Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » " С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А " ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол № 4 «21» декабря 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «СДДТ» _______________ А.Б. Данилова Приказ № 328 от «21» декабря 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» естественнонаучной направленности Возраст учащихся: 6-10 лет Срок реализации программы: 1 год Автор-составитель: Некрасова Ксения Михайловна методист Архангельск 1 2022 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Информационная карта 3-4 2. Комплекс основных характеристик образования 5-15 2.1 Пояснительная записка 2.2 Учебный план 11 2.3 Учебно-тематический план 11 2.4 Содержание программы 12-13 2.5 Планируемые результаты и формы их проверки 14-15 3. Комплекс организационно-педагогических условий 16-25 5-10 3.1 Календарный учебный график 3.2 Формы аттестации и оценка образовательных результатов 3.3 Оценочные материалы 3.4 Методическое обеспечение программы 3.5 Условия реализации программы 3.6 Список информационных источников 16 17-18 19 3 20-21 22 23-25 1 2 3 4 5 6 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Образовательная программа Наименование программы (услуги) (Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52)) Полное наименование образовательной Дополнительная программы, в рамках которой общеобразовательная реализуется данная программа (услуга) общеразвивающая программа «Здоровячок» Год разработки 2022 Вид деятельности по программе Изучение основ здорового образа жизни и профилактика различного травматизма Направленность дополнительного Естественнонаучная образования Аннотация (краткое описание Программа направлена на содержания и иная информация, формирование культуры необходимая для заказчиков и здорового и безопасного получателей образовательных услуг) образа жизни учащихся, социальной адаптации в обществе Указание на уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублённый)) 7 Место реализации программы (фактический адрес оказания услуги; при реализации программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) 9 Возрастная категория учащихся (адресат программы) 10 Указание на необходимость медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта (для программ физкультурно-спортивной направленности) 11 Указание на адаптированность программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) 12 Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения) 7 4 Ознакомительный уровень МБУ ДО «СДДТ» Адрес: Архангельская область, г. Архангельск, 1-й Банный пер., д. 2 6-10 лет Медицинского заключения не требуется Без адаптации 5 часов 13 Режим занятий, продолжительность каждого занятия 14 Сведения о педагогических работниках, реализующих программу (Фамилия имя отчество, квалификационная категория, образование, регалии) 5 часов в месяц (четверть, год по согласованию) Ильиных Оксана Юрьевна педагог дополнительного образования 15 Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная) 16 Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием/ без использования), по использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная) Очная форма Объём – 5 академических часов; Очная форма – 5 академических часов и с использованием дистанционных технологий. С использованием сетевой формы Групповая форма организации деятельности – 5 академических часа 17 Минимальное максимальное число детей, Минимальное – 10 чел. учащихся в одной группе Максимальное – 15 человек 5 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» (далее – программа) имеет естественнонаучную направленность. Сохранение жизни и здоровья детей — одна из основных целей и смысл существования современного общества. Конвенция о правах ребенка закрепляет право каждого ребенка на жизнь и обязывает государство обеспечивать «в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка». Актуальность программы заключается в следующем: Наблюдающиеся в последнее годы неподготовленность дошкольников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей. В полной мере избежать детского травматизма невозможно, т.к. он, в известной мере, является обратной стороной процесса изучения и познание ребенком окружающего мира и своих собственных возможностей. В наших силах лишь сведение этого явления к минимуму, насколько это возможно. Детский травматизм – серьезная проблема, но если научить ребенка правилам безопасности, многих травм можно избежать. Во исполнении Указа Президента Российской федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» в 2021 году началась реализация плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетие детства на период до 2027 года по направлению «Здоровьесбережение с детства», одна из задач – это формирование навыков здорового образа жизни и культуры здоровья семьи. Важно, чтобы учащиеся овладели объективными, соответствующие возрасту знаниями о здоровом образе жизни. В процессе обучения в 6 соответствии с идеями здоровьесберегающими образовательных технологий становится задача сформировать у младшего школьного возраста необходимые компетенции здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни, сформировать систему знаний, направленных на положительное отношение к своему здоровье. Возможность использования программы в других образовательных системах. Данная программа может быть использована как программа внеурочной деятельности в образовательных организациях, как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных загородных лагерях. Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, социальна адаптация в обществе. Задачи: Образовательные: формировать знания, умения и навыки безопасного поведения в социальной среде и окружающей природе; формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; формировать установку на здоровый и безопасный образ жизни; учить использовать полученные знания в повседневной жизни. Развивающие: развивать познавательную и творческую активность учащихся; развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, сообразительность, инициативу, эмоциональночувственную сферу; развивать рефлексию — способность осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей. развивать потребности выполнения здоровьесбережения. 7 элементарных правил Воспитательные задачи: формирование социального потенциала учащихся и адаптация в обществе; формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своему здоровью; формирование умения работать в группе, коллективе. Отличительные особенности программы: - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок!» предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил безопасного поведения и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения; - программа «Выбираем здоровье» является краткосрочной; - программа легко интегрируется в другие образовательные курсы, что позволяет «укладываться» в отведенное для занятий время и не перегружать детей; - программа предполагает проведение занятий с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений. Для этого подобраны соответствующие электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают видео-уроки по ЗОЖ, теоретические сведения, подбор мультипликационных фильмов по тематике и т.д.; - содержание программы может быть адаптировано для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Адресат программы, характеристика учащихся. По программе могут обучаться дети в одновозрастных и разновозрастных группах в возрасте от 7 до 10 лет (1-4 класс) без специальной подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. 8 Психолого-педагогические особенности обучающихся 7-10лет Возраст - 6-10 лет. Дошкольный, младший школьный возраст являются наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Ведущая деятельность – учебная. Центральные личностные новообразования: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности рефлексия, анализ, внутренний план действий развитие нового познавательного отношения к действительности ориентация на группу сверстников своего возраста дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе совершенствование головного мозга и нервной системы неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость нервно-психическая ранимость ребенка неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность развитие познавательных потребностей развитие словесно-логического, рассуждающего мышления изменение способности к произвольной регуляции поведения. Основные задачи развития: формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» раскрытие индивидуальных способностей и особенностей развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим усвоение социальных норм, нравственное развитие развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов. Сроки и этапы реализации программы – 5 часов, 1-2 раза в неделю (месяц, четверть) по согласованию с образовательной организацией – партнером. 9 Объём программы: 5 академических часов. Формы занятий: По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, занятия с применением дистанционных образовательных технологий. По коммуникативному взаимодействию: практикум, игра. По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий, итоговые занятия. Режим занятий: 1-2 раза в неделю (месяц, четверть) по 1 академическому часу, академический час – 45 мин. Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5. Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3. Нормативно-правовое обоснование программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение от 31.03.2022 № 678 – p). 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196). 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06) 10 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202). 11. Устав МБУ ДО «СДДТ» 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 13. Положение о системе единого ведения программнометодической документации педагогических работников 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 11 2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Название темы п/п Всего часов Вводное занятие «Наш друг – режим дня» «Мой дом – моя крепость» Итоговое занятие Итого часов по программе (объём программы) 1 2 3 4 1 1 2 1 5 2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Количество часов Формы № Разделы аттестации\ Теори Практ Всего контроля я ика 1 модуль «Секреты здоровья» 1 Вводное занятие -Наблюдение за 1 0,5 0,5 работой учащихся; -фронтальный опрос; -беседа 2 «Наш друг – режим дня» 1 0,5 0,5 -Наблюдение за работой учащихся; -игра «Составь свой режим дня» (коллаж) 13 «Мой дом - моя крепость!» 2 1 1 -Собеседование; -Задание «Найди и раскрась опасные предметы» 15 Итоговое занятие 1 0,5 0,5 -Собеседование; -анализ творческой деятельности Итого по программе 5 2,5 2,5 12 2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы направлено на формирование основ здорового образа жизни. Дети расширяют свои знания о соблюдении режима дня и профилактику травмоопасного поведения. Сюда включены занятия по профилактике бытового травматизма. Каждое занятие предполагает организацию игровой, познавательной, деятельности учащихся. Есть возможность организовывать занятия блоками. Содержание программы предполагает широкое использование на занятиях аудио-, видеотехники, что может в значительной мере повысить воспитательную эффективность деятельности и организовать самостоятельную работу учащихся. № 1 2 3 Тема Водное занятие. Цель. Задачи Познакомить с деятельностью объединения Теория Инструктаж по технике безопасности. Постановка целей и задач на учебный период Практика Игры и упражнения на знакомство; на снятие психоэмоциональног о напряжения, («Снежный ком», «Нос, пол, потолок», «Бывает - не бывает»). «Наш друг – Сформировать у Понятие режим дня. Игра «Составь свой режим дня» учащихся Что такое режим, для режим дня». понятие о режиме чего он нужен Мультфильм «Режим дня, дня». обеспечивающем Практическое здоровье человека задание «Мой дом Изучить Понятие бытового Работа с моя основные правила травматизма. развивающим крепость» безопасности в Опасные и материалом. Загадки. (профилакти быту. аварийные ситуации, ка бытового которые могут травматизма) возникнуть в жилище 13 № 4 Тема Итоговое занятие Цель. Задачи Обобщить знания, полученные при изучении модуля Теория в повседневной жизни: - колюще-режущие предметы; - газ; -лекарственнобытовая химия; - электроприборы; -окна и балкон. Общие правила безопасного поведения в быту Викторина «Внимание: опасность!» 14 Практика Викторина «Внимание: опасность!» 2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ Воспитательные результаты работы по программе «Здоровячок» можно оценить по двум уровням: 1 – информативный, который заключается в изучении правил безопасного поведения и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социальноодобряемые модели поведения. Результаты (приобретение учащимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основах здорового образа жизни; приобретение знаний о правилах поведения в бытовых травмоопасных ситуациях; приобретение навыков групповой работы. развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие знания, умения и навыки: Личностные результаты: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; 15 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Средством формирования этих действий служит метод проблемного диалога на этапе знакомства с новой темой. Познавательные: обучающиеся научатся: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся. Предметные результаты: овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.); овладение умениями избегать травмоопасных ситуаций. Формы проверки планируемых результатов: Методы текущего контроля: - наблюдение за работой учащихся; - фронтальный опрос; - беседа; - анализ творческой работы; - викторина; Итоговый контроль: - методика «Незаконченное предложение»; - собеседование; - викторины; - практическая работа. 16 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Занятие Часы Тема занятия Вводное занятие Форма занятия Комбинирован ное занятие. N п/п 1 Первое 1 2 Второе 1 «Наш друг – режим Комбинирован дня» ное занятие. 3 Третье 1 «Мой дом – моя Комбинирован крепость» ное занятие. 4 Четвертое 1 «Мой дом – моя Комбинирован крепость» ное занятие. 5 Пятое 1 Итоговое занятие 17 Комбинирован ное занятие. Форма контроля/результат Беседа, просмотр роликов, тестирование. Беседа, диспут, просмотр мультфильмов, анализ работ. Беседа, самостоятельная работа, дидактическая игра. Беседа, самостоятельная работа, дидактическая игра. Беседа, диспут, самостоятельная работа. дидактическая игра. 3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Аттестация учащихся занимающихся по программе «Здоровячок!» проводится в учебном году 1 раз промежуточная по итогам изучения программы. Сроки проведения аттестации: по окончанию реализации программы (итоговое занятие). Формы аттестации учащихся: -викторина; -собеседование; -викторины; -практическая работа. Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы, сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации. Система оценивания – безотметочная. Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а так же с целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к творческому объединению «Хорошо здоровым быть!». Разработан инструментарий по модулям, а также система текущего контроля и протоколы фиксации результатов. 18 Система текущего контроля Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждой изученной теме. Вид контроля Текущий Итоговый Сроки проведения контрольных мероприятий На каждом занятии Формы контроля В конце реализации программы 19 -наблюдение за работой учащихся; -фронтальный опрос; -беседа; -анализ творческой работы; -викторина; - методика «Незаконченное предложение» -методика «Незаконченное предложение»; -собеседование; -тесты -викторина. 3.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения программы «Здоровячок» (Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности) Показатели Критерии оценки Низкий Практические пассивный умения и слушатель; навыки - не участвует в диспуте; - не показывает эрудицию в обсуждаемом вопросе; шаблонно выполняет предложенные задания; - не понимает или не хочет выбирать установку на ЗОЖ; Творческие навыки Средний - умеет вступать и вести беседу; участвует в диспуте; показывает эрудицию в обсуждаемом вопросе; неплохо выполняет предложенные задания; осознанно выбирает установку на ЗОЖ; - имеет свою точку зрения. Полностью Все задания выполняет задания выполняет по по шаблону. шаблону. По подсказке педагога проявляет творчество 20 Высокий - умеет вступать и вести беседу, бывает очень убедительным; - в диспуте умеет отстаивать свою точку зрения; показывает хорошую эрудицию в обсуждаемом вопросе; креативно выполняет предложенные задания; осознанно выбирает установку на ЗОЖ. Творчески подходит выполнению заданий к всех 3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Здоровячок» необходимы методические пособия, наглядный материал, методические материалы: специальная литература; иллюстрации; фотографии; конспекты занятий с учащимися; мультфильмы о режиме дня и о профилактике бытового травматизма; разработки воспитательных и досуговых мероприятий для учащихся и родителей; разработки мастер-классов для педагогических работников и заинтересованных лиц и другое. Данная программа строится на принципах: научности – предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни; доступности – информация и ее объем соответствуют возрастным возможностям учащихся; системности, определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса; наглядности – познание осуществляется с помощью современных дидактических средств; занимательности – материал излагается в занимательной, игровой формах, содержит информацию, полезную для практической деятельности; актуальности – отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей; психологической комфортности – на занятиях обеспечивается 21 психологический и эмоциональный комфорт. Методы: иллюстративный; словесный; игровой; видеометод; проблемного обучения; частично-поисковый; самостоятельной работы. Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая. 22 3.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 1.2.3685-21. 2. Материально-технические условия. - мебель: столы и стулья не менее чем на 15 обучающихся, стеллажи для методической литературы, литературы для обучающихся, экспонатов натурного фонда, магнитная – маркерная доска; - техническое оборудование: мультимедийная установка, колонки; - Дидактические материалы: карточки с заданиями; - Видео и фото-материалы. 3. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования социально-педагогической направленности, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н). 4. Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) для учащихся с ОВЗ не предусмотрены. Дидактические ресурсы: - Видеоуроки ОБЖ1-11 классы, ООО «Открытый урок», 2014; -Демонстрационный материал «Как избежать неприятностей», Киров, ИП Бурдина С.В., 2012; -Наглядно-дидактическое пособие «Уроки безопасности», Аскай, ООО «Рыжий кот», 2013; -Развивающая игра «Азбука безопасности: «Один дома», Киров, ОАО «Радуга», 23 3.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Список литературы для педагога: 1. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. СПБ, 1998; 2. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела, СПБ, 1997; 3. Литвинов Е.Н., Погодаев Г.И. Веселая физминутка, М., Просвещение, 1998; 4. Лободина Н.В., Павлова О.В. Олимпиадные задания: ОБЖ, ИЗО, Технология, Волгоград, Учитель, 2010; 5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья или Школа докторов природы, М., ВАКО, 2013; 6. Сундукова А.Х., Демидова В.Е. Здоровый образ жизни, Ростов-на-Дону, издательство ГБОУ ДЛО РО РИПК и ППРО, 2012; 7. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности, М., Просвещение, 1995; 8. Шипунова В.А. ОБЖ – опасные предметы и явления (беседы с ребенком), М., ООО «Карапуз», 2013; 9. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет, М., Творческий центр «Сфера», 2013 Список литературы для учащихся: 1. Афанасьева И.А. Советы бобра Суперзуба: пособие для школьников, М., Дрофа, 2000; 2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья, М., ЭКСМО, 1995; 3. Бударина Н.В., Мирошник М.И. Мое здоровье, Ростов-на-Дону, 2013; 4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра, СПБ, 1996; 5. Коростелев Н.И. 50 уроков здоровья для маленьких и больших, М., Детская литература, 1991. 24 Список литературы для родителей: 1. Алипов В.И. и Крохов В.В. Алкоголизм и материнство – Л.: Знание 2008 32 с. 2. Богданчиков В., Болдырев О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости, М.: 2007. - 159с. 3. Величковский Б.Т. и др. Здоровье и окружающая среда. - М: Экология и образование, 1993. – 156 с. 4. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХXI века: Пособие для исследователей и практических работников. - М.: Арки, 2003. – 80 с. 5. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми – М.: Медицина, 2007-128 с.: ил. (Научн.-попул. мед. литература). 6. Классный руководитель. – 2011. - № 6. – С. 122-127. 7. Ладингтон Э., Гамлешко И. Ключи к здоровью. - Заокский: «Источник жизни», 2003. - 192 с. 8. Лузик, Т. П. Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие // 159с.: 10. Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи.- М.:Медицина,1992. - 208 с.: ил.- (Науч.-попул. мед. литература). 11. Сайфутдинова Е. В. Проект «Здорово живем» // Классный руководитель. – 2011. - № 2. – С. 6-12. Интернет-ресурсы: 1.http://fb.ru/article/186623/chto-takoe-lichnaya-bezopasnost-sposobyiobespecheniya-lichnoy-bezopasnosti - Что такое личная безопасность? Способы обеспечения личной безопасности; 2. https://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-frukty - Загадки про фрукты и овощи; 3.https://yandex.ru/search/?text=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fshkola%2Fklas snoe-rukovodstvo%2Flibrary%2F2013%2F02%2F15%2Fklassnyy-chas-po-temenashe-zdorove-v-nashikh-rukakh&lr=20&clid=2270455&win=553 – Классный час по теме «Наше здоровье в наших руках»; 25 4. https://pedsovet.su/klass/635_klassnye_chasy_o_zozh - Классные часы о ЗОЖ; 5. http://ruslekar.info/Klassniy-chas-O-vrede-kureniya-472.html - Классный час о вреде курения; 6. https://pedsovet.org/ - Педсовет. Новости образования, педагогика, практика и методика лучших педагогов. 26