ДООП Скажи вредным привычкам - НЕТ

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 4
«21» декабря 2022

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ № 328 от
«21» декабря 2022

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Скажи вредным привычкам - НЕТ»
Естественнонаучной направленности

Возраст учащихся: 11-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Басавин Даниил Владимирович
методист

Архангельск
2022
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта

3-4

2. Комплекс основных характеристик образования

5-12

2.1

Пояснительная записка

5-9

2.2

Учебный план

10

2.3

Учебно-тематический план

10

2.4

Содержание программы

11

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

12

3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1

Календарный учебный график

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

3.3

Оценочные материалы

3.4

Методическое обеспечение программы

3.5

Условия реализации программы

3.6

Список информационных источников

13-24
13
14-16
17

2

18-21
22
23-24

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование образовательной
программы, в рамках которой
реализуется данная программа (услуга)

3
4

Год разработки
Вид деятельности по программе

5

Направленность дополнительного
образования
Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных услуг)
Указание на уровень сложности
содержания программы (стартовый
(ознакомительный), базовый,
продвинутый (углублённый))
Место реализации программы
(фактический адрес оказания услуги; при
реализации программы в сетевой форме
в разных местах указываются все адреса)
Возрастная категория учащихся (адресат
программы)
Указание на необходимость
медицинского заключения об отсутствии
противопоказаний к занятию
соответствующим видом спорта (для
программ физкультурно-спортивной
направленности)
Указание на адаптированность
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид ограничений)
Нормативный срок освоения программы
(продолжительность обучения)
Режим занятий, продолжительность
каждого занятия

6

7

7

9
10

11

12
13

14 Сведения о педагогических работниках,
3

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ
(ББ52))
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Скажи вредным привычкам НЕТ»
2022
Профилактика
борьбы
с
вредными привычками
Естественнонаучная
Программа направлена на
формирование
культуры
здорового и безопасного
образа жизни учащихся
Ознакомительный уровень

МБУ ДО «СДДТ»
Адрес: Архангельская
область, г. Архангельск, 1-й
Банный пер., д. 2
11-15 лет
Медицинского заключения не
требуется

Без адаптации
5 часа
1 час в неделю, 5 часа в месяц
(четверть, год по
согласованию)
Ильиных Оксана Юрьевна

реализующих программу (Фамилия имя
отчество, квалификационная категория,
образование, регалии)
15 Форма обучения по программе (очная,
заочная, очно-заочная)
16 Объем программы общий и отдельно по
формам обучения (очная/заочная), по
использованию дистанционных
технологий (с использованием/ без
использования), по использованию
сетевой формы (с использованием/ без
использования), формам организации
образовательной деятельности
(групповая/ индивидуальная)
17 Минимальное максимальное число
детей, учащихся в одной группе

4

педагог дополнительного
образования
Очная форма
Объём - 5 академических
часов;
Очная форма – 5
академических часов.
С использованием
дистанционных технологий.
С использованием сетевой
формы
Групповая форма
организации деятельности - 5
академических часов.
Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 15 человек

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Скажи вредным привычкам - НЕТ» (далее – программа) имеет
естественнонаучную направленность.
Сохранение жизни и здоровья детей — одна из основных целей и
смысл существования современного общества. Конвенция о правах ребенка
закрепляет право каждого ребенка на жизнь и обязывает государство
обеспечивать «в максимально возможной степени выживание и здоровое
развитие ребенка».
Однако, несмотря на положительные тенденции в развитии общества,
понимаем, что подрастающее поколение находится в трудной социально –
психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние
устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации.
Школьники утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют
определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою
индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный
стиль. Дети, находящиеся под воздействием хронических, непрерывно
возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их
преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это
способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных
переживаний. Как пример – наркотизация, подростков позволяющая
спрятаться от действительности; различные виды злоупотреблений
психоактивными веществами и алкоголем: повышение количества
правонарушений. Среди школьников усилился нигилизм, демонстративное и
вызывающее отношение по отношению к взрослым поведение, чаще и в
крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Возрастают
темпы роста правонарушений и преступлений среди детей.
Подростковый возраст, который характеризуется бурными процессами
физического развития, полового созревания и формирования личности.
Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивая себя с
окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это
время формируется и даже может резко измениться его характер.
Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут
прогнозировать, стремятся к независимости, стремятся познать новые
чувства, исследовать свой внутренний мир и для этого могут прибегнуть к
употреблению психоактивных веществ. Наркотические вещества могут
использоваться ими как способы ухода от тяжелых проблем во
взаимоотношениях, и для снятия коммуникативных барьеров. Для
подростков наиболее значимы отношения в группе сверстников и ради того,
5

чтобы быть принятыми группой, они готовы на опасное поведение, рискуя
своим здоровьем.
Данная программа направлена, прежде всего на профилактическое
воздействии обучающихся.
Возможность
использования
программы
в
других
образовательных системах. Данная программа может быть использована
как часть воспитательной программы образовательной организации, как
направление воспитательной программы класса, как программа внеурочной
деятельности, как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных
загородных лагерях и др.
Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни учащихся, формирования негативных ценностей и мотивов
употребления алкоголя, табака и курительных приборов.
Задачи:
Образовательные:
формировать у обучающихся умений и навыков сохранения и
укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни;
формировать установку на здоровый и безопасный образ жизни;
формировать знания по борьбе с вредными привычками;
учить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Развивающие:
развивать рефлексию — способность осознавать и оценивать свои
мысли и действия, соотносить результат своей деятельности и деятельности
товарищей.
развивать
потребности
выполнения
элементарных
правил
здоровьесбережения.
Воспитательные задачи:
формирование правовой ответственности у учащихся;
формирование адекватной самооценки, объективного отношения
ребёнка к себе и своему здоровью;
формирование отрицательного отношения к вредным привычкам
формирование умения работать в группе, коллективе.
Отличительные особенности программы:
Программа «Скажи вредным привычкам - НЕТ» является
6

краткосрочной;
Программа легко интегрируется в другие образовательные
курсы, что позволяет «укладывается» в отведённое для занятий время и не
перегружать детей;
Прграмма предполагает проявление занятий с использованием
дистанционных образовательных технологий в условиях введения карантина,
невозможности посещения занятий по причине погодных явлений. Для этого
подобраны соответствующие электронные ресурсы в сети Интернет, которые
включают видео-уроки, теоретические сведения и т.д.
Содержание программы может быть адаптировано для детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Адресат программы, характеристика учащихся. По программе
могут обучаться дети в одновозрастных и разновозрастных группах в
возрасте от 11 до 15 лет без специальной подготовки. Набор и формирование
групп осуществляется без вступительных испытаний.
Психолого-педагогические особенности обучающихся 11-15 лет
Средний школьный возраст - переход от детства к юности, период
«полуребенка-полувзрослого». Возраст от 10-11 до 15 лет, что соответствует
возрасту учащихся 5-8 классов.
У школьника подростка этот переход связан с включением его в
доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и
реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни
окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический
силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень
с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он
признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным
домашним «комментатором» общественных событий.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.
Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов
происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям:
учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность
подросткового возраста - половое созревание организма. Продолжается
развитие нервной системы, мыслительной деятельности.
Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений,
моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем
поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения
товарищей, противоречия жизни.
Сроки и этапы реализации программы – 4 часа, 1 раз в неделю
(месяц, четверть) по согласованию с образовательной организацией –
партнёром
7

Объём программы: 4 академических часа.
Формы занятий: По количеству детей, участвующих в занятии:
индивидуальная, коллективная, групповая.
По коммуникативному взаимодействию: практикум, игра.
По дидактической цели: вводные занятия
Режим занятий:
1 раз в неделю (месяц, четверть) по 1 академических часа, 1
академический час – 45 мин.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №
467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 № 678 – p).
4.
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
5.
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
(приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816).
6.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного
профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Методические рекомендации по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства
просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06)
8.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
8

9.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление
главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22
10. Регламент независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и
науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11. Устав МБУ ДО «СДДТ»
12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО
«СДДТ».
13. Положение о системе единого ведения программнометодической документации педагогических работников
14. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе.

9

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4

Название раздела

Всего часов

Вредные привычки. Особенности и описание
Вредное питание и неправильный образ жизни
Борьба с алкоголем
Опасности курения и употребления наркотических
веществ
Итого часов по программе (объём программы)

1
1
1
2
5

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
№
Разделы
Теори Практ
Всего
я
ика
1 модуль «Вредные привычки»
1 Вредные привычки.
1ч
30 мин 15 мин
Особенности и
описание.
2 Вредное питание и
1ч
20 мин 25 мин
неправильный
образ жизни
3

Борьба с алкоголем

1ч

4

Опасности курения
табака и
курительных
приборов
Итого

2ч

5

Формы
аттестации\
контроля
Беседа
Рассказ
Практическая работа
Беседа
Рассказ
Практическая работа

30 мин 15 мин Беседа
Рассказ
Практическая работа
1 час
1 час Беседа
Рассказ
Практическая работа
140
мин

10

105
мин

2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 тема: «Вредные привычки. Особенности и описание»
Теория.
Что такое вредные привычки. Виды вредных привычек. Что такое
зависимость. Перечень вредных привычек. Вредные привычки – термин,
характеризующий такой образ жизни, при котором человек осознанно
наносит вред своему здоровью, занимаясь определёнными вещами,
приносящими приятные ощущения. Зачастую многим подобным
зависимостям личность не придает серьезного значения, считая их
проявлением собственной натуры.
Практика.
Просмотр роликов о вредных привычках. Игра «Найди пару» вредные
привычки, полезные привычки.
2 тема: «Вредное питание и неправильный образ жизни»
Теория.
Что такое вредное питание. Вредные продукты. Белки, жиры, углеводы
и другие питательные вещества. Что такое неправильный образ жизни,
описание. Почему человек ведёт неправильный образ жизни.
Физиологические и психологические особенности человека, выбравший
вредный образ жизни.
Практика.
Написание мини эссе о «Неправильном образе жизни». Создание
плакатов о вреде неправильного питания.
3 тема: «Борьба с алкоголем»
Теория.
Что такое алкоголь и алкоголизм. В чём заключается вредность
алкоголя. Влияние алкоголя и психику, и здоровье человека. Алкогольное
отравление, алкогольная горячка. История борьбы с алкоголизмом.
Современные способы борьбы с алкоголем в мире.
Практика.
Просмотр видеороликов борьбе с алкоголизмом.
4 тема: «Опасности курения табака и современных курительных приборов»
Теория.
Что такое сигареты. Опасность курения для здоровья. Опасности
современных курительных приборов. Виды курительных приборов.
Практика.
Создание стенгазеты о вреде курения.

11

2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
После изучения программы учащиеся будут знать:
Информацию о сохранения и укрепления здоровья, формировании
безопасного и ответственного поведения;
Информацию о знаниях, умениях и навыках по здоровому образу
жизни;
Информацию по вредным привычкам и борьбе с ними;
Информацию о вреде различных веществ на организм человека;
После изучения программы учащиеся будут уметь:
Правильно бороться с вредными привычками;
развивать рефлексию — способность осознавать и оценивать свои
мысли и действия, соотносить результат своей деятельности и деятельности
товарищей;
развивать
потребности
выполнения
элементарных
правил
здоровьесбережения.
Формы проверки: тестирование, беседы, практические работы.

12

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N
п/п

Занятие

Часы

Тема
Форма
занятия
занятия
1 модуль «Секреты здоровья»
Вредные
Комбинирова
привычки.
нное занятие
Особенности и
описание.
Вредное
Комбинирова
питание и
нное занятие
неправильный
образ жизни

1

Первое

1

2

Второе

1

3

Третье

1

Борьба с
алкоголем

4

Четвёртое

1

5

Пятое

1

Опасности
курения табака
и современных
курительных
приборов
Опасности
курения табака
и современных
курительных
приборов

13

Форма
контроля/результат
Беседа
Рассказ
Практическая
работа
Беседа
Рассказ
Практическая
работа

Комбинирова Беседа
нное занятие Рассказ
Практическая
работа
Комбинирова Беседа
нное занятие Рассказ
Практическая
работа
Комбинирова Беседа
нное занятие Рассказ
Практическая
работа

3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся, занимающихся по программе «Скажи вредным
привычкам - НЕТ», проводится в учебном году 1 раз: промежуточная по
итогам изучения программы.
Сроки проведения аттестации: последнее занятие по программе.
Формы аттестации учащихся: практическая работа изготовление
стенгазеты по вреде наркотиков.
Результаты
аттестации
заносятся
в
Протокол
фиксации
образовательных результатов освоения программы за год.
Система оценивания – безотметочная.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также с
целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика
определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и
Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная
конкретно к творческому объединению «Скажи вредным привычкам - НЕТ».
Разработан инструментарий по модулям, а также система текущего контроля
и протоколы фиксации результатов.
Система текущего контроля
Текущий контроль
успеваемости
осуществляется по каждой изученной теме.
Вид контроля
Текущий

Итоговый

Сроки проведения
контрольных
мероприятий
На каждом занятии

учащихся

по

программе

Формы контроля
-наблюдение за работой
учащихся;
-фронтальный опрос;
-беседа;
-анализ творческой работы;
-викторина;
-участие в конкурсах;
- методика «Незаконченное
предложение»
-изготовление стенгазеты о
вреде курения

В конце изучения
каждого модуля

14

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год

Н

Н

Н

Творческие
навыки

возраст
С

В

С

В

1.
2.

15

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Повторно
аттестован

Практические
умения и
навыки

Не аттестован

ФИО

Владение
специальной
терминологией

Результаты
аттестации по
итогам
изучения
программы
Аттестован

№
п/п

Теоретические
знания

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе «Скажи вредным привычкам НЕТ»
Года
Количество Количество
обучения учащихся
учащихся,
по годам
прошедших
обучения
аттестацию (данные
за период обучения)

Количество учащихся,
имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)
(данные за период
обучения)

16

Количество учащихся,
прошедших аттестацию
повторно
(данные за период
обучения)

Количество учащихся,
полностью освоивших
дополнительную
общеразвивающую программу
(данные на конец периода
обучения)

3.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели и критерии результатов аттестации
Таблица 1 демонстрирует технологию определения уровня
освоения программы ребёнком (теоретическую и практическую)
Критерии оценки выражены в баллах:
Таблица 1
Критерии оценки
Показатели
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
Практические -пассивный
умения и
слушатель;
навыки
- не участвует в
диспуте;
- не показывает
эрудицию в
обсуждаемом
вопросе;
- шаблонно
выполняет
предложенные
задания;
- считает
представленные
вредные привычки
не опасными.

- умеет вступать и
вести беседу;
- участвует в
диспуте;
- показывает
эрудицию в
обсуждаемом
вопросе;
- неплохо
выполняет
предложенные
задания;
- осознанно
выбирает
установку на
ЗОЖ;
- имеет свою
точку зрения по
поводу вредных
привычек.

Творческие
навыки

Все задания
выполняет по
шаблону. По
подсказке
педагога
проявляет
творчество

Полностью
выполняет задания
по шаблону

17

- умеет выступать
и вести беседу,
бывает очень
убедительным;
- в диспуте умеет
отстаивать свою
точку зрения;
- показывает
хорошую
эрудицию в
обсуждаемом
вопросе;
- креативно
выполняет
предложенные
задания;
- осознаёт вредные
привычки и какие
последствия ждут
человека при их
регулярном
использовании.
Творчески
подходит к
выполнению всех
заданий

3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Скажи вредным привычкам - НЕТ»
необходимы методические пособия, наглядный материал, методические
материалы:
специальная литература;
иллюстрации;
фотографии;
конспекты занятий с учащимися;
разработки воспитательных и досуговых мероприятий для
учащихся и родителей;
разработки мастер-классов для педагогических работников и
заинтересованных лиц и другое.
Данная программа строится на принципах:
 научности – предлагаемый материал соответствует представлению
современной науки об особенностях здорового образа жизни;
 доступности – информация и ее объем соответствуют возрастным
возможностям учащихся;
 системности, определяющий взаимосвязь и целостность
содержания, форм и принципов предлагаемого курса;
 наглядности – познание осуществляется с помощью современных
дидактических средств;
 занимательности – материал излагается в занимательной, игровой
формах, содержит информацию, полезную для практической деятельности;
 актуальности – отражает насущные проблемы, связанные со
здоровьем детей;
 психологической комфортности – на занятиях обеспечивается
психологический и эмоциональный комфорт.
Методы:
 иллюстративный;
 словесный;
 игровой;
 видеометод;
 проблемного обучения;
 частично-поисковый;
 самостоятельной работы.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Тестовые задания по теме «Вредные привычки»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Признаками алкогольного отравления являются:
+ рвота, судороги, неритмичное дыхание, бледность;
18

- повышенный ритм работы сердца, тошнота;
- высокое давление;
- низкое давление.
2. Причинами переутомления являются:
- недосып;
+ несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха;
- спорт;
- учеба.
3. Кого называют пассивным курильщиком?
- человек, который стоит около курящего;
- человек, который курит табак;
- человек, который использует электронные сигареты;
+ человек, который вдыхает воздух, в котором содержатся продукты табака.
4. К каким последствиям приводят вредные привычки?
+ преждевременное старение и приобретение хронических заболеваний;
- долголетие;
- здоровье;
- вредные привычки служат хорошим антидепрессантом.
5. Что относится к вредным привычкам?
- здоровый образ жизни;
- правильное питание;
+ употребление алкоголя;
- занятие спортом.
6. В каком веществе присутствует содержание табачного дыма?
+ никотин;
- кислород;
- азот;
- водород.
7. Каким органам курение наносит вред?
- почки;
- печень;
- мозг;
+ употребление табака негативно влияет на все органы.
8. Вредно ли для человека пассивное курение?
- нет;
- да;
- пассивное курение вредит здоровью также, как и активное;
+ пассивное курение намного вреднее активного.
9. Какое действие алкоголь оказывает на организм человека?
- повышает иммунитет;
- увеличивает выносливость организма;
+ парализует клетки головного мозга;
- чистит сосуды.
тест 10. Для кого больше всего опасен алкоголь:
- для пожилых людей;
19

- для молодых девушек;
- для подростков;
+ алкоголь одинаково оказывает на всех негативное действие.
11. Что характерно для человека в состоянии алкогольного опьянения?
- ясность восприятия окружения;
- доброта;
+ нарушение равновесия;
- всевозможные достижения.
12. Какие вредные привычки разрушают центральную нервную систему
человека?
+ наркотики;
- правильное питание;
- гаджеты;
- интернет.
13. Что является профилактикой вредных привычек?
- соблюдать личную гигиену;
+ не пробовать алкоголь, табак;
- спорт;
- здоровый образ жизни.
14. Что не является профилактикой вредных привычек?
+ употребление наркотиков;
- здоровый образ жизни;
- прогулки;
- спорт.
15. К каким заболеваниям приводит курение?
+ рак легких;
- вегетососудистая дистония;
- анемия;
- СПИД.
Вставь пропущенное слово в поговорку
“После первой _______ ________ похож на павлина, после второй на
обезьяну, а потом превращается в свинью” (Слова: рюмки, пьяница).
“Целовать ________ женщину все равно, что целовать урну” (Слово:
курящую)
“Муж ____ – полдома горит, жена _____ – весь дом горит” (Слово: пьёт)
“Пьяному море по _____, а лужа по ______” (Слова: колено, уши)
Викторина
1. Каков главный яд табака?
Никотин
2. В Ницце юноши устроили состязание на выносливость к табаку. Молодого
человека, выкурившего табака больше, чем другие ждал специальный приз.
Но победитель не получил его. Почему?
Он умер, т.к. выкурил 60 сигарет.
20

3. Что такое пассивное курение?
Это когда некурящий человек находится в помещении, где курят другие
люди.
4. Чем грозит курение молодому растущему организму?
Ведёт к остановке роста, исхуданию и гибели клеток.
5. Что желтеет у заядлых курильщиков?
Зубы
1.Болезкь, о которой говорят: «Добровольной сумашествие» ?
Алкоголизм
2. Какое заболевание желудка возникает при употреблении алкоголя?
Гастрит, язва и рак желудка.
3. Какой вред наносит своему будущему ребёнку пьющая беременная
женщина?
Алкоголь может привести к появлению физических уродств и вызвать
нарушения психики ребёнка.
4. Подросток может стать алкоголиком от употребления пива?
Да
5. Почему некоторые люди не могут отказаться от спиртного?
Алкоголь способствует привыканию, как наркотик.
6. Правда ли что качественный алкоголь не наносит вреда?
Нет, неправда. Любые алкогольные напитки оказывают отрицательное
воздействие на организм.

21

3.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 1.2.3685-21 не
менее 50 кв.м.
2.
Материально-технические условия.
- мебель: столы и стулья, стеллажи для методической литературы,
литературы для обучающихся, экспонатов натурного фонда, магнитная
доска;
- техническое оборудование: мультимедийная установка, колонки,
компьютер;
- инструменты и расходный материал: ножницы, фломастеры, ручки,
карандаши, стирательные резинки, бумага;
- видео и фото-материалы
3.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования
естественнонаучной направленности, соответствующий Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
05.05.2018 № 298н).
4.
Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) для
учащихся с ОВЗ не предусмотрены

22

3.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Список литературы для педагога:
1. Азаров, Ю.Л. Семейная педагогика. [Текст]/ Ю.Л. Азарова. – М., 2003. 405с.
2. Алексеев, Д.В. Вредные привычки, их негативное воздействие. [Текст]/
Д.В. Алексеев. – М., 2003. - 312с.
3. Баранова, С. В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей. [Текст]/
С.В. Баранова. – М., 2007. - 192 c.
4. Березин, С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости
(монография). [Текст]/ С.В. Березин. – М., 2001. - 191с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст]/
Л.И. Божович. – М., 1998. - 293с.
6. Гласс, Лилиан Вредные люди. Как с ними бороться? [Текст]/ Лилиан,
Гласс. – Москва., 1997. - 272 c.
7. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков
характера у детей и подростков. [Текст]/ В.П. Кащенко. – М., 1999. - 304с.
8. Кукушкин, В.С. Коррекционная педагогика. [Текст]/ В.С. Кукушкин. –
Ростов н/Д, 2002. - 304с.
9. Леонова, Л.Г., Бочкарёва, Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного
поведения в подростковом возрасте: учебно-методическое пособие. [Текст]/
Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарёва. – Новосибирск, 1998. - 32с.
10. Саламатов, В. Вредные привычки и зависимости. Нервно-психическое
здоровье. [Текст]/ В. Саламатов. – М., 2013. – 572 с.
Список литературы для родителей:
1. Алипов, В.И., Крохов, В.В. Алкоголизм и материнство [Текст]/ В.И.
Алипов, В.В. Крохов. – Л.: Знание 2008 - 32 с.
2. Богданчиков, В., Болдырев, О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости.
[Текст]/ В. Богданчиков, О. Болдырев, О. Сурайкин. – М.: 2007. - 159с.
3. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. [Текст]/ Ю.Ф. Змановский
– М.: Медицина, 2007-128 с.: ил. (Научн.-попул. мед. литература).
23

4. Мартынов, С.М. Овощи+ фрукты +ягоды= здоровье: Беседы врачапедиатра о питании детей: Кн. для родителей. [Текст]/ С.М. Мартынов. – М.:
Просвещение,1993. - 159с.:
5. Марьясис, Е.Д., Скрипкин, Ю.К. Азбука здоровья семьи. [Текст]/ Е.Д.
Марьярис, Ю.К. Скрипкин. – М.: Медицина,1992. - 208 с.: ил.- (Науч.-попул.
мед. литература).
6. Сайфутдинова, Е. В. Проект «Здорово живем» // Классный руководитель.
[Текст]/ Е.В. Сайфутдинова. – 2011. - № 2. – С. 6-12.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.takzdorovo.ru/ - Портал о правильном питании, здоровом
образе жизни и избавлении от зависимостей;
2. https://lifehacker.ru/vrednye-privychki-30-let/ - 50 вредных привычек, от
которых нужно избавиться до 30 лет;
3. http://www.arhmedcolledg.ru/privychki - Сайт Архангельского медицинского
колледжа. Раздел: вредные привычки;
4. https://polyclinic1.ru/zdorove/zdorovyij-obraz-zhizni/vrednyie-privyichki-i-ixvliyanie-na-zdorove-cheloveka.html - Вредные привычки и их влияние на
здоровье человека;
5. https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_primorsk/news/50225/ - Сайт
администрации Санкт-Петербурга. Вредные привычки – враг здоровью;
6. https://www.health.gov.il/Russian/Subjects/addictions/Pages/default.aspx - Сайт
Министерства здравоохранения;
7. https://rkd.med.cap.ru/shkoli-zdorovjya/statji-na-medicinskie-temi/10-prichinchtobi-otkazatjsya-ot-vrednih-privichek - 10 причин, чтобы отказаться от
вредных привычек;
8.
https://familydoctor.ru/about/publications/zdorovyy_obraz_zhizni/pravila_zdorovo
y_semi_otkaz_ot_vrednykh_privychek.html – Правила здоровой семьи: отказ от
вредных привычек.
24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».