В помощь педагогам и родителям!
22.11.2022
Группа в социальной сети ВКонтакте "Муниципальный координатор по ПДД": https://vk.com/club216416196?from=groups
Особенности восприятия правил дорожного движения детьми дошкольного возраста
Филиппова Ирина Борисовна,
педагог дополнительного образования МБУ ДО «СДДТ»
Психологи уже давно доказали, что дети воспринимают этот мир совершенно по –
другому, в отличие от нас взрослых, их психические процессы медленнее, чем
наши, а какие-то просто еще не развиты. И в связи с этим, ожидать от ребенка
дошкольного возраста, что наши требования по безопасному поведению на дороге он
будет воспринимать и выполнять буквально - просто бесполезно. Наоборот, наша
задача - помочь ребенку преодолеть эти трудности. В данной статье расскажу вам
об особенностях восприятия правил дорожного движения детьми дошкольного
возраста и подскажу вам, как помочь и научить ребенка безопасному поведению на
дороге.
У дошкольников практически не развито чувство опасности, а также очень
маленький запас терпения. Что делать? В первую очередь, научить ребенка пониманию,
что когда он вышел на дорогу, он - участник дорожного движения. Неумение
ассоциировать себя на дороге как пешеход, пассажир, водитель, это основная
причина несоблюдения правил дорожного движения. На прогулках с ребенком
изучайте транспортный мир, виды транспорта, части дороги. Обязательно показать,
как выглядит пешеходный светофор и как он работает. Объяснить разницу между
знаками «пешеходный переход» из предупреждающей группы (номер знака – 1:20) и
знаками особых предписаний (5:19:1, 5:19:2). Развивайте наблюдательность и
терпение. И это будет очень большой помощью и в следующей проблеме. Наблюдение
за ситуацией у детей дошкольного возраста начинается непосредственно у края
проезжей части, а чаще всего уже прямо на ней. Это не дает ребенку времени на
осмысление ситуации вокруг него, а отсюда - не правильные команды к действию.
Так же находясь на дороге рядом со взрослым, ребенок просто надеется на
правильное поведение взрослого, а свое - уже не контролирует. Наши действия -
научить его переходить дорогу только в положенных местах, подходя к наземному
пешеходному переходу, обязательно останавливается около него. Эту полезную
привычку надо довести до автоматизма. Стоя у проезжей части ребёнок должен сам
вам рассказывать, что он видит вокруг, какой горит сигнал на пешеходном
светофоре, где находятся автомобили и другие транспортные средства.
Поскольку у дошкольников органы зрения находятся на стадии развития, всё еще
сохраняется туннельное зрение, то очень часто они смотрят только в одну сторону
и чаще всего это направо. А значит, дети просто не видят автомобили,
подъезжающие к ним первыми, то есть слева. Это приводит к их непроизвольным
движениям на дороге. У ребёнка пяти лет и младше расстояние, которое он может
осмотреть, роняется примерно 3–4 метрам. С пяти лет это расстояние
увеличивается и разворачивается до пяти метров. С 6 до 7 лет зона просмотра
увеличивается до 10 метров. Но надо помнить, что надёжная ориентация
приобретается ребенком с 7 лет и старше. Здесь будут очень полезны игры на
умение ориентироваться в пространстве, находить предметы и определять, где
право, а где лево.
Дети дошкольного возраста плохо разбираются в размерах. Большой и медленный
грузовой автомобиль, детям кажется на много опаснее, чем маленький и быстрый
легковой автомобиль. Из-за маленького роста дошкольники недостаточно хорошо
видят пространство вокруг себя, шаги их на много короче, чем у взрослых, а
значит, находиться на проезжей части ребенок вынужден дольше. Центр тяжести у
них выше, чем у взрослых, что и обуславливает неуклюжесть в движении и падения
на ровном месте, а так же неумение держать равновесие. Поэтому не стоит
отпускать детей дошкольного возраста гулять одних даже во дворовых территориях.
Дети считают двор, в котором они живут, абсолютно безопасным местом.
Дети в этом возрасте не могут точно определить источники звука, откуда они
доносятся и не способны быстро принимать решения. Чем больше и труднее стоит
задача перед ребенком, тем больше времени ему требуется для принятия решения.
Если взрослому на принятие решения требуется примерно 0,8–1 секунда, то
дошкольник тратит примерно 4–5 секунд. Но и в этой ситуации, тоже можно найти
выход: на прогулке обследуйте вместе с ребенком свой двор, выделите все опасные
участки, приучите при выходе из подъезда останавливаться и смотреть по
сторонам. Коллективная ориентация у детей более развита и пример подражания для
них - это вы - родители. Если родители позволяют себе нарушать правила
дорожного движения, то и дети будут поступать также.
Правила дорожного движения, требуют к себе серьезного и ответственного
отношения. Не допускайте, что бы ваши дети дошкольного возраста самостоятельно
передвигались по улицам и дорогам. Своим личным примером показывайте правильное
поведение пешеходов, пассажиров, водителей. Не принимайте за них решения, где и
когда переходить дорогу, делайте это вместе с ними. Вырабатывайте привычку не
просто знать правила, а уметь ими пользоваться! И это обеспечит комфортное и
безопасное передвижение по дорогам вам и вашим детям!