ВВЕДЕНИЕ Программа воспитания муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования городского округа «Город Архангельск» «Соломбальский Дом детского творчества» (далее – Дом творчества) создана в соответствии с «Методическими рекомендациями «О разработке программы воспитания»1. Программа воспитания Дома творчества опирается на положения Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее – Концепция) и Программы развития воспитания детей и молодежи в системе образования Архангельской области на 2021 –2025 годы (далее – Региональная программа). В Концепции поставлены задачи организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности, расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного и природного наследия народов России. В Региональной программе заложена идея приоритетности достижения эффективности воспитания на всех уровнях образования в современных условиях общественного развития с учетом новых вызовов времени. Методологической основой Региональной программы является ряд подходов, среди которых ключевые системно - деятельностный, аксиологический, личностноориентированный, возрастно-психологический, компетентностный. Ориентация на данные подходы предполагает воспитание обучающихся на основе реализации следующих основных принципов: системности, гуманистической направленности воспитания, педагогической поддержки индивидуального и личностного развития и саморазвития обучающихся, природосообразности воспитания, культуросообразности воспитания, коллективности и диалогичности воспитания, социально-педагогического взаимодействия, партнерства, адаптивности, гражданского и нравственного примера педагога, межведомственного диалога. Программа ориентирована на воспитание учащихся, которое одновременно выступает чрезвычайно важным условием сохранения как самой личности, так и всего человечества. Воспитание в учреждении дополнительном образовании обладает рядом особенностей. Во- первых, в этом виде образования воспитание основывается на искреннем согласии детей и подростков сотрудничать с педагогом. Нельзя заставить детей посещать занятия, участвовать в общих делах, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам2. Дополнительное образование позволяет ребенку максимально реализовать себя и самоопределиться профессионально и личностно. Очень важно, что дети самостоятельно и ответственно выстраивают свой путь образования и развития и активны в этом процессе3. Результаты обучения в дополнительном образовании доступны, привлекательны, реальны, что позитивно сказывается на развитии личности ребенка, стимулирует его творчество и усиливает воспитательный эффект4. 1. Методические рекомендации «О разработке программы воспитания» // http://form.instrao.ru/ Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие / В.П. Голованов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с. 3 Рожков М.И. Воспитание свободного человека как целевая функция дополнительного образования / М.И. Рожков // Методист. – 2020. - № 6. – С. 2-5. 4 Селиванова Н.Л. Воспитание в системе образования: от проблем настоящего к контурам будущего/ Н.Л. Селиванова // Третий выпуск специализированного издания «Среднее образование в России» (приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России»). – 2014. – С. 76-99. 2 1 Таким образом, субъект – субъектное взаимодействие и продуктивное сотрудничество педагога с детьми, их стремление к активному творческосозидательному освоению мира во взаимодействии с социумом, позволяет успешно реализовывать педагогический процесс в органичном и неразрывном единстве всех его составляющих, в том числе воспитания. Следовательно, в организациях дополнительного образования нет какого-то «особого» воспитания, а программа воспитания и план воспитательной работы фиксируют реальный процесс качественной работы педагога с детским объединением. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Воспитание – это управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий. Воспитательная деятельность – это профессиональная деятельность педагога, направленная на развитие личности ребенка. Воспитательный потенциал – это совокупность имеющихся возможностей в области воспитания. Воспитательным потенциалом обладают различные виды совместной деятельности детей и взрослых, формы их взаимодействия, объекты окружающей их среды, объединения, в которые они входят и т.п. Воспитательный процесс – это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателей и воспитанников, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в общении, познании, самореализации и т.п. Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания. Гуманистическое воспитание – это воспитание, в основе которого лежит гуманистическое мировоззрение, а выбор педагогических целей и педагогических средств определяется в первую очередь ценностью человека как главной ценностью гуманизма. По своим целям – это гуманистически ориентирующее воспитание, то есть ориентирующее ребенка на гуманистические ценности. По своим средствам – это гуманистически ориентированное воспитание, то есть ориентированное на ребенка как базовую для воспитателяценность. Детское объединение – это группа детей, объединенных устойчивыми личными контактами друг с другом и участием в той или иной совместной деятельности. Детское общественное объединение – это добровольное детское объединение, предоставляющее его членам возможности для самореализации в различных видах деятельности преимущественно социально значимой направленности. Детская общественная организация – это разновидность детского общественного объединения, иерархически структурированное, четко обозначающее свои цели, имеющее фиксированное членство, определяющее права и обязанности его участников, закрепленные в соответствующих документах организации. Детско-взрослая общность – это объединение детей и взрослых на основе переживаемого ими чувства принадлежности к общему кругу и взаимной симпатии. Детско- взрослая общность – не то же самое, что и детское объединение, школьный класс или детская организация. По крайней мере, эти объединения не всегда являются общностями. Самым важным для общности является переживаемое его членом состояние, ощущение, чувство – чувство общности: с другим человеком или группой людей (со своими родителями, педагогом, тренером, одноклассниками и т.п.). Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней. Календарный план воспитательной работы - разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему 2 учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности. Качество воспитания – это мера достижения цели и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества. Ключевые дела – это главные общешкольные дела, через которые осуществляется попытка интеграции воспитательных усилий и целостного воздействия на коллектив и личность школьника. Как отмечал В.А. Караковский, который ввел это понятие в теорию и практику воспитания, в этих комплексных делах по-разному участвуют все ученики школы, все учителя, родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах взрослые и дети выступают вместе, как равноправные партнеры, что создает атмосферу общей уверенности и ответственности. Коллектив – сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Сделанный в данном определении акцент на двойственной природе коллектива (и как организации, и как общности) чрезвычайно важен. Это означает, что для настоящего коллектива характерно: 1) органичное сочетание его формальной структуры и структуры неформальной; 2) сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом, и норм, и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом; 3) гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений его членов. Личность – это человек, включенный в жизнь человеческого общества, самостоятельно определяющий и реализующий в деятельности свою позицию по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Понятие «личность» отражает социальное бытие человека. Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы. Педагогическая ситуация – это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение. Примерная программа воспитания образовательной организации - учебнометодический документ, определяющий рекомендуемые цель и задачи воспитания, основные способы их достижения в различных сферах совместной деятельности педагогов и обучающихся, а также направления самоанализа воспитательной работы. Рабочая программа воспитания образовательной организации - комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с примерной программой воспитания. Развитие личности – процесс качественных изменений, происходящих в личности человека под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов. Близким по смыслу понятию «развитие» является понятие «формирование» – то есть развитие личности человека, ориентированное на существующие в культуре данного общества те или иные конкретные формы, образцы, идеалы. Развитие личности ребенка происходит в процессе его стихийной социализации, воспитания и саморазвития. Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания. Результаты воспитания всегда связаны с его целью: цель – это планируемый, воображаемый, 3 ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Результаты воспитания сложно поддаются фиксации и носят вероятностный характер. Соотношение цели и результатов воспитания позволяет сделать вывод о качестве воспитания. Саморазвитие личности – это процесс осознанного и самостоятельного развития человеком себя как личности, конструирования своей индивидуальной картины мира, выработки собственной позиции по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Саморазвитие включает в себя процессы самопознания, самоопределения и самореализации. Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных отношений в детской среде и задающий реальные возможности для личностного самоопределения детей. Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов иформ деятельности. Социализация – это процесс освоения человеком социальных норм, включения в систему социальных отношений и складывания на этой основе его картины мира. Социализация может быть стихийной, а может быть управляемой (управляемую социализацию принято называть воспитанием). Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (ролевая игра, игра по станциям, беседа или дискуссия, поход) Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности. Ценность – это значимость для людей тех или иных объектов и явлений. В основе воспитания всегда лежат те или иные ценности, на которые взрослый старается ориентировать детей (Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Культура, Труд). Систему устремлений личности, выражающуюся в предпочтении определенных ценностей и построение на их основе способов поведения, обычно называют ценностными ориентациями. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ДОМЕ ТВОРЧЕСТВА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ Соломбальский Дом детского творчества открыл свои двери в январе 1952 года как Дом пионеров Соломбальского района г. Архангельска. С 1 августа 1991 года Дом пионеров переименован в «Дом творчества детей и юношества». С января 2012 года в Соломбальский Дом детского творчества. За всю свою историю не раз менял он своё имя, но неизменным было одно: любовь к детям. С 23 мая 1974 года в Доме пионеров начал работу Музей истории пионерской организации Соломбальского района – первый музей, созданный на базе образовательного учреждения города. На сегодняшний день это единственный музей в городе Архангельске такой направленности. Сегодня в учреждении реализуются программы шести направленностей: технической, естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и социально-гуманитарной. В коллективах Дома творчества, учащиеся могут заниматься техническим и художественным творчеством, приобрести опыт участия в походах и экспедициях, приобщиться к миру живой природы, укреплять здоровье, заниматься спортом, развивать лидерские качества. Двери Дома творчества открыты для всех детей: талантливых, с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в сложной жизненной ситуации. 4 В Доме творчества работают квалифицированные педагоги, любящие своё дело и детей, постоянно повышающие свой профессиональный уровень. Педагоги делятся своим опытом и знаниями с детьми, обучая их умению творить, созидать, помогая ребятам реализовать себя, раскрыть свой талант, свои возможности и именно поэтому учащиеся Соломбальского Дома детского творчества – неоднократные призёры городских, областных, всероссийских и международных конкурсов, смотров, турниров и соревнований. Доброжелательная атмосфера, царящая в творческих коллективах, помогает девчонкам и мальчишкам не только овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, но учит их общению, толерантности, понимать и принимать друг друга такими, какие мы есть. Дом творчества не отстаёт от жизни, развивается и движется вперёд. С 2011 года – это Городской ресурсный центр по воспитанию и дополнительному образованию системы образования города Архангельска. С 2022 года - муниципальный координатор по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма и пропаганде безопасного дорожного движения. С октября 2022 года – координатор муниципального детского объединения «Ассоциация школьных СМИ». За прошедшие годы многое изменилось в Соломбальском Доме детского творчества, но одно остаётся неизменным – это большой, надёжный, тёплый Дом, где есть работа и отдых, праздники и будни, и, самое главное, – добрые традиции. Традиционно в конце ноября проводится праздник, посвящённый Международному Дню матери, который содействует укреплению взаимопонимания между родителями и детьми. В рамках праздника проходят конкурсы поделок и рисунков, в них принимают участие семьи учащихся творческих объединений Дома творчества и Соломбальского территориального округа. На протяжении многих лет МБУ ДО «СДДТ» организует и проводит Декаду инвалидов. В рамках декады проходят окружная выставка детского прикладного творчества "Умелые руки не знают скуки", благотворительные акции, концертные выступления, различные конкурсные программы и занятия. В преддверии зимних каникул в МБУ ДО «СДДТ» проводят новогодние развлекательные программы для дошкольников и учащихся 1-5 классов ОО Архангельска. В конце учебного года по традиции подводятся итоги работы творческих объединений Дома творчества на тематическом отчётном концерте, выставке рисунков и декоративного творчества. Зрителями таких концертов выступают родители, учащиеся МБУ ДО «СДДТ» и жители города. Одним из направлений работы Дома творчества является организация летнего отдыха учащихся ОО г. Архангельска. 12 лагерей с дневным пребыванием детей открывают свои двери 1 июня на базах школ города и самого Дома творчества. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся: • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то 5 есть в развитии их социально значимых отношений); • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: - реализовывать воспитательные возможности занятий по дополнительной общеразвивающей программе, использовать на занятиях интерактивные форм освоения практикоориентированной, личностно значимой деятельности; - реализовать воспитательные возможности ключевых событий, мероприятий МБУ ДО «СДДТ», поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения; - инициировать и поддерживать ученическое самоуправление как на уровне учреждения, так и на уровне творческих объединений; - поддерживать деятельность детских общественных объединений и организаций; - инициировать и поддерживать развитие социальной активности учащихся, вовлекать их в общественно-значимую деятельность; - организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития детей; - сформировать чувство сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины средствами музейного дела. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ Планируемые результаты выступают ориентирами для педагогических работников в их воспитательной деятельности. Достижение планируемых результатов обучающимися зависит от длительности, объема, конкретного содержания получаемого дополнительного образования, а также от комплексного воспитательного действия различных социальных институтов. Планируемые результаты: • создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и прежде всего, ценностных отношений: - к семье как к главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; • создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел, направленных на пользу МБУ ДО «СДДТ», родному городу, для приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках 6 направлений его организации, что представлено в соответствующем модуле и отражено в таблице 1. Таблица 1 Модуль Задачи воспитания Направление воспитания Занятия по Реализовать «Воспитываем и познаем»: дополнительной описание видов и форм воспитательные возможности общеразвивающей деятельности воспитания на занятий по дополнительной программе занятиях, поддержки детского общеразвивающей самоуправления, знакомства с программе, использовать на профессиями занятиях интерактивные формы освоения практикоориентированной, личностно значимой деятельности. Инициировать и поддерживать самоуправление обучающихся – как на уровне объединения, так и на уровне МБУ ДО СДДТ. Организовать профориентационную работу с обучающимися. Воспитательные Реализовывать «Воспитываем, создавая и мероприятияобъединения, сохраняя традиции»: воспитательные возможности структурного Описание видов и форм мероприятий объединения и подразделения, всей планирования, подготовки МБУ ДО СДДТ, организации организации, проведения поддерживать традиции их традиционных мероприятий коллективного планирования, объединения, отдела, организации, проведения. погружения в профессию и Организовывать участие участия в других мероприятиях. обучающихся в соревнованиях, фестивалях, выставках, конкурсах, конференциях и реализовывать их воспитательный потенциал. Организовывать профессиональную работу с обучающимися. Добровольческая и Поддерживать «Воспитываем социальную общественно значимая активность»: описание видов деятельность детских деятельность, участие в и форм участия в детских общественных объединений детских общественных общественных объединениях и и организаций объединениях и организациях, участия в Инициировать и организациях добровольческой и общественно поддерживать развитие значимой деятельности социальной активности обучающихся, вовлекать их в добровольчество, общественно-значимую деятельность. 7 Работа с родителями «Воспитываем вместе»: описание видов и форм работы с родителями Реализация воспитательного потенциала музейной работы «Музейное дело»: описание видов и форм работы музея Организовывать работу с родителями или законными представителями обучающихся, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Формирование исторической памяти и социальной активности у учащихся через формирование положительной мотивации к пионерскому движению, к истории родного города Модуль «Воспитываем и познаем» Прежде всего, воспитание в дополнительном образовании осуществляется, в процессе освоения содержания ребенком дополнительной общеобразовательной программы (далее – программа). Именно программа является тем гибким инструментом, который позволяет определять и воспитательные задачи, и планируемые результаты в соответствии с образовательными потребностями детей, занимающихся в конкретной организации дополнительного образования, а также их родителей. Так как программы в дополнительном образовании являются образовательными, они направлены, прежде всего, не на освоение знаний, а на воспитание и развитие учащихся. В каждой программе обязательно формулируются задачи на воспитание нравственных качеств и определяются планируемые результаты. Содержание программ художественной, технической, социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной направленности несет в себе также воспитательный потенциал, перекликаясь с теми ценностями, которые лежат в основе музыкальной, изобразительной, спортивной, конструкторской или иной деятельности, выбранной ребенком или его родителями. Формально это отражено в содержании разделов, занятий, раскрывающих содержание той деятельности, которая предлагается ребенку. Поэтому в плане воспитательной работы информация по модулю «Воспитываем и познаем» отсутствует, так как она подробно представлена в учебно-тематическом плане каждой программы. Воспитательные возможности занятий по программе педагог реализует в совместной практикоориентированной и личностно значимой деятельности через: • использование на занятиях интерактивных, игровых форм освоения совместной практикоориентированной и личностно значимой деятельности, позволяющих учащемуся реализовать себя и самоопределиться профессионально и личностно; • создание на занятиях учебных и социальных ситуаций коммуникативных взаимодействий, в которых происходит самоопределение и осознание учащимися своего отношения к семье, родному краю, культурному наследию страны, соотечественникам, к самому себе как гражданину своей страны. • формирование в объединении детско-взрослой общности, объединяющей общимипозитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; • создание в объединениях традиций, задающих учащимся и педагогу определенные социально значимые формы поведения, побуждающие учащихся соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения; • поддержка в объединении детских инициатив и детского самоуправления, получения опыта участия в социально значимых делах. 8 Реализация воспитательного потенциала занятий по дополнительной общеразвивающей программе происходит в рамках, выбранных учащимися и родителями направленностей. Художественная направленность. Программы художественной направленности нацелены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают незаменимый опыт познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре. Социально-гуманитарная направленность. Основная цель, реализуемая в рамках социально-педагогического направления дополнительного образования детей это формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития. Туристко-краеведческая направленность. Детско-юношеский туризм и краеведение содержат громадный потенциал для воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Физкультурно-спортивная направленность. Воспитательный потенциал дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности обусловлен возможностями реализации естественной двигательной активности, освоением новых двигательных действий, развитием волевых качеств, укрепление здоровья детей, формирование у детей потребности в активном, здоровом образе жизни. Техническая направленность. Дополнительные образовательные программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженернотехническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности. Естественно-научная направленность. Содержание естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования. В МБУ ДО «СДДТ» ведется профориентационная работа с обучающимися с учетом их возрастных особенностей. Работа направлена на оказание профориентационной поддержки учащихся в процессе самоопределения и выбора сферы будущей профессиональной деятельности. В Федеральном законе от 29.12.12 № 273-ФЗ (ред. 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации», в статье 75, говорится, что «дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию». Следовательно, в учреждении дополнительного образования должны быть созданы все условия результативной работы по профориентации. Профориентационная работа осуществляется через: • экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • встречи с людьми различных профессий: с известными художниками, мастерами художественного слова, журналистами, аниматорами и др.; 9 • совместное с педагогическими работниками изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн тестирования; • освоение обучающимися основ профессии в рамках реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. В МБУ ДО «СДДТ» к таким относятся: № 1 3 4 Название программы ДООП театра моды «Леди Совершенство», ДООП мастерской рукоделия «Сувенир» ДООП изостудии «Мастерская солнца», ДООП Арт-студии «Рыжий кот», Студии живописи и художественного дизайна, студии живописи и рисунка «Радость», АРТ-студии «Облака» ДООП «Интернет-журналистика» ДООП мультстудии «Саквояж» 5 6 7 ДООП «Я – водитель» ДООП «Ты в танце» ДООП «Мой компьютер» 8 ДООП вокальной студии «Виктория», вокальной студии «Гармония», ДООП вокального коллектива «ЛяСички» ДООП театральной студии «Чайка» 2 9 Профессия Учитель технологии, дизайнер, швея Учитель ИЗО, художник, дизайнер Журналист Аниматор, режиссер, мультипликатор Водитель Хореограф Программист, системный администратор вебдизайнер, Певец, певица Таким образом, дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно создает ситуацию успеха и тем самым способствует развитию качеств личности, которые важны для успешной реализации в выбранной сфере деятельности. Модуль «Воспитываем, создавая и сохраняя традиции» И все же воспитание не ограничивается только занятиями по программе, за пределами учебного времени дети участвуют в воспитательных мероприятиях объединения, структурного подразделения, всей организации, способствующих формированию внутриколлективных и межличностных отношений детей, педагогов, родителей. Привлекательность для детей и подростков творческой деятельности достигается, в том числе, посредством участия в ярких, эмоционально окрашенных мероприятиях и событиях – конкурсах, фестивалях, открытых показах, концертах и выставках, соревнованиях. Немаловажно, что в подготовке воспитательных мероприятий и их проведении активное участие принимают сами дети и родители. Воспитательные возможности мероприятий, поддержка традиций их коллективного планирования, организации, проведения реализуются через: • инициирование и поддержка участия объединений в воспитательных мероприятиях, оказание необходимой помощи в их подготовке, проведении и подведении итогов; • вовлечение по возможности каждого учащегося в воспитательные мероприятия в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); 10 • наблюдение за поведением младших школьников в ситуациях подготовки, проведения и подведении итогов воспитательных мероприятий, за отношениями между сверстниками, старшими и младшими, с педагогом и другими взрослыми, при необходимости коррекция поведения; • использование воспитательных возможностей содержания воспитательных мероприятий через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; • поддержку и развитие в объединении традиций и ритуалов, формирующих чувство общности с другими, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики, проведения ежегодной церемонии посвящения, создания и поддержки интернет-странички в социальныхсетях); • оформление пространства проведения конкретных воспитательных мероприятий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.), размещение сменяемых экспозиций: выставок творческих работ учащихся, фотоотчетов о происходящих событиях; • акцентирование внимания учащихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях объединения, его традициях, правилах. Традиционные ежегодные мероприятия, на наш взгляд, являются совокупностью тех событий, которые, служат пространством осмысления ценностей, знакомством с идеями и правилами, и сопровождаются яркими эмоциональными и положительными переживаниями. Традиционно проводятся дни открытых дверей, в ходе которых учащиеся образовательных организаций города и их родители (законные представители) могут познакомится с направлениями деятельности МБУ ДО «СДДТ»; в конце ноября проводится праздник, посвящённый Международному Дню матери, в рамках праздника проходят концерты, мастер-классы, конкурсы поделок и рисунков; в рамках декады инвалидов проходят окружная выставка детского прикладного творчества «Умелые руки не знают скуки»; в дни зимних каникул проводятся новогодние развлекательные программы для дошкольников и учащихся 1-4 классов города; проводится профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди учащихся МБУ ДО «СДДТ» и учащихся образовательных организаций города; в конце учебного года по традиции подводятся итоги работы творческих объединений Дома творчества на тематическом отчётном концерте, выставке рисунков и декоративного творчества; организация летнего лагеря с дневным пребыванием детей (12 площадок, более 700 детей и подростков). Модуль «Воспитываем социальную активность» Организация дополнительного образования — это открытая среда взаимодействия с окружающим социумом, способствующая воспитанию социальной активности ребенка. Добровольческая и общественно значимая деятельность разной направленности, в которой участвуют дети и подростки, дает возможность продемонстрировать полученные в процессе освоения программы знания, умения, мастерство, а также личное отношение к людям, знаменательным событиям страны, города. Проведение акций – многолетняя, хорошая традиция, в основу которой положено формирование потребности в совершении добрых дел, позитивном отношении к другим. Инициирование и поддержка развитие социальной активности учащихся, вовлечение их в добровольчество, общественно-значимую деятельность реализуется через: • организацию общественно полезных дел, дающих учащимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества 11 как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; • участие учащихся объединений в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом; • вовлечение учащихся в общественно полезную деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах. На базе Соломбальского Дома детского творчества с мая 2009 года функционирует отряд «Компас». Отряд входит в состав Городской детской организации «Юность Архангельска» (свидетельство департамента образования от 19.05.2009). Членом отряда «Компас» может каждый учащийся Соломбальского Дома детского творчества, признающий Устав Детской организации, активно участвующий в жизни учреждения. Главная цель, как всей Детской организации, так и отряда «Компас» формирование активной позиции личности в труде и учении, общественной деятельности и творческих занятиях. Каждый год участники отряда принимают активное участие в традиционных мероприятиях Детской организации: акция «Забота», памятная линейка «Город воинской славы», акция «Письмо, солдату», о чем свидетельствует диплом за 2 место в городском конкурсе для отрядов детских объединений, созданных на базе образовательных организаций города Архангельска «Лучшие из лучших» (2020 г.) Через участие в акциях у учащихся формируется потребность в совершении добрых поступков, проявления доброго отношения друг к другу. Добрые дела могут совершать дети в любом возрасте не только в семье, но и в обществе, социуме. Очень важно связать образовательный процесс с реальной жизнью. Это происходит путем налаживания связей с ближайшим окружением (двор, микрорайон), социальными партнерами и проведения совместных мероприятий, так как в этом случае процесс его воспитания будет осуществляться в открытой общественной среде. Только в общественной среде школьник может проявить социальное действие, стать действительно деятелем. С 20 июля 2022 года по решению президента Российской Федерации было принято решение организовать Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение первых». С 13 октября 2023 года на базе МБУ ДО «СДДТ» было открыто Первичное отделение РДДМ «Движение первых», в ряды которого вступили 5 обучающихся. Первичное отделение МБУ ДО «СДДТ» помогает в подготовке, проведении и организации мероприятий Дома творчества в рамках 2 модулей «Наука и образование» и «Хранители истории». Также принимает участие в городских и областных мероприятиях Регионального отделения. РДДМ «Движение первых» преследует цели содействия проведению государственной политики в интересах детей и молодежи; содействия воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей и молодежи; создания равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи; подготовки детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов Российской Федерации, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями. В рамках модуля «Международная дипломатия» был заключен договор о 12 сетевом взаимодействии с Северным государственным медицинским университетом, иностранные студенты которого обмениваются опытом с обучающимися МБУ ДО «СДДТ». Традиционным стало введение в работу научных конференций и выставок детского жюри из представителей Движения, а также организация окружных мероприятий для детей, приуроченным к различным праздникам. Помимо этого, в рамках модуля «Хранители истории», Первичное отделение РДДМ МБУ ДО «СДДТ» организует городской конкурс «Место силы», направленный на сохранение памятных мест и благоустройства территории вокруг них. Созданию активного медиасообщества школьников города Архангельска способствует деятельность детского муниципального объединения «Ассоциация школьных СМИ», реализуемая Детским издательским центром МБУ ДО «СДДТ» с 2023 года. Участие школьников в Ассоциации способствует живому обмену опытом между пресс-центрами образовательных организаций города, а также развитию школьных СМИ. Участники программы: учащиеся 12-18 лет образовательных организаций города Архангельска, состоящие в редакциях пресс-центров общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, а также среднего профессионального образования. Для участников программы проходят творческие командировки, прессконференции с приглашенными гостями и мастер-классы от профессиональных специалистов медиасферы города. Модуль «Воспитываем вместе» Еще одно направление воспитания в организации дополнительного образования – это работа с родителями. Здесь роль родителей несколько другая, чем в школе, они выступают заказчиками, основываясь на собственных предпочтениях и потребностях, выбирают для ребенка направленность, объединение и педагога. Важно дать понять и почувствовать родителям, что дополнительное образование – комфортная и уютная среда развития ребенка. Ребенок здесь не только обучается какой-либо деятельности, но учится дружить, ценить, общаться, творить. Выстраивание партнерских отношений с родителями заключается в формулировании взаимных интересов, достижении и реализации договоренности. В этих рамках нужно вести просвещение родителей – объяснять смыслы и цели дополнительного образования, его возможности в процессе саморазвития и самореализации ребенка. Работа с родителями или законными представителями учащихся, направленная на совместное решение проблем личностного развития детей реализуется через: • общегородские, общероссийские родительские собрания (в режиме онлайн); • родительские собрания объединения, происходящие в режиме обсуждения вопросов обучения и духовно-нравственного воспитания учащихся; • поддержку участия родителей в подготовке к совместным, традиционным, семейным праздникам, в пошиве костюмов, оформлении клуба, в организации поездок (обеспечение транспортом, сопровождение); • проведение открытых занятий для родителей, конкурсных программ и отчетных концертов; • мониторинги, опросы (онлайн); • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Работе с родителями как главными партнерами уделяется особое внимание. Семья в образовательном пространстве МБУ ДО «СДДТ» выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика дополнительных образовательных услуг. Основная же задача родителей быть неравнодушными к своему ребенку, к его успеху. 13 Модуль «Музейное дело» Большую помощь в выполнении задач патриотического воспитания детским общественным организациям и школам оказывают музеи. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к истории своего города, своего края, своей страны следует начинать с раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. 23 мая 1974 года Первый и единственный Музей истории пионерской организации Соломбальского района в г. Архангельске, который находится в Соломбальском Доме детского творчества (Банный переулок 1−ый, д. 2) открыл для мальчишек и девчонок свои двери. Паспортизирован музей был в феврале 1976 года. С тех пор он не прекращал свою деятельность. За это время собрано достаточно много краеведческого материала, который очень активно используется при проведении занятий по истории, внеклассных мероприятий, краеведческих игр, большое количество материала по созданию пионерских отрядов в Соломбале, Маймаксе, в Архангельске, по деятельности пионеров и школьников в разные годы существования пионерской организации. Музей имеет большой опыт проведения мероприятий, посвященных пионерии: встречи с интересными людьми, с ветеранами пионерского и комсомольского движения. За 2023-2024 учебный год проведено 64 мероприятия с общим охватом 1480 человек Являясь частью открытого образовательного пространства, он призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности учреждения дополнительного образования, связующей нитью между школой и общественными организациями. Музей располагается в 2 помещениях: 1 – экспозиция, 2 – архив музея. Также имеет 3 стенда и экспозиционную витрину в холле Дома творчества. Работа Музея истории пионерской организации Соломбальского района возможна на разных уровнях взаимодействия: Вне образовательной организации: • виртуальные экскурсии; • участие в конкурсах. На уровне образовательной организации: • организация и проведение мероприятий, посвященных памятным датам; • подготовка и размещение регулярно сменяемых информационных материалов (на стендах в фойе Дома творчества и в группе Музея в социальной сети Контакт) в соответствии с календарем памятных дат и событий. На уровне творческого объединения: • проведение экскурсий; • подготовка и проведение классных часов «Разговоры о важном» на базе музея. Гражданско – правовое воспитание подрастающего поколения на основе развития исторической памяти, укрепление связи поколений для осознания себя как приемника наследия прошлого, воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину одна из главных составляющих воспитательной работы музея. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБУ ДО «СДДТ» В 2023/24 УЧЕБНОМ ГОДУ Воспитательная работа в 2023/24 учебном году была построена в соответствии с представленной и утвержденной на установочном педагогическом совете программой воспитания МБУ ДО «СДДТ» согласно инвариантным и вариативным модулям, в основе которых - совместная творческая деятельность обучающихся, педагогов, родителей по различным направлениям: «Воспитываем и познаем», «Воспитываем, создавая и сохраняя традиции», «Воспитываем вместе» и «Музейное дело». Достижению поставленной цели воспитания на 2023/24 учебный год 14 способствовало решение задач воспитания, которые решались с помощью разработанной системы мероприятий для всех участников образовательного процесса, для составления аналитической справки использовались результаты анализа, наблюдения, анкетирования. Работа велась в соответствии с программным и методическим обеспечением при тесном взаимодействии всех работников МБУ ДО СДДТ. Организованные формы обучения проводились на основе деятельности с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с требованиями нормативных документов. Виды и формы деятельности модулей воспитания конкретизированы в календарных планах воспитательной работы, как отдельный модуль ДООП. В течение 2023/24 учебного года в МБУ ДО СДДТ реализовывалась 87 ДООП по 6 направленностям. Проводился ежедневный контроль посещаемости занятий учащимися, выяснялись причины в случае их отсутствия, поддерживалась тесная связь с родителями. За 2023/24 учебный год для родителей (законных представителей) проведено 8 мероприятий, охват составил - 269 человек. В МБУ ДО «СДДТ» освоение обучающимися основ профессии проходит в рамках курсов дополнительного образования по ДООП: театра моды «Леди совершенство», изостудий, газетной и интернет-журналистики, мультстудии «Саквояж», «Я – водитель». За 2023/24 учебный год педагогами проведено 5 профориентационных мероприятий. В рамках модуля «Воспитываем, создавая и сохраняя традиции» проведено 87 мероприятий. Общий охват – 2396 человек. Модуль «Музейное дело» осуществляется на 3 уровнях: вне ОО, в ОО и в творческом объединении. В МБУ ДО СДДТ создана комфортная образовательная и воспитательная среда, как для педагогов, так и для воспитанников и их родителей. Все воспитательные и досуговые мероприятия МБУ ДО СДДТ освещаются на официальном сайте учреждения https://solombal.arkhschool.ru/, в группе Дома творчества в социальной сети «ВКонтакт» (https://vk.com/arkh_sddt) и в СМИ. Анализ реализации РПВ в 2023/24 учебном году позволяет сделать следующие выводы: 1. Работу педагогического коллектива МБУ ДО СДДТ по реализации РПВ, которая осуществлялась в соответствии с календарным планом воспитательной работы на 2023/24 учебный год, можно оценить удовлетворительно. 2. Выявлены следующие проблемы: - в структуре РПВ заявлено много модулей, что вызывает сложности при планировании, организации и проведению воспитательных мероприятий; - тематика модулей не в полной мере отражает специфику деятельности МБУ ДО «СДДТ»; Для решения выявленных проблем необходимо: 1. Пересмотреть тематику модулей с учетом специфики деятельности МБУ ДО «СДДТ». 2. Анализ воспитательного процесса в МБУ ДО «СДДТ» проводить ежегодно посредством создания творческих групп и охватывать все элементы системы воспитания ОО, а также всех участников педагогического процесса (обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей). 3. Активизировать участие обучающихся в конкурсном и олимпиадном движении. 4. Продолжить работу по привлечению родителей (законных представителей) в жизни творческого объединений и Дома творчества в целом. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 15 С целью проведения самоанализа и отслеживания эффективности деятельности МБУ ДО «СДДТ» по реализации программы воспитания ведется соответствующий мониторинг с целью выявления основных проблем воспитательного процесса и последующего их решения. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в МБУ ДО «СДДТ», являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого самоанализа; уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития обучающихся; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности. Основными направлениями анализа, организуемого в МБУ ДО «СДДТ» воспитательного процесса являются следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого творческого объединения. Осуществляется анализ руководителями творческих объединений совместно с заместителями директора по учебно-воспитательной и организационно-массовой работе с последующим обсуждением его результатов. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в учреждении совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в Доме творчества интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Осуществляется анализ заместителями директора по воспитательной работе и организационной-массовой работе, педагогами-организаторами, руководителями творческих объединений и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью учреждения. Способами получения информации о состоянии организуемой в МБУ ДО «СДДТ» совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического совета или педагогическом совете. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: 16 • качеством реализации личностно развивающего потенциала учебных занятий; • качеством совместной деятельности руководителей коллективов и их творческих объединений; • качеством взаимодействия учреждения дополнительного образования и семей обучающихся; • качеством социальной активности обучающихся, вовлеченных в общественнозначимую деятельность; • качеством проводимых ключевых событий МБУ ДО «СДДТ»; • качеством гражданско – правового воспитания подрастающего поколения по средствам музейной работы. Итогом самоанализа организуемой в учреждении воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по организационно-массовой работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации. 17