ДООП Я-исследователь

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информационная карта

3-4

2. Комплекс основных характеристик программы

5-25

2.1

Пояснительная записка

2.2

Учебный план

22

2.3

Учебно-тематический план

22

2.4

Содержание программы

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

5-21

23-24

3. Комплекс организационно-педагогических условий

25
26-39

3.1

Календарный учебный график

26-28

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

29-32

3.3

Оценочные материалы

33-35

3.4

Методическое обеспечение программы

36

3.5

Условия реализации программы

37

3.6

Список информационных источников

2

38-39

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование
образовательной программы, в рамках
которой реализуется данная
программа (услуга)
Год разработки
Вид деятельности по программе

3
4

5
6

7

7

9
10

11

12

13
14

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ (ББ52))
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Яисследователь»
2022
Программа предусматривает
исследовательскую, проектную и
практическую деятельность учащихся
Социально-гуманитарная направленность

Направленность дополнительного
образования
Аннотация (краткое описание
содержания и иная информация,
необходимая для заказчиков и
получателей образовательных услуг)

Программа направлена на развитие
интереса обучающихся к исследованию
проблем различного характера, путём
проведения практических работ и
представления результатов своего труда в
виде исследовательских работ на
конференциях
Базовый уровень

Указание на уровень сложности
содержания программы (стартовый
(ознакомительный), базовый,
продвинутый (углублённый))
Место реализации программы
(фактический адрес оказания услуги;
при реализации программы в сетевой
форме в разных местах указываются
все адреса)
Возрастная категория учащихся
(адресат программы)
Указание на необходимость
медицинского заключения об
отсутствии противопоказаний к
занятию соответствующим видом
спорта (для программ физкультурноспортивной направленности)
Указание на адаптированность
программы для учащихся с ОВЗ
(включая указание на вид
ограничений)
Нормативный срок освоения
программы (продолжительность
обучения)
Режим занятий, продолжительность
каждого занятия
Сведения о педагогических
работниках, реализующих программу
(Фамилия имя отчество,

МБУ ДО «СДДТ»,
г. Архангельск,
Соломбальский территориальный округ,
Банный пер. 1-й, д. 2
9-17 лет
Медицинского заключения не требуется

_

1 год обучения - 72 академических часа
1 раз в неделю по 2 академических часа; 1
академический час – 45 мин.
Беседин Руслан Александрович, педагог
дополнительного образования, образование
высшее, педагогическое
3

15
16

17

квалификационная категория,
образование, регалии)
Форма обучения по программе (очная,
заочная, очно-заочная)
Объем программы общий и отдельно
по формам обучения (очная/заочная),
по использованию дистанционных
технологий (с использованием/ без
использования), по использованию
сетевой формы организации
образовательной деятельности
Минимальное, максимальное число
детей, учащихся в одной группе

Очная
Объём - 72 академических часов;
Очная форма – 72 академических часов.
Групповая форма организации
деятельности – 72 академических часа.

Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 15 человек

4

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Я-исследователь» (далее Программа) имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для
организации исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного
образования. Программа направлена на развитие интереса обучающихся к исследованию
проблем различного характера, путём проведения практических работ и представления
результатов своего труда в виде исследовательских работ на конференциях.
Представленная программа направлена на формирование умений будущего исследователя
и развитие его познавательных способностей.
При реализации Программы используются методы и методические приемы, которые
сформируют у обучающихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора
необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить
умозаключения.
Исследовательская деятельность – специально-организованная, познавательная
творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной
деятельности. Характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью и
сознательностью. Результатом является формирование познавательных мотивов,
исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов
деятельностью.
Актуальность программы.
Программа «Я-исследователь» разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции).
 Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей
(Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития
образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое
образование» от 18.11.2015.
Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как
показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное
постепенно становится все менее и менее заметным, поэтом все более очевидно, что умения
и навыки исследовательского характера требуются не только тем, чья жизнь уже связана
или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.
Программа отвечает социальному запросу родителей и потребности детей проявить
свои знания, умения и навыки в исследовательской деятельности.
Воспитательный потенциал.
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
5

В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью
воспитания является самоопределение и социализация детей на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению;
взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ст. 2, п. 2).
Задачами воспитания по программе являются:
1. Усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество:
 традиционных духовно-нравственных и семейных ценностей народов России;
 познавательных интересов в разных областях знания, представлений о современной
научной картине мира, достижениях российской и мировой науки и техники;
 навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в
разных областях познания, в исследовательской деятельности;
 навыков критического мышления, определения достоверной научной информации и
обоснованной критики антинаучных представлений.
2. Формирование и развитие личностного отношения детей к этим нормам,
ценностям, традициям:
 деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию
народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям,
праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к российским
соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной
идентичности;
 уважения к труду, результатам труда (своего и других людей), к трудовым
достижениям своих земляков, российского народа, желания и способности к
творческому созидательному труду в доступных по возрасту социально-трудовых
ролях;
 понимания значения науки и техники в жизни российского общества, гуманитарном
и социально-экономическом развитии России, обеспечении безопасности народа
России и Российского государства.
3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний:
 навыков рефлексии своего физического и психологического состояния, понимания
состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления
своим состоянием, оказания помощи, адаптации к стрессовым ситуациям,
природным и социальным условиям;
 навыков наблюдений, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в
разных областях познания, в исследовательской деятельности;
 навыков критического мышления, определения достоверной научной информации и
обоснованной критики антинаучных представлений.
6








Целевые ориентиры воспитания детей по программе (ожидаемые результаты):
формирование национального, этнокультурного самосознания;
ценностное отношение к отечественной культуре;
уважение к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам;
готовность к анализу и представлению своей нравственной позиции;
воспитание воли, настойчивости, последовательности, принципиальности,
готовности к компромиссам в совместной деятельности;
формирование опыта социально значимой деятельности и др.

Формы и методы воспитания
Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях
обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется
через вовлечение детей в различную деятельность, организацию их активностей. Опыт
нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают
формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и
действиям других людей.
Основной формой воспитательной деятельности в детском объединении является
учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным
содержанием программы обучающиеся: усваивают необходимую информацию, имеющую
воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются,
проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя
способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего
личностного развития, творческой самореализации.
Получение информации о каких-либо открытиях, изобретениях, достижениях в
науке, об исторических событиях; изучение биографий деятелей российской и мировой
науки является источником формирования у детей сферы интересов, этических установок,
личностных позиций и норм поведения. Так же очень важно, привлекать детей к
самостоятельному поиску, сбору, обработке, обмену необходимой информации.
Практические занятия детей: защита своих проектов, проведение исследований,
тестирования способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации,
формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они
участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует
формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет
внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности.
Итоговые мероприятия: выступления, презентации проектов и исследований
способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные
умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Приобретению социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применению полученных знаний на практике способствует
привлечение обучающихся к участию в патриотической, трудовой деятельности.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного
примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы
7

одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом
преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей),
индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования,
поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы
руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского объединения на базе образовательного учреждения в соответствии с нормами и
правилами работы учреждения и на других площадках, где проводятся различные
мероприятия с участием детского объединения, с учетом правил и норм деятельности на
этих площадках. Для достижения задач воспитания при реализации образовательной
программы в учреждении создаются и поддерживаются все необходимые условия
физической безопасности, комфорта, активностей детей и обстоятельств их общения,
социализации, признания, самореализации, творчества.
Анализ результатов воспитания детей, результативности воспитательной
деятельности в процессе реализации программы осуществляется следующими методами:
 педагогическое наблюдение (оценивается поведение и личностное отношение детей
к различным ситуациям и мероприятиям, общение и отношения детей друг с другом,
в коллективе, отношения с педагогом и др.);
 оценка творческих работ экспертным сообществом (педагоги, родители, другие
обучающиеся, приглашённые внешние эксперты и др.) (оценивается умение
применять имеющиеся знания норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество, личностные результаты освоения
программы и личностные качества каждого ребёнка, результаты социокультурного
опыта);
 отзывы, интервью, материалы рефлексии (опросы родителей, анкетирование
родителей и детей, интервью с родителями, беседы с детьми, самообследования,
отзывы других участников мероприятий и др.) (которые предоставляют
возможность косвенной оценки достижения целевых ориентиров воспитания по
программе в процессе и по итогам реализации программы, оценки личностных
результатов участия детей в разнообразной деятельности по программе).
Анализ результатов воспитательной деятельности направлен на получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в
достижении определенных в программе целевых ориентиров воспитания, влияния
реализации программы на коллектив обучающихся и конкретного ребенка. Результаты,
полученные в процессе оценки достижения целевых ориентиров воспитания используется
для планирования дальнейшей работы педагога и используются только в виде обобщенных
и анонимных данных.
Оценка результатов воспитательной деятельности осуществляется с помощью
оценочных средств с определенными показателями и тремя уровнями выраженности
оцениваемых качеств: высокий, средний и низкий уровень.

8

Показатели
1.Усвоение
детьми знаний
норм, духовнонравственных
ценностей,
традиций,
которые
выработало
российское
общество:

Оценочные средства
Критерии
Степень выраженности
Методы
оцениваемого качества
диагностики
Соответствие Высокий уровень:
Педагогическое

обучающийся
знает
и
принятым в
наблюдение, беседы с
понимает правила поведения детьми,
обществе
в обществе, основанные на анкетирование
правилам,
духовно-нравственных
традициям.
ценностях и традициях
российского общества,
народностей РФ,
 имеет представление о
значении труда в жизни
людей, ориентируется в
основных трудовых
(профессиональных) сферах,
 имеет представление о
современной научной
картине мира, достижениях
российской и мировой науки
и технике, понимает значение
науки и техники в жизни
российского общества.
Средний уровень:
 обучающийся знает, но не
всегда понимает и следует
правилам поведения в
обществе, основанным на
духовно-нравственных
ценностях и традициях
российского общества,
народностей РФ,
 имеет отрывочные и путаные
представления о значении
труда в жизни людей, знает
несколько основных
трудовых
(профессиональных) сфер,
 имеет отрывочные знания о
современной научной
картине мира, достижениях
российской и мировой науки
и технике, понимает значение
науки и техники в жизни
российского общества.
Низкий уровень:
 обучающийся плохо знает и
не понимает правила
поведения в обществе,
основанные на духовнонравственных ценностях и
9

традициях российского
общества, народностей РФ,
 не осознает значимость труда
в жизни людей, не
ориентируется в основных
трудовых
(профессиональных) сферах,
 имеет отрывочные, скудные
знания о современной
научной картине мира,
достижениях российской и
мировой науки и технике,
понимает значение науки и
техники в жизни российского
общества.
2. Формирование Соответствие Высокий уровень:
Педагогическое
 обучающийся осознает себя наблюдение,
и развитие
принятым в
гражданином РФ,
личностного
обществе
практическая
отождествляет
себя
в
отношения детей правилам,
деятельность, участие
соответствии со своей
к этим нормам, традициям.
в различных
национальностью и местом
ценностям,
мероприятиях
проживания, разделяет
традициям:
духовно- нравственные
ценности, традиции, которые
выработало российское
общество,
 уважает права, свободы и
обязанности гражданина РФ,
отрицательно относится к
любой дискриминации людей
по социальным,
национальным, расовым и
религиозным признакам,
терроризму и т.д,
 гордится историческим и
культурным наследием
народов России и
российского общества,
 уважительно относится к
памяти предков, традициям,
праздникам, памятникам,
святыням и религиям народов
России,
 уважительно относится к
художественной культуре
народов России, мировому
искусству, культурному
наследию,
 развита восприимчивость к
разным видам искусства,
ориентация на творческое
10

самовыражение, реализацию
своих творческих
способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство
своего быта, в семье,
общественном пространстве,
 уважительно относится к
труду, результатам труда
(своего и других людей), к
трудовым достижениям своих
земляков, российского
народа, испытывает желание
и способность к творческому
созидательному труду в
доступных по возрасту
социально-трудовых ролях,
 ориентирован на осознанный
выбор сферы
профессиональных
интересов, профессиональной
деятельности в российском
обществе с учётом личных
жизненных планов,
потребностей семьи,
общества.
Средний уровень:
 обучающийся понимает, что
он гражданин РФ, но не
совсем отождествляет себя в
соответствии со своей
национальностью и местом
проживания, разделяет не все
духовно-нравственные
ценности, традиции, которые
выработало российское
общество,
 не всегда соблюдает права,
свободы и обязанности
гражданина РФ, понимает
опасность дискриминации
людей по социальным,
национальным, расовым и
религиозным признакам,
терроризму и т.д, но не всегда
следует этим правилам,
 понимает значение
исторического и культурного
наследия народов России и
российского общества для
страны и мира,
 понимает значение
11

уважительного отношения к
памяти предков, традициям,
праздникам, памятникам,
святыням и религиям народов
России,
 понимает значение
художественной культуры
народов России,
 частично развита
восприимчивость к разным
видам искусства, ориентация
на творческое
самовыражение, реализацию
своих творческих
способностей в искусстве, на
эстетическое обустройство
своего быта, в семье,
общественном пространстве,
 уважительно относится к
труду, результатам труда
(своего и других людей), к
трудовым достижениям своих
земляков, российского
народа,
 понимает важность выбора
сферы профессиональных
интересов, профессиональной
деятельности с учётом
личных жизненных планов,
потребностей семьи.
Низкий уровень:
 обучающийся не понимает
понятия «Гражданин РФ» и
связанных с этим понятием
духовно-нравственных
ценностей, традици», которые
выработало российское
общество,
 не знает и не соблюдает
права, свободы и обязанности
гражданина РФ, не понимает
отрицательного влияния на
общество дискриминации
людей по социальным,
национальным, расовым и
религиозным признакам,
терроризму и т.д,
 не понимает значение
исторического и культурного
наследия народов России и
российского общества,
12

 не понимает значения
художественной культуры
народов России для мирового
искусства, культурного
наследия,
 испытывает избранное
предпочтение к разным видам
искусства, участвует в
концертной деятельности для
реализации своих творческих
способностей в искусстве,
 уважительно относится
только к своему труду,
результатам своего труда,
 осознает необходимость
выбора профессиональной
деятельности с учётом
личных жизненных планов.
Педагогическое
3. Приобретение Соответствие Высокий уровень:
наблюдение,

участвует
в
различных
соответствующего принятым в
социально-значимых акциях практическая
этим нормам,
обществе
деятельность,
и мероприятиях на уровне
ценностям,
правилам,
города, учреждения, детского отзывы,
традициям
традициям.
материалы
объединения,
социокультурного
рефлексии
 умеет оценивать свое
опыта поведения,
физическое и
общения,
психологическое состояние,
понимает состояние других
межличностных и
людей с точки зрения
социальных
безопасности,
отношений,
 умеет сознательно управлять
применения
своим состоянием, легко
полученных
адаптируется в стрессовой
знаний:
ситуации и детско-взрослом
коллективе.
Средний уровень:
 периодически участвует в
различных социальнозначимых акциях и
мероприятиях на уровне
учреждения, детского
объединения,
 понимает свое физическое и
психологическое состояние,
 довольно быстро
адаптируется в различных
ситуациях и детско-взрослом
коллективе.
Низкий уровень:
 очень редко участвует в
различных социально13

значимых акциях и
мероприятиях на уровне
учреждения, детского
объединения,
 не умеет анализировать свое
физическое и
психологическое состояние,
 очень трудно адаптируется в
различных ситуациях и
детско-взрослом коллективе.
Диагностическая карта
ФИО
Показатели
Усвоение детьми
Формирование и
знаний норм,
развитие личностного
духовноотношения детей к этим
нравственных
нормам, ценностям,
ценностей, традиций
традициям

начало окончание начало года окончание
года
года
года

Приобретение
ИТОГО
соответствующего
этим нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного
опыта поведения,
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных знаний
начало окончание
года
года

Итоговый протокол
о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении
определенных в программе целевых ориентиров воспитания
Степень
Показатели
выраженности Усвоение детьми
Формирование и
Приобретение
ИТОГО
оцениваемого
знаний норм,
развитие
соответствующего
%
качества
духовноличностного
этим нормам,
нравственных
отношения детей к
ценностям,
ценностей,
этим нормам,
традициям
традиций
ценностям,
социокультурного
%
традициям
опыта поведения,
%
общения,
межличностных и
социальных
отношений,
применения
полученных знаний
%
14

начало
года

окончание начало
года
года

окончание начало
года
года

окончание
года

Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
Календарный план воспитательной работы
№
Название события,
Сроки
п/п
мероприятия
(месяц)

1 День программиста в
России
День Интернета России
Международный день
музыки
2 Акция «Коробка добра»
Акция «Открытка
ветерану»

Форма
проведения

Сентябрь 2023 Беседа
Октябрь 2023

Март-май 2024 Акция
Май 2024

3 День открытых дверей До 6.09.
«Мы вам рады» в
объединении
4 03.09.
3.09
День солидарности в
борьбе с терроризмом.
День памяти жертв
Беслана.
5 11.09.
11.09
Международный день
памяти жертв фашизма
6 28.10.
28.10.
День бабушек и дедушек
в России
7 04.11
4-14 ноября
День народного единства

День открытых
дверей

8 19.11
19.11
День М.В. Ломоносова
9 20.11.
20.11
Всемирный день ребенка
10 26.11.
22-28.11
День матери в России
11 9.12
9.12
Международный день
борьбы с коррупцией
12 10.12
10.12

Беседа

Практический результат и
информационный продукт,
иллюстрирующий успешное
достижение цели
события/мероприятия
Стремление к
самосовершенствованию и
профессионализму
Активное участие в жизни
СДДТ, помощь бездомным
животным и забота о
ветеранах ВОВ
Агитационная кампания,
запись новеньких, реклама

Пост в социальной Пост в группе ВКонтакте
сети ВКонакте

Пост в социальной Пост в группе ВКонтакте
сети ВКонакте
Изготовление
открыток

Оформление и изготовление
открыток

Фестиваль

Участие в фестивале «Дети
разных народов, мы мечтою о
мире живём»
Беседа «Великий Помор»

Пост в социальной ПОЗДРАВЛЕНИЕ в группе
сети ВКонакте
ВКонтакте
Изготовление
Открытки и подарки для
открыток
любимых мам
Беседа
Беседа «Коррупции скажем:
Нет!»
Беседа
15

Беседа «Права человека»

Единый урок «Права
человека»
13 12.12.
День конституции РФ
14 Новогодние праздники

12.12
1-9.01

15 27.01
День полного снятия
блокады Ленинграда
16 23.02.
День защитников
Отечества

27.01

17 08.03.
Международный
женский день

8.03

18 12.04.
День космонавтики
19 09.05.
День Победы
20 Организационное
родительское собрание

12.04

21

22

23

24

25

23.02

09.05
Сентябрь

Пост в социальной Пост в группе ВКонтакте
сети ВКонакте
Пост в социальной ПОЗДРАВЛЕНИЕ в группе
сети ВКонакте
ВКонтакте
Беседа
Беседа «День полного снятия
блокады Ленинграда»
Пост в социальной ПОЗДРАВЛЕНИЕ в группе
сети ВКонакте
ВКонтакте
Акция «Письмо солдату»
Подарки и открытки папам,
братьям и дедушкам
Пост в социальной ПОЗДРАВЛЕНИЕ в группе
сети ВКонакте
ВКонтакте
Подарки и открытки мамам,
сёстрам и бабушкам
Беседа
Беседа «Первый космонавт
Ю.А. Гагарин»
Акция
Акции «Открытка ветерану»
Родительское
собрание

Знакомство родителей с
целями и задачами обучения
по данной ДООП,
особенностями организации
учебного процесса, режимом
работы и учебным графиком
Индивидуальные
В течение
Индивидуальные Решение вопросов
консультации для
учебного года консультации
социального и
родителей
педагогического характера
Итоговое родительское Май
Родительское
Подведение итогов работы
собрание
собрание
объединения, знакомство с
результатами итоговой
аттестации обучающихся
Первичный инструктаж Сентябрь
Инструктаж
Повышение уровня
по ТБ, правилам
конструктивного поведения
пожарной безопасности,
обучающихся
поведению на дорогах,
поведению при угрозе
ЧС и теракта
Повторный инструктаж Январь
Инструктаж
Повышение уровня
по ТБ, правилам
конструктивного поведения
пожарной безопасности,
обучающихся
поведению на дорогах,
поведению при угрозе
ЧС и теракта
Проведение бесед о
Апрель
Беседа
Формирование социальной
здоровом образе жизни
компетентности

16

Возможность использования программы в других образовательных системах.
Программа реализуется на базе МБУ ДО «Соломбальский Дом детского творчества».
Программа может быть использована как дополнительная общеобразовательная
программа в учреждениях дополнительного образования.
Цель программы: способствовать развитию интеллектуальных, коммуникативных
творческих способностей ребенка через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
 изучение основных понятий, применяемых в исследовательской деятельности;
 изучение видах исследовательских работ;
 формирование представлений об основных этапах и методах исследований;
 знакомство с правилами оформления и формами представления исследовательских
работ;
 обучение самостоятельному проведению, оформлению, представлению и защите
исследовательских работы.
Развивающие:
 развитие исследовательского мышления обучающихся;
 развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности;
 развитие
способности
аналитически
мыслить,
сравнивать,
обобщать,
классифицировать изучаемый материал;
 развитие умения публичного выступления, ведения дискуссии;
 развитие умения ставить проблему;
 развитие умения формулировать тему и цель исследования;
 развитие ответственности за результаты собственной деятельности.
Воспитательные:
 способствовать формированию интереса к освоению опыта познавательной,
творческой, исследовательской деятельности;
 способствовать формированию у обучающихся понимания того, что
исследовательская деятельность необходимая составляющая любого обучения;
 способствовать созданию условий для социального и профессионального
самоопределения обучающихся.
 способствовать формированию интереса и уважения к научно-исследовательской
деятельности учёных-исследователей разных народов.
Принципы построения содержания программы:
Принцип доступности - возможность усвоения содержания учащимися в
соответствии с возрастом и уровнем предыдущих знаний. Обучение должно вестись от
легкого к трудному, объясняя материал, необходимо использовать простой и доступный
учащимся язык, варьировать темпы работы, учитывать связь доступности с
работоспособностью.
Принцип системности и последовательности - это принцип, предусматривающий
формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором
каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается
на предыдущее и готовит к освоению нового.

17

Принцип сознательности и активности - осознанное усвоение учащимися знаний в
процессе активной познавательной и практической деятельности. В процессе обучения
необходимо добиваться, чтобы учащиеся понимали цель и задачи настоящего этапа и
обучения в целом; вовлечение учащихся и возбуждения у них познавательного интереса;
поддержка оптимизма и уверенности в себе.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям
учащихся – соответствие содержания, форм и методов обучения возрастным этапам и
индивидуальным особенностям учащихся.
В процессе проведения занятий педагогом используются современные
образовательные и воспитательные педагогические технологии:
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр
цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения
информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение,
электронная почта, мультимедийные средства, Интернет и др.)»;
обучение в сотрудничестве – совместная развивающая деятельность, в группе,
команде, взаимозависимость и взаимопомощь членов группы; личная ответственность
каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
здоровьесберегающая технология – организация образовательного процесса
предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным
возможностям учащихся;
личностно-ориентированная технология (задания, позволяющие обеспечить
комфортные условия развития личности), направленная на формирование креативных,
коммуникативных, общекультурных компетенций;
система инновационной оценки «портфолио»: способ фиксирования, накопления и
оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Отличительные особенности и новизна программы.
Программа «Я-исследователь» имеет базовый уровень и базируется на следующих
идеях:
 программа учитывает возрастные особенности учащихся;
 программа включает новые области знаний, расширяющие кругозор;
 программа соответствует познавательным интересам и личностным запросам
учащихся;
 программа способствует реализации и развитию творческих способностей
учащихся, стимулирует их инициативу и самостоятельность в учебе, в умственном
и личностном развитии;
 программа качественно превосходит обычный школьный курс обучения, знакомый
учащимся;
 программа
позволяет
реализовать
актуальные
в
настоящее
время
компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
 программа создаёт условия для успешного освоения учениками основ
исследовательской деятельности.
 программа имеет большие возможности для повышения самообразовательной
деятельности школьников. Она существенно повлияет на научную организацию
труда школьников, научит структурно и лаконично представлять информацию,
18

четко и доказательно излагать свои мысли, окажет существенную помощь в
дальнейшем самоопределении старшеклассника.
Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе
используются методы и методические приемы, которые направлены на воспитание
подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно
мыслить, добывать и применять знания, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и
строить умозаключения, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко
планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю
группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Адресат программы – учащиеся 9-17 лет. Группы формируются по возрастам 9-11
лет (учащиеся начальной школы), 12-15 лет (учащиеся средней школы), 16-18 лет
(учащиеся старшей школы).
Набор и формирование групп производится без вступительных испытаний на
протяжении всего учебного года (при наличии свободных мест), специальная подготовка
не требуется, медицинское заключение не требуется. Запись на занятия идет через
Навигатор дополнительного образования Архангельской области.
Обучение осуществляется по сертификату финансирования (ПФДО). Минимальное
количество учащихся – 10, максимальное – 15 человек.
Характеристика учащихся 9-11 лет.
Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе
ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная
общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе
учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки,
но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и
применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. Новообразованием
младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний
план действий, рефлексия.
Учащиеся очень энергичны, у них большой самоконтроль, развиты физические
навыки, ловкость и сила оказывают огромное влияние на статус среди сверстников и на
собственное мнение о себе. У девочек резкий рывок в росте, у мальчиков период
замедленного роста.
В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их,
любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих
ребят также весьма ярко. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом
этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 9-10 лет
детям свойственно не задумываться о последствиях своих действий.
Характеристика учащихся 12-15 лет.
Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое
различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка
обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом
возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на
пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в
развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости,
развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических
чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к
19

самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и
профессиональных интересов.
Подросток характеризуется повышенной внушаемостью и конформизмом,
нуждается в психологической поддержке окружающих. Появляется «Мы» - концепция («мы
– свои, они – чужие»). Наблюдается подчеркнутое стремление к «норме», болезненные
переживания собственного несоответствия «возрастным стандартам» (интеллект,
физическая сила, рост, половое развитие и пр.). Желание быть «таким как все» и
одновременно отличаться от других («экзистенциальная дихотомия»).
Характеристика учащихся 15-17 лет.
Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего
внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является
будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте – учебнопрофессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как
мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший
школьный возраст – начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия
завершения полового развития.
Наблюдаются большие физические и эмоциональные изменения, завершается рост
скелета, увеличиваются различия среди детей (некоторые из них уже «повзрослели», а
некоторые только начинают), развивается мужское и женское поведение, завершается
формирование социальных установок.
Активно формируется собственное мировоззрение подростка как целостная
система взглядов, знаний, убеждений, жизненной философии. Наблюдается увлечение
псевдонаучными теориями, создание собственных «моделей» жизни, любви, политики;
максимализм суждений. Он рассуждает о «мировых» проблемах (смысл жизни, бессмертие,
будущее человечества и пр.). Осознание собственной уникальности может
порождать чувство одиночества.
Срок реализации программы: 1 год.
Объём программы: 1 год – 36 учебных недель, 72 академических часа в год.
Этапы реализации программы:
Программа включает в себя 3 модуля.
1 модуль – Введение в предмет. Предполагает проведение инструктажа для
учащихся, изучение особенностей организации занятий по программе «Яисследователь», основные темы и виды практических работ.
Реализуется с сентября по октябрь
2 модуль – Технология проектной деятельности. Включает в себя работу над
технологией проектной деятельности, поиск и обработку информации, обучение
публичному выступлению.
Реализуется с октября по февраль.
3 модуль – Исследование. Предполагает определение задач для достижения
поставленной цели, выдвижение гипотез, определение объекта и предмета поиска. Также
формулирование цели и задачи исследования, определение содержания, структуры, виды
исследования. Составление индивидуального рабочего плана исследования. Оформление
мультимедийной презентации. Участие в конкурсах, конференциях.
Реализуется с февраля по май.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 2 академических часа.
Формы организации образовательного процесса предполагают проведение
занятий коллективно.
20

Формы проведения занятий: игровые занятия, вводные занятия, практические
занятия, комбинированные занятия, тематические просмотры.
Форма обучения: очная.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 01.09.2023).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
4.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в
области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания») (2021 г.).
5.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
27.07.2022 № 629), (вступил в силу 1 марта 2023 г.).
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический
университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО
дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28);
8.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 22
9.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.).
10.
Регламент
независимой
оценки
качества
дополнительных
общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку
оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами»
11.
Устав МБУ ДО «СДДТ»
12.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
13.
Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.

21

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Название модуля

Всего часов

1
2
3

1 модуль. «Введение в предмет».
2 модуль. «Технология проектной деятельности».
3 модуль. «Я - исследователь».
Итого часов по программе (объём программы)

10
32
30
72

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.1
1.2

2.1
2.3
2.3
2.4
2.5

3.1
3.2
3.3
3.4

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/контроля
1 модуль «Введение в предмет»
Вводное занятие.
4
2
2
Игра-путешествие
Будем знакомы!
8
2
6
Тестирование
Введение в предмет
Итого:
10
4
6
2 модуль «Технология проектной деятельности»
Технология проектной
10
2
8
Макет проектной
деятельности
работы
Поиск и обработка
8
2
6
Защита доклада
информации
Играем в ученых.
6
1
5
Опрос-беседа
Азы публичного
6
2
4
Наблюдение
выступления
Итоговое занятие
2
0
2
Публичная защита
мини-проекта
Итого:
32
7
25
3 модуль «Я - исследователь»
Что такое
6
1
5
Наблюдение
исследование?
Работа над
12
6
6
Практическая работа
исследовательскими
работами
Мультимедийная
6
2
4
Создание
презентация
презентации
Научно-практические,
6
0
6
Выставка
научноисследовательских
исследовательские
работ
выставки, конференции,
конкурсы.
Итого:
30
10
20
Итого по программе
72
21
51
Название раздела

22

2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.1 Вводное занятие.
Инструктажи по охране труда, правилам дорожного движения, пожарной
безопасности, правилам поведения на занятиях.
Теория. Инструкции по охране труда. Инструкция по пожарной безопасности.
Инструкции по противодействию терроризму и действиям в экстренных ситуациях для
учащихся, Инструкции по безопасности юных участников дорожного движения.
1.2 Будем знакомы! Введение в предмет.
Знакомство с детьми. Форма – игра-путешествие.
Теория. Основные термины и понятия. Особенности организации занятий по
программе «Я-исследователь», основные темы и виды практических работ. Беседа.
Практика. Просмотр исследовательских работ.
2.1 Технология проектной деятельности.
Теория. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать
материал? Предположение. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации.
Интересные люди - твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет.
Практика. Играем в предположения. Тренинг на развитие умения видеть проблему.
Упражнения на выдвижение гипотез. Упражнения на формулирование цели, задач
исследования. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования.
Определение продукта проекта.
2.2 Поиск и обработка информации.
Теория. Понятия: источник, литература. Выбор нужной информации.
Практика. Работа с энциклопедиями. Подготовка доклада «В мире животных».
2.3 Играем в ученых.
Теория. Играем в ученых «Мобильные телефоны». Играем в Ученых «Поилка для
цветов». Играем в ученых «Получение электричества с помощью волос». Играем в ученых.
Окрашивание цветка в разные цвета».
Практика. Самостоятельная работа по выбранной теме.
2.4 Азы публичного выступления.
Теория. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение.
Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией». Подготовка
ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Практика. Упражнения на постановку голоса. Подготовка выступления.
Тестирование на умение контролировать себя во время выступлений перед аудиторией.
2.5 Итоговое занятие.
Публичная защита мини-проекта.
3.1 Что такое исследование?
Теория. Что представляет собою исследование. Постановка вопроса. Вопрос. Виды
вопросов. Актуальность темы, или как выбрать тему исследования?
Практика. Выбор темы исследования.
3.2 Работа над исследовательскими работами.
Теория. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение
гипотез. Определение объекта и предмета поиска. Формулирование цели и задачи
исследования. Определение содержания, структуры, виды исследования. Составление
индивидуального рабочего плана исследования. Методы исследования. Составление плана
23

беседы и подготовка вопросов для интервью с учениками, учителями, родителями в
соответствии с поставленными исследовательскими задачами. Теоретическая и
практическая значимость работы. Как сделать вывод? Как оформить работу?
Практика. Написание исследовательской работы.
3.3 Мультимедийная презентация.
Теория. Правила подготовки презентации в программе Power Point. Подготовка
презентации исследования. Требования к презентации. Подбор материалов для составления
презентаций. Создание слайдов. Подбор и вставка готового текста. Подбор и вставка
иллюстративного материала. Представление и защита исследовательской работы с
помощью презентации.
Практика. Подготовка презентации исследования.
3.4 Научно-практические, научно-исследовательские выставки, конференции,
конкурсы.
Участие
в
научно-практических,
научно-исследовательских
выставках,
конференциях, конкурсах.

24

2.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
№ Год
обучения
1 1 год
обучения
(базовый
уровень)

Учащиеся будут
знать
- основы
исследовательской
деятельности;
- этапы работы с
исследовательской
работой;
- структуру и
правила оформления
исследовательской
работы.

Учащиеся будут
уметь
- формулировать
тему
исследовательской
работы, доказывать
её актуальность;
- составлять
индивидуальный
план учебноисследовательской
работы;
- выделять объект и
предмет учебноисследовательской
работы;
- определять цель и
задачи учебноисследовательской
работы;
- формулировать
гипотезу учебноисследовательской
работы;
- работать с
различными
источниками
информации;
- оформлять
теоретические и
экспериментальные
результаты учебноисследовательской
работы;
- осваивать способы
представления
материала, защищать
его.

25

Формы проверки
Тестирование,
анализ, написание
исследовательской
работы, создание
презентации по
исследовательской
работе, защита
исследовательской
работы

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. Календарный учебный график
№

Месяц
Неделя

Часы

1

Сентябрь
2 неделя

2

2

3 неделя

2

3

4 неделя

2

4

Октябрь
5 неделя

2

5

6 неделя

2

6

7 неделя

2

7

8 неделя

2

8

9 неделя

2

9

Ноябрь
10
неделя

2

10

11
неделя

2

11

12
неделя
13
неделя

2

12

2

Форма
занятия

Тема занятия

Модуль «Введение в предмет»
Инструктажи по охране труда, Теоретическое
правилам дорожного движения, занятие
пожарной безопасности, правилам
поведения на занятиях
Инструкции по охране труда.
Беседа
Инструкция по пожарной
безопасности. Инструкции по
противодействию терроризму и
действиям в экстренных ситуациях
для учащихся, Инструкции по
безопасности юных участников
дорожного движения
Основные термины и понятия
Практическое
занятие
Особенности организации
Практическое
занятий по программе «Язанятие
исследователь»
Основные темы и виды
Практическое
практических работ
занятие
Модуль «Технология проектной деятельности»
О чем я больше всего хочу
Теоретическое
рассказать. Выбор темы проекта
занятие
Как собирать материал?
Практическое
занятие

Форма
контроля/
аттестации
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа

Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Беседа

Наблюдение
Беседа
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Цель проекта. Задача проекта.
Практическое Наблюдение,
занятие
беседа,
самостоятельная
работа
Выбор нужной информации.
Практическое Наблюдение,
Интересные люди - твои
занятие
беседа,
помощники
самостоятельная
работа
Продукт проекта. Виды продукта. Практическое Наблюдение,
Макет
занятие
беседа,
самостоятельная
работа
Понятия: источник, литература
Теоретическое Наблюдение
занятие
Беседа
Выбор нужной информации
Практическое Наблюдение,
занятие
беседа,
26

13

Декабрь
14
неделя

2

14

15
неделя

2

15

16
неделя
17
неделя

2

17

Январь
19
неделя

2

18

20
неделя
21
неделя

2

20

Февраль
22
неделя

2

21

23
неделя

2

22

24
неделя
25
неделя

2

24

Март
26
неделя

2

25

27
неделя

2

26

28
неделя

2

27

29
неделя

2

16

19

23

2

2

2

самостоятельная
работа
Работа с энциклопедиями
Практическое Наблюдение,
занятие
беседа,
самостоятельная
работа
Подготовка доклада
Практическое Наблюдение,
занятие
беседа,
самостоятельная
работа
Играем в ученых «Мобильные
Теоретическое Наблюдение
телефоны».
занятие
Беседа
Играем в Ученых «Поилка для
Практическое Наблюдение,
цветов». Играем в ученых
занятие
беседа,
«Получение электричества с
самостоятельная
помощью волос».
работа
Играем в ученых. Окрашивание Практическое Наблюдение,
цветка
в
разные
цвета». занятие
беседа,
Самостоятельная
работа
по
самостоятельная
выбранной теме
работа
Визитка. Как правильно составить Теоретическое Наблюдение
визитку к проекту
занятие
Беседа
Мини-сообщение. Семиминутное
Практическое Наблюдение,
выступление. Выступление перед
занятие
беседа,
знакомой аудиторией»
самостоятельная
работа
Подготовка
ответов
на Практическое Наблюдение,
предполагаемые вопросы «из зала» занятие
беседа,
по теме проекта
самостоятельная
работа
Публичная защита мини-проекта
Практическое Самостоятельная
занятие
работа, анализ
Модуль «Я – исследователь»
Что представляет собою
Теоретическое Наблюдение
исследование
занятие
Беседа
Постановка вопроса. Вопрос. Виды Практическое Наблюдение,
вопросов
занятие
беседа,
самостоятельная
работа
Актуальность темы, или как
Практическое Наблюдение,
выбрать тему исследования?
занятие
беседа,
самостоятельная
работа
Определение задач для
Теоретическое Наблюдение
достижения поставленной цели.
занятие
Беседа
Выдвижение гипотез
Определение объекта и предмета
Теоретическое Наблюдение
поиска. Формулирование цели и
занятие
Беседа
задачи исследования
Определение содержания,
Теоретическое Наблюдение
структуры, виды
занятие
27

исследования. Составление
индивидуального рабочего плана
исследования
Методы исследования.
Составление плана беседы и
подготовка вопросов для интервью
с учениками, учителями,
родителями в соответствии с
поставленными
исследовательскими задачами
Теоретическая и практическая
значимость работы. Как сделать
вывод? Как оформить работу?

28

Апрель
30
неделя

2

29

31
неделя

2

30

32
неделя

2

Написание исследовательской
работы

31

33
неделя

2

32

34
неделя

2

33

Май
35
неделя

2

Правила подготовки презентации в
программе Power Point.
Подготовка презентации
исследования. Требования к
презентации
Подбор материалов для
составления презентаций.
Создание слайдов. Подбор и
вставка готового текста. Подбор и
вставка иллюстративного
материала
Представление и защита
исследовательской работы с
помощью презентации

34

36
неделя

2

35

37
неделя

2

36

38
неделя

2

Участие в научно-практических,
научно-исследовательских
выставках, конференциях,
конкурсах
Участие в научно-практических,
научно-исследовательских
выставках, конференциях,
конкурсах
Участие в научно-практических,
научно-исследовательских
выставках, конференциях,
конкурсах

28

Беседа
Практическое
занятие

Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа

Практическое
занятие

Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Практическое Наблюдение,
занятие
беседа,
самостоятельная
работа
Теоретическое Наблюдение
занятие
Беседа

Практическое
занятие

Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа

Практическое
занятие
Практическое
занятие

Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа, анализ

Практическое
занятие

Самостоятельная
работа, анализ

Практическое
занятие

Самостоятельная
работа, анализ

3.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся по программе «Я - исследователь» проводится в учебном году
2 раза.
Сроки проведения аттестации – февраль, май.
Формы проведения аттестации: защита мини-проекта, Представление
исследовательской работе на конкурсах, конференциях.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно
было определить:
 насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой;
 полнота выполнения программы;
 обоснованность перевода учащегося на следующий этап, год или уровень обучения.
Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных
результатов освоения программы за год, сводятся в Сводном протоколе промежуточной
аттестации.
Система оценивания – безотметочная.
Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося
 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана
программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям.
 Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность
использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося
 Практические
умения
и
навыки,
предусмотренные
дополнительной
общеразвивающей программой (по основным разделам учебно-тематического
плана) соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям.
 Владение специальным оборудованием и оснащением - отсутствие затруднений в
использование специального оборудования и оснащения.
 Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий.
На основе данных показателей
материалы (КИМ) на 1 год обучения.

разработаны

контрольно-измерительные

Ещё одним показателем успешности овладения программного материала является
участие в конкурсной деятельности. Результаты фиксируются в протоколе отслеживания
результатов конкурсной деятельности ГИС АО «Навигатор».
Система текущего контроля
Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждой
изученной теме.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся,
уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им
образовательных технологий и др. и заносится в учебно-тематический план деятельности
творческого объединения, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу,
календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию.
Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания
программного материала.
29

Вид контроля

Текущий

Сроки проведения
контрольных мероприятий
Перед изучением
программы
На каждом занятии

Итоговый

В конце года

Входящий

30

Формы контроля
Наблюдение, беседа.
Наблюдение, просмотр съемочного
материала, анализ упражнений,
мультзарисовок, мультфильмов.
Тестовые задания, создание
мультимедийного продукта

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год
Теоретические знания

В

Н

Теоретические
знания

Владение
специальной
терминологией

Н

Н

С

В

Практические
умения и навыки

Н

С

В

Н

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

С

Творческие
навыки

В

С

В

Н

С

В

31

Н

С

В

Н

С

Н

С

В

Результаты промежуточной
аттестации за год

№
группы
С

В

В

Переведён на
следующий год
обучения
Полностью
освоил программу

С

Повторно
аттестован

ФИО

Творческие навыки

№ группы
Н

№
п/п

Владение специальным
оборудованием и
оснащением

Не аттестован

ФИО

Практические умения
и навыки

Аттестован

№
п/п

Владение специальной
терминологией

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся программы «Я - исследователь»
Года
Количество Количество
обучения учащихся
учащихся
по годам
прошедших
обучения
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию
повторно

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу
(выпускники)

1 г.о.
2 г.о.
3 г.о.

Протокол отслеживания конкурсной деятельности учащихся программы «Я - исследователь»
№
п/п

Фамилия Имя
учащегося

Год
обучения

Название конкурса

Уровень

1
2
3
4
5

32

Название
мультимедийного
продукта

Результат

3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень теоретических и практических заданий для аттестации учащихся.
Год
Уровень
обучения
1
базовый

Промежуточная аттестация учащихся по итогам года
Теория
Практика
- Как правильно
- Написание проекта.
формулировать цель?
- Создание презентации.
- Какая должна быть цель? - Работа с информацией.
- Определение задач.
- Подготовка доклада.
- Основы выдвижения
- Упражнение на постановку
гипотезы.
голоса, подготовка
- Как правильно составить
выступления
визитку к проекту?
- Как правильно поставить
вопрос?
- Перечислите требования к
презентации Power Point.

33

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения программы
«Я - исследователь»
1 года обучения (базовый уровень)
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Показатели/
критерии
1.1 Теоретические знания (по
основным разделам учебнотематического плана программы)
соответствие теоретических знаний
программным требованиям

1.2 Владение специальной
терминологией/
осмысленность и правильность
использования специальной
терминологией.

Уровни освоения программы.
Низкий
Средний
(Н)
(С)
1. Теоретическая подготовка учащегося
- Слабо знает правила
- Знает правила техники
техники безопасности при
безопасности при работе с
работе с оборудованием;
оборудованием, но не всегда
- не имеет представление о
применяет их;
технологии проектной
- имеет представление о
деятельности;
технологии проектной
- не разбирается в основах
деятельности;
исследовательской
- неплохо разбирается в
деятельности, изучаемых на
основах исследовательской
первом году обучения, или
деятельности, изучаемых на
допускает грубые ошибки.
первом году обучения, может
допускать ошибки.
Не знает специальных
исследовательских, научных
терминов 1 года обучения, в
речи их не употребляет,
педагога не понимает

2. Практическая подготовка учащегося
- Может искать информацию,
2.1 Практические умения и
знает структуру
навыки, предусмотренные
исследовательской работы,
программой (по основным
но требуется помощь

34

Высокий
(В)
- Знает правила техники
безопасности при работе с
оборудованием;
- может рассказать о
технологии проектной
деятельности;
- хорошо и без ошибок
разбирается в основах
исследовательской
деятельности, изучаемых на
первом году обучения.

Знает исследовательские,
научные термины 1 года
обучения, при употреблении
сочетает специальную
терминологию с бытовой,
педагога понимает

Специальные
исследовательские, научные
термины 1 года обучения
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием

- Может самостоятельно
искать информацию, знает
структуру исследовательской
работы, но работы не всегда

- Качественно ищет
информацию, знает
структуру исследовательской
работы;

разделам учебно-тематического
плана программы/
соответствие практических умений и
навыков программным требованиям

2.2 Владение специальным
оборудованием и оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

педагога;
- работает по готовому
сценарию с помощью
педагога;
- слабо получается искать
информацию и писать
исследовательскую работу в
соответствии с
требованиями;
- не умеет работать
коллективно и малыми
группами, требует к себе
много внимания.
Ребёнок испытывает серьёзные
затруднения при работе с
проектами

качественные;
- может неплохо работать по
готовому сценарию;
- получается искать
информацию и писать
исследовательскую работу в
соответствии с
требованиями;
- умеет работать
коллективно и малыми
группами.

- хорошо и самостоятельно
работает по готовому
сценарию;
- хорошо ищет информацию
и пишет исследовательскую
работу в соответствии с
требованиями;
- умеет работать
коллективно и малыми
группами. Часто становится
лидером в группе.

Ребёнок работает с проектом с
помощью педагога.

Работает над проектом
самостоятельно, почти не
испытывает затруднений.

Не может выполнить
простейшие практические
задания педагога.

Самостоятельно выполняет
практические задания на основе
образца.

Осуществляет достаточный
творческий подход в
выполнении практических
заданий.

35

3.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы обучения.
За период изучения данного курса, учащиеся формируют личную папку достижений
– портфолио, в которой появятся исследовательские работы, презентации. Большая часть
времени отводится на выполнение исследовательских проектов. Завершается каждый
проект презентацией и анализом работы.
Формы организации образовательного процесса.
1) Познавательная – анализ информационного материала; работа с научно-популярной
литературой, справочным и энциклопедическим материалом; работа в сети Интернет.
2) Игровая – интерактивная интеллектуальная игра; мини-конференция.
Формы организации учебного занятия
 лекция-беседа;
 практическое занятие;
 мини-конференция по защите исследовательских работ.
Педагогические технологии
Учебно-исследовательская деятельность сегодня рассматривается как эффективный и
перспективный метод обучения. Исследования, выполненные как в рамках изучения
предмета, так и вне учебной деятельности, расширяют пространство учебника,
актуализируют имеющиеся у обучающихся знания, повышают уровень усвоения знаний и
компетенций. Цифровые образовательные ресурсы и электронные образовательные ресурсы,
являющиеся основой информационных и коммуникационных технологий, также широко
востребованы учителями.
В качестве технологий обучения по данной программе используются следующие
технологии:
 развивающее обучение;
 проектные методы обучения;
 информационно-коммуникационные технологии;
 исследовательские методы обучения;
 игровые технологии.
Алгоритм учебного занятия.
Проведение занятия рассматривается как особое направление дополнительного
образования, тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие
исследовательской, творческой активности учащихся, а также на углубление и закрепление
имеющихся у них знаний, умений и навыков по школьным предметам.
Дидактические материалы:
 учебно-методическая литература;
 дидактические материалы (рабочие листы, тесты);
 контрольный блок (описание критериев и показателей качества образовательного
процесса, мониторинга образовательного процесса и диагностических методик);
 инструкции по технике безопасности;
 глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на
русский язык);
 справочно-информационные материалы по организации исследовательской
деятельности;
 презентации по организации исследовательской деятельности обучающихся.
36

3.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебный кабинет, соответствующий СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 с
необходимой мебелью: ученические столы, стулья, стеллажи, шкафы для хранения
оборудования и УМК.
Материально-техническое оснащение программы:
 экран или интерактивная доска;
 проектор,
 ноутбук или ПК,
 сканер,
 принтер;
 канцелярские принадлежности.
Программное обеспечение:
 Программа для создания презентаций Power Point
 Программа для создания и редактирования документов Microsoft Office Word
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий
Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.).

37

3.6. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ:
Нормативно-правовое обоснование программы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу 01.09.2023).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
4.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые программы в
области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральный центр организационнометодического обеспечения физического воспитания») (2021 г.).
5.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
27.07.2022 № 629), (вступил в силу 1 марта 2023 г.).
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический
университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО
дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28);
8.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 22
9.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» (приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г.).
10.
Регламент
независимой
оценки
качества
дополнительных
общеобразовательных программ на соответствие Требованиям к условиям и порядку
оказания государственной (муниципальной) услуги «реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами»
11.
Устав МБУ ДО «СДДТ»
12.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
13.
Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.
Информационные ресурсы для педагога:
1. Дыбина, О.Б. Ребенок и окружающий мир [Текст]/ О.Б. Дыбина. – М.: Мозаика-

Синтез, 2010;
2. 14.Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению: Учебное пособие [Текст]/ А.И. Савенков. – М.: «Ось – 89», 2006;

38

3. Григорьев, Д.В., Степанов П.В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная

4.

5.
6.
7.
8.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

деятельность школьников: Методический конструктор [Текст]/ Д.В. Григорьев, П.В.
Степанов. – Москва: «Просвещение», 2019;
Полат, Е.С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования [Текст] / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров;
Под редакцией Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 2021;
Савенков, А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. Одаренный
ребенок [Текст]/ А.И. Савенков. – 2003, №2;
Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников [Текст]/ А.И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2003;
Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения [Текст]/ Савенков А.И. –
М.: Академия, 2005;
Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в
современно школе[Текст]/ Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 2020. – 320 с.
Информационные ресурсы для учащихся и родителей:
Аникин, В. П. Долгий век пословицы: Русские пословицы и поговорки
[Текст]/Аникин В.П. – М., 2018;
Вартаньян, Э. А. Из жизни слов [Текст]/ Э. А. Вартаньян. – М.: Дет. лит, 2019;
Вартаньян, Э. А. Путешествие в слово: кн. для учащихся ст. классов [Текст]/ Э. А.
Вартаньян. – М.: Просвещение, 1982;
Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст]/ В. Е. Гольдин. – М.: Просвещение, 1983;
Иванова, В.А. Занимательно о русском языке [Текст]/ В. А. Иванова, З. А. Потиха,
Д. Э. Розенталь. – СПб.: Просвещение. Санкт-Петербург. отд-ние, 1995;
Львова, С. И. «Позвольте пригласить вас …» или Речевой этикет [Текст]/ С. И.
Львова. – М.: Дрофа, 2006;
Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет [Текст]/ Н. И.
Формановская. – М.: ИКАР, 2005;
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]/ Н.
Ю. Пахомова. – М.: Аркти, 2020.

Интернет-ресурсы
1. Интернет-ресурс [Электронный ресурс] /Режим доступа: www.wikipedia.org;
2. Журнал «Исследовательская деятельность школьников» [Электронный ресурс]/
Режим доступа: http://www.irsh.redu/ru ; http://www.researcher/ru
3. XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ
учащихся «Старт в науке» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://schoolscience.ru/
4. Конкурсы для школьников на 2022-2023 учебный год [Электронный ресурс]/ Режим
доступа: http://pedakademy.ru/?page_id=119
5. Конкурсы проектных и исследовательских работ [Электронный ресурс]/ Режим
доступа:
https://www.prodlenka.org/konkursi-dlja-shkolnikov/categoriya-proekty-iissledovanija

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».