ДООП 3D моделирование

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информационная карта

3-4

2. Комплекс основных характеристик программы

5-24

2.1

Пояснительная записка

2.2

Учебный план

21

2.3

Учебно-тематический план

21

2.4

Содержание программы

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

5-20

22-23

3. Комплекс организационно-педагогических условий

24
25-40

3.1

Календарный учебный график

25-27

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

28-31

3.3

Оценочные материалы

32-36

3.4

Методическое обеспечение программы

37

3.5

Условия реализации программы

38

3.6

Список информационных источников

2

39-40

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование образовательной
программы, в рамках которой реализуется
данная программа (услуга)
Год разработки
Вид деятельности по программе

3
4
5
6

7

Направленность дополнительного
образования
Аннотация (краткое описание содержания и
иная информация, необходимая для
заказчиков и получателей образовательных
услуг)

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ (ББ52))
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «3D
моделирование», базовый уровень
2022
Создание 3D моделей в программе
«Blender»
Техническая

Программа направлена на знакомство и
изучение программного обеспечения 3
моделирования – Blender. Формирование
и развитие у детей образного мышления,
развитие конструкторских и творческих
навыков.
Указание на уровень сложности содержания Ознакомительный уровень
программы (стартовый
(ознакомительный), базовый, продвинутый (
углублённый))

7

Место реализации программы (фактический
адрес оказания услуги; при реализации
программы в сетевой форме в разных
местах указываются все адреса)

9

Возрастная категория учащихся (адресат
программы)
Указание на необходимость медицинского
заключения об отсутствии
противопоказаний к занятию
соответствующим видом спорта (для
программ физкультурно-спортивной
направленности)
Указание на адаптированность программы Без адаптации
для учащихся с ОВЗ (включая указание на
вид ограничений)
Нормативный срок освоения программы
1 год
(продолжительность обучения)
Режим занятий, продолжительность
1 раз в неделю по 2 академических часа;
каждого занятия
1 академический час – 45 мин.
Сведения о педагогических работниках,
Чупров Алексей Александрович, педагог
реализующих программу (Фамилия имя
дополнительного образования,
отчество, квалификационная категория,
образование высшее
образование, регалии)
Форма обучения по программе (очная,
Очная
заочная, очно-заочная)
Объем программы общий и отдельно по
Объём - 72 академических часа в год.
формам обучения (очная/заочная), по
Очная форма – 72 академических часа.

10

11

12
13
14

15
16

3

163035, Архангельская область, г.
Архангельск, Дежнёвцев, 12, Адмирала
Макарова, 33, Исакогорский
территориальный округ,
МБОУ СШ № 77
5-11 классы
10-17 лет
Медицинского заключения не требуется

использованию дистанционных технологий
(с использованием/ без использования), по
использованию сетевой формы (с
использованием/ без
использования), формам организации
образовательной деятельности (групповая/
индивидуальная)
17 Минимальное максимальное число детей,
учащихся в одной группе

4

Групповая форма организации
деятельности – 72 академических часа.

Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 15 человек

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для изучения 3D моделирования создана дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа под названием «3D моделирование» от Соломбальского
Дома детского творчества.
Данная ДООП реализуется в программе «Blender», которая является одной из
четырёх популярных программных обеспечений по 3D моделированию наравне с
«ZBrush», «Компас 3D» и «Maya». Её особенность состоит в том, что она:
 Является универсальной и имеет в себе возможности технического моделирования
(как в «Компас 3D) и скульптинга объектов (на чём полностью основывается
«Zbrush»);
 Бесплатна;
 Имеет достаточно простой интерфейс;
 «Blender»
является быстроразвивающимся ПО, из-за чего в будущем
востребованность специалистов, знающие и имеющие использовать данную
программу, только увеличатся.
Новизна данной программы состоит в содержании, которое нацелено на обучение
основам 3D-моделирования и отработку полученных знаний и навыков, тем самым
получая большую часть профессиональных компетенций в данном направлении.
Актуальность.
В IT-индустрии имеется одно из ведущих направлений – 3D моделирование. Охват
сферы 3D моделирования огромен: архитектура, машиностроение, робототехника,
кинематограф, медицина и т.д. Знания этой сферы необходимы как инженерамконструкторам и проектировщикам, так и модельерам, художникам и создателям
компьютерных игр.
Это обуславливает практическую значимость программы. Т.к. дети смогут
применить полученные знания и опыт при работе над проектами в школе, колледже или
университете. Помимо этого, изучение данной программы актуально в связи со
следующими факторами:
1. Концепции дополнительного образования детей в РФ до 2030 года, которая
направлена на развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству,
труду, личностному и профессиональному самоопределению детей;
2. Целью современного образования, которая заключается в разнообразном
творческом развитии и воспитании личности ребенка;
3. Возрастными психологическими особенностями детей, которые характеризуются
потребностью к восприятию новых знаний, к самоутверждению и реализации в той или
иной сфере деятельности.
Воспитательный потенциал.
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей
В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью
воспитания является самоопределение и социализация детей на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
5

патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению;
взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
1. Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество:
 знание истории и культуры России, сохранения памяти предков;
 сознания ценности жизни, здоровья и безопасности, значения личных усилий в
сохранении и укреплении здоровья, соблюдения правил личной и общественной
безопасности, в том числе в информационной среде;
 ориентации на осознанный выбор профессиональной деятельности в российском
обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей семьи и общества;
 познавательных интересов в разных областях знания, представлений о
современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и
техники
2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам, ценностям, традициям:
 российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с
народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в
современности, в настоящем, прошлом и будущем;
 этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и
культуры своего народа;
 деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию
народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям,
праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к российским
соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной
идентичности;
 восприимчивости к разным видам искусства, ориентации на творческое
самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство своего быта в семье, общественном пространстве
3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний:
 опыта гражданского участия на основе уважения российского закона и
правопорядка;
 навыков рефлексии своего физического и психологического состояния, понимания
состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления
своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям,
природным и социальным условиям;
 навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в
разных областях познания, в исследовательской деятельности

6







Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемые результаты):
развитие интереса к технической деятельности, истории техники в России и
мире, к достижениям российской и мировой технической мысли;
понимание значения техники в жизни российского общества;
осознание ценностей авторства и участия в техническом творчестве;
осознание ценностей технической безопасности и контроля;
формирование опыта участия в технических проектах и их оценки и др.

Формы и методы воспитания
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным
нормам реализуется через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их
активностей. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных
позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к
собственному поведению и действиям других людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении является
учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы обучающиеся: усваивают необходимую информацию, имеющую
воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются,
проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды
своего личностного развития, творческой самореализации.
Получение информации о достижениях, изобретениях в технической сфере,
изучение биографий различных деятелей является источником формирования у детей
сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения. Так же
очень важно, привлекать детей к самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену
необходимой информации.
Практические занятия детей: программирование, подготовка к конкурсам
способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию
позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к
членам своего коллектива.
Итоговые мероприятия: презентация творческих работ, выставки цифровых
материалов способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и
коммуникативные
умения,
ответственность,
благоприятно
воздействуют
на
эмоциональную сферу детей.
Приобретению социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применению полученных знаний на практике способствует
привлечение обучающихся к участию в профориентационной деятельности.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного
примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы
одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом
преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей),
индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
7

поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы
руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского объединения на базе образовательного учреждения в соответствии с нормами и
правилами работы учреждения и на других площадках, где проводятся различные
мероприятия с участием детского объединения, с учетом правил и норм деятельности на
этих площадках. Для достижения задач воспитания при реализации образовательной
программы в учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия
физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения,
социализации, признания, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими методами:

педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное отношение детей к различным ситуациям и мероприятиям, общение и отношения детей
друг с другом, в коллективе, отношения с педагогом и др.);

оценка творческих и исследовательских работ и проектов экспертным сообществом (педагоги, родители, другие обучающиеся, приглашённые внешние
эксперты и др.) (оценивается умение применять имеющиеся знания норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество, личностные результаты освоения программы и личностные качества каждого ребёнка, результаты социокультурного опыта);
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся и конкретного ребенка. Результаты, полученные в процессе оценки достижения целевых ориентиров воспитания используется для
планирования дальнейшей работы педагога и используются только в виде обобщенных и
анонимных данных.
Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с помощью
оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями выраженности
оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень.

8

Показатели

Критерии

Оценочные средства
Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Воспитательный компонент
1.Усвоение
детьми знаний
норм, духовнонравственных
ценностей,
традиций,
которые
выработало
российское
общество:

Соответствие
принятым в
обществе
правилам,
традициям.

2.
Соответствие
Формирование принятым в

Педагогическое наблюдение,
Высокий уровень:
 обучающийся знает и понимает правила поведения в обществе, осно- беседы с детьми, анкетирование
ванные на духовно-нравственных ценностях и традициях российского
общества, народностей РФ,
 имеет представление о значении труда в жизни людей, ориентируется
в основных трудовых (профессиональных) сферах,
 имеет представление о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение науки
и техники в жизни российского общества.
Средний уровень:
 обучающийся знает, но не всегда понимает и следует правилам поведения в обществе, основанным на духовно-нравственных ценностях и
традициях российского общества, народностей РФ,
 имеет отрывочные и путаные представления о значении труда в жизни
людей, знает несколько основных трудовых (профессиональных) сфер,
 имеет отрывочные знания о современной научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает значение
науки и техники в жизни российского общества.
Низкий уровень:
 обучающийся плохо знает и не понимает правила поведения в обществе, основанные на духовно-нравственных ценностях и традициях
российского общества, народностей РФ,
 не осознает значимость труда в жизни людей, не ориентируется в основных трудовых (профессиональных) сферах,
 имеет отрывочные, скудные знания о современной научной картине
мира, достижениях российской и мировой науки и технике, понимает
значение науки и техники в жизни российского общества.
Педагогическое наблюдение,
Высокий уровень:
практическая

и развитие
личностного
отношения
детей к этим
нормам,
ценностям,
традициям:

обществе
правилам,
традициям.

 обучающийся осознает себя гражданином РФ, отождествляет себя в деятельность, участие в
соответствии со своей национальностью и местом проживания, разде- различных мероприятиях
ляет духовно- нравственные ценности, традиции, которые выработало
российское общество,
 уважает права, свободы и обязанности гражданина РФ, отрицательно
относится к любой дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д,
 гордится историческим и культурным наследием народов России и
российского общества,
 уважительно относится к памяти предков, традициям, праздникам,
памятникам, святыням и религиям народов России,
 уважительно относится к художественной культуре народов России,
мировому искусству, культурному наследию,
 развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на
творческое самовыражение, реализацию своих творческих способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта, в семье,
общественном пространстве,
 уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других
людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа,
испытывает желание и способность к творческому созидательному
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях,
 ориентирован на осознанный выбор сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи, общества.
Средний уровень:
 обучающийся понимает, что он гражданин РФ, но не совсем отождествляет себя в соответствии со своей национальностью и местом
проживания, разделяет не все духовно-нравственные ценности, традиции, которые выработало российское общество,
 не всегда соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ,
понимает опасность дискриминации людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д, но не
всегда следует этим правилам,

10

 понимает значение исторического и культурного наследия народов
России и российского общества для страны и мира,
 понимает значение уважительного отношения к памяти предков, традициям, праздникам, памятникам, святыням и религиям народов России,
 понимает значение художественной культуры народов России,
 частично развита восприимчивость к разным видам искусства, ориентация на творческое самовыражение, реализацию своих творческих
способностей в искусстве, на эстетическое обустройство своего быта,
в семье, общественном пространстве,
 уважительно относится к труду, результатам труда (своего и других
людей), к трудовым достижениям своих земляков, российского народа,
 понимает важность выбора сферы профессиональных интересов, профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей семьи.
Низкий уровень:
 обучающийся не понимает понятия «Гражданин РФ» и связанных с
этим понятием духовно-нравственных ценностей, традици», которые
выработало российское общество,
 не знает и не соблюдает права, свободы и обязанности гражданина РФ,
не понимает отрицательного влияния на общество дискриминации
людей по социальным, национальным, расовым и религиозным признакам, терроризму и т.д,
 не понимает значение исторического и культурного наследия народов
России и российского общества,
 не понимает значения художественной культуры народов России для
мирового искусства, культурного наследия,
 испытывает избранное предпочтение к разным видам искусства,
участвует в концертной деятельности для реализации своих творческих способностей в искусстве,
 уважительно относится только к своему труду, результатам своего труда,
 осознает необходимость выбора профессиональной деятельности с

11

3. Приобретение Соответствие
соответствующе принятым в
го этим нормам, обществе
ценностям,
правилам,
традициям
традициям.
социокультурно
го опыта
поведения,
общения,
межличностных
и социальных
отношений,
применения
полученных
знаний:

ФИО

учётом личных жизненных планов.
Высокий уровень:
 участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях
на уровне города, учреждения, детского объединения,
 умеет оценивать свое физическое и психологическое состояние, понимает состояние других людей с точки зрения безопасности,
 умеет сознательно управлять своим состоянием, легко адаптируется в
стрессовой ситуации и детско-взрослом коллективе.
Средний уровень:
 периодически участвует в различных социально-значимых акциях и
мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения,
 понимает свое физическое и психологическое состояние,
 довольно быстро адаптируется в различных ситуациях и детсковзрослом коллективе.
Низкий уровень:
 очень редко участвует в различных социально-значимых акциях и мероприятиях на уровне учреждения, детского объединения,
 не умеет анализировать свое физическое и психологическое состояние,
 очень трудно адаптируется в различных ситуациях и детско-взрослом
коллективе.

Педагогическое наблюдение, практическая деятельность, отзывы, материалы
рефлексии

Диагностическая карта
Показатели
Усвоение детьми знаний норм,
Формирование и развитие личностного
Приобретение
духовно-нравственных ценностей,
отношения детей к этим нормам,
соответствующего этим
традиций
ценностям, традициям
нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта
поведения, общения,
межличностных и социальных
отношений, применения
полученных знаний

12

ИТОГО

начало года

окончание года

начало года

окончание года

начало года

окончание года

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определенных в программе
целевых ориентиров воспитания
Степень
Показатели
выраженности
Усвоение детьми знаний
Формирование и развитие
Приобретение соответствующего этим
оцениваемого норм, духовно-нравственных личностного отношения детей к
нормам, ценностям, традициям
качества
ценностей, традиций
этим нормам, ценностям,
социокультурного опыта поведения,
%
традициям
общения,
%
межличностных и социальных
отношений, применения полученных
знаний
%
начало года
окончание года начало года
окончание года начало года
окончание года
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Календарный план воспитательной работы
№ Название события, мероприятия
Сроки
п/п
(месяц)
1 День программиста в России
День Интернета России
Международный день музыки
2 Акция «Коробка добра»

Форма проведения

Сентябрь 2023
Октябрь 2023

Беседа

Март-май 2024

Акция

13

ИТОГО
%

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное достижение
цели события/мероприятия
Стремление к самосовершенствованию и
профессионализму
Активное участие в жизни СДДТ, помощь

Акция «Открытка ветерану»

Май 2024

бездомным животным и забота о ветеранах
ВОВ
Развитие лидерских качеств, самореализация,
патриотическое воспитание
Активное участие в мероприятиях ДО
«Юность Архангельска», помощь бездомным
животным, забота об одиноких людях и детяхсиротах, поддержка военнослужащих
Содействие развитию творческой активности
обучающихся, профориентация
Патриотическое воспитание

3 Акция «Окно Победы»

Май 2024

Акция

4 Акция «Забота»
Акция «Письмо другу»
Акция «Письмо солдату»

Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Февраль 2024

Акция

5 Большой Детский день в музее
«Малые Корелы»
6 Гражданско-патриотическая акция
«Рисуем Победу»
Конкурс «Открытка Победы»
7 День открытых дверей «Мы вам
рады» в объединении
8 03.09.
День солидарности в борьбе с
терроризмом.
День памяти жертв Беслана.
9 11.09.
Международный день памяти
жертв фашизма
10 22.10
Всероссийский урок безопасности
школьников в сети Интернет
11 28.10.
День бабушек и дедушек в России
12 04.11
День народного единства
13 19.11
День М.В. Ломоносова
14 20.11.
Всемирный день ребенка

01.05.24

Экскурсия в музей

Декабрь 2023
Май 2024

Акция, конкурс

До 6.09.

День открытых дверей

3.09

Пост в социальной сети ВКонакте

Агитационная кампания, запись новеньких,
реклама
Пост в группе ВКонтакте

11.09

Пост в социальной сети ВКонакте

Пост в группе ВКонтакте

22.10

Беседа

Беседа «Интернет и вы»

28.10.

Изготовление открыток

Оформление и изготовление открыток

4-14 ноября

Фестиваль

19.11

Беседа

Участие в фестивале «Дети разных народов,
мы мечтою о мире живём»
Беседа «Великий Помор»

20.11

Пост в социальной сети ВКонакте

ПОЗДРАВЛЕНИЕ в группе ВКонтакте

14

15 28.11.
День матери в России
16 9.12
Международный день борьбы с
коррупцией
17 10.12
Единый урок «Права человека»
18 12.12.
День конституции РФ
19 Новогодние праздники

22-28.11

Изготовление открыток

Открытки и подарки для любимых мам

9.12

Беседа

Беседа «Коррупции скажем: Нет!»

10.12

Беседа

Беседа «Права человека»

12.12

Пост в социальной сети ВКонакте

Пост в группе ВКонтакте

1-9.01

Пост в социальной сети ВКонакте

ПОЗДРАВЛЕНИЕ в группе ВКонтакте

20 27.01
День полного снятия блокады
Ленинграда
21 23.02.
День защитников Отечества

27.01

Беседа

Беседа «День полного снятия блокады
Ленинграда»

23.02

Пост в социальной сети ВКонакте

22 08.03.
Международный женский день

8.03

Пост в социальной сети ВКонакте

23 20.03 Всемирный День Земли

20.03

Пост в социальной сети ВКонакте

24 12.04.
День космонавтики
25 09.05.
День Победы
26 Организационное родительское
собрание

12.04

Беседа

ПОЗДРАВЛЕНИЕ в группе ВКонтакте
Акция «Письмо солдату»
Подарки и открытки папам, братьям и
дедушкам
ПОЗДРАВЛЕНИЕ в группе ВКонтакте
Подарки и открытки мамам, сёстрам и
бабушкам
Пост в группе ВКонтакте о важности
раздельного мусора
Беседа «Первый космонавт Ю.А. Гагарин»

09.05

Акция

Акции «Открытка ветерану»

Сентябрь

Родительское собрание

Знакомство родителей с целями и задачами
обучения по данной ДООП, особенностями
организации учебного процесса, режимом
работы и учебным графиком
Решение вопросов социального и
педагогического характера

27 Индивидуальные консультации для В течение учебного
родителей
года

Индивидуальные консультации

15

28 Итоговое родительское собрание

Май

Родительское собрание

29 Первичный инструктаж по ТБ,
правилам пожарной безопасности,
поведению на дорогах, поведению
при угрозе ЧС и теракта
30 Повторный инструктаж по ТБ,
правилам пожарной безопасности,
поведению на дорогах, поведению
при угрозе ЧС и теракта
31 Проведение бесед по
информационной безопасности в
сети
32 Проведение бесед о здоровом
образе жизни
33 Проведение бесед по правилам
поведения на дорогах, в
общественных местах в летнее
время, по правилам поведения у
водоемов

Сентябрь

Инструктаж

Январь

Инструктаж

Повышение уровня конструктивного
поведения обучающихся

Февраль

Беседа

Формирование социальной компетентности

Апрель

Беседа

Формирование социальной компетентности

Май

Беседа

Повышение уровня конструктивного
поведения обучающихся

16

Подведение итогов работы объединения,
знакомство с результатами итоговой
аттестации обучающихся
Повышение уровня конструктивного
поведения обучающихся

Возможность использования программы в других образовательных системах.
Программа реализуется на базе Соломбальского Дома детского творчества.
Программа может быть использована как дополнительная общеобразовательная
программа в учреждениях дополнительного образования, и как программа внеурочной
деятельности в образовательных организациях.
Цель программы: Формирование и развитие у детей образного мышления,
развитие конструкторских и творческих навыков, изучение основ 3D моделирования через
знакомство и изучения ПО «Blender».
Задачи.
Образовательные:
1. Научиться использовать ПО для 3D-моделирования – Blender;
1. Формирование у детей представления о видах технического творчества в
виртуальном пространстве;
2. Сформировать представления о специфики 3D моделирования;
3. Приобретение начальных технических и инженерных навыков.
Развивающие (метапредметные):
1. Развитие образного мышления и интереса к творчеству;
2. Развитие изобретательности, технического и пространственного мышления в
виртуальной среде;
3. Развитие кругозора и стимулирование умственной деятельности;
Воспитательные (личностные):
1. Воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремленности;
2. Мотивирование ребёнка к познанию и творчеству;
3. Воспитание ответственности и самостоятельности;
4. Формирование чувства коллективизма и взаимопомощи.
Отличительная особенность. Программа отличается от аналогичных программ
технической направленности по следующим факторам:
 по содержанию и формам реализации программы;
 возможностью выбора своего индивидуального образовательного маршрута.
Учащиеся, изучая основные приёмы работы с различными материалами, различные
виды технического творчества, постепенно подходят к осмысленному пониманию
технологических процессов.
Адресат программы. Обучающимися являются дети и подростки в возрасте 10 до
17 лет без специальной подготовки и без вступительных испытаний перед началом
учебного года. Набор детей осуществляется в несколько одновозрастных или
разновозрастных групп, если не имеется другой возможности.
Характеристика учащихся.
В возрасте 9-10 лет формируется навык самостоятельности. Дети способны
определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, что даёт им возможность
доводить дело до конца.
С 11 лет появляется активное стремление найти своё место среди сверстников.
Подростки начинают пытаться утвердить в новой социальной роли в сфере, имеющую
социальную значимость.
С 12 лет у подростков начинает развиваться рефлексия, им становится видны
причины неудач, конфликтов и успехов. Появляется способность брать ответственность на

себя. Учитывая то, что дети продолжают активно проявлять фантазию и воображение, это
позволяет развивать имеющиеся творческие способности при выполнении работ.
Подростковый возраст 13-16 лет характеризуется быстрым темпом
физиологических и психологических изменений, при этом развитие протекает не
равномерно, противоречиво, через возникновение и разрешение утренних конфликтов.
Особенно актуальны вопросы поиска своего места в мире взрослых.
Центральным процессом этого возраста является формирование личностной
идентичности, открытые собственного «Я». Учение приобретает большую ценность, чем
раньше. Всё больше времени посвящается самообразованию. Молодые люди ищут себя
через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями в выборе
будущей професии.
Принципы.
Образовательный процесс обучения 3D моделированию строится на основе
реализации следующих принципов:
 сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности;
 учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
 включения детей в активную творческую деятельность;
 опоры на чувственно-эмоциональную сферу ребенка;
 вовлечения детей в творческую преобразующую деятельность, дающую
возможность для самовыражения личности;
 использования положительной мотивации на осознанное овладение системой
знаний, умений, навыков;
 использования деятельностно-практических стимулов: игра, соревнование и
словесно-деятельностных:
эмоционально-образный,
проблемно-поисковый,
общественно-оценочный;
 обеспечения последовательного развития личности ребёнка.
Сроки и этапы реализации программы – 1 год обучения. 36 недель, 72
академических часа в год
Всего в Программе 4 блока.
Блок 1. Знакомство с «Blender». Предполагает изучение интерфейса программы
«Blender», основные модификаторы и их применение.
Реализуется с сентября по ноябрь.
Блок 2. Основные возможности программы «Blender». Изучение типов физических
тел, материалы программы и их использование, скручивание объектов, аддоны и плагины,
шейдеры и система частиц.
Реализуется с ноября по март.
Блок 3. Движения объектов и персонажей в программе «Blender». Создание
подвижных 3D-моделей, работа с мимикой персонажа.
Реализуется с марта по апрель.
Блок 4. Проект. Совместная работа обучающихся по созданию проекта.
Реализуется с апреля по май.
Объём программы: 72 академических часа в год.
Формы занятий:
Содержание раскрывается в следующих формах:
 Получение теоретических знаний;
18







Практические занятия;
Беседы и творческие встречи;
Самостоятельная работа с литературой;
Подготовка к конкурсам (коллективно и индивидуально);
Анализ работ учащихся.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа. 1 академический час – 45

мин.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 01.09.2023).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
4.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области
физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания») (2021 г.).
5.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
27.07.2022 № 629), (вступил в силу 1 марта 2023 г.).
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки
России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»,
ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28);
8.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 22
9.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.).
10.
Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами»
11.
Устав МБУ ДО «СДДТ»
12.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
19

13.
Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

20

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
1
2
3
4

Название раздела
Блок 1. Знакомство с «Blender»
Блок 2. Основные возможности программы «Blender»
Блок 3. Движения объектов и персонажей в программе «Blender»
Блок 4. Проект
Итого:

Всего часов
20
28
12
12
72

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по 2 часа 2 раза в неделю
№

1
2
3
4
5

6
7
8

9
10

11
12

Разделы

Количество часов
Всего
Теория
Практика
Блок 1. Знакомство с «Blender»
Вводное занятие. 3D-моделирование в жизни
2
1
1
человека.
Изучение интерфейса программы «Blender»
4
1
3
Материалы и текстуры для объектов
2
1
3
Режим редактирования
4
1
3
Основные модификаторы и их применение
8
2
8
Всего:
20
6
14
Блок 2. Основные возможности программы «Blender»
Режимы weight и vertex paint. Система частиц
6
2
4
Физические тела в «Blender»
18
3
15
Аддоны и плагины «Blender»
4
1
3
Всего:
28
6
22
Блок 3. Движения объектов и персонажей в программе «Blender»
Создание подвижных 3D-моделей
8
1
7
Мимика персонажа
4
1
3
Всего:
12
2
10
Блок 4. Проект
Создание проекта
10
1
9
Итоговое занятие: разбор проектов
2
1
1
Всего:
12
2
10
Итого:
72
16
56

21

2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Блок 1. Знакомство с «Blender»
1.1 Раздел 1. Вводное занятие: 3D моделирование в жизни человека.
Теория. Знакомство с детьми. Показ презентации о состоянии 3D-технологий на
сегодняшний день. Рассказ о том, какие программы пользуются популярностью и для чего.
Краткая история программы «Blender».
Основная задача. Ознакомительная.
1.2 Раздел 2. Изучение интерфейса программы «Blender».
Теория. Интерфейс и управление внутри программы «Blender».
Практика. Изучение простых меш-объектов, таких как куб, UV-сфера и пр.
Создание и редактирование простых объектов в edit-mode. Создание 3D-модели снеговика.
Основная задача. Научиться использовать начальные инструменты программы.
1.3 Раздел 3. Основные модификаторы и их применение.
Теория. Основные модификаторы программы, такие как: array, bevel, boolean,
subdivision surface, mirror, decimate.
Практика. Создание 3D-модели дерева (ёлки) и машины.
Основная задача. Научится использовать модификаторы и понимать, когда их
необходимо применять.
2. Блок 2. Основные возможности программы «Blender».
2.1 Раздел 1. Типы физических тел в «Blender».
Теория. Твёрдые и жидкие тела в «Blender», чем они отличаются от ткани.
Практика. Создание 3D-модели наполненного водой кувшина и развевающегося
флага.
Основная задача. Научится использовать разные типы тел, применяя их на объекты
и создавать из них сцены.
2.2 Раздел 2. Материалы и текстуры для объектов.
Теория. Материал в программе «Blender», для чего оно может быть использовано.
Практика. Использование материалов и текстур-изображений на меш-объектах и
модели кувшина.
Основная задача. Научиться использовать материалы и текстуры на объектах.
2.3 Раздел 3. Скручивание объектов.
Теория. Возможности скручивать объекты с помощью модификаторов
SimpleDeform, Screw и кривых.
Практика. Создание 3D-модели качели и соединить её с моделью дуба, создав
небольшую сцену.
Основная задача. Научиться применять дополнительные модификаторы для
создания скрученных объектов.
2.4 Раздел 4. Аддоны и плагины «Blender».
Теория. Возможности дополнительной модификации программы с помощью
встроенных и внешних аддонов.
Практика. Создание снежной сцены для качелей с помощью аддона real snow.
Разбить вазу с помощью аддона cell fracture.
Основная задача. Познакомить детей с плагинами, которые имеют свои свойства и
добавляют разные возможности для программы.
2.5 Раздел 5. Шейдеры и система частиц
22

Теория. Шейдеры и система частиц.
Практика. Создание 3D-модели светящегося шарика. Создание летящего снега для
сцены с качелями.
Основная задача. Научиться использованию шейдеры и система частиц, и
применять их к объектам и миру.
3. Блок 3. Движения объектов и персонажей в программе «Blender».
3.1 Раздел 1. Создание подвижных 3D моделей.
Теория. Технические возможности создания движущейся 3D-модели с помощью
модификатора «Armature» (так называемых «костей»).
Практика. Создание подвижной 3D модели механического манипулятора. После
чего будет создаваться 3D модель человека.
Основная задача. Познакомить детей с созданием подвижной 3D модели в
«Blender», закрепить их знания по созданию объектов, научиться пользоваться
модификатором «Armature» и режимом «Pose mode».
3.2 Раздел 2. Мимика персонажа.
Теория. Мимика и возможности её создания в «Blender» при помощи инструмента
«Shape key».
Практика. Создание мимики для 3D модели снеговика или человека.
Основная задача. Научиться использовать встроенный инструмент «Shape key».
4. Блок 4. Проект.
4.1 Раздел 1. Создание проекта.
Теория. Проект. Инструкция по выполнению: разделиться на группы (от 3 до 5
человек) и создать небольшую игровую сценку, продолжительностью не более минуты с
персонажами и местом действия, которое они должны придумают сами.
Практика. Создание проекта.
Основная задача. Реализовать все полученные знания в совместной работе.
Научиться работать вместе для создания небольших проектов и брать на себя
ответственность за те или иные решения.
4.2 Раздел 2. Разбор проектов и подведение итогов.
Теория. Проведение последнего занятия по окончанию курса. Проведение опроса
на тему «удовлетворённости детей занятиями по 3D моделированию». Разбор вместе с
детьми их проектов, вынесение окончательного итога по курсу.
Основная задача. Заключительный этап.

23

2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В результате освоения программы, учащиеся будут знать:
 Основы и специфику 3D моделирования;
 Основную терминологию программы «Blender»;
 Как использовать начальные технические и инженерные навыки;
 Этапы создания 3D моделей.
В результате освоения программы, учащиеся будут уметь:
 Использовать программу «Blender» для создания 3D моделей;
 Творчески подходить к решению задач;
 Работать в коллективе для выполнения общей задачи;
 На базовом уровне работать со встроенной в программу камерой;
 Обсуждать и анализировать готовый проект.
Формы проверки планируемых результатов.
Основной формой проверки результатов является наблюдение и проверка
выполненных практических работ. Итоговый контроль реализуется в проверке
контрольного задания. Первый опрос проводится на вводном занятии, для переклички и
узнать, что дети ждут от этого курса. Второй опрос проводится в заключительном занятии,
чтобы узнать, что дети узнали из курса, насколько он был сложным и как соотносится их
желаемое с реальностью.

24

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№

Месяц
неделя

Часы
2

2

Сентябрь
1 неделя
2 неделя

3

3 неделя

2

4

4 неделя

2

5

Октябрь
5 неделя

2

6

6 неделя

2

7

7 неделя

2

8

8 неделя

2

9

2

10

Ноябрь
9 неделя
10 неделя

11

11 неделя

2

1

2

2

Тема занятия
Что такое 3D-моделирование и
программа «Blender»?
Знакомство с интерфейсом
«Blender»
Первая 3D-модель: снеговик
Материалы и текстуры: что это и
как их использовать. Раскраска
снеговика.
Изучение «режима
редактирования». Вторая 3Dмодель: самолётик
Третья 3D-модель: тыква «Джек»

Форма
занятия
Знакомство с «Blender»
Беседа, опрос

Форма контроля/результат
Опрос

Беседа, лекция, практическое
занятие
Практическое занятие

Наблюдение

Беседа, лекция, практическое
занятие

Наблюдение

Лекция, практическое занятие

Творческое задание, проверка качества работ

Практическое занятие

Наблюдение

Творческое задание, проверка качества работ

Знакомство с модификаторами: для Практическое занятие
Наблюдение
чего они нужны?
Первая 3D-сцена. Часть 1. Создание Практическое занятие
Творческое задание, проверка качества работ
машины.
Первая 3D-сцена. Часть 2. Создание Практическое занятие
Творческое задание, проверка качества работ
дороги и заднего фона.
Знакомство с «временной шкалой» - Беседа, практическое занятие
Промежуточная аттестация по итогам 1 блока
возможности создания анимации.
Основные возможности программы «Blender»
Знакомство с режимами weight и
Беседа, лекция, практическое
Творческое задание, проверка качества работ
vertex paint.
занятие

12

12 неделя

2

13

Декабрь
13 неделя

2

14

14 неделя

2

15
16

15 неделя
16 неделя

2
2

17

2

18

Январь
17 неделя
18 неделя

19

19 неделя

2

20

20 неделя

2

21

2

22

Февраль
21 неделя
22 неделя

23

23 неделя

2

24

24 неделя

2

2

2

Вторая 3D-сцена: домик в лесу.
Часть 1.
Знакомство с системой части.
Практическое занятие
Вторая 3D-сцена: домик в лесу.
Часть 2.
Создание домика, проработка
Практическое занятие
дополнительных деталей сцены.
Вторая 3D-сцена: домик в лесу.
Часть 3.
Знакомство с физическими телами в Беседа, лекция, практическое
«Blender»
занятие
«Лёгкие тела» - ткань
Лекция, практическое занятие
Изучение типов и возможностей
Практическое занятие
силовых полей
Четвёртая модель: 3D-модель флага Практическое занятие

Творческое задание, проверка качества работ
Творческое задание, проверка качества работ

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Проверка качества работ

Система коллизий. Шестая модель: Практическое занятие
Проверка качества работ
3D-модель лазерной турели.
«Кривые» и их применение в
Практическое занятие
Творческое задание, проверка качества работ
«Blender»
Физика «твёрдых тел».
Беседа, лекция, практическое
Наблюдение
Пятая модель: 3D-модель
занятие
катящегося шара
Физика «мягких тел». Третья 3D- Практическое занятие
Творческое задание
сцена: соревнование шариков
Физика «жидкостей». Шестая
Практическое занятие
Наблюдение
модель: 3D-модель огненного шара
Знакомство с плагинами программы Лекция, практическое занятие Наблюдение
«Blender»
Воздействие разных плагинов на
Практическое занятие
Промежуточная аттестация по итогам 2 блока
меш-объекты
Движения объектов и персонажей в программе «Blender»

26

25
26
27
28
29
30

Март
25 неделя
26 неделя
27 неделя

2

Скульптинг в Blender

Практическое занятие

Наблюдение

2
2

Лекция, практическое занятие
Практическое занятие

Наблюдение
Проверка качества работ

28 неделя
29 неделя
Апрель
30 неделя

2
2
2

«Pose mode» и его функционал
Девятая 3D-модель: механический
манипулятор
Десятая 3D-модель: человек
Риги лица и их применение
Четвёртая 3D-сцена: меняющий
характер

Практическое занятие
Лекция, практическое занятие
Практическое занятие

Проверка качества работ
Наблюдение
Промежуточная аттестация по итогам 3 блока

Проект
Беседа, практическое занятие

Наблюдение, творческие задания

Практическое занятие
Практическое занятие
Практическое занятие

Наблюдение, творческие задания
Наблюдение, творческие задания
Наблюдение, творческие задания

31

31 неделя

2

32
33
34

32 неделя
33 неделя
Май
34 неделя
35 неделя
36 неделя

2
2
2

35
36

2
2

Обсуждение, как создавать
групповой проект в 3Dмоделировании
Создание проекта. Часть 1
Создание проекта. Часть 2
Создание проекта. Часть 3

Пятая 3D-сцена: творческий проект. Беседа, практическое занятие
Итоговое занятие по 3DБеседа, опрос
моделированию

27

Наблюдение, творческие задания
Опрос, промежуточная аттестация по итогам 4
блока

3.2
ФОРМЫ
РЕЗУЛЬТАТОВ

АТТЕСТАЦИИ

И

ОЦЕНКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

Аттестация учащихся занимающихся по программе «3D-моделирования»
проводится в учебном году 4 раза: промежуточная по итогам изучения 1, 2 и 3 блока,
итоговая по завершению изучения 4 блока.
Сроки проведения аттестации: май.
Формы проведения аттестации: опрос, выполнение контрольных практических
заданий, выставка работ.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно
было определить:
 Насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой;
 Полнота выполнения программы и каждого блока;
 Обоснованность перевода учащегося на следующий этап обучения.
Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных
результатов освоения программы за каждый блок, сводятся в Сводном протоколе
промежуточной аттестации.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также, с целью контроля и
оценки достижений учащихся применяется методика определения результатов
образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в
МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к творческому объединению «Техническое
творчество». Разработан инструментарий по модулям, а также система текущего контроля
и протоколы фиксации результатов.







Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.
Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
Практические
умения
и
навыки,
предусмотренные
дополнительной
общеразвивающей программой (по основным разделам учебного плана) соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям;
Творческие навыки – креативность в выполнении практических заданий.

Система текущего контроля.
Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по
каждой изученной теме.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся,
уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им
образовательных технологий и др. и заносится в учебно-тематический план деятельности

творческого объединения, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу,
календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию.
Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания
программного материала.
Сроки проведения
Вид контроля
Формы контроля
контрольных мероприятий
Входящий
Перед изучением каждого Опрос
модуля
Текущий
На каждом блоке
Наблюдение, проверка качества
практических работ.
Итоговый
В конце изучения всего Выполнение
контрольного
курса
практического задания; выставка
работ; опрос

29

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за год

№
п/п

№
п/п

№
п/п

№
п/п

ФИО

ФИО

ФИО

ФИО

воз
рас
т

воз
рас
т

воз
рас
т

воз
рас
т

Практическ
Творческие Результаты аттестации по
ие умения и
навыки
итогам изучения 1 блока
навыки

Н

С

В

Н

С

В

Аттестован

Не
Повторно
аттестован аттестован

Практическ
Творческие Результаты аттестации по
ие умения и
навыки
итогам изучения 2 блока
навыки

Н

С

В

Н

С

В

Аттестован

Не
Повторно
аттестован аттестован

Практическ
Творческие Результаты аттестации по
ие умения и
навыки
итогам изучения 3 блока
навыки

Н

С

В

Н

С

В

Аттестован

Не
Повторно
аттестован аттестован

Практическ
Творческие Результаты аттестации по
ие умения и
навыки
итогам изучения 4 блока
навыки

Н

С

В

30

Н

С

В

Аттестован

Не
Повторно
аттестован аттестован

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по
программе «3D-моделирования»
Года Количес Количество
обучен тво
учащихся
ия
учащих прошедших
ся по
промежуточну
годам ю аттестацию
обучени (данные за
я
полугодие и
год)

Количество
учащихся
имеющих
академическу
ю
задолженност
ь (не
прошедших
аттестацию)
(данные за
полугодие и
год)

31

Количество
учащихся
прошедших
промежуточну
ю аттестацию
повторно
(данные за
полугодие и
год)

Количест
во
учащихся
,
переведё
нных на
следующ
ий год
обучения
(данные
на конец
года)

Количество
учащихся полн
остью
освоивших
дополнительну
ю
общеразвиваю
щую
программу
(выпускники)
(данные на
конец года)

3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
АНКЕТА
«Удовлетворённость детей занятиями в творческом объединении»
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся посещаемых занятий.
Ребята, пожалуйста, ответьте на вопросы, предложенные в анкете. Вы можете
выбрать один (или несколько, если есть такой вариант) из предложенных ответов,
подчеркнув его. Или, если того требует условие, вписать свой краткий ответ в пустую
графу.
(анкетирование проводится анонимно)
1. Какова была ваша изначальная цель пребывания на занятиях (несколько
вариантов)?
- Желание получить знания, которые пригодятся в будущем;
- Желание просто интересно провести время;
- Заинтересовался темой и решил посмотреть, что из себя представляет «3D
моделирование»;
- Родители заставили.
2. Что вы представляли, когда думали о работе в 3D моделировании до начала всех
занятий?
Свой вариант: ______________________________________________
3. С каким настроением вы чаще всего пребывали на занятиях?
- Радостным и весёлым;
- Спокойным и сдержанным;
- Был серьёзен;
- С грустным настроем;
- Сосредоточенным и желающим получить новые знания.
4. Насколько сложен был предоставляемый на занятиях материал?
- Лёгок и прост в усвоении;
- Некоторые темы были сложны, но в остальном – легко;
- Большинство тем сложны, некоторые – просты;
- Очень сложный материал. Все темы словно тёмный лес.
5. Ответьте в два предложения: какие темы понравились больше всего/меньше
всего?
Свой вариант: ______________________________________________
6. Понравилась ли вам работа над завершающим проектом?
- Да, лучше и быть не может!
- Да, но могло бы быть лучше;
- Мне это было не интересно;
- Нет.
7. Разверните ответ на предыдущий пункт в одно-два предложение и скажите, что
конкретно вам понравилось/не понравилось?
Свой вариант: ______________________________________________
32

8. Соотнеслись ли ваши ожидания по 3D моделированию с тем, что вы увидели на
этом курсе?
- Да, полностью;
- Частично;
- В основном нет;
- Нет, полная противоположность тому, что я представлял.
8. Будете ли вы дальше продолжать изучать 3D моделирование?
- Да, буду. Именно в «Blender»;
- Да, буду. Но хочу изучить другие программы;
- Нет, но было интересно расширить свой кругозор;
- Нет и было совершенно неинтересно.

33

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных
результатов освоения 1 блока
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Показатели/
критерии

1.1 Практические
умения и навыки.
соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

1.2 Творческие
навыки/
креативность в
выполнении
практических
заданий.

Разделы
учебного
плана

Уровни освоения программы.
Низкий

Средний

Высокий

Практическая подготовка учащегося
Изучение Не овладел
Овладение ½
Овладение
интерфейса умениями и
предусмотренных
практически всеми
программы навыками, предус умений и навыков,
умениями
«Blender»; мотренными
выполнение операций с и навыками,
Основные программой
помощью педагога
предусмотренными
модификат
программой за
оры и их
конкретный период.
применени
Выполнение
е
практических операций
самостоятельно.
Изучение Не может
Самостоятельно
Осуществляет
интерфейса выполнить
выполняет
достаточный
программы простейшие
практические задания творческий подход в
«Blender»; практические
на основе образца.
выполнении
Основные задания
практических заданий.
модификат педагога.
оры и их
применени
е

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных
результатов освоения 2 блока
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Показатели/
критерии

1.1 Практические
умения и навыки.
соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

1.2 Творческие
навыки/
креативность в

Разделы
учебного
плана

Уровни освоения программы.
Низкий

Средний

Высокий

Практическая подготовка учащегося
Типы
Не овладел
Овладение ½
Овладение
физических умениями и
предусмотренных
практически всеми
тел в
навыками, предус умений и навыков,
умениями
«Blender»; мотренными
выполнение операций с и навыками,
Материалы программой
помощью педагога
предусмотренными
и текстуры
программой за
для
конкретный период.
объектов;
Выполнение
Скручиван
практических операций
ие
самостоятельно.
объектов;
Аддоны и
плагины
«Blender»;
Шейдеры и
система
частиц
Типы
Не может
Самостоятельно
Осуществляет
физических выполнить
выполняет
достаточный
тел в
простейшие
практические задания творческий подход в
34

выполнении
практических
заданий.

«Blender»; практические
Материалы задания
и текстуры педагога.
для
объектов;
Скручиван
ие
объектов;
Аддоны и
плагины
«Blender»;
Шейдеры и
система
частиц

на основе образца.

выполнении
практических заданий.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных
результатов освоения 3 блока
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Показатели/
критерии

1.1 Практические
умения и навыки.
соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям

1.2 Творческие
навыки/
креативность в
выполнении
практических
заданий.

Разделы
учебного
плана

Уровни освоения программы.
Низкий

Средний

Высокий

Практическая подготовка учащегося
Создание Не овладел
Овладение ½
Овладение
подвижных умениями и
предусмотренных
практически всеми
3Dнавыками, предус умений и навыков,
умениями
моделей; мотренными
выполнение операций с и навыками,
Мимика
программой
помощью педагога
предусмотренными
персонажа
программой за
конкретный период.
Выполнение
практических операций
самостоятельно.
Создание Не может
Самостоятельно
Осуществляет
подвижных выполнить
выполняет
достаточный
3Dпростейшие
практические задания творческий подход в
моделей; практические
на основе образца.
выполнении
Мимика
задания
практических заданий.
персонажа педагога.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных
результатов освоения 4 блока
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Показатели/
критерии

Разделы
учебного
плана

Уровни освоения программы.
Низкий

Средний

Высокий

Практическая подготовка учащегося
Овладение ½
Овладение
1.1 Практические Создание Не овладел
умения и навыки. проекта
умениями и
предусмотренных
практически всеми
соответствие
навыками, предус умений и навыков,
умениями
практических
мотренными
выполнение операций с и навыками,
умений и навыков
программой
помощью педагога
предусмотренными
программным
программой за
требованиям
конкретный период.
Выполнение
35

1.2 Творческие
навыки/
креативность в
выполнении
практических
заданий.

Создание
проекта
проекта

практических операций
самостоятельно.
Самостоятельно
Осуществляет
выполняет
достаточный
практические задания творческий подход в
на основе образца.
выполнении
практических заданий.

Не может
выполнить
простейшие
практические
задания
педагога.

36

3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные
Наглядные
Практические
устное изложение
показ иллюстраций
практическая работа
беседа, объяснение
показ педагогом приемов обучение
исполнения
анализ
наблюдение
опыты
работа по образцу и др.
Дидактическое обеспечение программы:
–
Дидактический материал по темам программы (в папках): планы-конспекты
и наглядные пособия к занятиям, материалы по 3D-моделированию;
–

Наглядный материал: образцы работ;

–

Раздаточный материал: карточки, шаблоны и картинки;

–
Учебная литература, литература для родителей и педагога.
Содержание программы раскрывается в следующих формах:
–

Получение теоретических знаний;

–

Практические занятия;

–
Анализ работ учащихся.
В работе с детьми используются следующие образовательные технологии:
1. Обучение в сотрудничестве – совместная развивающая деятельность, в группе,
команде, взаимозависимость и взаимопомощь членов группы; личная ответственность
каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
2. Технология использования в обучении игровых методов – взаимодействие
педагога и учащихся в игровой форме через реализацию определенного сюжета (в данном
случае — создание сюжетных сцен). Игра – сильнейшее средство социализации ребенка,
включающее в себя социально контролируемые процессы воздействия их на становление
личности, усвоение знаний, духовных ценностей, характерных обществу;
3. Система оценки «портфолио»: способ фиксирования, накопления и
оценки
индивидуальных
достижений школьника в определенный период его обучения.
В творческом объединении «Техническое творчество» ведется портфолио работ - собрание
различных интеллектуальных, творческих достижений учащихся (итоговый проект,
выполненный учащимся, размещается на сайте СДДТ и собираются в портфолио
учащегося).

37

3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебный кабинет, соответствующий СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 с
необходимой мебелью: ученические столы, стулья, стеллажи, шкафы для хранения
оборудования и УМК.
Материально-техническое оснащение программы:
 Ноутбуки;
 Рабочие столы;
 Проектор;
 Интерактивная доска;
 Принтер;
 Бумага;
 Ручки.
Программным обеспечением является открытое и бесплатное ПО для создания
трёхмерной графики – «Blender».
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий
Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.).

38

3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Нормативно-правовое обоснование программы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 01.09.2023).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
4.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в области
физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания») (2021 г.).
5.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
27.07.2022 № 629), (вступил в силу 1 марта 2023 г.).
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки
России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет»,
ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28);
8.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 22
9.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.).
10.
Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами»
11.
Устав МБУ ДО «СДДТ»
12.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
13.
Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Информационные ресурсы для педагога:
1. Большаков, В. П. Основы 3D моделирования [Текст]/ В. П. Большаков, А. Л.
Бочков. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.;
39

2. Меженин, А. В. Технологии 3d моделирования для создания образовательных
ресурсов. Учебное пособие [Текст]/ А.В. Меженин. – СПб., 2008. – 112 с.;
3. Меженин, А. В. Технологии разработки 3D-моделей. Учебное пособие [Текст]/
А.В. Меженин. – СПб: Университет ИТМО, 2018 г. – 100 с.;
5. Столяров, Ю. С. Развитие технического творчества школьников. Опыт и
перспективы [Текст]/ Ю.С. Столяров. – М., «Просвещение», 2003.
Информационные ресурсы для учащихся и родителей:
1. Прахов, А. Blender. 3D моделирование и анимация. Руководство для начинающих
[Текст]/ А. Прахов. – Издательство БХВ-Петербург. 2009;
2. Серова, М. Н. Blender Учебник-самоучитель по трёхмерной графике в Blender
3D. Моделирование, дизайн, анимация, спецэффекты [Текст]/ М.Н. Серова. – Солон-пресс,
2021 г.
Интернет-ресурсы:
1. Уроки по 3D моделированию [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://blender3d.com.ua/;
2. Курс по основам Blender 2.8+ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://blender3d.com.ua/blender-basics/;
3. https://www.blender.org/– сайт «Blender»;
4. https://render.ru/– сайт, посвящённый 3D-графике;
5. https://www.blender.org/– сайт «Blender»;
6. 3D моделирование: старт для начинающих [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://gb.ru/posts/3d-modelirovanie-start-dlya-nachinayushchih;
7. Лекция по теме «Основы 3D моделирования» [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://infourok.ru/lekciya-po-teme-osnovi-dmodelirovaniya-1428547.html

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».