану вторую спичку и стану зажигать газ
б) перекрою газ
в) перекрою газ и проверю тягу
Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона
нет), что вы будете делать?
а) мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в
деревянном проеме, сократив приток дыма через окно или
дверь, буду звать на помощь
б) сделаю веревку из крученых простыней и буду спускаться
в) буду звать на помощь
Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава?
а) пройду мимо
17

Оценочная
таблица
3
2
0
0
2
3

0
3
1
0
3
2
3
0
0

0
2
3

3

0
1
0

9

10

б) постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками
деревьев
в) сообщу об этом взрослым
Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу,
незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как поступите?
а) остановлю действия детей, объясню, что это опасно
б) пройду мимо
в) попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие
Если во время интересной телепередачи вы увидите, что из
телевизора пошел дым, как вы должны поступить?
а) продолжу смотреть передачу
б) позову на помощь взрослых
в) отключу телевизор, позвоню "01", начну тушить пожар

3
2

3
0
3

0
2
3

Критерии оценки: Если Вы набрали 25-30 баллов, то вы хорошо знаете
правила пожарной безопасности, стараетесь их соблюдать, сможете научить
своих товарищей.
Если 20-24 балла, то вы должны быть осмотрительны в выборе
действий в сложной ситуации.
Если менее 20 баллов, то вам необходимо серьезно заняться
изучением правил пожарной безопасности. Это поможет избежать пожара, а
в экстремальной ситуации - сохранить свою жизнь и жизнь других людей.
(Стандартного сценария пожара не существует, поэтому
действовать надо по ситуации – для этого и даны различные варианты
ответов: 20-30 баллов – аттестованы)

18

3.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа основывается на следующих принципах построения
воспитательного процесса:
- целостности;
- непрерывности;
- общественной направленности воспитания;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- наглядности:
- доступности;
- связи теорией с практикой.
При реализации программы используются педагогические технологии:
- активное обучение;
- развивающее обучение.
Методы:
- словесные: рассказ, беседа, лекция, работа с книгой;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация;
- практические: упражнение, практическая работа, самостоятельная
работа;
- частично-поисковый: создание и решение проблемных ситуаций,
анализ;
- контроля;
- видеометод.
В числе методов диагностики учебных результатов используются:
наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный), работа в парах
(выполнение практических заданий).
Дидактическое обеспечение программы:
1.
Рабочая
тетрадь
для
учащихся
общеобразовательных
организаций О.Мельник «Пожарному делу учиться – вовек пригодится», М.,
2018 г.
2.
Плакаты по ППБ.
3.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные
презентации по темам программы; видеоролики.

19

3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1.Программа реализуется на базе МБУ ДО «СДДТ». Занятия
проводятся в учебном классе Архангельского областного отделения
Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное
пожарное общество». Кабинет соответствует САН ПиН 1.2.3685-21
площадью не менее 30 кв.м.
2. Материально-технические условия:
1.
Манекен - 1 шт.
2.
БОП (комплект боевой одежды пожарного) - 2 шт.
3.
Извещатель пожарный дымовой автономный - 1 шт.
4.
Капюшон защитный (самоспасатель) «Феникс-2» - 1 шт.
5.
Самоспасатель изолирующий СПИ-20 – 1 шт.
6.
Огнетушители – 11 шт.
7.
Знаки пожарной безопасности – 16 шт.
8.
Макет пожарного щита – 1 шт.
9.
Фонарь ФПС (фонарь поисково-спасательный) – 1 шт.
10. Доска.
11. Ноутбук.
12. Проектор.
13. Звуковые колонки
14. Столы, стулья.
3. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утвержден приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 №298н), а также инструкторыметодисты Общероссийской общественной организации «Всероссийское
добровольное пожарное общество».
4. Для учащихся с ОВЗ предусмотрен индивидуальный
образовательный маршрут (ИОМ).

20

3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для педагога:
1.
Письмо Минобразования РФ «О реализации дополнительных
образовательных программ в учреждениях дополнительного образования
детей» от 20.05.2003 № 28-51-391/16;
2.
Приложение к письму Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобразования России
«Примерные требования к программе дополнительного образования детей»
от 11.12.2006 № 06-1844;
3.
Пожарная безопасность: учебное пособие (гриф МЧС России),
Королева С.В., Колесниченко П.Л., Шарабанова И.Ю., Иваново: ИвИ ГПС
МЧС России, 2010;
4.
Пожарная безопасность объектов и населенных пунктов.
Захаренко О.В., М: "Рипол-Классик", 2010;
5.
Педагогам и родителям о пожарной безопасности, Комова М.А.,
Прытков Г.А., Ратникова О.Д., Чирко В.Е., Васильев М.С. Учебное пособие
ВНИИПО 2005;
6.
Основы пожаробезопасного поведения - Метод. рекомендации
для педагогов, Вологда 2002;
7.
Сборник информационно-методических материалов по работе с
детьми на противопожарную тематику - МГО ВДПО, Выпуск № 2, Москва,
2004 г.
8.
Методическое пособие для проведения занятий по правилам
пожарной безопасности – ГУО МО, УГПС ГУВД МО, Для
общеобразовательных школ МО, Видное 2000;
9.
Сценарии проведения детских утренников, агитбригад на
противопожарную тематику - МГО ВДПО, 2002;
10. Сборник АГПС МЧС РФ № 2, курс «Основы обеспечения
жизнедеятельности» - Трифонов Н.Я., Шадрин К.В., учебно-практическое
пособие для общеобразовательных школ, 2003;
11. Учителю о пожаре - Гайнулина В.М., Сергеев Ф.В., Яковлев Д.Е.,
пособие для преподавателя, 1998;
12. Профилактика пожаров от детской шалости и неосторожного
обращения с огнем - Зам.нач.УГПН ГУ МЧС России по г.Москве Родин В.С.
Для учащихся:
1.В.В. Марков Основы безопасности жизнедеятельности, учебник для
образовательных учреждений, М., Дрофа 2003;
2. Что нужно знать о пожаре, или три «П» на «пятерку» - Волкова
П.С.под редакцией Чернова В.Н. Учебное пособие для начальных классов
2005;
3. Азбука безопасности 01 - Мещеряков и сыновья, Смешки в стихах
об умных вещах с картинками;
4.
Страницы истории пожарного дела в Подмосковье - Кириченко
21

А., История пожарной охраны, Видное 1999;
5.
Основы безопасности жизнедеятельности - Гостюшин А.В.,
Учебник для учащихся 1-4 класса;
6.
Азбука пожарной безопасности - УГПС ГУВД МО, Учебное
пособие, 2000;
Для родителей:
1.В.В. Марков Основы безопасности жизнедеятельности, учебник для
образовательных учреждений, М., Дрофа 2003;
2. Педагогам и родителям о пожарной безопасности - Комова М.А.,
Прытков Г.А., Ратникова О.Д., Чирко В.Е., Васильев М.С. Учебное пособие
ВНИИПО 2005;
3. Человек в экстремальной ситуации, Чувин Б.Т., М, «Владос», 2012.
Интернет-ресурсы:
1.
Портал детской безопасности МЧС России «Спас-Экстрим»
https://spas-extreme.ru/themes;
2.
Общероссийская общественная организация «Всероссийское
добровольное пожарное общество», методическая помощь.
https://www.vdpo.ru/main/yunii-pozharnii/metodicheskaya-pomosch
3.
МЧС России, безопасность граждан.
https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/bezopasnost-grazhdan
4.
Архангельское областное отделение ВДПО, методические
материалы. https://www.vdpo29.ru/public_activities/metodicheskie-razrabotki/

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».