ДООП Компьютерная грамотность первые шаги

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я
А Д М И Н И С Т Р А Ц И И Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А
« Г О Р О Д А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е Е
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р
Г О Р О Д С К О Г О О К Р У Г А « Г О Р О Д
" С О Л О М Б А Л Ь С К И Й Д О М Д Е Т С К О

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом
Протокол № 3
«31» августа 2022 г.

У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
А З О В А Н И Я
А Р Х А Н Г Е Л Ь С К »
Г О Т В О Р Ч Е С Т В А "

УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБУ ДО «СДДТ»
_______________ А.Б. Данилова
Приказ № 215 от
«31» августа 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Компьютерная грамотность - первые шаги»
Техническая направленность
Возраст учащихся: 8-13 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:
Ильиных Оксана Юрьевна,
педагог дополнительного образования

Архангельск
2022
1

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Информационная карта

3-4

2. Комплекс основных характеристик программы

5-15

2.1

Пояснительная записка

5-9

2.2

Учебный план

10

2.3

Учебно-тематический план

2.4

Содержание программы

14

2.5

Планируемые результаты и формы их проверки

15

11-13

3. Комплекс организационно-педагогических условий

16-29

3.1

Календарный учебный график

16-19

3.2

Формы аттестации и оценка образовательных результатов

20-23

3.3

Оценочные материалы

24-26

3.4

Методическое обеспечение программы

27

3.5

Условия реализации программы

28

3.6

Список информационных источников

29

2

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1

Наименование программы (услуги)

2

Полное наименование образовательной
программы, в рамках которой реализуется
данная программа (услуга)

3
4

Год разработки
Вид деятельности по программе

5

Направленность дополнительного
образования
Аннотация (краткое описание содержания и
иная информация, необходимая для
заказчиков и получателей образовательных
услуг)

6

7

7

9
10

11
12
13
14

15

Образовательная программа
(Реализация дополнительных
общеразвивающих программ (ББ52))
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Компьютерная грамотность - первые
шаги», базовый уровень
2022
Работа с таблицами Excel, текстовыми
документами Word, презентациями
Power Point
Техническая

Программа способствует техническому,
интеллектуальному развитию
обучающихся, формирует у них основы
компьютерной, информационной
грамотности. Обучающиеся приобретут
специальные знания и навыки работы на
компьютере
Указание на уровень сложности содержания Базовый
программы (стартовый
(ознакомительный), базовый, продвинутый (
углублённый))
Место реализации программы (фактический
адрес оказания услуги; при реализации
программы в сетевой форме в разных
местах указываются все адреса)
Возрастная категория учащихся (адресат
программы)
Указание на необходимость медицинского
заключения об отсутствии
противопоказаний к занятию
соответствующим видом спорта (для
программ физкультурно-спортивной
направленности)
Указание на адаптированность программы
для учащихся с ОВЗ (включая указание на
вид ограничений)
Нормативный срок освоения программы
(продолжительность обучения)
Режим занятий, продолжительность
каждого занятия
Сведения о педагогических работниках,
реализующих программу (Фамилия имя
отчество, квалификационная категория,
образование, регалии)
Форма обучения по программе (очная,
заочная, очно-заочная)
3

МБУ ДО «СДДТ»
Адрес: Архангельская область, г.
Архангельск, пер. Банный 1-й, д. 2
2-6 классы
8-13 лет
Медицинского заключения не требуется

_
1 год
1 раз в неделю по 2 академических часа;
1 академический час – 45 мин.
Ильиных Оксана Юрьевна, педагог
дополнительного образования
Очная

16 Объем программы общий и отдельно по
формам обучения (очная/заочная), по
использованию дистанционных технологий
(с использованием/ без использования), по
использованию сетевой формы (с
использованием/ без
использования), формам организации
образовательной деятельности (групповая/
индивидуальная)
17 Минимальное максимальное число детей,
учащихся в одной группе

4

Объём - 72 академических часа в год.
Очная форма – 72 академических часа.
Групповая форма организации
деятельности – 72 академических часа.

Минимальное – 10 чел.
Максимальное – 15 человек

2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Компьютерная грамотность - первые шаги» (далее – Программа) относится к технической
направленности.
Программа составлена в соответствии с требованиями:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 -р;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об
утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Компьютерная грамотность – владение минимальным набором знаний и навыков
работы на компьютере, использования средств вычислительной техники, понимание основ
информатики и значения информационной технологии в жизни общества.
Новизна.
В данной Программе преобладает использование проектных и игровых технологий
обучения. Это, во-первых, способствует активизации и углублению познания
воспитанников, развивает их творческую креативность и логическое мышление,
воспитывает самоорганизацию и групповое взаимодействие. Во-вторых, проектные
технологии позволяют максимально реализовать межпредметные связи и интегрировать
настоящую программу с курсом школьной программы, что дает возможность
воспитанникам применять готовые проекты в учебной деятельности и в повседневной
жизни. В-третьих, реализация игровых и проектных технологий на практике ведет к
изменению позиции самого педагога. Из носителя готовых знаний он становится
организатором познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников.
Актуальность.
Одним из приоритетных направлений развития современного общества является его
информатизация.
Информационные технологии сегодня оказывают влияние на формирование
менталитета, отношения к миру, осознания собственной роли и места в современном
индустриальном обществе и на мировоззрение обучающегося в целом.
«Новые направления дополнительного образования должны основываться на
освоении детьми и подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное
и профессиональное самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в
созидание новых форм организации социальной жизни, в том числе визуальные
технологии: включение школьников в современные визуально-эстетические практики
(видео, кино, телевидение, современное сценическое искусство, дизайн, веб -дизайн и др.);
сетевые технологии: участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и
кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернета и т.д.
(Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р)».
5

Дополнительное образование уже на начальном этапе обучения может помочь
ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Возможность использования программы в других образовательных системах.
Программа реализуется на базе Соломбальского Дома детского творчества.
Программа может быть использована как дополнительная общеобразовательная
программа в учреждениях дополнительного образования, и как программа внеурочной
деятельности в образовательных организациях.
Цель программы: способствовать формированию творческих и технических
способностей учащихся через компьютерные технологии.
Задачи:
Образовательные:
1. Научить обучающихся работать с программами Word, Power Point; Excel;
2. Способствовать созданию условий для развития общеучебных, коммуникативных
умений и элементов информационной культуры, т.е. умения работать с
информацией, правильно воспринимать информацию от педагога, обмениваться
информацией между собой.
Развивающие (метапредметные):
1. Развитие образного мышления и интереса к творчеству;
2. Развитие изобретательности, технического и пространственного мышления;
3. Развитие кругозора и стимулирование умственной деятельности.
Воспитательные (личностные):
1. Способствовать формированию у учащихся первоначальных представлений о
компьютере? современных информационных и коммуникационных технологиях;
2. Воспитание потребности применения современных информационных технологий в
повседневной жизни;
3. Воспитание стремления к взаимопомощи и взаимной поддержке;
4. Сформировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
Принципы построения содержания программы:
Принцип доступности – возможность усвоения содержания учащимися в
соответствии с возрастом и уровнем предыдущих знаний. Обучение должно вестись от
легкого к трудному, объясняя материал, необходимо использовать простой и доступный
учащимся язык, варьировать темпы работы, учитывать связь доступности с
работоспособностью.
Принцип системности и последовательности – это принцип, предусматривающий
формирование знаний, умений и навыков в системе и определенном порядке, при котором
каждый элемент учебного материала связан логически с другими, последующее опирается
на предыдущее и готовит к освоению нового.
Принцип сознательности и активности – осознанное усвоение учащимися знаний в
процессе активной познавательной и практической деятельности. В процессе обучения
необходимо добиваться, чтобы учащиеся понимали цель и задачи настоящего этапа и
обучения в целом; вовлечение учащихся и возбуждения у них познавательного интереса;
поддержка оптимизма и уверенности в себе.
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям
учащихся – соответствие содержания, форм и методов обучения возрастным этапам и
индивидуальным особенностям учащихся.
6

В процессе проведения занятий педагогом используются современные
образовательные и воспитательные педагогические технологии:
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр
цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения
информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение,
электронная почта, мультимедийные средства, Интернет и др.)»;
Обучение в сотрудничестве – совместная развивающая деятельность, в группе,
команде, взаимозависимость и взаимопомощь членов группы; личная ответственность
каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
Здоровьесберегающая технология – организация образовательного процесса
предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным
возможностям учащихся;
Личностно-ориентированная технология (задания, позволяющие обеспечить
комфортные условия развития личности), направленная на формирование креативных,
коммуникативных, общекультурных компетенций;
Система инновационной оценки «портфолио»: способ фиксирования, накопления и
оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Отличительная особенность программы.
Образовательная программа «Компьютерная грамотность - первые шаги» обладает
рядом отличительных особенностей:
 теоретический и практический материал представлен по нескольким направлениям
компьютерных
технологий,
способствует
разностороннему
развитию
воспитанников, социальной адаптации и профориентации воспитанников;
 образовательный процесс построен на основе проектных, поисковых, игровых
технологий и способствует эффективности освоения программного материала,
активного участия воспитанников в конкурсном движении;
 программа предполагает использование нетрадиционных форм занятий: деловых,
имитационных, поисковых игр.
 содержание программы предполагает использование электронных учебных
пособий, наглядных материалов, практикумов, индивидуальных заданий и
алгоритмов, методических рекомендаций, разработанных автором данной
программы;
 мониторинг эффективности образовательного процесса включает в себя
определение критериев результативности как индивидуально, так и в группах,
отражает специфику компьютерного творчества и дополнительного образования в
целом.
Педагогическая целесообразность и принципы анимационного творчества
прослеживаются в следующем:
Признаки/при
№
Характерные особенности компьютерной грамотности
нципы
1
Современность Компьютерная грамотность – владение минимальным набором
знаний и навыков работы на компьютере, использования средств
вычислительной техники, понимание основ информатики и значения
информационной технологии в жизни общества. Многообразие
компьютерных технологий, предоставление ребенку
самовыражения с возможностью получения продукта
7

собственной деятельности – готовой таблицы, документа,
баннера. Наличие современных технических средств,
внедрение их в учебный процесс делают компьютерную
грамотность необходимым и современным средством
обучения, интересным видом деятельности .
2
Доступность
Компьютерная грамотность доступна для каждого. Все
используют компьютеры, ноутбуки, телефоны в своей работе,
повседневной жизни. Компьютерные технологии, работа в
различных программах являются понятными и доступными для
детского возраста, стимулируют творческую активность и
раскрепощают мышление.
3
Индивидуальн
Индивидуальность компьютерной грамотности заключается в
ость
возможности самовыражения с использованием разнообразных
видов творческой деятельности.
4
Комплексность Компьютерная грамотность дает возможность ребенку
проявить свои способности в дизайне (создание презентаций),
науки (работа над проектом), технике (работа с компьютерами,
различным оборудованием). Используя всё это в комплексе,
дети могут получить совершенно новое современное
художественное цифровое произведение, проявить свое
экранное творчество – создание баннера, таблицы,
презентации.
5
Социальная
Одной из задач педагогики стала необходимость научить
значимость
ребенка находить свое место в жизни и общении, т.е. углубить
социализацию личности, развить чувство причастности к
окружающему миру. Источником причастности становится
общая деятельность, опыт межличностного взаимодействия, в
нашем случае, - процесс работы над цифровым продуктом,
возможность самовыражения личности, решение средствами
анимации серьезных, общественно-значимых проблем.
Адресат программы:
Программа «Компьютерная грамотность - первые шаги» рассчитана на детей
младшего школьного возраста, владеющих навыками чтения, письма и арифметических
действий, то есть для ребят 2-6 классов.
Характеристика учащихся 8-13 лет.
Характеристика учащихся 8-10 лет.
Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Активно реагирует на все новое,
яркое. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и
острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом
возрасте). Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в
групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе,
так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают
психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером
увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования. Дети
среднего возраста имеют определенные навыки и помогают учащимся младшего возраста.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей
деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль.
Поэтому учебный материал преподносится в игровой форме.
8

Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и
осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают
внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой
объяснения материала является демонстрация.
Характеристика учащихся 12-13 лет.
В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психике.
Наблюдаются
высокая
эмоциональность,
неуравновешенность
настроения,
немотивированные поступки, вспыльчивость, преувеличение своих возможностей.
Источник этого явления – интенсивное физическое развитие, половое созревание,
появление так называемого чувства взрослости.
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со
сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Подростки стремятся завоевать в их
глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к
самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности,
формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Складываются
собственные моральные установки и требования, которые определяют характер
взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять
влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами
считают несомненным и правильным.
Сроки и этапы реализации программы – 1 год обучения. 18 недель, 72
академических часов в год.
Объём программы: 72 академических часа в год.
Формы занятий:
Основной формой обучения по данной программе является учебно- практическая
деятельность обучающихся. Программа предусматривает использование следующих форм
работы: фронтальной, индивидуальной, групповой.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа. 1 академический час – 45
мин.
Планируемые результаты и форма их проверки: см. раздел 2.5.
Формы контроля и подведения итогов: см. разделы 2.3, 3.2, 3.3.
Нормативно-правовое обоснование программы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в действующей редакции).
2.
Целевая модель развития региональных систем дополнительного
образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-p).
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения России от
09.11.2018 № 196).
5.
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ (приказ Министерства образования и науки РФ от
23.08.2017 № 816).
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический
9

университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО
дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от 18.11.2015.
7.
Методические
рекомендации
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ245/06)
8.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28);
9.
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (Постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 № 22
10.
Регламент
независимой
оценки
качества
дополнительных
общеобразовательных программ (Распоряжение министерства образования и науки
Архангельской области от 06.02.2020 № 202).
11.
Устав МБУ ДО «СДДТ»
12.
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБУ ДО «СДДТ».
13.
Положение о системе единого ведения программно-методической
документации педагогических работников
14.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.

10

2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название раздела
Блок 1. Вводное занятие
Блок 2. Компьютерная графика.
Блок 3. Текстовый редактор Microsoft Office Word
Блок 4. Графический редактор Microsoft Power Point
Блок 5. Электронные таблицы Excel
Блок 6. Создание буклетов и брошюр
Блок 7. Компьютерные коммуникации
Итого часов по программе (объём программы):

11

Всего часов
2
8
28
6
14
2
12
72

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

1.1

2.1

2.2

2.1

2.2

Наименование тем и
разделов

Вводное занятие.
ТБ. Правила поведения в
компьютерном классе.
История развития
компьютерной техники.
Прогулки по рабочему
столу, создание рабочей
папки.
Итого:

Количество часов
всего

теория

практика

1. Вводное занятие
2
1
1

2

1

Практические
задания

1

2. Компьютерная графика
6
1
5

Графический редактор
Paint: инструментарий
программы Paint. Меню и
палитра инструментов,
сохранение выполненной
работы в файле, открытие
файла для продолжения
работы
Итоговая работа. Проект.
2
0
2
Тематическая композиция
(Создание композиций на
тему: «Мой дом», «Моя
школа»)
Итого:
8
1
7
3.Текстовый редактор Microsoft Office Word
Текстовый редактор WORD 6
2
4
вводное занятие.
Элементы окон WORD,
режимы просмотра
документа.
Создание нового документа,
сохранение документа.
Работа с текстом (правила
ввода текста).
Выделение фрагментов
8
1
7
текста, удаление и замена
выделенных фрагментов
текста.
Шрифтовое оформление
текста.
Знаки препинания и
спецсимволы.
12

Форма
аттестации
(защита
проектов)

Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение

Практическая
работа,
упражнения

Практическая
работа,
упражнения,
наблюдение

Практическая
работа,
упражнения

2.3

Автоматизация выполнения
отдельных операций в
Word.
Работа с таблицами в Word.

6

1

5

2.4

Работа с графикой в Word.

8

2

6

Практическая
работа,
упражнения
Защита проекта
на тему
«Рекламный
постер»

Итого:
3.1

3.2

3.3

28
6
22
4. Графический редактор Microsoft Power Point
Знакомство с графическим
2
1
1
редактором. Составление
презентаций в Microsoft
PowerPoint.
Дизайн презентации и
2
0
2
макеты слайдов.
Переходы между слайдами
с помощью кнопок и
гиперссылок.
Разработка
2
0
2
мультимедийной
интерактивной презентации.

Практическая
работа,
упражнения
Практическая
работа,
упражнения
Защита проекта
на тему
«Любимый
писатель»

Итого:
4.1

6
1
5
5. Электронные таблицы Excel
Знакомство с интерфейсом
2
1
1
программы MS Excel.

4.2

«Удобные» возможности
MS Excel. Формулы.

6

1

5

4.3

Графические возможности
MS Excel. Построение
различного рода диаграмм и
графиков.

6

2

4

Практическая
работа,
упражнения
Практическая
работа,
упражнения
Защита проекта
На тему
«Средняя
температура
воздуха в городе
за год»

Итого:
6.1

6.2

14
4
10
6. Создание буклетов и брошюр
Программа Publisher.
1
0
1
Брошюра. Оформление
Программа Publisher.
Буклет. Оформление

1

0

Итого:
7.1

1

2
0
2
7. Компьютерные коммуникации
Локальные и глобальные 2
1
1
компьютерные сети
13

Практическая
работа,
упражнения
Практическая
работа,
упражнения

7.2

Информация.
информации

Количество 2

1

1

7.3

Получение,
обработка, 2
передача,
хранение
информации
Поисковые системы. Поиск 2
информации в интернете

1

1

1

1

7.5

Электронная почта

2

0

2

7.6

Компьютерные
вирусы, 2
антивирусные программы

1

1

Итого:
Итого по программе

5
18

7
54

7.4

12
72

14

Практическая
работа,
упражнения
Практическая
работа,
упражнения
Практическая
работа,
упражнения
Практическая
работа,
упражнения
Практическая
работа,
упражнения

2.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие.
Знакомство с группой. Правила поведения в компьютерном классе. Техника
безопасности. Пожарная безопасность.
Теория. История развития компьютерной техники.
Практика. Прогулки по рабочему столу, создание рабочей папки.
3. Компьютерная графика.
Теория. Графический редактор Paint: инструментарий программы Paint. Меню и
палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для
продолжения работы
Практика. Назначение, возможности, панель инструментов графического редактора
Paint.
3.Текстовый редактор Microsoft Office Word.
Теория. Текстовый редактор WORD вводное занятие. Элементы окон WORD, режимы
просмотра документа.
Практика. Создание нового документа, сохранение документа. Работа с текстом
(правила ввода текста). Выделение фрагментов текста, удаление и замена выделенных
фрагментов текста. Шрифтовое оформление текста. Знаки препинания и спецсимволы.
Автоматизация выполнения отдельных операций в Word. Работа с таблицами в Word.
Работа с графикой в Word.
4.Графический редактор Microsoft POWER POINT.
Теория. Знакомство с графическим редактором. Составление презентаций в Microsoft
Power Point.
Практика. Дизайн презентации и макеты слайдов. Переходы между слайдами с
помощью кнопок и гиперссылок. Разработка мультимедийной интерактивной презентации.
5. Электронные таблицы EXCEL.
Теория. Знакомство с интерфейсом программы MS Excel.
Практика. «Удобные» возможности MS Excel. Формулы. Графические возможности MS
Excel. Построение различного рода диаграмм и графиков.
1. Создание буклетов и брошюр.
Теория. Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объекты Publisher.
Практика. Создание брошюры.
2. Компьютерные коммуникации.
Теория. Локальные и глобальные компьютерные сети. Краткая история Интернета.
Обзор основных служб.
Практика. Локальные и глобальные компьютерные сети . Информация. Количество
информации. Получение, обработка, передача, хранение информации . Поисковые системы.
Поиск информации в интернете. Электронная почта. Компьютерные вирусы, антивирусные
программ.
Итогом курса у детей будут:
1. Проект на тему «Рекламный постер».
2. Проект на тему «Любимый писатель».
3. Проект на тему «Средняя температура воздуха в городе за год».

15

2.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Дети должны знать:
 правила техники безопасности;
 что такое информация; виды информации; средства получения, хранения, передачи
информации;
 правила работы за компьютером;
 возможности текстового редактора WORD; графического редактора POWER
POINT; электронные таблицы EXCEL.
Дети должны уметь:
 соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
 включить, выключить компьютер;
 работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
 запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть
программу.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Входной контроль. При поступлении в объединение ребёнок проходит собеседование
для установления уровня общего развития и технической подготовки.
Текущий контроль. Проводится посредством выполнения детьми самостоятельных
работ на пройденные темы.
Итоговый контроль. Результат обучения ребёнка оценивается по его личным достижениям
относительно собственных возможностей.
Формы подведения итогов:
 участие в техническом оформлении различной информации для СДДТ и
школы, оформление кабинета;
 оформление презентаций своей работы;
 проведение конкурсов.

16

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

Месяц
Неделя

Часы

Тема занятия
Вводное занятие. Знакомство с
программой и планами.
Правила поведения в
компьютерном классе. Техника
безопасности. Пожарная
безопасность
Компьютерная графика
Графический редактор Paint:
инструментарий программы
Paint. Меню и палитра
инструментов, сохранение
выполненной работы в файле,
открытие файла для
продолжения работы
Графический редактор Paint:
разработка и редактирование
изображений, копирование
элементов рисунка

1

Сентябрь
2 неделя

2

2

3 неделя

2

3

4 неделя

2

4

Октябрь
5 неделя

2

5

6 неделя

2

6

7 неделя

7

8 неделя

2

Элементы окон WORD,
режимы просмотра документа.

8

9 неделя

2

Создание нового документа,
сохранение документа.

9

Ноябрь
10 неделя

2

Работа с текстом (правила
ввода текста).

Графический редактор Paint:
составление рисунка из
геометрических фигур

Вводное
занятие

Форма
контроля/
аттестации
Наблюдение,
беседа

Беседа,
лекция

Наблюдение,
беседа

Форма
занятия

Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ
Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ
Практическое Защита проекта
занятие

Итоговая работа. Проект.
Тематическая композиция
(Создание композиций на тему:
«Мой дом», «Моя школа»)
Текстовый редактор Microsoft Office Word
2
Текстовый редактор WORD
Беседа,
вводное занятие.
лекция

17

Наблюдение,
беседа

Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ
Практическое Наблюдение,
занятие
беседа
Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ

10 11 неделя

2

Выделение фрагментов текста,
удаление и замена выделенных
фрагментов текста.

11 12 неделя

2

12 13 неделя

2

13 Декабрь
14 неделя

2

Выделение фрагментов текста,
удаление и замена выделенных
фрагментов текста.
Шрифтовое оформление
текста.
Выделение фрагментов текста,
удаление и замена выделенных
фрагментов текста.
Знаки препинания и
спецсимволы.
Автоматизация выполнения
отдельных операций в Word.
Работа с таблицами в Word.
Выделение фрагментов текста.
Шрифт. Размер шрифта

14 15 неделя

2

15 16 неделя

2

16 17 неделя

2

17 Январь
18 неделя

2

18 19 неделя

2

Работа с таблицами в Word.
Кнопки для выравнивания
текста: по левому, правому
краю; по центру; по ширине
страницы.
Работа с таблицами в Word.
Кнопки для выравнивания
текста: по левому, правому
краю; по центру; по ширине
страницы. Набор текста
Работа с таблицами в Word.
Кнопка, для выделения текста
более жирным, наклонным
шрифтом. Работа с таблицами в
Word.
Работа с графикой в Word.

Работа с графикой в Word.
Работа с изображениями,
фигурами. Создание схем,
диаграмм

18

Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ
Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ
Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ

Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ
Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ
Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ
Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ
Беседа,
лекция

Творческое
задание,
проверка
качества работ
Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
качества работ

19 20 неделя

20 21 неделя

21 Февраль
22 неделя

22 23 неделя

23 24 неделя

24 25 неделя
25 Март
26 неделя

Работа с графикой в Word.
Практическое
Защита проекта на тему
занятие
«Рекламный постер»
Графический редактор Microsoft POWER POINT
2
Знакомство с графическим
Беседа,
редактором. Составление
лекция
презентаций в Microsoft
PowerPoint. Создание
презентаций
2
Знакомство с графическим
Практическое
редактором. Составление
занятие
презентаций в Microsoft
PowerPoint. Управляющие
кнопки
2
Дизайн презентации и макеты
Практическое
слайдов. Вставка текста и
занятие
картинок в слайд. Переходы
между слайдами с помощью
кнопок и гиперссылок.
PowerPoint. Создание
гиперссылок
2
Разработка мультимедийной
Практическое
интерактивной презентации.
занятие
Защита проекта на тему
«Любимый писатель»
Электронные таблицы EXCEL
2
Знакомство с интерфейсом
Беседа,
программы MS Excel
лекция
2
«Удобные» возможности MS
Практическое
Excel. Формулы.
занятие
Автосуммирование.
2

26 27 неделя

2

27 28 неделя

2

28 29 неделя

2

«Удобные» возможности MS
Excel. Ввод формул.
Адресация. Относительная
адресация.
«Удобные» возможности MS
Excel. Решение задач
Графические возможности MS
Excel. Построение различного
рода диаграмм и графиков.
Создание диаграмм

19

Защита проекта

Наблюдение,
беседа

Наблюдение,
беседа

Творческое
задание,
проверка
качества работ

Защита проекта

Наблюдение,
беседа
Творческое
задание,
проверка

Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка
Практическое Творческое
занятие
задание,
проверка

29 Апрель
30 неделя

2

Графические возможности MS Практическое
Excel. Построение различного
занятие
рода диаграмм и графиков.
Работа с диаграммами.
Редактирование диаграмм
Графические возможности MS Практическое
Excel. Построение различного
занятие
рода диаграмм и графиков.
Защита проекта
На тему «Средняя температура
воздуха в городе за год»
Создание буклетов и брошюр
Программа Publisher. Брошюра. Практическое
Оформление. Программа
занятие
Publisher. Буклет. Оформление
Компьютерные коммуникации
Локальные и глобальные
Практическое
компьютерные сети
занятие

30 31 неделя

2

31 32 неделя

2

32 33 неделя

2

33 34 неделя

2

Информация. Количество
информации

Практическое
занятие

34 Май
35 неделя

2

Получение, обработка,
передача, хранение
информации

Практическое
занятие

35 36 неделя

2

Поисковые системы. Поиск
информации в интернете

Практическое
занятие

36 37 неделя

2

Электронная почта

Практическое
занятие

37 38 неделя

2

Компьютерные вирусы,
антивирусные программы

Практическое
занятие

20

Творческое
задание,
проверка

Защита проекта

Творческое
задание,
проверка
Творческое
задание,
проверка
Творческое
задание,
проверка
Творческое
задание,
проверка
Творческое
задание,
проверка
Творческое
задание,
проверка
Творческое
задание,
проверка

3.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Аттестация учащихся занимающихся по программе «Компьютерная грамотность первые шаги» проводится в учебном году 3 раза: промежуточная по итогам изучения 1, 2 и
3 блока.
Сроки проведения аттестации: декабрь, март, май.
Формы проведения аттестации: наблюдение, беседа, выполнение практических
заданий, подготовка проектов.
Результаты аттестации учащихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно
было определить:
 Насколько достигнуты каждым учащимся планируемые результаты определяемые
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой;
 Полнота выполнения программы и каждого блока;
 Обоснованность перевода учащегося на следующий этап обучения.
Результаты аттестации заносятся в Протокол фиксации образовательных результатов
освоения программы за каждый блок, сводятся в Сводном протоколе промежуточной
аттестации.
Система оценивания – без отметочная.
Согласно Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», а также, с целью контроля и оценки
достижений учащихся применяется методика определения результатов образовательной
деятельности по Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., модифицированная в МБУ ДО «СДДТ» и
адаптированная конкретно к творческому объединению «Техническое творчество».
Разработан инструментарий по модулям, а также система текущего контроля и протоколы
фиксации результатов.








Показатели и критерии результатов аттестации
Теоретическая подготовка учащегося:
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана
программы) - соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям.
Владение специальной терминологией - осмысленность и правильность
использования специальной терминологии.
Практическая подготовка учащегося:
Практические
умения
и
навыки,
предусмотренные
дополнительной
общеразвивающей программой (по основным разделам учебного плана) соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям;
Творческие навыки – креативность в выполнении практических заданий.

Система текущего контроля.
Текущий контроль успеваемости учащихся по программе осуществляется по каждой
изученной теме.
Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента учащихся,
уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им
21

образовательных технологий и др. и заносится в учебно-тематический план деятельности
творческого объединения, графа «Форма аттестации (контроля)» по каждому разделу,
календарный учебный график, графа «Формы контроля» по каждому занятию.
Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания
программного материала.
Вид контроля
Входящий
Текущий
Итоговый

Сроки проведения
Формы контроля
контрольных мероприятий
Перед изучением каждого
Беседа
модуля
На каждом блоке
Наблюдение, проверка качества
практических работ.
В конце изучения всего
Выполнение практических заданий,
курса
проекта

22

Протокол фиксации образовательных результатов освоения программы за год
Теоретические знания

В

Н

Теоретические
знания

Владение
специальной
терминологией

Н

Н

С

В

Практические
умения и навыки

Н

С

В

Н

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

С

Творческие
навыки

В

С

В

Н

С

В

23

Н

С

В

Н

С

Н

С

В

Результаты промежуточной
аттестации за год

№
группы
С

В

В

Переведён на
следующий год
обучения
Полностью
освоил программу

С

Повторно
аттестован

ФИО

Творческие навыки

№ группы
Н

№
п/п

Владение специальным
оборудованием и
оснащением

Не аттестован

ФИО

Практические умения
и навыки

Аттестован

№
п/п

Владение специальной
терминологией

Сводный протокол промежуточной аттестации учащихся, занимающихся по программе
«Компьютерная грамотность - первые шаги»
Года
обучения

Количество
учащихся по годам
обучения

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию (данные
за полугодие и год)

Количество
учащихся имеющих
академическую
задолженность (не
прошедших
аттестацию)
(данные за
полугодие и год)

24

Количество
учащихся
прошедших
промежуточную
аттестацию
повторно
(данные за
полугодие и год)

Количество
учащихся,
переведённых на
следующий год
обучения
(данные на конец
года)

Количество
учащихся полностью
освоивших
дополнительную
общеразвивающую
программу (выпускники)
(данные на конец года)

3.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Перечень теоретических и практических заданий для аттестации учащихся.
Год
Уровень
обучения
1
базовый

Промежуточная аттестация учащихся по итогам года
Теория
Практика
- Что входит в
- Создание композиций в
инструментарий программы
программе Paint
Paint?
Работа с графиков в Word
- Как осуществляется режим
- Работа с таблицами в Excel
просмотра документа Word?
- Разработка мультимедийной
- Перечислите правила ввода
интерактивной презентации
текста
- Создание брошюры
- Назовите кнопки для
- Создание буклета
выравнивания текста
- Перечислите управляющие
кнопки Microsoft Power Point
- Что такое адресация и
относительная адресация?
- Какие существуют
поисковые системы?
- Назовите антивирусные
программы

25

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по оценке образовательных результатов освоения программы
«Компьютерная грамотность - первые шаги» (базовый уровень)
(Инструментарий по отслеживанию результатов образовательной деятельности)
Показатели/
критерии
1.1 Теоретические знания (по
основным разделам учебнотематического плана программы)
соответствие теоретических знаний
программным требованиям

1.2 Владение специальной
терминологией
осмысленность и правильность
использования специальной
терминологией.
2.1 Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой (по основным

Уровни освоения программы.
Низкий
Средний
(Н)
(С)
1. Теоретическая подготовка учащегося
- Слабо знает правила
- Знает правила техники
техники безопасности при
безопасности при работе с
работе с компьютерной
компьютерной техникой, но
техникой;
не всегда применяет их;
- не имеет представление об
- имеет представление об
основных этапах работы в
основных этапах работы в
компьютерных программах;
компьютерных программах;
- не разбирается в основах
- неплохо разбирается в
компьютерной грамотности
основах компьютерной
изучаемых на первом году
грамотности изучаемых на
обучения, или допускает
первом году обучения, может
грубые ошибки.
допускать ошибки.

Не знает специальных
терминов, в речи их не
употребляет, педагога не
понимает

Знает специальные термины,
при употреблении сочетает
специальную терминологию с
бытовой, педагога понимает

2. Практическая подготовка учащегося
- Может делать работы в
- Может самостоятельно
Excel, Power point, Word, но
делать работы в Excel, Power
требуется помощь педагога;
point, Word, но работы не
- работает с помощью
всегда качественные;

26

Высокий
(В)
- Знает правила техники
безопасности при работе с
компьютерной техникой;
- может рассказать об
основных этапах работы в
компьютерных программах;
- хорошо и без ошибок
разбирается в основах
компьютерной грамотности
изучаемых на первом году
обучения.

Специальные термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием

- Качественно изготавливает
персонажей, декорации;
- хорошо и самостоятельно
работает по готовому

разделам учебно-тематического
плана программы
соответствие практических умений и
навыков программным требованиям

педагога;
- слабо получается создавать
цифровые работы;
- не умеет работать
коллективно и малыми
группами, требует к себе
много внимания.

- может неплохо работать по
готовому сценарию;
- получается создавать
цифровые работы;
- умеет работать
коллективно и малыми
группами.

2.2 Владение специальным
оборудованием и оснащением/
отсутствие затруднений в
использование специального
оборудования и оснащения
2.3 Творческие навыки/
креативность в выполнении
практических заданий.

Ребёнок испытывает серьёзные
затруднения при работе с
оборудованием, отказывается
работать.

Ребёнок работает на нужном
оборудовании с помощью
педагога.

Не может выполнить
простейшие практические
задания педагога.

Самостоятельно выполняет
практические задания на основе
образца.

27

сценарию;
- хорошо создает
анимационные зарисовки в
пройденных техниках;
- умеет работать
коллективно и малыми
группами. Часто становится
лидером в группе.
Работает с оборудованием
самостоятельно, почти не
испытывает затруднений.
Осуществляет достаточный
творческий подход в
выполнении практических
заданий.

3.4.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При работе используются задания и упражнения на 20 мин. Если работа большая, то
она делится на части, а в перерывах проводятся разминки для глаз, физкультурные минутки.
Упражнения чередуются с объяснением, обсуждением, работой в тетрадях, просмотром
работ.
Программа «Компьютерная грамотность - первые шаги» предполагает включение в
учебный процесс игровых моментов, смену видов деятельности (практической и
теоретической), проведение развивающих игр, повышенное внимание к творчески
одаренным учащимся, помогает планировать индивидуальную работу с учащимися разной
подготовки.
Наличие программно-методического обеспечения, объектно-ориентированных
программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы) позволяют
организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментальноисследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной
деятельности учащихся.

28

3.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебный кабинет, соответствующий СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 с
необходимой мебелью: ученические столы, стулья, стеллажи, шкафы для хранения
оборудования и УМК.
Материально-техническое оснащение программы:
 Ноутбуки;
 Рабочие столы;
 Проектор;
 Интерактивная доска;
 Принтер;
 Бумага;
 Ручки.
Программное обеспечение:
В качестве базового стандарта программного обеспечения рассматриваются:
текстовый редактор Word; графический редактор Power Point; электронные таблицы Excel.
Используемые программные средства обладают разнообразными графическими
возможностями, понятным интерфейсом. Эти программы русифицированы, что позволяет
легко и быстро их освоить.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий
Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).

29

3.6 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

1.
2.
3.
4.

1.

2.

3.
4.
5.
6.

Литература для педагога:
Степанова, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические
рекомендации [Текст]/ под редакцией Е.Н. Степанова – М., 2016;
Каргина, З.А. Практическое пособие для работы педагога дополнительного
образования[Текст]/ З.А. Каргина. – Изд. доп.- М.: Школьная Пресса, 2008;
Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания[Текст]/ П.И. Маленкова. – М., 2017;
Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы [Текст]/ В.А. Сластенин. – изд.3е. – М, 2015.
Литература для учащихся и родителей:
Горячев, А,В., Волкова, Т.О., Программа нетрадиционного курса информатики
без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы [Текст]/ А.В.
Горяечв, Т.О. Волкова. – Вестник образования, М. –2020, – № 10. – С.63-70;
Давыдов, В.В., Рубцов, В.В. Тенденции информатизации
образования [Текст]/ В.В. Давыдов, В.В, Рубцов. – Сов.
педагогика. -2020. 2. -С. 20-43;
Евлидова, Е.Б. Дополнительное образование детей[Текст]/ Е.Б. Евлидова. – М:
«Владос», 2004;
Ершов, А.П. Концепция информатизации образования[Текст]/ А.П. Ершов. –
Информатика и образование, 2021. – №6. – С. 3-22;
Калмыкова, 3.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости[Текст]/ З.И.
Калмыкова. – М.: Педагогика, 1981. – 234с.;
Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст]/ В.А.
Крутецкий. – М.; Просвещение, 1968. – 246 с.

Интернет-ресурсы:
1. https://www.youtube.com/watch?v=0IKU6Adczo&list=PLH9jYruSTvF5Y11doVb2KswPb8HkMUylt – Курс базовой
компьютерной грамотности;
2. https://www.youtube.com/watch?v=AjicWIkZO-I&list=PLO8AfnQnwSwOfwD4INJkYQtdTL-W0cwD – Уроки компьютерной грамотности.
Компьютер с нуля;
3. https://pcgramota.ru/ - Сайт. Компьютерная грамота. Обучение работе на компьютере.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».