ДООП Первая помощь

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е
Д О П О Л Н И
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Г О О
" С О Л О М Б А Л Ь С К И

Б Ю Д Ж Е Т
Т Е Л Ь Н О Г
Б Р А З О В А
Й Д О М Д

ПРИНЯТО
На заседании
Педагогического Совета
Протокол № от
« » декабря 2022 г.

Н О Е Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
О О Б Р А З О В А Н И Я
Н И Я « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А. Б. Данилова
Приказ № от
« » декабря 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ»
естественнонаучной направленности
Возраст учащихся: 12-16 лет
Срок реализации: 5 часов

Авторы-составители:
Ильиных Оксана Юрьевна,
педагог дополнительного образования

Архангельск
2022
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта
2. Комплекс основных характеристик образования
2.1

Пояснительная записка

2.2

Учебный план

2.3

Учебно-тематический план

2.4

Содержание программы

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1

Календарный учебный график

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

3.3

Оценочные материалы

3.4

Методическое обеспечение программы

3.5

Условия реализации программы

3.6

Список информационных источников

2

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование образовательной
программы, в рамках которой
реализуется данная программа (услуга)

3
4

Год разработки
Вид деятельности по программе

5

Направленность дополнительного
образования
Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных услуг)

6

7

7

9
10

11

12
13

Указание на уровень сложности
содержания программы (стартовый
(ознакомительный), базовый,
продвинутый (углублённый))
Место реализации программы
(фактический адрес оказания услуги; при
реализации программы в сетевой форме
в разных местах указываются все адреса)
Возрастная категория учащихся (адресат
программы)
Указание на необходимость
медицинского заключения об отсутствии
противопоказаний к занятию
соответствующим видом спорта (для
программ физкультурно-спортивной
направленности)
Указание на адаптированность
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид ограничений)
Нормативный срок освоения программы
(продолжительность обучения)
Режим занятий, продолжительность
3

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ
(ББ52))
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Первая помощь» (ДООП)
2001г.
Изучение основ оказания
первой помощи.
Естественнонаучная
В программе изучаются
методы первой доврачебной
помощи в экстренных
ситуациях:
при непроходимости
дыхательных путей и
состоянии клинической
смерти.
ознакомительный

МБУ ДО «СДДТ»
Адрес: Архангельская
область, г. Архангельск, 1-й
Банный пер., д. 2
от 12 до 17 лет
Медицинского заключения не
требуется

Без адаптации.
5 часов
1 час в неделю, 5 часов в

каждого занятия
14 Сведения о педагогических работниках,
реализующих программу (Фамилия имя
отчество, квалификационная категория,
образование, регалии)
15 Форма обучения по программе (очная,
заочная, очно-заочная)
16 Объем программы общий и отдельно по
формам обучения (очная/заочная), по
использованию дистанционных
технологий (с использованием/ без
использования), по использованию
сетевой формы (с использованием/ без
использования), формам организации
образовательной деятельности
(коллективная/групповая/
индивидуальная)
17 Минимальное максимальное число
детей, учащихся в одной группе

4

месяц (четверть, год по
согласованию)
Ильиных Оксана Юрьевна,
педагог дополнительного
образования
Очная форма
Объём - 5 академических
часов;
Очная форма – 5
академических часов.
С использованием
дистанционных технологий.
С использованием сетевой
формы
Групповая форма
организации деятельности – 5
академических часов
Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 15 чел.

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана для проведения теоретических занятий
с учащимися 12-16 лет.
Занятия рассчитаны на изучение теоретического и практического
алгоритма по оказания первой помощи при остановке сердца и
непроходимости дыхательных путей.
Также данное занятия способствуют воспитанию у учащихся чувства
ответственности за жизнь другого человека, а также умение пользоваться
полученными знаниями.
Актуальность
Статистика свидетельствует, что более 20 % жизней могли бы быть
спасены, если человек, оказавшийся на месте происшествия, владел бы
приемами первой помощи и СЛР.
В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются
несчастные случаи связанные с остановкой сердца и дыхания на улице, на
работе, с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не
сможете предпринять при этом.
Почему? Да просто потому, что вы не знаете, что делать, как поступить
в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни
пострадавшего неумолимо, уменьшается.
Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных
ситуациях, мы должны правильно оказать первую помощь при остановке
сердца.
«Кровеносная система человека имеет большое разветвление. От
сердца в момент сокращения ток крови по аорте, артериям и капиллярам
расходится до клеток организма, доставляя им кислород и питательные
вещества. От клеток по венам возвращается к сердцу. Сердце в состоянии
покоя сокращается с частотой около 60-70 ударов в минуту. Оно
обеспечивает постоянный кровоток по сосудам, благодаря этому
осуществляются обменные процессы между кровью и тканями».
Весь комплекс реанимационных мероприятий должен проводиться
немедленно, непосредственно на месте происшествия. Первую помощь
имеют право оказывать; спасатели, простые граждане, дети.
Возможность
использования
программы
в
других
образовательных системах. Данная программа может быть использована
как часть воспитательной программы образовательной организации, как
направление воспитательной программы класса, как программа внеурочной
деятельности, как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных
загородных лагерях и др.
Цель программы: научить правилам первой доврачебной помощи,
сформировать четкие и правильные действия при остановке сердца, путём
сердечно - лёгочной реанимации.
5

Задачи:
Обучающая:
 Познакомить учащихся с понятиями: клиническая смерть и основы
сердечно – лёгочной реанимации (СЛР). Научиться оказывать первую
при остановке сердца;
Развивающая:
 Развивать умение пользоваться полученными знаниями в жизни,
чрезвычайной ситуации, при дорожно – транспортном происшествии;
Воспитательная:
 Воспитывать у детей чувство ответственности за жизнь другого
человека, умение действовать в коллективе.
Отличительной особенностью программы является то, что, в
процессе изучения теоретических знаний, обучающиеся расширят и углубят
знания о строении и функциях организма, на практических занятиях будет
предоставлена возможность выполнять практические действия. Овладение
теоретическими и практическими навыками предполагает активную
самостоятельную работу обучающихся.
Адресат программы, характеристика учащихся. По программе
могут обучаться дети в одновозрастных и разновозрастных группах в
возрасте от 12 до 16 лет без специальной подготовки. Набор и формирование
групп осуществляется без вступительных испытаний.
Психолго-педагогчисекие особенности обучающихся 12-16 лет.
Подростковый возраст характеризуется бурным ростом и развитием
всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела, продолжается
окостенение скелета, возрастает сила мышц. Улучшается контроль коры
головного мозга над инстинктами и эмоциями.
Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в
себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. Данные проявления
связаны с процессом самоопределения, переосмысления своих связей с
окружающими, своего места среди других людей.
Общение подростков со взрослыми существенно отличается от
общения младших школьников. Подростки зачастую не рассматривают
взрослых как возможных партнеров по свободному общению, они
воспринимают взрослых как источник организации и обеспечения их жизни,
причем организаторская функция взрослых воспринимается подростками
чаще всего лишь как ограничительно – регулирующая.
Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и
отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно –
следственные
связи,
делать
выводы.
Важно
также
поощрять
самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки
зрения.
Сроки реализации программы. 5 часов, 1 раз в неделю (месяц,
четверть) по согласованию с образовательной организацией – партнёром.
Объём программы: 5 академических часов.
6

Формы и режим занятий. Программный материал изучается в форме
теоретических и практических занятий.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия основных
клинических проявлений и состояний, содержания оказания медицинской
помощи внезапно заболевшим и пострадавшим.
Практическая же часть курса направлена на приобретение умений и
практических навыков по оказанию первой доврачебной помощи в
экстренных ситуациях.
Программой предполагается проведение практических работ с
использованием
наглядных
пособий
(тренажёров),
тематических
презентаций.
Практическое обучение программы осуществляется на базе школ или в
МБУ ДО «СДДТ». Обучение осуществляется групповым методом. В группе
от 10 до 15 человек.
Режим занятий:
1 раз в неделю (месяц, четверть) по 1 академических часа, 1
академический час – 45 мин.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №
467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Распоряжение правительства РФ от 31.03.2022 № 678 – p).
4.
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
5.
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
(приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816).
6.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного
профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Методические рекомендации по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства
просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06)
7

8.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
9.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление
главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22
10. Регламент независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и
науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11. Устав МБУ ДО «СДДТ»
12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО
«СДДТ».
13. Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
14. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе.

8

2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Название раздела
п/п
1
2

Всего часов

Алгоритм оказания первой помощи при
непроходимости дыхательных путей
Основы реанимационных мероприятий
Итого часов по программе (объём программы)

2
3
5

2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Название раздела,
п/п темы

1.

2.

Всего

Алгоритм оказания
первой помощи при
2
непроходимости
дыхательных путей.
Основы
реанимационных
мероприятий.
Всего:

Теоретические Практические
занятия
занятия

1

1

3

1

1

5

2

3

9

Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Рассказ
Практическа
я работа
Беседа
Рассказ
Практическа
я работа

2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Алгоритм оказания первой помощи при непроходимости
дыхательных путей-2 часа.
Теория. Понятие о частичной и полной непроходимости дыхательных
путей. Причины обструкции дыхательных путей. Признаки обструкции
(полной, частичной). Признаки обструкции дыхательных путей.
Практика. Первая помощь при полной обструкции дыхательных путей
пострадавшему, находящемуся в сознании, без сознания. Первая помощь
пострадавшим с избыточной массой тела, беременным женщинам. Первая
помощь младенцы до 1 года жизни, ребёнку от 1-8 лет. Прием Хеймлих.
Оказание самопомощи при обструкции дыхательных путей инородным
телом.
Тема 2. Основы реанимационных мероприятий - 3 часа
Теория. Понятие реанимации. Понятие клинической и биологической
смерти. Понятие сердечно-легочной реанимации Признаки жизни и смерти.
Практика. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке
дыхания и кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания и
кровообращения. Методы проведения ИВЛ: «рот ко рту». Современный
алгоритм проведения сердечно- легочной реанимации(СЛР); ошибки и
осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий;
прекращения СЛР; особенности СЛР у детей.
Практические работы:
 Отработка навыков определения сознания у пострадавшего;
 Отработка приемов восстановления проходимости дыхательных путей;
 Техника проведения ИВЛ методом «рот ко рту»;
 Техника проведения сердечно- легочной реанимации 1-м и 2-я
спасателями.
Комплексные соревнования.
Зачетные индивидуально – командные игровые соревнования по
правилам оказания первой медицинской помощи.

10

2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на
становление следующих ключевых компетентностей:
Блок компетенций

Содержание

Ключевые, базовые,
общие



познавательная компетенция (знания основ первой
помощи при угрожающих состояниях, овладение опытом
самопознания);



информационная компетентность (способность
работать с различными источниками информации,
проводить поиск, анализ и отбор необходимой
информации, ее преобразование, сохранение и передача);



коммуникативная компетентность (владение
способами презентации себя и своей деятельности, уметь
принимать и передавать необходимую информацию);



социокультурная компетентность (соблюдение норм
поведения в окружающей среде, умение работать в
коллективе). способность действовать в социуме с
учётом позиций других людей.



продуктивная компетентность (умение работать и
зарабатывать, быть способным создать собственный
продукт, принимать решения и нести ответственность за
них).

Специальные



оказывать первую медицинскую помощь в
экстренных ситуациях

Изучение
программы
обеспечивает
достижение
личностных
и
метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
 постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения;
 учиться признавать противоречивость и незавершённость своих
взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно
уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по
мере расширения своего жизненного опыта;
 приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
 учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на
поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
 знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих
технологий;
 реализация установок здорового образа жизни.
Метапредметные и предметные результаты:

11











самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные
задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их
решения;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и
интересов, находить компромиссы;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и
окружающих;
соблюдение правил работы с медицинским оборудованием.
использование медицинских знаний в быту.

В ходе изучения данной программы обучающиеся смогут получить
следующие знания и умения.
Обучающиеся могут научиться:
 Оказывать доврачебную помощь при непроходимости дыхательных
путей
 Оказывать доврачебную помощь при остановке дыхания и сердца.
 Выполнять ИВЛ способом «изо рта в рот» непрямой массаж сердца (на
манекене).
Обучающиеся могут узнать:
 Правила оказания первой медицинской помощи при непроходимости
дыхательных путей.
 Основы сердечно-лёгочной реанимации
Освоение содержания программы для обучающихся осуществляется на
базовом уровне.
Планируемые результаты:
Базового уровня:
Обучающиеся будут:
 Применять алгоритм оказания первой помощи на практических
занятиях
 Оказывать само- и взаимопомощь в зависимости от конкретной
ситуации

12

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N Занятие
п/п
1
Первое

Часы Тема
занятия
1
Алгоритм
оказания первой
помощи при
непроходимости
дыхательных
путей
1
Алгоритм
оказания первой
помощи при
непроходимости
дыхательных
путей
1
Основы
реанимационны
х мероприятий

2

Второе

3

Третье

4

Четвёртое

1

Основы
реанимационны
х мероприятий

5

Пятое

1

Основы
реанимационны
х мероприятий

13

Форма
занятия
Комбинирова
нное занятие

Форма
контроля/результат
Беседа
Рассказ
Практическая
работа

Комбинирова Беседа
нное занятие Рассказ
Практическая
работа
Комбинирова Беседа
нное занятие Рассказ
Практическая
работа
Комбинирова Беседа
нное занятие Рассказ
Практическая
работа
Комбинирова Беседа
нное занятие Рассказ
Практическая
работа

3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся, занимающихся по программе «Составь
компанию живым», проводится в учебном году 1 раз: промежуточная по
итогам изучения программы.
Сроки проведения аттестации: последнее занятие по программе.
Формы аттестации учащихся: практическая работа изготовление
стенгазеты по вреде наркотиков.
Результаты
аттестации
заносятся
в
Протокол
фиксации
образовательных результатов освоения программы за год.
Система оценивания – безотметочная.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также с
целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика
определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и
Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная
конкретно к творческому объединению «Составь компанию живым».
Разработан инструментарий по модулям, а также система текущего контроля
и протоколы фиксации результатов.
Система текущего контроля
Текущий контроль
успеваемости
осуществляется по каждой изученной теме.
Вид контроля
Текущий

Итоговый

Сроки проведения
контрольных
мероприятий
На каждом занятии

учащихся

по

программе

Формы контроля
-наблюдение за работой
учащихся;
-фронтальный опрос;
-беседа;
-анализ творческой работы;
-викторина;
-участие в конкурсах;
- методика «Незаконченное
предложение»
-изготовление стенгазеты о
вреде курения

В конце изучения
каждого модуля

14

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год

ФИО

возраст

Творческие
навыки

Н

Н

С

В

Н

С

В

Н

1.
2.

15

С

В

Н

С

В

С

В

Результаты
аттестации
по итогам
изучения
программы

Аттестова
н
Не
аттестован
Повторно
аттестован

№
п/
п

Владение
Владение
Практические специальным
Теоретически специальной
умения и
оборудование
е знания
терминологие
навыки
ми
й
оснащением

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе «Первая помощь»
Года
обучен
ия

Количест
во
учащихся
по годам
обучения

Количество
учащихся,
прошедших
аттестацию
(данные за период
обучения)

Количество
учащихся,
имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)
(данные за период
обучения)

16

Количество учащихся,
прошедших
аттестацию повторно
(данные за период
обучения)

Количество учащихся,
полностью освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(данные на конец периода
обучения)

3.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Показатели и критерии результатов аттестации
Таблица 1 демонстрирует технологию определения уровня
освоения программы ребёнком (теоретическую и практическую)
Критерии оценки выражены в баллах:
Таблица 1
Критерии оценки
Показатели
Низкий уровень
Средний уровень Высокий уровень
Практические -пассивный
умения и
слушатель;
навыки
- не участвует в
диспуте;
- не показывает
эрудицию в
обсуждаемом
вопросе;
- шаблонно
выполняет
предложенные
задания;
- считает
представленные
вредные привычки
не опасными.

- умеет вступать и
вести беседу;
- участвует в
диспуте;
- показывает
эрудицию в
обсуждаемом
вопросе;
- неплохо
выполняет
предложенные
задания;
- осознанно
выбирает
установку на
ЗОЖ;
- имеет свою
точку зрения по
поводу вредных
привычек.

Творческие
навыки

Все задания
выполняет по
шаблону. По
подсказке
педагога
проявляет
творчество

Полностью
выполняет задания
по шаблону

17

- умеет выступать
и вести беседу,
бывает очень
убедительным;
- в диспуте умеет
отстаивать свою
точку зрения;
- показывает
хорошую
эрудицию в
обсуждаемом
вопросе;
- креативно
выполняет
предложенные
задания;
- осознаёт вредные
привычки и какие
последствия ждут
человека при их
регулярном
использовании.
Творчески
подходит к
выполнению всех
заданий

3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Составь компанию живым» необходимы
методические пособия, наглядный материал, методические материалы:
специальная литература;
иллюстрации;
фотографии;
конспекты занятий с учащимися;
разработки воспитательных и досуговых мероприятий для
учащихся и родителей;
разработки мастер-классов для педагогических работников и
заинтересованных лиц и другое.
Данная программа строится на принципах:
 научности – предлагаемый материал соответствует представлению
современной науки об особенностях здорового образа жизни;
 доступности – информация и ее объем соответствуют возрастным
возможностям учащихся;
 системности, определяющий взаимосвязь и целостность
содержания, форм и принципов предлагаемого курса;
 наглядности – познание осуществляется с помощью современных
дидактических средств;
 занимательности – материал излагается в занимательной, игровой
формах, содержит информацию, полезную для практической деятельности;
 актуальности – отражает насущные проблемы, связанные со
здоровьем детей;
 психологической комфортности – на занятиях обеспечивается
психологический и эмоциональный комфорт.
Методы:
 иллюстративный;
 словесный;
 игровой;
 видеометод;
 проблемного обучения;
 частично-поисковый;
 самостоятельной работы.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Компетенция


Оценка результатов программы
Способ оценивания

познавательная компетенция педагогическое наблюдение; тестирование;
(владение механизмами
целеполагания, планирования,
18









анализа, рефлексии,
самооценки успешности
собственной деятельности в
процессе выполнения
проекта);
информационная
компетентность (способность
работать с различными
источниками информации,
проводить поиск, анализ и
отбор необходимой
информации, ее
преобразование, сохранение и
передача);
коммуникативная
компетентность (владение
способами презентации себя и
своей деятельности, уметь
принимать и передавать
необходимую информацию);
социокультурная
компетентность (соблюдение
норм поведения в
окружающей среде, умение
работать в коллективе);
продуктивная компетентность
(умение работать и
зарабатывать, быть
способным создать
собственный продукт,
принимать решения и нести
ответственность за них).

педагогическое наблюдение; тестирование;

педагогическое наблюдение; тестирование;
педагогическое наблюдение;

педагогическое наблюдение;
педагогическое наблюдение; тестирование; зачётные занятия

Технология оценивания результатов
реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Не проходите мимо»
Показатели
Критерии
Степень выраженности
Методы
(оцениваемые параметры)
оцениваемого качества
диагностик
Соответствие
• минимальный
Наблюдение,
I. Теоретическая подготовка
теоретических
уровень(ребенок овладел
тестирование
ребенка:
Теоретические знания (по
знаний ребенка
менее чем 1/2 объема знаний, , опрос и др.
основным разделам учебнопрограммным
предусмотренных
Собеседован
тематического плана программы)
требованиям;
программой);
ие
• средний уровень(объем
усвоенных знаний составляет
более 1/2);
• максимальный
уровень (ребенок освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период).
19

Соответствие
II. Практическая подготовка
практических умений
ребенка:
и навыков
1.Практические умения и
программным
навыки, предусмотренные
программой (по основным
требованиям
разделам учебно-тематического
плана программы)
Отсутствие
2.Владение специальным
затруднений в
оборудованием и оснащением
использовании
специального
оборудования и
оснащения
3.Творческие навыки
Креативность в
выполнении
практических заданий

минимальный
уровень (ребенок
овладел менее чем 1/2
предусмотренных
умений и навыков);
 средний уровень(объем
усвоенных умений и
навыков составляет
более 1/2);
 максимальный
уровень (ребенок
овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период).
 минимальный уровень
умений (ребенок
испытывает серьезные
затруднения при
работе);
 средний
уровень(работает с
помощью педагога);
 максимальный
уровень (работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей).


начальный
(элементарный)
уровень развития
креативности(ребенок
в состоянии выполнять
лишь простейшие
практические задания
педагога);
 репродуктивный
уровень(выполняет в
основном задания на
основе образца);
 творческий
уровень(выполняет
практические задания
с элементами
творчества)


20

визуальный
контроль
активности и
правильност
и
выполнения
упражнений
и заданий;
эталоны
выполненны
х работ;
проектные
работы

Наблюдение

III. Общеучебные умения и
навыки ребенка:
1. Учебно-интеллектуальные
умения:
1.1 Умение подбирать и
анализировать специальную
литературу
1.2. Умение пользоваться
компьютерными источниками
информации
1.3. Умение осуществлять
учебно-исследовательскую работу
(писать рефераты, проводить
самостоятельные учебные
исследования)
2. Учебно-коммуникативные
умения:
1. Умение слушать и
слышать педагога
2.2.Умение выступать перед
аудиторией
3. Учебно-организационные
умения и навыки:
3.1. Умение организовать свое
рабочее (учебное) место
3.2. Навыки соблюдения в
процессе деятельности правил
безопасности
3.3. Умение аккуратно
выполнять работу

Анализ
исследовател
ьской работы
Самостоятельность в
• минимальный уровень
подборе и анализе
умений (обучающийся
литературы
испытывает серьезные
Самостоятельность в затруднения при работе с
пользовании
литературой, нуждается в
компьютерными
постоянной помощи и
источниками
контроле педагога);
информации
• средний уровень(работает с
Самостоятельность в
литературой с помощью
учебнопедагога или родителей)
исследовательской
• максимальный
работе
уровень (работает с
Адекватность
литературой самостоятельно,
восприятия
не испытывает особых
информации, идущей
трудностей)
от педагога
Уровни — по аналогии с п.
3.1.1.
Свобода владения и
Уровни — по аналогии с п.
подачи обучающимся
3.1.1.
подготовленной
Уровни — по аналогии с п.
информации
3.1.1.
Уровни — по аналогии с п.
3.1.1.
Способность
Уровни — по аналогии с п.
самостоятельно
3.1.1.
готовить свое рабочее Уровни — по аналогии с п.
место к деятельности и
3.1.1
убирать его за собой
Соответствие реальных
навыков соблюдения
правил безопасности
Аккуратность и
ответственность в
работе
 минимальный
уровень (ребенок
овладел менее чем ½
объема навыков
соблюдения правил
безопасности;
 средний уровень(объем
усвоенных навыков
составляет более 1/2);
 максимальный
уровень (ребенок
освоил практически
весь объем навыков,
предусмотренных
21

Наблюдение

визуальный
контроль
активности и
правильност
и
выполнения
упражнений
и заданий;

программой за
конкретный период)

Наряду с традиционными формами зачета предполагается выполнение каждым учеником
(индивидуально или в группе):
 творческого проекта с последующим выступлением на занятиях с сообщением или
докладом-отчетом о проделанной работе;
 для некоторых же учеников (не ораторов) предусматривается выполнение
индивидуального домашнего задания в виде реферата;
 можно предложить подготовить небольшой доклад в дополнение к лекционному
выступлению преподавателя, заранее подготовленный (под нестрогим контролем
учителя), что поможет учащемуся (даже не слишком «сильному» и
разговорчивому) включиться в работу на уроке, развить и проявить свое
ораторское мастерство.
Для текущего контроля усвоения учебного материала предусмотрено проведение занятий
в форме игры.
Контрольно- измерительные материалы
Тестовые задания
по теме: «Сердечно - лёгочная реанимация»
1 вариант
Выбрать один вариант ответа
1. Основные мероприятия при выведении из клинической смерти
а) дать понюхать нашатырный спирт
б) проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ)
в) проведение закрытого массажа сердца
г) одновременное проведение ИВЛ и закрытого массажа сердца
2. При проведении непрямого массажа сердца компрессию на грудину взрослого
человека производят
а) всей ладонью
б) проксимальной частью ладони
в) тремя пальцами
г) одним пальцем
3. Соотношение дыханий и компрессий на грудину при проведении реанимации
взрослому человеку одним лицом
а) на 1 вдох - 5 компрессий
б) на 2 вдоха - 4 компрессии
в) на 3 вдоха - 6 компрессий
г) на 2 вдоха - 15 компрессий
4. При проведении закрытого массажа сердца поверхность, на которой лежит
пациент, обязательно должна быть
а) жесткой
б) мягкой
22

в) наклонной
г) неровной
5. Соотношение дыханий и компрессий на грудину при проведении реанимации
взрослому человеку двумя лицами
а) на 1 вдох - 2 компрессии
б) на 1 вдох - 10 компрессий
в) на1 вдох - 5 компрессий
г) на 2 вдоха - 30 компрессий
6. Продолжительность проведения аппаратной ИВЛ при реанимации, если не
появляется спонтанное дыхание
а) 20минут
б) 15 минут
в) 10 минут
г) решается коллегиально, через несколько дней
7. Для предупреждения западения корня языка при проведении реанимации голова
пострадавшего должна быть
а) повернута на бок
б) запрокинута назад
в) согнута вперед
г) в исходном положении
8. Продолжительность клинической смерти в условиях нормотермии
а) 1-2 минуты
б) 5-7 минут
в) 25-30 минут
г) 8-10 минут
9. Число дыханий в 1 минуту при проведении ИВЛ взрослому человеку
а) 8-10 в 1 минуту
б) 30-32 в 1 минуту
в) 12-20 в 1 минуту
г) 20-24 в 1 минуту
10. Признаки клинической смерти
а) потеря сознания и отсутствие пульса на сонных артериях
б) спутанность сознания и возбуждение
в) нитевидный пульс на сонных артериях
г) дыхание не нарушено
11. При проведении наружного массажа сердца ладони следует расположить
а) на верхней трети грудины
б) на границе верхней и средней трети грудины
в) на границе средней и нижней трети грудины
г) в пятом межреберном промежутке слева
12. Глубина продавливания грудины при проведении закрытого массажа сердца
взрослому человеку
а) 1-2 см
б) 4-6 см
в) 7-8 см
г) 9-10 см
23

13. Глубина продавливания грудной клетки при проведении закрытого массажа
сердца новорожденному
а) 1,5-2 см
б) 4-6 см
в) 5-6 см
г) 7-8 см
14. Правильная укладка больного при сердечно-легочной реанимации
а) приподнять ножной конец
б) приподнять головной конец
в) положить на твердую ровную поверхность
г) опустить головной конец
15. Препарат, применяемый при остановке сердца
а) кордиамин.
б) дроперидол
в) адреналин
г) фуросемид
16. Если сердечная деятельность не восстанавливается, реанимационные
мероприятия можно прекратить через
а) 30-40 мин.
б) 3-6 мин.
в) 2 часа
г) 15-20 мин.
17. Достоверный признак биологической смерти
а) прекращение дыхания
б) прекращение сердечной деятельности
в) расширение зрачка г) симптом "кошачьего глаза"
Эталон ответов: 1-г; 2-б; 3-г; 4-а; 5-в; 6-г; 7-б; 8-б; 9-в; 10-а; 11-в; 12-б; 13-а; 14-в; 15-в;
16-а; 17-г
Тестовые задания по теме: «Сердечно - легочная реанимация»
2 вариант
Выбрать один правильный вариант ответа
1.Что следует сделать в первую очередь для оказания помощи лежащему на земле
пострадавшему без видимых наружных повреждений, но находящемуся в
бессознательном состоянии?
1)Запрокинуть голову на затылок, открыть рот, при необходимости очистить ротовую
полость от инородных масс, контролировать наличие дыхания и пульса, срочно вызвать
«Скорую медицинскую помощь».
2)Подложить под ноги валик, срочно вызвать «Скорую медицинскую помощь».
3)Поднести к носу ватку с нашатырным спиртом, приподнять голову, дать питье.
2.В какой последовательности следует оказывать помощь пострадавшему,
находящемуся в бессознательном состоянии, если у него прекратилось дыхание и
сердечная деятельность?
1)Освобождение проходимости дыхательных путей, искусственная вентиляция легких,
непрямой массаж сердца.
2)Искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца, освобождение
проходимости дыхательных путей.
24

3)Непрямой массаж сердца, освобождение проходимости дыхательных путей,
искусственная вентиляция легких.
3.Начинать сердечно-легочную реанимацию следует только при:
1)Потере человеком сознания при отсутствии пульса на сонной артерии.
2)Потере человеком сознания, независимо от наличия пульса.
4.Какое «восстановительное» положение следует придать пострадавшему без
видимых наружных повреждений, находящемуся без сознания, после проведения
сердечно-легочной реанимации?
1)Лежа на боку, под голову, повернутую в сторону, подложить верхнюю руку
пострадавшего, верхнюю ногу согнуть в колене и положить на землю.
2)Лежа на спине с валиком под головой.
3)Лежа лицом вниз, под лоб подложить руку.
5.Положение пострадавшего при проведении сердечно-легочной реанимации:
1). На спине, на ровной не прогибающейся поверхности.
2). Оставить то положение, в котором был обнаружен пострадавший.
3). На спине на кровати.
6. При проведении ИВЛ (искусственной вентиляции легких) методом «рот в рот»
необходимо:
1). Свободной рукой плотно зажимать нос пострадавшего.
2). Зажимать нос пострадавшего только в случае, если носовые ходы свободны.
3). Нос пострадавшему не зажимать.
7. При проведении ИВЛ (искусственной вентиляции легких) методом «рот в нос»
необходимо:
1). Свободной рукой открывать рот пострадавшего для обеспечения выдоха.
2). Свободной рукой плотно удерживать нижнюю челюсть пострадавшего, чтобы его рот
был закрыт.
3). Не проводить никаких манипуляций с нижней челюстью пострадавшего.
8. Особенности проведения ИВЛ (искусственной вентиляции легких) детям:
1). Частота вдуваний воздуха и объем вдуваемого воздуха, по сравнению со взрослыми
пострадавшими, не меняется.
2). Увеличивается частота вдуваний воздуха с обязательным уменьшением объема
вдуваемого воздуха.
3). Уменьшается частота вдуваний воздуха с обязательным уменьшением объема
вдуваемого воздуха.
9. Частота вдуваний воздуха в минуту при проведении ИВЛ (искусственной
вентиляции легких) составляет:
1). 6-8 вдуваний в минуту для взрослых, 8-11 для детей.
2). 10-14 вдуваний в минуту для взрослых, 15-18 для детей.
3).16- 20 вдуваний в минуту для взрослых, 30-36 для детей.
10. Ритм сердечно-легочной реанимации, выполняемой одним лицом, оказывающим
помощь:
1). 1 вдувание воздуха – 5 надавливаний на грудную клетку.
2). 2 вдувания воздуха – 15 надавливаний на грудную клетку.
3). 2 вдувания воздуха – 30 надавливаний на грудную клетку.
11.Какие признаки клинической смерти?
25

1).отсутствие сознания, судороги, выделение пены изо рта
2). отсутствие сознания, дыхания, пульса на сонной артерии, широкие зрачки
12. Что нужно сделать для прохождения воздуха в легкие при проведении
реанимации?
1) .Расстегнуть одежду, подложить валик под голову
2).Подложить валик под лопатки
3).Запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть, открыть рот
Эталон ответов:1-1; 2-1; 3-1;4- 1;5-1;6-1;7-2; 8-2; 9-3;10-2;11-2;12-3.

26

3.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – техническое обеспечение.
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета.
Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 1.2.3685-21 не менее 50 кв.м.
Оборудование:
 Рабочее место учителя: стол, стул
 Рабочие места для обучающихся: двухместные рабочие столы, стулья
 мультимедийный проектор
 компьютер
 2 тренажер - манекена взрослого пострадавшего для отработки
приемов сердечно-легочной реанимации
 расходный материал для тренажеров (салфетки, лотки)
 учебный фильм « Сердечно-легочная реанимация », «Непроходимость
дыхательных путей»
 плакат «Сердечно-легочная реанимация»
Слайдовые презентации:
 Основы реанимационных мероприятий
 Обструкция дыхательных путей инородным предметом
В процессе преподавания используются разнообразные формы и
методы: объяснение и рассказ, показ видео фильмов, деловые игры, решение
проблемных производственных ситуаций и другие.
Формы
обучения: групповая,
индивидуально
групповая,
коллективная.
Формы проведения занятий:
 беседа, лекция;
 практические работы;
 дискуссия, обсуждение;
 самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет;
 самостоятельные практические занятия.
Форма подведения итогов
Зачетные индивидуально – командные игровые соревнования по технике
проведения СЛР.
Кадровое обеспечение образовательного процесса - педагог
дополнительного
образования
естественнонаучной
направленности,
соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).

27

3.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Список литературы для педагога:
1. Аронсон, Ф. Наглядная кардиология [Текст]/ Ф. Аронсон // ГЭОТАР
Медиа . – 2011.
2. Джоунс, Н. Краткий медицинский справочник. [Текст]/ Н. Джоунс . –
М., 2008.
3. Колесникова, М.А. Анастезия и реаниматология: Конспект лекций
[Текст]/ М.А. Колесникова.- М., 2007
4. Левчук, И.П, Третьяков, Н.В. Медицина катастроф, Курс лекций
[Текст]/ И.П. Левчук, Н.В. Третьяков, -2011
Список литературы для родителей:
1. Сумин, С.А., Окунская, Т.В.
«Основы реанимации» [Текст]/
С.А.Сумин, Т.В. Окунская, М. «ГЭОТАР – МЕДИА». – 2018г.
2. Научное обозрение. Медицинские науки. – 2017. – № 2 – С. 44-46.
3. Кулагин, А.Е., Германенко, И.Г. Учебно-методическое пособие
«ОБСТРУКЦИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ У ДЕТЕЙ:
КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ»
[Текст]/ Кулагин Алексей Евгеньевич, Германенко Инна Геннадьевна.
– 2009г.
Интернет-ресурсы:
1. https://dzhmao.ru/info/instruktsiya-po-okazaniyu-pervoy-dovrachebnoypomoshchi-.php - Сайт Департамента здравоохранения;
2. https://инструкция-по-охране-труда.рф – База инструкций по охране
труда;
3. https://www.youtube.com/watch?v=573hGaZaiFY – Как правильно
оказывать первую помощь

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».