ДООП Сувенир

СОДЕРЖАНИЕ
3

1. Информационная карта
2. Комплекс основных характеристик образования
2.1

Пояснительная записка

5

2.2

Учебный план

10

2.3

Учебно-тематический план

10

2.4

Содержание программы

11

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

13

3. Воспитательный потенциал
3.1

Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей

14

3.2

Формы и методы воспитания

15

3.3

Условия воспитания, анализ результатов

16

3.4.

Календарный учебный план воспитательной работы

24

4. Комплекс организационно-педагогических условий
4.1

Календарный учебный график

26

4.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

29

4.3

Оценочные материалы

33

4.4

Методическое обеспечение программы

37

4.5

Условия реализации программы

37

4.6

Список информационных источников

38

2

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Образовательная программа
(Реализация дополнительных общеразвивающих
программ (ББ52))
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа мастерской рукоделия
«Сувенир»

1

Наименование
программы (услуги)

2

Полное наименование
образовательной
программы, в рамках
которой реализуется
данная программа (услуга)
Год разработки
2020
Вид деятельности по
Изучение различных видов рукоделия; вышивка
программе
лентами, лоскутное шитье, мягкая игрушка.
Изготовление поделок – сувениров.
Направленность
Художественная
дополнительного
образования
Аннотация (краткое
Программа направлена на развитие творческих
описание содержания и
способностей в области шитья и знакомство детей с
иная информация,
различными видами рукоделия (лоскутное шитье,
необходимая для
вышивка, мягкая игрушка). Приобретение практических
заказчиков и получателей навыков при работе и иглой, пяльцами, ножницами.
образовательных услуг)
Создание детьми сувениров, которыми приятно
пользоваться, украшать одежду и интерьер, которые
можно преподнести в подарок своим друзьям и
близким.
Указание на уровень
Стартовый уровень
сложности содержания
программы (стартовый
(ознакомительный),
базовый, продвинутый
(углублённый))
Место реализации
МБУ ДО «СДДТ» г. Архангельск, ул. Банный переулок
программы (фактический
1-й, дом 2.
адрес оказания услуги;
при реализации
программы в сетевой
форме в разных местах
указываются все адреса)
Возрастная категория
от 6 до 8 лет
учащихся (адресат
программы)
Указание на
Медицинского заключения не требуется
необходимость
медицинского заключения
об отсутствии
противопоказаний к
занятию
соответствующим видом
спорта (для программ
физкультурно-спортивной

3
4

5

6

7

8

9

10

3

направленности)
11

12

13

14

15

16

17

Указание на
адаптированность
программы для учащихся
с ОВЗ (включая указание
на вид ограничений)
Нормативный срок
освоения программы
(продолжительность
обучения)
Режим занятий,
продолжительность
каждого занятия
Сведения о
педагогических
работниках, реализующих
программу (Фамилия имя
отчество,
квалификационная
категория, образование,
регалии)
Форма обучения по
программе (очная,
заочная, очно-заочная)
Объем программы общий
и отдельно по формам
обучения (очная/заочная),
по использованию
дистанционных
технологий (с
использованием/ без
использования), по
использованию сетевой
формы (с использованием/
без использования),
формам организации
образовательной
деятельности
(коллективная/групповая/
индивидуальная)
Минимальное
максимальное число
детей, учащихся в одной
группе

Без адаптации

1 года обучения: 72 академических часа

1 год обучения:
– 1 раз в неделю по 2 академических часа;
(1 час – 45 мин.)
Голышева Ольга Леонидовна, педагог дополнительного
образования высшей квалификационной категории,
образование высшее педагогическое

Очная форма
Объём -72 академических часа;
Очная форма –72 академических часа.
С использованием дистанционных технологий.
Без использования сетевой формы
Групповая форма организации деятельности 72 ч.

Минимальное – 5 чел.
Максимальное – 10 человек

4

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сувенир»
художественной направленности (далее – программа) направлена на развития
творческих возможностей детей, дает им возможность максимально проявит свое
дарование, при занятии рукоделием.
Актуальность программы обусловлена современными требованиями
модернизации системы образования: в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» ст. 75 сказано: «Дополнительное образование
детей и взрослых» говорится: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено
на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное
образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную
ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся
способности».
Любовь к труду, творческий подход к делу нужно воспитывать с детства: умение
рационально подготовить к работе свое рабочее место, поддержать на нем порядок,
планировать свою деятельность, а так же выполнять работу быстро и качественно.
Декоративно-прикладное творчество – это создание художественных изделий,
имеющих практическое назначение в быту. Первые уроки красоты и добра, связанные с
творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.
В процессе изготовления сувениров из текстильных материалов дети, развивают
мелкую моторику и стремление к творческой самореализации, знакомятся с основными
алгоритмами изготовления изделий разного вида, с технологией выполнения ручных
швов, с различными видами и свойствами ткани, одновременно обогащая свой словарь
специальными терминами. Изготовление сувениров из текстильных материалов детьми
может стать ступенью к творчеству, которое имеет большое значение для личностного
развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной
жизнедеятельности в будущем.
Возможность использования программы в других образовательных системах.
Программа реализуется на базе Соломбальского Дома детского творчества. Данная
программа может быть использована как дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа в учреждениях дополнительного образования, как
программа внеурочной деятельности в образовательных организациях, как досуговая
программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных загородных лагерях.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся
через создание сувениров из текстильных материалов в различных техниках рукоделия.
Задачи:
Образовательные: знакомство с различными видами рукоделия: вышивка,
лоскутное шитье, мягкая игрушка; формирования навыков работы с текстильными
материалами; обучение детей основным видам ручного шитья, овладение практическими
навыками при работе с иглой, пяльцами, ножницами, создание сувениров по образцу или
собственному замыслу.
Воспитательные: воспитывать аккуратность и уважение к труду, способствовать
сплочению коллектива, создание дружеской атмосферы взаимопомощи.

5

Развивающие: развитие интереса детей к рукоделию, развитие творческих
способностей, фантазии, зрительно-образной памяти, умения анализировать результаты
работы.
Отличительная особенность программы:
1. Возможность обучения по программе «Сувенир» имеют дети дошкольного и
начального школьного возраста. Основной формой обучения является практическая
деятельность по изготовлению сувениров из текстильных материалов.
2. Программа «Сувенир» является стартовой, что предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
3. Программа предполагает использование дистанционных форм обучения. Для
этого подобраны соответствующие электронные ресурсы в сети Интернет, которые
включают онлайн экскурсии, викторины, кроссворды, видеосюжеты мастер-классов по
рукоделию. Материалы размещаются в группе мастерской рукоделия "Сувенир"
ВКонтакте, в АИС «Дневник-ОДО».
Данная программа направлена на развитие творческих способностей при создании
сувениров из текстильных материалов и знакомство детей с различными видами
рукоделия. Приобретение практических навыков при работе и иглой, пяльцами,
ножницами, с текстильными материалами. Во время обучения по программе учащиеся от
простых легких изделий постепенно переходят к освоению более сложных форм,
накапливая практический опыт. Основу деятельности составляют изготовленные своими
руками сувениров, через которые происходит формирование чувства радости, гордости за
красоту своего дела, желание нести людям добро.
Принципы, лежащие в основе программы:
- принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы);
- принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
- принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы.
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
- принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей).
Адресат программы, характеристика учащихся.
По программе могут обучаться все желающие в возрасте от 6 до 8 лет. Набор и
формирование групп осуществляется без вступительных испытаний и на протяжении
всего учебного года, специальная подготовка не требуется, медицинское заключение не
требуется, каждый учащийся предъявляет заявление от родителей (законных
представителей) и согласие на обработку персональных данных. Минимальное количество
учащихся - 10, максимальное – 15 человек.
Характеристика возраста.
Возраст 6-8 лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным
образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника
выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный
характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает
знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели),
находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои
действия. Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность
психических явлений, внутренний план действий, рефлексия. Дети этого возраста
способны воспринимать не только то, что изображено на картинке, но улавливать
внутреннюю характеристику образа, способны к созданию и воплощению собственных
6

замыслов, к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Дети с
удовольствием фантазируют, активно стремятся к познанию окружающей
действительности, проявляют любознательность.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения и основана на изложении материала в
доступной и увлекательной форме.
Этапы реализации программы:
подготовительный - правила поведения на занятиях, безопасность труда,
организация рабочего места, знакомство с инструментами и материалами для рукоделия;
начальный - обучение работе с иглами, ножницами, наперстком, выполнение
образцов ручных работ, завязывание узелков, закрепление нити;
основной - изготовление сувениров по образцу с использованием различных
техник рукоделия;
заключительный итоговая работа: изготовление сувенира из текстильных
материалов.
Объём программы: 1 год обучения, 72 академических часа, 36 учебных недель.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 час – 45 мин).
Формы занятий:
- теоретические занятия;
- практические занятия,
- экскурсии;
- выставки.
Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей
обучающихся. Методика проведения занятий строится на тематическом разнообразии.
Задания адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов, возможностей
и предпочтений.
Методы:
- словесный (фронтальный опрос для выяснения имеющихся знаний по подбору
материалов и раскрою сувениров, беседа о подарках и украшении интерьера; объяснение
технологии пошива сувениров, наглядный; (демонстрация - образцы творческих работ,
мультимедийные презентации, иллюстрация – схемы выполнения вышивки, плакаты);
- практический (создание выкройки к сувениру, изготовление сувениров в
различных техниках рукоделия);
- методы стимулирования и мотивации: игра, игры на превращение, викторина,
творческая мастерская, встречи с известными людьми;
- методы контроля, самоконтроля:
наблюдение, опрос, анкетирование,
самостоятельная работа, участие в выставках, в конкурсах.
Технологии: система текущего и итогового контроля (наблюдение, опрос,
анкетирование, творческая работа, участие в выставках, в конкурсах и др.), анализ
состояния учебной документации, учебно-методического комплекса, беседа с учащимися,
анкетирование.
Методики: Кондратьева Н.В. «Критерии, показатели и уровни развития
творческих
способностей
школьников»,
методика
определения
результатов
образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в
МБУ ДО «СДДТ».
Структура занятия:
I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии,
организацией рабочего места, техникой безопасности при работе с инструментами.
II этап. Основная часть.
Постановка цели и задач занятия.
7

Создание мотивации предстоящей деятельности.
Закрепление полученных знаний.
Демонстрация образца сувенира.
Анализ образца.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа. Разбор порядка выполнения сувенира.
III этап. Заключительная часть.
Анализ работ. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Обучение детей по программе предполагает овладение первыми трудовыми
навыками, организацией рабочего места, знанием инструментов и материалов, техникой
безопасности во время работы. Ориентировка на высокое качество работы, появившейся
интерес к декоративно-прикладному искусству, осознанное желание творить самому на
основе приобретенных знаний, умений, навыков. После проведения каждого этапа работы
предполагается овладение учащимися определенными знаниями, умениями, навыками,
выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и
специальных умений, способов самоконтроля.
Предполагаемые результаты обучения:
1.
Способность применять полученные знания на практике.
2.
Наличие устойчивого интереса к изучению рукоделия и созданию сувениров
из текстильных материалов.
3.
Стабильность достижений обучающегося.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 4.2, 4.3.
Нормативно-правовое обоснование программы:
1.
. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
3.
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р;
5.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;
6.
Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. От 16.07.2020);
7.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 года № 16);
8.
Приказ Министерства образования РФ от 27 июня 2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
9.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28);
8

10.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 22
11.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.).
12.
Регламент
независимой
оценки
качества
дополнительных
общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку
оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами»
13.
Устав МБУ ДО «СДДТ»
14.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
15.
Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
16.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.

9

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
1

Название программы

Год обучения

«Сувенир»
1 год обучения
Итого часов по программе (объём программы)

Всего часов
72
72

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
Наименование раздела
Формы
№
(темы)
всего теория практика аттестации/контроля
Беседа, анкетирование,
2
1
1
1 Вводное занятие
кроссворд
2 Виды ручных работ
Свойство некоторых
Устный опрос, наблюдение,
2.1 видов тканей и их
2
1
1
упражнение, викторина
применение
Изготовление футляра
Устный опрос, наблюдение,
2.2
4
1
3
для ножниц
упражнение
3 Сувенир из лоскутков
Устный опрос, практическая
3.1 Игольница
4
1
3
работа
Устный опрос, практическая
3.2 Игрушка на ладошке
6
2
4
работа
Устный опрос, практическая
3.3 Цветы из фетра
4
2
2
работа
Устный опрос, практическая
3.4 Новогодний сувенир
8
2
6
работа, игра
4 Вышивка лентами
Общие сведения о
Устный опрос, практическая
4.1.
2
1
1
вышивке лентами
работа
Устный опрос, практическая
4.2 Ромашка
4
1
3
работа
Устный опрос, практическая
4.3 Тюльпаны
4
1
3
работа
Устный опрос, практическая
4.4 Открытка для мамы
6
2
4
работа
5 Мягкая игрушка
Устный опрос, практическая
5.1 Котик
4
1
3
работа
Устный опрос, практическая
5.2 Зайчик
8
1
7
работа.
Устный опрос, практическая
5.3 Мишка
10
2
8
работа, игра
Промежуточная аттестация
Итоговое занятие за 1
2
1
1
6
учащихся за 1 полугодие
полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговое занятие за
2
1
1
7
учащихся за год
год
Итого
72
22
50
2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
10

Тема раздела
Вводное занятие

Виды ручных
работ.

Сувенир из
лоскутков

Теория (основные
понятия, термины)
Программа занятий;
правила поведения
во время занятий (в
том
числе
инструктаж
по
технике
безопасности);
организационные
вопросы Знакомство
с историей развития
различных
видов
рукоделия.
Основные понятия:
сувенир, рукоделие,
ткань, игла, булавка,
нитки, ножницы.
Правила выполнения
ручных
работ.
Приёмы выполнения
стежков и строчек:
прямых
стежков,
косых
стежков.
Свойство некоторых
видов тканей и их
применение.
Основные понятия:
ткань, долевая нить,
лицевая
и
изнаночная сторона,
шить,
вышивать,
шов,
строчка,
стежок.
История
возникновения
лоскутного шитья.
Определение
понятие о лоскутном
шитье,
цветовые
сочетания, цветовая
гармония. Правило
разметки деталей на
ткани, припуски на
швы.
Основные
понятия:
ткань,
лоскутное
шитье,
цвет,
аппликация,

Практика
Знакомство с программой; анкетирование.
Организация рабочего места, оборудование
кабинета.
Инструменты
и
материалы,
необходимые на занятиях. Правила поведения
на занятиях; безопасность труда. Определение
понятий сувенир, рукоделие, содержимое
шкатулки для рукоделия.

Определение понятий ткань, виды тканей,
определение лицевой и изнаночной стороны,
долевой нити. Определение понятий шить,
вышивать. Обучение работе с иглами,
ножницами,
наперстком.
Выполнение
образцов ручных работ, завязывание узелков,
закрепление нити. Пришивание пуговиц.
Изготовление футляра для ножниц. Подбор
ткани, раскрой, соединение основных деталей
с помощью косого шва. Просмотр готовых
изделий и оценка качества работы.

Приобретение практических навыков по
изготовлению сувениров из лоскутков.
Приобретение практических навыков по
подбору ткани по цвету. Практическая работа
по обведению детали на ткани по шаблону,
раскрой, последовательное соединение деталей
по образцу. Выполнение сувениров из
лоскутков основной формой для выкройки
деталей которых, является круг. Изготовление
сувениров: игольница, игрушка на ладошке
(плоская игрушка): Колобок, Бабочка, цветы из
фетра.
Новогодний
сувенир:
елочка,
колокольчик, звездочка (на выбор). Просмотр
готовых изделий и оценка качества работы.
11

игольница, шаблон,
раскрой, шов.
Вышивка лентами Дать
понятие
о
вышивки лентами,
истории
возникновения
и
технических
условиях при работе
с лентами. Основные
понятия:
ленты,
вышивка,
пяльцы,
канва, стежок, шов.
Мягкая игрушка
История
возникновения
мягкой
игрушки.
Материалы
и
инструменты
при
выполнении мягкой
игрушки.
Приёмы
выполнения швов.
Основные понятия:
мягкая
игрушка,
материал
для
набивки, припуск на
швы, шов («через
край», «петельный»,
«потайной»).
Итоговое занятие за 1 полугодие
Итоговое занятие за год

Обучение работе с пяльцами, перевод рисунка
на ткань, технология выполнение швов, способ
закрепления ленты. Обсуждение общего
замысла и сюжета композиции. Подбор лент
по цвету и размеру. Изготовление сувениров с
использованием техники вышивки лентами:
Ромашка, цветочная композиция Тюльпаны,
Открытка для мамы. Просмотр готовых
изделий и оценка качества работы.
Изготовление мягкой игрушки (объемная
игрушка): Котик, Зайчик, Мишка. Подбор
ткани для основы и материала для набивки.
Разметка
по
шаблону
и
вырезание
необходимого количества деталей. Соединение
деталей швом «через край». Оформление
мордочки: глаза, нос рот. Просмотр и оценка
качества выполненной работы.

Участие в выставке. Смотр лучших работ за
полугодие на занятиях. План обучения на
следующее полугодие.
Смотр лучших работ за год на занятиях.
Подведение итогов обучения за год.

12

2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
№

Тема

1. Вводное
занятие

2

Виды
ручных
работ.

Учащиеся будут знать
Правила поведения на занятиях;
организационные
вопросы;
правила техники безопасности на
занятиях
Материалы
и
инструменты,
необходимые
для
шитья.
Технологию выполнения ручных
швов. Технологию обработки при
изготовлении
футляра
для
ножниц.

Организовать
рабочее
спланировать время занятий.

место,

Организовать свое рабочее место с
учетом
требований
техники
безопасности. Определить на ткани
лицевую и изнаночную стороны,
долевую нить. Работать с иглами,
ножницами, наперстком. Вдеть нитку в
иголку, завязать узелок, закрепить
нитку на ткани. Выполнять ручные
швы. Выполнить футляр для ножниц.
Определять качество готового изделия.

Организовать свое рабочее место с
учетом
требований
техники
безопасности.
Выполнить
обводку
шаблона на ткани, раскроить, соединить
детали по образцу. Выполнить сувенир
из лоскутков: игольница, игрушка на
ладошке, цветы из фетра, новогодний
сувенир. Определять качество готового
изделия.
4 Вышивка Материалы
и
инструменты, Организовать свое рабочее место с
лентами
необходимые
для
вышивки учетом
требований
техники
лентами. Схемы узоров и перенос безопасности. Выполнить сувениры с
рисунка на ткань. Технология использованием
техники
вышивка
выполнения
швов, способ лентами:
Ромашка,
Цветочная
закрепления ленты.
композиция Тюльпаны, Открытка для
мамы. Определять качество готового
изделия.
5 Мягкая
Общие сведения о материалах и Организовать свое рабочее место с
игрушка
инструментах при изготовление учетом
требований
техники
мягкой игрушки.
Правила безопасности. Выполнить швы: «через
подготовки выкройки к раскрою. край», «петельный», «потайной» при
Технологию выполнения швов: изготовлении
мягкой
игрушки.
«через
край»,
«петельный», Изготовить мягкую игрушку: Котик,
«потайной».
Технологию Зайчик, Мишка. Подобрать ткань для
изготовления объемной мягкой туловища и одежды, материалы для
игрушки.
набивки и оформления мордочки.
Раскроить
и
соединить
детали.
Определять качество готового изделия.
6. Итоговое Результаты обучения за год; план Объективно
оценивать
результаты
занятие обучения на следующий год.
своего труда.
Формы подведения итогов: просмотр и анализ работ; анкетирование; выставка.
3

Сувенир из Материалы
и
инструменты,
лоскутков необходимые для изготовления
сувениров из лоскутков. Свойство
некоторых видов тканей и их
применение.
Технологию
изготовления
сувениров
из
лоскутков.

Учащиеся будут уметь

13

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
В соответствии с законодательством Российской Федерации целью
воспитания является, самоопределение и социализация детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи:
1. Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество:
- сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий
в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и общественной
безопасности, в том числе в информационной среде;
- ориентации на осознанный выбор профессиональной деятельности в
российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей семьи и
общества;
- традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов
России.
2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам,
ценностям, традициям:
- уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству,
культурному наследию;
- восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве;
- уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым
достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к
творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых
ролях.
3.Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний:
- навыков рефлексии своего физического и психологического состояния,
понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного
управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям,
природным и социальным условиям.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- развитие восприимчивости к разным видам искусства;
- развитие интереса к истории искусства, достижениям и биографиям
мастеров;
- формирование опыта творческого самовыражения в искусстве,
14

заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в
концертах, выставках и т. п.;
- формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
- развитие ответственности;
- формирование воли и дисциплинированности в творческой деятельности;
- формирование опыта представления в работах российских традиционных
духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов
России;
- формирование опыта художественного творчества как социально значимой
деятельности.
3.2 Формы и методы воспитания
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам
реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их
активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных
позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к
собственному поведению и действиям других людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении
является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и
метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают необходимую
информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в
которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в
освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой
самореализации.
Получение информации о достижениях в изобразительном искусстве,
прикладного творчества, о истории костюма является источником формирования у
детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм
поведения. Так же очень важно, привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору,
обработке, обмену необходимой информации.
Практические занятия детей: подготовка к конкурсам, выставкам, участие в
дискуссиях, в коллективных творческих делах способствуют усвоению и
применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего
коллектива.
В коллективных творческих делах проявляются и развиваются личностные
качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к
командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: конкурсы, выставки, презентации способствуют
закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения,
ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Приобретению социокультурного опыта поведения, общения, межличностных
и социальных отношений, применению полученных знаний на практике
способствует привлечение обучающихся к участию в патриотической, трудовой,
профориентационной деятельности и др.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений
15

(приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей
(законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей
младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);
метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания,
развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания
воздействием группы, в коллективе.
3.3 Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в
соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других площадках, где
проводятся различные мероприятия с участием детского объединения, с учетом
правил и норм деятельности на этих площадках. Для достижения задач воспитания
при реализации образовательной программы в учреждении создаются и
поддерживаются все необходимые условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания,
самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими
методами:
- педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное
отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и отношения
детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);
- оценка творческих и исследовательских работ и проектов экспертным
сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние
эксперты и др.) (оценивается умение применять имеющиеся знания норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество,
личностные результаты освоения программы и личностные качества каждого
ребёнка, результаты социокультурного опыта);
- отзывы, интервью, материалы рефлексии (опросы родителей, анкетирование
родителей и детей, интервью с родителями, беседы с детьми, самообследования,
отзывы других участников мероприятий и др.) (которые предоставляют возможность
косвенной оценки достижения целевых ориентиров воспитания по программе в
процессе и по итогам реализации программы, оценки личностных результатов
участия детей в разнообразной деятельности по программе).
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение
общего представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и
конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения
целевых ориентиров воспитания используется для планирования дальнейшей работы
педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных данных.
Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с помощью
оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями выраженности
оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень.

16

Оценочные средства
Показатели
1.Усвоение
детьми знаний
норм, духовнонравственных
ценностей,
традиций,
которые
выработало
российское
общество:

Критерии

Степень выраженности
Методы
оцениваемого качества
диагностики
Соответствие Высокий уровень:
Педагогическое
принятым в
наблюдение, беседы с
 обучающийся знает и
обществе
понимает правила поведения детьми,
правилам,
анкетирование
в обществе, основанные на
традициям.
духовно-нравственных
ценностях и традициях
российского общества,
народностей РФ,
 имеет представление о
значении труда в жизни
людей, ориентируется в
основных трудовых
(профессиональных) сферах,
 имеет представление о
современной научной картине
мира, достижениях
российской и мировой науки
и технике, понимает значение
науки и техники в жизни
российского общества.
Средний уровень:
 обучающийся знает, но не
всегда понимает и следует
правилам поведения в
обществе, основанным на
духовно-нравственных
ценностях и традициях
российского общества,
народностей РФ,
 имеет отрывочные и путаные
представления о значении
труда в жизни людей, знает
несколько основных
трудовых
(профессиональных) сфер,
 имеет отрывочные знания о
современной научной картине
мира, достижениях
российской и мировой науки
и технике, понимает значение
науки и техники в жизни
российского общества.
Низкий уровень:
 обучающийся плохо знает и
не понимает правила
поведения в обществе,
17

2. Формирование
и развитие
личностного
отношения детей
к этим нормам,
ценностям,
традициям:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

основанные на духовнонравственных ценностях и
традициях российского
общества, народностей РФ,
 не осознает значимость труда
в жизни людей, не
ориентируется в основных
трудовых
(профессиональных) сферах,
 имеет отрывочные, скудные
знания о современной
научной картине мира,
достижениях российской и
мировой науки и технике,
понимает значение науки и
техники в жизни российского
общества.
Высокий уровень:
Педагогическое
 обучающийся осознает себя наблюдение,
практическая
гражданином РФ,
деятельность, участие
отождествляет себя в
в различных
соответствии со своей
национальностью и местом мероприятиях
проживания, разделяет
духовно- нравственные
ценности, традиции, которые
выработало российское
общество,
 уважает права, свободы и
обязанности гражданина РФ,
отрицательно относится к
любой дискриминации людей
по социальным,
национальным, расовым и
религиозным признакам,
терроризму и т.д,
 гордится историческим и
культурным наследием
народов России и
российского общества,
 уважительно относится к
памяти предков, традициям,
праздникам, памятникам,
святыням и религиям народов
России,
 уважительно относится к
художественной культуре
народов России, мировому
искусству, культурному
наследию,
18

 развита восприимчивость к
разным видам искусства,
ориентация на творческое
самовыражение, реализацию
своих творческих
способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство
своего быта, в семье,
общественном пространстве,
 уважительно относится к
труду, результатам труда
(своего и других людей), к
трудовым достижениям своих
земляков, российского
народа, испытывает желание
и способность к творческому
созидательному труду в
доступных по возрасту
социально-трудовых ролях,
 ориентирован на осознанный
выбор сферы
профессиональных интересов,
профессиональной
деятельности в российском
обществе с учётом личных
жизненных планов,
потребностей семьи,
общества.
Средний уровень:
 обучающийся понимает, что
он гражданин РФ, но не
совсем отождествляет себя в
соответствии со своей
национальностью и местом
проживания, разделяет не все
духовно-нравственные
ценности, традиции, которые
выработало российское
общество,
 не всегда соблюдает права,
свободы и обязанности
гражданина РФ, понимает
опасность дискриминации
людей по социальным,
национальным, расовым и
религиозным признакам,
терроризму и т.д, но не всегда
следует этим правилам,
 понимает значение
исторического и культурного
19

наследия народов России и
российского общества для
страны и мира,
 понимает значение
уважительного отношения к
памяти предков, традициям,
праздникам, памятникам,
святыням и религиям народов
России,
 понимает значение
художественной культуры
народов России,
 частично развита
восприимчивость к разным
видам искусства, ориентация
на творческое
самовыражение, реализацию
своих творческих
способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство
своего быта, в семье,
общественном пространстве,
 уважительно относится к
труду, результатам труда
(своего и других людей), к
трудовым достижениям своих
земляков, российского
народа,
 понимает важность выбора
сферы профессиональных
интересов, профессиональной
деятельности с учётом
личных жизненных планов,
потребностей семьи.
Низкий уровень:
 обучающийся не понимает
понятия «Гражданин РФ» и
связанных с этим понятием
духовно-нравственных
ценностей, традиции»,
которые выработало
российское общество,
 не знает и не соблюдает
права, свободы и обязанности
гражданина РФ, не понимает
отрицательного влияния на
общество дискриминации
людей по социальным,
национальным, расовым и
религиозным признакам,
20

3. Приобретение Соответствие
соответствующего принятым в
этим нормам,
обществе
ценностям,
правилам,
традициям
традициям.
социокультурного
опыта поведения,
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных
знаний:

терроризму и т.д,
 не понимает значение
исторического и культурного
наследия народов России и
российского общества,
 не понимает значения
художественной культуры
народов России для мирового
искусства, культурного
наследия,
 испытывает избранное
предпочтение к разным видам
искусства, участвует в
концертной деятельности для
реализации своих творческих
способностей в искусстве,
 уважительно относится
только к своему труду,
результатам своего труда,
 осознает необходимость
выбора профессиональной
деятельности с учётом
личных жизненных планов.
Педагогическое
Высокий уровень:
наблюдение,
 участвует в различных
социально-значимых акциях практическая
деятельность,
и мероприятиях на уровне
города, учреждения, детского отзывы,
материалы
объединения,
рефлексии
 умеет оценивать свое
физическое и
психологическое состояние,
понимает состояние других
людей с точки зрения
безопасности,
 умеет сознательно управлять
своим состоянием, легко
адаптируется в стрессовой
ситуации и детско-взрослом
коллективе.
Средний уровень:
 периодически участвует в
различных социальнозначимых акциях и
мероприятиях на уровне
учреждения, детского
объединения,
 понимает свое физическое и
психологическое состояние,
 довольно быстро
21

адаптируется в различных
ситуациях и детско-взрослом
коллективе.
Низкий уровень:
 очень редко участвует в
различных социальнозначимых акциях и
мероприятиях на уровне
учреждения, детского
объединения,
 не умеет анализировать свое
физическое и
психологическое состояние,
 очень трудно адаптируется в
различных ситуациях и
детско-взрослом коллективе.
Диагностическая карта
Показатели
Приобретение
соответствующего
этим нормам,
ценностям,
Усвоение детьми
Формирование и
традициям
знаний норм,
развитие личностного
социокультурного
духовноотношения детей к этим опыта поведения, ИТОГО
ФИО
нравственных
нормам, ценностям,
общения,
ценностей, традиций
традициям
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных знаний
начало окончание
окончание начало окончание
начало года
года
года
года
года
года

22

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определенных в программе целевых ориентиров воспитания
Показатели
Приобретение
соответствующего
этим нормам,
Формирование и
ценностям,
Усвоение детьми
развитие
традициям
знаний норм,
личностного
социокультурного
Степень
духовноотношения детей к опыта поведения, ИТОГО
выраженности нравственных
этим нормам,
общения,
%
оцениваемого
ценностей,
ценностям,
межличностных и
качества
традиций
традициям
социальных
%
%
отношений,
применения
полученных знаний
%
Начало окончание начало окончание начало окончание
года
года
года
года
года
года
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень

23

3.4 Календарный учебный план воспитательной работы

№
п/п

Название события,
мероприятия

Экскурсия в музей
(на выбор-Марфин Дом,
Малые Корелы, Музей
1
изобразительных
искусств, Гостиные
дворы, Усадебный дом
Е. К. Плотниковой)
Мастер-класс для детей
и родителей,
2
посвященный Дню
матери «Вышивка
лентами».
Мастер-класс для детей
и родителей,
3
посвященный
Международному дню
семьи

Сроки
(месяц)

октябрь

Форма
проведения

Практический
результат и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели
события/мероприятия

экскурсия

Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.

ноябрь

мастер-класс

ноябрь,
май

мастер-класс

4

Городской конкурс «Арх
– Светло»

декабрь

конкурс

5

Международный
фестиваль «Юность
планеты»

январь

фестиваль

6

«Святочные гадания»

январь

тематический
вечер

7

«Крещенский вечерок в
Соломбале».

январь

Тематический
вечер

январь

праздник на
уровне

8

Татьянин день и День
российского студента

24

Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте

учреждения

9

Международный
женский день.

март

10

«Широкая масленица»,
тематический вечер,
участие в программе

март

11 Беседа «Сетевой этикет»

12

День победы. Акция
«Окна памяти»

Мастер-класс для детей
и родителей,
13
посвященный
Международному дню
семьи
Пушкинский День в
России и День русского
14
языка. Концертная
программа «Пушкин –
наше все»

15

День семьи, любви и
верности. Концертная
программа

апрель

май

май

июнь

июль

учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
праздник на
на официальном сайте
уровне
учреждения, страницы
учреждения
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте
тематический
учреждения, страницы
вечер
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
тематическая
на официальном сайте
мероприятие на
учреждения, страницы
уроне учреждения группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте
акция
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте
мастер-класс
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
творческий вечер на официальном сайте
на уровне
учреждения, страницы
учреждения
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы
на официальном сайте
концерт
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.

25

4. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
4.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
1

Месяц
неделя
Сентябрь
2 неделя

Часы
2

2

3 неделя

2

3

4 неделя

2

4

Октябрь
5 неделя

2

Тема
занятия
Вводное занятие
Свойство
некоторых видов
тканей и их
применение
Изготовление
футляра для
ножниц
Изготовление
футляра для
ножниц

Форма
занятия
Вводное
занятие
Беседа, игра.
Рассказ.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

5

6 неделя

2

Игольница

Рассказ.
Практическое
занятие.

6

7 неделя

2

Игольница

Практическое
занятие.

2

Игрушка на
ладошке. Колобок

Рассказ.
Практическое
занятие.

2

Игрушка на
ладошке. Бабочка

7

8

8 неделя

9 неделя

9

Ноябрь
10 неделя

2

Игрушка на
ладошке. Бабочка

10

11 неделя

2

Цветы из фетра

11

12 неделя

2

Цветы из фетра

12

13 неделя

2

Новогодний
сувенир

13

Декабрь
14 неделя

2

Новогодний
сувенир

Практическое
занятие.
Рассказ.
Практическое
занятие.
Рассказ.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Рассказ.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

26

Форма
контроля/результат
Устный опрос,
кроссворд.
Устный опрос,
упражнение, проверка
качества выполнения
швов.
Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления футляра
для ножниц.
Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления
игольницы.
Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления
игрушки.
Устный опрос,
практическая работа.
Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления
игрушки.
Устный опрос,
практическая работа.
Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления изделия.
Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления цветов.

14

15 неделя

2

Новогодний
сувенир

Рассказ.
Практическое
занятие
Практическое
занятие.

15

16 неделя

2

Новогодний
сувенир

16

17 неделя

2

Итоговое занятие
за 1 полугодие

Итоговое
занятие

17

Январь
19 неделя

2

Общие сведения о
вышивке лентами

Рассказ.
Практическое
занятие.

2

Вышивке лентами.
Ромашка

18

20 неделя

19

21 неделя

2

Вышивке лентами.
Ромашка

20

Февраль
22 неделя

2

Вышивке лентами.
Тюльпаны

2

Вышивке лентами.
Тюльпаны

21

23 неделя

22

24 неделя

2

23

25 неделя

2

24

Март
26 неделя

2

25

27 неделя

Вышивке лентами
Открытка для
мамы
Вышивке лентами
Открытка для
мамы
Вышивке лентами
Открытка для
мамы

2

Мягкая игрушка.
Котик

26

28 неделя

2

Мягкая игрушка.
Котик

27

29 неделя

2

Мягкая игрушка.
Зайчик

28

Апрель
30 неделя

2

Мягкая игрушка.
Зайчик

29

31 неделя

2

Мягкая игрушка.
Зайчик
27

Рассказ.
Практическое
занятие
Рассказ.
Практическое
занятие
Рассказ.
Практическое
занятие
Практическое
занятие.
Рассказ.
Практическое
занятие
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Рассказ.
Практическое
занятие
Практическое
занятие.
Рассказ.
Практическое
занятие
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления
сувенира.
Промежуточная
аттестация за 1
полугодие.
Анкетирование.
Выставка.
Устный опрос,
практическая работа.
Устный опрос,
упражнение.
Проверка качества
изготовления
вышивки.
Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления
вышивки.
Устный опрос,
практическая работа.
Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления
открытки.
Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления
игрушки.
Устный опрос,
практическая работа.
Устный опрос,
практическая работа.
Устный опрос,
практическая работа.

30

32 неделя

2

Мягкая игрушка.
Зайчик
Мягкая игрушка.
Мишка

31

33 неделя

2

32

34 неделя

2

33

Май
35 неделя

2

34

36 неделя

2

35

37 неделя

36

38 неделя

Рассказ.
Практическое
занятие
Практическое
занятие.

Мягкая игрушка.
Мишка
Мягкая игрушка.
Мишка
Мягкая игрушка.
Мишка

Практическое
занятие.
Практическое
занятие.
Практическое
занятие.

2

Мягкая игрушка.
Мишка

Практическое
занятие.

2

Итоговое занятие
за год

Итоговое
занятие

28

Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления
игрушки.
Устный опрос,
практическая работа.
Устный опрос,
практическая работа.
Устный опрос,
практическая работа.
Устный опрос,
практическая работа.
Проверка качества
изготовления
игрушки.
Промежуточная
аттестация по итогам
года: анкетирование;
просмотр и анализ
работ, выставка работ

4.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся мастерской «Сувенир» проводится в учебном году 2 раза:
промежуточная по итогам полугодия, промежуточная по итогам года.
Сроки проведения аттестации: декабрь, май.
Формы подведения итогов:
- выставка;
- просмотр и анализ работ;
- анкетирование.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы
можно было определить:
- насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой;
- полнота выполнения программы;
- обоснованность перевода учащегося на следующий этап обучения.
Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных
результатов освоения программы за полугодие/ год и сводятся в Сводном протоколе
промежуточной аттестации.
Система оценивания – безотметочная.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а так же с целью контроля и
оценки достижений учащихся
применяется методика определения результатов
образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в
МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к мастерской "Сувенир". Разработан
инструментарий по основным разделам программы, система текущего и итогового
контроля и протоколы фиксации результатов.
Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
- Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана
программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям.
- Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность
использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
- Практические
умения
и
навыки,
предусмотренные
дополнительной
общеразвивающей программой (по основным разделам учебно-тематического
плана) - соответствие уровня развития
практических умений и навыков
программным требованиям
- Владение специальным оборудованием и оснащением - отсутствие затруднений в
использование специального оборудования и оснащения.
- Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий.
Система текущего контроля
Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по
каждой изученной теме, по каждому модулю.
Форма текущего контроля определяется с учетом контингента учащихся, уровня
обученности детей, содержания учебного материала, используемых образовательных
технологий и др. и заносится в учебно-тематический план деятельности творческого
объединения, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу, календарный
учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию.
Содержание материала контроля определяется на основании содержания
программного материала.
29

№
1.

Раздел, тема.
Виды ручных
работ.

Форма текущего контроля.
Упражнение, наблюдение.

2.

Сувенир из
лоскутков

Упражнение, наблюдение.

3.

Вышивка лентами

Упражнение, наблюдение.

4.

Мягкая игрушка

Упражнение, наблюдение,
творческое задание

6.

Итоговое занятие

Наблюдение.

30

Форма итогового контроля.
Практическая работа.
Просмотр и анализ готовых
работ.
Практическая работа.
Просмотр и анализ готовых
работ.
Практическая работа.
Просмотр и анализ готовых
работ.
Практическая работа.
Просмотр и анализ готовых
работ.
Выставка

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год

возраст
Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Повторно
аттестован

ФИО

Результаты
аттестации за
полугодие

Творческие
навыки

Аттестован

№
п/п

Практические
умения и
навыки

Не аттестован

Владение
специальной
терминологией

Теоретические
знания

Творческие
навыки

Результаты аттестации за год

Н

Н

возраст
Н

С

В

Н

С

В

1
2
3

31

С

В

С

В

Переведён на
следующий год
обучения
Полностью
освоил программу

ФИО

Практические
умения и
навыки

Повторно
аттестован

№
п/
п

Владение
специальной
терминологией

Не аттестован

Теоретические
знания

Аттестован

1.
2.
3.

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся по программе «Сувенир»
Года
Количество Количество
обучения\ учащихся
учащихся
модуль
прошедших
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)
(данные за
полугодие и год)

1 г.о.

32

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию
повторно
(данные за
полугодие и год)

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения
(данные на конец
года)

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(выпускники)
(данные на конец
года)

4.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ) ПО ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «СУВЕНИР»
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)

Показатели/
критерии

Разделы
учебного плана

1.1
Теоретические
знания
(по
основным
разделам учебнотематического
плана
программы)/
соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям
1.2 Владение
специальной
терминологией/
осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологией.

Виды ручных
работ.
Сувенир из
лоскутков
Вышивка
лентами
Мягкая игрушка

2.1
Практические
умения и

Виды ручных
работ.
Сувенир из
лоскутков
Вышивка
лентами
Мягкая игрушка

Виды ручных
работ.
Сувенир из

Уровни освоения программы.
Низкий
Средний
(Н)
(С)
Теоретическая подготовка учащегося
Овладение
Овладение ½ объёма
менее чем 25% объёма знаний,
знаний предусмотренных
предусмотренных программой
программой
баз, которую дает педагог
не знает,
знает, но путает,
с помощью педагога

Не знает специальных
терминов, в речи их не
употребляет.

Знает термины, при
употреблении сочетает
специальную терминологию с
бытовой

Практическая подготовка учащегося
Не овладел умениями и
Овладение ½ предусмотренных
навыками предусмотренными
умений и навыков, выполнение
программой
операций с помощью педагога
33

Высокий
(В)
Освоение практически
всего объёма знаний,
предусмотренных программой
за конкретный период
самостоятельный поиск знаний,
пользование
информационными ресурсами

Специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с
их содержанием

Овладение практически всеми
умениями
и навыками, предусмотренными

навыки,
предусмотренны
е программой
(по основным
разделам учебнотематического
плана
программы/
соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
2.2 Владение
специальным
оборудованием и
оснащением/
отсутствие
затруднений в
использование
специального
оборудования и
оснащения
2.3 Творческие
навыки/
креативность в
выполнении
практических
заданий.

лоскутков
Вышивка
лентами
Мягкая игрушка

программой за конкретный
период.
Выполнение практических
операций самостоятельно.

Виды ручных
работ.
Сувенир из
лоскутков
Вышивка
лентами
Мягкая игрушка

Ребёнок испытывает серьёзные
затруднения при работе с
оборудованием, отказ работать.

Ребёнок работает на нужном
оборудовании с помощью
педагога.

Работает
с оборудованием
самостоятельно, почти не
испытывает затруднений.

Виды ручных
работ.
Сувенир из
лоскутков
Вышивка
лентами
Мягкая игрушка

Не может выполнить
простейшие практические
задания педагога.

Самостоятельно выполняет
практические задания на основе
образца.

Осуществляет достаточный
творческий подход в
выполнении практических
заданий.

34

АНКЕТА
«Удовлетворённость детей занятиями по программе
мастерской рукоделия "Сувенир"
Цель: Исследовать удовлетворённость детей от посещения занятий по программе
мастерской рукоделия "Сувенир"
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы, предложенные в анкете. Вы можете
выбрать один из предложенных ответов, подчеркнув его, или дать свой ответ, вписав его в
пустую графу.
(анкетирование проводится анонимно).
1. Приносят ли занятия в объединении пользу, и какую?
- развиваются способности, знания, качества необходимые для обучения в данном детском
объединении;
- интересно учиться;
- на занятиях нравится общаться со сверстниками;
- обучение на занятиях даёт пользу в будущей взрослой жизни;
- занятия повышают уверенность в себе;
- затрудняюсь ответить;
- свой ответ_______________________________________________________
2. С каким настроением вы приходите на занятия?
- с весёлым, радостным, счастливым настроением;
- со спокойным настроением;
- с серьёзным настроением;
- с раздражённым настроением;
- с грустным настроением;
- с сердитым настроением;
_______________________________________________________________
3. С каким настроением вы уходите с занятий?
- с весёлым, радостным, счастливым настроением;
- со спокойным настроением;
- с серьёзным настроением;
- с раздражённым настроением;
- с грустным настроением;
- с сердитым настроением;
__________________________________________________________________
4. Какие взаимоотношения в группе преобладают?
- тёплые, дружественные взаимоотношения;
- нейтральные взаимоотношения;
- проблемные взаимоотношения;
__________________________________________________________________
5. В чём вы видите смысл посещения занятий?
- в развитии своих умений, навыков;
- в познании и понимании окружающего мира;
- в самопознании и самосовершенствовании;
__________________________________________________________________
6. Поддерживают ли вас родители и друзья?
- поддерживают и родители, и друзья;
- поддержка только со стороны родителей;
- поддержка только со стороны друзей;
- бывает по-разному;
- никто не поддерживает;
35

- препятствуют моему посещению занятий;
______________________________________________________
С целью определения степени удовлетворённости образовательным учреждением,
коллективом учащихся, квалификацией педагога ежегодно проводится мониторинг
«Удовлетворённость качеством образовательных услуг» в форме анкетирования учащихся
и родителей.
Анкета для родителей (законных представителей) учащихся организаций дополнительного
образования детей муниципального образования "Город Архангельск"
Уважаемые родители!
Администрация образовательной организации проводит опрос по выявлению Вашего мнения о работе
образовательной организации. Внимательно прочитайте утверждения и оцените степень Вашего согласия по
шкале от 1 до 10, где 1 – полностью не удовлетворен, 5 – средняя степень удовлетворенности, 10 –
полностью удовлетворен
Группа, в которой обучается Ваш ребенок _____________
Утверждение
Степень согласия
Коллектив, в котором занимается мой ребенок в организации
1.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
дополнительного образования, можно назвать дружным.
Мой ребенок чувствует себя комфортно на занятиях и других
2. мероприятиях в организации дополнительного образования,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
занятия в которой он посещает.
Я удовлетворен (а) отношением к моему ребенку педагога(-ов)
3.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
организации дополнительного образования, которую он посещает.
Я хорошо контактирую с педагогами и администрацией
4. организации дополнительного образования, которую посещает мой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ребенок.
Я получаю из организации дополнительного образования полную и
5. своевременную информацию о личных достижениях и/или
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
проблемах моего ребенка.
Я владею достаточно полной информацией о деятельности
6. организации дополнительного образования, которую посещает мой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ребенок.
Я посещаю сайт организации дополнительного образования, в
7. которой занимается мой ребенок, для получения различной
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
информации.
Я знакомилась (ся) с публичным отчетом руководителя
8. организации дополнительного образования о ее деятельности,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
который ежегодно размещается на сайте организации.
Я удовлетворен(а) контролем со стороны педагога за
9. посещаемостью моего ребенка занятий в организации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
дополнительного образования.
Я и/или другие взрослые члены моей семьи посещают различные
10. мероприятия, проводимые организацией дополнительного
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
образования, которую посещает мой ребенок.
Я удовлетворен(а) материально-техническим оснащением
11. организации дополнительного образования, которую посещает мой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ребенок.
Я удовлетворен(а) режимом работы, расписанием занятий в
12. организации дополнительного образования, которую посещает мой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ребенок.
Я удовлетворен(а) продолжительностью обучения, периодичностью
13. занятий в организации дополнительного образования, которую
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
посещает мой ребенок.
Организация дополнительного образования, которую посещает мой
14. ребенок, расположена удобно, имеется удобное транспортное
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
сообщение.

36

4.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическая продукция:
- методическая литература (см. список литературы);
- методические разработки занятий по разделам: «Виды ручных работ», «Вышивка
лентами», «Лоскутное шитье», «Технология пошива швейных изделий», «Мягкая
игрушка»;
- раздаточный материал: выкройки сувениров, схемы вышивки лентами, цветные
карандаши, цветная бумага;
- плакаты: "Цветовой круг", "Продевания ленты в иглу", "Правила техники
безопасности при работе с тканью»;
- дидактические карточки по темам: " Виды ручных работ ", " Вышивка лентами ",
"Мягкая игрушка", "Кукла";
альбомы: альбом эскизов моделей одежды учащихся, альбом блоков
лоскутной мозаики;
дидактические папки: "Виды основных соединительных швов", "Виды
отделочных швов", "Образцы обработки края изделий»;
- выставочные работы в технике лоскутное шитье, вышивка лентами, мягкая
игрушка;
- учебные пособия для педагога, подборка журналов и публицистических статей;
4.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
Кабинет, оснащённый швейным оборудованием (швейная мастерская)
(СанПиН 1.2.3685-21).
2.
Материально-технические условия:
- гладильная доска - 1 шт.;
- столы и стулья;
- школьная доска;
- музыкальный центр;
- лекала для кроя, линейки, угольники, линейки закройщика, сантиметровые ленты;
- ножницы для раскроя, ножницы вспарыватели и ножницы для бумаги;
- бумага для изготовления выкроек и перевода их из журналов мод;
- наличие клеевых прокладочных тканей, ниток;
- папка с выкройками сувениров;
- иглы швейные, для ручных работ, для вышивки;
- образцы готовых сувениров, выполненных с использованием различных техник;
- стенд с выставочными работами учащихся.
3.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования
художественной направленности, соответствующий Профессиональному стандарту
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 № 652н).

37

4.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Для педагога:
1. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: Астрель, 2010.;
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации/ под
редакцией Е.Н. Степанова – М., 2016;
3. Дунаева Ю.А. Школьный путеводитель. СПб.: «БКК», 2009.
4. Костникова И.Ю. Школа лоскутной техники. – Культура и традиции. М.: 1997.
5. Каргина З.А. Практическое пособие для работы педагога дополнительного
образования. – Изд. доп.- М.: Школьная Пресса, 2008;
6. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей: - М.: Гуманит., 2000.
7. Маленкова П.И. Теория и методика воспитания/ М., 2017;
8. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы- изд.3-е-М, 2015.
Для учащихся:
1.
2.
3.

Вышивка лентами. Пер. с англ. – М.: «Никола-Пресс, 2008.
Огерчук Л.Ю. Волшебная швейная игла. М.: Школа-Пресс 2000.
Токарева Е.А. Мои цветы. Ткани, ленты, фетр, вязание, валяние.- М.:Эксмо, 2014.
Для родителей:

1. Левачева Т.А. Поморский традиционный костюм. Архангельск: ИПП «Правда
Севера», 2007.
2. Майорова Ю.А. Поделки. Мастерим вместе с детьми. Н.Новгород ЗАО «Издательство
«Доброе слово» 2010.
3. Нэнси Флеминг. Магия лоскутка «Fireside book». 1994.
Интернет-ресурсы:
1. http://stranamasterov.ru - сайт «Страна Мастеров»
2. http://livemaster.ru - сайт «Ярмарка Мастеров»
3. http://mirtilda.ru - книги Тони Финангер «Тильда»:
4. http://liveinternet.ru - блоги по рукоделию:
Перечень информационных ресурсов
для использования дистанционных форм обучения:
1. https://vk.com/wall-52786682_166 - кроссворд «Одежда»;
2. https://vk.com/wall-52786682_165 - Изготовление куклы из ткани;
3. https://vk.com/wall-52786682_153 - Онлайн экскурсия. Эрмитаж. Вышивка как украшение
светского костюма;
4. https://vk.com/wall-52786682_151 - Изготовление игольницы "Шляпка".

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».