ДООП Мастерская солнца

СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта

3

2. Комплекс основных характеристик образования
2.1

Пояснительная записка

5

2.2

Учебный план

10

2.3

Учебно-тематический план

10

2.4

Содержание программы

13

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

15

3. Воспитательный потенциал
3.1

Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей

17

3.2

Формы и методы воспитания

19

3.3

Условия воспитания, анализ результатов

20

3.4

Календарный учебный план воспитательной работы

27

4. Комплекс организационно-педагогических условий
4.1

Календарный учебный график

29

4.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

31

4.3

Оценочные материалы

36

4.4

Методическое обеспечение программы

41

4.5

Условия реализации программы

50

4.6

Список информационных источников

51

2

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование образовательной
программы, в рамках которой
реализуется данная программа (услуга)

3
4
5

Год разработки
Вид деятельности по программе
Направленность дополнительного
образования
Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных услуг)

6

Указание на уровень сложности
содержания программы (стартовый
(ознакомительный), базовый,
продвинутый (углублённый))
7 Место реализации программы
(фактический адрес оказания услуги; при
реализации программы в сетевой форме
в разных местах указываются все адреса)
9 Возрастная категория учащихся
(адресат программы)
10 Указание на необходимость
медицинского заключения об отсутствии
противопоказаний к занятию
соответствующим видом спорта (для
программ физкультурно-спортивной
направленности)
11 Указание на адаптированность
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид ограничений)
7

12 Нормативный срок освоения программы
(продолжительность обучения)
3

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ
(ББ52))
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
изостудии «Мастерская
Солнца»
2020
Изобразительное искусство
Художественная
Овладение практическими
художественными навыками,
освоение различных техник и
материалов в
изобразительном искусстве.
Основы живописи, графики.
Ознакомительный уровень

163020, г. Архангельск,
Банный пер. 1-й, д. 2
6 - 12 лет (1-4 классы)
Медицинского заключения не
требуется

Без адаптации. Для учащихся
с
ОВЗ
предусмотрен
индивидуальный
образовательный
маршрут
(ИОМ)
объём программы: 72
академических часа

13 Режим занятий, продолжительность
каждого занятия

14 Сведения о педагогических работниках,
реализующих программу (Фамилия имя
отчество, квалификационная категория,
образование, регалии)
15 Форма обучения по программе (очная,
заочная, очно-заочная)
16 Объем программы общий и отдельно по
формам обучения (очная/заочная), по
использованию дистанционных
технологий (с использованием/ без
использования), по использованию
сетевой формы (с использованием/ без
использования), формам организации
образовательной деятельности
(групповая/ индивидуальная)

17 Минимальное максимальное число
детей, учащихся в одной группе

4

36 недель,
1 раз в неделю по 2
академических часа.
1 академический час – 45
мин.
Матвеева Елена Евгеньевна
педагог дополнительного
образования, высшей
квалификационной
категории. Образование
высшее, педагогическое.
Очная
Объём – 72 академических
часа;
Очная форма – 72
академических часа.
С использованием
дистанционных технологий
(обеспечение доступного
образования в условиях
введения карантина,
невозможности посещения
занятий по причине погодных
явлений).
Без использования сетевой
формы.
Групповая форма
организации деятельности -72
академических часа
Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 21 человек

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
изостудии
«Мастерская
Солнца»
(далее
–
программа)
имеет
художественную направленность.
Актуальность. На современном этапе содержание дополнительных
образовательных программ ориентировано на создание необходимых
условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и
профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных
потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом,
нравственном развитии (Концепция развития дополнительного образования
детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и
воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
пространственного
мышления,
колористического
восприятия,
она
способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в
процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы
чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат
понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это
особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на
неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и
принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений
искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к
искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение
изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие
художественного творчества школьников через систему дополнительного
образования детей становится особенно актуальным.
Возможность
использования
программы
в
других
образовательных системах. Программа реализуется в учреждении. Данная
программа может быть использована как программа внеурочной
деятельности в образовательных организациях, как дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа в лагерях с дневным
пребыванием детей, стационарных загородных лагерях.

5

Целью программы является обучение детей основам изобразительной
грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности
каждого ребёнка.
Задачи.
Образовательные:

учить элементарным практическим умениям и навыкам в
различных видах художественной деятельности

учить правильно, пользоваться инструментами и материалами

учить грамотно, строить композицию с выделением
композиционного центра
Развивающие:

формировать навыки решения проблем творческого и
поискового характера.

развивать навыки сотрудничества и взаимодействия в
коллективе.

развивать чувственно-эмоциональных проявлений: внимания,
памяти, фантазии, воображения;

формировать
коммуникативные
умения
и
навыки,
обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество,
общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других,
оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);

формировать устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством.
Воспитательные:

воспитывать
у
детей
трудолюбие,
аккуратность,
самостоятельность

формировать
положительно-эмоциональное
восприятие
окружающего мира.
Принципы построения содержания программы:
Принцип доступности - возможность усвоения содержания
учащимися в соответствии с возрастом и уровнем предыдущих знаний.
Обучение должно вестись от легкого к трудному, объясняя материал,
необходимо использовать простой и доступный учащимся язык, варьировать
темпы работы, учитывать связь доступности с работоспособностью.
Принцип сознательности и активности - осознанное усвоение
учащимися знаний в процессе активной познавательной и практической
деятельности. В процессе обучения необходимо добиваться, чтобы учащиеся
понимали цель и задачи настоящего этапа и обучения в целом; вовлечение
учащихся и возбуждения у них познавательного интереса; поддержка
оптимизма и уверенности в себе.
Принцип наглядности - использование наглядных средств.
Средствами наглядности по программе служат натуральные объекты,
которых рисуют дети, картины, фотографии, рисунки педагога и учащихся,
видео, презентации.
6

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным
особенностям учащихся – соответствие содержания, форм и методов
обучения возрастным этапам и индивидуальным особенностям учащихся.
Отличительная особенность
1.
Программа изостудии «Мастерская солнца» относится к
ознакомительному уровню освоения, который предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания.
2.
Программа предполагает использование дистанционных форм
обучения в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий
по причине погодных явлений. Для этого подобраны соответствующие
электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают материалы по
изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, мастер-классы,
обучающие уроки и т.д. Материалы размещаются в группе «Мастерская
солнца» ВКонтакте, в АИС «Дневник-ОДО».
3.
Согласно принципу доступности, содержание программы
построено так, чтобы дать, учащимся ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей,
живые примеры из окружающей действительности.
4.
Один из принципов программы – принцип сознательности и
активности. Программа дает возможность учащимся попробовать свои силы
в разных видах изобразительного искусства, сознательно выбрать
приоритетное направление и (в будущем) максимально реализовать себя в
нём.
5.
Согласно принципу соответствия обучения возрастным и
индивидуальным особенностям учащихся, вариативность и гибкость
программы позволяет использовать разнообразные материалы и техники,
которые интересны и доступны ребенку любого возраста.
Адресат программы, характеристика учащихся. По программе
могут обучаться дети в одновозрастных и разновозрастных группах в
возрасте от 6 до12 лет без специальной подготовки. Набор и формирование
групп осуществляется без вступительных испытаний. Группы формируются
по возрастам: 6-8 лет (1-2 классы ОО), 9-12 лет (3-4 классы ОО),
Наполняемость групп от 10 до 15 учащихся. К изучению программы
приглашаются дети более старшего возраста, если у них есть желание
изучить основы живописи и графики.
Возрастные особенности учащихся 6-9 лет
Особенности
Учет особенностей на занятиях
1. Потребность в игре
Чаще использовать игровые моменты и ситуации
2.
Подвижность, Делить занятие на части, проводить физминутки и
повышенная
перерывы, использовать различные формы
потребность
в активности.
7

движениях
3. Впечатлительность и
эмоциональность
4. Возрастной страх
«быть неуспешным»

Предлагать для работы позитивные темы, убирать
весь негатив.
Давать посильные задания, создавать ситуацию
успеха, эмоционально поддерживать.

Возрастные особенности учащихся 10-12 лет
Особенности
Учет особенностей на занятиях
1.
Интерес
к Проявлять интерес к тому, что подростки говорят
собственной личности о себе, разговаривать на равных.
«открытие Я»
2. Тяга к романтике
Подбирать темы для рисования, связанные с
романтикой
3.
Стремление
к Давать
контролируемую
самостоятельность,
самостоятельности,
сотрудничать, уважительно относиться к тому, что
независимости,
подростки считают несомненным и правильным.
самоутверждению
4.
Собственные В общении использовать обороты «я согласна»,
моральные установки
«мне нравится эта мысль» и др.
Сроки и этапы реализации программы – 1 год обучения, разделы
программы подобраны по сезонам, вперемешку используются различные
техники.
1 полугодие – 16 недель, 32 академических часа. Основные разделы 1
полугодия «Краски осени», «Зимний праздник».
2 полугодие – 20 недель, 40 академических часов. Основные разделы
«В гостях у сказки», «Какого цвета зима и лето».
Объём программы: 72 академических часа
Формы занятий:
- практическое занятие
- занятие с применением дистанционных технологий
- вернисаж;
-творческий отчет;
-мастер-класс;
-мини-конкурс.
Режим занятий:
36 недель, 1 раз в неделю по 2 академических часа.
1 академический час – 45 мин.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 4.2, 4.3
8

Нормативно-правовое обоснование программы
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в действующей редакции).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 №
467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p)
4.
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196).
5.
Порядок
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
(приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816).
6.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО
«Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного
профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Методические рекомендации по реализации дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства
просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06)
8.
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
9.
Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление
главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22
10. Устав МБУ ДО «СДДТ»
11. Положение о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО
«СДДТ».
12. Положение о системе единого ведения программнометодической документации педагогических работников
13. Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе.

9

2.2УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Период
Название раздела
Количество
п/п
часов
1 1
Вводное занятие
2
полугодие «Краски осени»
10
«Зимний праздник»
18
Итоговое занятие
2
2 2
«В гостях у сказки»
22
полугодие «Какого цвета зима и лето»
16
Итоговое занятие
2
Итого часов по программе (объём программы)

Всего часов
32

40

72

2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Разделы

1

Вводное занятие

2

Краски осени

2.1 «Веселое солнышко»живопись, гуашь
2.2 Рисование осенних
листьев» - живопись,
гуашь.
2.3 «Осенний пейзаж»
живопись гуашь
2.4 «Гроздь рябины» живопись, гуашь.
2.5 «Пасмурный, дождливый
день» живопись, гуашь
3 Зимний праздник
3.1 «Зимние забавы»
живопись - гуашь
3.2 Зимняя ночь» живопись гуашь
3.3 Расписные домики
(шале)- живопись - гуашь
3.4 «Зимний город в

Количество часов
Формы
Практи аттестации\
Всего Теория
контроля
ка
1 полугодие
2
1.5
0.5
Фронтальны
й опрос
10
3
7
Викторина,
наблюдение
2
0.5
1.5
2

1

1

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

18

4,5

13,5

2

0,5

1,5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

10

Творческий
отчет

3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4

метель»- живопись,
гуашь
«Нарядная елка»
живопись, гуашь
«Снегурочка в зимнем
лесу» - живопись, гуашь
«Мороз Иванович» живопись, гуашь
«Веселые снеговики»живопись, гуашь
«Символ года» живопись, гуашь
Итоговое занятие
Творческое задание.
«Наш вернисаж»
Выставка работ.
Обсуждение. Тест.

Итого за 1 полугодие
5

В гостях у сказки

5.1 «У Лукоморья дуб
зеленый» - живопись,
гуашь
5.2 «Портрет любимого
сказочного героя» живопись, гуашь
5.3 «Веселый гном» живопись, гуашь
5.4 «День-ночь» - графика,
гелевая ручка
5.5 «В сказочном подводном
мире» - композиция
5.6 «Дракон» живопись
пастель
5.7 «Жар - птица» живописьгуашь
5.8 «Сказочное существо»

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

2

0

32

11

21

2 полугодие
22
5

17

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

4

0.5

3.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

11

Промежуточ
ная
аттестация
за 1
полугодия в
форме
выполнения
творческой
работы,
теста.

Творческий
отчет

5.9

5.1
1

6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8

7

(Русалка, Водяной…)
графика, гелевая ручка
«Волшебный город
эльфов» живопись,
пастель
«Избушка на курьих
ножках» - живопись,
восковые
мелки+акварель
Какого цвета весна и
лето
«Радуга над полем»
живопись - гуашь
Натюрморт «Весенний»
живопись, акварель
«Водоплавающие птицы»
- живопись, акварель
«Гости из леса» живопись, гуашь
«На берегу южного
моря» - живопись, гуашь
«Мечта о лете» живопись, гуашь
Весенние цветы»
-живопись, акварель
«Пусть всегда будет
солнце» коллективный
рисунок на асфальте.
Итоговое занятие

2

0.5

1.5

2

3,5

12,5

16

3,5

12,5

2

0.5

3.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

1.5

2

0.5

3.5

2

0.5

1.5

2

2

0

2

2

0

Итого за 2 полугодие

40

10,5

29,5

Итого по программе

72

21,5

50,5

12

Кроссворд

Промежуточ
ная
аттестация
за 2
полугодия в
форме
выполнения
творческой
работы,
теста.

2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1: Вводное занятие
Теория.
Беседа: Знакомство с творческим объединением, режимом работы,
основными видами деятельности по программе. Обзор разделов и тем
учебного года. Ознакомление с изобразительными материалами. Инструктаж
по технике безопасности: правила безопасного пользования инструментами.
Организация рабочего места. Правила пожарной безопасности.
Практика. Работа над коммуникативными навыками, участие учащихся
в играх на знакомство: «Снежный ком», «Три слова».
Раздел 2: «Краски осени»
Теория. Знакомство с композицией рисунка - горизонтальное или
вертикальное расположение листа, примерное расположение изображения на
плоскости листа. Понятие «зрительный центр». Понятие «живопись».
Основные жанры живописи. Палитра тёплых и холодных цветов,
эмоциональная характеристика цвета. Наблюдение выразительных
особенностей формы и цвета предмета. Основные цвета. Цветовая гамма
тёплых и холодных цветов. Палитра способы получения нужных цветовых
оттенков. Гуашь. Понятие, свойства, техника работы.
Практика. Простейшие приемы рисования гуашью. Рисование на осеннюю
тему. Работа с палитрой.
Раздел 3: «Зимний праздник»
Теория. Начальное овладение умением анализировать и передавать
основные отношения пропорций (высота, ширина, длина), величины
изображаемых объектов. Показ, обсуждение картин знаменитых художников
на тему зимнего пейзажа.
Практика. Выполнение тематических работ, используя основные
способы рисования гуашью. Раскрытие в рисунке действия, выразительная
передача характерного, главного в сюжете. Получение оттенков, путем
смешивания с белой краской. Простейшие способы рисования человека в
движении
Раздел 5: Итоговое занятие
Промежуточная аттестация по итогам изучения 1 полугодия.
Выполнение творческой работы на заданную (свободную) тему в любой
технике, любым материалом. Выставка работ учащихся. Анализ работ. Тест.
Раздел 6: «В гостях у сказки»
Теория: Ознакомление с конструктивно-геометрическим строением
предметов в живописи. Выразительная компоновка изображения в рисунках.
Эмоциональное воздействие цвета на настроение. Знакомство с графикой,
13

как с искусством, в основе которого лежит линия, штрих, силуэт. Язык
графики. Роль силуэта в различных видах изобразительного искусства.
Пастель, восковые мелки. Понятие, свойства, виды.
Практика: Передача посредством соответствующей цветовой гаммы
ассоциаций холода, тепла, спокойствия, напряжения, радости, печали, добра
и т.д. Простейшие способы рисования лица человека. Передача характера в
рисунке. Техника работы восковыми мелками, с сухой масляной пастелью.
Работа в смешанных техниках.
Раздел 7: «Какого цвета весна и лето»
Теория: Представление о роли рисунка в различных видах
изобразительного искусства. Основы линейной и воздушной перспективы (с
последующей передачей их в рисунках). Свет, как средство выявления
объема предметов. Тень, как средство передачи освещения. Тень падающая –
силуэт освещенного предмета. Передача светотенью красоты природы,
прозрачности воздуха. Акварель. Понятие, свойства, Анималистический
жанр в живописи.
Практика: Техника работы акварельной живописи («лессировка», «посырому», вливание цвета в цвет»). Рисование пейзажей, натюрмортов,
животных и птиц
Раздел 8: Итоговое занятие
Промежуточная аттестация по итогам изучения 2 полугодия.
Выполнение творческой работы на заданную (свободную) тему в любой
технике, любым материалом. Выставка работ учащихся. Анализ работ. Тест.

14

2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Формы проверки планируемых результатов: творческое задание на
заданную (свободную тему), анализ работ, тест.
Разделы
программы
Краски осени

Зимний
праздник

Учащиеся будут знать
1 полугодие
-правила техники
безопасности
-особенности работы
гуашью;
-примеры построения
композиции в пейзаже,
натюрморте;
-названия основных,
дополнительных цветов,
тёплых и холодных цветов;
-понятия: «композиция»,
«мольберт», «гуашь»,
«палитра», «техника»,
«пейзаж», «материал»,
«инструмент», «силуэт»,
«цвет», «жанр».

-особенности рисования
зимних пейзажей;
-различать и передавать в
рисунке ближние и дальние
предметы;
-творчество художников,
связанных с изображением
природы;
-основные пропорции
фигуры человека;
-понятия «пропорции»,

15

Учащиеся будут уметь
‒ правильно организовать
свое рабочее место;
‒ правильно организовать
свое рабочее место;
‒ владеть начальными
навыками смешивания
красок;
‒ владеть кистью, палитрой;
‒ целесообразно
использовать площадь
листа бумаги;
‒ выбирать формат и
расположение листа в
зависимости от задуманной
композиции;
- соблюдать
последовательность в работе
(от общего к частному);
- владеть кистью
-грамотно оценивать свою
работу,
находить
её
достоинства и недостатки
-владеть техникой работы
гуашью;
получать
различные
оттенки путем смешивания с
белой краской;
‒ передавать выразительные
особенности формы и
размеры предмета
(высокий, низкий,
большой, маленький);
рисовать фигуру человека в
движении.

В гостях
сказки

у ‒
‒
‒
‒
‒

Какого цвета
весна и лето

‒

‒
‒
‒
‒

2 полугодие
основы конструктивногеометрического строения
предметов в рисовании;
виды, особенности
графических материалов;
основные пропорции лица
человека;
творчество художников,
связанных с изображением
сказочно-былинного жанра
понятия: «портрет»,
«пастель» «графика»,
«линия», «штрих»,
«силуэт», «иллюстрация»

-подбирать цвета в
соответствии с передаваемым
в рисунке настроением;
- выразительно компоновать
изображения в рисунках;
-самостоятельно выполнять
наброски и зарисовки к
сюжету;
- владеть техникой рисования
восковыми мелками и
пастелью;
-передавать настроение в
работе;
передавать
эмоционально-эстетического
отношения к изображаемому
сюжету, персонажам;
-рисовать лицо человека.
о роли рисунка в
-владеть основными
различных видах
приемами рисования
изобразительного
акварелью;
искусства;
- изображать природу, птиц,
о роли света и тени
животных;
правила линейной и
- передавать их
воздушной перспективы;
расположение в пространстве
Понятие, свойства, техники -сотрудничать друг с другом
работы акварелью;
при создании коллективных
понятия «оригами»,
работ;
«марина»,
- рационально использовать
«анималистический жанр», художественные материалы в
«алла-прима», «свет»,
соответствии со своим
«тень».
замыслом;
-искать наилучшее
композиционное решение
в эскизах, самостоятельно
выполнять наброски и
зарисовки к сюжету;
‒ сотрудничать друг с
другом при создании
коллективных работ;
-оформлять выставки работ.

16

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
3.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
В соответствии с законодательством Российской Федерации целью
является, самоопределение и социализация детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи:
1. Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество:
‒ традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов
России;
‒ сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных
усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил
личной и общественной безопасности, в том числе в информационной
среде;
‒ ориентации на осознанный выбор профессиональной деятельности в
российском обществе с учетом личных жизненных планов,
потребностей семьи и общества;
2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим
нормам, ценностям, традициям:
• российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания
единства с народом России и Российским государством в его
тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и
будущем;
• этнической, национальной принадлежности, знания и уважения
истории и культуры своего народа;
• принадлежности
к
многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной
идентичности;
• деятельного ценностного отношения к историческому и культурному
наследию народов России, российского общества, к языкам,
17

литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям
народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на
сохранение российской культурной идентичности;
• уважения к художественной культуре народов России, мировому
искусству, культурному наследию;
• восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих способностей в
искусстве, на эстетическое обустройство своего быта в семье,
общественном пространстве;
3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний:
• опыта гражданского участия на основе уважения российского закона и
правопорядка;
• навыков рефлексии своего физического и психологического состояния,
понимания состояния других людей с точки зрения безопасности,
сознательного управления своим состоянием, оказания помощи,
адаптации к стрессовым ситуациям, природным и социальным
условиям;
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
• воспитание уважения к художественной культуре, искусству
народов России;
•
развитие восприимчивости к разным видам искусства;
• развитие интереса к истории искусства, достижениям и
биографиям мастеров;
• формирование опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта,
опыта участия в концертах, выставках и т. п.;
•
формирование стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
•
развитие ответственности;
• формирование воли и дисциплинированности в творческой
деятельности;
• формирование опыта представления в работах российских
традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и
культурного наследия народов России;
• формирование опыта художественного творчества как социально
значимой деятельности.
18

3.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях,
традициях обеспечивается информированием детей и организацией
общения между ними. Формирование и развитие личностных отношений
к нравственным
нормам реализуется через вовлечение детей в различную деятельность,
организацию их активностей. Опыт нравственного поведения, практика
реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование
способности к нравственному отношению к собственному поведению и
действиям других людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском
объединении является учебное занятие. В ходе учебных занятий в
соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы
обучающиеся: усваивают необходимую информацию, имеющую
воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой
формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные
ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору;
участвуют в освоении и формировании среды своего личностного
развития, творческой самореализации.
Получение информации о развитии, истории и крупнейших
представителях изобразительного искусства, о традициях народного
творчества является источником формирования у детей сферы интересов,
этических установок, личностных позиций и норм поведения. Так же
очень важно, привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору,
обработке, обмену необходимой информации.
Практические занятия детей участия в мастер-классах,
организация игр, подготовка к конкурсам, участие в дискуссиях, в
коллективных творческих делах способствуют усвоению и применению
правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и
конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к
членам своего коллектива.
Итоговые мероприятия конкурсы, выставки способствуют
закреплению
ситуации
успеха,
развивают
рефлексивные
и
коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют
на эмоциональную сферу детей.
Приобретению социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений, применению полученных
знаний на практике способствует привлечение обучающихся к участию в
19

благотворительных и волонтерских акциях, профориентационной
деятельности.
В воспитательной деятельности с детьми по программе
используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ,
разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и
других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы
одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с
учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей
(законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей
детей
младшего
возраста)
и
стимулирования,
поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности;
методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и
самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием
группы, в коллективе.
3.3 УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского объединения на базе образовательного
учреждения в соответствии с нормами и правилами работы учреждения и
на других площадках, где проводятся различные мероприятия с участием
детского объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих
площадках. Для достижения задач воспитания при реализации
образовательной программы в учреждении создаются и поддерживаются
все необходимые условия физической безопасности, комфорта,
активностей детей и обстоятельств их общения, социализации,
признания, самореализации, творчества.
Анализ
результатов
воспитания
детей,
результативности
воспитательной деятельности в процессе реализации программы
осуществляется следующими методами:
•

педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное
отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и
отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и
др.);
•
оценка творческих и исследовательских работ и проектов
экспертным сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся,
приглашённые внешние эксперты и др.) (оценивается умение применять
имеющиеся знания норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество, личностные результаты
освоения программы и личностные качества каждого ребёнка,
20

результаты социокультурного опыта);
•
отзывы, интервью, материалы рефлексии (опросы родителей,
анкетирование родителей и детей, интервью с родителями, беседы с
детьми, самообследования, отзывы других участников мероприятий и
др.) (которые предоставляют возможность косвенной оценки
достижения целевых ориентиров воспитания по программе в процессе и
по итогам реализации программы, оценки личностных результатов
участия детей в разнообразной деятельности по программе).
Оценочные средства
Показатели
1.Усвоение
детьми знаний
норм, духовнонравственных
ценностей,
традиций,
которые
выработало
российское
общество:

Критерии

Степень выраженности
Методы
оцениваемого качества
диагностики
Соответствие Высокий уровень:
Педагогическое
принятым в
наблюдение, беседы с
 обучающийся знает и
обществе
понимает правила поведения детьми,
правилам,
анкетирование
в обществе, основанные на
традициям.
духовно-нравственных
ценностях и традициях
российского общества,
народностей РФ,
 имеет представление о
значении труда в жизни
людей, ориентируется в
основных трудовых
(профессиональных) сферах,
 имеет представление о
современной научной картине
мира, достижениях
российской и мировой науки
и технике, понимает значение
науки и техники в жизни
российского общества.
Средний уровень:
 обучающийся знает, но не
всегда понимает и следует
правилам поведения в
обществе, основанным на
духовно-нравственных
ценностях и традициях
российского общества,
народностей РФ,
 имеет отрывочные и путаные
представления о значении
труда в жизни людей, знает
несколько основных
трудовых
(профессиональных) сфер,
 имеет отрывочные знания о
21

современной научной картине
мира, достижениях
российской и мировой науки
и технике, понимает значение
науки и техники в жизни
российского общества.
Низкий уровень:
 обучающийся плохо знает и
не понимает правила
поведения в обществе,
основанные на духовнонравственных ценностях и
традициях российского
общества, народностей РФ,
 не осознает значимость труда
в жизни людей, не
ориентируется в основных
трудовых
(профессиональных) сферах,
 имеет отрывочные, скудные
знания о современной
научной картине мира,
достижениях российской и
мировой науки и технике,
понимает значение науки и
техники в жизни российского
общества.
2. Формирование Соответствие Высокий уровень:
Педагогическое
и развитие
принятым в
 обучающийся осознает себя наблюдение,
личностного
обществе
практическая
гражданином РФ,
отношения детей правилам,
деятельность, участие
отождествляет себя в
к этим нормам, традициям.
в различных
соответствии со своей
ценностям,
национальностью и местом мероприятиях
традициям:
проживания, разделяет
духовно- нравственные
ценности, традиции, которые
выработало российское
общество,
 уважает права, свободы и
обязанности гражданина РФ,
отрицательно относится к
любой дискриминации людей
по социальным,
национальным, расовым и
религиозным признакам,
терроризму и т.д,
 гордится историческим и
культурным наследием
народов России и
российского общества,
 уважительно относится к
памяти предков, традициям,
22

праздникам, памятникам,
святыням и религиям народов
России,
 уважительно относится к
художественной культуре
народов России, мировому
искусству, культурному
наследию,
 развита восприимчивость к
разным видам искусства,
ориентация на творческое
самовыражение, реализацию
своих творческих
способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство
своего быта, в семье,
общественном пространстве,
 уважительно относится к
труду, результатам труда
(своего и других людей), к
трудовым достижениям своих
земляков, российского
народа, испытывает желание
и способность к творческому
созидательному труду в
доступных по возрасту
социально-трудовых ролях,
 ориентирован на осознанный
выбор сферы
профессиональных интересов,
профессиональной
деятельности в российском
обществе с учётом личных
жизненных планов,
потребностей семьи,
общества.
Средний уровень:
 обучающийся понимает, что
он гражданин РФ, но не
совсем отождествляет себя в
соответствии со своей
национальностью и местом
проживания, разделяет не все
духовно-нравственные
ценности, традиции, которые
выработало российское
общество,
 не всегда соблюдает права,
свободы и обязанности
гражданина РФ, понимает
опасность дискриминации
людей по социальным,
23

национальным, расовым и
религиозным признакам,
терроризму и т.д, но не всегда
следует этим правилам,
 понимает значение
исторического и культурного
наследия народов России и
российского общества для
страны и мира,
 понимает значение
уважительного отношения к
памяти предков, традициям,
праздникам, памятникам,
святыням и религиям народов
России,
 понимает значение
художественной культуры
народов России,
 частично развита
восприимчивость к разным
видам искусства, ориентация
на творческое
самовыражение, реализацию
своих творческих
способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство
своего быта, в семье,
общественном пространстве,
 уважительно относится к
труду, результатам труда
(своего и других людей), к
трудовым достижениям своих
земляков, российского
народа,
 понимает важность выбора
сферы профессиональных
интересов, профессиональной
деятельности с учётом
личных жизненных планов,
потребностей семьи.
Низкий уровень:
 обучающийся не понимает
понятия «Гражданин РФ» и
связанных с этим понятием
духовно-нравственных
ценностей, традиции»,
которые выработало
российское общество,
 не знает и не соблюдает
права, свободы и обязанности
гражданина РФ, не понимает
отрицательного влияния на
24

общество дискриминации
людей по социальным,
национальным, расовым и
религиозным признакам,
терроризму и т.д,
 не понимает значение
исторического и культурного
наследия народов России и
российского общества,
 не понимает значения
художественной культуры
народов России для мирового
искусства, культурного
наследия,
 испытывает избранное
предпочтение к разным видам
искусства, участвует в
концертной деятельности для
реализации своих творческих
способностей в искусстве,
 уважительно относится
только к своему труду,
результатам своего труда,
 осознает необходимость
выбора профессиональной
деятельности с учётом
личных жизненных планов.
3. Приобретение Соответствие Высокий уровень:
Педагогическое
соответствующего принятым в
наблюдение,
 участвует в различных
этим нормам,
обществе
социально-значимых акциях и практическая
ценностям,
правилам,
деятельность,
мероприятиях на уровне
традициям
традициям.
города, учреждения, детского отзывы,
социокультурного
материалы
объединения,
опыта поведения,
рефлексии
 умеет оценивать свое
общения,
физическое и
межличностных и
психологическое состояние,
социальных
понимает состояние других
отношений,
людей с точки зрения
применения
безопасности,
полученных
 умеет сознательно управлять
знаний:
своим состоянием, легко
адаптируется в стрессовой
ситуации и детско-взрослом
коллективе.
Средний уровень:
 периодически участвует в
различных социальнозначимых акциях и
мероприятиях на уровне
учреждения, детского
объединения,
25

 понимает свое физическое и
психологическое состояние,
 довольно быстро
адаптируется в различных
ситуациях и детско-взрослом
коллективе.
Низкий уровень:
 очень редко участвует в
различных социальнозначимых акциях и
мероприятиях на уровне
учреждения, детского
объединения,
 не умеет анализировать свое
физическое и
психологическое состояние,
 очень трудно адаптируется в
различных ситуациях и
детско-взрослом коллективе.

Диагностическая карта
ФИО

Показатели
Усвоение детьми
Формирование и
Приобретение
ИТОГО
знаний норм,
развитие личностного
соответствующего
духовноотношения детей к этим
этим нормам,
нравственных
нормам, ценностям, ценностям, традициям
ценностей, традиций
традициям
социокультурного
опыта поведения,
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных знаний
начало окончание начало года окончание начало окончание
года
года
года
года
года

26

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определенных в программе целевых ориентиров воспитания
Степень
выраженности Усвоение детьми
оцениваемого
знаний норм,
качества
духовнонравственных
ценностей,
традиций
%

начало
года

Показатели
Формирование и
Приобретение
ИТОГО
развитие
соответствующего
%
личностного
этим нормам,
отношения детей к
ценностям,
этим нормам,
традициям
ценностям,
социокультурного
традициям
опыта поведения,
%
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных знаний
%
окончание начало окончание начало окончание
года
года
года
года
года

Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень

3.4 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№
п/п

Название события,
мероприятия

Сроки
(месяц)

Форма
проведения

1 Игры на сплочение
коллектива

сентябрь

игра

2 Международный день
пожилых людей.
Изготовление открыток

октябрь

мастер-класс

3 «Мамин день»

ноябрь

праздник на
уровне
27

Практический результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели
события/мероприятия
Очерк и фотоматериалы на
официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы на
официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
Очерк и фотоматериалы на
официальном сайте

учреждения

4 День профилактики
гриппа и ОРЗ

ноябрь

5 Познавательная игра
«Мы за здоровый образ
жизни»

январь

6 «Пластилиновая
ворона»

январь

7 «Береги родную
природу»

февраль

8 Зеленый календарь
планеты

февраль

9 «Планета культурных
людей».

март

10 «День Земли»

март

11 Формирование
экологических
традиций. 1 апреля –
Международный день
птиц
12 Международный день
семьи

апрель

май

учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
беседа
Очерк и фотоматериалы на
официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
игра,
Очерк и фотоматериалы на
беседа
официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
конкурс на уровне Очерк и фотоматериалы на
учреждения
официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
конкурс
Очерк и фотоматериалы на
официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
игровое занятие Очерк и фотоматериалы на
официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
беседа
Очерк и фотоматериалы на
официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
игровое занятие Очерк и фотоматериалы на
официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
выставка
Очерк и фотоматериалы на
рисунков
официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.
беседа
Очерк и фотоматериалы на
официальном сайте
учреждения, страницы
группы МБУ ДО «СДДТ»
ВКонтакте.

28

4. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
4.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N
п/п

Месяц
неделя

Часы

2

2

Сентябрь
2 неделя
3 неделя

3

4 неделя

2

4

Октябрь
5 неделя

2

5

6 неделя

2

6

7 неделя

2

7

8 неделя

2

8

9 неделя

2

9

Ноябрь
10 неделя

2

10

11 неделя

2

11

12 неделя

2

12

13 неделя

2

13

Декабрь
14 неделя
15 неделя

2

1

14

2

2

Тема
занятия
1 полугодие
Что мы будем делать на
занятиях?
«Веселое солнышко»живопись, гуашь
«Рисование осенних
листьев»- живопись,
акварель.
«Осенний пейзаж»
живопись гуашь

Форма
занятия
Вводное
занятие
Мастеркласс
Практическ
ое занятие

Опрос

Практическ
ое занятие

Минивыставка;
викторина.
Наблюдение

«Гроздь рябины» живопись, акварель.
«Пасмурный,
дождливый день»
живопись, гуашь
«Зимние забавы»
живопись - гуашь
Зимняя ночь» живопись
- гуашь
Расписные домики
(шале)- живопись гуашь
«Зимний город в
метель»- живопись,
гуашь
«Нарядная елка»
живопись, гуашь

Практическ
ое занятие
Мастеркласс

«Снегурочка в зимнем
лесу» - живопись,
гуашь
«Мороз Иванович» живопись, гуашь
«Веселые снеговики»живопись, гуашь

Практическ
ое занятие

29

Форма
контроля/рез
ультат

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

Наблюдение

Практическ
ое занятие

Наблюдение

Практическ
ое занятие

Минивыставка;
Творческий
отчет
Наблюдение

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Наблюдение

15

16 неделя

2

16

17 неделя

2

17

Январь
19 неделя

2

18

20 неделя

2

19

21 неделя

2

20

2

21

Февраль
22 неделя
23 неделя

22

24 неделя

2

23

25 неделя

2

24

2

25

Март
26 неделя
27 неделя

26

28 неделя

2

27

29 неделя

2

28

2

29

Апрель
30 неделя
31 неделя

30

32 неделя

2

2

2

2

«Символ года» живопись, гуашь
Творческое задание.
«Наш вернисаж»
Выставка работ.
Обсуждение. Тест.
2 полугодие
«У Лукоморья дуб
зеленый» - живопись,
гуашь
«Портрет любимого
сказочного героя» живопись, гуашь
«Веселый гном»живопись, гуашь
«День-ночь» - графика,
гелевая ручка
«В сказочном
подводном мире» композиция
«В сказочном
подводном мире»
живопись, гуашь
«Дракон» живопись
пастель
«Жар - птица»
живопись-гуашь
«Сказочное существо»
(Русалка, Водяной…)
графика, гелевая ручка
«Волшебный город
эльфов» живопись,
пастель
«Избушка на курьих
ножках»- живопись,
восковые
мелки+акварель
«Радуга над полем»
живопись - гуашь
Натюрморт «Весенний»
живопись, акварель

Практическ
ое занятие
Итоговое
занятие

Тестовое
задание
Промежуточ
ная
аттестация 1
полугодия

Вводное
занятие

Опрос

Практическ
ое занятие

Наблюдение

Мастеркласс
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

Наблюдение

Практическ
ое занятие

Наблюдение

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

Наблюдение

Практическ
ое занятие

Наблюдение

Практическ
ое занятие

Наблюдение

Практическ
ое занятие
Мастеркласс

Наблюдение

«Водоплавающие
птицы» - живопись,

Практическ
ое занятие

30

Наблюдение
Наблюдение

Творческий
отчет
Наблюдение

Минивыставка
Кроссворд
Наблюдение

31

33 неделя

2

32

34 неделя

2

33

2

34

Май
35 неделя
36 неделя

35

37 неделя

2

36

38 неделя

2

2

акварель
«Гости из леса» живопись, гуашь
«На берегу южного
моря» - живопись,
гуашь
«Мечта о лете» живопись, гуашь
Весенние цветы»
-живопись, акварель
«Пусть всегда будет
солнце» коллективный
рисунок на асфальте.
Творческое задание.
«Наш вернисаж»
Выставка работ.
Обсуждение. Тест.

Мастеркласс
Практическ
ое занятие

Наблюдение

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

Наблюдение

Итоговое
занятие

Наблюдение

Наблюдение
Творческая
работа Блиц
опрос
Промежуточ
ная
аттестация
по итогам 2
полугодия

4.2ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Перед началом изучения программы изостудии «Мастерская Солнца»
проводится входящая диагностика.
Сроки проведения: в сентябре, на вводном занятии.
Формы проведения: практическое задание.
Результаты
заносятся в Протокол фиксации образовательных
результатов входящей диагностики.
Аттестация учащихся проводится в учебном году 2
раза:
промежуточная по итогам изучения 1 полугодия, промежуточная по итогам
изучения 2 полугодия.
Сроки проведения аттестации: декабрь, май.
Формы проведения аттестации: творческое задание, выставка, опрос,
анализ работ.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом,
чтобы можно было определить:
- насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты
определяемые дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой;
- полнота выполнения каждого модуля;
- обоснованность перевода учащегося на следующий этап или год
обучения.

31

Результаты
аттестации
заносятся
в
Протокол
фиксации
образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год,
сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации.
Система оценивания – безотметочная.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а так же с
целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика
определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и
Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная
конкретно к изостудии «Мастерская Солнца». Разработан инструментарий
по критериям оценки, система текущего контроля и протоколы фиксации
результатов.
Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
- Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического
плана модуля) - соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям
- Владение специальной терминологией - осмысленность и
правильность использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
- Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной
общеразвивающей программой (по основным разделам учебнотематического плана) - соответствие уровня развития практических умений
и навыков программным требованиям.
- Владение специальным оборудованием и оснащением - отсутствие
затруднений в использование специального оборудования и оснащения
- Творческие навыки - креативность в выполнении практических
заданий
Система текущего контроля
Текущий контроль успеваемости учащихся по программе
осуществляется по каждой изученной теме.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента
учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала,
используемых им образовательных технологий и др. и заносится в учебнотематический план, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому
разделу, календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому
занятию.

32

Содержание материала контроля определяется педагогом на основании
содержания программного материала.
Вид контроля
Сроки проведения
Формы контроля
контрольных
мероприятий
Входящий
В начале учебного года Выполнение работы на
заданную тему, по образцу
Текущий
На каждом занятии
Наблюдение, мини-выставки
Итоговый

В конце первого и
второго полугодия

Творческое задание на
заданную (свободную) тему,
выставка, тест.

33

Протокол фиксации образовательных результатов входящей диагностики
№
п/п

Практическое задание.

Год
обучения

ФИО

Н

С

В

1.
2.

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год

Н

С

В

Н

С

В

3.
4.

34

Н

С

В

Результаты аттестации по итогам
полугодия

Повторно
аттестован

Год
обучения

Творческие навыки
(креативность)

Не аттестован

ФИО

Практические
умения и навыки,
владение
специальным
оборудованием

Аттестован

№
п/п

Теоретические
знания
Владение
специальной
терминологией

№
п/п

ФИО

Год
обуче
ния

Теоретические
знания.
Владение
специальной
терминологией

Н

С

В

Практические
умения и навыки,
владение
специальным
оборудованием

Н

С

Творческие
навыки
(креативность)

В

Н

С

В

Результаты аттестации по итогам года

Аттестова
н

Не
аттестован

Повторно
аттестован

Переведён
на
следующи
й этап
обучения

Полность
ю освоил
программ
у

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе изостудии «Мастерская
Солнца»
Года
Количество Количество
обучения учащихся
учащихся
по годам
прошедших
обучения
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)
(данные за
полугодие и год)

35

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию повторно
(данные за
полугодие и год)

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения
(данные на конец
года)

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(выпускники)
(данные на конец
года)

4.3ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тесты по итогам обучения в первом полугодии
Рассмотрите изображение. Определите жанр изобразительного
искусства.

1.Природа;
2. Рисование;
3. Пейзаж;
Как называется небольшая доска, на которой художник смешивает
краску:
1 Мольберт;
2. Палитра;
3. Этюдник;
Какие три цвета называют основными
1. Синий, красный, желтый;
2. Белый, черный, серый;
3. Красный, зеленый, желтый;
Человека, рисующего природу, называют:
1. Пейзажистом;
2. Портретистом;
3. Пессимистом;
Портретист это:
1. Художник, рисующий портреты;
2. Коллекционер, собирающий портреты;
36

3. Позирующий для портрета.
Тесты по итогам обучения во втором полугодии
Какой жанр изобразительного искусства переводится с
французского языка как «мёртвая природа»?
1.Пейзаж;
2. Натюрморт;
3. Скульптура
Художник, изображающий животных
1. Маринист;
2. Анималист;
3. Портретист;
Водяные краски. Основные ее качества прозрачность, мягкость, и
чистота цвета. О чем речь?
1 Акварель;
2 Гуашь;
3 Пастель
Изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно
разъясняющее текст:
1.Картина;
2. Иллюстрация;
3.Вернисаж;
Для создания, каких произведений наиболее важно знание законов
линейной
1 Икона;
2.Пейзажная живопись и графика;
3. Скульптура;
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке
образовательных результатов входящей диагностики
Перечень
практических
заданий для
входящей
диагностики
Выполнить
рисунок
«Сказочное
дерево»

Низкий

Критерии оценки
Средний

не может
самостоятельно и
правильно
расположить

допускает
незначительные
ошибки,
располагая
37

Высокий

хорошо
ориентируется на
листке бумаги и
правильно

изображение на
листке бумаги;

изображение на
листке бумаги;

располагает на
нем изображение;
правильно
не может
может
определяет и
определить и
определить, но не передает
передать
умеет правильно геометрическую
геометрическую
передать
основу формы
основу формы
геометрическую
объекта;
объекта;
основу формы
объекта;
правильно
не может
подбирает цвет,
подобрать цвет,
не всегда
соответствующий
соответствующий правильно
характеристикам
характеристикам подбирает цвет,
объекта.
объекта при
соответствующий
оформлении
характеристикам
работы.
объекта.
работа выполнена
аккуратно, с
работа выполнена работа выполнена элементами
не аккуратно.
аккуратно, точно фантазии и
по образцу
творчества
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке
образовательных результатов освоения программы за полугодие и год.
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной
деятельности)
Уровни освоения программы.
модуль
Низкий
Средний
Высокий
(Н)
(С)
(В)
Теоретическая подготовка учащегося, владение специальной
терминологией
- не знает основ
- затрудняется в
- знает основы
Первое
композиции
знании основ
композиции
полугодие
композиции
не знает
- знает
- специальные
специальных
специальные
термины
терминов, в речи
термины, при
употребляет
их не употребляет употреблении
осознанно и в
сочетает
полном
специальную
соответствии с их
терминологию с
содержанием.
бытовой
не знает основ
Затрудняется в
- знает основы
Второе
38

правил линейной и знаниях основ
правил линейной и
воздушной
линейной и
воздушной
перспективы
воздушной
перспективы
перспективы
Не знает технику
Знает
Знает технику
работы с
недостаточно
работы с
акварелью и
технику работы с акварелью и
пастелью
акварелью и
пастелью
пастелью
-не знает
- специальные
специальных
- знает
термины
терминов, в речи
специальные
употребляет
их не употребляет. термины, при
осознанно и в
употреблении
полном
сочетает
соответствии с их
специальную
содержанием.
терминологию с
бытовой.
Практическая подготовка учащегося. Владение специальным
оборудованием. Творческие навыки.
Не
умеет Знает
приемы Выделяет
Первое
правильно
построения
композиционный
полугодие
построить
композиции, но центр
и
композицию
делает ошибки в правильно
построении
строит
Не
владеет
композицию
основными
Владеет
приемами
основными
Хорошо владеет
рисования
приемами
приемами
гуашью
рисования
рисования
гуашью,
но гуашью
Выполняет
делает ошибки
работу
без
Выполняет
инициативы и не Выполняет
работу
аккуратно
работу
заинтересованно
аккуратно.
Не и аккуратно
умеет проявить
фантазию,
самостоятельнос
ть
Имеет
Владеет
Умеет
Второе
поверхностные
некоторые
пользоваться
полугодие
знания
о приемы работы с основными
способах работы акварелью
и приемами
полугодие

39

акварелью
пастелью

и пастелью

работы
акварелью
но пастелью

с
и

Умеет,
Не
умеет затрудняется
передавать
передавать
Умеет
светотенью
светотенью
передавать
объем предметов объем предметов светотенью
объем предметов
С
трудом
Нет
желания проявляет
Всегда проявляет
проявить
фантазию,
и инициативу
и
фантазию.
самостоятельнос фантазию.
ть

40

4.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа по данной программе предусматривает ее освоение на уровне
начального школьного образования, очной формы обучения.
В процессе обучения применяются следующие педагогические
технологии:
- технология группового обучения,
- технология развивающего обучения,
- технология игровой деятельности,
- коммуникативная технология обучения,
- дистанционные технологии;
- здоровьесберегающая технология.
Методы и приёмы, используемые на занятиях:
Эмоциональный
настрой
–
прослушивание
музыкальных
произведений, сказок, физминутки, пальчиковая гимнастика.
Словесные методы и приёмы – рассказы, беседы, художественное
слово.
объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы и приёмы – наблюдения, рассматривание
иллюстраций, картин, показ способов выполнения работы.
Деятельность на занятиях очень разнообразна: эксперименты с
красками; игры с целью закрепления теоретического материала, игровые
упражнения, рассчитанные как на активизацию у обучающихся
познавательного процесс, так и на развитие у них интереса к учебному
заданию, объекта изображения, знакомство с произведениями искусства,
наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и
животных в различных ситуациях, обсуждение и анализ работ товарищей,
результатов собственного и коллективного творчества.
Учебно-методический комплекс
№ Раздел
1.
2.

Методические пособия

Вводное
I
занятие ‒ детские работы прошлых лет.
‒ работы педагога
Краски
I
осени
‒ таблица «Цветовой круг»;
‒ таблица «Правила построения композиции»;
‒ схематические варианты композиции;
‒ репродукции художников на тему осеннего
пейзажа
‒ таблица «Цветовая гамма тёплых и холодных
цветов»

41

№ Раздел

Методические пособия

3.

Зимний
I
праздник

‒ таблица «Цветовой круг»
‒ репродукции художников на тему зимнего
пейзажа
‒ образцы с изображением основных жанров
живописи
‒ таблица «Скелет человека»
‒ таблица «Человек в движении»
‒ таблица «Линейное рисование портрета»
‒ книги с иллюстрациями сказочных существ
‒ образцы графических работ
‒ репродукции мастеров сказочно-былинного жанра
живописи

4.

ВIгостях у
сказки

5

Какого
цвета ‒ репродукции художников на тему летнего и
весна и лето
весеннего пейзажа
‒ карточки с изображением весенних цветов,
животных, птиц
‒ образцы работ, выполненных в акварельной
технике
‒ технологическая карта «Последовательность
выполнения натюрморта»
‒ таблица «линейная перспектива»
Викторина по разделу «Краски осени»
Отгадайте загадки!
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. КИСТЬ
Создаю я новый цвет,
На дощечку я похожа.
Краску, что в коробке нет,
Сделать сам художник может.
Он смешает краски хитро
С помощью меня - ПАЛИТРЫ
Если на картине горы и река,
Поле, небо синее,
В небе облака,
Снежные равнины,
42

Край родимый наш.
Природа на картине называется...ПЕЙЗАЖ
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …ХУДОЖНИК

2. Отгадай ребусы:

(КРАСКИ, ПАЛИТРА)
3. Разгадай анаграммы:
Пиживось (живопись)
Бьемолтр (мольберт)
Язокимипоц (композиция)

43

к блоку «Какого цвета весна и лето»
1.
Краска, вназваний которой имеется латинский корень - «вода»
2.
Она бывает статичная и динамичная
3.
Вид пейзажа, на котором изображено море
4.
Жанр изобразительного искусства, в котором главными
персонажами произведения выступают обычные вещи
5.
Благодаря ей мы видим объем предметов и понимаем их форму
6.
Проект картины.
7.
Жанр в изобразительном искусстве, посвященный братьям
нашим меньшим

1а
к
в
7а
р
е
л
ь

н

2к
о
м
п
о
з
и
ц
и
я

м

3м
а
р
и
н
а

л

и

4н
а
т
ю
р
м
о
р
т

с

и

ч

5с
в
е
т
о
т
е
н
ь

с

к

6э
с
к
и
з

й

Игры на знакомство проводятся на вводном занятии с целью
работы над коммуникативными навыками
Снежный ком
Ребята встают в круг. Начать игру должен педагог, назвав своё имя,
например «Елена Евгеньевна». Сидящий слева от него должен назвать имя
педагога и своё, например «Елена Евгеньевна, Саша». Следующий дальше по
часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так
дальше по кругу. Закончить должен опять же педагог, назвав по имени всю
группу учащихся.
Далее игру лучше разнообразить. Например, называть имя и качество
человека, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например «Привет,
я Женя, я жаркая». Второй человек повторяет все про первого и называет
себя: имя и качество и т.д., например «Женя, жаркая, Андрей (я) –
активный». И так далее по кругу. В конце педагог повторяет все.
Кроме качества можно добавить еще свой жест (движение) на каждого
человека, которое также все должны повторить.
Дополнение: педагогу крайне важно самому запомнить все имена.

44

Бумеранг
Участники встают в кругу. У педагога в руках мяч. Он говорит “от
Саши к Ане” и кидает мяч Ане (или любой другой предмет, который можно
кидать и ловить) любому человеку в кругу. Тот ловит, называет имя
кидавшего и перекидывает дальше. Следующий повторяет и так далее, пока
вожатый не остановит игру. Все делается как можно быстрее. Чтобы
усложнить игру, можно спустя какое-то время начать кидать сразу 2 мяча.
Три слова
Каждый сидящий в кругу называет свое имя и 3 любых слова, которые,
как ему кажется, его наиболее полно характеризуют. Крайне желательно,
если стоит условие не повторять уже сказанные слова – тогда детям придется
думать, включать фантазию и находить интересные слова, которые потом
могут с ними ассоциироваться.
Дуэль имен
Участники выстраиваются в круг. В центре водящий – ковбой.
Складывает руки «пистолетом» и в определенный неожиданный момент
«выстреливает» в любого человека в кругу со звуком «бдыщь». Тот человек
должен сесть, а люди, которые стоят слева и справа от него должны кто
быстрее назвать имя друг друга и тоже «застрелить». Кто быстрее назвали
имя правильно – побеждает, а кого «застрелили» садится и сидит до конца
игры. Тот, кого «застрелил» ковбой – встает и играет дальше. Побеждает тот,
кто останется стоять последним.
Терминологический словарь
Акварель – (от латинскогоaqua - вода) краски (обычно на
растительном клее), растворимые водой, а также живопись этими красками.
Алла прима - техника масляной живописи быстрыми смелыми
мазками, позволяющая выполнить картину (или ее фрагмент) за один сеанс,
до высыхания красок.
Анималистический жанр - (от латинского animal - животное) вид
изобразительного искусства, в котором главным мотивом является
изображение животных.
Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной
(блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет
свое местоположение на форме предмета.
Вернисаж - торжественное открытие художественной выставки в
присутствии специально приглашенных лиц (художников, деятелей культуры
и искусства и др.)
Воздушная перспектива – изменение цвета, очертания и степени
освещенности предметов, возникающее по мере удаления натуры от глаз
наблюдателя вследствие увеличения световоздушного пространства между
наблюдателем и предметом.
Гамма красочная, гамма цветовая - в изобразительном и
декоративном искусстве ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета
45

(с одним доминирующим), используемый при создании художественного
произведения. Различают теплую, светлую, холодную и др.
Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и
печатные художественные произведения (гравюра, литография, монотипия и
др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными
изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани
живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. В основе искусства
графики лежит линия, контраст белого и черного или нюансное
соотношение, используются штрих и пятно, фон листа.
Гуашь - краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водноклеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстин и др.) и
примесью белил, а также произведения искусства, выполненное этими
красками. Обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну,
шелку, кости.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом
смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый
с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При
механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются
оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются
также контрастными.
Жанр - (от французского genre - род, вид) исторически сложившиеся
внутренние подразделения в большинстве видов искусства. В
изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по
предмету изображения. В живописи и графике: пейзаж (городской, сельский,
индустриальный, марина), натюрморт, портрет (парадный, интимный,
групповой, шарж, карикатура), исторический (мифологический), бытовой
(галантный), батальный, анималистический, интерьер. В скульптуре: портрет,
композиция, монумент.
Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого
создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую
поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.
обычно покрытые грунтом).
Живопись по-сырому – технический прием масляной и акварельной
живописи. В акварели перед началом работы по- сырому бумагу равномерно
смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет,
начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность,
расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так
можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и
пространственности изображения.
Изобразительное
искусство - раздел
пластических
искусств,
объединяющий живопись, скульптуру, графику, а также фотоискусство. В
основе лежит наглядный, узнаваемый образ самой действительности.
Картина - произведение живописи, имеющее самостоятельное
художественное значение и обладающее свойством законченности (в отличие
46

от этюда и эскиза). Состоит из основы (холста, деревянной или
металлической доски, картона, бумаги), грунта и красочного слоя.
Композиция -способ расположения предметов на листе бумаги.
Колорит - в искусстве (преимущественно в живописи) система
соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и
являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия
действительности.
Лессировка тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок,
которые наносятся на просохшие или полупросохшие плотные красочные
слои картины, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовые тона,
обогатить колорит, добиться его единства и гармонии.
Локальный цвет - в живописи, основной и неизменный цвет
изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают
в природе под воздействием освещения, воздушной среды, рефлексов от
окружающих предметов и пр. Локальный цвет – цвет, характерный для
окраски данного предмета, постоянно изменяется под воздействием
освещения, воздушной среды, окружающих предметов и т.д., в живописи –
взятый в основных больших отношениях к соседним цветам, без детального
выделения цветовых оттенков.
Марина - картина, изображающая морской вид; тип пейзажа.
Мольберт - подставка, обычно деревянная, на которой художник
помещает во время работы картину, рисунок и т. д. Существуют треножные
мольберты и состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на
горизонтальном основании.
Натюрморт - (от французского naturemorte, буквально - мертвая
натура) жанр изобразительного искусства (главным образом станковой
живописи), который посвящен изображению окружающих человека вещей,
размещенных как правило, в реальной бытовой среде и композиционно
организованных в единую группу.
Палитра 1. Тонкая деревянная дощечка или металлическая,
фарфоровая, фаянсовая пластинка, прямоугольная либо овальная, на которой
художник смешивает краски в процессе работы. 2. В переносном смысле подбор цветов, характерный для живописной манеры данного художника.
Пейзаж - (от французского paysage, от pays - страна, местность) жанр
изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в
котором основным предметом изображения является дикая или в той или
иной степени преображенная человеком природа.
Перспектива - система изображения объемных тел на плоскости,
передающая их собственную пространственную структуру и расположение в
пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя. Перспектива в
изобразительном искусстве выступает как выражение стремления художника
к воссозданию образа реального, видимого мира.
Полутень – один из элементов светотени. Полутень как в натуре, так и
в произведениях искусства – это градация светотени на поверхности
предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.
47

Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение,
посвященное изображению определенного человека или нескольких людей
(парный, групповой портрет и т.д.).
Рефлекс в живописи, реже в графике отсвет цвета и света на какомлибо предмете, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает
отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т. д.).
Рисунок - какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью
графических средств - контурной линии, штриха, пятна.
Светотень – градации светлого и темного, распределение различных
по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать
изображаемый предмет объемным, окруженным световоздушной средой.
Градации светотени (от наибольшей яркости до глубокой тени) зависят от
характера освещения, специфики объемной формы предметов, его фактуры и
состояния атмосферы.
Стилизация - (от французского style - стиль) намеренная имитация
формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом,
необычном для него художественном контексте. Другими словами,
упрощённое схематическое изображение предметов.
Свет – в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре,
так и в произведениях искусства этот термин служит для обозначения
наиболее освещенных частей поверхности.
Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на
форме. Светотень является одним из средств композиционного построения и
выражения замысла произведения. Благодаря светотени зрительно
воспринимаются и передаются в произведении пластические особенности
натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и
материала предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется
общему тональному решению. Градация светотени: свет, тень, полутень,
рефлекс, блик.
Сюжет – любой объект живой натуры или предметного мира, взятый
для изображения, в том числе и единичный предмет. В сюжетной картине –
конкретное событие или явление, изображенное в произведении. В
изобразительном искусстве сюжетными в первую очередь являются
произведения бытового, батального и исторического жанров.
Тень – элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в
натуре и в изображении. Различают тени собственные и падающие.
Собственными называют тени, принадлежащие самому предмету.
Размещение этих теней на его поверхности обусловлено формой данного
предмета и направлением источника света. Падающие – тени, отбрасываемые
телом на окружающие предметы.
Штрих - черта, линия, выполняемая одним движением руки; одно из
важнейших изобразительных средств в большинстве видов графики, в
отдельных видах живописи (главным образом монументальной и
декоративной), в искусстве орнамента и т. д. С помощью штриха могут быть
переданы форма, контур фигур и предметов.
48

Эскиз предварительный
набросок,
фиксирующий
замысел
художественного произведения или отдельной его части. В эскизе
намечаются композиционное построение, пространственные планы,
основные цветовые соотношения будущего произведения. Эскизы бывают
графическими, живописными, скульптурными; обычно отличаются
свободной, беглой манерой исполнения, но могут быть детально
проработаны.

49

4.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 1.2.3685-21 не
менее 30 кв.м.
2.
Материально-технические условия.
- мебель: столы детские, стол преподавателя, шкаф для хранения
используемого в работе дидактического материала, художественных
инструментов, объектов для демонстрации, мольберты учебные, доска
маркерная, магнитная.
- техническое оборудование: мультимедийная установка, колонки;
- инструменты и расходный материал: гуашь, акварель,фломастеры,
гелевые ручки, пастель, графитные карандаши (ТМ, М), кисти синтетика
(№№2-9), кисти щетина (№№5-9), палитры, банки для промывания ворса
кисти от краски, стирательные резинки (ластик),бумага и картон (различной
плотности, формата, фактуры цвета), глина, пластилин, стеки разной формы,
доски для лепки, ножницы, клей.
3.
Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования
художественного направления, соответствующий Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
22.09.2021 № 652н).
4.
Программа предполагает использование дистанционных форм
обучения в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий
по причине погодных явлений. Для этого подобраны соответствующие
электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают материалы по
изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, мастер-классы,
обучающие уроки и т.д. Материалы размещаются в группе «Мастерская
солнца» ВКонтакте, в АИС «Дневник-ОДО».
5.
Предусмотрены индивидуальные образовательные маршруты для
учащихся с ОВЗ.

50

4.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Для педагога:
1.
Абрамова О. Пастель. Полное руководство для художников изд.
«Бомбора» 2020;
2.
Беджанов Ю.К. «Изобразительное и декоративно-прикладное
искусство», изд. Майкоп, 1997;
3.
Говорун
Л.Б.
«Декоративно-прикладное
искусство»
методическое пособие, Краснодар, 1995;
4.
Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных
терминов», изд. Титул, 1996;
5.
Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996;
6.
Сокольникова Н.М. «Основы живописи», изд. Титул, 1996;
7.
Сокольникова Н.М. «Основы рисунка», изд. Титул, 1996;
Для учащихся:
1.
Ермильченко Н. Энциклопедия живописи для детей» изд. «Белый
город» 2010;
2.
Усачев А.А. «Азбука» , 2015;
2.
Энциклопедия рисования, изд. «Росмэн», 2008;
3.
Искусство - детям «Акварельные цветы», изд. Мозаика-синтез,
2005;
4.
Соловьева О.П. «Необыкновенное рисование», изд. Мозаикасинтез, 2006.
Для родителей:
1. Грегг М, Ферс Тайный мир рисунка, изд. «Деметра», 2014;
2. Д. Дилео Детский рисунок. Диагностика и интерпретация, изд.
«Астрель Пресс», 2012;
3 Франсуаза Барб-Галль Как говорить с детьми об искусстве, изд
«Арка» 2017 .
Интернет-ресурсы:
1. https://stranamasterov.ru/ - сайт «Страна мастеров»;
2. http://koshkina.net/risovaniecheloveka.html - сайт «Рисуем с Анной
Кошкой»;
3. https://www.youtube.com/user/partnersuper/featured - «как научится
рисовать».

51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».