ДООП Страна безопасности

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 4
«21» декабря 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ № 328 от
«21» декабря 2022 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Страна безопасности»
естественнонаучной направленности

Возраст учащихся: 6-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Ильиных Оксана Юрьевна,
педагог дополнительного образования

Архангельск, 2022
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта

3

2. Комплекс основных характеристик образования

5-14

2.1

Пояснительная записка

5

2.2

Учебный план

9

2.3

Учебно-тематический план

9

2.4

Содержание программы

10-11

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

12-14

3. Комплекс организационно-педагогических условий

15-24

3.1

Календарный учебный график

15

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

16

3.3

Оценочные материалы

19

3.4

Методическое обеспечение программы

21

3.5

Условия реализации программы

22

3.6

Список информационных источников

2

23-24

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование образовательной
программы, в рамках которой реализуется
данная программа (услуга)

3
4

Год разработки
Вид деятельности по программе

5
6

Направленность дополнительного образования
Аннотация (краткое описание содержания и
иная информация, необходимая для заказчиков
и получателей образовательных услуг)

7

Указание на уровень сложности содержания
программы (стартовый (ознакомительный),
базовый, продвинутый (углублённый))
Место реализации программы (фактический
адрес оказания услуги; при реализации
программы в сетевой форме в разных местах
указываются все адреса)
Возрастная категория учащихся (адресат
программы)
Указание на необходимость медицинского
заключения об отсутствии противопоказаний к
занятию соответствующим видом спорта (для
программ физкультурно-спортивной
направленности)
Указание на адаптированность программы для
учащихся с ОВЗ (включая указание на вид
ограничений)
Нормативный срок освоения программы
(продолжительность обучения)
Режим занятий, продолжительность каждого
занятия

7

9
10

11

12
13

14

Сведения о педагогических работниках,
реализующих программу (Фамилия имя
отчество, квалификационная категория,
образование, регалии)

15

Форма обучения по программе (очная, заочная,
очно-заочная)
Объем программы общий и отдельно по
формам обучения (очная/заочная), по
использованию дистанционных технологий (с

16

3

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ (ББ52))
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Страна безопасности»
2022
Изучение основ здорового образа
жизни и профилактика детского
травматизма
Естественнонаучная
Программа направлена на
формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни учащихся,
социальной адаптации в обществе
Ознакомительный уровень
МБУ ДО «СДДТ»
Адрес: Архангельская область, г.
Архангельск, 1-й Банный пер., д. 2
6-10 лет
Медицинского заключения не
требуется

Без адаптации
5 часов
5 часов в год (возможно по
согласованию сторон обучение - 1
час в неделю, 1 час в месяц, 1 час в
четверть)
Ильиных Оксана Юрьевна - педагог
дополнительного образования МБУ
ДО «СДДТ»
Очная форма
Объём – 5 академических часов
Очная форма.
Без использования дистанционных

17

использованием/ без использования), по
использованию сетевой формы (с
использованием/ без использования), формам
организации образовательной деятельности
(групповая/ индивидуальная)

технологий.
Без использования сетевой формы
Групповая форма организации
деятельности -5 академических часов

Минимальное максимальное число детей,
учащихся в одной группе

Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 30 чел.

4

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна
безопасности» (далее – программа) имеет естественнонаучную направленность.
Сохранение жизни и здоровья детей — одна из основных целей и смысл
существования современного общества. Конвенция о правах ребенка закрепляет право
каждого ребенка на жизнь и обязывает государство обеспечивать «в максимально
возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».
Проблема формирования потребности здорового и безопасного образа жизни
школьников является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием
опасностей в жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста - один из
главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также
физического и психического развития, на базе которого закладываются основы здорового
образа жизни. Неподготовленность школьников в вопросах безопасного поведения в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного
движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами
здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и
гибели детей. В полной мере избежать детского травматизма невозможно, т.к. он, в
известной мере, является обратной стороной процесса изучения и познание ребенком
окружающего мира и своих собственных возможностей. В наших силах лишь сведение
этого явления к минимуму, насколько это возможно. Детский травматизм – серьезная
проблема, но, если научить ребенка правилам безопасности, многих травм можно избежать.
Возможность использования программы в других образовательных системах.
Данная программа может быть использована как программа внеурочной деятельности в
образовательных
организациях,
как
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных
загородных лагерях.
Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся, их социальная адаптация в обществе.
Задачи:
Образовательные:
 формировать знания, умения и навыки безопасного поведения в социальной среде
и окружающей природе;
 формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
 учить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Развивающие:
 развивать познавательную и творческую активность учащихся;
 развивать речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, инициативу,
эмоционально-чувственную сферу;
 потребности выполнения элементарных правил сохранения собственного здоровья.
Воспитательные задачи:
 формирование социального потенциала учащихся и адаптация в обществе;

5

 формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и
своему здоровью;
 формирование умения работать в группе, коллективе.
В основу программы положены следующие принципы:
 актуальность;
 систематичность (реализация задач через связь внеурочной деятельности с
учебным процессом);
 доступность и наглядность;
 практическая направленность;
 учет индивидуальных особенностей обучающегося.
Отличительные особенности программы: дополнительная общеразвивающая
программа «Страна безопасности» предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 –
информативный, который заключается в изучении правил безопасного поведения и
закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить
социально-одобряемые модели поведения.
Адресат программы, характеристика учащихся. По программе могут обучаться
дети в одновозрастных и разновозрастных группах в возрасте от 7 до 10 лет без
специальной подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без
вступительных испытаний.
Психолого-педагогические особенности обучающихся
6 - 10 лет.
Дети 6-8 лет подвижны, любознательны, впечатлительны, любят подражать и
вместе с тем не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору
высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и
выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и
доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Дети
9-10
лет отличаются
большой
жизнерадостностью,
внутренней
уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности.
Эмоции занимают важное место в психике этого возраста. Дети весьма дружелюбны,
легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки
их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная
коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не
безразличны к той роли, которая им при этом выпадает.
Сроки и этапы реализации программы – 5 часов, 1 раз в неделю (месяц,
четверть).
Объём программы: 5 академических часов.
Формы занятий: по количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная,
коллективная, групповая.
Режим занятий:
1 раз в неделю (в месяц, в год) по 1 академическому часу – 45 мин.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции).
6

2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение от
4.09.2014 № 1726 – p).
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
09.11.2018 № 196).
5.
Порядок применения
6.
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017
№ 816).
7.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,
АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от
18.11.2015.
8.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ245/06)
9.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
10.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 22
11.
Регламент
независимой
оценки
качества
дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки
Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
12.
Устав МБУ ДО «СДДТ»
13.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
14.
Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
15.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.

7

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3.
4.
5.

Название раздела

Всего часов

Введение. «Мой дом – моя крепость»
«Утром, вечером и днем осторожней будь с огнем!»
«Берегись бед, пока их нет!»
«Мы идем на водоем»
«Умный светофор»
Итого часов по программе (объём программы)

1
1
1
1
1
5

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
Практи
Всего
Теория
ка
1
0,5
0,5

№

Разделы

1.

Введение. «Мой дом –
моя крепость»

2.

«Утром, вечером и
днем осторожней будь
с огнем!»
«Берегись бед, пока их
нет!». Профилактика
детского травматизма.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4.

«Мы идем на водоем».

1

0,5

0,5

5.

«Умный светофор».
Подведение итогов.

1

0,5

0,5

Итого

5

2,5

2,5

Итого по программе

5

2,5

2,5

3.

8

Формы
аттестации\
контроля
-Задание «Найди и
раскрась опасные
предметы»
-Проведение
«Электровикторины»
- Задание. Подготовь
листовку «Правила
безопасности».
-Опрос;
- разгадывание кроссворда
«Опасная вода!»
Игра «Умный светофор».
Выполнение задания по
распознаванию дорожных
знаков

2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Страна безопасности» предполагает профилактику
травмоопасного поведения. Включены занятия по профилактике бытового, уличного
травматизма, профилактике несчастных случаев на водоемах, правилам пожарной
безопасности, правилам общения с незнакомыми людьми и правилам безопасного
поведения на природе.
Каждое занятие предполагает организацию игровой, познавательной,
деятельности учащихся.
Содержание программы предполагает широкое использование на занятиях аудио-,
видеотехники, что может в значительной мере повысить воспитательную эффективность
деятельности и организовать самостоятельную работу учащихся.
№
1.

2.

Тема
Введение. «Мой
дом - моя
крепость»
(Профилактика
бытового
травматизма)

«Утром, вечером и
днем осторожней
будь с огнем!»
(Пожарная
безопасность).

Задачи

Теория

Практика

Познакомить с
деятельностью
объединения
Изучить
основные
правила
безопасности в
быту.

Инструктаж по технике
безопасности. Постановка
целей и задач на период
обучения по программе.
Понятие бытового
травматизма.
Опасные и аварийные
ситуации, которые могут
возникнуть в жилище в
повседневной жизни:
- колюще-режущие
предметы;
- газ;
-лекарственно - бытовая
химия;
- электроприборы;
-окна и балкон – зона
опасности.
Общие правила
безопасного поведения в
быту.

Входная диагностика.
Игра «Полезно –
опасно». Работа с
развивающим
материалом. Загадки.
Задание «Найди и
раскрась опасные
предметы»

Закрепление
знаний детей о
правилах
пожарной
безопасности
Закрепление
знаний детей о

Пожар в жилище и
причины его
возникновения. Правила
осторожного обращения с
огнём
Труд пожарного.
Личная безопасность при

Чтение рассказа
«Ложный вызов»,
обсуждение.
Раскрашивание
Памяток.

9

№

Тема

Задачи
правилах
пожарной
безопасности

3.

4.

5.

Теория
пожаре.

Понятие уличный
травматизм.
Основные причины
уличного травматизма.
Правила безопасного
поведения во дворе, в
скверах, в подъезде
«Мы идем на
Изучить
Понятие водные обьекты.
водоем»
основные
Опасные ситуации на воде
(профилактика
правила
и у воды.
несчастных случаев
поведения на
Меры безопасности на
на воде)
водоёме в разное воде
время года
«Берегись бед, пока
их нет!».
(Профилактика
детского
травматизма».

«Умный светофор»
(профилактика
уличного
травматизма).
Подведение итогов
обучения.

Изучить
основные
правила
безопасного
поведения на
улице

Научить детей
ориентироваться
в правилах и
основных знаках
дорожного
движения

Практика

Понятие дорожных
знаков.
Правила поведения
пешехода на дороге.
Недопущение
неправомерных действий
на дороге

10

Просмотр презентации
«Опасности во дворе».
Обсуждение. Игра
«Закончи
предложение»

Просмотр презентации,
обучающего фильма
«Правила безопасного
поведения на водоемах.
Разгадывание
кроссворда «Опасная
вода»!
Игра «Умный
светофор».
Выполнение задания
по распознаванию
дорожных знаков

2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Воспитательные результаты работы по программе «Хорошо здоровым быть!»
можно оценить по двум уровням:
1. информативный, который заключается в изучении правил безопасного поведения и
закономерностей здорового образа жизни;
2. поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.
Результаты первого уровня (приобретение учащимся социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни):
 приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни;
 приобретение знаний о правилах поведения в различных травмоопасных
ситуациях;
 приобретение навыков групповой работы.
Результаты

второго

уровня

(формирование

позитивного

отношения

учащегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в
целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью
окружающих его людей.
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы следующие
универсальные учебные действия (УУД):
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
 установка на безопасный, здоровый образ жизни;
 потребность сотрудничества со сверстниками,

доброжелательное отношение к

сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
 умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учащиеся научатся:
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

11

Средством формирования этих действий служит метод проблемного диалога на
этапе знакомства с новой темой.
Познавательные УУД:
учащиеся научатся:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на занятии;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всех учащихся.
Коммуникативные УУД:
учащиеся научатся:
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной (на уровне
одного предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных, учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и
малых группах.
 осуществлять взаимный контроль;
 совместно с педагогом и другими учащимися

давать эмоциональную оценку

деятельности.
Средством формирования этих действий служит метод оценивания достижений.
Предметные результаты:
 овладение знаниями в области безопасности жизнедеятельности, умениями
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;
 овладение умениями избегать травмоопасных ситуаций;
 осознание учащимися обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и
выработки безопасных форм поведения;
Первостепенным

результатом

реализации

программы

будет

сознательное

отношение учащихся к безопасности, к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Формы проверки планируемых результатов:
Методы текущего контроля:
 наблюдение за работой учащихся;
 фронтальный опрос;
 беседа;
12

 анализ творческой работы;
 викторина;
Итоговый контроль:
 методика «Незаконченное предложение»;
 собеседование;
 тесты (по итогам прохождения блоков программы);
 викторины;
 участие в конкурсах.

13

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N
п/
п
1.

Месяц
неделя

Часы

Тема
занятия

Форма
занятия

Форма
контроля/результат
-наблюдение;
-собеседование
-задание «Найди и
раскрась опасные
предметы»
-проведение
«Электровикторины
»

1 неделя
(четверть)

1

Введение. «Мой
дом – моя
крепость»

Вводное занятие.

2.

2 неделя
(четверть)

1

«Утром, вечером
и днем
осторожней будь
с огнем!»

3.

3 неделя
(четверть)

1

«Берегись бед,
пока их нет!».

4.

4 неделя (4
четверть)

1

«Мы идем на
водоем»

5.

5 неделя
(4четверть)

1

«Умный
светофор»

Чтение рассказа
«Ложный
вызов»,
обсуждение.
Просмотр
мультфильма
«Азбука
безопасности
"Недетские
игрушки».
Обсуждение
Просмотр
презентации
«Опасности во
дворе».
Обсуждение
Просмотр
презентации,
обучающего
фильма «Правила
безопасного
поведения на
водоемах.
Обсуждение.
Беседа. Игра
«Умный
светофор».
Выполнение
задания по
распознаванию
знаков.

Итого
занятий

5

14

-Игра «Закончи
предложение»

-Опрос;
- разгадывание
кроссворда «Опасная
вода!»

3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация обучающихся занимающихся по программе «Страна безопасности»
проводится в учебном году в процессе освоения тем. Промежуточная аттестация по
итогам изучения программы.
Сроки проведения аттестации: апрель - май.
Формы аттестации учащихся:
-викторина;
-методика «Незаконченное предложение»;
-собеседование;
-тесты (по итогам прохождения блоков программы, образовательные результаты);
-викторины;
-участие в конкурсах.
Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных
результатов освоения программы за год, сводятся в Протоколе промежуточной
аттестации.
Система оценивания – безотметочная.
Система текущего контроля
Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по
каждой изученной теме.
Вид контроля
Сроки проведения
Формы контроля
контрольных мероприятий
Входящий
Перед изучением
-Собеседование;
программного материала
-методика «Незаконченное
предложение»;
-тестирование
Текущий
На каждом занятии
-наблюдение за работой учащихся;
-фронтальный опрос;
-беседа;
-анализ творческой работы;
-викторина;
участие в конкурсах;
- методика «Незаконченное
предложение»
Итоговый
В конце изучения
-методика «Незаконченное
программы
предложение»;
-собеседование;
-тесты (по итогам прохождения
блоков
программы,
образовательные результаты);
-викторины;
-участие в конкурсах.

15

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за год

Н

Н

Н

Творческие
навыки

возраст
С

В

С

В

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Повторно
аттестован

Практические
умения и
навыки

Не аттестован

ФИО

Владение
специальной
терминологией

Результаты
аттестации по
итогам
изучения 1
модуля
Аттестован

№
п/п

Теоретические
знания

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

1.
2.

Теоретические
знания
№
п/п

ФИО

Владение
специальной
терминологие
й

Практические
умения и
навыки

Владение
специальным
оборудованием
и оснащением

Творческие
навыки

возра
ст
Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

16

Н

С

В

Н

С

В

Результаты аттестации по
итогам изучения 2 модуля

Атте
стова
н

Не
аттес
тован

Повт
орно
аттес
тован

Пере
ведён
на
следу
ющи
й
этап
обуч
ения

Полн
ость
ю
осво
ил
прог
рамм
у

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе «Страна безопасности»
Года
Количество Количество
обучения учащихся
учащихся
по годам
прошедших
обучения
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)
(данные за
полугодие и год)

17

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию повторно
(данные за
полугодие и год)

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения
(данные на конец
года)

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(выпускники)
(данные на конец
года)

3.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели и критерии результатов аттестации
Таблица

1

демонстрирует

технологию

определения

уровня

освоения

программы ребёнком (теоретическую и практическую)
Критерии оценки выражены в баллах:
Оценочные
блоки
«Мой дом –
моя
крепость»

Низкий уровень
(1-2 балла)
- не знает правил
безопасности в быту,
- не может назвать
опасные ситуации;
- не может выделить
группы опасных
предметов;
- не находит на
картинке заданное
количество опасных
предметов

«Утром,
вечером и
днем
осторожней
будь с
огнем!»

- не знает правил
пожарной
безопасности,
- не знает номера
вызова пожарной
службы

«Мы идем на
водоем»

- не знает правила
поведения на воде
-не знает, как
поступить в
экстренной ситуации
на воде

«Умный
светофор»

- плохо ориентируется
в правилах поведения
пешехода на дороге;
-не знает
запрещающих знаков;
- не знает основных
правил поведения на
водоеме в зимний
период;
- называет не все
правила безопасного

«Мы идем на
водоем»

Таблица 1
Средний уровень
Высокий уровень
(3-4 баллов)
(5-6 баллов)
- недостаточно знает
- знает правила
правила безопасности поведения в быту;
в быту;
- знает, как правильно
- путает группы
пользоваться
опасных предметов;
электроприборами,
- находит опасные
колюще-режущими
предметы на картинке, предметами;
затрудняется с
- знает, что такое
объяснением степени
лекарственно-бытовая
их опасности
химия
- легко находит все
опасные предметы на
картинке, объясняет
степень их опасности
- нечетко
- знает правила
формулирует правила пожарной
пожарной
безопасности;
безопасности;
- четко проговаривает
- объясняет причины
профилактические
возникновения пожара меры по
предотвращению
пожара
-знает правила
знает правила
поведения на воде,
безопасности на воде;
четко их
-быстро находит
формулирует;
решение ситуационной
-затрудняется в
задачи по правилам
быстром решении
безопасности на воде.
опасной ситуации на
воде.
- знает правила
- хорошо знает
поведения пешехода
правила поведения
на дороге;
пешехода на дороге;
- знает не все
- знает запрещающие
запрещающие знаки
знаки
- называет не все
- называет все правила
правила безопасного
поведения в зимний и
поведения в летний
летний периоды
период;
- называет не все
правила безопасного
18

поведения в летний
период

поведения в зимний
период

19

3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для
успешной
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Хорошо здоровым быть!» необходимы методические
пособия, наглядный материал, методические материалы:
 специальная литература;
 иллюстрации;
 фотографии;
 конспекты занятий с учащимися;
 разработки воспитательных и досуговых мероприятий для учащихся и
родителей;
 разработки
мастер-классов
для
педагогических
работников
и
заинтересованных лиц и другое.
Данная программа строится на принципах:
научности – предлагаемый материал соответствует представлению современной
науки об особенностях здорового образа жизни;
доступности – информация и ее объем соответствуют возрастным возможностям
учащихся;
системности, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и
принципов предлагаемого курса;
наглядности – познание осуществляется с помощью современных дидактических
средств;
занимательности – материал излагается в занимательной, игровой формах,
содержит информацию, полезную для практической деятельности;
актуальности – отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей;
психологической комфортности – на занятиях обеспечивается психологический
и эмоциональный комфорт.
Методы:
 иллюстративный;
 словесный;
 игровой;
 видеометод;
 проблемного обучения;
 частично-поисковый;
 самостоятельной работы.
Формы работы:
 индивидуальная
 коллективная
 групповая

20

3.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 1.2.3685-21.
2.
Материально-технические условия.
- мебель: столы и стулья, стеллажи для методической литературы, литературы для
обучающихся, экспонатов натурного фонда, магнитная доска;
- техническое оборудование: мультимедийная установка, колонки;
3. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования социальнопедагогической направленности, соответствующий Профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
4. Без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы
Дидактические ресурсы:
 Видеоуроки ОБЖ1-11 классы, ООО «Открытый урок», 2014;
 Грибы и ягоды (набор обучающих карточек), Ростов-на-Дону, Издательский дом
«Проф-пресс», 2013;
 Демонстрационный материал «Как избежать неприятностей», Киров, ИП Бурдина
С.В., 2012;
 Демонстрационный материал «Не играй с огнем!», Киров, ИП Бурдина С.В., 2012;
 Наглядно-дидактическое пособие «Правила дорожного движения», Аскай, ООО
«Рыжий кот», 2913;
 Наглядно-дидактическое пособие «Уроки безопасности», Аскай, ООО «Рыжий
кот», 2913;
 Овощи и фрукты (набор обучающих карточек), Ростов-на-Дону, Издательский дом
«Проф-пресс», 2013.
 Развивающая игра «Азбука безопасности: «На прогулке», Киров, ОАО «Радуга»,
 Развивающая игра «Азбука безопасности: «Один дома», Киров, ОАО «Радуга»,
 Развивающая игра «Азбука пешехода», М., ООО «ТОП игрушка»;
 Развивающая игра «Аскорбинка и ее друзья» с демонстрационным и раздаточным
материалами, Киров, ОАО «Радуга», 2007;
 Развивающая игра-лото «Умный светофор», Киров, ИП Бурдина С.В., 2013;

21

3.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Список литературы для педагога:
1. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. СПБ, 1998;
2. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела, СПБ, 1997;
3. Литвинов Е.Н., Погодаев Г.И. Веселая физминутка, М., Просвещение, 1998;
4. Лободина Н.В., Павлова О.В. Олимпиадные задания: ОБЖ, ИЗО, Технология,
Волгоград, Учитель, 2010;
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья или Школа докторов
природы, М., ВАКО, 2013;
6. Сундукова А.Х., Демидова В.Е. Здоровый образ жизни, Ростов-на-Дону, издательство
ГБОУ ДЛО РО РИПК и ППРО, 2012;
7. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности, М., Просвещение, 1995;
8. Шипунова В.А. ОБЖ – опасные предметы и явления (беседы с ребенком), М., ООО
«Карапуз», 2013;
9. Шорыгина Т.А. О правилах пожарной безопасности, М., Творческий центр «Сфера»,
2013.
Список литературы для учащихся:
1. Афанасьева И.А. Советы бобра Суперзуба: пособие для школьников, М., Дрофа, 2000;
2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья, М., ЭКСМО, 1995;
3. Бударина Н.В., Мирошник М.И. Мое здоровье, Ростов-на-Дону, 2013;
4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита, СПБ. 1997;
5. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра, СПБ, 1996;
6. Коростелев Н.И. 50 уроков здоровья для маленьких и больших, М., Детская литература,
1991.
Список литературы для родителей:
1. Алипов В.И. и Крохов В.В. Алкоголизм и материнство – Л.: Знание 2008 - 32 с.
2. Богданчиков В., Болдырев О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости, М.: 2007. 159с.
3. Величковский Б.Т. и др. Здоровье и окружающая среда. - М: Экология и образование,
1993. – 156 с.
4. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХXI века: Пособие для
исследователей и практических работников. - М.: Арки, 2003. – 80 с.
5. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми – М.: Медицина, 2007-128 с.: ил.
(Научн.-попул. мед. литература).
6. Классный руководитель. – 2011. - № 6. – С. 122-127.
7. Ладингтон Э., Гамлешко И. Ключи к здоровью. - Заокский: «Источник жизни», 2003. 192 с.
8. Лузик, Т. П. Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие //
9. Мартынов С.М. Овощи+ фрукты +ягоды= здоровье: Беседы врача-педиатра о питании
детей: Кн. для родителей - М.: Просвещение,1993. - 159с.:
10. Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. – М.:Медицина,1992. - 208 с.:
ил.- (Науч.-попул. мед. литература).
22

11. Сайфутдинова Е. В. Проект «Здорово живем» // Классный руководитель. – 2011. - № 2.
– С. 6-12.
Интернет-ресурсы:
1. http://fb.ru/article/186623/chto-takoe-lichnaya-bezopasnost-sposobyi-obespecheniya-lichnoybezopasnosti - Что такое личная безопасность? Способы обеспечения личной
безопасности;
2. https://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-frukty - Загадки про фрукты и овощи;
3.https://yandex.ru/search/?text=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fshkola%2Fklassnoerukovodstvo%2Flibrary%2F2013%2F02%2F15%2Fklassnyy-chas-po-teme-nashe-zdorove-vnashikh-rukakh&lr=20&clid=2270455&win=553 – Классный час по теме «Наше здоровье в
наших руках»;
4. https://pedsovet.su/klass/635_klassnye_chasy_o_zozh - Классные часы о ЗОЖ;
5. http://ruslekar.info/Klassniy-chas-O-vrede-kureniya-472.html - Классный час о вреде
курения;
6. https://pedsovet.org/ - Педсовет. Новости образования, педагогика, практика и методика
лучших педагогов.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».