Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р А З О В А Н И Я Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К » " С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О Г О Т В О Р Ч Е С Т В А " ПРИНЯТО Педагогическим Советом Протокол № 3 «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «СДДТ» _______________ А.Б. Данилова Приказ № 215 от «31» августа 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА изостудии «МАСТЕРСКАЯ СОЛНЦА ПЛЮС» художественной направленности Возраст учащихся 7-17 лет Срок реализации программы: 2 года Автор-составитель: Матвеева Елена Евгеньевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Архангельск Год разработки 2020 Год корректировки 2021 Год корректировки 2022 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Информационная карта 3-4 2. Комплекс основных характеристик образования 5-27 2.1 Пояснительная записка 5-9 2.2 Учебный план 10 2.3 Учебно-тематический план 11-16 2.4 Содержание программы 17-22 2.5 Планируемые результаты и формы их проверки 23-27 3. Комплекс организационно-педагогических условий 28-54 3.1 Календарный учебный график 28-39 3.2 Формы аттестации и оценка образовательных результатов 40-43 3.3 Оценочные материалы 44-49 3.4 Методическое обеспечение программы 50-52 3.5 Условия реализации программы 53 3.6 Список информационных источников 54 2 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1 Наименование программы (услуги) 2 Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга) 3 4 5 Год разработки Вид деятельности по программе Направленность дополнительного образования Аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг) 6 Указание на уровень сложности содержания программы (стартовый (ознакомительный), базовый, продвинутый (углублённый)) 7 Место реализации программы (фактический адрес оказания услуги; при реализации программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) 9 Возрастная категория учащихся (адресат программы) 10 Указание на необходимость медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта (для программ физкультурно-спортивной направленности) 11 Указание на адаптированность программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) 7 3 Образовательная программа (Реализация дополнительных общеразвивающих программ (ББ52)) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изостудии «Мастерская Солнца ПЛЮС» 2020 изостудия художественная Овладение практическими художественными навыками, освоение различных техник и материалов. Основы живописи, графики. Работа с бумагой, бросовым материалом, лепка базовый уровень 163020, г. Архангельск, Банный пер. 1-й, д. 2 7-17 лет Медицинского заключения не требуется Без адаптации. Для детей с ОВЗ возможно использование индивидуального образовательного маршрута в случае затруднения обучения по основной программе с 12 Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения) 13 Режим занятий, продолжительность каждого занятия 14 Сведения о педагогических работниках, реализующих программу (Фамилия имя отчество, квалификационная категория, образование, регалии) 15 Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная) 16 Объем программы общий и отдельно по формам обучения (очная/заочная), по использованию дистанционных технологий (с использованием/ без использования), по использованию сетевой формы (с использованием/ без использования), формам организации образовательной деятельности (групповая/ индивидуальная) 17 Минимальное максимальное число детей, учащихся в одной группе 4 другими детьми. Два года обучения 1 полугодие – 16 недель, 64 академических часа 2 полугодие – 20 недель, 80 академических часов. За год 144 Объем программы: 288 академических часа 36 недель, 2 раз в неделю по 2 академических часа. 1 академический час – 45 мин. Матвеева Елена Евгеньевна педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории. Образование высшее, педагогическое. очная Объём – 288академических часа; Очная форма – 288 академических часа. С использованием дистанционных технологий (обеспечение доступного образования в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений). Без использования сетевой формы. Групповая форма организации деятельности 288академических часа Минимальное – 10 чел. Максимальное – 30 человек 2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 2.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изостудии «Мастерская Солнца плюс» (далее – программа) имеет художественную направленность. Актуальность. На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии… (Концепция развития дополнительного образования детей, распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своимисилами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным. Возможность использования программы в других образовательных системах. Данная программа может быть использована как программа внеурочной деятельности в образовательных организациях, как дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в лагерях с дневным пребыванием детей, стационарных загородных лагерях. 5 Целью: является обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры. Задачи. Обучающие - овладение детьми основами изобразительной деятельности; - знакомство с жанрами изобразительного искусства; - знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; - овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; - приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Развивающие - совершенствование общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы; - развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; - развитие колористического видения; - развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное; - улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; - формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место); - развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации). Воспитательные: - развитие личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе; - формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; - формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов; - воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия; воспитание аккуратности. 6 Отличительная особенность Учебная деятельность в изостудии «Мастерская Солнца рассчитана на 3 года. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности. 1 год обучения: «Красота вокруг нас» 2 год обучения: «Красота нашей Родины» 3 год обучения: «Красота в жизни и искусстве» 1 год обучения: является ознакомительным уровнем обучения. Он проходит по отдельной программе, и дает возможность учащимся попробовать свои силы в разных видах изобразительного искусства. Данная программа рассчитана на 2 и 3 год обучения год обучения. Она относится к базовому уровню обучения. В ее основе лежит приобщение детей к искусству, к истории своего народа, к зарубежной истории. Программа позволяет изучать теоретические аспекты живописи, рисунка, композиции, основ декоративно-прикладного искусства и приобретать навыки изображения различных предметов и объектов при помощи различных художественных инструментов и материалов; Программа построена так, чтобы дать, учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности. Программа расширяет и углубляет содержание по основам изобразительного искусства, что позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки, и это несмотря на то, что по программе занимаются дети преимущественно младшего школьного возраста. Программа предполагает использование дистанционных форм обучения (обеспечение доступного образования в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений).Для этого подобраны соответствующие электронные ресурсы в сети Интернет, которые включают материалы по изобразительной и декоративноприкладной деятельности, мастер-классы, обучающие уроки и т.д. Материалы размещаются в группе «Мастерская солнца» ВКонтакте. Вариативность и гибкость программы позволяет использовать разнообразные материалы и техники, которые интересны и доступны ребенку любого возраста. Адресат программы, характеристика учащихся. По программе могут обучаться дети в одновозрастных и разновозрастных группах в 7 возрасте от 11 до 15 лет без специальной подготовки. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний. Сроки и этапы реализации данной программы – 2 года обучения 1 полугодие 16 недель, 64 академических часа 2 полугодие 20 недель, 80 академических часов За год 144 академических часа Объём программы: 288 академических часа Формы занятий: Для реализации программы используются несколько форм занятий: Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами. Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей. Занятие проверочное – помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей. Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии. Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. Другие формы: Для младшего возраста – игра, в том числе ролевая, сюжетные занятия. Для среднего возраста: практикумы, экскурсии, тематические праздники, оформление выставок, обсуждение, конкурс. Для старшего возраста: творческие лаборатории по созданию художественного образа в авторских композициях, изучение культурологических материалов, работа с интернет-ресурсами. 8 Режим занятий: 36 недель, 1 раз в неделю по 2 академических часа. 1 академический час – 45 мин. Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5 Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.2, 2.3, 3.2, 3.3 Нормативно-правовое обоснование программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции). 2. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467). 3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение от 4.09.2014 № 1726 – p). 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196). 5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816). 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015. 7. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ245/06) 8. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28); 9. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 22 10. Регламент независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 06.02.2020 № 202). 11. Устав МБУ ДО «СДДТ» 12. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ». 13. Положение о системе единого ведения программно-методической документации педагогических работников 14. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. 9 2.2УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 год обучения: «Красота нашей Родины» 1 Вводное занятие 2 2 Красота родной природы. Гармония жилья 26 и природы 3 В мире русской литературы и народного 34 творчества 4 Итоговое занятие 2 5 Образ русского человека 10 6 Декоративно-прикладное искусство 44 Архангельской области 7 Улицы нашего города 24 8 Итоговое занятие 2 Всего часов за 2 год обучения: 144 3 год обучения: «Красота в жизни и искусстве» 1 Вводное занятие 2 2 Художник и зрелище 22 3 Образ человека и его характер 36 4 Итоговое занятие 2 5 Изобразительное искусство и мир природы 52 6 Красота в умелых руках 28 7 Итоговое занятие 2 Всего часов за 3 год обучения: 144 Итого часов: 288 10 2.3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения: «Красота нашей Родины» № 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 3 3.1 3.2 Разделы Вводное занятие Красота родной природы. Гармония жилья и природы Золотая осень в Малых Карелах Соловецкая крепость Северная деревня У Белого моря Количество часов Формы аттестации\ Теори Практ Всего контроля я ика 1 полугодие 2 1 1 Фронтальный опрос 26 3,5 22,5 4 0.5 3.5 2 0.5 1.5 4 0.5 3.5 2 0 2 Натюрморт «Дары северной природы» Натюрморт «Старинная посуда» Образ древних русских городов В русской избе 4 0.5 3.5 4 0.5 3.5 2 0.5 1.5 4 0.5 3.5 В мире русской литературы и народного творчества Иллюстрирован ие сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» Иллюстрирован ие народных 34 6 28 4 0.5 3.5 6 0.5 5.5 11 Викторина, наблюдение Тестовое задание 3.3 героических сказок и былин Родные картины 2 0.5 1.5 Не любо – не слушай! Ярмарка 4 0.5 3.5 2 0.5 1.5 Сказочная Гжель Городецкие узоры Сказочная ветка 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 Рисование по мотивам росписи жостовских подносов Русский сувенир 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 4 0.5 3.5 2 2 0 10 2,5 7,5 5.1 В гостях у мастеров Скопина и Опошни В гостях у мастеров Дымковской игрушки Итоговое занятие Образ русского человека Мужской образ 2 0.5 1.5 5.2 Женский образ 2 0.5 1.5 5.3 Елена Прекрасная Богатыри земли русской Народный костюм Декоративноприкладное искусство 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 44 6 38 3.4 3.4 3.5 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 4 5 5.4 5.5 6 12 6.1 Архангельской области Земля Мастеров 2 2 0 8 0.5 7,5 6.3 Основные элементы росписей Северной Двины Птицы 2 0.5 1.5 6.4 Кони 2 0.5 1.5 6.5 Сирин 2 0.5 1.5 6.6 Птицы на ветках 2 0 2 6.7 Древо жизни 2 0 2 6.8 Узор в круге 2 0.5 1.5 6.9 Роспись кухонной разделочной доски Архангельские козули В гостях у мастеров Каргопольской игрушки Сувениры Русского Севера Улицы нашего города Город на Двине 6 0 6 4 0.5 3.5 6 0.5 5.5 6 0.5 5.5 24 7 17 2 0.5 1.5 4 0.5 3.5 2 0.5 1.5 4 0.5 3.5 8 1 7 4 4 0 6.2 6.10 6.11 6.12 7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 Памятники и архитектура города Транспорт на улицах города Панорама родного города Улицы Соломбалы Экскурсии в музеи и на 13 выставки 8 Итоговое занятие Итого по программе 2 2 0 144 30 114 Аттестация по итогам учебного года в форме выполнения творческой работы, теста. 3 год обучения: «Красота в жизни и искусстве» № Разделы Количество часов Формы аттестации\ Теори Практ Всего контроля я ика 1 полугодие 2 0 2 Фронтальный опрос 2.5 Вводное занятие Художник и зрелище Театральные маски Изготовление кукол – перчаток Цирковое представление Эскиз театрального костюма Афиша цирка 2.6 Веселые клоуны 4 3 Образ человека и его характер Гость с далекой страны Красота фигуры человека Фигура человека с передачей различных состояний 36 5,5 30,5 8 1 7 2 0.5 1.5 4 1 3 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3.1 3.2 3.9 22 3 21 6 0.5 5.5 6 0.5 5.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 14 Викторина Тестовое задание Человек и труд – композиция «Моя семья» 4 0.5 3.5 4 0.5 3.5 4 0.5 3.5 4 0.5 3.5 3.15 Красота материнства Мудрость старости Автопортрет 2 0.5 1.5 3.16 Карикатура 2 0.5 1.5 3.17 Болельщики на футбольном матче Итоговое занятие Изобразительно е искусство и мир природы Цветы 2 0 2 2 0.5 1.5 52 6,5 45,5 4 0.5 3.5 Из глубины веков Сказочный лес 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 6.5 Морская черепаха Рассвет на реке 4 0.5 3.5 6.6 Индийский слон 6 0.5 5.5 6.7 Тинга – тинга 4 0.5 3.5 6.8 Путешествие на Африканский континент Путешествие на Крайний Север Гроза надвигается Охота на бизонов Роспись бутылок по сюжетам китайских пейзажей 6 0.5 5.5 4 0.5 3.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 4 0.5 3.5 3.10 3.11 3.12 3.14 4 5 5.1 5.2 6.3 6.4 6.9 6.10 6.11 6.12 15 6.13 Цветущая сакура 2 0 2 6.14 Таинственные деревья Сказочное море 4 0.5 3.5 4 0 4 Красота в умелых руках Глубоководная рыба Художественная роспись и декор бутылок Изготовление декоративных рамок из природного материала Панно в технике «Декупаж» Панно Абстракция Экскурсии в музеи и на выставки Работа в смешанной технике Мир моей фантазии – коллективная работа с использованием нетрадиционных материалов Итоговое занятие 28 3 25 4 0.5 1.5 4 0 4 4 0 4 2 0.5 1.5 4 0 4 2 2 0 4 0 4 4 0 4 2 2 0 Итого за год 144 22 122 6.15 7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 8 16 Аттестация по итогам учебного года в форме выполнения творческой работы, теста. 2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 год обучения ‒ «Красотамоей Родины» Раздел 1: Вводное занятие Обзор разделов и тем года. Инструктаж по технике безопасности: правила безопасного пользования инструментами. Организация рабочего места. Правила пожарной безопасности. Игра «Художественное лото». Раздел 2: «Красота родной природы. Гармония жилья и природы» Беседа «Архитектурные памятники Архангельской области» Знакомство с натюрмортами Кончаловского, В. Стожарова, Кузнецова. Знакомство с пейзажами А. Куинджи, И.Левитана, Рисование с натуры и по представлению натюрморта, архитектурных памятников, северного пейзажа. Линейная перспектива, как средство художественной выразительности в архитектурном пейзаже. Знакомство с интерьером народного жилища. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым предметам. Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому сюжету, персонажам. Понятие «зрительный центр». Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Перечень занятий: 1. Золотая осень в «Малых Карелах» (живопись – гуашь) 2. Натюрморт «Дары северной природы» (живопись – гуашь) 3. Натюрморт «Старинная посуда» (живопись – гуашь) 4. Образ древних русских городов (живопись – гуашь) 5. В русской избе (живопись – гуашь) 6. «Родные картины» ‒ иллюстрирование, стихов Н Рубцова, В.Беднова (живопись – гуашь, акварель) 7. «Не любо – не слушай!» Иллюстрирование сказок С. Писахова, Б.Шергина (живопись – гуашь) 8. У Белого моря (живопись – гуашь) Раздел 3: «В мире русской литературы и народного творчества» Выполнение композиций, в которых отражаются характерные черты обычного человека и героев сказок, былин: преувеличение пропорций, необычность движения и т.д. Знакомство с произведениями живописи художников чье творчество связано с природой и сказочно-мифологической тематикой: И. Шишкина, В. Васнецова, М. Врубеля и т.д. Знакомство с произведениями народных мастеров. Общее представление о художественной росписи как традиционном виде народного искусства России. Многообразие локальных школ народного мастерства. Виды росписи: живописная (Городецкая, 17 Полхов – майданская и др.) и графическая (Мезенская, пермогорская и др. Главные отличительные элементы Городецкой, Хохломской, Гжельской, Полхов – Майданской, Жостовской росписей. Лепка на основе знакомства с Дымковской глиняной игрушкой. Лепка по заранее подготовленным эскизам, сочинение орнамента с формой изделия. Импровизация по мотивам дымковского орнамента – роспись игрушек вылепленных из глины. Стилизация природных форм в декоративные по мотивам изделий мастеров Скопина и Опошни. Перечень занятий: 1. Иллюстрирование народных героических сказок и былин (живопись – гуашь) 2. В гостях у мастеров Дымковской игрушки (лепка – глина) 3. «Городецкие узоры» (импровизация по мотивам Городецкой росписи – декоративное рисование) 4. «Сказочная ветка» Импровизация по мотивам Хохломской росписи – декоративное рисование) 5. Царство Снегурочки (Импровизация по мотивам гжельской росписи – декоративное рисование) 6. Эскиз росписи жостовского подноса (импровизация по мотивам жостовской росписи – декоративное рисование) 7. Русский сувенир (Матрешка – вариации главных отличительных признаков росписи матрешек из Загорска, Семенова, Полхов – Майдана – декоративное рисование) 8. В гостях у мастеров Скопина и Опошни – волшебное превращение птиц и зверей в фигурные сосуды (живопись – гуашь) Раздел 4: Итоговое занятие Промежуточная аттестация по итогам изучения 1 полугодия. Выполнение творческой работы на заданную (свободную) тему в любой технике, любым материалом. Выставка работ учащихся. Анализ работ. Тест. Раздел 5: Образ русского человека Основные пропорциональные соотношения фигуры, лица человека. Человек в движении. Развитие умения изображать человека в тематических композициях по наблюдению и воображению. Характерные черты традиционного русского костюма. Особенности снаряжения и одежды русского война (шлем, кольчуга, щит и т.д.) Иконопись. Понятие. Виды. Знакомство с произведениями художников: А. Васнецова, М. Врубеля, И. Шишкина, А. Венецианова, Б. Кустодиева, А Рублева. Особенности народного костюма. Аппликация из ткани. Основные приёмы работы с тканью. Использование в создании плоскостных декоративных работ. Понятие «Смешанная техника». Перечень занятий: 1. Мужской образ (живопись – гуашь) 2. Женский образ (живопись – гуашь) 18 3. Девичий хоровод (живопись – гуашь) 4. «Богатыри земли русской», «Елена Прекрасная» (компоновка по типу иконописной – главный образ в центре, а вокруг клейма – сюжеты повествования – живопись – гуашь) 5. Ярмарка (живопись – гуашь) 6. Народный костюм (аппликация из ткани) 7. Народное гуляние (смешанная техника – коллективная работа) Раздел 5: Итоговое занятие Промежуточная аттестация по итогам изучения 2 модуля. Выполнение творческой работы на заданную (свободную) тему в любой технике, любым материалом. Выставка работ учащихся. Анализ работ.Тест. Раздел 6: «Декоративно-прикладное искусство Архангельской области» Знакомство с произведениями народных мастеров Архангельской области, (роспись по дереву, резьба по кости, глиняная игрушка, северные козули) центры народных промыслов. Главные отличительные особенности росписи Северной Двины. Архангельские козули: история, особенности технологии. Продолжение работы, направленной на дальнейшее постижение пластических свойств глины, закрепление известных приемов: вытягивание отдельных частей из общего комка, лепка фигурок по частям и путем примазывания отдельных частей, отглаживание поверхности. Перечень занятий: 1. Земля Мастеров» (беседа о народных промыслах Архангельской области) 2. Основные элементы росписей Северной Двины (декоративное рисование) 3. Роспись кухонной разделочной доски (декоративное рисование) 4. Сирин (декоративное рисование) 5. Роспись берестяного туеска (декоративное рисование по мотивам Мезенской росписи) 6. Древо жизни (декоративное рисование по мотивам Пермогорской росписи) 7. Архангельские козули (орнаментированное изображение животных и птиц – лепка из соленого теста) 8. «В гостях у мастеров Каргопольской игрушки» (лепка из глины игрушек на основе традиционных приемов). 9. Натюрморт «Сувениры Русского Севера» (декоративный натюрморт – живопись – гуашь) Раздел 7: «Улицы нашего города» 19 Закрепление знаний о линейной перспективе в рисовании архитектурного пейзажа. Работа над композицией с использованием собственных наблюдений и зарисовок с натуры. Дизайн среды. Перечень занятий: 1. Памятники и архитектура города - рисунок, эскизы, 2. Архитектурный пейзаж (на основе натурных зарисовок) 3. Улицы Соломбалы (живопись, пленэр) 4. Транспорт на улицах города (живопись – гуашь) 5. Панорама родного города (живопись – гуашь) 6. Город будущего (живопись – гуашь) Раздел 8: Итоговое занятие Оформление мини-выставки работ обучающихся выполненных за прошедший период. Анализ работ. Анализ работ.Задание на лето: сбор материалов, эскизирование. 3 год обучения «Красота в жизни и искусстве» Раздел 1: Вводное занятие Обзор разделов и тем программы 3 года обучения. Инструктаж по технике безопасности: обзор применяемых материалов и инструментов. Правила безопасного пользования инструментами. Организация рабочего места. Правила пожарной безопасности. Правила дорожного движения для пешеходов. Анализ выполнения задания на лето. Раздел 2: «Художник и зрелище» Знакомство с содержанием работы художников кино, цирка, театра и т. д. Демонстрация эскизов костюмов, бутафории, декораций, афиш, кукол для кукольного театра. Работа в технике папье-маше, с тканью. Дополнительные материалы (нитки, бусины, пуговицы, проволока, блёстки и др.). Инструменты, сопутствующие материалы. Перечень занятий: 1. Театральные маски (папье-маше, лепка живопись, декорирование) 2. Изготовление кукол-перчаток (работа с нетрадиционными материалами) 3. Цирковое представление (живопись – гуашь) 4. Эскиз театрального костюма (живопись – гуашь) 5. Афиша цирка (живопись – гуашь) 6. Веселые клоуны (живопись – гуашь) Раздел 3: «Образ человека и его характер» Совершенствование композиционных умений, усложнение творческих задач при создании тематических композиций. Образ человека в искусстве. Художественные произведения, посвященные материнству: «Владимирская Богоматерь», Рафаэль «Сикстинская Мадонна». Художественные произведения бытового жанра и портрета художников: В. Перова, П.Федотова, И.Репина, А Пластова, К. Брюллова Рембрандт Лепка, рисование фигуры человека (передача форм и пропорций, движения) Самостоятельное нахождение новых способов изображения. Углубление и закрепление знаний и умений при решении художественно творческих задач 20 в работе в графике и лепке глиной. Особенности работы масляными красками. Перечень занятий: 1. Гость с далекой страны (живопись – гуашь) 2. Красота фигуры человека-рисунок (графика – гелевая ручка) 3. Человек и труд – композиция (отражение в работе рода деятельности главного персонажа, живопись – гуашь) 4. «Моя семья», (повседневная жизнь человека – живопись, гуашь) 5. Красота материнства (живопись – гуашь) 6. Мудрость старости (живопись – масло) 7. Фигура человека с передачей различных состояний (лепка – глина) 8. Автопортрет (живопись – гуашь) 9. Карикатура (графика – фломастеры) Раздел 4: Итоговое занятие Промежуточная аттестация по итогам изучения 1 полугодия. Выполнение творческой работы на заданную (свободную) тему в любой технике, любым материалом. Выставка работ учащихся. Анализ работ. Тест Раздел 5: «Изобразительное искусство и мир природы» Расширение понятия «композиция» как средства организации в единое целое (произведение) сюжета, художественного материала, художественной формы и технических приемов исполнения. Динамика и статика. Углубление представлений о жанрах изобразительного искусства, о своеобразии композиционных приемов в искусстве. Искусство востока (индийская скульптура, китайская пейзажная живопись, японские сады). История, черты первобытного искусства. Многообразие возможностей бумажной пластики, исследование свойств, поиск новых неожиданных художественных решений (сминание бумаги, скручивание и т.д.). Понятие, особенности работы в технике, «граттаж», «батик». Новые материалы: пастель, сангина, уголь. Перечень занятий: 1. Полет в космос (живопись – гуашь) 2. Путешествие на африканский континент (живопись – гуашь) 3. Африканская саванна (живопись – масло) 4. Рассвет на реке (батик) 5. Гроза надвигается (живопись-акварель) 6. Путешествие на Крайний Север (живопись – акварель) 7. «Охота на бизонов» (использование мотивов первобытной живописи знаменитой пещеры Альтамиры в Испании – сангина, уголь). 8. Роспись бутылок по сюжетам китайских пейзажей. 9. «Цветущая сакура» – использование мотивов Японской живописи (живопись – гуашь) 10. Сказочный лес (графика – тушь) 11. «День и ночь» (графика – тушь) 12. Таинственные деревья» (моделирование стволов и веток деревьев способом сминания) 21 13. Сказочное море» (моделирование волнистой поверхности бегущих волн) 14. Из глубины веков (графика – граттаж) 15. В горах (живопись – пастель) Раздел 6: «Красота в умелых руках» Использование приобретенных знаний и умений по освоенным приемам художественной обработки бумаги в индивидуальной, групповой и коллективной творческой работе с опорой на варьирование и импровизацию. Перечень занятий: 1. Мозаика из рваной бумаги (с передачей светотени) 2. Папье-маше из бумажной массы. 3. Папье-маше на основе бросового материала. 4. Панно из бросового материала 5. Изготовление декоративных рамок из природного материала 6. Художественная роспись бутылок 7. Декорирование бутылок. 8. Работа в технике декупаж 9. Работа в технике батика 10. Работа в смешанной технике. 11. Мир моей фантазии – коллективная работа с использованием нетрадиционных материалов (материалы и тема по выбору обучающегося) Раздел 7: Итоговое занятие Подведение итогов выполнения образовательной программы за три года обучения. Оформление итоговой выставки работ обучающихся за три года обучения. 22 2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ Формы проверки планируемых результатов: творческое задание на заданную (свободную тему), анализ работ, тест. № Раздел 1. «Красота родной природы. Гармония жилья и природы 2. В мире русской литературы и народного творчества Обучающиеся будут знать 2 год обучения ‒ особенности архитектуры родного края, и её связи с природой; ‒ основные сведения о памятниках архитектуры Архангельской области, ‒ особенности архитектуры родного края, её связь с природой; ‒ художников, чье творчество связано с натюрмортом, ‒ понятия: «набросок», «ансамбль», «интерьер», «перспектива», «элементы пейзажа», «архитектура», «бытовой жанр» «памятник», «иллюстрация», «зрительный центр». ‒ особенности симметричной и асимметричной композиции; ‒ художников, чье творчество связано с природой и сказочно-мифологической тематикой; ‒ основные народные помыслы России; ‒ понятия: «стилизация», «знак», «вышивка», «керамика», «орнамент», роспись» «резьба», «народное и декоративно-прикладное искусство», ‒ виды живописной и 23 Обучающиеся будут уметь ‒ эмоционально откликаться на красоту природы родного края; ‒ цветом передавать пространственные планы (передний, дальний, средний) ‒ рисовать с натуры и по памяти по представлению натюрморты из 2-3 предметов, ‒ анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов; ‒ сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого. ‒ определять, в каком центре народных традиционных промыслов созданы художественные вещи (по главным отличительным признакам: колорит, форма вещи, орнаментальные мотивы, традиционная технология); ‒ определять вид орнамента по характеру ритмических фигур (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный); ‒ создавать собственные № Раздел Обучающиеся будут знать графической росписи. 3 4. Образ русского человека ‒ особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта; ‒ художников, творчество которых связано с исторической и бытовой картиной; ‒ понятия: «иконопись», «смешанная техника», «батальный жанр», «бытовой жанр». Декоративно ‒ свойства и состав -прикладное пластичной массы (мукаискусство соль), технология, время Архангельсушки, приёмы и способы ской лепки; области ‒ основные народные помыслы России; ‒ историю возникновения промыслов; ‒ главные отличительные особенности росписи Северной Двины; ‒ понятия: «декоративный натюрморт», «оживка», «сирин», «козули» «обводка». ‒ 24 Обучающиеся будут уметь проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов и т.п.); ‒ лепить из глины по мотивам Дымковской игрушки, ‒ стилизировать природные формы в декоративные. ‒ передавать при изображении портрета пропорции, характер черт, выражение лица; ‒ сотрудничать друг с другом при создании коллективных работ; ‒ приёмами работы с тканью. ‒ различать произведения национального искусства своего народа и иных национальных культур. ‒ лепить из глины по мотивам Каргопольской игрушки. ‒ № 5. 6. 7. 8. Раздел Улицы нашего города Художник и зрелище Обучающиеся будут знать ‒ виды пейзажа ‒ понятия: «дизайн», «дизайн среды». Обучающиеся будут уметь ‒ делать зарисовки, эскизы пейзажа с натуры; ‒ работать над композицией, с использованием собственных зарисовок и наблюдений; ‒ владеть навыком рисования пейзажа с использованием линейной перспективы. 3 год обучения ‒ инструменты, используемые для работы с текстильным материалом; ‒ роль художников в оформлении различных зрелищ, театральных спектаклей, ‒ понятия: «афиша», «костюм театральный», «плакат», «декорация». ‒ конструировать из бумаги, ткани, ниток и подручных материалов несложные формы, ‒ придумывать и изготавливать театральные маски из папье-маше; ‒ изображать фигуру человека, ‒ передавать характер движения. Образ ‒ художественные ‒ передавать пропорции человека и произведения бытового жанра, лица и тела человека, его характер портрета; характерных движений ‒ особенности работы фигур; масляными красками; ‒ выражать в слове свои ‒ понятия: «автопортрет», впечатления о людях, о «грунт», «карикатура». примечательных событиях жизни; ‒ эмоционально откликаться на общие для разных народов нравственно-эстетические представления о труде, любви; Об отношении человека к человеку, к обществу. Изобразител ‒ особенности языка ьное следующих видов искусство и изобразительного искусства: 25 ‒ работать в графике над пейзажем и анималистическим жанром; № 9. Раздел Обучающиеся будут знать мир природы живописи, графики, скульптуры; ‒ основные жанры изобразительного искусства; ‒ закономерности конструктивного строения изображаемых предметов; ‒ основные закономерности линейной и воздушной перспективы; ‒ приемы работы пастелью. ‒ понятия: «граттаж» «первобытное искусство», «искусство востока», «гризаиль». Красота в умелых руках ‒ систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции, основные средства художественной выразительности. 26 Обучающиеся будут уметь ‒ передавать движения фигуры животного в рисунках и поделках – добиваться тональных и цветовых градации при передаче объема; ‒ работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки; ‒ определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов. ‒ применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для во ‒ связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения, ‒ защищать свой замысел объяснять, почему выбраны конкретные средства выражения (цвет, форма, конструкция, композиция) ‒ видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства; ‒ передавать в рисунках и работах свое эмоциональное отношение к изображаемому; ‒ при выполнении работ ‒ применять различные средства художественной № Раздел Обучающиеся будут знать Обучающиеся будут уметь выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты светотени, технические приемы работы различными инструментами и материалами. 27 3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2 год обучения N п/п 1 Месяц неделя Сентябрь Часы 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 Октябрь 2 8 2 9 2 10 2 11 2 12 2 13 2 Тема Форма занятия занятия 1 полугодие Что мы будем Вводное делать на занятие занятиях? беседа Золотая осень в Практическое «Малых Карелах» занятие - композиция Золотая осень в Практическое «Малых Карелах» занятие - живопись, гуашь «Соловецкая Практическое крепость» занятие живопись, гуашь «Северная Практическое деревня»занятие композиция «Северная Практическое деревня» - занятие живопись, гуашь «У Белого моря» - Мастер-класс живопись, гуашь Натюрморт «Дары Практическое северной занятие природы» композиция Натюрморт «Дары Практическое северной занятие природы» живопись, гуашь Натюрморт Практическое «Старинная занятие посуда» Натюрморт Практическое «Старинная занятие посуда» живопись, гуашь «Образ древних Практическое русских городов» - занятие живопись, гуашь «В русской избе» - Практическое композиция занятие 28 Форма контроля/результат Беседа Наблюдение Мини-выставка Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Творческий отчет Наблюдение Наблюдение 14 2 15 2 16 2 17 Ноябрь 2 18 2 19 2 20 2 21 2 22 2 23 2 24 2 «В русской избе» живопись, гуашь Иллюстрирование сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»композиция Иллюстрирование сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» живопись, гуашь «Иллюстрирование народных героических сказок и былин» композиция «Иллюстрирование народных героических сказок и былин» живопись, гуашь «Иллюстрирование народных героических сказок Практическое занятиеи былин» живопись, гуашь «Родные картины» иллюстрирование, стихов Н Рубцова, В.Беднова живопись, гуашь «Не любо – не слушай» Иллюстрирование сказок С. Писахова, Б.Шергина композиция «Не любо – не слушай!» Иллюстрирование сказок С. Писахова, Б.Шергина живопись, гуашь «Ярмарка» живопись, гуашь «Сказочная Гжель» декоративное 29 Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Творческая работа Блиц опрос Практическое занятие Наблюдение Наблюдение 25 Декабрь 2 26 2 27 2 28 2 29 2 30 2 31 2 рисование, импровизация по мотивам гжельской росписи - гуашь «Городецкие узоры» декоративное рисование, импровизация по мотивам городецкой росписи - гуашь «Сказочная ветка» декоративное рисование, импровизация по мотивам хохломской росписи - гуашь Рисование по мотивам росписи жостовских подносов «Русский сувенир» декоративное рисовании. Вариации главных отличительных признаков росписи матрешек из Загорска, Семенова, Полхов – Майдана - гуашь «В гостях у мастеров Скопина и Опошни» волшебное превращение птиц и зверей в фигурные сосуды живопись», гуашь «В гостях у мастеров Дымковской игрушки»- лепка из глины «В гостях у мастеров Дымковской игрушки» лепка из глины 30 Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение 32 1. 2 Январь 2 2. 2 3. 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 Февраль 2 9 2 10 2 11 2 12 2 13 2 Творческое задание. «Наш вернисаж» Выставка работ. Обсуждение. Тест. Итоговое занятие 2 полугодие «Мужской образ» - Практическое живопись, гуашь занятие «Женский образ» - Практическое живопись, гуашь занятие «Елена Практическое Прекрасная» - занятие живопись, гуашь «Богатыри земли Практическое русской» - занятие живопись, гуашь «Народный Практическое костюм» занятие аппликация «Земля Мастеров» беседа - беседа «Основные Практическое элементы росписей занятие Северной Двины, Пучугская» декоративное рисование. «Основные Практическое элементы росписей занятие Северной Двины. Борецкая».декорат ивное рисование «Основные Практическое элементы росписей занятие Северной Двины Мезенская» декоративное рисование Основные Практическое элементы росписей занятие Северной Двины Ракульская» декоративное рисование «Птицы» Практическое декоративное занятие рисование. «Кони».декоратив Практическое ное рисование. занятие «Сирин» Практическое декоративное занятие 31 Промежуточная аттестация по итогам 1 полугодия Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 14 2 15 2 16 Март 2 17 2 18 2 19 2 20 2 21 2 22 2 23 2 24 Апрель 2 25 2 26 2 рисование. «Птицы на ветках» декоративное рисование. «Древо жизни» декоративное рисование. «Узор в круге» декоративное рисование «Роспись кухонной разделочной доски» декоративное рисование. «Роспись кухонной разделочной доски» декоративное рисование. «Роспись кухонной разделочной доски» декоративное рисование. «Архангельские козули» декоративное рисование. «Архангельские козули» декоративное рисование. «В гостях у мастеров Каргопольской игрушки» «В гостях у мастеров Каргопольской игрушки» лепка из глины «В гостях у мастеров Каргопольской игрушки» роспись Натюрморт «Сувениры Русского Севера» композиция Натюрморт «Сувениры 32 Практическое занятие Наблюдение Мастер-класс Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Мастер-класс Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение 27 2 28 2 29 2 30 2 31 2 32 2 33 2 34 Май 2 35 2 36 2 37 2 38 2 39 2 40 2 Русского Севера» живопись, гуашь Натюрморт «Сувениры Русского Севера» живопись, гуашь «Город на Двине» живопись, гуашь «Памятники и архитектура города» композиция «Памятники и архитектура города» живопись, гуашь «Транспорт на улицах города» » живопись, гуашь «Панорама родного города» композиция «Панорама родного города» » живопись, гуашь «Улицы Соломбалы» эскизы, зарисовки «Улицы Соломбалы» композиция «Улицы Соломбалы» живопись, гуашь «Улицы Соломбалы» живопись, гуашь Экскурсии в музеи и на выставки Экскурсии в музеи и на выставки Творческое задание. «Наш вернисаж» Выставка работ. Обсуждение. Тест. 33 Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Практическое занятие Наблюдение Мастер-класс Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Экскурсии Наблюдение Экскурсии Наблюдение Итоговое занятие Промежуточная аттестация по итогам учебного года Наблюдение 3 год обучения N п/п 1 Месяц неделя Сентябрь Часы 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 Октябрь 2 8 2 9 2 10 2 11 2 12 2 13 2 14 2 Тема Форма занятия занятия 1 полугодие Что мы будем Вводное делать на занятие занятиях? «Красота в жизни и искусстве» беседа «Театральные Мастер-класс маски» работа в технике «папьемаше» «Театральные Практическое маски» работа в занятие технике «папьемаше» «Театральные Практическое маски» роспись, занятие декорирование «Изготовление Практическое кукол – перчаток» занятие изготовление основы «Изготовление Практическое кукол – перчаток» занятие роспись «Изготовление Практическое кукол – перчаток» занятие декорирование «Цирковое Практическое представление»занятие живопись-гуашь «Эскиз Практическое театрального занятие костюма» графика, фломастеры «Афиша цирка» графика, фломастеры «Веселые клоуны» Мастер-класс композиция «Веселые клоуны»живопись, гуашь «Веселые клоуны» Практическое - живопись, гуашь занятие «Гость с далекой страны» живопись, гуашь 34 Форма контроля/результат Опрос Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 15 2 16 2 17 Ноябрь 2 18 2 19 2 20 2 21 2 22 2 23 2 24 2 25 Декабрь 2 26 2 27 2 28 2 «Гость с далекой страны» живопись, гуашь «Гость с далекой страны» композиция «Гость с далекой страны» живопись, гуашь «Красота фигуры человека»рисунок, простой карандаш «Фигура человека с передачей различных состояний» лепка из пластилина «Фигура человека с передачей различных состояний»- лепка из пластилина «Человек и труд» (Отражение в работе рода деятельности главного персонажа) композиция «Человек и труд» (Отражение в работе рода деятельности главного персонажа) живопись, гуашь «Моя семья» композиция» живопись, гуашь «Моя семья» живопись, гуашь «Красота материнства» композиция «Красота материнства» живопись, гуашь «Мудрость старости» композиция «Мудрость 35 Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение 29 2 30 2 31 2 32 2 1 Январь 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 Февраль 2 8 2 9 2 10 2 11 2 старости» живопись, гуашь «Автопортрет» Практическое графика, занятие фломастеры «Карикатура» графика, фломастеры «Болельщики на футбольном матче» графика, фломастеры Творческое Итоговое задание. занятие «Наш вернисаж» Выставка работ. Обсуждение. Тест. 2 полугодие «Цветы» работа в технике «батик» «Цветы» работа в технике «батик» «Из глубины Практическое веков» работа в занятие технике «граттаж» «Сказочный лес» работа в технике «граттаж» «Морская Мастер-класс черепаха» работа в технике «граттаж» «Рассвет на реке» работа в технике «батик» «Рассвет на реке» Практическое работа в технике занятие «батик» «Индийский слон» работа в технике папье-маше на основе бросового материала «Индийский слон» Практическое работа в технике занятие папье-маше на основе бросового материала «Индийский слон» роспись, декорирование пайетками «Тинга – тинга» Практическое 36 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 12 2 13 2 14 2 15 Март 2 16 2 17 2 18 2 19 2 20 2 21 2 22 2 24 Апрель 2 декориративное рисование в стиле африканского искусства «Тинга – тинга» декориративное рисование в стиле африканского искусства «Путешествие на Африканский континент» эскизы, композиция «Путешествие на Африканский континент» живопись, гуашь «Путешествие на Африканский континент» » живопись, гуашь «Путешествие на Крайний Север» композиция «Путешествие на Крайний Север» » - живопись, гуашь «Гроза надвигается» живопись, пастель «Охота на бизонов» (использование мотивов первобытной живописи знаменитой пещеры Альтамиры в Испании) сангина «Роспись бутылок по сюжетам китайских пейзажей» «Роспись бутылок по сюжетам китайских пейзажей» «Цветущая сакура» живопись, пастель «Таинственные 37 занятие Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Мастер-класс Наблюдение деревья» моделирование стволов и веток деревьев способом сминания, живопись, гуашь. 25 2 «Таинственные деревья» моделирование стволов и веток деревьев способом сминания, живопись, гуашь. 26 2 27 2 28 2 29 2 30 2 «Сказочное море» Моделирование из бумаги волнистой поверхности бегущих волн. «Сказочное море» Моделирование волнистой поверхности бегущих волн, +живопись, гуашь «Глубоководная рыба» работа в технике «папьемаше» «Глубоководная рыба» работа в технике «папьемаше» «Художественная роспись и декор бутылок» «Художественная роспись и декор бутылок» «Изготовление декоративных рамок из природного материала» «Изготовление декоративных рамок из природного материала» Панно в технике «Декупаж» 31 32 2 33 2 34 Май 2 38 Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Мастер-класс Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Панно Абстракция Наблюдение Практическое занятие Наблюдение 35 2 36 2 37 2 38 2 39 2 40 38 неделя 2 «Панно Абстракция» работа с бросовым материалом «Панно Абстракция»работа с бросовым материалом Экскурсии в музеи и на выставки «Работа в смешанной технике» техника и материал на выбор учащегося «Работа в смешанной технике» техника и материал на выбор учащегося Творческое задание. «Наш вернисаж» Выставка работ. Обсуждение. Тест. 39 Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Наблюдение Практическое занятие Наблюдение Итоговое занятие Наблюдение Итоговое занятие Промежуточная аттестация по итогам учебного года 3.2ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Аттестация учащихся проводится в учебном году 2 раза: промежуточная по итогам изучения 1 полугодия, промежуточная по итогам изучения 2 полугодия Сроки проведения аттестации: декабрь, май. Формы проведения аттестации:творческое задание, выставка, опрос,анализ работ. Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: - насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой; - полнота выполнения каждого модуля; - обоснованность перевода учащегося на следующий этап или год обучения. Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год, сводятся в Сводном протоколе промежуточной аттестации. Система оценивания – безотметочная. Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а так же с целью контроля и оценки достижений учащихся применяется методика определения результатов образовательной деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и адаптированная конкретно к программе изостудии «Мастерская Солнца». Разработан инструментарий по критериям оценки каждого модуля, система текущего контроля и протоколы фиксации результатов. Показатели и критерии результатов аттестации Теоретическая подготовка учащегося - Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана модуля) - соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям - Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Практическая подготовка учащегося - Практические умения и навыки, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой (по основным разделам учебнотематического плана) - соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям. - Владение специальным оборудованием и оснащением - отсутствие затруднений в использование специального оборудования и оснащения - Творческие навыки - креативность в выполнении практических заданий 40 Система текущего контроля Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждой изученной теме. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. и заносится в учебнотематический план, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу, календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания программного материала. Вид контроля Текущий Итоговый Сроки проведения контрольных мероприятий На каждом занятии Формы контроля В конце изучения каждого модуля Творческое задание на заданную (свободную) тему, выставка, тест. Наблюдение, мини-выставки 41 Протокол фиксации образовательных результатов входящей диагностики № п/п Практическое задание. Год обучения ФИО Н С В 1. 2. Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за полугодие/ год Н С В Н С В 3. 4. 42 Н С В Результаты аттестации по итогам полугодия Повторно аттестован Год обучения Творческие навыки (креативность) Не аттестован ФИО Практические умения и навыки, владение специальным оборудованием Аттестован № п/п Теоретические знания Владение специальной терминологией № п/п ФИО Год обуче ния Теоретические знания. Владение специальной терминологией Н С В Практические умения и навыки, владение специальным оборудованием Н С Творческие навыки (креативность) В Н С В Результаты аттестации по итогам года Аттестова н Не аттестован Повторно аттестован Переведён на следующи й этап обучения Полность ю освоил программ у Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе изостудии «Мастерская солнца плюс» Года Количество Количество обучения учащихся учащихся по годам прошедших обучения промежуточную аттестацию (данные за полугодие и год) Количество учащихся имеющих академическую задолженность (не прошедших аттестацию) (данные за полугодие и год) 1 модуль 2 модуль 43 Количество учащихся прошедших промежуточную аттестацию повторно (данные за полугодие и год) Количество учащихся, переведённых на следующий год обучения (данные на конец года) Количество учащихся полностью освоивших дополнительную общеразвивающую программу (выпускники) (данные на конец года) 3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Тесты для итоговых занятий 2 год обучения, 1 полугодие Что такое интерьер? а) внутреннее убранство помещения; б) внешний вид здания; в) название мебели. Рисунок в книге а) набросок б) плакат в) иллюстрация г) репродукция С чего необходимо начинать работу над тематической картиной? а) рисунка б) иллюстрации в) эскиза В чем заслуга русских художников XIX века А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина? а) были художниками-импрессионистами; б) были художниками-портретистами; в) открыли красоту русской природы. Что такое декоративно-прикладное творчество? а) искусство проектировать и строить б) искусство проектировать промышленные и бытовые изделия в) искусство создания художественных изделий, применяемых в быту Для какого промысла народной игрушки характерно создание образа «Индюк»? а) Филимоново; б) Дымково; в) Каргополь. Гжель это… а) центр росписи деревянной посуды; б) центр росписи глиняной посуды; в) центр росписи фарфоровой посуды. Почему хохлому называют золотой? 44 А) изделия изготавливались из золота; Б) серебристый порошок, используемый в росписи, после обжига приобретал цвет золота; В) роспись выполняли специальными красками, содержащими золото. Обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных пр иемов: а) стилизация; б) упрощение; в) роспись. Изделия из глины изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. а) лепка; б) керамика; в ) мукосольки. 2 год обучения, 2 полугодие Вид живописи, религиозной по темам, сюжетам, и назначению. а) церковная роспись; б) иконопись; в) фреска. Художник, творчество которого НЕ связано с исторической и бытовой картиной; а) Репин б) Суриков в) Шишкин Какой цвет в русском народном искусстве считается символом жизни? а) желтый; б) белый; в) красный. Это изображение у древних народов связана с символами растительных сил земли, вечно живой и процветающей природой: а) древо жизни; б) круги солнца; в) лесной царь. Определите особенности каргопольских игрушек 45 а) игрушки из красной глины, собранные по отдельным частям, самые разнообразные, красивые и популярные; б) игрушки из белой глины, подтянутые, стройные изящные, со свистком; в) игрушки с очертаниями приземистых крепких людей, с большими головами, бородой лопатой. Какая птица согласно славянской мифологии считалась вещей птицей, глашатаем, вестник древних языческих богов? а) сирин; б) стратим; с) гамаюн. Северные пряники а) козули; б) печенье; в) пироги с брусникой. Дизайн пространства окружающего человека: а) архитектура; б) дизайн среды; в) дизайн пятницы. 3 год обучения, 1 полугодие Броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях а) плакат; б) призыв; в) реклама. Оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идейно-смыслового содержания а) драпировка; б) дизайн; в) декорация. Сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением некоторых черт а) сатира; б) карикатура; в ) шутка. Живописное изображение самого себя а) селфи; 46 б) автопортрет; в) копия. Техника представляющая собой процесс создания картины с помощью использования одного цвета разных тонов а) гризайль; б) монотипия; в) хромотипия. 3 год обучения, 2 полугодие Ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. а) кудрина; б) батик; в) декупаж. Декупаж это: а) плакат; б) присоединение рисунка к предмету; в) разновидность вышивки. Графический рисунок, выполненный с помощью острого предмета на специально загрунтованной поверхности, методом процарапывания это … а) гризайль; б) гратаж; в) графика. Украшение либо внешнего вида здания, либо интерьера а) декорирование; б) роспись; в) бисероплетение. Специалист, который занимается визуальным воплощением объектов: от сайта до городских улиц а) губернатор; б) дизайнер; в) администратор. 47 Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения программы за полугодие и год. (Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности) Низкий уровень Средний уровень 1-3 балла 4-7 баллов Умение Не знает и путает Знает пользоваться инструменты, не предназначение, но инструментами умеет неуверенно держит (карандаш, пользоваться в руках кисти, инструментами ножницы) Умение Не умеет Знает приемы построить правильно построения композицию построить композиции, но композицию делает ошибки в построении Рисунок Не владеет Владеет основными основными приемами приемами рисования рисования, но делает ошибки Вид работы Живопись Не владеет основными приемами живописи Владеет основными приемами живописи, но делает ошибки Работа с бумагой Знает некоторые приемы работы с бумагой Работа с пластичными материалами Имеет поверхностные знания о способах работы с бумагой Не знает основных приемов лепки Изготовление работ для выставок и Нет желания проявить фантазию. Знает основные приемы, но затрудняется при лепке изделий Редко проявляет инициативу. Выполняет работу 48 Высокий уровень 8-10 баллов Хорошо знает все инструменты и применяет их в работе Выделяет композиционный центр и правильно строит композицию Хорошо владеет приемами рисования. Проявляет самостоятельность и фантазию Хорошо владеет приемами живописи. Проявляет самостоятельность и фантазию Знает все основные приемы работы с бумагой. Умело их сочетает в изделии Хорошо владеет приемами лепки. Проявляет самостоятельность и фантазию Всегда проявляет инициативу и фантазию. конкурсов Выполняет работу без инициативы и не аккуратно аккуратно. Не умеет проявить фантазию, самостоятельность 49 Выполняет работу заинтересованно и аккуратно 3.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Работа по данной программе предусматривает ее освоение на уровне начального школьного образования, очной формы обучения. В процессе обучения применяются следующие педагогические технологии: - технология группового обучения, - технология развивающего обучения, - технология игровой деятельности, - коммуникативная технология обучения, - дистанционные технологии; - здоровьесберегающая технология. Методы и приёмы, используемые на занятиях: Эмоциональный настрой – прослушивание музыкальных произведений, сказок, физминутки, пальчиковая гимнастика. Словесные методы и приёмы – рассказы, беседы, художественное слово. объяснение, пояснение, педагогическая оценка. Наглядные методы и приёмы – наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ способов выполнения работы. Деятельность на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости и объёме; эксперименты с красками; декоративная работа; игры с целью закрепления теоретического материала, игровые упражнения, рассчитанные как на активизацию у обучающихся познавательного процесс, так и на развитие у них интереса к учебному заданию, объекта изображения, знакомство с произведениями искусства; конструирование, наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества. № Раздел Методические пособия 2 год обучения 1. Вводное занятие ‒ детские работы прошлых лет. ‒ работы педагога 2. Красота родной природы. Гармония жилья и природы. ‒ репродукции с изображением пейзажа и натюрморта ‒ открытки, фотографии с изображением музея «Малые Карелы», русской избы ‒ муляжи грибов ‒ подборка стихов Н. Рубцова, В. Беднова ‒ книги сказок С. Писахова и Б.Шергина 50 № Раздел Методические пособия ‒ образцы народного искусства, их изображения 3. В мире русской литературы и народного творчества ‒ детские книги с иллюстрациями героических сказок и былин ‒ образцы изделий народных промыслов России ‒ образцы работ выполненных по мотивам Городецкой, Хохломской, Гжельской, Жостовской, ПолховМайданской росписей. ‒ таблица «лепка Дымковской игрушки» 4. Образ русского человека ‒ таблица «рисование лица человека» ‒ репродукции художников, связанных с жизнью русского человека ‒ открытки, фотографии, рисунки с изображением традиционного русского костюма, одежды русского война, икон 5. Декоративноприкладное искусство Архангельской области ‒ образцы изделий народных промыслов Архангельской области ‒ карточки росписи по дереву с изображением птиц, коней, розеток, цветов ‒ технологическая карта «Последовательность выполнения северной росписи по дереву 6. Улицы нашего года ‒ таблица «Линейная перспектива» ‒ открытки, фотографии, рисунки с изображением Архангельска 7. Итоговое занятие ‒ рисунки, поделки изготовленные детьми в течение года 3 год обучения 8. Вводное занятие ‒ детские работы прошлых лет ‒ работы педагога 9. Художник и зрелище 10. Образ человека ‒ образцы декоративных масок ‒ технологическая карта «Техника папье-маше» ‒ технологическая карта «Изготовление кукол – перчаток ‒ фотографии, изображения цирковых артистов ‒ рисунки на тему цирка и театра ‒ фотографии, рисунки, репродукции с изображением 51 № Раздел и его характер Методические пособия людей различного возраста, различных национальностей в различных видах изобразительного искусства. 11. Изобразительное ‒ образцы работ, связанных с изображением космоса искусство и мир ‒ фотографии, изображения животных и природы природы Африки, Крайнего Севера ‒ изображения динозавров ‒ образцы в технике «батик», «пастель» ‒ таблица «Последовательность выполнения работы в технике граттаж» ‒ изображения, фотографии мотивов первобытной живописи ‒ книги, фотографии, изображения работ в стиле традиционного японского, китайского, индийского искусства ‒ образцы работ, связанных с моделированием бумаги, путем сминания 12. Красота в умелых руках ‒ образцы работ в технике мозаики из рваной бумаги (с передачей светотени) ‒ образцы бутылок с художественной росписью и декорированием ‒ образцы в технике «декупаж», батик», «пастель», «смешанной техники, работ из природного материала 13. Итоговое занятие ‒ рисунки, поделки изготовленные детьми в течение 3 лет обучения 52 3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Учебный кабинет, соответствующий СанПиН 2.4.4.3172-14 не менее 30 кв.м. 2. Материально-технические условия. - мебель: столы детские, стол преподавателя, шкаф для хранения используемого в работе дидактического материала, художественных инструментов, объектов для демонстрации, мольберты учебные, доска маркерная, магнитная. - техническое оборудование: мультимедийная установка, колонки; - инструменты и расходный материал: гуашь, акварель, фломастеры, гелевые ручки, пастель, графитные карандаши (ТМ, М), кисти синтетика (№№2-9), кисти щетина (№№5-9), палитры, банки для промывания ворса кисти от краски, стирательные резинки (ластик),бумага и картон (различной плотности, формата, фактуры цвета), глина, пластилин, стеки разной формы, доски для лепки, ножницы, клей. 3. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования художественного направления, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н) 4. С использованием дистанционных технологий. 5. Для детей с ОВЗ возможно использование индивидуального образовательного маршрута в случае затруднения обучения по программе с другими детьми. 53 3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ Для педагога: 1. Беджанов Ю.К. «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», изд. Майкоп, 1997. 2. Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995. 3. Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 1996. 4. Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996. 5. Сокольникова Н.М. «Основы живописи», изд. Титул, 1996. 6. Сокольникова Н.М. «Основы рисунка», изд. Титул, 1996. 7. https://stranamasterov.ru/ Для учащихся: 1. Проснякова Т.Н. «Радужный мир», изо-технология, учебник 1 класс. Часть 1; 2. Проснякова Т.Н. «Радужный мир», изо-технология, учебник 1 класс. Часть 2; 2. Данкевич Е.В., Жакова О.В.Большая книга поделок для девочек и мальчиков, изд. «Кристалл», 2000; 3. Энциклопедия рисования, изд. «Росмэн», 2008; 4. Искусство - детям «Акварельные цветы», изд. Мозаика-синтез, 2005; 5. Соловьева О.П. «Необыкновенное рисование», изд. Мозаикасинтез, 2006. 6. http://koshkina.net/risovaniecheloveka.html 7. https://www.youtube.com/user/partnersuper/featured Для родителей: 1. Грегг М, Ферс Тайный мир рисунка, изд. «Деметра», 2014; 2. Д. Дилео Детский рисунок. Диагностика и интерпретация, изд. «Астрель Пресс», 2012 54