СОДЕРЖАНИЕ 1. Информационная карта 3 2. Комплекс основных характеристик образования 2.1 Пояснительная записка 5 2.2 Учебный план 9 2.3 Учебно-тематический план 9 2.4 Содержание программы 11 2.5 Планируемые результаты и формы их проверки 16 3. Воспитательный компонент 3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей 17 3.2 Формы и методы воспитания 19 3.3 Условия воспитания, анализ результатов 20 3.4 Календарный учебный план воспитательной работы 28 4. Комплекс организационно-педагогических условий 4.1 Календарный учебный график 31 4.2 Формы аттестации и оценка образовательных результатов 42 4.3 Оценочные материалы 47 4.4 Методическое обеспечение программы 53 4.5 Условия реализации программы 57 4.6 Список информационных источников 58 2 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Образовательная программа 1 Наименование программы (услуги) (Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52)) 2 Полное наименование образовательной Дополнительная программы, в рамках которой общеобразовательная реализуется данная программа (услуга) общеразвивающая программа «Соловушки» фольклорной студии «Северное сияние» (младшая группа) 3 Год разработки 2020 4 Вид деятельности по программе Фольклор Архангельской области 5 Направленность дополнительного Художественная образования 6 Аннотация (краткое описание Программа направлена на содержания и иная информация, сохранение культурных необходимая для заказчиков и традиций Русского Севера получателей образовательных услуг) через творческую деятельность фольклорной студии «Северное сияние»; необходимость воспитания юного гражданина, с любовью относящегося к своему городу и прилагающего силы для его процветания. 7 Указание на уровень сложности Программа модульная 1 год содержания программы (стартовый обучения - ознакомительный (ознакомительный), базовый, уровень продвинутый (углублённый)) 7 Место реализации программы МБУ ДО «СДДТ» (фактический адрес оказания услуги; при 163020, Архангельская реализации программы в сетевой форме область, г. Архангельск, в разных местах указываются все адреса) Банный пер. 1-й, д. 2 9 Возрастная категория учащихся 5-7 лет (адресат программы) 10 Указание на необходимость Медицинского заключения не медицинского заключения об отсутствии требуется противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта (для программ физкультурно-спортивной направленности) 11 Указание на адаптированность Без адаптации. Для учащихся 3 программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) 12 Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения) 13 Режим занятий, продолжительность каждого занятия 14 Сведения о педагогических работниках, реализующих программу (Фамилия имя отчество, квалификационная категория, образование, регалии) 15 Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная) 16 Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием/ без использования), по использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная) 17 Минимальное максимальное число детей, учащихся в одной группе 4 с ОВЗ предусмотрен индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) 1 год 1 модуль «Народное пение» 1 раз в неделю 1 академический час (30 мин) 2 модуль «Народный танец» 1 раз в неделю 1 академический час (30 мин) Григорьева Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, образование высшее, педагогическое; Попов Роман Александрович, концертмейстер, первой квалификационной категории, образование среднее специальное. Очная форма Объём – 72 академических часа; Очная форма – 72 академических часа. С использованием дистанционных технологий (обеспечение доступного образования в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений). С использованием сетевой формы. Групповая форма организации деятельности -72 академических часа Минимальное – 10 чел. Максимальное – 25 человек 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соловушки» фольклорной студии «Северное сияние» (младшая группа)(далее – программа) относится к художественной направленности. Актуальность программы «Соловушки» обусловлена такой совокупностью факторов, как сохранение культурных традиций Русского Севера; необходимость воспитания юного гражданина, с любовью относящегося к своему городу и прилагающего силы для его процветания. Возможность использования программы в других образовательных системах. Данная программа может быть использована как программа внеурочной деятельности в образовательных организациях, как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных загородных лагерях. Цель программы: сохранение и пропаганда традиций Русского Севера через творческую деятельность фольклорной студии «Северное сияние». Достижение цели обеспечивается решением следующих задач: образовательные: изучать и осваивать народную песню, ее основные творческие и исполнительские закономерности, приобретать навыки вокально-хорового исполнения в народной манере; приобщать к истокам танцевального фольклора Архангельской области, с учетом региональных особенностей. формировать у учащихся знания о фольклорных традициях Русского Севера, их истории, особенностях и истоках; знакомить детей с фольклорным наследием родного края; развивающие: развивать вокальный слух, певческий голос, эстетические, музыкальные, творческие способности, трудолюбие, общую культуру личности; учить понимать язык народного танца в соответствии с разным характером музыки: хоровод, кадриль, пляска. воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к русскому народному творчеству, воспитывать экологическую культуру учащихся. Отличительная особенность программы: 1. Программа «Соловушки» является модульной: состоит из 2 модулей «Народное пение», которое включает в себя сведения о песенном фольклоре, песенно-игровой фольклор, песни-потешки; «Народный танец», 5 который включает в себя сведения о танцевальном фольклоре, хороводы, пляски, народные музыкально-ритмические игры. Модули изучаются параллельно. 2. Программа «Соловушки» рассчитана на ознакомительный уровень по изучению фольклора, с дальнейшим обучением по авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Радоница» базового уровня. Программа предполагает использование и реализацию общедоступных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 3. Программа предполагает возможность реализации в сетевой форме. Обучение организовано с использованием организационных и материально-технических ресурсов другой образовательной организации: школа народного танца, уроки вокала и хореографии в Академическом Северном народном хоре, ансамбль песни и пляски «Сиверко». 4. Программа предполагает использование дистанционных форм обучения. Для этого подобраны соответствующие электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают материалы для прослушивания русской народной музыки в исполнении профессиональных музыкантов, образцы исполнения репертуара самим педагогом, сканы нотных текстов всего музыкального репертуара программы, минусовые фонограммы, выполненные концертмейстером. Материалы размещаются в группе «Северное сияние» ВКонтакте, в АИС «Дневник-ОДО». 5. Содержание объединяет все разделы народной культуры: музыкальную, поэтическую, игровую, трудовую, обрядовую. Предусматривает развитие вокальных данных ребенка, знакомство с элементами народной хореографии. 6. По программе можно обучать детей с разным уровнем подготовленности. Важным принципом в освоении народной культуры является сотворчество детей, родителей, педагогов. 7. Содержание программы «Радоница» предполагает использование разнообразных форм и методов обучения и воспитания: от традиционных занятий до участия в конкурсах, фестивалях. 8. Программа является вариативной, комплексной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени изучения материала и т.д. Адресат программы, характеристика учащихся. По программе могут обучаться дети в разновозрастных группах в возрасте от 5 до 7 лет без специальной подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Сроки и этапы реализации программы – 1 год обучения 1 модуль «Народное пение» – 36 недель, 36 академических часов 2 модуль «Народный танец»– 36 недель, 36 академических часов 6 Объём программы: 72 академических часа. Формы занятий: теоретические занятия; практические занятия; концертное выступление (концерт-заявка, концерт-загадка и др.); занятие-путешествие; занятие-игра; сводная репетиция; занятие-конкурс; творческие встречи открытые занятия; мастер-классы; занятия с использованием дистанционных технологий. Режим занятий: 1 модуль «Народное пение» - 1 раз в неделю 1 академический час (30 мин); 2 модуль «Народный танец» - 1 раз в неделю 1 академический час (30 мин) Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5 Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 4.2, 4.3 Нормативно-правовое обоснование программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p) 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196). 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7 7. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06) 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 10. Устав МБУ ДО «СДДТ» 11. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 12. Положение о системе единого ведения программнометодической документации педагогических работников 13. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 8 2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Название раздела п/п 1 1 модуль «Народное пение» 2 2 модуль «Народный танец» Итого часов по программе (объём программы) Всего часов 36 36 72 2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Разделы Количество часов Теори Практ Всего я ика 1 модуль «Народное пение» 2 1 1 1 Вводное занятие 2 Песенный фольклор, песенноигровой фольклор, песенки потешки 30 8 22 3 Итоговое занятие 2 1 1 4 Итоговое занятие 2 1 1 Итого 36 1 2 3 Формы аттестации\ контроля Беседа Прослушивание, показ, мини концерт, опрос, открытые занятия, беседа, участие в народных праздниках. Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия в форме концерта для родителей. Аттестация по итогам года в форме отчетного концерта 2 модуль «Народный танец» Вводное занятие 2 1 1 Беседа Танцевальный фольклор, его жанры (хороводы, пляски), народные музыкальноритмические игры Итоговое занятие 30 8 22 2 1 1 9 Беседа, наблюдение, показ, прослушивание, мини концерты, открытые занятия, участие в народных праздниках. Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия в форме 4 Итоговое занятие 2 Итого 36 Итого по программе 72 1 10 1 концерта для родителей. Аттестация по итогам года в форме отчетного концерта 2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 модуль «Народное пение» Ознакомительный уровень – вхождение в мир фольклора Задачи: - дать возможность детям самим соприкоснуться с истоками народной мудрости, традиционной культуры; полюбить народную музыку, песни, танцы, игры; - формировать у детей навыки исполнения народных сказок, потешек, игр, обрядовых действий северного края. Общее знакомство с народным календарем, изучение календарного фольклора (песни, заклички, приговорки, игровой и потешный фольклор). - приобретать навыки вокально-хорового исполнения в народной манере; - объяснить понятие «певческая установка», учить детей правильно брать дыхание, формировать навыки цепного дыхания; - развивать вокального слуха и певческого голоса; - учить правильному звукообразованию и звуковедению. Практические занятия по освоению вокальных приемов народного пения (заклички, приговорки, песни, игровой фольклор). 1. Вводное занятие. Задачи: - познакомиться с детьми; - первичный инструктаж по ТБ; - вызвать интерес к занятиям фольклором; - разъяснить правила гигиены голоса и важность их соблюдения; - разъяснить организационные вопросы. Игра-знакомство. Описание работы коллектива. Строение дыхательных путей, голосовых связок, правила гигиены голоса, режим мероприятия при заболевании верхних дыхательных путей. Решение организационных вопросов (кол-во занятий, кол-во часов в неделю, темы занятий). 2. Песенный фольклор, песенно-игровой фольклор, песенки потешки Теория Певческая установка. Правильное положение корпуса и головы во время пения. Строение артикуляционного аппарата, артикуляция и дикция, их взаимосвязь. Образование голоса в гортани; виды атак звука; движение звучащей струи воздуха. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо, non 1еgаtо, staccato. Слуховой контроль над звукообразованием. Диалектические особенности исполнения. 11 Основные типы дыхания: брюшной, грудной. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Пение упражнений: на legato, non legato, staccato с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Правила выполнения упражнений на дыхание, развитие артикуляционного аппарата и произношения, на развитие дыхания и силы голоса, на правильную постановку губ и языка во время речи; комплекса дыхательных упражнений и голосового тренинга с применением движений, комплекса вокальных упражнений. Понятия о музыкальном звуке. Свойства музыкального звука (тихо, громко). Звуковысотность (высокий, низкий, средние звуки). Движение мелодии (вверх, вниз). Правила работы над музыкальным произведением. Знакомство с термином «а капелла», «модуляция». Краткая беседа о жанре песни, о месте бытования (в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась), о времени создания. Анализ поэтического текста, объяснение непонятных слов, устаревших выражений. Необходимо подчеркивать особенности местного говора, соотнося его с литературным. Практика Комплекс вокальных упражнений - упражнения на правильное певческое дыхание; - упражнения на точное интонирование; - упражнения на четкое произношение и ровность тембра всех звуков; - упражнения на подвижность голоса и долгое дыхание; - упражнения на совершенствование ритмических способностей; - упражнений на музыкальном материале репертуарных произведений. Показ-исполнение песни. Анализ музыкальной структуры (сколько фраз, похожи они или разные, лад и т.п.). Разучивание песен. Проговаривание, а затем пропевание отдельных наиболее трудных в интонационном и вокальном отношении фрагментов произведения. Распевание на отдельных фрагментах песни с целью «впевания» данного эпизода. Пение импровизаций. Варьирование отдельных мелодий, сочинение мелодии на текст, сочинение текстов на данную тематику. Игра в «тему с вариациями» (1-й куплет – тема, остальные - вариации). Соединение наиболее удачных вариантов мелодии как подголосков. Песенно-игровой фольклор: исполнение народных сказок, потешек, игр, обрядовых действий северного края. Общее знакомство с народным календарем, изучение календарного фольклора (песни, заклички, приговорки, игровой и потешный фольклор). 12 3. Итоговое занятие за полугодие/год. Аттестация учащихся за перовое полугодие в форме концертного выступления, практических и теоретических заданий. 2 модуль «Народный танец» Ознакомительный уровень – вхождение в мир народного танца Задачи: приобщать к истокам народного танца; прививать уважение и любовь к народному танцу; учить понимать язык музыки и выражать его в танце; менять движения соответственно характеру музыки, двухчастной форме и силе её звучания, реагировать на начало звучания музыки и её окончание. развивать творческое начало и применять его в импровизации; способствовать физическому развитию ребенка, формировать через танец свободную, красивую осанку, плавность движений, правильность дыхания, эластичность мышц, развивать грацию и изящество, исполнительскую технику; развивать чувство ритма, темпа, работать над координацией движений; учить выполнять простейшие танцевальные движения: пружинку, притопы одной ногой и поочередно, выставлять ноги на пятку, взмахи платочком, кружение по одному и в парах, хлопки в ладоши; самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске; двигаться по кругу и врассыпную обычным шагом, шагом с носочка, топающим шагом, легким бегом; подготовить детей к парным танцам: учить ходить парами, врассыпную и друг за другом; познакомить с видами и фигурами хоровода: ходить по кругу в одну сторону(по солнышку или противоходом), одним и двумя кругами ( в разные стороны), познакомить с понятиями «завивание», «развивание»; познакомить с северными народными мелодиями, различными по характеру (весёлая, спокойная, быстрая, медленная); учить запоминать движения в экзерсисе на общепринятом французском языке; участвовать в театрализованных постановках. познакомить с творчеством фольклорных коллективов, использовать технические средства, посещение концертов; 1. Вводное занятие. Задачи: - познакомиться с детьми; - первичный инструктаж по ТБ; - вызвать интерес к занятиям народным танцем; - разъяснить правила гигиены тела и важность их соблюдения; - разъяснить организационные вопросы. 13 Основу обучения детей на данном этапе составляет начальную стадию познания и освоения народного танца, игрового фольклора. Выработка правильной красивой осанки, умения легко, бесшумно двигаться, «держать спину». Знакомство с орнаментальным и игровым видами хоровода. Освоение «кругового» хоровода, хоровода «стенка на стенку», фигур «ручеек», «воротца», «поклон», разновидности плясок с предметами и шумовыми инструментами. Дополнять песни танцевальными движениями. 2. Танцевальный фольклор, его жанры (хороводы, пляски), народные музыкально-ритмические игры Теория Краткая беседа о танце, жанре, месте бытования (в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась), костюме, манере исполнения. Показ видеоматериала. Практика Показ и работа над постоянными упражнениями, объяснение цели и задачи движений. Проводятся по структуре: 1. Поклон. 2. Экзерсис. 3. Основные движения с продвижением по кругу (хороводный шаг, шаг кадрили, топающий шаг, танцевальный бег...). 4. Постановочная работа танцев (повторение и отработка ранее выученного материала). 5. Музыкально-ритмические игры, импровизации. 6. Поклон. Элементы классического танца в экзерсисе вводятся постепенно и по желанию педагога. Для изучения танцевальных движений используется общепринятая терминология на французском языке. В программу эта часть занятия не включается. 3. Итоговое занятие за полугодие/год. Аттестация учащихся за перовое полугодие в форме концертного выступления, практических и теоретических заданий. Дополнительно: Показ учебно-тренировочного материала: концертные выступления; фестивали, конкурсы; творческие встречи открытые занятия; мастер-классы Методические рекомендации и правила перед концертным выступлением: в день выступления ноги должны быть сухими и находиться в тепле; 14 не есть семечек, орехов, чипсов, мороженого, не пить газированную воду; не кричать, особенно на улице, постараться соблюдать голосовой покой; накануне концерта желательно пошептать 3 – 4 часа; за 1,5 – 2 часа до концерта хорошо покушать, выпить горячего чая. 15 2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ Модули Будут знать Будут уметь Основные правила петь в открытой манере Народное пение исполнения вокальных народного пения в произведений, диапазоне ДО-СОЛЬ, заклички, приговорки, исполнять выразительно, потешки, игровой артистично. Петь мягко, фольклор звонко, легко. Владеть певческим дыханием основные танцевальные выполнять движения Народный танец движения, их выразительно, комбинирования, эмоционально, четко усложнения, сочинение двигаться в заданном новых и развитие темпе в соответствии с старых вариантов; характером музыки. танцевальные жанры; Проявлять творческую стилистику и манеру индивидуальность в исполнения; иметь исполнении хороводов, свободную красивую плясок, упражнений, игр. осанку. Формы проверки планируемых результатов: выступления концертах, конкурсах, фестивалях, творческие задания, опрос 16 на 3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей В соответствии с законодательством Российской Федерации целью является, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачи: 1. Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество: • традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов России; • сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде; • ориентации на осознанный выбор профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей семьи и общества; 2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям: • российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем; • этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа; • принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности; • деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям 17 народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной идентичности; • уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию; • восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве; 3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний: • опыта гражданского участия на основе уважения российского закона и правопорядка; навыков рефлексии своего физического и психологического состояния, понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям, природным и социальным условиям; Целевые ориентиры воспитания детей по программе: • воспитание уважения к художественной культуре, искусству народов России; • развитие восприимчивости к разным видам искусства; • развитие интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров; • формирование опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.; • формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим; • развитие ответственности; • формирование воли и дисциплинированности в творческой деятельности; • формирование опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России; • формирование опыта художественного творчества как социально значимой деятельности. 18 3.2 Формы и методы воспитания Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей. Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Получение информации о музыке европейской, по эпохам, странам, школам и биографии музыкантов, является источником формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения. Так же очень важно, привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену необходимой информации. Практические занятия детей участия в творческих вечерах, организация игр, подготовка к музыкальным конкурсам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. Итоговые мероприятия концерты, творчесткие вечера способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей. Приобретению социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применению полученных знаний на практике способствует привлечение обучающихся к участию в благотворительных и волонтерских акциях, профориентационной 19 деятельности. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. 3.3 Условия воспитания, анализ результатов Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в соответствии с нормами и правилами работы учреждения и на других площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества. Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими методами: • педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.); • оценка творческих и исследовательских работ и проектов экспертным сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) (оценивается умение применять имеющиеся знания норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество, личностные результаты освоения программы и личностные качества каждого ребёнка, результаты социокультурного опыта); 20 • отзывы, интервью, материалы рефлексии (опросы родителей, анкетирование родителей и детей, интервью с родителями, беседы с детьми, самообследования, отзывы других участников мероприятий и др.) (которые предоставляют возможность косвенной оценки достижения целевых ориентиров воспитания по программе в процессе и по итогам реализации программы, оценки личностных результатов участия детей в разнообразной деятельности по программе). Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения целевых ориентиров воспитания используется для планирования дальнейшей работы педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных данных. Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень Оценочные средства Показатели 1.Усвоение детьми знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество: Критерии Степень выраженности Методы оцениваемого качества диагностики Соответствие Высокий уровень: Педагогическое принятым в наблюдение, беседы с обществе детьми, обучающийся знает и правилам, понимает правила поведения анкетирование традициям. в обществе, основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, имеет представление о значении труда в жизни людей, ориентируется в основных трудовых (профессиональных) сферах, имеет представление о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества. Средний уровень: 21 обучающийся знает, но не всегда понимает и следует правилам поведения в обществе, основанным на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, имеет отрывочные и путаные представления о значении труда в жизни людей, знает несколько основных трудовых (профессиональных) сфер, имеет отрывочные знания о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества. Низкий уровень: обучающийся плохо знает и не понимает правила поведения в обществе, основанные на духовнонравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, не осознает значимость труда в жизни людей, не ориентируется в основных трудовых (профессиональных) сферах, имеет отрывочные, скудные знания о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества. 2. Формирование Соответствие Высокий уровень: Педагогическое и развитие принятым в наблюдение, личностного обществе обучающийся осознает себя практическая отношения детей правилам, гражданином РФ, к этим нормам, традициям. деятельность, участие отождествляет себя в ценностям, в различных соответствии со своей традициям: национальностью и местом мероприятиях проживания, разделяет 22 духовно- нравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество, уважает права, свободы и обязанности гражданина РФ, отрицательно относится к любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, гордится историческим и культурным наследием народов России и российского общества, уважительно относится к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России, уважительно относится к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию, развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта, в семье, общественном пространстве, уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, испытывает желание и способность к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, ориентирован на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, 23 потребностей семьи, общества. Средний уровень: обучающийся понимает, что он гражданин РФ, но не совсем отождествляет себя в соответствии со своей национальностью и местом проживания, разделяет не все духовно-нравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество, не всегда соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, понимает опасность дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, но не всегда следует этим правилам, понимает значение исторического и культурного наследия народов России и российского общества для страны и мира, понимает значение уважительного отношения к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России, понимает значение художественной культуры народов России, частично развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта, в семье, общественном пространстве, уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих 24 земляков, российского народа, понимает важность выбора сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи. Низкий уровень: обучающийся не понимает понятия «Гражданин РФ» и связанных с этим понятием духовно-нравственных ценностей, традиции», которые выработало российское общество, не знает и не соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, не понимает отрицательного влияния на общество дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, не понимает значение исторического и культурного наследия народов России и российского общества, не понимает значения художественной культуры народов России для мирового искусства, культурного наследия, испытывает избранное предпочтение к разным видам искусства, участвует в концертной деятельности для реализации своих творческих способностей в искусстве, уважительно относится только к своему труду, результатам своего труда, осознает необходимость выбора профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов. 3. Приобретение Соответствие Высокий уровень: Педагогическое соответствующег принятым в наблюдение, о этим нормам, обществе практическая 25 ценностям, правилам, традициям традициям. социокультурног о опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний: деятельность, участвует в различных социально-значимых акциях и отзывы, материалы мероприятиях на уровне города, учреждения, детского рефлексии объединения, умеет оценивать свое физическое и психологическое состояние, понимает состояние других людей с точки зрения безопасности, умеет сознательно управлять своим состоянием, легко адаптируется в стрессовой ситуации и детско-взрослом коллективе. Средний уровень: периодически участвует в различных социальнозначимых акциях и мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения, понимает свое физическое и психологическое состояние, довольно быстро адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом коллективе. Низкий уровень: очень редко участвует в различных социальнозначимых акциях и мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения, не умеет анализировать свое физическое и психологическое состояние, очень трудно адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом коллективе. 26 Диагностическая карта ФИО Показатели Усвоение детьми Формирование и Приобретение ИТОГО знаний норм, развитие личностного соответствующего духовноотношения детей к этим этим нормам, нравственных нормам, ценностям, ценностям, традициям ценностей, традиций традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения начало окончание начало года окончание года года года полученных знаний начало окончание года года Итоговый протокол о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания Степень Показатели выраженности Усвоение детьми Формирование и Приобретение ИТОГО оцениваемого знаний норм, развитие соответствующего этим качества духовноличностного нормам, ценностям, % нравственных отношения детей традициям ценностей, к этим нормам, социокультурного опыта традиций ценностям, поведения, традициям общения,межличностных и социальных % отношений, применения % полученных знаний % начало окончание начало окончание начало года окончание года года года года года Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 27 3.4 Календарный учебный план воспитательной работы № п/п Название события, мероприятия Сроки (месяц) 1 Выступление коллектива Северное Сияние на вечорках в АРТ Соломбала 2 Проведение праздника Кузьминки. Знакомство с жизнью и обычаями родного края 3 Участие в городских, областных и региональных конкурсах Один раз Квартал ноябрь Форма проведения Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события/мероприятия в тематический Очерк и фотоматериалы на вечер официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. праздничное Очерк и фотоматериалы на мероприятие на официальном сайте уровне учреждения, страницы творческого группы МБУ ДО «СДДТ» объединения ВКонтакте. декабрь конкурсная деятельность март май 4 Подготовка и проведение праздничных мероприятий к Новому году, Рождество 5 Подготовка и проведение программы Масленица. декабрь на сайт Продленка.ру Видео, фотоотчет, статья, презентация. Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. концерт на уровне Очерк и фотоматериалы на учреждения официальном сайте учреждения, страницы январь группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. март концерт на Очерк и фотоматериалы на муниципальном официальном сайте уровне учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. 6 Подготовка и в течении концерт на уровне Очерк и фотоматериалы на проведение юбилейной учебного года учреждения официальном сайте даты Северного Сияния учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. 7 Участие во в течении конкурсная Очерк и фотоматериалы на всероссийских и учебного года деятельность официальном сайте международных учреждения, страницы конкурсах онлайн. группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. 8 День образования сентябрь беседа Очерк и фотоматериалы на Архангельской области. официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» Беседа "Как жили дети 28 100 лет назад" 9 Международный день пожилых людей октябрь 10 День М.В. Ломоносова. ноябрь Рассказ о жизни М.Ломоносова в детские годы 11 День матери в России. ноябрь Конкурс фотографий "Я и мамочка моя" 12 Новогодние праздники. Конкурс поделок "Новогодняя игрушка" 13 Эх ты, Зимушка-зима. Игровая программа в парке, фотосессия в зимних костюмах 14 День защитников Отечества. Концерт для пап и дедушек 15 Международный женский день. "В хороводе с мамами" праздничная программа 16 Всемирный день здоровья. "Мы за ЗОЖ" викторина, конкурсы, шашечный турнир. 17 Международный день семьи. "Папа,мама,яфольклорная семья" семейный праздник 18 Первичный инструктаж по ТБ, правилам пожарной безопасности, декабрь январь январь февраль март апрель ВКонтакте. концерт Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. беседа Очерк и фотоматериалы на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. конкурс Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. конкурс Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. Экскурсия, Очерк и фотоматериалы, видео на официальном игровое занятие сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. концерт Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. праздник на Очерк и фотоматериалы, уровне видео на официальном учреждения сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. игровое занятие Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. май праздник на уровне учреждения сентябрь беседа 29 Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, поведению на дорогах, поведению при угрозе ЧС и теракта 19 Проведение учений по эвакуации при ЧС страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. октябрь беседа 20 Проведение бесед по антикоррупционному поведению Ноябрь 21 Проведение бесед антинаркотической направленности Декабрь 22 Повторный инструктаж по ТБ, правилам пожарной безопасности, поведению на дорогах, поведению при угрозе ЧС и теракта 23 Проведение бесед по информационной безопасности в сети январь 24 Беседы по профилактике разрешения конфликтных ситуа-ций с применением медиативных технологий 25 Проведение бесед о здоровом образе жизни беседа беседа беседа февраль беседа март беседа апрель беседа 26 Проведение бесед по правилам поведения на дорогах, в общественных местах в летнее время, по правилам поведения у водоемов май беседа 30 Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. Очерк и фотоматериалы, видео на официальном сайте учреждения, страницы группы МБУ ДО «СДДТ» ВКонтакте. 4. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 4.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК N п/п Месяц неделя Часы Тема занятия Форма занятия 1 Сентябрь 2 неделя 2 Вводное занятие 2 3 неделя 1 Вхождение в мир фольклора. Знакомство с русским народным костюмом Особенности исполнения песенного фольклора Архангельской обл. Особенности исполнения танцевального фольклора Архангельской обл. Основные движения. Вокальные упражнения. Постановка певческого голоса. «Песенки небылицы» Экзерсис: постановка корпуса, головы, позиции рук, ног. Ритмические упражнения. Вокальные упражнения. Разучивание песни «Пастушок» Экзерсис. Разучивание основных движений по кругу. Музыкальноритмическая игра «Маша, Машенька» 1 3 4 неделя 1 1 4 Октябрь 5 неделя 1 1 31 Форма контроля/ результат Беседа Практическое занятие Беседа Практическое занятие Наблюдение Занятиепутешествие Беседа, прослушиван ие, наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение 5 6 неделя 1 1 6 7 неделя 1 1 7 8 неделя 1 1 8 9 неделя 1 Вокал. Дыхательные упражнения. Продолжение разучивания песни «Пастушок» Экзерсис. Упражнения на развитие ритма, закрепление основных движений. Вокал. Развивать умения выразительного исполнения. «Песенки небылицы», «Пастушок» Экзерсис. Разучивание ритмических упражнений к «Песенкам небылицам» Практическое Наблюдение, занятие прослушиван ие Практическое Наблюдение, занятие просмотр Практическое Прослушиван занятие ие Практическое занятие Просмотр Вокал. ВокальноПрактическое Наблюдение, хоровые приемы занятие прослушиван пения. «Пастушок», ие «Песенки небылицы» Экзерсис. Практическое Наблюдение, Закрепление занятие прослушиван основных движений, ие соединение ритмических упражнений и текста «Песенки небылицы» Вокал. Дыхательные Занятие-игра Наблюдение, упражнения. прослушиван Разучивание песни ие «Частушки веселушки» 32 1 9 Ноябрь 10 неделя 1 1 10 11 неделя 1 1 11 12 неделя 1 Экзерсис. Повторение и отработка «Песенки небылицы». Музыкальноритмическая игра «Маша, Машенька». Вокал. Упражнения на развитие певческого диапазона, работа над песней «Частушки веселушки». Экзерсис. Разучивание движений к «Частушкам веселушкам». Вокал. Закрепление навыков выразительного исполнения, повторение песен «Пастушок», «Частушки веселушки». Экзерсис. Повторение и отработка движений к «Частушкам веселушкам», «Песенки небылицы». Вокал. Дикционные и артикуляционные упражнения. Разучивание песни «Частушки про гусей». 33 Практическое занятие Просмотр Практическое Прослушиван занятие ие Практическое занятие Наблюдение Миниконцерт Прослушиван ие, наблюдение Миниконцерт Прослушиван ие, наблюдение Практическое занятие Наблюдение 12 13 неделя 1 Экзерсис. Практическое Музыкально – занятие ритмические упражнения на смену ритма и темпа. Разучивание «Хоровода с платочками». Наблюдение 1 Вокальные упражнения на расширение певческого диапазона. Продолжаем работу над песнями «Частушки про гусей», «Пастушок» Экзерсис. Постановка «Хоровода с платочком». Повторить «Частушки веселушки». Вокал. Знакомство с диалектическими упражнениями. Разучивание песни «Пряла белый лён на нитоцке». Экзерсис. Разучивание движений к «Частушкам про гусей». Повторение и отработка «Хоровода с платочками». Наблюдение 1 13 Декабрь 14 неделя 1 1 34 Практическое занятие Практическое Наблюдение, занятие просмотр Практическое занятие Наблюдение Практическое Наблюдение, занятие просмотр 14 15 неделя 1 1 15 16 неделя 1 1 16 17 неделя 2 Январь 19 неделя 1 17 1 Вокал. Развитие навыков пения в народной манере. Продолжаем разучивать песню «Пряла белый лён». Повторить «Песенки небылицы» с использованием музыкальных инструментов. Экзерсис. Продолжаем разучивать движения к «Частушкам про гусей», повторяем и отрабатываем «Хоровод с платочками». Повторение пройденного материала, работать над выразительным исполнением. Повторение пройденного материала, закрепление навыков эмоционального исполнения. Концерт для родителей. Практическое Прослушиван занятие ие Вокал. Знакомство с Рождеством, разучивание песен – колядок. Игровой фольклор: «Как у дяди Нестера», «Платочек – летуночек»… 35 Практическое Наблюдение, занятие просмотр Генеральная репетиция концерта Наблюдение, анализ исполнения Генеральная репетиция концерта Наблюдение, анализ исполнения Итоговое занятие Вводное занятие. Занятие-игра Промежуточн ая аттестация по итогам изучения 1 полугодия. Беседа, наблюдение, показ Занятие-игра Наблюдение 18 20 неделя 1 1 19 21 неделя 1 1 20 Февраль 22 неделя 1 1 Вокал. Продолжаем разучивание песен – колядок. Повторение «Частушки про гусей», «Песенки небылицы». Экзерсис. Повторение движений и соединение со словами «Частушки про гусей». Музыкально – ритмические игры. Вокал. Разучивание «Песенка про белого медвежонка». Повторение «Частушки про гусей» Экзерсис. Продолжение работы над выразительным исполнением «Частушек про гусей», «Хоровода с платочками». Вокал. Дыхательные упражнения. Работа над «Песней про белого медвежонка», повторение «Частушки веселушки» Занятие-игра Наблюдение Занятие-игра Наблюдение Просмотр фото и видео материала Беседа, наблюдение Экзерсис. Разучивание движений к «Песне про белого медвежонка». Игровой фольклор «Дударище» Практическое Наблюдение, занятие прослушиван ие 36 Практическое наблюдение занятие Практическое Наблюдение, занятие прослушиван ие 21 22 23 неделя 24 неделя 1 Вокал. Дикционные упражнения. «Пряла белый лен», «Песенка про белого медвежонка». Разучивание песни «К нам гости пришли» Занятие-игра «Угадай мелодию» 1 Экзерсис. Повторение и отработка основных движений по кругу. Разучивание танцевальных движений к песне «К нам гости пришли» Вокал. Артикуляционные упражнения. Разучивание сольных партий в песне «К нам гости пришли». Повторение «Частушки про гусей» Экзерсис. Продолжаем разучивание групповых и сольных танцевальных движений к песне «К нам гости пришли». Музыкальноритмическая игра «Солнышко и дождик» Вокал. Весенние песни заклички. Использование музыкальных шумовых инструментов. Практическое Наблюдение занятие 1 1 23 25 неделя 1 37 Наблюдение Практическое Наблюдение занятие Практическое Наблюдение занятие Практическое Наблюдение, занятие беседа, показ 1 24 Март 26 неделя 1 1 25 27 неделя 1 1 26 28 неделя 1 1 Экзерсис. Занятие-игра Разучивание танца с жаворонками. Игровой фольклор «Тетера» Вокальные Занятиеупражнения. путешествие Исполнение весенних песен закличек. Просмотр Экзерсис. Повторение и отработка танца с жаворонками. Игра «Колокольцы бубенцы» Вокал. Разучивание текста и мелодии песни «Верба, вербочка». Повторение «К нам гости пришли» Экзерсис. Постановка хоровода «Верба, вербочка» 1 и 2 фигуры. Игра «Дударище» Вокал. Упражнения на расширение певческого диапазона. Песни «Верба, вербочка», «Пряла белый лен» Экзерсис. Постановка хоровода «Верба, вербочка» 3 и 4 фигуры. Игра «Платочек летуночек». Наблюдение 38 Занятиепутешествие Наблюдение Практическое прослушиван занятие ие Практическое Просмотр занятие Практическое Наблюдение, занятие прослушиван ие Практическое Просмотр занятие 27 29 неделя 1 1 28 Апрель 30 неделя 1 1 29 31 неделя 1 Вокал. Упражнения на дыхание, разучивание новых попевок, песня «Таусеньки». Повторение песен «Верба, вербочка», «К нам гости пришли». Экзерсис. Повторение и отработка хоровода «Верба, вербочка», соединение с текстом песни. Игра «Как у дяди Нестера» Вокал. Закрепление навыков исполнения в народной манере. Песня «Таусеньки», «Пряла белый лен», «Песенки небылицы» Экзерсис. Отработка навыков пения в движении. Хоровод «Верба, вербочка». Разучивание движений к песне «Таусеньки» Вокал. Закрепляем навыки хорового пения. Песня «Таусеньки», «Песенка про белого медвежонка», «Частушки про гусей» 39 Миниконцерт Наблюдение, прослушиван ие, анализ Практическое Просмотр занятие Практическое Просмотр, занятие анализ Практическое Просмотр занятие Занятиепутешествие «Веселый паровозик» Наблюдение 30 32 неделя 1 Экзерсис. Повторение и отработка движений к песням «Таусеньки», «Частушки про гусей», «Про белого медвежонка» Практическое Просмотр занятие 1 Вокал. Разучивание песни «На горе-то калина». Повторение песен «Про белого медвежонка», «К нам гости пришли» Экзерсис. Постановка плясовых движений к песне «На горе-то калина». Повторение и отработка движений к песне «К нам гости пришли» Практическое Наблюдение занятие Вокал. Работать над эмоциональным исполнением песен «На горе-то калина», «Таусеньки», «Частушки веселушки» Экзерсис. Отработка плясовых движений к песне «На горе-то калина». Повторение «Хоровода с платочками» Вокал. Повторение и закрепление навыков пения в движении. «К нам гости пришли», «На горето калина» Практическое Наблюдение занятие 1 31 33 неделя 1 1 32 34 неделя 1 40 Практическое Просмотр занятие Практическое Просмотр занятие Практическое Наблюдение занятие 1 33 Май 35 неделя 2 34 36 неделя 2 35 37 неделя 2 36 38 неделя 2 Экзерсис. Повторение и отработка движений «Хоровода с платочками», «К нам гости пришли» Подготовка программы к итоговому концерту. Песеннотанцевальные композиции Подготовка к итоговому концерту. Закрепляем навыки выразительного и эмоционального исполнения. Повторение песенного и танцевального репертуара для итогового концерта. Отчетный концерт для родителей «Секреты бабушкиного сундучка» 41 Практическое Просмотр занятие Мини концерт Наблюдение, прослушиван ие, просмотр, анализ Сводная репетиция Наблюдение, прослушиван ие, просмотр, анализ Сводная репетиция Наблюдение, прослушиван ие, просмотр, анализ Итоговое занятиеконцерт Аттестация по итогам года. 4.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Перед началом изучения программы «Соловушки» проводится входящая диагностика. Сроки проведения: сентябрь. Формы проведения: беседа, творческие задания, наблюдение. Результаты заносятся в протокол результатов входящей диагностики. Аттестация учащихся занимающихся по программе «Соловушки» проводится в учебном году 2 раза: промежуточная по итогам 1 полугодия, промежуточная аттестация по итогам года. Сроки проведения аттестации: декабрь, май. Формы проведения аттестации: открытые занятия, концертные выступления, участие в конкурсах и фестивалях, творческие задания, опрос. Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: - насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой; - полнота выполнения программы и каждого модуля; - обоснованность перевода учащегося на следующий этап или год обучения. Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год, сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации. Система оценивания – безотметочная. Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а так же с целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к фольклорной студии «Северное сияние». Разработан инструментарий по модулям, опросники, перечень творческих заданий, а так же система текущего контроля и протоколы фиксации результатов. Показатели и критерии результатов аттестации Теоретическая подготовка учащегося - Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям - Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность использования специальной терминологии. 42 Практическая подготовка учащегося - Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой (по основным разделам учебнотематического плана) - соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям - Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий. Ещё одним показателем успешности овладения программного материала является участие в концертной и конкурсной деятельности. Учащиеся выступают на концертах, участвуют в праздничных программах учреждения, мюзиклах, конкурсах различного уровня. Результаты фиксируются в протоколе отслеживания результатов концертной и творческой деятельности и АИС «Дневник-ОДО», раздел «Достижения» в профиле каждого учащегося. Система текущего контроля Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждому модулю. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. и заносится в учебнотематический план деятельности творческого объединения, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу, календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию. Вид контроля Текущий Сроки проведения контрольных мероприятий Перед изучением каждого модуля На каждом занятии Итоговый По итогам 1 полугодия Итоговый По итогам 2 полугодия Входящий Формы контроля Беседа, творческие задания 43 Беседа, практические задания, викторины, в форме игры или путешествия, прослушивание, просмотр Концертное выступление для родителей Отчетный концерт, участие в конкурсах № Перечень творческих п/п заданий 1 Исполнить музыкальное произведение на выбор ребёнка. 2 На слух исполнить заданный звук, предложенный педагогом 3 Отгадать на слух музыкальные произведения, исполненные педагогом (песня, танец, марш) 4 Выполнить в хлопках, притопах, танцевальных движениях ритмический рисунок мелодии. Протокол фиксации результатов входящей диагностики Фамилия, имя ребёнка 44 Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год Н Н С В С В Н С Результаты аттестации по итогам 1 полугодия В Повторно аттестован возраст Творческие навыки Не аттестован ФИО Практические умения и навыки Аттестован № п/п Теоретические знания, владение специальной терминологией № п/п ФИО возра ст Теоретические знания, владение специальной терминологие й Н С В Практические умения и навыки Н С В Творческие навыки Н С В 45 Результаты аттестации по итогам года Аттестован Не аттестован Повторно аттестован Переведён на следующий этап обучения Полностью освоил программу Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе «Соловушки» Года Количество Количество обучения учащихся учащихся по годам прошедших обучения промежуточную аттестацию (данные за полугодие и год) Количество учащихся имеющих академическую задолженность (не прошедших аттестацию) (данные за полугодие и год) Количество учащихся прошедших промежуточную аттестацию повторно (данные за полугодие и год) Количество учащихся, переведённых на следующий год обучения (данные на конец года) Количество учащихся полностью освоивших дополнительную общеразвивающую программу (выпускники) (данные на конец года) Протокол отслеживания концертной и конкурсной деятельности учащихся младшей группы фольклорной студии «Северное сияние» № п/п Фамилия имя Название Степень участия Название конкурса Результат учащегося мероприятия 1 2 3 4 5 46 4.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения программы «Соловушки» за 1 полугодие (Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности) Уровни освоения программы. Разделы учебного Низкий Средний Высокий плана (Н) (С) (В) Теоретическая подготовка учащегося, владение специальной терминологией Овладение Овладение ½ Освоение 1 модуль Песенный фольклор, менее чем объёма практичес «Народное песенно25% объёма знаний ки пение» игровой знаний, предусмотрен всего фольклор, предусмотрен ных объёма песенки ных программой знаний, потешки программой предусмот ренных программо й за конкретны й период Танцевальн Не знает Знает Специальн 2 модуль ый специальных специальные ые «Народный фольклор, терминов, в термины, при термины танец» его жанры речи их не употреблении употребля (хороводы, употребляет. сочетает ет пляски), специальную осознаннародные терминологию но и в музыкально с бытовой полном соответств ритмически ии с их е игры содержани ем Практическая подготовка учащегося, творческие навыки Не овладел Овладение ½ Овладение 1 модуль Песенный фольклор, умениями и предусмотрен практичес «Народное песеннонавыками ных умений и ки всеми пение» игровой предусмотрен навыков, умениями фольклор, ными выполнение и песенки программой операций с навыками, потешки помощью предусмот педагога ренными программо Показатели/ критерии 47 2 модуль «Народный танец» Танцевальн ый фольклор, его жанры (хороводы, пляски), народные музыкально ритмически е игры Не может выполнить простейшие практические задания педагога. 48 й за конкретны й период. Выполнен ие практичес ких операций самостояте льно. Самостоятель Осуществл но выполняет яет практические достаточн задания на ый основе творчески образца. й подход в выполнени и практичес ких заданий. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для входящей диагностики № Перечень творческих п/п заданий 1 Исполнить музыкальное произведение на выбор ребёнка. Критерии оценки ставятся по следующим разделам: интонирование, звукообразование, певческое дыхание, выразительность исполнения. 2 На слух исполнить заданный звук, предложенный педагогом Критерии оценки Средний При интонировании вокального произведения: чистота интонации частично неточная. Низкий Ребенок в процессе исполнения вокального произведения мало эмоционален, не проявляет активного интереса к музыкальной деятельности. Музыкальные способности развиты слабо. При интонировании произведения: фальшивая интонация; плохая артикуляция, звук открытый; певческое дыхание прерывное, без опоры на диафрагму. Не может исполнить звук, Учащийся выполняет предложенный педагогом задание с недочетами 49 Высокий Учащийся звуковысотно чисто и ритмически правильно исполняет вокальное произведение, правильно берет певческое дыхание, интонирует прикрытым звуком; чувствует общее настроение произведений. Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. Отгадать на слух музыкальные произведения, исполненные педагогом (песня, танец, марш) Воспроизведение в хлопках, притопах, танцевальных движениях ритмического рисунка мелодии. 3 4 № п/п 1 Не определяет музыкальные произведения исполняемые педагогом (песня, танец, марш) Учащийся затрудняется простучать (протопать) в танцевальных движениях ритмический рисунок, заданный педагогом. Музыкальная память средне развита, учащийся с небольшими ошибками определяет на слух три сферы в музыке «песня», «танец», «марш». Учащийся выполняет задание с недочетами Определяет на слух три сферы в музыке и самостоятельно делает анализ произведения Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. Перечень творческих заданий и опросников для аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся по итогам Промежуточная аттестация учащихся по итогам полугодия года Теория Практика Теория Практика Что такое певческая 1. Вспомнить и пропеть 1. Что такое певческая 1. Вспомнить и пропеть установка? песни, которые изучили в установка? песни, предложенные Что такое певческое 1 полугодии. 2. Что такое ансамбль и педагогом. дыхание, типы дыхания? 2. На предложенный текст строй? 2. На предложенный текст Как правильно придумать ритмический 3. Строение голосового придумать ритмический пользоваться дыханием? рисунок. аппарата. рисунок. Упражнения дыхательной 3. Отгадать на слух 4. Что такое ритм? 3. Определить на слух три гимнастики. музыкальное Повторить ритмический сферы в музыке «песня», 3. Строение голосового произведение, рисунок, заданный «танец», «марш» и дать аппарата. исполненное педагогом на педагогом. анализ. 4. Что такое ритм? фортепиано и дать анализ. 5. Что такое певческое 4.Исполнить 50 Повторить ритмический рисунок, заданный педагогом. 5. На каких «трех китах» строится музыка? 6. Что такое дикция? 7.Владение специальной терминологией осмысленность и правильность использования в экзерсисе и основных танцевальных движениях. 8.Какие жанры и виды народного танца вы знаете? например: орнаментальный и игровой хоровод; кадрили: линейная, шестёра, восьмёра и т.д. 9. Какая манера исполнения используется в хороводах и танцах регионов Архангельской области? 4.Узнавание знакомой мелодии танца по фрагменту. 5.Определение начала и окончания мелодии, её характера (двухчастная форма) 6.Высказывание о музыке с контрастными частями и придумывание танцевальных движений соответствующим этим частям. 7.Определить на слух жанр и вид танцевальной музыки и дать им анализ. 8. Найти разницу в классическом и народном исполнении танцевальных движений. 9.Исполнять песеннотанцевальную композицию, сопровождая мимикой, жестами и движениями. 51 дыхание, типы дыхания? (Упражнения дыхательной гимнастики.) Как правильно пользоваться дыханием? 6. На каких «трех китах» строится музыка? 7. Что такое музыкальный звук? Свойства музыкального звука. 8. Что такое интонация? 9. Какие вы знаете основные приемы звуковедения? 10. Что такое дикция? 11. Какие основные средства музыкальной выразительности вы знаете? 12.Какой язык применяется в терминологии танцевальных движений? 13.Какие позиции рук и ног вы знаете? 14.Как правильно держать корпус во время исполнения танца. полюбившийся детям танец или песеннотанцевальную композицию. 5.Выделение сильной доли в мелодии хороводов и танцев. 6. Увлеченность танцевальным фольклором любовь к родному краю. 7.Развитие артистического мастерства и творческого воображения. 8.Нахождение новых приёмов решения, самостоятельность и инициатива применения их в танцевальных композициях. 9.Быстрота реакций, находчивость в движениях, хорошая ориентировка в новых условиях. 10.Использовать манеру исполнения в соответствии с регионом Архангельской области. 15.Какие основные движения используются в хороводе, кадрили, пляске? 16.Какие жанры и виды народного танца вы знаете? например: орнаментальный и игровой хоровод; кадрили: линейная, шестёра, восьмёра и т.д. 17. Какая манера исполнения используется в хороводах и танцах регионов Архангельской области? 52 4.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для решения поставленных задач предполагается использовать следующие методы: 1. Общепедагогические: репродуктивный (вербальный, невербальный); проблемно-поисковый; креативный (творческий); исследовательский. 2. Музыкального воспитания: индивидуальный; групповой Деятельность педагога строится на следующих принципах: доступность занятий для всех желающих; внимательное отношение к личности учащегося, побуждение его к творчеству; предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности; доступность понимания и исполнения фольклорных произведений; всестороннее развитие обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей; уважение и соблюдение прав ребенка. Список методической продукции: - разработки практических занятий; - сценарии праздников, концертов, открытых занятий и т.д.; - запись фонограмм мелодий; - запись танцев, песенно-танцевальных композиций, игр. Репертуарный план: Песенно-танцевальный 1. «А кто у нас гость большой?» - Архангельская обл. 2. «Блины»- рус. нар. песня 3. «Вдоль по улице метелица метёт» - рус. нар. песня 4. «Верба, верба, вербочка» - Карпогорский р-н 5. «Выходили красны девицы» - Тамбовская губерния зап. В. М. Орлов 6. «Где был Иванушка?» - рус. нар. песня 7. «К нам гости пришли» - сл. М. Ивенсен, муз. А. Александрова 8. «Комарище»- рус. нар. песня обр. М. Мордасовой 9. «Красна девица вила кудёрышки» - Виноградовский р-н 10. «Как на тоненький ледок» - рус. нар. песня обр.М. Иорданского 11. «Как у нашей Дуни» - рус. нар. песня 12. «Как у наших у ворот» - рус. нар. песня обр. А. Луканина 13. «Круговая кадриль» - сев. мел. обр. Е. Курицыной 14. «Линейная кадриль» - «Дорогорский наигрыш» Мезенский р-н 53 15. «На горе-то калина» - рус. нар. песня 16. «Ну-ко как Вася утёноцек» - Арх. обл. 17. «На дощечку, на площечку» (хоровод) - Калужская обл. 18. «Песенки небылицы» - Арх. обл. 19 .»Пряла белый лён на ниточке» - Вилеготский р-н 20. «Песенка про белого медвежонка» 21. «Пошла наша Катенька»- рус. нар. песня 22. «Прялица-кокорица»-Пинежский р-н 23. «Розочка алая»- Пинежский р-н 24. «Северное сияние»(хоровод)- рус. нар. мелодия «Лебёдушка» 25. «Тётушка Деленка»- Устьянский р-н 26. «Топотуха»(кадриль)-Мезенский р-н 27. «Топотушки»(кадриль)- «Шалакушская кадриль» Няндомский р-н 28. «Танец скоморохов»- сев. мел. обр. Е. Курицыной 29. «Пастушок» рус. нар. песня 30. «Уж, мы вьём, мы вьём капустеньку» (хоровод) -Пинежский р-н 31. «Хороводная плясовая»- сев. мел. обр. В. Лаптева 32. Хоровод «Ходечи»- Пинежский р-н 33. «Хоровод с платочками»- сев. нар. мелодия обр. Е. Курицыной 35. «Частушки веселушки»- Арх. обл. 36. «Частушки про гусей»- г. Северодвинск 37. «Шестёра» (кадриль)- муз. «Нюхченская» Величальные: 104 .»А кто у нас славен» 105. «Многая лета» 106 .»Дай же Бог тому...» 107.»Рады мы вас видеть» Рождественские колядки: 108. «Уж как шла коляда» 109. «Авсень-авсень» 110. «Мы не сами идём, мы козу ведём» 111. «Воробушек летит» 112. «Щедровочка щедровала» 113. «Зазимка зима» 114. «Сею-вею посеваю» 115. «Заходила коляда» 116. «Ой, овсень» Весенние заклички: 117. «Жаворонки прилетите» 118 . «Жавората, жавората» 119. «Чивили, чивили» 120. «Ой, кулики-жаворонушки» Осенние заклички: 121. «Осень, осень гости недель восемь» 121. «Восёнушка-осень» 54 122. «Осень, осень на порог» Игровой фольклор: 123. «По селу идёт Иван» 124. «Тетёра шла» 125. «Мышка-кубышка» 126. «Заря-заряница» 127.»Дедушка Олень» 128. «Поцелуйчики» 129. «Уж как шёл наш козёл» 130. «Снежная баба» 131. «Платочек-летуночек» 132. «Берёзка белена» 133. «Пчёлки» 134. «Иди кот на порог» 135. «Колокольцы-бубенцы» 136. «Гори, гори ясно» 137. «Как у дяди Нестера» 138. «Дударище» Музыкально-ритмические игры: «Маша, Машенька» «Солнышко и дождик» Музыкально-ритмические игры Игра «Варёная репка» Исходное положение: дети строятся парами, соединяются стопами правой стороной ноги, берутся за руки. Текст: Варёная репка, держись крепко. поют песенку. Кто отпускается, тому достанется. Раз, два, три тяни. (говорком) перетягивают друг, друга. Переходят к другой паре. Игра « Тетёра» 55 Описание Исходное положение: перед началом игры дети строятся в цепочку, держатся за руки, 1 пара, берётся двумя руками и поднимает их «воротиками». Тетёра шла, маховая шла, По зареченью, да по закаменью. Сама прошла и детей провела, А последнего детёныша оставила. Под песню дети проходят через «воротца», на конец песни отпускают «воротца». Дети которые остались внутри, дополняют «воротца», игра продолжается пока вся цепочка не встанет в общий круг. Игра “Платочек - летуночек» Вот вам платочек - летуночек, передавайте его друг другу, под песню: «Переедай скорей платочек быстро - быстро по рукам. У кого платок остался, тот сейчас станцует нам». (Варианты могут быть разными: « ….Споет для нас частушку», «….Прочтет стишок»). 56 4.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 1.2.3685-21 не менее 30 кв.м., танцевальный зал, оснащенный станками и зеркалами. 2. Материально-технические условия. - мебель: столы и стулья (скамьи) не менее чем на 16 учащихся, стеллажи для методической литературы, литературы для учащихся, предметов быта Поморов, шкафы для хранения концертных костюмов; - дидактические материалы: маски, вербочки, жаворонки, платочки, ленты, соломенные куклы; - техническое оборудование: фотоаппарат, ноутбук, мультимедийная установка, колонки; - музыкальные инструменты: баян, гармонь, фортепиано, шумовые музыкальные инструменты, глиняные свистульки. 3. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования художественной направленности, с музыкальным образованием, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 № 652н). 4. Программа предполагает использование дистанционных форм обучения. в случае введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений. Для этого подобраны соответствующие электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают материалы для прослушивания русской народной музыки в исполнении профессиональных музыкантов, образцы исполнения репертуара самим педагогом, сканы нотных текстов всего музыкального репертуара программы, минусовые фонограммы, выполненные концертмейстером. Материалы размещаются в группе «Северное сияние» ВКонтакте, в АИС «Дневник-ОДО». 5. С использования сетевой формы реализации программы. Обучение организовано с использованием организационных и материальнотехнических ресурсов другой образовательной организации: школа народного танца, уроки вокала и хореографии в Академическом Северном народном хоре, ансамбль песни и пляски «Сиверко». 6. Индивидуальные образовательные предусмотрены для одаренных учащихся и учащихся с ОВЗ. 57 маршруты 4.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Для педагога: 1. Буторина Т. Школа народного и нравственного возрождение региона/ Арх., 1985 2.Белов В. Лад/Арх.,1985 3.Картавцева М. Школа русского фольклора/М.,1994 4.Кольцова Т. Народная культура Русского Севера/Арх.,1997 5.Климов А. Русский народный танец/М.,1989 6.Мешко Н. Искусство народного пения/М.,1996 7.Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество/М.,1988 8.Орлова А. Русское народное творчество и обрядовые праздники/М.,1995 9.Рожкова П. Радоница/М.,1992 10.Тошина Т. Зимние календарные песни/Арх.,1987 11.Барышникова Т. Азбука хореографии/М.,1966 12.Акишев С. Активизация творческих проявлений в танце/М.,1988 13.Бачинская М. Русские хороводы и хороводные песни/М.,1951 14.Богданов г. Несколько шагов к фольклорному танцу/М.,1996 15.Выгодский Л. Воображение и творчество в дошкольном возрасте/М.,1967 16.Виноградов Г. Детский фольклор, сб. «Из истории русской фольклористики/Л.,1978 17.Нигоф В. Танцы Архангельской области/Сев.-зап.кн.изд.,1970 Для обучающихся и родителей: 1. Науменко Г. Фольклорная азбука/М.,1996 2. Некрылова А. Круглый год/М.,1989 3.Аникин Л. Семья человека в русском фольклоре/М.,1991 4. Ифименкова Б. Северные байки/М.,1987 5. Коничев К. Песни Севера, частушки, пословицы/Арх.,1995 6. Науменко Г. От зимы до лета/М.,1982 7. Науменко Г. Солнышко ведерышко/Арх.,1994 8. Науменко Г. Березовая карусель/М.,1980 9.Для дистанционного обучения детей интернет обеспечение видео материалы в группе в контакте. http://vk.com/club23209078 https://clck.ru/Memoe Интернет-источники: https://videouroki.net/razrabotki/rabochaya-programma-po-vospitatelnoyrabote.html- рабочая программа по воспитательной работе https://infourok.ru/rabochaya-programma-vospitatelnoy-raboti-328614.htmlрабочая программа воспитательной работы 58