Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » " С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А " ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол № 3 «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «СДДТ» _______________ А.Б. Данилова Приказ № 215 от «31» августа 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Финансовая грамотность» Cоциально-гуманитарной направленности Возраст учащихся: 11-18 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Чупров Алексей Александрович, педагог дополнительного образования Архангельск 2022 1. Информационная карта 3-4 2. Комплекс основных характеристик образования 5-11 2.1 Пояснительная записка 5 2.2 Учебный план 9 2.3 Учебно-тематический план 9 2.4 Содержание программы 10 2.5 Планируемые результаты и формы их проверки 11 3. Комплекс организационно-педагогических условий 12 3.1 Календарный учебный график 12-14 3.2 Формы аттестации и оценка образовательных результатов 15-18 3.3 Оценочные материалы 19-22 3.4 Методическое обеспечение программы 23 3.5 Условия реализации программы 24 3.6 Список информационных источников 26 2 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1 Наименование программы (услуги) 2 Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга) Образовательная программа (Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52)) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность», базовый уровень 2021 Экономическая Социально-гуманитарное 3 Год разработки 4 Вид деятельности по программе 5 Направленность дополнительного образования 6 Аннотация (краткое описание Программа направлена на содержания и иная информация, знакомство и обучение детей необходимая для заказчиков и основам финансовой грамотности получателей образовательных услуг) 7 Указание на уровень сложности Ознакомительный уровень содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвин утый (углублённый)) 7 Место реализации программы МБУ ДО «СДДТ» (фактический адрес оказания услуги; Адрес: Архангельская область, г. при реализации программы в сетевой Архангельск, пер. Банный 1-й, д. 2, форме в разных местах указываются каб. 4 все адреса) 9 Возрастная категория учащихся 5-11 классы. 11-18 лет (адресат программы) 10 Указание на необходимость Медицинского заключения не медицинского заключения об требуется отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта (для программ физкультурноспортивной направленности) 11 Указание на адаптированность Программа адаптирована для детей программы для учащихся с ОВЗ с ОВЗ опорно-двигательного (включая указание на вид аппарата и речевой дисфункции ограничений) 12 Нормативный срок освоения 1 год программы (продолжительность обучения) 3 13 Режим занятий, продолжительность каждого занятия 14 15 16 17 1 раз в неделю по 1 академических часа; 1 академический час – 45 мин. Сведения о педагогических Чупров Алексей Александрович, работниках, реализующих программу педагог дополнительного (Фамилия имя отчество, образования, образование высшее квалификационная категория, социально-гуманитарное образование, регалии) Форма обучения по программе Форма обучения заочная (очная, заочная, очно-заочная) Объем программы общий и отдельно Объём - 36 академических часа в по формам обучения (очная/заочная), год. по использованию дистанционных Заочная форма – 36 академических технологий (с использованием/ без часа. использования), по использованию Дистанционный формат обучения. сетевой формы (с использованием/ Групповая форма организации без деятельности – 36 академических использования), формам организации часа. образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная) Минимальное максимальное число Минимальное – 15 чел. детей, учащихся в одной группе Максимальное – 30 человек 4 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» имеет социально-гуманитарную направленность и разработана для детей 11-18 лет и направлена на формирование финансовой культуры, ответственного отношения к личным финансам, принятие обоснованных решений и рационального финансового поведения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» (далее программа) разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196), Проектом «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг.», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039р), Проектом «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», Региональной программой Архангельской области «Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области 21.08.2014 г., Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242), Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28). Актуальность программы Финансовый аспект является одним из ведущих и затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Суть финансовой грамотности можно определить, как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека. Развитие экономики, обеспечение устойчивости финансовой системы, повышение общественного благосостояния, финансовая безопасность граждан зависят от уровня финансовой грамотности и экономической активности населения. Направления финансовых услуг постоянно развиваются, усложняются, появляются новые возможности, связанные, в том числе, с использованием 5 современных информационно-телекоммуникационных технологий. С каждым годом увеличивается количество мошенников, киберпреступников, недобросовестных участников финансового рынка, что также обуславливает необходимость формирования основ финансовой грамотности школьников. Соблюдение правил «финансовой грамотности» помогает уменьшать финансовые потери в молодости, достигать достатка в зрелом возрасте. Возможность использования программы Программа реализуется в МБУ ДО СДДТ. Цель программы: формирование финансовой культуры и рационального финансового поведения школьников через моделирование реальных жизненных ситуаций. Задачи: Предметные/обучающие: – Правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги и др.); – Понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена, понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить; – Умение приводить примеры товарных денег, описывать виды и функции денег, объяснить, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта; – Умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют; – Умение распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма). Личностные/воспитательные: Формирование личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; Формирование мотивации к устройству своего будущего на основе целеполагания и планирования. Метапредметные/развивающие: – Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации; – Использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием; – Постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; – Проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; – Оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач. Отличительные особенности программы 6 Для разработки программы использовались методические материалы для педагогов от Центрального банка России. При реализации программы используются игровые, интерактивные формы обучения. Программа строится на следующих дидактических принципах доступности – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям; наглядности – иллюстративность, наличие дидактического материала; научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы; связи теории с практикой – соединение теоретического обучения с практической деятельностью; сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности – поддержка и поощрение инициативы обучающегося. Условия реализации программы Принципы формирования групп. Программа «Финансовая грамотность» разработана для детей 11-18 лет. Набор и формирование групп осуществляется с учетом возрастных особенностей: 11-18 лет, без вступительных испытаний. Наполняемость групп от 15 до 30 человек. Характеристика детей. У детей в возрасте 11-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Они стремятся завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто они не видят прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. У детей 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Дети 16-18 лет перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть комплексы. Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной 7 группе. Дети устремлены в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим, потребность в неформальном, доверительном общении с взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне. Сроки и этапы реализации программы. Программа, разработана на 16 часа в 1 год. Программа состоит из 4 разделов, предполагающих теоретическое изучение материала и практическое закрепление полученных знаний на практике. Содержание программы предполагает изложение материала в доступной, игровой, увлекательной форме. Формы и режим занятий по программе. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение занятий с использованием ДОТ (всей группой 15-30 человек). Теоретический и практический материал преподносится в форме видеоуроков, презентаций, тестирований и др. ДОТ. Структура занятия: I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии, организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами и оборудованием. II этап. Основная часть. Постановка цели и задач. Создание мотивации предстоящей деятельности. Получение и закрепление новых знаний. Практическая работа группой, малой группой, индивидуально. III этап. Заключительная часть. Анализ, рефлексия. Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5. Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3. Нормативно-правовое обоснование программы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p). 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196). 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 8 7. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06) 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202). 11. Устав МБУ ДО «СДДТ» 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 13. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 9 2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 Название раздела Всего часов Блок 1. Что такое деньги и откуда они взялись? Блок 2. Откуда в семье берутся деньги Блок 3. Деньги счёт любят. Или «как управлять своим кошельком» Итого 12 12 12 36 2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН По 1 часу 1 раз в неделю Количество часов № Название разделов, тем Теория Практика 1 Вводное занятие. Что такое деньги и откуда они взялись? 6 6 12 2 Откуда в семье берутся деньги 6 6 12 3 Деньги счёт любят. Или «как управлять своим кошельком» 6 6 12 ВСЕГО 18 18 36 10 Всего 2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Вводное занятие. Что такое деньги и откуда они взялись? Теория: узнать о том, что такое деньги, откуда они взялись, какими были раньше и какими являются сейчас. Научиться определять поддельные деньги. Что такое валюта? Просмотр соответствующих глав учебников по финансовой грамотности авторов Ю. Корлюговой и Е. Гоппе (3 класс). Пример презентации: Монеты и банкноты (fincult.info) 45e457918baaf88307eb78ca6a541679.pdf (fincult.info) Практика: (пример) просмотр видео-материалов по теме: МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai) Про Тема 2. Откуда в семье берутся деньги Теория: узнать о том, откуда в семье берутся деньги и на что они тратятся. Узнать, как с умом подходить к управлению своими деньгами и как считать доходы и расходы семьи. Просмотр соответствующих глав учебников по финансовой грамотности авторов Ю. Корлюговой и Е. Гоппе (3 класс). Практика: (пример) просмотр видео-материалов по теме: МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai) ; Смешарики 2D | Азбука финансовой грамотности - Сборник серий №1 - YouTube Тема 3. Деньги счёт любят. Или «как управлять своим кошельком». Теория: что такое семейный бюджет? Как планировать семейный бюджет и как правильно его составить. Просмотр соответствующих глав учебников по финансовой грамотности авторов Г. Гловели и Е. Гоппе (4 класс). Пример презентаций: Финансовый план семьи (fincult.info) ; Мой первый финансовый план (fincult.info) Практика: создание примера семейного бюджета. (пример) просмотр видео-материалов по теме: МОИФИНАНСЫ.РФ (xn-80apaohbc3aw9e.xn--p1ai) 11 2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ Форма проверки планируемых результатов. Программа предусматривает текущий и итоговый контроль освоения программы. Текущий контроль проводится в форме теста. Формой итогового контроля является проверка усвоенного материала тестом. Планируемые результаты (в соответствии с психофизическими особенностями детей): Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: Знания: – Правил поведения финансово грамотного человека; – Знать, что такое валюта, и приводить примеры валют; – Знать причины обмена товарами и умение приводить примеры обмена, понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить; - Термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); Умения: – Вести бюджет домохозяйства и разрабатывать финансовый план; – Уметь становить финансовые цели, составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; – Приводить примеры товарных денег, описывать виды и функции денег, объяснить, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта; – Составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации; – Умение распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма). Навыки: – Использования логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием; – Оценки правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач. 12 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Вводное занятие Кол-во часов 1 2 Месяц, неделя Сентябрь 2 неделя 3 неделя Форма занятия Дистанционный занятие 3 4 неделя 4 5 Октябрь 5 неделя 6 неделя 6 7 8 Раздел, тема занятия Форма контроля Что такое деньги Наблюдение 1 Откуда взялись деньги. Часть 1 Наблюдение Дистанционный занятие 1 Откуда взялись деньги. Часть 2 Наблюдение Веб-урок 1 Рассмотрим деньги поближе Наблюдение Видеолекция 1 Какие деньги были раньше в России Наблюдение 7 неделя Дистанционный занятие 1 Наблюдение Видеолекция Веб-урок 1 1 9 8 неделя Ноябрь 9 неделя 10 неделя Современные деньги России и других стран Защита от подделок Что такое валюта 1 Что мы узнали о деньгах? 10 11 неделя Дистанционное тестирование Веб-урок 1 Откуда в семье берутся деньги Наблюдение 11 12 неделя Дистанционный занятие 1 На что тратятся деньги. Часть 1 Наблюдение 12 Декабрь 13 неделя Дистанционный занятие 1 На что тратятся деньги. Часть 2 Наблюдение 1 13 Наблюдение Наблюдение Тест 13 14 неделя Веб-урок 1 Наблюдение 1 Зачем копить эти деньги и как это делать правильно Как с умом управлять своими деньгами 14 15 неделя Дистанционный занятие 15 16 неделя Практическое занятие 1 Как считать доходы и расходы семьи? Практическое задание 16 17 Январь 17 неделя 18 неделя Видеолекция 1 Что такое семейный бюджет? Наблюдение Дистанционный занятие 1 Как планировать семейный бюджет? Наблюдение 18 19 неделя Дистанционный занятие 1 Наблюдение 19 20 неделя Практическое занятие 1 Правила составления семейного бюджета Учимся составлять семейный бюджет. 20 Дистанционный занятие 1 21 Февраль 21 неделя 22 неделя Видеолекция 1 22 23 неделя Практическое занятие 1 23 24 24 неделя 25 неделя Дистанционный занятие Видеолекция 1 1 25 Март 26 неделя Видеолекция 1 Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов Структура, способы составления и планирования личного бюджета Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения Банк и банковские продукты Банковские операции для физических лиц За чем платить налоги? 14 Наблюдение Практическое задание Наблюдение Наблюдение Практическое задание Наблюдение Наблюдение Наблюдение 26 27 неделя Дистанционный занятие 1 На логовая система России Наблюдение 27 28 неделя Дистанционный занятие 1 Виды налоговых систем Наблюдение 28 29 неделя Практическое занятие 1 Практическое задание 29 Апрель 30 неделя Видеолекция 1 30 31 неделя Дистанционный занятие 1 Налоговые льготы и налоговые вычеты Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования Виды страхования в России. 31 32 неделя Практическое занятие 1 Практическое задание 32 33 неделя Видеолекция 1 Как использовать страхование в повседневной жизни. Что такое пенсия? 33 Дистанционный занятие 1 34 Май 34 неделя 35 неделя Практическое занятие 1 35 36 неделя Практическое занятие 1 Правила личной финансовой безопасности 36 37 неделя Практическое занятие 1 Итоговая работа, завершающее занятие. Государственная пенсионная система России Финансовое мошенничество: виды и признаки 15 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Практическое задание Практическое задание Творческое задание 3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Контроль учащихся занимающихся по программе «Финансовая грамотность» проводится в учебном году 2 раза: промежуточная по итогам изучения 2 блока, итоговая по завершению изучения 3 блока. Сроки проведения аттестации: май. Формы проведения аттестации: опрос. Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: – Насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой; – Полнота выполнения программы и каждого блока; Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за каждый блок, сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации. Система оценивания – без отметочная. Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также, с целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к творческому объединению «Техническое творчество». Разработан инструментарий по модулям, а также система текущего контроля и протоколы фиксации результатов. Показатели и критерии результатов аттестации Теоретическая подготовка учащегося – Теоретические знания (по основным разделам учебного плана) – соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; – Владение специальной терминологией – осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Практическая подготовка учащегося – Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой (по основным разделам учебного плана) – соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям. Система текущего контроля. Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждому изученному блоку. 16 Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. и заносится в учебнотематический план деятельности творческого объединения, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу, календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала. Сроки проведения Вид контроля контрольных мероприятий Входящий Перед изучением каждого модуля Текущий На каждом блоке Итоговый В конце изучения всего курса 17 Формы контроля Наблюдение Наблюдение, тест, практическое задание Выполнение контрольного творческого задания Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за год. Диагностика результативности освоения программы Ф.И.О. ребенка Критерии Теоретические Владение специальной Результаты аттестации по итогам знания терминологией изучения 1 блока Н С В Н С В Аттес Не Повторно тован аттестован аттестован 1. 2. Ф.И.О. ребенка Критерии Теоретические Владение специальной Результаты аттестации по итогам знания терминологией изучения 2 блока Н С В Н С В Аттес Не Повторно тован аттестован аттестован 1. 2. Ф.И.О. ребенка Критерии Теоретические Практические знания Результаты аттестации по итогам знания Н С изучения 3 блока В Н С 1. 2. 18 В Аттес Не Повторно тован аттестован аттестован Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе «Финансовая грамотность» Года Количес Количество обучен тво учащихся ия учащих прошедших ся по промежуточну годам ю аттестацию обучени (данные за я полугодие и год) Количество учащихся имеющих академическу ю задолженност ь (не прошедших аттестацию) (данные за полугодие и год) 19 Количество учащихся прошедших промежуточну ю аттестацию повторно (данные за полугодие и год) Количест во учащихся , переведё нных на следующ ий год обучения (данные на конец года) Количество учащихся полн остью освоивших дополнительну ю общеразвиваю щую программу (выпускники) (данные на конец года) 3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Кроссворд по материалам первого блока Цель: проверка знаний. 3 2 1 4 5 8 6 9 7 По горизонтали: 1. Одно из старинных шейных украшений, названием которого начали именоваться деньги (гривна) 4. Обмен одного товара на другой (бартер) 6. Национальные деньги страны (валюта) 7. Сторона монеты, на которой изображён «орёл» (аверс) По вертикали: 2. Родина бумажных денег (Китай) 3. Деньги, которые изготавливаются из металла (монета) 5. Сторона монеты, на которой изображён номинал (реверс) 8. Известный металл, используемый при особо крупных сделках (золото) 9. Вещь, предназначенная для обмена или продажи (товар) Задание по материалам второго блока Цель: проверка знаний. В семье Петров папа получает зарплату 20 тыс. руб. в месяц, мама – пособие по уходу за ребёнком (11 тыс. руб. в месяц), сын-студент получает стипендию 2 тыс. руб. Пенсии бабушки составляет 12 тыс. руб., пенсия дедушки - 12 и 15 тыс. руб. Петровы живут все вместе, а квартиру бабушки и дедушки сдают в аренду и получают 15. тыс. руб. ежемесячно. Семья Петровых тратит 40 тыс. руб. в месяц на продукты. Коммунальные платежи составляют 5 тыс. руб. в месяц. Расходы на общественный транспорт – 2 тыс. руб. На лечение и лекарства уходит 6 тыс. руб, на одежду – 10 тыс. руб. ежемесячно. На непредвиденные расходы в семье оставляют 5 тыс. руб. Сколько свободных денег остаётся у Петровых каждый месяц? Чтобы решить задачу, заполни таблицу ежемесячных расходов и доходов семьи Петровых. Вид дохода Величина (в тыс. руб.) Вид расхода 20 Величина (в тыс. руб.) Итого: Итого: Правильно: Вид дохода Величина Вид расхода (в тыс. руб.) Зарплата папы 20 Расходы на продукты Пособие по уходу за 11 Коммунальные платежи ребёнком Стипендия сына 2 Проезд на общественном транспорте Пенсия бабушки 12 Лекарства и лечение Пенсия дедушки 15 Затраты на одежду Доход от аренды 15 Непредвиденные расходы Итого: 75 Итого: У Петровых ежемесячно остаётся 8 тыс. рублей. Величина (в тыс. руб.) 40 4 2 6 10 5 67 Задание по материалам третьего блока Цель: проверка знаний за весь учебный курс. Задание: необходимо создать свой личный финансовый план, конечной целью которого является покупка желаемого вами товара. Назовите товар (к примеру: хочу купить ролики, стоимостью *столько-то* тысяч). Цена товара – ОТ 5 тысяч рублей (можете взять любую цену, начиная от этой суммы. Реальную, которую вы когда-то увидели в магазине или вымышленную). В финансовом плане вам необходимо учитывать следующие пункты: ваши карманные доходы (которые вам дают родители), ваши ЕЖЕДНЕВНЫЕ расходы (реальные или вымышленные. Но не более 500 рублей в день), обязательные расходы (проезд и еда) и необязательные расходы (всякие шоколадки, чипсы и др.). Обязательно должно быть указано, сколько из необязательных расходов вы можете выделить на будущую покупку. В итоге у вас должна получиться таблица, где будут подсчитаны расходы и доходы в день. В конечном ответе скажите, через сколько недель и дней у вас будет желаемая покупка (пример: мои ролики стоят 7 тысяч рублей. Я смогу их купить через 8 недель и 6 дней). Таблицу можно составить вручную или с помощью компьютерной программы (такой как Excel. Можешь спросить у родителей!). 21 Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения 1, 2 блока Уровни освоения программы Первый блок. Тестирование Второй блок. Задача Незачёт (не аттестован) Зачёт (аттестован) Менее 50% 50%+ Менее 5 правильных ответов 5 и более правильных ответов Задача решена неправильно, ежемесячная сумма рассчитана не верно Задача решена правильно, ежемесячная сумма рассчитана не верно Критерии Уровень Теоретические знания. Соответствие теоретических знаний программным требованиям Высокий Освоение практически всего объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период (80%+ правильных ответов за первый блок, задача решена правильно) Средний Овладение половины объёма знаний, предусмотренных программой (50-79% правильных ответов за каждый блок, задача решена правильно) Низкий Овладение менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой (менее 50% правильных ответов за каждый блок, задача решена неправильно) Владение специальной терминологией. осмысленность и правильность использования специальной терминологией. Показатели Высокий Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием Средний Знает специальные термины, при употреблении сочетает специальную терминологию с бытовой Низкий Не знает специальных терминов, в речи их не употребляет. 22 Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения 3 блока Критерии Уровень Теоретические знания. Соответствие теоретических знаний программным требованиям Высокий Освоение практически всего объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период Средний Овладение половины объёма знаний, предусмотренных программой Низкий Овладение менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой Практические знания. Умение применять теоретические знания на практике Показатели Высокий Знает, как правильно составить свой личный финансовый план и умеет делать расчёты, составляя бюджет Средний Знает, как правильно составить финансовый план, но имеются проблемы с расчётами. Либо плохо понимает, как составляется финансовый план, но при этом хорошо умеет рассчитывать Низкий Не знает, как правильно составить финансовый план, и имеются проблемы с расчётами 23 3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: Наглядные Показ иллюстраций Показ видео Показ электронных презентаций Практические Самостоятельная работа Самообучение Дидактическое обеспечение программы: – Дидактический материал по темам программы: планы-конспекты и наглядные пособия к занятиям; – Наглядный материал: образцы работ; – Раздаточный материал: карточки, шаблоны и картинки; – Учебная литература, литература для родителей и педагога. Содержание программы раскрывается в следующих формах: – Получение теоретических знаний; – Практические занятия; – Анализ работ учащихся. 24 3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа «Финансовая грамотность» будет организовываться дистанционно, в заочной форме. Она предполагает использование электронных ресурсов в сети Интернет, которые включают материалы по финансовой грамотности. Материалы размещаются в группах классов в социальной сети «ВКонтакте». Материально-техническим оснащением являются персональные компьютеры или мобильные устройства учащихся с доступом в Интернет. Программным обеспечением является любое открытое и бесплатное ПО для возможности выхода в социальную сеть «ВКонтакте», к примеру – браузеры Google Chrome или Yandex. Расходные материалы и инструменты, а также учебный кабинет не предусматриваются. Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) предусмотрены для учащихся с ОВЗ. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). 25 3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Для педагога: 1. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 2. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н. Современная система оценивания в начальной школе на основе требований ФГОС НОО. Минск: Вектор, 2017. 3. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 4. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006. 5. Гольдберг Л., Озерова И. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить. М.: Вектор, 2008. 6. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 7. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольноизмерительные материалы. 2–4 кл. общеобразоват. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). 8. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 1. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). 9. Федин C.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2 частях. Ч. 2. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). Для детей и родителей: 1. Бойко М. Азы экономики. М.: Книга по требованию, 2015. [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://azy-economiki.ru 2. Годфри Дж. Как научить ребёнка обращаться с деньгами. М.: Добрая книга, 2006. 3. Гольдберг Л., Озерова И. Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить. М.: Вектор, 2008. 4. Конаш Д. Сохранить и приумножить. Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012. 5. Шефер Б. Мани или Азбука денег. Минск: Попурри, 2019. Электронные ресурсы: 1. Бойко М. Азы экономики. М.: Книга по требованию, 2015. 470 с. [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://azy-economiki.ru. 2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. [Электронный ресурс]; Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru. 3. Карелина Г.Д. Интерактивный метод «Мозаика» в образовательном процессе. [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://festival.1september.ru. 26 4. http://www.muzey-factov.ru – сайт «Музей фактов». 5. https://ecschool.hse.ru – журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением. 6. https://finagram.com – портал финансовой грамотности «Финаграм». 7. https://fmc.hse.ru – cайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ. 27