5 – 10 лет СОДЕРЖАНИЕ 1. Информационная карта 3-4 2. Комплекс основных характеристик программы 5-25 2.1 Пояснительная записка 2.2 Учебный план 2.3 Учебно-тематический план 19-21 2.4 Содержание программы 22-24 2.5 Планируемые результаты и формы их проверки 5-18 19 3. Комплекс организационно-педагогических условий 26 27-38 3.1 Календарный учебный график 27-29 3.2 Формы аттестации и оценка образовательных результатов 30-33 3.3 Оценочные материалы 34-35 3.4 Методическое обеспечение программы 36 3.5 Условия реализации программы 37 3.6 Список информационных источников 2 38-39 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1 Наименование программы (услуги) 2 Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга) 3 4 5 Год разработки Вид деятельности по программе Направленность дополнительного образования Аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг) 6 7 7 9 10 Образовательная программа (Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52)) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазируй и моделируй» («LEGOконструирование») 2020 Конструирование из LEGO Техническая Указание на уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублённый)) Место реализации программы (фактический адрес оказания услуги; при реализации программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) Возрастная категория учащихся (адресат программы) Указание на необходимость медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятию 3 Программа «LEGO-конструирование» предназначена для развития у детей 8-10 лет навыков технического творчества, конструирования, моделирования, моторики, коммуникации. Работа с образовательными конструкторами Lego позволяет обучающимся в форме игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни и обучении навыки. При построении моделей затрагиваются проблемы из разных областей жизни. Программа позволяет детям заинтересоваться техническим творчеством, развивает изобретательность, воображение, логику Ознакомительный уровень МБУ ДО «СДДТ» Адрес: 163020, Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, Банный переулок 1-й, д. 2; МБДОУ Д\с № 183 163020, Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ, Челюскинцев, 28к1, 163013, Архангельская область, г. Архангельск, Соломбальский территориальный округ,, Мещерского, 13 5-10 лет Медицинского заключения не требуется 11 12 13 14 15 16 17 соответствующим видом спорта (для программ физкультурно-спортивной направленности) Указание на адаптированность программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения) Режим занятий, продолжительность каждого занятия Сведения о педагогических работниках, реализующих программу (Фамилия имя отчество, квалификационная категория, образование, регалии) Без адаптации 1 год (36 недель, 72 часа) 2 часа в неделю (1 час - 45 минут) Богачева Юлия Владимировна, без категории, среднее профессиональное образование Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная) Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием/ без использования), по использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная) Очная Минимальное максимальное число детей, учащихся в одной группе Минимальное – 10 чел. Максимальное – 25 человек 4 Объём - 72 академических часа; Очная форма – 72 академических часа. Без использования дистанционных технологий. Без использования сетевой формы Групповая форма организации деятельности -72 академических часа 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазируй и моделируй» («LEGO-конструирование») (далее – программа) имеет техническую направленность. Современные стандарты образования требуют обучать детей техническим навыкам и творческому подходу к деятельности. Образовательные конструкторы LEGO вводят учащихся в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения. Конструирование – это интересное и увлекательное занятие. Оно тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В процессе конструирования у детей интенсивно развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, обдумывать ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений. В работе с младшими школьниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активная включенность ребенка в процесс игры создает основу формирования учебных навыков. Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» сказано: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности». Воспитательный потенциал. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью воспитания является: самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и 5 окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Задачами воспитания по программе являются: 1. Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество: традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов России; сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и общественной безопасности, в том числе в информационной среде; ориентации на осознанный выбор профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей семьи и общества; познавательных интересов в разных областях знания, представлений о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и техники; навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности; навыков критического мышления, определения достоверной научной информации и обоснованной критики антинаучных представлений. 2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям: российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем; уважения прав, свобод и обязанностей гражданина России, неприятия любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности; этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа; принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности; деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной идентичности; уважения к жизни, достоинству, свободе мировоззренческого выбора каждого человека, к национальному достоинству и религиозным чувствам представителей всех народов России и традиционных российских религий, уважения к старшим, к людям труда; установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с учётом своих возможностей и здоровья; 6 уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социальнотрудовых ролях; понимания специфики регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовности учиться и трудиться в современном российском обществе; понимания значения науки и техники в жизни российского общества, гуманитарном и социально-экономическом развитии России, обеспечении безопасности народа России и Российского государства. 3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний: навыков рефлексии своего физического и психологического состояния, понимания состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям, природным и социальным условиям; навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в разных областях познания, в исследовательской деятельности; навыков критического мышления, определения достоверной научной информации и обоснованной критики антинаучных представлений; Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемые результаты): развитие интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, к достижениям российской и мировой технической мысли; понимание значения техники в жизни российского общества; развития интереса к личностям конструкторов, организаторов производства; осознание ценностей авторства и участия в техническом творчестве; формирование навыков определения достоверности и этики технических идей; формирование отношения к влиянию технических процессов на природу; осознание ценностей технической безопасности и контроля; формирование отношения к угрозам технического прогресса, к проблемам связей технологического развития России и своего региона; воспитание уважения к достижениям в технике своих земляков; формирование воли, упорства, дисциплинированности в реализации проектов; формирование опыта участия в технических проектах и их оценки и др. Формы и методы воспитания Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей. 7 Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программы обучающиеся: усваивают необходимую информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Получение информации о различных технических изобретениях, открытиях и достижениях современных людей, о традициях проведения праздников, в том числе государственных, изучение биографий значимых для нашей истории людей, героев и защитников Отечества, ученых и изобретателей является источником формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения. Так же очень важно, привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену необходимой информации. Практические занятия детей - практические и самостоятельные работы, конструирование и моделирование изделий в парах и группах, совместная подготовка проектов, выставок, участие в коллективных творческих делах способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива. Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. В коллективных творческих делах проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия: выставки и презентации работ и проектов, способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей. Приобретению социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применению полученных знаний на практике способствует привлечение обучающихся к участию в коллективных проектах и творческих работах. В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе. Условия воспитания, анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского объединения на базе образовательного учреждения в соответствии с нормами и 8 правилами работы учреждения и на других площадках, где проводятся различные мероприятия с участием детского объединения, с учетом правил и норм деятельности на этих площадках. Для достижения задач воспитания при реализации образовательной программы в учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения, социализации, признания, самореализации, творчества. Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими методами: педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и отношения детей друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.); оценка творческих и исследовательских работ и проектов экспертным сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) (оценивается умение применять имеющиеся знания норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество, личностные результаты освоения программы и личностные качества каждого ребёнка, результаты социокультурного опыта); отзывы, интервью, материалы рефлексии (опросы родителей, анкетирование родителей и детей, интервью с родителями, беседы с детьми, самообследования, отзывы других участников мероприятий и др.) (которые предоставляют возможность косвенной оценки достижения целевых ориентиров воспитания по программе в процессе и по итогам реализации программы, оценки личностных результатов участия детей в разнообразной деятельности по программе). Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения целевых ориентиров воспитания используется для планирования дальнейшей работы педагога и используются только в виде обобщенных и анонимных данных. Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с помощью оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями выраженности оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень. Оценочные средства Показатели Критерии Воспитательный компонент Усвоение Соответствие детьми знаний, принятым в норм, духовно- обществе нравственных правилам, ценностей, традициям традиций, которые выработало российское общество: Степень выраженности оцениваемого качества Методы диагностики Высокий уровень: - обучающийся знает и понимает правила поведения в обществе, основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, - имеет соответствующие возрасту знания об историческом и культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов Педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анкетирование, самообследование 9 России, - имеет представление о ценности жизни, здоровья, о необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, - имеет представление о значении труда в жизни людей, ориентируется в основных трудовых (профессиональных) сферах, - имеет представление о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества. Средний уровень: - обучающийся знает, но не всегда понимает и следует правилам поведения в обществе, основанным на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, - имеет не достаточные для данного возраста знания об историческом и культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России, - не в полной мере понимает ценность жизни, здоровья, необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, - имеет отрывочные и путаные представления о значении труда в жизни людей, знает несколько основных трудовых (профессиональных) сфер, - имеет отрывочные знания о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества. Низкий уровень: - обучающийся плохо знает и не понимает правила поведения в обществе, основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского общества, народностей РФ, - очень мало знает об историческом и культурном наследии народов России, традициях, праздниках, памятниках, святынях, религиях народов России, - не осознает значимость ценности жизни, здоровья, необходимости соблюдения правил личной и общественной безопасности, - не осознает значимость труда в жизни людей, не ориентируется в основных трудовых (профессиональных) сферах, - имеет отрывочные, скудные знания о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и 10 Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям: Соответствие принятым в обществе правилам, традициям. технике, понимает значение науки и техники в жизни российского общества Высокий уровень: - обучающийся осознает себя гражданином РФ, отождествляет себя в соответствии со своей национальностью и местом проживания, разделяет духовнонравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество, - уважает права, свободы и обязанности гражданина РФ, отрицательно относится к любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, - гордится историческим и культурным наследием народов России и российского общества, - уважительно относится к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России, - уважительно относится к жизни, достоинству, религиозным чувствам представителей всех народов России, - уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям труда и защитникам Отечества, - испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке нуждающихся в помощи, - уважительно относится к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию, - развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта, в семье, общественном пространстве, - ориентирован на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с учётом своих возможностей и здоровья, - уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, испытывает желание и способность к творческому созидательному труду в доступных по возрасту социальнотрудовых ролях, - ориентирован на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества. 11 Педагогическое наблюдение, практическая деятельность, участие в различных мероприятиях, проектноисследовательска я деятельность Средний уровень: - обучающийся понимает, что он гражданин РФ, но не совсем отождествляет себя в соответствии со своей национальностью и местом проживания, разделяет не все духовно-нравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество, - не всегда соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, понимает опасность дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, но не всегда следует этим правилам, - понимает значение исторического и культурного наследия народов России и российского общества для страны и мира, - понимает значение уважительного отношения к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России, - понимает значение уважительного отношения к жизни, достоинству, религиозным чувствам представителей всех народов России, - не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям труда и защитникам Отечества, - испытывает готовность к оказанию помощи и поддержке знакомых и близких ему людей, - понимает значение художественной культуры народов России, частично развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта, в семье, общественном пространстве, - понимает значение здорового образа жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), физического совершенствования с учётом своих возможностей и здоровья, - уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа, - понимает важность выбора сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи. Низкий уровень: - обучающийся не понимает понятия «Гражданин РФ» и связанных с этим понятием духовно-нравственных ценностей, 12 Приобретение соответствую щего этим нормам, ценностям, традициям социокультурн ого опыта поведения, общения, межличностны хи социальных отношений, Соответствие принятым в обществе правилам, традициям. традиций, которые выработало российское общество, - не знает и не соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ, - не понимает отрицательного влияния на общество дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, - не понимает значение исторического и культурного наследия народов России и российского общества, - не понимает важность уважительного отношения к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России, - не понимает важность уважительного отношения к жизни, достоинству, религиозным чувствам представителей всех народов России, - не всегда уважительно относится к родителям, педагогам, старшим, к людям труда и защитникам Отечества, - не всегда проявляет готовность к оказанию помощи и поддержке нуждающихся в помощи, не понимает значения художественной культуры народов России для мирового искусства, культурного наследия, - испытывает избранное предпочтение к разным видам искусства, участвует в концертной деятельности для реализации своих творческих способностей в искусстве, - не ориентирован на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с учётом своих возможностей и здоровья, - уважительно относится только к своему труду, результатам своего труда, - осознает необходимость выбора профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов. Высокий уровень: - участвует в различных социальнозначимых акциях и мероприятиях на уровне города, учреждения, детского объединения, - умеет оценивать свое физическое и психологическое состояние, понимает состояние других людей с точки зрения безопасности, - умеет сознательно управлять своим состоянием, легко адаптируется в стрессовой ситуации и детско-взрослом коллективе, - участвует в проектно-исследовательской и научной деятельности. 13 Педагогическое наблюдение, практическая деятельность, оценка творческих и исследовательски х работ и проектов, отзывы, интервью, материалы рефлексии и т. д применения полученных знаний: Средний уровень: - периодически участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения, - понимает свое физическое и психологическое состояние, - довольно быстро адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом коллективе, периодически участвует в проектноисследовательской и научной деятельности. Низкий уровень: - очень редко участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения, - не умеет анализировать свое физическое и психологическое состояние, - очень трудно адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом коллективе, - очень редко участвует в проектноисследовательской и научной деятельности. Диагностическая карта ФИО Показатели Усвоение детьми знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций начало года окончан ие года Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям начало года окончан ие года 14 Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний начало окончан года ие года ИТОГО Итоговый протокол о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания Степень выраженност и оцениваемог о качества Показатели Усвоение детьми знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций % начало года окончан ие года Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям % начало года окончан ие года Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний % начало окончан года ие года ИТОГО % Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Календарный план воспитательной работы № Название события, Сроки Форма проведения п/п мероприятия (месяц) 1 День народного единства октябрьноябрь 2 День матери ноябрь 3 Новый год декабрь 4 День защитников отечества Международный женский день февраль 6 День космонавтики апрель 7 День труда апрель-май 5 февральмарт Беседа, игра, практическое занятие, выставка работ Беседа, практическое занятие, выставка работ Беседа, практическое занятие/мастер-класс, игра, выставка работ Беседа, практическое занятие, выставка работ Беседа, практическое занятие/мастер-класс, выставка работ Беседа, практическое занятие, игра, выставка работ Беседа, практическое занятие, выставка работ 15 Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события/мероприятия Готовое изделие/ поделка, фото Готовое изделие/ поделка, фото Готовое изделие/ поделка, фото Готовое изделие/ поделка, фото Готовое изделие/ поделка, фото Готовое изделие/ поделка, фото Готовое изделие/ поделка, фото 8 День победы май Беседа, практическое занятие, выставка работ Конкурс, выставка, викторина, игра, олимпиада, интеллектуальная игра, мастер-класс Консулльтации 9 Участие в конкурсах, выставках, викторинах и др. В течение года 10 Индивидуальные консультации для родителей В течение года 11 Открытые занятия для родителей В течение года Открытые занятия 12 Итоговое родительское собрание В течение года Собрание Готовое изделие/ поделка, фото - Общение личное, по телефону, смсоповещения, присоединение в группу ВКонтакте. Присоединение в родительский чат - - Возможность использования программы в других образовательных системах. Программа реализуется на базе МБУ ДО «Соломбальский Дом детского творчества». Может быть реализована как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в лагерях с дневным пребыванием детей. Цель - развитие творческих и технических способностей детей через изготовление макетов и моделей объектов из конструктора LEGO. Задачи: Образовательные: - обучить основам конструирования и моделирования; - научить моделированию из конструктора по образцу, схеме, по собственному замыслу; - дать знания об окружающем мире, используя моделирование из конструктора. Развивающие: - развить техническое, образное, пространственное мышление, изобретательность, воображение, логику; - развить мелкую моторику, навыки речи; - развить аккуратность и внимательность; - развить навыки командной работы, коммуникации, коллективизм. Воспитательные: - воспитать трудолюбие, уважение к труду, самостоятельность, ответственность; - воспитать дисциплинированность, волю, терпение, самоконтроль. Отличительная особенность программы состоит в обучении детей навыкам конструирования и моделирования в игровой форме. Дети могут изучать окружающий мир с помощью моделирования знакомых объектов и ситуаций, одновременно развивая различные навыки из области технического творчества. 16 Адресат программы, характеристика учащихся. По программе могут обучаться дети в одновозрастных и разновозрастных группах в возрасте от 5 до 10 лет без специальной подготовки. Набор и формирование группы осуществляется без вступительных испытаний на протяжении всего учебного года, специальная подготовка не требуется, медицинское заключение не требуется. Минимальное количество учащихся - 6, максимальное – 10 человек. В этом возрасте у детей формируется навык самостоятельности. Дети способны определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения. Поэтому занятия дают возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Так же дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности, при выполнении работ. Ведущая деятельность детей младшего школьного возраста - учение. Обучение выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки по техническому творчеству, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. Учащиеся этого возраста способны выстраивать внутренний план действий и на рефлексию. Образовательный процесс обучения техническому творчеству строится на основе реализации следующих принципов: сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности; учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей; включения детей в активную творческую деятельность; интеграции общечеловеческих ценностей в содержании образования и воспитания; вовлечения детей в творческую преобразующую деятельность, дающую возможность для самовыражения личности; использования положительной мотивации на осознанное овладение системой знаний, умений, навыков; использования деятельностно-практических стимулов: игра, соревнование и словестно-деятельностных: эмоционально-образный, проблемно-поисковый, общественно-оценочный; обеспечения последовательного развития личности ребёнка. Сроки и этапы реализации программы – 1 год обучения. 1 модуль – 16 недель, 32 академических часа. 2 модуль – 20 недель, 40 академических часов. Объём программы: 72 академических часа. Формы занятий: лекция, беседа, игра, практическое занятие, конкурс, выставка. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа. 1 академический час – 45 мин. Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5. Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3. Нормативно-правовое обоснование программы: 17 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 01.09.2023). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p). 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания») (2021 г.). 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629), (вступил в силу 1 марта 2023 г.). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 8. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 9. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.). 10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами» 11. Устав МБУ ДО «СДДТ» 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 13. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 18 2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Название раздела Всего часов 1 модуль «Изучаем природу» 2 модуль «Изучаем город» Итого часов по программе (объём программы) 1 2 32 40 72 2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Разделы Количество часов Всего Теория Практ ика 1 модуль «Изучаем природу» Вводное занятие. История 2 2 0 LEGO 2 Форма и размер деталей. Варианты скреплений. Виды крепежей 2 0 2 3 Игровая деятельность с LEGO 2 0 2 4 LEGO-симметрия 2 1 1 5 LEGO-мозаика 2 1 1 6 Домашние животные 2 1 1 7 Дикие животные 2 1 1 8 Сказочные животные 2 1 1 9 Зоопарк 2 0 2 10 Растения 2 1 1 11 Лес 2 0 2 12 Подводный мир 2 1 1 13 Сказочные персонажи 2 1 1 14 Новогодние игрушки 2 0 2 19 Формы аттестации/ контроля Устный опрос Наблюдение. Выставка 15 Работа над индивидуальным проектом 2 0 2 16 Итоговое занятие 2 0 2 Итого 17 Вводное занятие 32 10 22 2 модуль «Изучаем город» 2 1 1 18 Сказочные дома 2 1 1 19 Сказочные сюжеты 2 1 1 21 Мебель 2 1 1 22 Квартира. Интерьер 2 0 2 23 Человек и его профессии 2 1 1 24 Спорт. Стадион 2 1 1 25 Мост 2 0 2 26 Колодец. Мельница 2 0 2 27 Дом с приусадебным участком 2 1 1 28 Современное многоэтажное здание 2 0 2 29 Магазин 2 1 1 30 Детская площадка 2 1 1 31 Город 2 0 2 32 Городской транспорт 2 1 1 34 Специальный транспорт 2 1 1 35 Воздушный транспорт 2 1 1 20 Промежуточная аттестация по итогам изучения 1 модуля в форме конкурсавыставки работ Устный опрос Наблюдение. Выставка 36 Водный транспорт 2 1 1 37 Работа над индивидуальным проектом 2 0 2 38 Итоговое занятие 2 0 2 40 72 13 23 27 49 Итого: Итого по программе: 21 Промежуточная аттестация по итогам изучения 2 модуля в форме конкурсавыставки работ 2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 модуль «Изучаем природу» Вводное занятие. История LEGO. Теория: Техника безопасности. Беседа о LEGO, Обсуждение. Практика: Сборка модели по собственному замыслу. историческая справка. Форма и размер деталей. Варианты скреплений. Виды крепежей. Теория: Изучение конструктора. Изучение деталей, их формы, отличия. Варианты скрепления деталей. Практика: Упражнения по соединению деталей. Игровая деятельность с LEGO. Практика: Изготовление моделей по собственному замыслу. LEGO-симметрия. Теория: Понятие «симметрия». Практика: Изготовление модели в технике симметрии. LEGO-мозаика. Теория: Понятие плоскости, мозаики. Практика: Изготовление модели в технике мозаики. Домашние животные. Теория: Виды животных. Презентация, схемы сборки. Практика: Конструирование моделей животных. Дикие животные. Теория: Виды животных. Презентация, схемы сборки. Практика: Конструирование моделей животных. Сказочные животные. Теория: Сказки. Виды сказочных животных. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление моделей сказочных животных. Зоопарк. Практика: Выставка «Зоопарк». Изготовление моделей животных для проекта. Растения. Теория: Виды растений. Цветы, деревья, луг. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление моделей цветов, травы, деревьев. Лес Практика: Выставка «Лес». Изготовление моделей растений. 22 Подводный мир. Теория: Подводные обитатели. Рыбы, водоросли и др. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление моделей подводного мира. Выставка. Сказочные персонажи. Теория: Сказки. Сказочные персонажи. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление моделей сказочных животных. Новогодние игрушки. Практика: Изготовление моделей новогодних игрушек (шар, снежинка и др.). Работа над индивидуальным проектом. Практика: Изготовление моделей по собственному замыслу (на определенную тему). Итоговое занятие. Практика: Изготовление моделей. Выставка работ. Конкурс работ. 2 модуль «Изучаем город» Вводное занятие. Теория: Повторение материала. Техника безопасности. Практика: Изготовление моделей по собственному замыслу. Сказочные дома. Теория: Сказки. Виды сказочных домов. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление моделей сказочных построек. Сказочные сюжеты. Теория: Сказки. Обсуждение сюжетов сказок. Практика: Изготовление моделей на сказочную тему. Выставка «Любимые сказки». Мебель. Теория: Виды мебели. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление моделей мебели для интерьера. Квартира. Интерьер. Практика: Изготовление моделей мебели. Построение образа квартиры. Выставка «Моя квартира». Человек и его профессии. Теория: Виды профессий. Обсуждение. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление моделей человека, в том числе в различных образах. Спорт. Стадион. 23 Теория: Спорт, виды спорта. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление моделей стадиона, спортсменов. Выставка «Стадион». Мост. Практика: Изготовление модели моста по собственному замыслу. Выставка. Колодец. Мельница. Практика: Изготовление собственному замыслу. Выставка. моделей колодца, мельницы, хозпостроек по Дом с приусадебным участком. Теория: Типы частных домов. Огород, сад, план участка. Схемы размещения построек. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление модели дома с участком. Выставка. Современное многоэтажное здание. Практика: Изготовление модели многоэтажного дома по собственному замыслу. Выставка. Магазин. Теория: Виды магазинов, общественных помещений. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление модели магазина по собственному замыслу. Детская площадка. Теория: Двор. Развлечения для детей. Карусель, качели, горка и др. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление модели детской площадки по собственному замыслу. Выставка. Город. Практика: Изготовление моделей объектов городской среды. Выставка «Мой город». Городской транспорт. Теория: Городской транспорт. Виды автомобилей, автобусов, мотоциклов и др. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление моделей транспорта. Специальный транспорт. Теория: Виды специального транспорта, техники. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление моделей специального транспорта. Воздушный транспорт. Теория: Виды воздушного транспорта. Самолет, вертолет. Презентация, схемы сборки. 24 Практика: Изготовление моделей воздушного транспорта. Водный транспорт. Теория: Виды водного транспорта. Теплоход, катер, лодка. Презентация, схемы сборки. Практика: Изготовление моделей водного транспорта. Выставка «Транспорт». Работа над индивидуальным проектом. Практика: Изготовление моделей по собственному замыслу. Выставка. Итоговое занятие. Практика: Выставка работ. Конкурс работ. 25 2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ В результате освоения программы учащиеся будут знать: - основы конструирования и моделирования; - детали, формы, конструкции и последовательность сборки моделей; - способы моделирования из конструктора: по образцу, схеме, по собственному замыслу; - факты об окружающем мире: о природе, городской среде; уметь: - мыслить логически и образно, использовать навыки воображения, технического, пространственного мышления; - работать с мелкими деталями, аккуратно, внимательно и самостоятельно; - использовать навыки коммуникации, командной работы; - грамотно говорить, высказывать мысли; - анализировать, делать выводы и решать творческие задачи. Формы проверки планируемых результатов: устный опрос, наблюдение, выставка, конкурс-выставка работ. 26 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п/п Месяц, неделя Часы Тема занятия Форма занятия Форма контроля/ результат 1 Сентябрь 2 неделя 2 2 3 неделя 2 Форма и размер деталей. Варианты скреплений. Виды крепежей. лекция, беседа, практическое Наблюдение. Выставка. Опрос 3 4 неделя 2 Игровая деятельность с LEGO практическое Наблюдение. Выставка 4 Октябрь 5 неделя 2 LEGO-симметрия беседа, практическое Опрос. Наблюдение. Выставка 5 6 неделя 2 LEGO-мозаика беседа, практическое Наблюдение. Выставка 6 7 неделя 2 Домашние животные беседа, практическое Наблюдение. Выставка 7 8 неделя 2 Дикие животные беседа, практическое Наблюдение. Выставка 8 9 неделя 2 Сказочные животные беседа, практическое Наблюдение. Выставка 9 Ноябрь 10 неделя 2 Зоопарк практическое Наблюдение. Выставка 10 11 неделя 2 Растения беседа, практическое Наблюдение. Выставка 11 12 неделя 2 Лес практическое Наблюдение. Выставка 12 13 неделя 2 Подводный мир беседа, практическое Наблюдение. Выставка 13 Декабрь 14 неделя 2 Сказочные персонажи беседа, практическое Наблюдение. Выставка 1 модуль «Изучаем природу» Вводное занятие. Вводное занятие Устный опрос История LEGO. 27 14 15 неделя 2 Новогодние игрушки практическое Наблюдение. Выставка 15 16 неделя 2 Работа над индивидуальным проектом практическое Наблюдение. Выставка 16 17 неделя 2 Итоговое занятие Итоговое занятие Промежуточная аттестация по итогам изучения 1 модуля в форме конкурсавыставки работ 2 модуль «Изучаем город» 17 Январь 19 неделя 2 Вводное занятие. Повторение материала. 18 20 неделя 2 Сказочные дома беседа, практическое Наблюдение. Выставка 19 21 неделя 2 Сказочные сюжеты беседа, практическое Наблюдение. Выставка 20 Февраль 22 неделя 2 Мебель беседа, практическое Наблюдение. Выставка 21 23 неделя 2 Квартира. Интерьер практическое Наблюдение. Выставка 22 24 неделя 2 Человек и его профессии беседа, практическое Опрос. Наблюдение. Выставка 23 25 неделя 2 Спорт. Стадион беседа, практическое Наблюдение. Выставка 24 Март 26 неделя 2 Мост практическое Наблюдение. Выставка 25 27 неделя 2 Колодец. Мельница практическое Наблюдение. Выставка 28 Вводное занятие Устный опрос, выставка 26 28 неделя 2 Дом с приусадебным участком беседа, практическое Наблюдение. Выставка 27 29 неделя 2 Современное многоэтажное здание практическое Наблюдение. Выставка 28 Апрель 30 неделя 2 Магазин беседа, практическое Опрос. Наблюдение. Выставка 29 31 неделя 2 Детская площадка беседа, практическое Наблюдение. Выставка 30 32 неделя 2 Город практическое Наблюдение. Выставка 31 33 неделя 2 Городской транспорт беседа, практическое Наблюдение. Выставка 32 34 неделя 2 Специальный транспорт беседа, практическое Наблюдение. Выставка 33 Май 35 неделя 2 Воздушный транспорт беседа, практическое Наблюдение. Выставка 34 36 неделя 2 Водный транспорт беседа, практическое Наблюдение. Выставка 35 37 неделя 2 Работа над индивидуальным проектом практическое Наблюдение. Выставка 36 38 неделя 2 Итоговое занятие Итоговое занятие 29 Промежуточная аттестация по итогам изучения 2 модуля в форме конкурсавыставки работ 3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Аттестация учащихся, занимающихся по программе, проводится в учебном году 2 раза: промежуточная по итогам изучения 1 модуля, промежуточная по итогам изучения 2 модуля. Сроки проведения аттестации: декабрь, май. Формы проведения аттестации: конкурс-выставка работ. Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: - насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой; - полнота выполнения программы и каждого модуля; - обоснованность перевода учащегося на следующий этап или год обучения. Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год, сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации. Система оценивания – безотметочная. Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также с целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к творческому объединению «Фантазируй и моделируй» («LEGO-конструирование»). Разработан инструментарий по модулям, а также система текущего контроля и протоколы фиксации результатов. Показатели и критерии результатов аттестации Теоретическая подготовка учащегося - Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям. - Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Практическая подготовка учащегося - Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой (по основным разделам учебного плана) - соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям. - Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий. Система текущего контроля Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждой изученной теме. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. и заносится в учебно-тематический план деятельности творческого объединения, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу, календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию. 30 Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала. Вид контроля Сроки проведения Формы контроля контрольных мероприятий Входящий Перед изучением каждого Устный опрос модуля Текущий На каждом занятии Опрос. Наблюдение. Выставка Итоговый В конце изучения каждого Конкурс-выставка работ модуля 31 Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год Практические умения и навыки Н Н Н Н Творческие навыки возраст С В С В С В С В Н С В Не аттестован Повторно аттестован ФИО Владение специальной терминологией Результаты аттестации по итогам изучения 1 модуля Аттестован № п/п Теоретические знания Владение специальным оборудованием и оснащением 1. 2. Теоретические знания № п/п ФИО Владение специальной терминологие й Практические умения и навыки Владение специальным оборудование ми оснащением Творческие навыки Результаты аттестации по итогам изучения 2 модуля возра ст Н С В Н С В Н С В 32 Н С В Н С В Атт есто ван Не атте стов ан Пер Пол евед ност Пов ён ью торн на осво о след ил атте ующ прог стов ий рам ан этап му обуч ения Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе Года Количество Количество обучения учащихся учащихся по годам прошедших обучения промежуточную аттестацию (данные за полугодие и год) Количество учащихся имеющих академическую задолженность (не прошедших аттестацию) (данные за полугодие и год) 1 модуль 2 модуль 33 Количество учащихся прошедших промежуточную аттестацию повторно (данные за полугодие и год) Количество учащихся, переведённых на следующий год обучения (данные на конец года) Количество учащихся полностью освоивших дополнительную общеразвивающую программу (выпускники) (данные на конец года) 3.3. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения 1 модуля (Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности) Показатели/ критерии 1.1 Теоретические знания. соответствие теоретических знаний программным требованиям 1.2 Владение специальной терминологией. осмысленность и правильность использования специальной терминологией 2.1 Практические умения и навыки. соответствие практических умений и навыков программным требованиям 2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением/ отсутствие затруднений в использование специального оборудования и оснащения 2.3 Творческие навыки/ креативность в выполнении практических заданий Уровни освоения программы. Низкий Средний Высокий (Н) (С) (В) 0-2 балла 3-4 балла 5-6 баллов Теоретическая подготовка учащегося Овладение Овладение ½ объёма Освоение практически менее чем 25% знаний, всего объёма знаний, объёма знаний, предусмотренных предусмотренных предусмотренных программой программой за программой конкретный период Не знает Знает специальные Специальные термины специальных термины, при употребляет осознанно терминов, в речи их употреблении и в полном не употребляет. сочетает специальную соответствии с их терминологию с содержанием бытовой Практическая подготовка учащегося Не овладел Овладение ½ умениями и предусмотренных навыками, умений и навыков, предусмотренными выполнение операций программой с помощью педагога Ребёнок неуверенно держит детали в руках, работает помощью педагога Ребёнок уверенно работает с конструктором с помощью педагога Не может выполнить простейшие практические задания педагога Самостоятельно выполняет практические задания на основе образца 34 Овладение практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. Выполнение практических операций самостоятельно Ребенок уверенно работает с конструктором, самостоятельно, почти не испытывает затруднений Осуществляет достаточный творческий подход в выполнении практических заданий Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения 2 модуля (Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности) Показатели/ критерии 1.1 Теоретические знания. соответствие теоретических знаний программным требованиям 1.2 Владение специальной терминологией/ осмысленность и правильность использования специальной терминологией 2.1 Практические умения и навыки. соответствие практических умений и навыков программным требованиям 2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением. отсутствие затруднений в использование специального оборудования и оснащения 2.3 Творческие навыки. креативность в выполнении практических заданий Уровни освоения программы. Низкий Средний Высокий (Н) (С) (В) 0-2 балла 3-4 балла 5-6 баллов Теоретическая подготовка учащегося Овладение Овладение ½ объёма Освоение менее чем 25% знаний, практически объёма знаний, предусмотренных всего объёма знаний, предусмотренных программой предусмотренных программой программой за конкретный период Не знает специальных Знает специальные Специальные терминов, в речи их термины, при термины употребляет не употребляет употреблении осознанно и в полном сочетает соответствии с их специальную содержанием терминологию с бытовой Практическая подготовка учащегося Не овладел умениями Овладение ½ и навыками, предусмотренных предусмотренными умений и навыков, программой выполнение операций с помощью педагога Ребёнок неуверенно держит детали в руках, работает помощью педагога Ребёнок уверенно работает с конструктором с помощью педагога Не может выполнить простейшие практические задания педагога Самостоятельно выполняет практические задания на основе образца 35 Овладение практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. Выполнение практических операций самостоятельно Ребенок уверенно работает с конструктором, самостоятельно, почти не испытывает затруднений Осуществляет достаточный творческий подход в выполнении практических заданий 3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Дидактическое обеспечение: учебные пособия по LEGO презентации инструкционные карты и схемы список деталей набора методические разработки перечень используемых методик и технологий список Интернет-ресурсов. Методическое обеспечение: Примерная структура занятия: Теоретико-практическое - организационная часть, основная часть (постановка цели и задач занятия, объяснение материала/закрепление материала, анализ модели, обсуждение, решение, сборка модели), заключительная часть (выставка, подведение итогов, рефлексия). Практическое - организационная часть, основная часть (постановка цели и задач занятия, закрепление материала, практическая работа - сборка модели/выполнение проекта), заключительная часть (анализ работ, обсуждение, выставка, подведение итогов, рефлексия). Терминологический словарь: Кубик/кирпичик (круглый, специальный, декорированный, цилиндр, конус) Шип и трубка (части любой детали LEGO) Пластина (тонкий кубик; круглая, модифицированная, базовая плата) Тайл (гладкая пластина без шипов) Наклонный кубик Арки. Панели Цилиндры и конусы Специальные детали Декоративные детали 36 3.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 1.2.3685-21 не менее 30 кв.м. 2. Материально-технические условия. - мебель: столы и стулья не менее чем на 10 учащихся, стеллажи для методической литературы, литературы для обучающихся, готовых и незаконченных изделий, магнитная доска; - техническое оборудование: мультимедийная установка (компьютер, экран, проектор, колонки), наборы конструктора LEGO по числу обучающихся; - инструменты: карандаши, ножницы, ластики, линейки; - расходный материал: бумага, клей. 3. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.). 4. Без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы 37 3.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Нормативно-правовое обоснование программы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 01.09.2023). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p). 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания») (2021 г.). 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629), (вступил в силу 1 марта 2023 г.). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 8. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 9. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.). 10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами» 11. Устав МБУ ДО «СДДТ» 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 13. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Информационные ресурсы для педагога: 1. Бедфорд, А. Большая книга LEGO [Текст]/ А. Бедфорд. – М.: МозаикаСинтез, 2014. 2. Волкова, С. И. Конструирование. – М: «Просвещение», 2010. 3. Волченко, Ю.С. ЛЕГО книга идей. Новая жизнь старых вещей – М., 2013. 38 4. Григорьев, Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., Просвещение, 2010. 5. Злаказов, А.С., Горшков Г.А., Шевалдина С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011. 6. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 7. Комплект заданий к набору «Простые механизмы» LEGO 9689. Книга для учителя. 8. Лего-энциклопедия: практическое пособие / авт.-сост.: Губанова Н.В., Пятница И.А., Котова Л.Н. и др. – Донецк: Истоки, 2017. 9. Лусс, Т.В. формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO [Текст]/ Т.В. Лусс. – М.:Эксмо, 2003. – 96 с. Информационные ресурсы для обучающихся и родителей: 1. Бедфорд, А. Большая книга LEGO [Текст]/ А. Бедфорд. – М.: МозаикаСинтез, 2014. 2. Волченко, Ю.С. ЛЕГО книга идей. Новая жизнь старых вещей – М., 2013. 4. Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. Интернет-ресурсы: 1. LEGO.COM – URL: http://www.lego.com/ru-ru/; 2. LEGO Education – URL: http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school; 3. Каталог моделей из LEGO – URL: https://legko-shake.ru/moc/; 4. Лего-конструирование в детском саду – URL: https://melkie.net/detskoetvorchestvo/lego-konstruirovanie-v-detskom-sadu.html; 5. Методическая разработка на тему «Лего-конструирование» – URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-legokonstruirovanie-3231252.html ; 6. Мастер-класс «Лего-конструирование как5 способ развития креативного мышления» - URL: https://www.youtube.com/watch?v=_PoevUXoi0A 39